Конспект ОД по обучению грамоте «Звук и буква С»
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа) по теме
Предварительный просмотр:
Конспект ОД по обучению детей грамоте в старшей группе.
Тема: «Звук и буква С»
Составила: Мельникова Галина Андреевна
Программное содержание:
- Научить детей различать на слух твёрдые и мягкие согласные звуки;
- Познакомить с буквой С;
- Научить определять место звуков С и Сь в словах, обозначать их символы;
- Развивать фонематический слух.
- Воспитывать интерес к занятию.
Подготовка воспитателя:
1.Повторила методику обучения детей чтению.
2.Использовала программу «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы.
Подготовка детей к ОД:
Выучили все гласные буквы.
Оборудование:
Демонстрационный материал:
1. Картинки мальчиков.
2. Карточки с названием гласных букв.
3. Картинки с предметами.
4. 2 фломастера: синий и зелёный.
5. Карточки с картинкой и словом где есть звук с
6. Рабочая тетрадь
Организация детей: на ковре в кругу
Ход ОД:
1. Вступительная часть, закрепление изученного материала.
- Ребята, я буду показывать вам буквы, а вы будете их читать.
При этом я читаю стихотворение:
А-Я - моя семья
О-Ё - в ней тепло
У-Ю - её люблю
Э-Е - уют в семье
Ы-И - нельзя без семьи
- Сегодня мы с вами познакомимся с новыми жителями города букв, их имена все узнаете позже.
2. Знакомство с твёрдыми и мягкими согласными звуками.
- В гости к нам пришли мальчики - звуковички.
Один мальчик одет в одежду синего цвета, а другой в одежду зелёного цвета. Дети рассматривают лица мальчиков.
Этот мальчик (показывает на мальчика в синей одежде) принёс нам имена.
(Называют имена).
- А теперь назовём их ласково.
- Простые имена звучат твёрдо, а ласковые - мягко. Твёрдые согласные звуки мы обозначаем-синим цветом, а мягкий согласный звук - зелёным цветом. (Повторение с детьми).
3. Дидактическое упражнение «Назови 1-ый звук в слове и обозначь его нужным цветом».
- Ребята, а теперь давайте поиграем. Я дам каждому вот такую карточку, на ней написано слово. Я буду называть слова, тот, у кого написано это слово будет вставать, и говорить какой звук в этом слове твёрдый или мягкий, и каким цветом он его закрасит. Ну что, начинаем? ( Да). (Контролирую, все ли дети справляются с заданием).
Слова: санки, колесо, собака, велосипед, колбаса, сыр, гусь, сапоги, сирень, песок, миска, кактус, носорог, кастрюля, снегурочка, слива, автобус, листья, такси, лиса, стакан, апельсин, посуда, рис, письмо.
Например: Я говорю слово сапоги. У кого это слово? ( У Нины.) Нина, какое у тебя слово? ( Сапоги) Какой звук «С» в этом слове твёрдый или мягкий? ( Твёрдый) Правильно, а каким цветом ты его закрасишь? ( Синим) Молодец.
- Молодцы ребята, вы все правильно назвали свои звуки: твёрдые и мягкие.
4. Знакомство с буквой С.
- Твёрдые и мягкие звуки «с» обозначаются одной буквой С.
Показываю буквы: С с.
- А как вы думаете, на что похожа буква С? (На месяц, на половинку бублика).
Читаю стихотворение:
Слон стоит такой большой,
Он качает головой,
Букву С он дарит нам,
Та же О, но пополам.
- Ребята, вам нравится буква С? (Ответы детей).
- Лиза, запиши букву С на доске в строчку, а остальные дети должны выложить эту же букву из фасоли, которые лежат у вас на стол. (Дети выкладывают букву С).
- Ребята у всех получилась красивая, ровная буква С? (Да)
А давайте посмотрим, как Лиза написала букву на доске, проверьте правильно? ( Да). (Проверяю работы всех детей).
5. Чтение по слогам.
- Ребята, а давайте мы с вами поиграем в солнышко. Центром нашего солнышка будет буква с, а лучиками остальные гласные буквы, которые вы уже хорошо знаете. Посмотрите, какое солнышко у меня получилось:
- Давайте мы с вами почитаем по нашему солнышку. (Читаю со всеми вместе 2-3 раза. Вызываю поочерёдно детей, они читают по солнышку самостоятельно).
6. Определи место звука в слове.
- Ребята, у меня для вас есть ещё интересные картинки я вам буду их показывать, вы называете то что на них нарисовано, и мы вместе попробуем найти в них звук С, а если найдём, то скажем где он стоит: в начале слова, в середине, или в конце.
Картинки: колесо, машина, собака, велосипед, колбаса, сыр, гусь, заяц, сапоги, сирень, песок, миска, волк, кактус, носорог, лиса кастрюля,
Например: Показываю картинку с колесом. Миша, в этом слове есть звук «С»? (Да) Правильно, а где он находится: в начале слова, в середине, или в конце? ( В середине). Правильно, молодец, в слове колесо звук «С» есть, и он стоит в середине.
7. Графический диктант.
- А сейчас мы с вами напишем графический диктант.
Молодцы ребята, у вас получились красивые осиновые листики.
Подведение итогов ОД:
- Ребята, какие звуки мы с вами сегодня узнали? ( Звук с и с’).
- Чем они отличаются друг от друга (Звук с – твёрдый, а с’- мягкий).
А какие слова вы знаете со звуком с? (Санки, колбаса, сыр, колесо…)
- Правильно ребята, вы большие молодцы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД по обучению грамоте «Звуки [т]-[т’]. Буква Т»
Рекомендовано воспитателям ДОУ....
Конспект НОД по обучению грамоте "Звуки С, Сь. Буква С"
В данном материале представлены приёмы ознакомления дошкольников со звуками и буквами, которые их обозначают....
Конспект занятия по обучению грамоте "Звуки [ф], [ф\']. Буква Ф"
Задачи:· Закрепить правильное произношение звуков [ф, ф'].· Продолжать учить выделять ...
Конспект занятия по обучению грамоте «Звуки [Ф], [Ф’]. Буква Фф»
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Звуки [Ф], [Ф’]. Буква Фф»...
Конспект занятия по обучению грамоте. Звуки Л, ЛЬ. Буква Л. Лексическая тема "Защитники Отечества"
конспект занятия по обучению грамоте....
Конспект ООД по обучению грамоте "Звук Г и буква Г" в старшей группе
Звук Г и буква Г...
Конспект ООД по обучению грамоте звук [т], [т’]. Буква Т.
Звук [т], [т’]. Буква Т....