Конспект ООД по обучению грамоте «Путешествие в страну «Пиши – читай»
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему

Конспект ООД по обучению грамоте «Путешествие в страну «Пиши – читай»

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «Путешествие в страну

«Пиши-читай»

Цель: воспитывать любовь к чтению и грамматике, чувство товарищества, желание прийти на помощь другим; закреплять умение детей делать звуковой анализ слов; закрепить знания об особенностях гласных и согласных звуков; развивать умение составлять предложения из заданных слов; совершенствовать умение читать зашифрованные слова по первым звукам картинок, писать печатными буквами; закреплять умение считать в обратном порядке от 1 до 20; упражнять в слитном чтении.

Предварительная работа: Дидактические игры «Разгадай слово», «Назови парный звук». Составление предложений из заданных слов. Составление схем составленных предложений, звуковой анализ слов.

Материалы: буквы (алфавит), слова-предложения на цветном картоне, листочки и ручки, пеналы с цветными фишками, д/и «Угадай, как нас зовут?», кроссворд в картинках, простые карандаши, буквенно-числовые карточки от 1 до 20, 2 письма, посылка.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, сегодня к нам на занятие пришло много гостей…

В группу входят воспитатель соседней группы и говорит: «Вам письмо».

Воспитатель: Большое спасибо. Кто бы это мог быть? (зачитывает письмо вслух…)

Письмо Пиши-читая.

  Здравствуйте, дорогие ребята! Пишет вам Пиши-Читай. Моя давняя знакомая – Царица Математика - рассказала мне какую неоценимую помощь вы оказали ее математическому царству. Теперь и мне нужна ваша помощь. Дело в том, что в стране Пиши-Читай недавно побывала вредная злодейка – Опечатка. Она просто обожает безграмотность, ошибки и всякую неразбериху! Сначала она перемешала все буквы в алфавите, потом слова в предложениях. Заколдовала моих жителей, зашифровав их имена. А жители, забыв свои имена, совершенно забыли названия самых обычных предметов. На прощанье Опечатка рассмеялась и весело сказала, что теперь никто и никогда из моих жителей не сможет ни читать, ни писать, ни сделать звуковой анализ слов. А самое главное, она сказала, что очень скоро все дети разучатся читать и писать.

  Дорогие ребята! Мне известно, что вы без пяти минут школьники и, стало быть, уже знакомы с грамотой. Помогите нам, пожалуйста! Нельзя допустить, чтобы все дети остались безграмотными. Помогая нам, вы пройдете самое настоящее испытание на готовность к школе. Очень надеюсь на вашу смелость и отзывчивость. Ваш друг Пиши-Читай.

- Ребята, будем делать?

Дети: Надо помочь!

Воспитатель: Как, вы уже знаете, что в волшебную страну можно попасть только пройдя пароль, а выйти из нее будет еще сложнее.

Прохождение пароля.

Цель: закрепить знания детей о русском алфавите, о гласных и согласных звуках.

Дети выстраиваются в колонну, поочередно отвечают на вопросы воспитателя:

  1. Сколько букв в русском алфавите? (33)
  2. Сколько гласных букв в алфавите? (10)
  3. Сколько согласных букв? (21)
  4. Какие буквы не относятся ни к гласным, ни к согласным и сколько их? (2 буквы – Ъ, Ь)
  5. Как, с какой буквы пишутся имена и фамилии? (С заглавной буквы)
  6. Что ставится в конце предложения? (Точка)
  7. Какая буква похожа на жука? (буква «Ж»)
  8. Какая буква похожа на четверку или перевернутый стул? (буква «Ч»)
  9. Назови самый короткий звук. (Й)        
  10. Какие звуки самые длинные, протяжные, певучие? (Гласные)

Воспитатель: Молодцы, ребята! Вот мы и оказались в стране Пиши-Читай. А вот и первое задание. Ребята, как вы знаете, русский алфавит состоит из 33 букв, а буквы, в свою очередь, делятся на звуки.

Работа с алфавитом.

Цель: закрепить знания детей о гласных Йотированных звуках, о только твердых и мягких согласных звуках, не имеющих парного (мягкого или твердого) звука.

