Рабочая программа "ЗВУКОГРАД" по звуковой культуре речи и подготовке к обучению грамоте детей старшего возраста
книга по развитию речи (старшая группа) по теме
Рабочая программа ЗВУКОГРАД» по звуковой культуре речи и подготовке к обучению грамоте детей старшего возраста предназначена для воспитателей дошкольных образовательных учреждений. Данные рекомендации призваны помочь в организации работы педагогов по данному разделу программы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_zvukograd_starshaya_gruppa.docx | 70.12 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В современных условиях дошкольное образование, согласно «Закону об образовании в Российской Федерации», стало первым звеном в непрерывной системе образования. Это определило необходимость соблюдения дошкольными образовательными учреждениями положений концепции государственно-общественной системы дошкольного образования.
Направленность программы - социально - педагогическая.
Актуальность программы обусловлена тем что, образовательная деятельность должна будет послужить толчком для более полного развития детей, их интеллектуальной сферы - речи, памяти, внимания, мышления и физического состояния и, тем самым, послужить формированию у дошкольников позитивного отношения к обучению.
Новизна программы заключается в том, что обучение языку, развитие речи рассматривается не только в лингвистической сфере, но и в сфере формирования общения детей друг с другом и со сверстниками, следовательно, есть все основания считать, что овладение ребёнком языковыми навыками и коммуникативными умениями будет являться стержнем формирования личности ребёнка - дошкольника.
Педагогическая целесообразность: овладение умениями анализировать звуки русского языка, выделять их в речевом потоке, в слоговых рядах, в словах (начало, середина, конец слова), анализировать звуковой состав слова, дифференцировать звуки по артикуляционным и акустическим характеристикам ; активно владеть словарём; пользоваться всеми основными грамматическими нормами речи; чисто и правильно произносить все звуки родного языка, пользоваться различными средствами интонационной выразительности.
Цель программы: Формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте
Задачи:
1. Развитие языковых способностей.
2. Полноценное овладение родным языком.
3. Развитие лексической стороны речи:
- Рост словаря;
- Обобщающее значение слов;
- Многозначность слов разных частей речи.
4.Звуковая культура речи:
- Совершенствование моторики артикуляционного аппарата.
- Уточнение и закрепление произношения звуков родного языка, обучение проведению анализа артикуляции звуков по пяти позициям: губы-зубы- язык- голосовые связки-воздушная струя.
- Ввести понятия «гласный – согласный звуки» на основе анализа их артикуляции.
- Ввести и закреплять понятия «Твердый – мягкий согласный звук».
- Развивать фонематический слух: учить выделять слова с заданными звуками из речевого потока, определение позиции звука в слове (начало, середина, конец слова).
- Ввести в систематическую работу звуковой анализ звуковых цепочек, открытых и закрытых слогов, 1 и 2-х сложных слов без стечения согласных.
- Дифференциация сходных по артикуляционным и акустическим признакам согласных звуков.
- Учить детей делению слов на слоги, определять количество слогов в слове по количеству гласных звуков.
- Составлять предложения по живой модели; определять количество и последовательность слов в предложении.
- Развивать просодическую сторону речи.
- Развивать мелкую моторику кистей рук: раскрашивание, штриховка, мелкие мозаики.
Отличительной особенностью данной программы от уже существующей программы является то, что в её структуру входит образовательная деятельность, позволяющая приобретать ребёнку интерес, направленный на решение задач по подготовке к обучению грамоте.
В процессе работы обеспечивать интеграцию образовательных областей:
«Речевое развитие»: обеспечивает полноценное развитие всех компонентов речи ребенка с опорой на аналитико-синтетическую деятельность.
"Социально-коммуникативное развитие": воспитывать дружеские взаимоотношения, приобщить к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками, развивать свободное общение со взрослыми и детьми; развивать все компоненты устной речи; практически овладевать нормами речи.
"Познавательное развитие": формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.
"Физическое развитие": динамические паузы, подвижные игры.
Программа разработана для детей 5-6 лет, рассчитана на 9 месяцев. Образовательная деятельность проводится в 1 половине дня. Программа включает в себя 18 часов образовательной деятельности, которая проводится 1 раз в 2 недели.
Основные этапы реализации программы.
1.Предварительный.
- Изучение проблемы речевого развития.
- Анализ методической литературы. Оценка ресурсной базы для реализации программы.
- Разработка и утверждение программы.
2. Первичная диагностика:
- наблюдение за детьми в процессе игровой деятельности;
- диагностика уровня определения речевого развития детей.
3. Реализация программы:
- совместная подгрупповая работа с детьми в образовательных ситуациях;
- совместная образовательная деятельность с детьми в режимных моментах;
- индивидуальная и коррекционная работа с детьми.
4. Итоговая диагностика:
- диагностика уровня освоения программы детьми.
Форма и режим занятий:
Форма занятий - подгрупповая
Длительность занятия – 25 минут.
Способы определения результативности программы: опрос, беседа, дидактические игры, самостоятельная работа, игра – соревнование.
К концу учебного года дети должны знать и уметь:
- называть гласные и согласные звуки; анализировать согласные звуки по твердости-мягкости.
- выделять требуемый звук из речевого потока, звукового и слогового ряда, из слова (в любой позиции)
-проводить звуковой анализ 2-х сложных слов.
- дифференцировать звуки, сходные по артикуляции, но отличающиеся работой голоса;
- делить слова на слоги.
- образовывать слова, пользуясь суффиксами и приставками, уметь использовать сравнительную форму существительных.
-составлять предложения по живой модели; определять количество и последовательность слов в предложении.
Для успешной реализации программы подготовлен дидактический материал. Он включает в себя иллюстративный дидактический материал по разделам программы, комплексы артикуляционных гимнастик, чистоговорки, картотеку пальчиковых игр, специальную дополнительную литературу,
Формами проведения итогов реализации программы являются:
- диагностика;
- открытое занятие.
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ»
раздел ЗКР и подготовка к обучению грамоте
НА БАЗЕ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОУ
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ НА УЧЕБНЫЙ ГОД
Количество образовательных ситуаций соответствует количеству действующей основной образовательной программе «Детского сада № 233 ОАО «РЖД».
