Образовательная ситуация в подготовительной к школе группе " Путешествие в страну Грамматики"
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) по теме
Образовательная ситуация по речевому развитию в подготовительной к школе группе "Путешествие в страну Грамматики "
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Страна Грамматики | 23.39 КБ |
Предварительный просмотр:
МДОУ детский сад № 24 «Колобок»
пос. Большие-Дворы, Павлово-Посадский муниципальный район, Московской области
КОНСПЕКТ
открытой
образовательной ситуации
в подготовительной к школе группе
«Путешествие в страну Грамматики»
Образовательная область:
Речевое развитие
Воспитатель :
Роднова Татьяна
Вячеславовна
20 октября 2017 г.
2017 – 2018 учебный год
Цель: закрепить у детей знания звуко-буквенного анализа .
Задачи :
- Развивать фонематический слух, восприятие, внимание, память.
- Обобщить знания о гласных и согласных звуках.
- Формировать умение выполнять слоговой анализ слов из 1-2-3-х слогов.
- Закрепить правильное нахождение антонимов.
- Закрепить знания детей о разных видах транспорта.
- Воспитывать умение слушать ответы товарищей, оценивать свою деятельность.
Интеграция образовательных областей :
Речевое развитие, Социально-коммуникативное развитие, Физическое развитие.
Оборудование : колокольчик, конверт, карандаш, зеркало, демонстрационный материал (картинки с изображением города БУКВ и ЗВУКОВ, картинка с изображением осеннего парка, картинка с изображением буквы «Ж»), тарелочка пластиковая с манной крупой, кленовые листочки из картона (с заданиями), раскраски, аудиозапись «Реснички».
Предварительная работа :
Обучение детей делению слов на слоги. Знакомство с гласными и согласными звуками. Беседы о различных видах транспорта.
Ход НОД :
Воспитатель звонит в колокольчик.
Воспитатель: Ребята, подойдите скорее ко мне и присядьте на стульчики. У меня для вас есть маленький сюрприз! Сегодня утром в наш детский сад почтальон принес письмо, адресованное детям подготовительной к школе группы. На конверте есть обратный адрес : Страна Грамматики.
Вам интересно, что в нем написано? Тогда слушайте: « Дорогие ребята! Вам пишут жители страны Грамматики. А вы знаете, что такое грамматика? Грамматика- это наука, изучающая звуки, слова и предложения. Мы приглашаем вас в гости в нашу замечательную и волшебную страну. Мы знаем много игр и с удовольствием научим вас играть в них. А еще для вас мы приготовили много интересных испытаний и заданий, которые вы должны выполнить. Если вы справитесь со всеми заданиями, то вас ждет награда.»
Ну, что ребята, вы готовы отправиться в путешествие в страну Грамматики?
Дети : Да
Воспитатель: Как вы думаете на чем можно отправиться в путешествие? Какие у вас предложения?
Дети: В путешествие можно отправиться на поезде .
Воспитатель: А кто управляет поездом?
Дети: Поездом управляет машинист.
Воспитатель: А еще какие предложения?
Дети: В путешествие можно отправиться на самолете.
Воспитатель: А кто управляет самолетом?
Дети: Самолетом управляет летчик (пилот).
Воспитатель: А на чем еще можно отправиться в путешествие?
Дети: На автомобиле.
Воспитатель: А кто управляет автомобилем?
Дети: Автомобилем управляет водитель (шофер).
Воспитатель: Ребята, а поезд, самолет, автомобиль, корабль каким одним словом можно назвать?
Дети: транспорт.
Воспитатель: Ребята, но к сожалению в страну Грамматики не ходят поезда и не летают самолеты. Оказаться в этой стране можно только при помощи волшебного карандаша, который нам прислали в письме жители страны Грамматики. Смотрите вот он. (Воспитатель достает карандаш из конверта и показывает детям). Ребята, встаньте тихонечко рядом со стульчиком, закройте глаза и замрите, а я скажу волшебные слова: «Раз, два, три в страну Грамматики нас веди!» . Ребята, а теперь откройте глазки.
Вот мы и в волшебной стране Грамматика! Посмотрите у нас на пути кривое зеркало. И дальше сможет пройти только тот кто справится с его чарами. Посмотрите, на тыльной стороне зеркала написано задание. Я буду называть вам слово, а вы будите смотреть в зеркало и называть противоположное по смыслу слово. Каждый должен будет назвать только по одному слову. (близко- далеко…..)
Молодцы, вы справились с чарами кривого зеркала. Но пока вы смотрели в кривое зеркало, ваши глазки устали и им нужно немножко отдохнуть. Давайте сделаем гимнастику для глаз.
«Упражнение реснички» (аудиозапись).
Ну, что теперь можно идти дальше. Закрыли глазки и тихонечко пошагали на месте. А теперь открыли глазки. Смотрите мы с вами пришли в город БУКВ и ЗВУКОВ. Пока мы шли, наши ножки немножко устали, давайте сядем на стульчики и дадим нашим ножкам отдохнуть.
Ребята, а вы знаете, почему мы говорим иногда «буква», а иногда «звук»? Чем отличаются эти понятия?
Дети: Буквы мы видим, пишем, читаем.
Звуки мы слышим и произносим.
Звуки записываются буквами.
Воспитатель: Ребята, а на какие две группы подразделяются звуки?
Дети: гласные и согласные.
Воспитатель: А как отличить гласные звуки от согласных?
