В ГОСТЯХ У СКАЗКИ КУРОЧКА РЯБА
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
Цели:
-Закреплять умение детей делить предложения на слова, слова на слоги и звуки.
-Упражнять в определении гласных и согласных звуков.
-Учить детей подбирать определения к существительным.
-Продолжать учить детей разгадывать загадки и ребусы.
-Воспитывать интерес к занятию,желание заниматься вместе со всеми.
Демонстрационный материал:
Таблица-дом, карточки с изображением деда и бабы для дид. игры «Угадай, как зовут?».
Раздаточный материал:
Карточка для звукового анализа слова «баба» на каждого ребенка и фишки красного, синего цветов; набор полосок для работы над предложением.
Оборудование:
Магнитофон, кассета с музыкой.
Ход занятия.
1.Организационный момент
«Круг дружбы»
2.Основная часть
Воспитатель:
- Ребята, послушайте стихотворение, которое я вам прочитаю.
«Слушай,
Что же это звенит?
Может быть, звенит и ползет
Реактивный самолет?
Сам летит и сам поет?
Может быть мохнатый жук
Только что покинул сук?
Жук ничем не знаменит,
Скучно-вот он и звенит?
Нет ни мухи,
Ни жука,
Нет ни грома,
Ни гудка... (Р.Сеф)
Воспитатель:
- Ребята, скажите, что же может так звенеть?(Ответы детей.)
«Вслушайся: звенит одна
В целом мире тишина!»
- Ребята,но тишину нарушают разные звуки. Угадайте ,что же это за звуки и шумы
(Дети отворачиваются , и определяют звуки, которые создает воспитатель:шуршание пакетом, листание страниц книги, удары мяча об пол и т.д.).
Воспитатель:
- Мы слышим шум дождя, пение птиц.-это все звуки окружающего мира. А еще мы слышим друг друга, когда разговариваем. Мы слышим звуки нашего голоса. Они сливаются и получаются слова и мы понимаем друг друга.
- А какие это звуки?
Затем воспитатель пропевает а-а-а, о-о-о, у-у-у....
Воспитатель:
- Что же это за звуки:и,э,ы,е?
Дети:
- Гласные звуки!
Воспитатель:
- Давайте попробуем поиграть с ними. Их можно петь.
Д/и «Кто дольше протянет гласный звук».
Воспитатель:
- Если вы будете внимательны, то узнаетепо губам , какой гласный звук я произнесу беззвучно.
Д/и « Угадай , что я сказала?»
Воспитатель:
- Звуки только и думают , как с нами в прятки поиграть.А также считают, что вы их не найдете в словах. Попробуем?
- Я кидаю вам всем по очереди мячик, и называю слово, а вы называете, какой гласный звук там спрятался.
Бак, мак, рак
Рог, нос, рот, сок
Кит, мир, пир
Суп, сук, лук
Сыр, рысь
Мэр, сэр...
Воспитатель:
- А теперь наоборот. Я называю вам гласный звук , а вы слово (дети называют свои слова).
- Ребята, в слове может спрятаться не один гласный звук, а несколько, например: со-ба-ка, ры-ба, сказ-ка( зазвучала волшебная музыка)
- Ой, ребята, я сказала слово «сказка»и к нам в гости просится сказка, а какая, вы должны угадать.
- Жи...бы...де...и ба... . И бы... у ни... Ку...Ря... . Сне... Ку... я... не про..., а зо... . Де... би..., би... – не раз... . Ба... би..., би... – не разби... . Мыш... бе... , хво... мах... , я... упа... и разби... .
Дети называют сказку.
Воспитатель:
- Правильно , ребята. Это сказка- «Курочка Ряба».
- Давайте на столах полосками выложим название сказки.
- Сколько слов в этом предложении?
Дети:
- 2 слова
Воспитатель:
- А теперь вспомните предложение из сказки из 3-х слов (2-х слов) и выложите на столе.
Снесла курочка яичко .-3 слова
Дед плачет - 2 слова
Курочка кудахчет-2 слова
Воспитатель:
- Молодцы, ребята , справились с этим заданием!
- А теперь мы поиграем с вами в игру «Живые слова».
Воспитатель вызывает 3-х детей.