№ | Тема занятия | Кол. часов | Содержание | Интеграция образ. областей | Лексическая тема | Дидактические игры и упражнения |
1. | Знакомство с органами артикуляционного аппарата Звук А | 1 час | Уточнить названия органов артикуляционного аппарата, познакомить детей с их работой Понятие «гласный звук». | Соц-комм. разв. Познав.развит. | Гигиена, режим дня. | «Что такое хорошо, что такое плохо», «Речевые и неречевые звуки», просмотр презентаций |
2. | Звуки О, У. | 1 час | Уточнить и закрепить произношение звуков О,У в ударном положении изолированно, в словах, в стихотворении. | Соц-комм. Разв. Познав. Развитие | Осень овощи | «Что бывает осенью», «Овощи», «Услышь звук», «Помоги собрать Оле и Уле овощи со звуками О, У», шаблоны, трафареты. Игра «Паровозик» |
3. | Звук И, Ы | 1 час | Закрепить произношение звуков И, Ы изолированно, в ряду гласных звуков, в слогах, словах в ударном положении. | Соц-комм. Разв. Познав. Развитие | Игрушки, Детский сад. | «Постай разные игрушки- 1,2,3,5» , «Назови ласково», «Один-много», «Магазин игрушек»- (расскажи об игрушке), «Услышь звук и нарисуй кружок», шаблоны, трафареты |
4. | Звуки К, КЬ | 1 час | Познакомить детей с понятием «Согласный звук», с твердостью и мягкостью согласных звуков, с понятием «Глухой согласный звук». Закрепить понятия «слова-предметы», Учить делить слова на слоги. | Соц-комм. Разв. Познав. Развитие | Дом. животныеи их детеныши | «Кто живет с человеком», «Найди лошадке корм», «На ферме», «Услышь звук», Звуковой анализ слогов АК, УК, ОК, ИК, КИ, КА. Игры с шаблонами и трафаретами. |
5. | Звуки Г, ГЬ. | 1 час | Закрепить и уточнить произношение звука О-изолированно, в слогах, словах, предложениях, учить выделять звук из начала слов (в ударном положении) | Соц-комм. Разв. Познав. Развитие | Домашн. птицы | «Накорми домашних птиц и домашних животных», «Кому что надо», «Услышь звук и нарисуй кружок», Шаблоны, трафареты. |
6. | Дифференциация звуков К, КЬ-Г,ГЬ | 1 час | Закрепление пройденного материала, дифференциация звуков изолированно, в слогах, словах (начало и середина слова) Деление слов на слоги. Понятием «слова-действия» Составление предложений | Соц-комм. Разв. Познав. Развитие | Дикие и домашние птицы | «Один-много», «Услышь звук», шаблоны, трафареты. «Найди маму птенцу», «Плавает- не плавает». Игры с шаблонами , трафаретами, разрезными картинками. |
7. | Звуки Т,Ть | 1 час | Уточнить и закрепить правильное произношение звуков Т, ТЬ в речи детей(изолированно, в слогах, в словах. Звуковой анализ слов КОТ, КИТ. Деление слов на слоги. Знакомство со словами признаками. Составление предложений, схема предложения. | Соц-комм. Разв. Познав. Развитие | Морские жители | «Большие и маленькие», Собери картинку, «Что не так?». Игры с шаблонами и трафаретами. Просмотр презентаций, док. Фильма о китах. |
8. | Звуки Б,Бь | 1 час | Уточнить и закрепить правильное произношение звуков Б,БЬ в речи детей(изолированно, в слогах, в начале и середине слова). Составление предложений из 2-3 слов. Звуковой анализ слова БЫКИ, БОК, БЫК | Соц-комм. Разв. Познав. Развитие | Сказки | «Подарки для Буратино», «Старший или младший братец?», «Назови ласково», «Большой-маленький.» Игры с шаблонами и трафаретами |
9. | Звуки П ,ПЬ | 1 час | Уточнить и закрепить правильное произношение звуков П,Пь в речи детей(изолированно, в слогах, в словах) Звуковой анализ слова ПАУК. Деление слов на слоги и составление предложений. | Соц-комм. разв. Познав. Развитие | Профессии (повар, пекарь) | «Собери птицу из разрезных картинок,», «Услышь звук», «Какой братец?», «Услышь звук и нарисуй кружок», «Кому что нужно?» |
10. | Дифференциация Б-П | 1 час | Закрепить навыки четкого произношения и различения звуков Б-П в речи детей (изолированно, в слогах, словах, предложениях)Закрепление понятия «Звонкости-Глухости» , работа со схемой предложения. | Соц-комм. Разв. Познав. Развитие | Почта или Продукты питания (по выбору воспитателя) | «Почтальон», «Сложи конвертик для письма», «Услышь звук и нарисуй кружок», Сюжетно-ролевая игра «Почтальон Печкин». |
11. | Звуки М,МЬ | 1 час | Уточнить и закрепить правильное произношение звуков М,МЬ в речи детей (изолированно, в слогах, в начале слова) Звуковой анализ слов МАК-МАКИ. Деление слов на слоги. Составление предложений из 2-3 слов. Схема предложения. | Соц-комм. Разв. Познав. Развитие | Морские обитатели или «Путешествие в Простоквашино» | «Накорми Буренку и кота Матроскина»,»Услышь звук», Просмотр презентаций о морских обитателях (медузы. Игры с шаблонами и трафаретами. |
12. | Звуки Д,Дь | 1 час | Уточнить и закрепить правильное произношение звуков Д ,Дь в речи детей(изолированно, в слогах, в начале и середине слова слова), Звуковой анализ слов ДОМ, ДОМИК, ДЫМ, ДЫМОК. (по выбору педагога) | Соц-комм. Разв. Познав. Развитие | Дом, квартира. | «Сложи домик из разрезных картинок», «Что есть у нас дома со звуками Д,ДЬ?»,, рассматривание картин с разными видами жилища, называние основных частей дома.. Игры с шаблонами и трафаретами. |
13. | Дифференциация Т-Д, ТЬ-ДЬ | 1 час | Закрепить навыки четкого произношения и различения звуков Т-Д, ТЬ-ДЬ в речи детей (изолированно, в слогах, словах), Закрепить звонкость-глухость согласных звуков. Звуковой анализ слов ДИМА, ТОМА, ТИМА. (по выбору воспитателя),Деление слов на слоги. Составление предложений и их схем по сюжетным картинкам . Подсчет слов в предложении. | Соц-комм. Разв. Познав. Развитие | Школьные принадлежности | «Назови ласково», «Подбери слово к картинке», «Услышь звук и нарисуй кружок» . Игра «Собери куклу в школу», «Что лишнее», «Побери словечко к предмету», (прилагательные и глаголы). Разрезные картинки. Игры с шаблонами и трафаретами. |
