Конспект ООД по обучению грамоте «Путешествие в страну «Пиши – читай»
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему
Конспект ООД по обучению грамоте «Путешествие в страну «Пиши – читай»
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Путешествие в страну
«Пиши-читай»
Цель: воспитывать любовь к чтению и грамматике, чувство товарищества, желание прийти на помощь другим; закреплять умение детей делать звуковой анализ слов; закрепить знания об особенностях гласных и согласных звуков; развивать умение составлять предложения из заданных слов; совершенствовать умение читать зашифрованные слова по первым звукам картинок, писать печатными буквами; закреплять умение считать в обратном порядке от 1 до 20; упражнять в слитном чтении.
Предварительная работа: Дидактические игры «Разгадай слово», «Назови парный звук». Составление предложений из заданных слов. Составление схем составленных предложений, звуковой анализ слов.
Материалы: буквы (алфавит), слова-предложения на цветном картоне, листочки и ручки, пеналы с цветными фишками, д/и «Угадай, как нас зовут?», кроссворд в картинках, простые карандаши, буквенно-числовые карточки от 1 до 20, 2 письма, посылка.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, сегодня к нам на занятие пришло много гостей…
В группу входят воспитатель соседней группы и говорит: «Вам письмо».
Воспитатель: Большое спасибо. Кто бы это мог быть? (зачитывает письмо вслух…)
Письмо Пиши-читая.
Здравствуйте, дорогие ребята! Пишет вам Пиши-Читай. Моя давняя знакомая – Царица Математика - рассказала мне какую неоценимую помощь вы оказали ее математическому царству. Теперь и мне нужна ваша помощь. Дело в том, что в стране Пиши-Читай недавно побывала вредная злодейка – Опечатка. Она просто обожает безграмотность, ошибки и всякую неразбериху! Сначала она перемешала все буквы в алфавите, потом слова в предложениях. Заколдовала моих жителей, зашифровав их имена. А жители, забыв свои имена, совершенно забыли названия самых обычных предметов. На прощанье Опечатка рассмеялась и весело сказала, что теперь никто и никогда из моих жителей не сможет ни читать, ни писать, ни сделать звуковой анализ слов. А самое главное, она сказала, что очень скоро все дети разучатся читать и писать.
Дорогие ребята! Мне известно, что вы без пяти минут школьники и, стало быть, уже знакомы с грамотой. Помогите нам, пожалуйста! Нельзя допустить, чтобы все дети остались безграмотными. Помогая нам, вы пройдете самое настоящее испытание на готовность к школе. Очень надеюсь на вашу смелость и отзывчивость. Ваш друг Пиши-Читай.
- Ребята, будем делать?
Дети: Надо помочь!
Воспитатель: Как, вы уже знаете, что в волшебную страну можно попасть только пройдя пароль, а выйти из нее будет еще сложнее.
Прохождение пароля.
Цель: закрепить знания детей о русском алфавите, о гласных и согласных звуках.
Дети выстраиваются в колонну, поочередно отвечают на вопросы воспитателя:
- Сколько букв в русском алфавите? (33)
- Сколько гласных букв в алфавите? (10)
- Сколько согласных букв? (21)
- Какие буквы не относятся ни к гласным, ни к согласным и сколько их? (2 буквы – Ъ, Ь)
- Как, с какой буквы пишутся имена и фамилии? (С заглавной буквы)
- Что ставится в конце предложения? (Точка)
- Какая буква похожа на жука? (буква «Ж»)
- Какая буква похожа на четверку или перевернутый стул? (буква «Ч»)
- Назови самый короткий звук. (Й)
- Какие звуки самые длинные, протяжные, певучие? (Гласные)
Воспитатель: Молодцы, ребята! Вот мы и оказались в стране Пиши-Читай. А вот и первое задание. Ребята, как вы знаете, русский алфавит состоит из 33 букв, а буквы, в свою очередь, делятся на звуки.
Работа с алфавитом.
Цель: закрепить знания детей о гласных Йотированных звуках, о только твердых и мягких согласных звуках, не имеющих парного (мягкого или твердого) звука.
Воспитатель: Ребята, Опечатка смешала и перепутала весь алфавит. Нам нужно найти и назвать гласные буквы. Сколько их всего? (10). Назовите и покажите их.
