Конспект занятия по обучению грамоте для детей 5-6 лет..
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)
Конспект ООД по подготовке обучению грамоте.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zvuk_i_bukva_sh.docx | 15.73 КБ |
konspekt_zanyatiya_zvuk_i_bukva_o.docx | 19.44 КБ |
konspekt_zanyatiya_zvuki_z_zh.docx | 17.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Звук и буква Ш.
Цели:
Коррекционно – образовательная:
- познакомить со звуком Ш и научить характеризовать его по акустическим и артикуляционным признакам.
Коррекционно – развивающие:
- развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики;
- развитие фонематических процессов;
- упражнение в анализе слов и предложений.
Коррекционно – воспитательная:
- воспитание самоконтроля за вновь поставленными звуками.
Оборудование: зеркала, картинка для звукоподражания, предметные картинки, в названии которых присутствует звук К, буква К, дидактическое пособие «Согласный звук», цветные фишки для выкладывания звуковой схемы, дидактическое пособие «Домик», наборы для выкладывания слоговой схемы и схемы предложения.
Ход занятия.
1. Организационный момент.
2. Развитие общей моторики.
Самолет.
Руки в стороны – в полет Дети бегут на носочках по кругу, расставив
Отправляем самолет руки в стороны.
Правое крыло вперед, Поворот через правое плечо.
Левое крыло вперед, Поворот через левое плечо.
Полетел наш самолет. Бегут по кругу, расставив руки в стороны.
В. Волина.
3. Развитие мелкой моторики.
Чтоб здоровыми мы били, Сжимают и разжимают ритмично кулачки.
Звуки все произносили, Сжимают и разжимают пальцы, собранные в пучок.
Кто заботится о нас? Сжимают и разжимают ритмично кулачки.
Логопеды, воспитатели, Открывают по одному пальчику
Массажисты, медсестра на каждой руке, начиная с большого.
И, конечно, доктора.
Н. Нищева.
4. Массаж лица.
5. Развитие мимических мышц.
6. Развитие артикуляционной моторики.
- имитация жевания;
- «расчесать» нижнюю губу;
- «расчесать» верхнюю губу;
- «маляр»;
- упереть кончик языка в правую щеку, а затем в левую.
7. Работа над развитием дыхания и голоса.
8. Объявление темы занятия.
9. Акустико – артикуляционный образ звука.
Произнесение изолированного звука Ш с подключением орального, тактильно-вибрационного и акустического контроля. Наблюдение за положением артикуляции в зеркале: губы вытянуты вперед, широкий язык поднят к альвеолам и создает преграду для воздушной струи, которая проходит по середине языка, голосовые связки не вибрируют (горлышко молчит).
Звук «Ш» - согласный, твёрдый, обозначаем фишкой синего цвета, глухой.
10. Связь звуков и буквы.
Ах табуретка хороша!
Перевернул –
И буква Ш!
11. Развитие фонематического слуха.
Логопед называет правильно и неправильно звучащие слова. Дети должны хлопнуть в ладоши, когда услышат правильное слово:
Мапка, тапка, шапка, капка.
Балыши, малыши, кавыши, табыши.
Майба, кайба, тайба, шайба.
12. Закрепление звука в слогах.
Звуковой анализ слогов АШ, ША. Логопед выкладывают схемы слогов на доске, а дети стараются сказать, какая из схем к какому слогу подходит. Если задание не удается, то дети выкладывает схемы этих слогов из цветных фишек на столах.
13. Закрепление звука в словах.
14. Закрепление звука в предложениях.
15. Закрепление звука в тексте.
Выделение слов со звуком Ш из текста.
Скачет зверушка,
Не рот, а ловушка.
Попадут лягушке
И комар и мушка.
16. Итог занятия.
17. Оценка работы детей.
18. Домашнее задание.
К занятию № 24
Материал для закрепления вне занятий логопеда.
Фонетические игры.
Игра «Домик» - определить место звука Ш в словах: шапка, камыш, шашки и т.д., а затем «поселить» в «Домик».
Звуковой анализ слов ШАХ, ШАГ, выкладывание схемы.