14. | Звуки С,СЬ | 1 час | Уточнить и закрепить правильное произношение звуков С,СЬ в речи детей(изолированно, в слогах, в словах). Звуковой анализ слов ГУСИ, ОСЫ. Деление слов на слоги. Составление предложений из 2-3 слов и схемы предложения. | Соц-комм. Разв. Познав. Развитие | Посуда | «Подбери словечко», «Назови ласково», «Посчитай посуду 1, 2, 3,5», «Услышь звук и нарисуй кружок», «Накроем стол к обеду». Разрезные картинки, шаблоны и трафареты |
15. | Звуки З,ЗЬ | 1 час | Уточнить и закрепить правильное произношение звуков З,ЗЬ в речи детей(изолированно, в слогах, в начале и середине слова),Звуквой анализ слов КОЗЫ, ЗИМА. Деление слов на слоги, деление слов на слоги и работа с предложением. | Соц-комм. Разв. Познав. Развитие | Животные жарких стран. | «Животные и их детеныши», «Кто лишний», «Найди маму для малыша», «Один-много» «Услышь звук и нарисуй кружок», шаблоны, трафареты, разрезные картинки, |
16. | Дифференциация С-З | 1 час | Закрепить навыки четкого произношения и различения звуков С-З в речи детей (изолированно, в слогах, словах) Закрепить звонкость-глухость согласных звуков. Звуковой анализ слов КОЗЫ-КОСЫ Составление предложений и их схем по сюжетным картинкам . Подсчет слов в предложении | Соц-комм. Разв. Познав. Развитие | Диагностическое занятие.. Весна | «Что бывает весной», «Что лишнее?», «Что перепутал художник?», разрезные картинки и шаблоны. |
17. | Звук Ш | 1 час | Уточнить и закрепить правильное произношение звука Ш в речи детей. Закрепить, что звук Ш всегда твердый согласный и не имеет мягкой пары. Звуковой анализ ШУБА, КАША Составление предложений и их схем по сюжетным картинкам . Подсчет слов в предложении | Соц-комм. Разв. Познав. Развитие | Транспорт | Разрезные картинки (транспорт), «Один-много», «Назови ласково», «Посчитай машины-1,2,3,5» Шаблоны, трафареты, «Услышь звук и нарисуй кружок» |
18. | Звук Ж | 1 час | Уточнить и закрепить правильное произношение звука Ж в речи детей. Закрепить, что звук Ж всегда мягкий согласный и не имеет твердой пары. Звуковой анализ ЖУКИ. ЖАБА Составление предложений и их схем по сюжетным картинкам . Подсчет слов в предложении | Соц-комм. Разв. Познав. Развитие | Насекомые | Разрезные картинки (насекомые), «Один-много», «Назови ласково», «Посчитай мух, пчел, жуков 1,2,3,5» Шаблоны, трафареты, «Услышь звук и нарисуй кружок» |
Приложение 1.
Конспекты занятий
Занятие № 1.
Тема: Органы артикуляционного аппарата. Гласный звук А .
Цели: Уточнить и закрепить названия органов артикуляционного аппарата: рот, верхняя и нижняя губы, верхние и нижние зубы, язык, кончик, середина языка. Напомнить детям значение и работу органов артикуляционного аппарата, уточнить гигиенические правила по уходу за полостью рта и слухового аппарата, познакомить детей с гласным звуком А, учить характеризовать звук по 5 позициям, развивать фонематический слух и восприятие, закрепить лексический блок «Гигиена, туалетные принадлежности», воспитывать в детях аккуратность, прививать гигиенические навыки, формировать культуру общения.
Оборудование : картинки туалетных принадлежностей, книга К.И. Чуковского «Мойдодыр», звуковые модели, картинка-схема для описания звуков, зеркала.
Ход занятия:
- Организационный момент.
- Работа по новой теме:
А) закрепление лексического блока.
- Игровой момент: в группе на полу разбросаны картинки туалетных принадлежностей - мыло, полотенце, зубная щетка, расческа, шампунь, зубная паста.
- Педагог спрашивает детей о том, что случилось в группе или кто к ним приходил и мог потерять такие картинки, (предполагаемый ответ - Мойдодыр). Сообщение детям о том, что «Мойдодыра» придумал детский писатель К.И. Чуковский.
- Небольшая беседа о необходимости соблюдения правил личной гигиены и зачитывание отрывка из произведения «Да здравствует мыло душистое и полотенце пушистое...» плавный переход к строению и работ органов артикуляционного аппарата.
Б) Уточнение строения и работы органов артикуляции. • Сказка о веселом язычке (см. приложение).
- Динамическая Пауза, зрительная гимнастика.
- Знакомство с гласным звуком А, моделью его обозначающей, правилом звука.
- Игра на развитие фонематического слуха «ушки и ручки». Педагог называет ряд гласных звуков, а дети, услышав звук А, трогают себя сначала за ушки, а потом хлопают в ладошки.
- Придумывание ело со звуком А и составление с ними предложений.
- игра на развитие наглядно-образной памяти «Что принес Мойдодыр?»
- Подведение итогов занятия.
Занятие № 2
Тема: Звуки 0,У.
Цели: Уточнить и закрепить произношение звуков О, У в речи детей, учить находить разницу в артикуляции звуков, дифференцировать данные звуки на слух, закрепить термин «гласные звуки», развивать фонематическое восприятие, речевое дыхание, начать работу по анализу «звуковых» песенок, закрепить лексический блок «Осень», воспитывать у детей умение видеть прекрасное, красоту осенней природы, бережное отношение ко всему живому.
Оборудование: демонстрационный материал по теме «Осень», картинка волка, звуковые модели, тетради, цветные карандаши.
Ход занятия:
- Организационный момент.
- Работа по новой теме:
• Чтение детям стихотворения с нацеливающим вопросом, - О каком
времени года говорится в стихотворении? Осень наступила, Высохли цветы. И глядят уныло Голые кусты. Небо туча кроет, Солнце не блестит, Ветер в поле воет, Дождик моросит.
- Небольшая беседа по демонстрационному материалу с выделением основных признаков осени. Развитие речевого дыхания: дует холодный осенний ветер (сильный и слабый): длительный вдох носом, выдох через рот.
- Выделение звука О из слова «Осень». Артикуляционная и акустические характеристики звука О.
- Только волк не рад осени. Почему? И от тоски он запел свою волчью песню - УУУУУУ. (Работа над силой голоса). Артикуляционная и акустическая характеристика звука У.
- Сравнение звуков У и О по артикуляции. Нахождение различий и сходства. Закрепление термина «гласный звук». Почему?
- Динамическая пауза, зрительная гимнастика.
- Закрепление пройденного материала:
• Игра на развитие фонематического слуха «Внимательные ушки».
