Сценарий образовательной ситуации в подготовительной к школе группе «Путешествие в сказку»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
Сценарий образовательной ситуации в подготовительной к школе группе «Путешествие в сказку» (интеграция образовательных областей «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие»)
Цель занятия: обобщение знаний воспитанников о жанре сказка, с использованием произведений русских и зарубежных писателей, русского народного фольклора, а также расширение представлений детей о видах сказочного жанра.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
puteshestvie_v_skazku.docx | 24.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Краснослободский детский сад комбинированного вида «Улыбка» Краснослободского муниципального района Республики Мордовия
Сценарий образовательной ситуации
в подготовительной к школе группе
«Путешествие в сказку»
Воспитатель: Манина Н.М.
Краснослободск- 2023
Сценарий образовательной ситуации
в подготовительной к школе группе
«Путешествие в сказку»
(интеграция образовательных областей «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие»)
Цель: обобщение знаний воспитанников о жанре сказка, с использованием произведений русских и зарубежных писателей, русского народного фольклора, а также расширение представлений детей о видах сказочного жанра.
Задачи: Образовательные: - Закрепить знания детей о жанре сказка, его основных особенностях; - Закрепить в памяти детей знакомые сказки и умение узнавать их по иллюстрациям, главным героям, фрагментам и предметам; - Расширить представления детей о видах русских народных сказок.
Развивающие: - Развивать мышление, память, воображение; - Развивать связную речь, слуховое и зрительное внимание; - Развивать умение делать простейшие умозаключения и выводы; - Развивать мелкую моторику рук.
Воспитательные: - Воспитывать эмоциональную отзывчивость, эмпатию; - Воспитывать интерес и любовь к сказкам; - Воспитывать целеустремленность и настойчивость в поиске решения возникающих проблем.
Материалы: Письмо от Алёнушки из сказки, карточки с изображением букв, магнитная доска, телевизор, компьютер, презентация, волшебная шкатулка, карточки с иллюстрациями сказок, цветной картон, бисер, бусины, стразы . Предварительная работа: Чтение русских народных и авторских сказок, рассматривание иллюстраций к ним, разгадывание загадок на тему «Сказки». Беседы об авторах сказок. Изучение основных особенностей сказочного жанра. Изготовление поделок в технике плетение из бумажных полос.
Ход образовательной ситуации.
1.Введение в игровую ситуацию.
Цель: создание интересной мотивации к познавательной деятельности. Требования: ситуация, включающая детей в игровую деятельность; обращение к личному опыту детей; создание условий для возникновения у детей внутренней потребности включения в деятельность.
Дети заходят в группу.
- Ребята, сейчас я предлагаю улыбнуться друг другу, ведь улыбки всегда радуют и поднимают настроение. - Сегодня, к нам в группу пришло письмо. Вы хотите, чтобы я его прочитала? (Да, хотим.)
«Здравствуйте, дорогие ребята и воспитатели! Пишет вам Аленушка. Я обращаюсь к вам за помощью. Мой непослушный братец Иванушка потерялся и я отправилась на его поиски. Злая Баба-Яга заколдовала все пути и дорожки в мою сказку и нет мне теперь обратной дороги домой. Я знаю, что расколдовать дорогу и выполнить все задания хитрой Бабы-Яги смогут только те, кто знает многое про сказки и любит их всем сердцем! Для того, чтобы попасть к ней, вам необходимо будет выполнить задание, которое находится в письме. Помогите мне, пожалуйста!»
-Ребята, вот такая беда приключилась с Аленушкой! Мы сможем ей помочь? (Да, сможем.)
- Почему вы хотите помочь Аленушке? (Потому что мы всегда помогаем тому, кто в беде, выручаем всех. Мы дружные ребята.)
-А почему вы думаете, что у вас получится помочь Аленушке? Ведь у Бабы – Яги вероятнее всего вопросы будут достаточно сложные. Мы много с вами о сказках знаем? Сможем отвечать на вопросы и выполнять задания? (Да, мы много читали сказок, много уже о них знаем. Сможем на вопросы ответить.)
Воспитатель достает из письма буквы и загадки. Подходит с детьми к столу и магнитной доске.
- Ребята, здесь я вижу, находятся загадки и буквы. Аленушка просит разгадать загадки и из первых букв слов-отгадок, составить слово, собрав которое вы сможете придти ей на помощь. Вы поняли задание? (Да. Мы поняли)
- Вы будете выбирать нужную букву и прикреплять ее на магнитную доску. 1. Красна девица грустна, ей не нравится весна. Ей на солнце тяжко, слѐзы льѐт бедняжка. (Снегурочка.)