Игра «Хлопай, не зевай». Произносятся слова, дети должны хлопать на слова со звуком Ш.
Работа с деформированной фразой. Составление схемы преобразованных предложений.
Миши, на, шапка, у, голове.
В, дети, шашки, играли.
Предварительный просмотр:
Тема: Звук и буква О.
Цели:
Коррекционно – образовательные:
- познакомить со звуком О и способом его характеристики с опорой на артикуляционные признаки.
Коррекционно – развивающие:
- развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику;
- развивать голос и дыхание;
- развивать фонематические процессы;
- закреплять понятия: «звук», «слово»;
- развивать умение выделять гласный звук в начале слов.
Коррекционно – воспитательная:
- воспитывать речевое внимание.
Оборудование: сюжетная картинка «Девочка охает» для звукоподражания, схема для характеристики звуков, цветные фишки для обозначения звуков и составления схем, зеркала для каждого ребенка, предметные картинки со звуком О в начале слова в ударной позиции, дидактическое пособие «Домик», буква О.
Ход занятия.
1. Организационный момент.
Выдели лишнее слово!
Канава - канава – какао – канава.
Ком - ком – ком – кот.
Утенок – утенок – котенок – утенок.
Минута – монета – минута – минута.
2. Развитие общей моторики.
Грибок
Мы в лесок пойдем, Маршируют.
Мы грибок найдем.
В шапочке нарядной, Изображают шапочку.
Светло шоколадной.
Ты не прячь, грибок, Закрывают лицо руками.
Под листок свой бок! Руки на поясе.
О. Высотская.
3.Развитие мелкой моторики.
По ягоды.
Мы шли-шли-шли, Шагают пальчиками по столу.
Землянику нашли. Изображают землянику.
Раз, два, три, четыре, пять, «Пальчики здороваются».
Мы идем искать опять. Шагают пальчиками по столу.
4. Массаж лица.
Совместное выполнение массажа.
Поглаживающие движения:
Солнышко проснулось,
Лобика коснулось,
Лучиками провело,
И погладило, и погладило.
Т.А. Куликовская.
Зигзагообразные движения:
Ходит пальчик по дорожке:
Вверх - вниз, вверх - вниз,
Будут розовыми щечки:
Вверх - вниз, вверх - вниз.
Постукивающие движения:
- Дождик, дождик веселей
Капай, капай, не жалей!
Только нас не замочи!
Зря в окошко не стучи!
Поглаживающие движения:
Солнышко проснулось,
Лобика коснулось,
Лучиками провело,
И погладило, и погладило.
Т.А. Куликовская.
5. Развитие мимических мышц.
6. Развитие артикуляционной моторики.
-спокойное открывание и закрывание рта;
-«расчесывание» нижней и верхней губ зубами;
-покусать язык: дя-дя-дя-дя;
-«пошлепать» язык губами: пя-пя-пя-пя;
-«болтушка» - движение языком вперед – назад.
7. Работа над развитием дыхания и голоса.
Вдохнуть и на выдохе произносить: О___________.
8. Объявление темы занятия.
Логопед выставляет сюжетную картинку, на которой больная девочка лежит на кровати.
Ребята! Посмотрите, Оля заболела и охает: О-О-О. Какой звук она произносит? (О). Со звуком О мы сегодня и познакомимся на занятии.
9. Акустико – артикуляционный образ звука.
Хоровое и индивидуальное произнесение звука О с наблюдением за артикуляцией перед зеркалом: губы вытянуты вперед, воздух выходит свободно, не встречает преграду. Значит звук О – гласный, обозначать мы его будем фишкой красного цвета.
10. Связь звука и буквы.
Дети рассказывают, на что похожа буква О.
11. Развитие фонематического слуха.
Дети называют картинки, которые выставлены на доске, а затем несколько детей выходят к доске и уносят с собой лишь те картинки, в названии которых звук О находится в начале слова.
12. Закрепление звука в слогах.