Педагог произносит слоги с различными гласными звуками, а дети должны
поймать слоги только со звуками О, У. - МУ, СЫ, ПО, КА, ОТ, УК, ИМ,
ОС, УМ.
• Работа со звуковой дорожкой - выкладывание последовательности
звуков - ОАУ звуковыми моделями.
• Работа в тетрадях. Определение позиции звуков О, У с словах: УТКИ, КИНО, СУП.
- Игра на развитие памяти «С кем гуляла девочка на осенней картинке?»
- Итог занятия.
Занятие № 3.
Тема: Гласные звуки И, Ы.
Цели: Уточнить и закрепить произношение звуков И, Ы в речи детей, учить различать звуки изолированно, в слогах, словах и в речевом потоке, выделять звук из начала и конца слова, закрепить термин «гласные звуки», развивать фонематический слух и восприятие, продолжить работу по анализу «звуковых песенок», закрепить лексический блок «Игрушки», воспитывать в детях бережное отношение к игрушкам, закрепить употребление существительных в единственном и множественном числе, развивать познавательную активность.
Оборудование: демонстрационный материал по теме «Игрушки», звуковые модели, цветные карандаши, тетрадки.
Ход занятия:
1. Организационный момент. Игрушки пришли в гости к детям и задают
детям загадки:
• Называние слов во множественном числе:
Машина-машины
Кукла-куклы
Пирамидка-пирамидки
Игра- игры
Мячик-мячики
Мишки - мишки
Скакалка-скакалки
Конструктор-конструкторы
2. Работа по новой теме:
- Выделение звуков И, Ы из конца слова и их характеристика по артикуляции и акустическим признакам. Закрепление термина «гласные звуки». Особенности звука Ы- никогда не стоит в начале слова.
- Речевая гимнастика. Игра «Повтори, не ошибись», (повторить цепочку слогов) ПЫ- ПИ, МЫ- МИ, КИ-КЫ, ЫТ- ИТ, ЫС- ИС, БИ-БЫ, ВЫ-ВИ.
- Работа со звуковыми дорожками - ИУА, ОАЫ.
- Динамическая пауза «Заводные игрушки», зрительная гимнастика.
- Закрепление пройденного материала.
- Определение позиции звуков И, Ы в словах (работа в тетрадях). Слова для работы: куклЫ, Ира, мячИк.
- Выполнение ритмического рисунка в тетрадях - \ |
- Работа над просодической стороной речи: рассказывание стихотворения А. Барто «Мой веселый звонкий мяч! Ты куда помчался вскачь?....»
5. Итог занятия. Подведение итогов с называния тех игрушек, которых было много, (см. орг. момент).
Занятие № 4
Тема: звуки К, КЬ
Цели: Уточнить и закрепить артикуляционные и акустические характеристики звуков К, КЬ, познакомить детей с понятием «согласный звук», «Слог», учить проводить звуковой анализ слогов, развивать фонематический слух и восприятие, закрепить лексический блок «Домашние животные и их детеныши», развивать познавательную активность, воспитывать любовь и бережное отношение к животным.
Оборудование: демонстрационный материал, мягкая игрушка кота-Котофея,
звуковые модели, тетради, цветные карандаши.
Ход занятия:
- Организационный момент.
- Работа по новой теме:
• Гости занятия - ученый кот Котофей и его друзья.(домашние
животные и их детеныши - коза с козлятами, крольчиха с
крольчатами, собака с щенками, корова с теленком, кошка с
котятами).
• Загадки и стихи о домашних животных:
Он в конуре родился
И в конуре подрос,
Лизала мама шерстку
И черный круглый нос.
Она гремела цепью и охраняла дом,
А в конуре любовно играла с малышом.
Пушистая мама, пушистый сынок, Вместе катали по полу клубок, Мама сыночку в игре помогала, Лапкой клубочек ему подавала. Что же сынок убежал от клубка? Просит у мамы малыш молока...
Мама с любовью сыночка ласкала, Плоскую мордочку всю облизала. Может, не нравится это сынку? Просит он маму о чем-то «Му-му» Мама молочное вымя дала, Значит, о чем он просил, поняла.
Серые кудряшки. Тонкие копытца,
В поле рядом с мамой весело резвиться.
Ушки длинные малыш чутко поднимает. Если кто-то в клетку дверь тихо открывает.
Травку без конца жует за щекой пушистой. Отчего же он растет медленно, не быстро?
- Знакомство с гостями и нахождение одинакового звука в названиях домашних животных и их детенышей.
- Артикуляционная и акустическая характеристика звуков К,КЬ, знакомство с термином «согласный звук».
- Знакомство со слогом - дружба гласного и согласного звуков.
- Игра с гостями занятия «раздели на слоги».- КОЗА, КОТ, СОБАКА.
- Динамическая пауза, зрительная гимнастика.
- Закрепление пройденного материала:
- Работа со звуковыми дорожками : звуковой анализ слогов АК, ОК, УК, ИК. и слога КИ с подсчетом количества звуков.
- Работа в тетради: выполнение ритмического рисунка.-
- Игра на исключение лишнего предмета: кошка, собака, курица, свинья. Корова, лиса, кролик, конь. Лошадь, овца, белка, кошка.
5. Итог занятия.
Занятие № 5.
Тема: Звуки Г, ГЬ.
Цели: уточнить и закрепить артикуляционные и акустические характеристики звуков Г,ГЬ, продолжить знакомить детей с понятием «согласный звук», «слог», «звонкий согласный звук». Учить находить звук в разных позициях в слове, делить слова на слоги, проводить звуковой анализ слогов, развивать фонематический слух и восприятие, Воспитывать у детей бережное и заботливое отношение к домашним птицам. Закрепить лексический блок «Домашние птицы».
Оборудование: демонстрационный материал для звуков Г,ГЬ, звуковые модели, тетради, цветные карандаши, картинки веселых клоунов.
Ход занятия:
- Организационный момент.
- Работа по новой теме:
- Гости занятия – веселые клоуны Гога и Гена. Они пришли к детям, чтобы научить детей правильно поизносить те звуки, с которых начинаются их имена и привели с собой друзей- гусей, которые тоже выступают в цирке. Закрепление лексического блока «Домашние птицы». Клоуны предлагают поиграть с детьми.
- Выделение первого звука из слова Гога (Г)
- Выделение первого звука из слова Гена (ГЬ)
- Артикуляционная и акустическая характеристика – закрепление понятия «согласный звук», потому что во рту образуется преграда выдыхаемому воздуху. (корень языка). Знакомство с понятием «звонкости согласного звука».