Дети: А-Я, О-Е, Ы-И, Э-Е, У-Ю.
Воспитатель: Есть ли среди них особенные? Назовите их.
Дети: Буквы Е, Е, Ю, Я.
Воспитатель: А что в них особенного?
Дети: Эти гласные буквы имеют два звука, один из которых мягкий согласный звук «Й».
Воспитатель: Правильно, молодцы! Есть ли среди согласных букв особенные? Назовите и покажите их.
Дети: Есть. Буквы Й, Ч, Щ всегда мягкие, потому что у них нет твердого парного звука. Буквы Ж, Ш, Ц – всегда твердые, т.к. у них нет мягкого парного звука.
Воспитатель: Молодцы, ребята! А теперь следующее задание: из слов нужно составить предложение и прочесть его.
Работа за столами. Составление предложений из предложенных слов. Зарисовка схемы предложения. Составление звукового анализа слов.
Цель: закреплять умение детей составлять предложения из заданных слов; упражнять в умении зарисовывать схему предложения, выделяя первое слово в предложении и имена с большой буквы, обозначать предлоги в виде маленькой черточки, ставить точку в конце предложения; закреплять умение делать звуковой анализ слова, аргументировать свои действия.
На столе лежат полоски цветного картона (разной длины, в зависимости от количества букв в слове): красного, синего, желтого, зеленого, оранжевого. На обратной стороне каждой полоски написано слово. Дети работают в парах. Каждая пара выбирает цветные полоски какого-либо цвета и садится за стол.
Дети выкладывают слова в нужной последовательности, чтобы получилось предложение.
Предложения:
1. Катя и Оля рисуют красками.
2. Дима и Саша играют с конструктором.
3. В школе дети читают и пишут.
4. Каждое утро дети делают зарядку.
5. В детском саду дети танцуют и поют.
Воспитатель: Молодцы, ребята, а теперь нарисуйте схему своего предложения.
Дети рисуют каждый свою схему.
Воспитатель: Ребята, почему у вас первое слово в предложении обозначено большой буквой?
Дети: Потому что первое слово в предложении всегда пишется с большой буквы.
Воспитатель: А почему у некоторых из вас третье слово в предложении тоже обозначено большой буквой?
Дети: Потому что имена и фамилии всегда пишутся с большой буквы.
Воспитатель: Молодцы, ребята! А теперь составьте звуковой анализ слов: рисуют, играют, читают, делают, танцуют.
Каждая пара делает звуковой анализ своего слова.
Воспитатель: Ребята, послушайте предложение: «Девятого мая прозвучал салют Победы». А теперь назовите слово, в котором есть буква «Ю».
Дети: Это слово «Салют».
Воспитатель: Правильно, молодцы. А теперь выложите слово «Салют» буквами и сделайте все звуковой анализ этого слова.
Дети выкладывают слово «Салют» буквами и делают звуковой анализ.
Воспитатель: Ребята, а почему в слове «Салют» у буквы «Ю» только один звук, а в словах «рисуют», «играют», «читают», «делают», «танцуют» у вас буква «Ю» обозначена двумя звуками?
Дети: Потому что, если буквы «Е», «Е», «Ю», «Я» стоят после гласной буквы, они дают два звука, один из которых мягкий согласный звук «Й».
Воспитатель: Молодцы, ребята, вы прекрасно справились с заданием. А теперь давайте немного отдохнем.
Под фонограмму песни «Алфавит» дети поют и выполняют музыкально-ритмические движения:
Тридцать три родных сестрицы, писаных красавицы,
На одной живут странице, а повсюду славятся.
А, Б, В, Г, Д, Е, Ж – прискакали на еже,
З, И, Ка, эЛ, эМ, эН, О – дружно вылезли в окно,
П, Р, С, Т, У, Ф, Ха – оседлали петуха,
Ц, Ч, Щ, Ы, Э, Ю, Я – вот и вся моя семья!
Воспитатель: Отдохнули немного? Теперь пора за дело приниматься. Ребята, Опечатка зашифровала имена жителей страны Пиши-читай. Мы должны им помочь прочесть их имена по первым буквам этих картинок.
Цель: закреплять умение детей читать «зашифрованные» слова по первым буквам картинок.