Логопед произносит, утрировано, слог ОП и совместно с детьми производит анализ данного слога: «Сколько звуков я произнесла? Назовите первый звук: О, назовите второй: П. О – это какой звук? (Гласный, обозначаем фишкой красного цвета). А звук П? (Согласный, обозначаем фишкой синего цвета). Выложите из фишек слог ОП». Дети выкладывают схему слога ОП, а затем на схеме логопед просит показать звуки О и П («Покажите звук О - дети указывают на красную фишку, покажите звук П – дети указывают на синюю фишку. Сколько в этой схеме гласных звуков (один), сколько согласных – один»). Таким же образом проводится анализ звукосочетаний ОУ, ОА.
13. Закрепление звука в словах.
Дети, которые унесли с собой картинки со звуком О в начале слова, меняются ими с товарищами и уже с этими детьми проводится игра «Домик» (смотри предыдущее занятие). Ребята подходят к макету домика, вставляют картинку в первое окошко (так как звук в названии этих картинок находится в начале слова) и объясняют свои действия: «Звук О находится в начале слова «окунь» и т.д.
14. Закрепление звука в предложениях.
Составление предложений по предметным картинкам. Дети отвечают на вопросы логопеда: «Где живет окунь?» (Окунь живет в воде), «Какого цвета облако?» (Облако белого цвета) и т.д.
15. Закрепление звука в тексте.
ОМ - ОМ - ОМ – плывет по реке сом.
ОК - ОК - ОК – выпил Ваня вкусный сок.
ОТ - ОТ - ОТ - в зоопарке бегемот.
ОХ - ОХ - ОХ - вырос на грядке горох.
16. Итог занятия.
Как охала девочка Оля? (О-О-О-О)
Какой это звук?
Назовите слова, которые начинаются со звука О.
17. Оценка работы детей.
18. Домашнее задание.
Материал для закрепления вне занятий.
Фонетические игры.
-Игра «Выдели звук»: выделять начальный звук в словах: окунь, окна, обруч, осень с дальнейшей характеристикой.
-Звуковой анализ слога ОП с выкладыванием схемы о показом звуков О и П на схеме.
- Игра «Слушай, повторяй»
АП – ОП – УП
УП – АП – ОП и т.д.
Предварительный просмотр:
Тема: Звуки З - Ж
Цели:
Коррекционно – образовательные:
- учить детей различать звуки Ж и З по акустическим и артикуляционным признакам.
Коррекционно – развивающие:
- упражнять в различении звуков Ж и З на материале слогов, слов и предложений;
- развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику;
- развивать умение составлять и анализировать предложения.
Коррекционно – воспитательная:
- воспитывать умение отвечать распространенными предложениями и выслушивать ответы товарищей.
Оборудование: зеркала, картинка для звукоподражания, предметные картинки, в названии которых присутствует звук К, буква К, дидактическое пособие «Согласный звук», цветные фишки для выкладывания звуковой схемы, дидактическое пособие «Домик», наборы для выкладывания слоговой схемы и схемы предложения.
Ход занятия.
1. Организационный момент.
2. Развитие общей моторики.
Ах ты, девочка чумазая, Качают головой.
Где ты носик так измазала? Касаются кончика носа указательным пальцем.
Кончик носа черный.
Будто закопченный. Качают головой.
- Я на солнышке лежала, Руки над головой, пальцы растопырены.
Нос кверху держала. Голову запрокидывают назад,
Вот он и загорел. к воображаемому солнцу.
3. Развитие мелкой моторики.
Все капризы у Оксанки Поочередно соединяют пальцы правой и левой рук.
Соберем в большие санки. Потирают ладони друг о друга.
И оставим возле елки. Скрещивание оттопыреных пальцев рук.
Пусть едят их злые волки. Пальцы полусогнуты и напряжены.
Э. Мошковская.
4. Массаж лица.
5. Развитие мимических мышц.
6. Развитие артикуляционной моторики.
- рот открыть – «обезьянки»;
- «расчешем» нижнюю губу, а затем верхнюю;
- «почистим» нижние зубы из внутренней стороны;
- «маляры».
7. Работа над развитием дыхания и голоса.
8. Объявление темы занятия.
Однажды комар и жук устроили соревнование: кто издает звук красивее? А теперь вы поделитесь на две команды. Первая команда будет произносить звук комара, а вторая – звук жука. По команде логопеда дети произносят звуки Ж и З. Эти два звука мы будем учиться различать сегодня на занятии.