- Речевая зарядка совместно с пальчиковой. Дети произносят слоги и на каждый слог загибают по одному пальчику на двух руках. ГА-ГЯ, ГО-ГЁ, ГУ-ГЮ, ГЫ-ГИ, ГЭ – ГЕ. Закрепление понятия слога. Деление на слоги слов – гуси, губы, газета, горох, Гена, Гога.
- Динамическая пауза. Зрительная гимнастика.
- Закрепление пройденного материала.
- Работа со звуковыми моделями. Выкладывание слогов – ГА, ГУ, ГИ.
- Определение позиции звуков Г,ГЬ в словах – ГУСЬ, ВАГОН, ГЕНА. (Закрасить кружок нужным цветом в нужной позиции)
- Работа над просодической стороной речи
- разучивание скороговорки – гусь Гога и гусь Гага друг без друга ни шагу.
- Итог занятия.
Занятие № 6.
Тема : Дифференциация звуков К, КЬ, Г, ГЬ.
Цели: закрепить и уточнить артикуляционные и акустические
характеристики данных звуков, развивать фонематический слух и
восприятие, учить проводить звуковой анализ слогов, делить слова на слоги
на слух и выкладывать слоговую структуру слова, познакомить детей со
словами - предметами, развивать познавательную активность,
пространственную ориентировку через работу с клеточкой.
Оборудование: демонстрационный материал, модели для работы со
слоговой схемой слова, тетради, цветные карандаши.
Ход занятия:
- Организационный момент.
- Работа по новой теме:
• Игра с последующим обобщением и выделением одинакового
звука: курица, индюк, утка, цыпленок, индюшонок, утенок.
(домашние птицы и птенцы. Одинаковый звук К.)
- Галка, голуби, грач, (дикие птицы. Галка и грач - перелетные, голубь - зимующая птица. Одинаковый звук Г.). закрепление понятий «живой-неживой предмет» и модели, его обозначающей.
- Называние живых (неживых) предметов со звуками К,КЪ,Г,ГЬ.и отвечающих на вопросы, КТО ЭТО? ЧТО ЭТО?
- Артикуляционная и акустическая характеристика с выделением сходства и различия, (отличаются только участием голоса в образовании звука Г - он звонкий, а звук К - глухой, потому что голос не работает.)
- Речевая зарядка: КА-ГА, КО-ГО, КУ- ГУ, КЫ -ГЫ, КЭ-ГЭ.
- Звуковой анализ слогов: ГИ, КУ.(устно с показом моделей.)
- Звуковой диктант в тетрадке: А, О, К, ГЬ, Г, КЬ, У, И, Ы.
- Динамическая пауза, зрительная гимнастика.
- Закрепление пройденного материала:
• Деление слов на слоги и нахождение нужного звука (К,КЬ,Г,ГЬ.) с определением позиции: вагон, кот, год, Гена, Кеша.
5. Итог занятия.
Занятие № 7.
Тема: Звуки Т,ТЬ.
Цели: закрепить и уточнить произношение звуков Т,ТЬ в речи детей, развивать фонематический слух и восприятие, учить детей проводить звуковой анализ слов КОТ, КИТ, закрепить навык деления слов на слоги, познакомить детей с китом - как представителем китообразных, развивать познавательную активность детей, мелкую моторику рук через работу в тетради.
Оборудование: демонстрационный материал, звуковые и слоговые модели, тетради, цветные карандаши, запись шума моря.
Ход занятия:
- Организационный момент.
- Работа по новой теме:
- Детям предлагается прослушать запись. Педагог спрашивает детей о том, что они сейчас слышали и кто может жить в море.
- Знакомство детей с китом: Кит - властелин морей. Самый крупный представитель - голубой кит, длиной в 33 метра. Живут они в разных морях и питаются разными мелкими организмами. Добычу свою они заглатывают целиком, не пережевывая. Под кожей китов есть толстый слой жира, который защищает их от переохлаждения. Обычно у китьв рождается один очень крупный детеныш. Рождается он под водой. Новорожденные долго питаются молоком матери. Китенок с первых дней плавает рядом с матерью. Живут киты до 50 лет. Киты легко дрессируются, могут даже спасти жизнь человеку. Добыча китов запрещена из-за их малочисленности.
- Выделение звук Т из слова КИТ.
- Артикуляционная и акустическая характеристики звука КЬ.
- Словоизменение - игра «Волшебники» . можно ли из слова КИТ сделать слово КОТ. Что нужно для этого?
- Речевая зарядка -ТА-ТЯ, ТО-ТЁ, ТУ- ТЮ, ТЭ- ТЕ, ТЫ- ТИ. (проводится вместе с пальчиковой - на каждый слог из кулачка ребенок поднимает один пальчик, начиная с большого).
- Динамическая пауза, зрительная гимнастика.
- закрепление пройденного материала:
- игра «Познакомим кита с земными предметами». Нахождение слов со звуками Т,ТЬ и называние с определением позиции.
- Деление слов на слоги и выкладывание слоговой схемы слов КИТ, КОТ.
- Звуковой анализ слов КИТ, КОТ в тетради.
- работа над просодической стороной речи: • снежинки ловит Тая, они , слетая, тают.
- Итог занятия.
Занятие № 8
Тема: Звуки Б,Бь
Цели: уточнить и закрепить произношение звуков Б, БЬ в речи детей, развивать фонематический слух и восприятие через проведение звукового анализа слов, продолжить учить детей определять позицию звука в слове, закрепить лексический блок «Сказки», развивать познавательную активность детей, воспитывать у детей чувство сопереживания к сказочным героям, чувство взаимопомощи и дружбы.
Оборудование: игрушка Буратино, запись песенки Буратино, демонстрационный материал, тетради, цветные карандаши.
Ход занятия:
- Организационный момент.
- Работа по новой теме:
- Включается запись песенки. Педагог спрашивает детей- кто пришел к ним в гости. Дети вспоминают из какой сказки пришел Буратино. Кто еще живет в этой сказке? Какие герои? Кто написал эту сказку? Какие испытания пришлось преодолеть Буратино, чтобы достать золотой ключик? Кто ему помогал во всех испытаниях?
- Выделение звука Б из слова Буратино.
- Артикуляционная и акустическая характеристика звуков Б, БЬ (согласный, звонкий, твердый и мягкий).
- Речевая зарядка – БА-БЯ, БО- БЁ, БУ- БЮ, БЫ- БИ; БА-БА-БЯ, БО-БО-БЁ, БЮ-БЮ-БУ.