Воспитатель: Ребята, Опечатка смешала и перепутала весь алфавит. Нам нужно найти и назвать гласные буквы. Сколько их всего? (10). Назовите и покажите их.

Дети: А-Я, О-Е, Ы-И, Э-Е, У-Ю.

Воспитатель: Есть ли среди них особенные? Назовите их.

Дети: Буквы Е, Е, Ю, Я.

Воспитатель: А что в них особенного?

Дети: Эти гласные буквы имеют два звука, один из которых мягкий согласный звук «Й».

Воспитатель: Правильно, молодцы! Есть ли среди согласных букв особенные? Назовите и покажите их.

Дети: Есть. Буквы Й, Ч, Щ всегда мягкие, потому что у них нет твердого парного звука. Буквы Ж, Ш, Ц –  всегда твердые, т.к. у них нет мягкого парного звука.

Воспитатель: Молодцы, ребята! А теперь следующее задание: из слов нужно составить предложение и прочесть его.

Работа за столами. Составление предложений из предложенных слов. Зарисовка схемы предложения. Составление звукового анализа слов.

Цель: закреплять умение детей составлять предложения из заданных слов; упражнять в умении зарисовывать схему предложения, выделяя первое слово в предложении и имена с большой буквы, обозначать предлоги в виде маленькой черточки, ставить точку в конце предложения; закреплять умение делать звуковой анализ слова, аргументировать свои действия.

На столе лежат полоски цветного картона (разной длины, в зависимости от количества букв в слове): красного, синего, желтого, зеленого, оранжевого. На обратной стороне каждой полоски написано слово. Дети работают в парах. Каждая пара выбирает цветные полоски какого-либо цвета и садится за стол.

Дети выкладывают слова в нужной последовательности, чтобы получилось предложение.

Предложения:

1. Катя и Оля рисуют красками.

2. Дима и Саша играют с конструктором.

3. В школе дети читают и пишут.

4. Каждое утро дети делают зарядку.

5. В детском саду дети танцуют и поют.

Воспитатель: Молодцы, ребята, а теперь нарисуйте схему своего предложения.

Дети рисуют каждый свою схему.

Воспитатель: Ребята, почему у вас первое слово в предложении обозначено большой буквой?

Дети: Потому что первое слово в предложении всегда пишется с большой буквы.

Воспитатель: А почему у некоторых из вас третье слово в предложении тоже обозначено большой буквой?

Дети: Потому что имена и фамилии всегда пишутся с большой буквы.

Воспитатель: Молодцы, ребята! А теперь составьте звуковой анализ слов: рисуют, играют, читают, делают, танцуют.

Каждая пара делает звуковой анализ своего слова.

Воспитатель: Ребята, послушайте предложение: «Девятого мая прозвучал салют Победы». А теперь назовите слово, в котором есть буква «Ю».

Дети: Это слово «Салют».

Воспитатель: Правильно, молодцы. А теперь выложите слово «Салют» буквами и сделайте все звуковой анализ этого слова.

Дети выкладывают слово «Салют» буквами и делают звуковой анализ.

Воспитатель: Ребята, а почему в слове «Салют» у буквы «Ю» только один звук, а в словах «рисуют», «играют», «читают», «делают», «танцуют» у вас буква «Ю» обозначена двумя звуками?

Дети: Потому что, если буквы «Е», «Е», «Ю», «Я» стоят после гласной буквы, они дают два звука, один из которых мягкий согласный звук «Й».

Воспитатель: Молодцы, ребята, вы прекрасно справились с заданием. А теперь давайте немного отдохнем.

Под фонограмму песни «Алфавит» дети поют и выполняют музыкально-ритмические движения:

Тридцать три родных сестрицы, писаных красавицы,

На одной живут странице, а повсюду славятся.

А, Б, В, Г, Д, Е, Ж – прискакали на еже,

З, И, Ка, эЛ, эМ, эН, О – дружно вылезли в окно,

П, Р, С, Т, У, Ф, Ха – оседлали петуха,

Ц, Ч, Щ, Ы, Э, Ю, Я – вот и вся моя семья!

Воспитатель: Отдохнули немного? Теперь пора за дело приниматься. Ребята, Опечатка зашифровала имена жителей страны Пиши-читай. Мы должны им помочь прочесть их имена по первым буквам этих картинок.