Ход игры: дети берут листы картона, перевернутые вниз картинками. На каждом листе изображен мальчик или девочка, под ними наклеены в ряд несколько мелких картинок. По первым буквам этих картинок дети читают и называют имя «жителя» страны Пиши-Читай.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Вам удалось расколдовать жителей страны Пиши-Читай, теперь они обязательно вспомнят свои имена. А теперь задание еще более усложняется: для того, чтобы жители страны Пиши-Читай вспомнили названия окружающих их предметов, нам необходимо решить кроссворд и вписать в него названия некоторых предметов.
Цель: закреплять умение детей узнавать и называть картинки и правильно вписывать (печатать) слова в пустые клетки кроссворда.
Ход игры: дети называют изображенные предметы и пишут простыми карандашами печатным шрифтом нужные слова.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Страна Пиши-читай спасена! Вы прекрасно справились со всеми заданиями, и теперь в волшебной стране царит порядок. А нам пора возвращаться домой, в свой родной детский сад, но для этого необходимо пройти пароль на выход из волшебной страны. Для этого вам нужно разложить числовые карточки от 1 до 20 в обратном порядке. Если вы все сделаете правильно, то узнаете пароль.
Цель: закреплять умение детей выкладывать числовой ряд от 1 до 20 в обратном порядке, упражнять в слитном чтении.
Ход игры: числовые карточки разложены на ковре в хаотичном порядке. Дети по очереди выкладывают числовой ряд от 1 до 20 в обратном порядке. После того как задание будет выполнено, воспитатель просит детей закрыть глаза, переворачивает карточки, дети открывают глаза и хором читают надпись.
Пароль: «Здравствуй, школа!»
Воспитатель: Ну, вот мы и дома! Скажите, ребята, вам было очень трудно?
Дети: Немного трудно, но интересно!
Входит воспитатель соседней группы и говорит: «Вам еще одно письмо и посылка!».
Воспитатель: Большое спасибо! А ну-ка, что там… (читает письмо).
Письмо Пиши-читая.
Дорогие друзья! Огромное вам спасибо за оказанную помощь. Вы спасли не только нашу страну, но и всех ребят, которые хотят быть грамотными, а самое главное, я вижу, что вы действительно готовы к школе! Мои юные друзья, в знак благодарности за вашу помощь, хочу подарить вам скромные подарки – ручки и блокноты. Пишите и читайте на здоровье! Надеюсь, что вы всегда будете дружить с грамотой и учиться на пятерки!
Ваш друг Пиши-Читай.
Воспитатель раздает детям подарки от Пиши-Читая – красивые ручки и яркие блокноты.
Воспитатель: Вот и закончилось наше путешествие. Огромное всем спасибо!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по обучению грамоте «Путешествие в страну Словандия» для детей старшего дошкольного возраста
Конспект занятия по обучению грамоте «Путешествие в страну Словандия» для детей старшего дошкольного возраста...
Конспект занятия по обучению грамоте "Путешествие в страну "Азбука"
Конспект занятия в форме специально организованного обучения элементам грамоты в подготовительной к школе группе для детей с задержкой психического развития Путешествие в страну «Азбука»...
Конспект занятия по обучению грамоте «Путешествие в страну Словандия»
Задачи: Образовательные: Закрепить представление детей о слове. Слова бывают разные и они звучат по-разному. Упражнять детей в подборе рифмы. Развивающие: Развивать фонематический слух. ...
Конспект занятия по обучению грамоте "Путешествие в страну знаний".
Занятие по обучению грамоте в подготовительной к школе группе....
Конспект НОД по обучению грамоте "Путешествие в страну Азбуки"
Это итоговое занятие, на котором дети закрепляют умения различать звуки и буквы,классифицировать звуки и буквы, выделять среди них лишнее.Выполняя интересные задания, дети учатся определять количество...
Конспект НОД по обучению грамоте «Путешествие в страну Грамматику».
Подготовительная группа...
Конспект занятия по обучению грамоте "Путешествие в страну Смешариков"
« ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ СМЕШАРИКОВ»Цель: Закрепить знания о звуковых единицах речи; продолжать закреплять умение работать над звуко-буквеным анализом слов; Образовательная задача: Закрепить понятие сло...