- Определение позиции звуков Б, БЬ в словах – Буратино, Бармалей, Колобок, Карабас –Карабас, Айболит. Кто щелкал изумрудные орешки во дворце царя Салтана? (белка)
- Динамическая пауза. Зрительная гимнастика.
- Закрепление пройденного материала:
- Работа в тетрадях – звуковой анализ слова БЫК.
- Выполнение ритмического рисунка – 1дл, 2 кор. 1 дл, 2 кор.
2дл, 1 кор, 2 дл, 1 кор.
- Развитие просодической стороны речи:
- Проговаривание чистоговорок: ба-ба-ба – у зайчишки есть изба.
Бы-бы-бы – на поляне есть грибы.
- Итог занятия.
Занятие № 9
Тема: Звуки П,ПЬ
Цели: Уточнить и закрепить произношение звуков П, ПЬ в речи детей, развивать фонематический слух и восприятие, продолжить учить детей проводить звуковой анализ слов, определять позицию звуков в слове, закрепить лексический блок «Профессии», учить составлять распространенные предложения, развивать познавательную активность.
Оборудование: демонстрационный материал, модели, тетради, цветные карандаши.
Ход занятия:
- Организационный момент.
- Работа по новой теме:
- Чтение стихотворения Д. Родари «Чем пахнут ремесла» (см «Формирование правильной речи у ребенка» Л.Г. Серова Москва , АСТ «Астрель» ,стр 274)
- Беседа о профессиях: пожарник, почтальон, пекарь, продавец, повар, парикмахер, ( чем занимаются, что им нужно для работы, какую пользу приносят людям ).
- Выделение звуков П, ПЬ из названий профессий, артикуляционная и акустическая характеристика (согласный, глухой, может звучать твердо или мягко).
- Речевая гимнастика. (проговаривание слогов со звуками П, Пь)
- Дидактическая игра «Помоги Повару и пекарю». (разложить картинки с блюдами и продуктами на две группы с П,ПЬ в зависимости от звука).
- Динамическая пауза, зрительная гимнастика.
- Закрепление пройденного материала:
- Работа в тетрадях: определение позиции звуков в словах – пирожок, суп, крупа.
- Звуковой анализ слова –ПАУК. (игровой момент – Спасем продукты от паука, разобрав это слово по звукам)
- игра на развитие слухового внимания «назови, какие картинки профессий мы видели?»
- Итог занятия.
Занятие № 10.
Тема: Дифференциация звуков Б-П.
Цели: уточнить и закрепить произношение звуков Б-П, БЬ-ПЬ в речи детей, учить различать звуки на слух и на демонстрационном материале, развивать фонематический слух и восприятие детей, уточнить и закрепить блок «Продукты питания», учить детей составлять простую схему предложения, воспитывать у детей уважение к продуктам и труду людей, которые их изготовили, учить подбирать слова – признаки к словам – предметам.
Оборудование: игрушки Буратино и поросенка, демонстрационный материал, звуковые модели, модели для составления схем предложения, запись песенки «Буратино», магнитофон.
Ход занятия:
- Организационный момент.
- Работа по новой теме.
- Звучит запись песенки «Буратино». Дети должны отгадать, кто к ним собирается прийти в гости. (Буратино).
- Подбор слов признаков к слову Буратино. Ребята, а Буратино какой ? (веселый, добрый, отзывчивый, неунывающий….)
- Выделение первого звука из слова «Буратино», артикуляционная и акустическая характеристики звуков Б, БЬ.
- Отгадывание загадки «Хвост крючком, нос пятачком» (поросенок). Отгадайте с кем подружился Буратино?
- Выделение звука П , его артикуляционная и акустическая характеристика.
- Сравнение двух звуков Б,П (отличаются работой голоса). Логопед произносит изолированно звуки, а дети показывают соответствующую модель (Б, БЬ, П, ПЬ).
- Речевая гимнастика ба-па, би-пи, бо-бо-по, пу-бу-пу, бе-пе-пе, бе-бе-пе.
- Динамическая пауза «Буратино», зрительная гимнастика.
- Дифференциация звуков на материале картинок. Игра «Буратино и поросенок в магазине». Буратино покупает продукты со звуками Б,БЬ, а поросенок со звуками П,ПЬ. (пельмени, колбаса, пирожок, булка, печенье, пряник, бутерброд)
- Закрепление лексического блока «Продукты питания», (откуда берутся продукты, их значение в жизни людей, виды продуктов, приносимая польза или вред для здоровья.) воспитание уважения к продуктам и труду людей, которые их изготовил.
- Составление предложений и первичное знакомство со схемой предложения. «Что купил Буратино?», «Что купил поросенок», выкладывание схемы предложения по образцу.
- Подведение итогов занятия и его оценивание детьми.
Занятие № 11
Тема: Звуки М, МЬ.
Цели: уточнить и закрепить произношение звуков М,МЬ в речи детей, развивать фонематический слух и восприятие, закрепить навык слогового деления слов, определение позиции звука в слове, дифференциация по твердости-мягкости, продолжить работу над предложением, закрепить лексический блок «живые и неживые предметы», воспитывать доброе, заботливое отношение ко всему живому, развивать познавательное мышление.
Оборудование: демонстрационный материал, ноутбук, звуковые модели, модели схем предложений.
Ход занятия:
- Организационный момент.
- Работа по новой теме:
- Знакомство детей с гостем занятия- медвежонком Мишуткой, выделение звука МЬ из слова Мишутка. Он хочет поиграть с ребятами в компьютер.
- Артикуляционная и акустическая характеристика звуков М,МЬ.
- Работа с ноутбуком. Презентация «М,МЬ» (с 14 слайда). По ходу демонстрации презентации проводится закрепление лексического блока, дается знакомство с жителем морских глубин медузой (медуза – это необычный житель моря. Тело в виде колокола или зонтика, студенистое, полупрозрачное. По краям зонтика – щупальца.). По ходу демонстрации презентации, дети выполняют требуемые действия – делят слова на слоги, находят и показывают нужную модель, переходят к составлению предложений.
- Динамическая пауза, зрительная гимнастика.
- Работа по составлению предложений, знакомство детей со схемой предложения. (предложение из презентации)
- Игра на развитие зрительной памяти – назови картинки, которые показывал в компьютере Мишутка.
- Итог занятия.
Занятие № 12
Тема: Звуки Д, ДЬ.
Цели : Уточнить и закрепить произношение звуков Д, ДЬ в речи детей, развивать фонематический слух и восприятие через анализ артикуляционной и акустической характеристик звуков, определение позиций звуков в слове, звуковой анализ, слогоделение. Продолжить работу по знакомству детей с предложением. Закрепить лексический блок «Дом»., познакомить детей с домом с русским жилищем, видами домов, воспитывать у детей любовь к своему дому, уважение к русской истории.