Цель: закреплять умение детей читать «зашифрованные» слова по первым буквам картинок.

Ход игры: дети берут листы картона, перевернутые вниз картинками. На каждом листе изображен мальчик или девочка, под ними наклеены в ряд несколько мелких картинок. По первым буквам этих картинок дети читают и называют имя «жителя» страны Пиши-Читай.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Вам удалось расколдовать жителей страны Пиши-Читай, теперь они обязательно вспомнят свои имена. А теперь задание еще более усложняется: для того, чтобы жители страны Пиши-Читай вспомнили названия окружающих их предметов, нам необходимо решить кроссворд и вписать в него названия некоторых предметов.

Цель: закреплять умение детей узнавать и называть картинки и правильно вписывать (печатать) слова в пустые клетки кроссворда.

Ход игры: дети называют изображенные предметы и пишут простыми карандашами печатным шрифтом нужные слова.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Страна Пиши-читай спасена! Вы прекрасно справились со всеми заданиями, и теперь в волшебной стране царит порядок. А нам пора возвращаться домой, в свой родной детский сад, но для этого необходимо пройти пароль на выход из волшебной страны. Для этого вам нужно разложить числовые карточки от 1 до 20 в обратном порядке. Если вы все сделаете правильно, то узнаете пароль.

Цель: закреплять умение детей выкладывать числовой ряд от 1 до 20 в обратном порядке, упражнять в слитном чтении.

Ход игры: числовые карточки разложены на ковре в хаотичном порядке. Дети по очереди выкладывают числовой ряд от 1 до 20 в обратном порядке. После того как задание будет выполнено, воспитатель просит детей закрыть глаза, переворачивает карточки, дети открывают глаза и хором читают надпись.

Пароль: «Здравствуй, школа!»

Воспитатель: Ну, вот мы и дома! Скажите, ребята, вам было очень трудно?

Дети: Немного трудно, но интересно!

Входит воспитатель соседней группы и говорит: «Вам еще одно письмо и посылка!».

Воспитатель: Большое спасибо! А ну-ка, что там… (читает письмо).

Письмо Пиши-читая.

Дорогие друзья! Огромное вам спасибо за оказанную помощь. Вы спасли не только нашу страну, но и всех ребят, которые хотят быть грамотными, а самое главное, я вижу, что вы действительно готовы к школе! Мои юные друзья, в знак благодарности за вашу помощь, хочу подарить вам скромные подарки – ручки и блокноты. Пишите и читайте на здоровье! Надеюсь, что вы всегда будете дружить с грамотой и учиться на пятерки!

Ваш друг Пиши-Читай.

Воспитатель раздает детям подарки от Пиши-Читая – красивые ручки и яркие блокноты.

Воспитатель: Вот и закончилось наше путешествие. Огромное всем спасибо!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по обучению грамоте «Путешествие в страну Словандия» для детей старшего дошкольного возраста

Конспект занятия по обучению грамоте «Путешествие в страну Словандия» для детей старшего дошкольного возраста...

Конспект занятия по обучению грамоте "Путешествие в страну "Азбука"

Конспект занятия в форме специально организованного обучения элементам грамоты в подготовительной к школе группе для детей с задержкой психического развития Путешествие в страну «Азбука»...

Конспект занятия по обучению грамоте «Путешествие в страну Словандия»

Задачи: Образовательные: Закрепить представление детей о слове. Слова бывают разные и они звучат по-разному. Упражнять детей в подборе рифмы. Развивающие:  Развивать фонематический слух. ...

Конспект занятия по обучению грамоте "Путешествие в страну знаний".

Занятие по обучению грамоте в подготовительной к школе группе....

Конспект НОД по обучению грамоте "Путешествие в страну Азбуки"

Это итоговое занятие, на котором дети закрепляют умения различать звуки и буквы,классифицировать звуки и буквы, выделять среди них лишнее.Выполняя интересные задания, дети учатся определять количество...

Конспект занятия по обучению грамоте "Путешествие в страну Смешариков"

« ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ СМЕШАРИКОВ»Цель: Закрепить знания о звуковых единицах речи; продолжать закреплять умение работать над звуко-буквеным анализом слов; Образовательная задача: Закрепить понятие сло...