Воспитатель:
- Мы сейчас поиграем с вами с предложением « СНЕСЛА КУРОЧКА ЯИЧКО
Воспитатель переставляет детей произвольно, а дети называют предложения, которые в результате этого получились:
Снесла курочка яичко.
Яичко снесла курочка.
Воспитатель:
- Курочка яичко снесла.
- На сказочной улице. Которая называется « Курочка Ряба», есть дом, в котором живут герои сказки.
- Дед, баба, мышка, курочка.
(1слог) (2слога) (2слога) (3слога)
На доске повесит таблица-дом, в котором 3 этажа. 1-ый этаж-3окна, 2-ой этаж-2 окна, 3-ий этаж-1- окно.
Воспитатель:
- Ребята. Нам надо расселить героев сказки по этажам. На первом этаже живет герой , в названии которого 3 слога и т. д.
Дети расселяют на первом этаже-слово «ку-роч-ка». На втором этаже –слова «ба-ба», «мыш-ка». А на третьем- слово «дед».
Воспитатель раздает детям карточки с изображением бабы и фишки для звукового анализа слова «БАБА».
Воспитатель:
- Сколько слогов в этом слове?
Дети: 2 слога
Воспитатель:
- А звуков?
Дети : 4 звука.
Воспитатель:
- Фишками ( красными и синими) выложите это слово на своих карточках, затем проверте на доске.
- Ребята, а вы хотите угодать имена дедушки и бабушки?
Дети: Да!
Воспитатель:
- Попробуйте! Воспитатель вывешивает карточки деда и бабы, на которых зашифрованы имена героев. Вместо букв помещены картинки.
Карандаши-«к»
Очки-«о»
Лейка-«л»
Яблоко-«о» КОЛЯ
Мячь –«м»
Шар-«ш»
Автобус –«а» МАША
Воспитатель:
- Молодцы, ребята. Справились и с этим заданием!
- А какими вы себе представляете героев сказки? ( Дети описывают).
Дед-старый, высокий, худощавый...
Баба-старенькая, седая, добрая, приветливая...
Курочка-большая, рябая,пестрая...
Мышка- серенькая, маленькая, проворная...
Воспитатель:
- А как по другому можно ласково заменить слово «баба»?
Дети :Бабушка, бабуличка...
Воспитатель:
- А слово «дед»?
Дети :Дедушка, дедуся, дедуличка...
Воспитатель:
- Ну вот, ребята, мы побывали с вами в сказке «Курочка Ряба», а теперь нам пора возвращаться в детский сад.
«Покрутись, повертись, в детский садик возвратись».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе Тема: «В гостях у сказки «Курочка Ряба».
Цели:-Закреплять умение детей делить предложения на слова, слова на слоги и звуки.-Упражнять в определении гласных и согласных звуков.-Учить детей подбирать определения к существительным.-Продолжать у...
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе Тема: «В гостях у сказки «Курочка Ряба».
конспект предназначен для воспитателей старших групп детского сада....
Непосредственная образовательная деятельность: "В гостях у сказки Курочка Ряба".
Конспект занятий с детьми Службы ранней помощи. Цель занятия- формировать навыки игрового взаимодействия детей и взрослых посредствам русской народной сказки «Курочка Ряба»....
Конспект интегрированной образовательной деятельности в младшей группе "В гостях у сказки "Курочка Ряба"
Занятие проводится во 2 младшей группе с целью познакомить детей с техникой "пластилинографии"-размазывание пластилина тонким слоем от центра к краям шаблона, воспитывать доброту и забо...
КОНСПЕКТ Непосредственной образовательной деятельности « В гостях у сказки "Курочка Ряба».
Конспект поможет построить образовательную деятельность по данной теме в соответствии с ФГОС ДО....
Конспект открытого занятия по развитию речи в первой младшей группе через использование опорных схем и планов» «В гостях у сказки «Курочка Ряба»
Тип занятия: интегрированное занятие.Возраст: 2-3 года.Форма непосредственно образовательной деятельности: беседа, игровая ситуация, подвижная игра.Форма организации: группа.Цель:...
Конспект непосредственно образовательной ситуации с использованием икт (возрастная группа детей 3-4 года) «В гостях у сказки Курочка Ряба».
Конспект непосредственно образовательной ситуации с использованием икт (возрастная группа детей 3-4 года) «В гостях у сказки Курочка Ряба».Программное содержание: знакоми...