Конспект ОД по обучению грамоте «Звук и буква С»
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа) по теме

Мельникова Галина Андреевна

Тема:  «Звук и буква С»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon po_obucheniyu_chteniyu.doc35.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект ОД по обучению детей грамоте в старшей группе.

Тема:  «Звук и буква С»

Составила: Мельникова Галина Андреевна

Программное содержание:

  • Научить детей различать на слух твёрдые и мягкие согласные звуки;
  • Познакомить с буквой С;
  • Научить определять место звуков С и Сь в словах, обозначать их символы;
  • Развивать фонематический слух.
  • Воспитывать интерес к занятию.

Подготовка воспитателя: 

1.Повторила методику обучения детей чтению.

2.Использовала программу «От рождения до школы»  под ред. Н. Е. Вераксы.

Подготовка детей к ОД:

Выучили все гласные буквы.

Оборудование:

Демонстрационный материал:

1.        Картинки мальчиков.

2.        Карточки с названием гласных букв.

3.        Картинки с предметами.

4.        2 фломастера: синий и зелёный.

5.       Карточки с картинкой и  словом где есть звук с

6.       Рабочая тетрадь

Организация детей:  на ковре  в кругу

Ход ОД:

1. Вступительная часть, закрепление изученного материала.

- Ребята, я буду показывать  вам буквы, а вы будете их читать.

При этом я читаю  стихотворение:

А-Я -  моя семья

О-Ё -  в ней тепло

У-Ю - её люблю

Э-Е -  уют в семье

Ы-И  - нельзя без семьи

- Сегодня мы с вами познакомимся с новыми жителями города букв, их имена все узнаете позже.

2. Знакомство с твёрдыми и мягкими согласными звуками.

- В гости к нам пришли мальчики - звуковички.

Один мальчик одет в одежду синего цвета, а другой в одежду зелёного цвета. Дети рассматривают лица мальчиков.

Этот мальчик (показывает на мальчика в синей одежде) принёс нам имена.

(Называют имена).

- А теперь назовём их ласково.

- Простые имена звучат твёрдо, а ласковые - мягко. Твёрдые согласные звуки мы обозначаем-синим цветом, а мягкий согласный звук - зелёным цветом. (Повторение с детьми).

3. Дидактическое упражнение «Назови 1-ый звук в слове и обозначь его нужным цветом».

- Ребята, а теперь давайте поиграем. Я дам каждому вот такую карточку,  на ней написано слово.  Я буду называть слова, тот, у кого написано это слово будет вставать, и говорить  какой звук в этом слове  твёрдый или  мягкий, и каким цветом он его закрасит.  Ну что,  начинаем?  ( Да). (Контролирую, все ли дети справляются с заданием).

Слова:  санки,  колесо, собака, велосипед, колбаса, сыр, гусь, сапоги,  сирень, песок, миска,  кактус, носорог, кастрюля, снегурочка, слива, автобус, листья, такси, лиса, стакан, апельсин,  посуда, рис, письмо.

Например:   Я говорю слово сапоги.  У кого это слово? ( У Нины.) Нина, какое у тебя слово? ( Сапоги)  Какой звук «С» в этом слове твёрдый или мягкий? ( Твёрдый) Правильно,  а каким цветом ты его закрасишь? ( Синим) Молодец.

 - Молодцы ребята, вы все  правильно назвали свои звуки: твёрдые и мягкие.

4. Знакомство с буквой С.

- Твёрдые и мягкие звуки  «с» обозначаются   одной буквой  С.

Показываю буквы: С с.

-  А как вы думаете, на что похожа буква С?  (На месяц, на половинку бублика).

Читаю стихотворение:

Слон стоит такой большой,

Он качает головой,

Букву С он дарит нам,

Та же О, но пополам.

- Ребята, вам нравится буква С? (Ответы детей).

- Лиза, запиши букву С на доске в строчку, а остальные  дети должны выложить эту же букву из  фасоли, которые лежат у вас на стол. (Дети выкладывают букву С).

- Ребята у всех получилась красивая, ровная буква С? (Да)

А давайте посмотрим, как Лиза написала букву на доске, проверьте правильно? ( Да). (Проверяю работы всех детей).

5. Чтение по слогам.

- Ребята,  а давайте мы с вами поиграем в солнышко. Центром нашего солнышка будет буква с, а лучиками остальные гласные буквы, которые вы уже хорошо знаете. Посмотрите, какое солнышко у меня получилось:

- Давайте мы с вами почитаем по нашему солнышку. (Читаю со всеми вместе 2-3  раза. Вызываю поочерёдно  детей, они читают по солнышку  самостоятельно).

6. Определи место звука в слове.

- Ребята, у меня для вас есть ещё интересные картинки я вам буду их показывать, вы называете то что на них нарисовано, и мы вместе попробуем найти в них звук С,  а если найдём, то скажем где он стоит: в начале слова, в середине, или в конце.

Картинки: колесо, машина, собака, велосипед, колбаса, сыр, гусь, заяц, сапоги,  сирень, песок, миска,  волк,  кактус, носорог, лиса кастрюля,

Например:  Показываю картинку с колесом. Миша, в этом слове есть звук «С»? (Да) Правильно, а где он находится:  в начале слова, в середине, или в конце? ( В середине). Правильно, молодец, в слове колесо звук «С» есть, и он стоит в середине.  

7. Графический диктант.

- А сейчас мы с вами напишем графический диктант.

Молодцы ребята, у вас получились красивые осиновые листики.

Подведение итогов  ОД:

- Ребята, какие звуки мы с вами сегодня узнали? ( Звук с и с’).

- Чем они отличаются друг от друга (Звук с – твёрдый, а с’- мягкий).

А какие слова вы знаете со звуком с? (Санки, колбаса, сыр, колесо…)

- Правильно ребята, вы большие молодцы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по обучению грамоте "Звуки С, Сь. Буква С"

В данном материале представлены приёмы ознакомления дошкольников со звуками и буквами, которые их обозначают....

Конспект занятия по обучению грамоте "Звуки [ф], [ф\']. Буква Ф"

Задачи:·         Закрепить правильное произношение звуков [ф, ф'].·         Продолжать учить выделять ...

Конспект занятия по обучению грамоте «Звуки [Ф], [Ф’]. Буква Фф»

Конспект занятия по обучению  грамоте в подготовительной группе «Звуки [Ф], [Ф’]. Буква Фф»...