- А вы уверены, что это Снегурочка, почему вы так решили? (Снегурочка - внучка Деда Мороза, ей хорошо зимой. Когда приходит весна, она начнет таять на солнышке.
2. На сметане мешѐн, на окошке стужѐн. Круглый бок, румяный бок, покатился … (Колобок.)
3. Всех излечит, исцелит добрый доктор…(Айболит.)
4. Она красива и мила, а имя еѐ от слова зола? (Золушка.)
5. Толстяк живѐт на крыше, летает он всех выше (Карлсон.) - Вы уверены, что это Карлсон? (Да он живет на крыше. Он любит варенье и поэтому толстенький.)
6. Братишка ей не подчинился, И вот в козлѐнка превратился, Когда водицы из копытца Он в жаркий день решил напиться. (Алѐнушка.)
Дети находят первые буквы слов-отгадок и размещают их на магнитной доске.
- Ребята, а теперь давайте прочитаем слово, которое у вас получилось. Дети читают с помощью указки слово «С К А З К А».
- И куда же мы с вами отправимся? (Мы отправимся в сказку!)
- Ребята, а что нужно для того, чтобы попасть в сказку? ( Волшебная палочка, ковер-самолет, волшебник, волшебные слова или заклинания.)
- А какие мы с вами знаем волшебные слова? (Крибле, крабле, бумс. Крэкс, пэкс, фэкс. По щучьему велению, по моему хотению. Земля прощай, в добрый путь.)
- «Детский сад, прощай, в добрый путь» - как раз то, что надо для нас надо. Давайте все вместе произнесем волшебные слова….
Дети произносят, звучит волшебная музыка и на экране появляется изображение сказочной страны.
2. Актуализация знаний и умений.
Цель: выделение важных знаний у детей, необходимых для открытия нового знания. Требования: актуализация изученных способов действия и знаний, достаточных для построения нового знания.
На экране появляется изображение Бабы-Яги.
Б-Я: Здравствуйте, здравствуйте! Вы что же, хотите попасть в сказку? ( Да, мы хотим.)
Б-Я: А знаете ли вы, что я стою на входе в сказочный мир и охраняю его. И просто так, вас не пропущу.
Воспитатель: Б-Я, а что же нам надо сделать, чтобы ты нас пропустила?
Б-Я: Мне, знаете ли, скучно живется в волшебном лесу. Даже поговорить не с кем. А я, между прочим, интеллектуальные игры люблю!!! Вот и хочу я вам предложить в такую игру сыграть. Я буду вам вопросы задавать о сказках и давать волшебные задания. И если вы с ними справитесь, так и быть, проходите в волшебное ЦарствоГосударство.
- Ребята, ну что будем играть с Б-Я в игру? (Да, будем.)
- Ребята, а ведь у Бабы - Яги сложные вопросы будут. Мы много с вами о сказках знаем? Сможем на вопросы ответить? (Да, мы много читали сказок, много уже о них знаем. Сможем на вопросы ответить.)
Б-Я: Ну тогда приготовьтесь, первый вопрос: а что же такое сказка? (Сказка это литературный жанр, в котором описываются вымышленные, нереальные события. Сказки бывают авторскими и народными. Народными называют такие сказки, автор которых нам неизвестен. Они передавались из уст в уста, потому что люди еще не умели писать. Когда эти сказки стали записывать, то автора уже никто не помнил. Авторские сказки - это такие сказки, автора которых мы знаем.)
Б-Я: Молодцы! А как же отличить сказку от рассказа? (У рассказа всегда есть автор, а сказка может быть народной.) (В рассказе описываются события, которые могли происходить на самом деле, а в сказке происходит волшебство.)
Б-Я: Что-то очень легкие вопросы я вам задаю. Предлагаю вам выполнить следующее задание. В группе найдите волшебную шкатулку со сказками. Отгадайте названия этих сказок.
Дети находят шкатулку, в которой находятся картинки из сказок.
Воспитатель: Ребята, я думаю, что если мы разделимся на две команды, то быстрее справимся с этим заданием. И Аленушке быстрее поможем. Поделитесь на две команды, садитесь на стульчики. Половину картинок вашей команде, а вторую – вашей. Посоветуйтесь недолго и выберите одного человека, который назовет сказки. Дети совещаются и называют знакомые им сказки.
Б-Я: Хорошо! Много вы знаете про сказки! Можете проходить в сказочную страну. На экране появляется иллюстрация волшебного царства-государства. Б-Я: А теперь скажите, зачем вы пришли в нашу сказочную страну? (Мы хотим помочь Аленушке. Она не может вернуться к себе домой.)