9. Акустико – артикуляционный образ звука.
Производится сравнительная характеристика звуков Ж и З. Акцент, при проведении характеристики, логопед делает на том, что при произнесении звука Ж кончик языка поднят вверх, а при произнесении звука З – упирается в нижние зубы. Далее по обычному плану сравнительной характеристики. Чем эти два звука похожи? А чем они отличаются?
10. Связь звуков и букв.
Дети рассматривают буквы З и Ж, а затем придумывают на что они похожи.
11. Развитие фонематического слуха.
Выделить лишнее слово из произнесенного ряда (дается установка, что при этом нужно обращать внимание на первый звук в словах):
Жаба, жук, зуб, жадина.
Заяц, зоопарк, журнал, забор и т.д.
12. Дифференциация звуков в слогах.
Игра «Скажи наоборот»
Я буду произносить слоги со звуком З, а вы попробуйте заменить его звуком Ж.
За – за – за – за - …
Зу – зу – зу – зу - … и т.д.
А теперь я буду произносить слоги со звуком Ж, а вы попробуйте заменить его звуком З.
Жи – жы – жы – жы - …
Жо – жо – жо – жо - … и т.д.
13. Закрепление звука в словах.
14. Закрепление звука в предложениях.
15. Закрепление звука в тексте.
Повторение чистоговорок вслед за логопедом.
За – за – за – у Маши зеленые глаза.
Жу – жу –жу – я на солнышко гляжу.
Зу – зу –зу – едет Ваня на возу.
Жа – жа –жа – сто иголок у ежа.
16. Итог занятия.
17. Оценка работы детей.
18. Домашнее задание.
К занятию № 31
Материал для закрепления вне занятий логопеда.
Фонетические игры.
Игра «Разложи в два ряда» - в один ряд нужно положить картинки со звуком Ж, а в другой со звуком З.
Игра «Скажи наоборот»
За-за-за-за – жа-жа-жа-жа
Зу-зу-зу-зу – жу-жу-жу-жу
Жи-жи-жи-жи – зы-зы-зы-зы
Жо-жо-жо-жо – зо-зо-зо-зо и т.д.
Игра «Хлопай, топай». Произносится ряд звуков на звук З дети хлопают, на звук Ж – топают.
Игра «Перепалка» - дети делятся на две команды. Одна команда подбирает слова со звуком З, а вторая со звуком Ж. Слова произносятся поочередно командами. Выигрывает та команда, которая придумает больше слов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспекты занятий по обучению грамоте для детей подготовительной группы.
Учимся играяОбучение грамоте, 6-7летМногие современные родители хотят, чтобы перед поступлением в школу их ребенок обязательно научился читать, чтобы у него был развит фонематический слух.Я считаю, чт...
Конспект занятия по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи на тему: «Сказка о веселых человечках-звуках» (с элементами фонетической ритмики)
Конспект занятия, предлагаемый Вашему вниманию, содержит сказочный сюжет, который поможет детям понять характеристику звуков.Упражнения фонетической ритмики разнообразят занятие. p1010388.jpg...
конспект занятия по обучению грамоте для детей с онр в подготовительной группе
Конспект занятия в подготовительной логопедической группеТема:"Звуки (Д) (дь) и буква Дэ....
Конспекты занятий по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста
Здесь Вашему вниманию представляю конспекты занятий по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста....
Конспект занятия по обучению грамоте для детей подготовительной группы с ОНР по теме "Звук и буква [с]"
Занятие по обучению грамоте для детей подготовительной группы с общим недоразвитием речи по теме включает в себя разнообразные коррекционные упражнения на развитие фонематического восприятия, навыков ...
Конспект занятия по обучению грамоте у детей с ОНР "Звук С"(на материале лексической темы "Зима")
Закрепить изолированное произнесение звука С....
Конспект занятия по обучению грамоте для детей подготовительной к школе группы "Шум дождя"
Упражнять детей в звуковом анализе слов, в выделении одинаковых звуков в начале и в конце слова. закрепить названия букв, знания о различии гласных и согласных звуков, умение давать основные характери...