Дети: Гласные звуки состоят только из голоса, их можно петь. А в каждом согласном звуке есть шум. Согласные петь нельзя.
Воспитатель: Когда мы произносим гласные звуки, выдыхаемый воздух встречает какие либо преграды?
Дети: При образовании гласных звуков, выдыхаемый воздух проходит через рот свободно, не встречает никаких преград.
Воспитатель : Давайте проверим. Произнесите звук «А», «О»……
Воспитатель: А при образовании согласных звуков , выдыхаемый воздух встречает во рту препятствия или нет?
Дети: При образовании согласных звуков, выдыхаемый воздух во рту встречает различные препятствия (язык, губы, зубы, нёбо) и от этого получается шум.
Воспитатель: Давайте проверим. Произнесите звук «Б», «Ш»….
Ребята, а теперь давайте вспомним стихотворение про гласные и согласные звуки. Повторяйте его вместе со мной:
Гласные тянутся песенкой звонкой ,
Могут заплакать и закричать.
В темном лесу звать и аукать,
Но не умеют свистеть и рычать.
А согласные согласны
Шелестеть, шипеть, свистеть,
Даже фыркать и скрипеть.
Но не хочется им петь.
Воспитатель: Ребята, в этом чудесном городе БУКВ и ЗВУКОВ жители очень любят заниматься физкультурой и играть. Давайте и мы присоединимся к ним и немного поиграем. Тихонечко встали рядом со стульчиками и повторяем слова и движения вместе со мной.
В домик буквы жук влетел
Закружился и запел:
Жу-жу-жу, жу-жу-жу
Очень весело кружу!
Вот он право полетел – ж-ж-ж
Каждый вправо посмотрел.
Вот он влево полетел – ж-ж-ж
Каждый влево посмотрел.
Жук кружиться и хохочет
И на носик сесть он хочет – ж-ж-ж!
Воспитатель: А теперь ребята присели на стульчики и внимательно слушайте мои вопросы. Кто знает ответ – поднимает руку.
Воспитатель: Какой звук чаще произносим и выделяем в этой игре?
Дети: Это звук «Ж»
Воспитатель: Ребята, обратите внимание, как мы произносим этот звук. Губы округлены и несколько выпячены вперед. Зубы сближены. Широкий кончик языка приподнят к краю неба. Кончик языка дрожит. При произнесении звука воздух встречает преграду – зубы и язык.
Давайте все вместе еще раз произнесем этот звук.
Скажите звук «Ж» гласный или согласный?
Дети: Это согласный звук. Так как есть преграда.
Воспитатель: Ребята звук «ж» обозначается буквой «Ж». (воспитатель показывает картинку с изображением буквы «Ж»).
Воспитатель: Как вы думаете на какое насекомое похожа эта буква?
Дети : на жука
Воспитатель: правильно , на жука.
Послушайте шуточное стихотворение про букву «Ж»
Букву «Ж» увидав, наклонился жираф:
Побежала буква вдруг,
Да ведь это просто жук.
Воспитатель: Ребята, а давайте в тарелочке с манной крупой потренируемся пальчиком писать букву «Ж».
Воспитатель: Ребята, посмотрите какой красивый осенний парк находится в городе БУКВ и ЗВУКОВ. Осень разукрасила листья деревьев в желтые, красные и оранжевые цвета. Особенно красив осенью клен.
Ребята, тихонечко встаньте рядом со своими стульчиками и давайте покажем как ветер качает веточки клена.
(дети выполняют движения в соответствии с текстом)
Ветер тихо клен качает,
Вправо, влево наклоняет.
Раз наклон и два наклон,
Зашуршал листвою клен.
А вот и кленовые листочки. Но листочки не простые. На них написаны задания для ребят.
1 листочек : Слова можно разделить на части. Как называются эти части? (слоги).
2 листочек: Сколько слогов в слове КЛЕН
3 листочек: Сколько слогов в слове ОСЕНЬ
4 листочек: Сколько слогов в слове ЛИСТЬЯ
5 листочек: Сколько слогов в слове ЛИСТОПАД
6 листочек: Молодцы ! Ребята, вы отлично справились со всеми заданиями. И за это жители волшебной страны Грамматики» дарят вам вот эти замечательные раскраски.
Воспитатель: Вот и закончилось наше увлекательное путешествие в страну Грамматики. Пора возвращаться в детский сад.
Воспитатель берет волшебный карандаш и говорит волшебные слова: «Раз, два, три в обратно в детский сад нас веди».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Путешествие по стране Грамматики»
Занятие способствующее развитию звуко буквенного анализа и фонематического слуха....
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Путешествие по стране Грамматики»
Занятие способствующее развитию звуко буквенного анализа и фонематического слуха....
Организованная образовательная деятельность в подготовительной к школе группе «Путешествие в страну загадок»
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Физическая культура», «Социализация», «Художественное творчество».Цели:– знакомство с происхождением и природой загадок; развитие умен...
Конспект итогового занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Путешествие в страну грамматики»
Конспект итогового занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Путешествие в страну грамматики»...
конспект непосредственной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе «Путешествие в страну АБВГДейку»
автоматизация звука Р...
Сценарий образовательной ситуации в подготовительной к школе группе «Путешествие в сказку»
Сценарий образовательной ситуации в подготовительной к школе группе «Путешествие в сказку» (интеграция образовательных областей «Познавательное развитие», ...