Б-Я: Ха-ха-ха! Это я вредничаю…ее околдовала, да запутала! Да справитесь ли вы с моими заданиями? (Справимся! Мы не боимся. Мы много знаем.)
3. Затруднение в игровой ситуации.
Цель: организация анализа детьми возникшей ситуации, подведение их к выявлению места и причины затруднения. Требования: создание ситуации затруднения; фиксация в речи причины затруднения.
Б-Я: Ну, хорошо! Чтобы помочь Аленушке вернуться домой, вы должны ей помочь вспомнить из какой она сказки. Я так ее заколдовала, что она никак не может это вспомнить. Для этого – первое задание. Поиграйте со мной в викторину.
На экране появляются Вопросы викторины.
1. Кто прогнал лису в сказке «Заюшкина избушка»? (петух)
2. «Битый небитого везет...». Кому принадлежат эти слова? (лиса)
3.Кто проучил козу в сказке «Коза-дереза».
4. Как удалось солдату, сварить кашу из топора?
5. Какой сказочный персонаж использует как средство передвижения метлу и ступу?
6. Какое животное помогает Ивану-стрельцу, в сказке «Жар-птица и Василиса прекрасная?»
Б-Я: Задам я вам вопрос посложнее: А какие виды русских народных сказок вы знаете? Дети: не знают что ответить.
Б-Я: (смеется). Ну что не знаете!!!
4. Открытие нового знания.
Цель: организация диалога педагога с детьми, направленного на открытие нового знания. Требования к организации этапа: организация подводящего диалога с целью открытия нового знания; фиксация нового знания в речи и знаково; создание ситуации успеха.
- Ребята, вы попали в затруднительную ситуацию? Как же нам быть, у кого вы можете узнать, какие бывают виды русских народных сказок? (Мы можем посмотреть в интернете, можем прочитать в книге, можем позвонить, можем спросить у взрослого.)
Дети: Анна Александровна, подскажите нам!
Воспитатель: Ребята, отгадайте мои загадки и тогда вы узнаете первый вид РНС. Девочка зашла в избушку, Видит, стол стоит, три стула. На каждом стуле посидела, И у Мишки кашу съела. («Три медведя») Мама деточек учила, дверь чужим не открывать, не послушались детишки, и попали к волку в пасть. («Волк и семеро козлят») На болоте оба жили, Друг к другу свататься ходили, Но не смогли договориться, Упрямство свойственно и птицам. («Журавль и цапля») - Кто герои этих сказок? (Животные)
- Сказки, где главными героями выступают волк, лиса, заяц, медведь, кот, птицы, рыбы называются сказками о животных. Какие вы еще знаете сказки о животных? ( «Колобок», «Заюшкина избушка», «Репка», «Теремок», «Лисичка- сестричка и серый волк», «Коза-дереза», «Кот, козел да баран.) - Какая в сказках лиса (медведь, заяц, волк, петух)? (Лиса хитрая, волк жадный и злой, медведь глупый, петух храбрый.)
- Итак, ребята как же называется первый вид русских народных сказок? (Сказки о животных.)
- Второй вид русских народных сказок это - бытовые. В них рассказывается о ситуациях из жизни людей, их каждодневных занятиях, о горе и о радости. Бедных людей часто обижают богатые и злые и чтобы добиться справедливости, главному герою приходиться проявить ум, смекалку, хитрость. В этих сказках злобу, жадность и глупость побеждают не волшебство, а доброта, смелость, находчивость и чувство юмора. Героями бытовых сказок могут быть люди и животные. Итак, ребята, как же называется второй вид РНС? (Бытовые сказки.)
Воспитатель: Ребята, существует всего 3 вида русских народных сказок. Два вы уже знаете, мне осталось рассказать о третьем. Посмотрите на доску. Догадайтесь, из каких сказок эти герои. Дети смотрят и называют названия сказок. - Все это волшебные сказки. Волшебные сказки - самые древние. Именно они начинаются с зачина: « В тридевятом царстве, в тридесятом государстве …». В волшебных сказках главный герой сражается с нечистыми силами : с Бабой- Ягой, Кощеем Бессмертным, змеем Горынычем. Победить их ему помогают чудесные помощники и волшебные предметы. В роли чудесных помощников могут выступать животные – конь, волк, птицы, рыбы. В конце волшебных сказок герой одерживает победу над нечистыми силами. Почему? (Главный герой — сильный и добрый. Добро вознаграждается, а зло наказывается. Добро всегда побеждает зло.)
- Ребята, сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок. И нас с вами сказка учит тому, что добрый и сильный человек всегда победит несправедливость и зло пройдя через испытания. Итак, ребята, как называется последний вид русских народных сказок? (Волшебные!)