Оборудование: демонстрационный материал, звуковые модели, тетради, цветные карандаши.
Ход занятия:
- Организационный момент.
- Работа по новой теме:
- Работа над просодической стороной речи: проговаривание скороговорки - дуб у дома, дом у дуба.
- Игровая мотивация- если вы скажете эту скороговорку правильно, то скоро узнаете, кто её нам подарил.
- Дуб стоял у дома. Что такое дуб? А что такое дом? Это место, где мы с вами живем. Дома у нас у всех разные. И они не всегда были такими.(работа с демонстрационным материалом.) у многих народов дома разные (юрта, чум). И у русского человека издревле тоже был свой дом. Он назывался изба. (показ картинок русского быта.) русский человек всегда любил свой дом, всегда заботился о нем. Я люблю свой дом и вы, конечно, тоже его любите, потому что в нем всегда тепло, уютно, потому что в нем живут самые близкие и родные нам люди – наша семья.
- Выделение звука Д из слова ДОМ; его артикуляционная и акустическая характеристика. (согл. звонкий,тв. и мягк.) хозяин русского дома – домовенок. Это сказочное существо, которое оберегает жилище и людей, проживающих в нем. Его имя произошло от слова ДОМ. Это он нам подарил веселую скороговорку. Давайте посмотрим, что есть у него в домике: диван, одежда, будильник, дрова, духовка, холодильник.
- Выделение звука Д, Дь из слов и деление их на слоги.
- Речевая зарядка. Произношение слогов со звуками Д,ДЬ.
- Динамическая пауза. Зрительная гимнастика.
- Закрепление пройденного материала.
- Составление предложений со словом ДОМ и выкладывание его на моделях. (2-3 слова). Строители построили дом.
- Работа в тетрадях: составление звуковой схемы слова ДОМ.
- Дидактическая игра на развитие зрительной памяти: вспомни и назови, какие были картинки домов.
- Подведение итогов занятия.
Занятие № 13
Тема: Дифференциация звуков Т- Д
Цели: уточнить и закрепить произношение звуков Т-Д в речи детей, учить анализировать и дифференцировать звуки по звонкости – глухости, твердости- мягкости, закрепить навыки проведения звукового и слогового анализа слов, определение позиции звука в словах, продолжить работать со схемой предложения, закрепить лексический блок «Школьные принадлежности», развивать познавательную активность, воспитывать у детей желание учиться, пойти в школу.
Оборудование: демонстрационный материал, модели для работы с предложением, тетради, цветные карандаши.
Ход занятия:
- Организационный момент.
- Работа по новой теме:
- Отгадывание загадок:
А) Палочка волшебная есть у меня, друзья,
Палочкою этой могу построить я
Башню, дом и самолет и большущий пароход. (карандаш)
Б) Новый дом несу в руке,
Дверцы дома на замке.
Тут жильцы бумажные,
Все ужасно важные. (портфель, книги, тетради)
- Беседа о школе и её назначении, о школьных принадлежностях, их назначении, о том почему нужно ходить в школу.
- Выделение звуков Т, ТЬ из слов тетрадь, кисточка, портфель.
- Выделение звуков Д,ДЬ из слов доска, карандаш.
- Артикуляционная и акустическая характеристика этих звуков, нахождение сходства и отличия. (артикуляция одинаковая, отличаются работой голоса.)
- Речевая гимнастика: произношение прямых и обратных слогов со звуками Т,Д.
- Динамическая пауза, зрительная гимнастика.
- Закрепление пройденного материала:
- Работа в тетради: определение позиций звуков и их твердости или мягкости в словах: доска, кисточки, карандаши.
- Работа со схемой предложения: Дети любят школу.
- Дидактическая игра «Что положим в портфель?»
- Итог занятия.
Занятие № 14
Тема: Звуки С, СЬ.
Цели: уточнить и закрепить артикуляционную и акустическую характеристики звуков С,СЬ в речи детей, развивать фонематический слух и восприятие, повторить и закрепить навыки определения позиции звука в слове, слогоделения, учить детей составлять графическую схему предложения, закрепить лексический блок «Посуда», воспитывать бережное отношение к посуде, правила ухода за ней.
Оборудование: демонстрационный материал, иллюстрации к сказке «Федорино горе», звуковые модели, тетради, цветные карандаши, магнитофон.
Ход занятия:
- Организационный момент.
- Работа по новой теме:
- Дидактическая игра «Назови одним словом» - а) салатница, супница, солонка; б) сковорода, кастрюля, стакан.
- Обобщение названных предметов (посуда). Беседа по назначению посуды, её использованию людьми, правилах ухода за ней.
- Работа с иллюстрациями по сказке К.И. Чуковского «Федорино горе». (рассматривание, беседа о том, почему посуда обиделась и ушла, что нужно делать, чтобы посуда всегда была довольной и радовала нас вкусной едой).
- Выделение звуков С,СЬ из демонстрационного материала. Называние картинок и деление этих слов на слоги. (Посуда хочет с нами поиграть и познакомить нас с новым звуком)
- Артикуляционная и акустическая характеристики звуков С,СЬ. (согласный, глухой, может звучать твердо и мягко). Игра со звуковыми моделями «Звуковой светофорик». Ребенок показывает звуковую модель, а дети называют звук твердо или мягко.
- Динамическая пауза, зрительная гимнастика.
- Закрепление пройденного материала:
- Дидактическая игра «Живое слово» - что ваши мамы наливают в глубокую тарелку? (суп). Давайте поиграем с посудой в это слово и составим звуковую схему слова «суп». (педагог называет детей, которые будут звуками С, У, П. раздает звуковые модели и предлагает построиться так, чтобы получилось слово СУП)
- Работа в тетрадях: а) определение позиций звуков С. СЬ в словах – СЕРВИЗ, КАСТРЮЛЯ, ПОСУДА.
- Составление графической схемы предложения: СОНЯ КУШАЛА СУП.
- Дидактическая игра « 4 лишний» - сковорода, кастрюля, ложка, стакан; тарелка, блюдце, супница, поварешка.
- Подведение итогов занятия.
Занятие № 15
Тема: Звуки З,ЗЬ
Цели: уточнить и закрепить произношение звуков З,ЗЬ в речи детей, развивать фонематический слух и восприятие, продолжить учить детей делить слова на слоги, проводить звуковой анализ слов, закрепить работу с предложением, уточнить и закрепить лексический блок «животные жарких стран», воспитывать у детей интерес к жизни диких животных жарких стран.
Оборудование: демонстрационный материал, звуковые модели, тетради, цветные карандаши.
Ход занятия:
- Организационный момент.
- Работа по новой теме:
- Чтение отрывка из «Айболита» К.И. Чуковского.
- Вдруг откуда –то шакал на кобыле прискакал: вот вам телеграмма от гиппопотама. «Приезжайте, доктор, в Африку скорей и спасите, доктор, наших малышей!»
- Беседа о произведении К.И. Чуковского и о животных, живущих в Африке, деление на слоги названий животных.
- Выделение звука ЗЬ из слова зебра и его артикуляционная и акустическая характеристика.
- Речевая зарядка вместе с пальчиковой.ЗА-ЗЯ, ЗО – ЗЁ, ЗУ-ЗЮ, ЗЭ-ЗЕ, ЗЫ-ЗИ.
- Динамическая пауза, зрительная гимнастика.
- Закрепление пройденного материала.
- Звуковой анализ слова КОЗЫ. (С кем подружились бы зебры, если бы жили у нас в России?)
- Составление схемы предложения «Айболит вылечил зверей».
- Игра на развитие запоминания «Каких животных лечил доктор Айболит в Африке».
- Итог занятия.
Занятие № 16 (диагностическое)
Тема: Дифференциация звуков С-З
Цели: уточнить и закрепить произношение звуков С-З в речи детей, учить анализировать и дифференцировать звуки по звонкости – глухости, твердости- мягкости, закрепить навыки проведения звукового и слогового анализа слов, определение позиции звука в словах, продолжить работать со схемой предложения, закрепить лексический блок «Весна», развивать познавательную активность, воспитывать у детей бережное отношение к природе, умение видеть изменения в природе со сменой времен года.
Оборудование: демонстрационный материал, модели для работы с предложением, тетради, цветные карандаши.
Ход занятия: (на усмотрение воспитателя)
Занятие № 17
Тема: Звук Ш.
Цели: Уточнить и закрепить произношение звука Ш в речи детей, развивать фонематический слух и восприятие, закрепить пройденный материал по разделу «Звуковая культура речи», закрепить лексический блок «Транспорт», профессии людей, работающих на транспорте, воспитывать уважительное отношение к людям труда, желание помогать старшим.
Оборудование: демонстрационный материал, тетради, цветные карандаши, звуковые модели, магнитофон.
Ход занятия:
- Организационный момент.
- Работа по новой теме:
- Отгадывание загадок по теме: братцы в гости снарядились
Друг за друга уцепились
И помчались в путь далек,
Лишь оставили дымок. (поезд)
Дом по улице идет, на работу всех везет,
Не тонких курьих ножках, а в резиновых сапожках.(автобус)
Не летает, не жужжит, жук по улице бежит.
И горят в глазах жука два блестящих огонька. (автомобиль)
- Беседа о транспорте, его значении в жизни населения и людях, работающих на нем., воспитание уважительного отношения к ним.
- Выделение звука Ш из слов МАШИНА, ШИНЫ, МАШИНИСТ, ШОФЕР и его артикуляционная и акустическая характеристика, деление слов на слоги.
- Речевая зарядка совместно с пальчиковой.
- Динамическая пауза, зрительная гимнастика.
- Закрепление пройденного материала:
- Звуковой анализ слова ШИНЫ в тетрадях и определение позиций звука в слове.
- Дидактическая игра «Что лишнее» на материале лексической темы.
- Подведение итогов занятия.
Занятие № 18
Тема: Звук Ж
Цели: Уточнить и закрепить произношение звука Ж в речи детей, его артикуляционную и акустическую характеристику, продолжить закреплять пройденный материал по разделу программы «Звуковая культура речи», закрепить лексический блок «Насекомые», воспитывать бережное отношение к насекомым.
Оборудование: компьютер, детская презентация «Жужжащие стихи», звуковые модели, тетради, карандаши, демонстрационный материал.
Ход занятия:
- Организационный момент.
- Работа по новой теме:
- Работа с детской презентацией «Жужжащие стихи», закрепление лексического блока «Насекомые», воспитание бережного отношения к насекомым, работа с демонстрационным материалом: деление слов на слоги.
- Нахождение звука, который чаще других звучал в «Жужжащих стихах». (Ж), его артикуляционная и акустическая характеристика.
- Речевая гимнастика вместе с пальчиковой.
- Динамическая пауза, зрительная гимнастика.
- Закрепление пройденного материала:
- Звуковой анализ слова ЖУКИ.
- Составление предложений со словом ЖУКИ , зарисовывание схемы этого предложения в тетрадь.
- Дидактическая игра по детской презентации. (Кого мы встретили, когда искали жука).
- Итог занятия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование звукового анализа слов в подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста
Методические пекомендации по проблеме подготовки к школе старших дошкольников...
Рабочая программа "ЗВУКОГРАД" по звуковой культуре речи и подготовке к обучению грамоте детей среднего возраста
Рабочая программа «Звукоград» по организации работы по звуковой культуре речи и подготовке к обучению грамоте детей среднего возраста предназначена для воспитателей дошкольных ...
«Развитие речи и подготовка к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста посредством использования ребусов и головоломок»
Проблема подготовки детей старшего дошкольного возраста к обучению грамоте является одной из наиболее актуальных. От того, как ребенок в дошкольном возрасте будет введен в грамоту, во м...
Технологическая карта Логопедического занятия в подготовительной к школе группе по формированию звуковой культуры речи и подготовки к обучению грамоте «Звук и буква Ж»
Данная технологическая карта будет полезна учителям−логопедам ДОУ при составлении своих технологических карт, особенно в период аттестации. Форма организации, количество воспитанников: подгруппо...
Дидактические игры для развития речи и подготовки к обучению грамоте детей старшего школьного возраста.
Выступление ииз опыта работы....
Непосредственно - образовательная деятельность по звуковой культуре речи и подготовке к обучению грамоте «Алфавит»
Непосредственно - образовательная деятельность по звуковой культуре речи и подготовке к обучению грамоте «Алфавит»...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ЛОГОПЕДИЯ» ПО ЗВУКОВОЙ КУЛЬТУРЕ РЕЧИ И ПОДГОТОВКЕ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ВОЗРАСТА
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ«ЛОГОПЕДИЯ»ПО ЗВУКОВОЙ КУЛЬТУРЕ РЕЧИИ ПОДГОТОВКЕ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ВОЗРАСТА...
- Мне нравится (1)