5. Включение нового знания в систему знаний.
Цель: закрепление у детей нового знания в играх и упражнениях. Требования к организации этапа: соответствие используемых игр цели занятия; индивидуальные затруднения в играх; ситуация успеха в совместной деятельности.
Б-Я: Ну что! Теперь узнали, какие виды русских народных сказок бывают? (Дети отвечают)
Б-Я: Правильно! Но, чтобы Аленушке найти дом в своей сказке вы должны выполнить последнее задание. Положите картинки из бытовых сказок в одну коробку, про животных – в другую, а волшебные – в третью. Если выполните задание, то верну я Аленушку в сказку. Дети подходят к столу и, сообщаясь, выполняют задание.
Б-Я: Ну, молодцы! Вот это детки умные! Со всеми заданиями справились! Верну я Аленушку домой. Да очень далеко она оказалась. Помогите ей быстрее домой добраться. А я с вами прощаюсь. Да и вам пора в садик возвращаться.
Звучит волшебная музыка изображение Бабы-Яги пропадает.
- Ребята, как же мы можем помочь Аленушке быстрее вернуться домой? (Сказать волшебные слова, позвать волшебного коня и др.)
- А как вы смотрите на то, чтобы сделать для нее волшебный ковер-самолет. Мы ведь с вами умеем плести из полосок. (Мы хотим сделать ковер-самолет) Дети проходят за столы и выполняют работу. На экране появляется Аленушка.
Аленушка: Спасибо вам, дорогие ребята! Вы мне очень помогли. А ваш волшебный ковер-самолет мне очень пригодиться!!! До встречи в сказках! (Дети прощаютя с Аленушкой)
6. Итог занятия.
Цель: организация рефлексии и самооценки детьми своей деятельности. Требования к организации этапа: организация анализа детской цели; фиксация нового знания в речи; определение выполнения взрослой цели; создание ситуации успеха в совместной деятельности.
- Ребята! Где мы с вами сегодня были? (В сказочной стране. В сказке. В волшебной стране)
- Зачем мы туда отправились? (Мы помогли Аленушке вернуться домой.)
- Почему мы смогли помочь Аленушке? (Мы выполняли задания Бабы-Яги. Мы смогли выполнить все задания. Ответили на все вопросы).)
- Какие новые знания помогли вам это сделать? (Мы узнали какие бывают сказки. Они могут быть волшебными, бытовыми, с животными.)
- Что было самым интересным? (Викторина. Как мы узнавали сказки)
- Было что-то трудное? (Трудно плести коврики.)
- Ребята, вы молодцы! Я уверена, что всегда будете любить сказки, много читать. Вы всегда будете приходить на помощь тому, кто в этом нуждается, как учат нас сказки. Вы очень добрые ребята, я горжусь вами! На этом наше занятие закончилось.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений в подготовительной к школе группе "Путешествие по сказке "Гуси-лебеди"
Конспектнепосредственно образовательной деятельностипо формированию элементарных математических представленийв подготовительной к школе группе...
КОНСПЕКТ ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ для детей подготовительной к школе группы «Путешествие по сказке»
Программное содержание: 1. Закреплять умение соотносить число предметов с цифрой в пределах 10. 2. Закреплять счёт в пределах 11. 3. Повторить состав числа 6 из 2-х меньших чисел. 4. Продолжать уч...
Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной к школе группе "Путешествие в зимнюю сказку"
Коснпект НОД по познавательному развитию составлен в соответствии с ФГОС. Предназначен для использования в работе воспитателями подготовительных групп ДОУ....
Образовательная ситуация в подготовительной к школе группе " Путешествие в страну Грамматики"
Образовательная ситуация по речевому развитию в подготовительной к школе группе "Путешествие в страну Грамматики "...
КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО - ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ Путешествие в сказку «Как гусь всем завидовал»
Задачи. Развитие связной речи. Совершенство¬вание навыков фонематического анализа. Совершенствование навыков чтения и печатания. Развитие речевого слуха. Развитие общей моторики, ловкости. Развити...
Конспект непосредственно - образовательной деятельности в подготовительной к школе группе Путешествие в сказку «Как олененку маму искали» Моделирование сказки Учитель – логопед: Шипилова Л.М.
Конспект непосредственно - образовательной деятельности в подготовительной к школе группе Путешествие в сказку «Как олененку маму искали»Моделирование сказки...
Проект в подготовительной к школе группе : "Путешествие в зимнюю сказку"
Проект в подготовительной к школе группе: "Путешествие в зимнюю сказку"...