Рабочая программа "ЗВУКОГРАД" по звуковой культуре речи и подготовке к обучению грамоте детей старшего возраста
книга по развитию речи (старшая группа) по теме

Кикоть Елена Евгеньевна

Рабочая программа ЗВУКОГРАД» по звуковой культуре речи и подготовке к обучению грамоте детей старшего возраста предназначена для воспитателей дошкольных образовательных учреждений. Данные рекомендации призваны помочь в организации работы педагогов по данному разделу программы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_zvukograd_starshaya_gruppa.docx70.12 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 

В современных условиях дошкольное образование,  согласно «Закону об образовании в Российской Федерации», стало первым звеном в непрерывной системе образования. Это определило необходимость соблюдения дошкольными образовательными учреждениями положений концепции государственно-общественной системы дошкольного образования.

Направленность программы - социально - педагогическая.

Актуальность программы  обусловлена тем  что, образовательная деятельность должна будет послужить толчком для более полного развития детей, их интеллектуальной сферы -  речи, памяти, внимания, мышления и физического состояния и, тем самым,  послужить формированию у  дошкольников  позитивного отношения к обучению.

Новизна программы заключается в том, что обучение языку, развитие речи рассматривается не только в лингвистической сфере, но и в сфере формирования  общения детей друг с другом и со сверстниками, следовательно, есть все основания считать, что овладение ребёнком языковыми навыками и коммуникативными умениями  будет  являться стержнем формирования личности ребёнка - дошкольника.

Педагогическая целесообразность: овладение умениями анализировать звуки русского языка, выделять их в речевом потоке, в слоговых рядах, в словах (начало, середина, конец слова), анализировать  звуковой состав слова, дифференцировать звуки по артикуляционным и акустическим характеристикам ; активно владеть  словарём; пользоваться всеми основными грамматическими нормами речи; чисто и правильно произносить все звуки родного языка, пользоваться различными  средствами интонационной выразительности.

Цель программы: Формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки  обучения грамоте

Задачи:

1. Развитие языковых способностей.

2. Полноценное овладение родным языком.

3. Развитие  лексической стороны речи:

  • Рост словаря;
  • Обобщающее значение слов;
  • Многозначность слов разных частей речи.

4.Звуковая  культура речи:

  1. Совершенствование моторики  артикуляционного  аппарата.
  2. Уточнение  и закрепление произношения  звуков родного языка, обучение проведению  анализа  артикуляции   звуков  по пяти  позициям: губы-зубы- язык- голосовые связки-воздушная струя.
  3. Ввести понятия «гласный – согласный звуки» на  основе анализа их  артикуляции.
  4. Ввести и закреплять  понятия  «Твердый – мягкий согласный звук».
  5. Развивать фонематический слух:  учить выделять слова с заданными звуками из речевого потока,  определение  позиции звука в слове (начало, середина, конец слова).
  6. Ввести в систематическую работу звуковой анализ  звуковых  цепочек, открытых и закрытых  слогов,  1 и 2-х сложных слов  без стечения согласных.
  7. Дифференциация сходных  по артикуляционным и акустическим признакам согласных  звуков.
  8. Учить детей делению слов на слоги,  определять количество слогов в слове по количеству гласных звуков.
  9. Составлять предложения по живой модели; определять количество и последовательность слов в предложении.
  10. Развивать  просодическую  сторону речи.
  11. Развивать мелкую моторику кистей рук: раскрашивание, штриховка, мелкие мозаики.

Отличительной особенностью данной программы от  уже существующей программы является то, что в её структуру  входит образовательная деятельность, позволяющая приобретать  ребёнку интерес, направленный  на решение задач по подготовке к обучению грамоте.

В процессе работы обеспечивать интеграцию образовательных областей:

«Речевое развитие»: обеспечивает полноценное развитие всех компонентов речи ребенка с опорой на аналитико-синтетическую деятельность.

"Социально-коммуникативное развитие": воспитывать дружеские взаимоотношения, приобщить к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками, развивать свободное общение со взрослыми и детьми; развивать все компоненты устной речи; практически овладевать  нормами речи.

"Познавательное развитие": формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.

"Физическое развитие":  динамические паузы,  подвижные игры.      

     Программа разработана для детей  5-6  лет, рассчитана на 9 месяцев. Образовательная деятельность  проводится в 1 половине дня. Программа включает в себя 18 часов  образовательной деятельности, которая проводится 1 раз в 2  недели.

Основные этапы реализации программы.

1.Предварительный.

- Изучение проблемы речевого развития.

- Анализ методической литературы. Оценка ресурсной базы для реализации программы.

- Разработка и утверждение программы.

2. Первичная диагностика:

- наблюдение за детьми в процессе игровой деятельности;

- диагностика уровня определения речевого развития детей.

3. Реализация программы:

- совместная подгрупповая работа с детьми в образовательных ситуациях;

- совместная образовательная деятельность с детьми в режимных моментах;

- индивидуальная и коррекционная работа с детьми.

4. Итоговая диагностика:

- диагностика уровня освоения программы детьми.

Форма и режим занятий:

Форма занятий -  подгрупповая

Длительность занятия – 25 минут.

Способы определения результативности программы: опрос, беседа, дидактические игры, самостоятельная работа, игра – соревнование.

К концу учебного года дети должны знать и уметь:

- называть гласные и согласные звуки; анализировать согласные звуки по твердости-мягкости.

- выделять требуемый звук из речевого потока, звукового и слогового ряда,  из слова  (в любой позиции)

-проводить звуковой анализ 2-х сложных слов.

- дифференцировать звуки, сходные по артикуляции, но отличающиеся работой голоса;

- делить слова на слоги.

- образовывать слова, пользуясь суффиксами и приставками, уметь использовать сравнительную форму существительных.

-составлять предложения по живой модели; определять количество и последовательность слов в предложении.

Для  успешной реализации программы подготовлен дидактический материал. Он включает  в себя  иллюстративный дидактический материал  по разделам программы,  комплексы артикуляционных гимнастик, чистоговорки, картотеку пальчиковых игр, специальную дополнительную литературу,

Формами проведения итогов реализации программы являются:

- диагностика;

- открытое занятие.

ПЕРСПЕКТИВНОЕ  ПЛАНИРОВАНИЕ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ»

раздел ЗКР и подготовка к обучению грамоте

  НА БАЗЕ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОУ

 

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ НА УЧЕБНЫЙ ГОД

Количество образовательных ситуаций  соответствует количеству  действующей основной образовательной программе «Детского сада № 233 ОАО «РЖД».

Тема  занятия

Кол.

часов

Содержание

Интеграция

образ.

областей

 Лексическая тема

Дидактические игры и упражнения

1.

Знакомство с органами артикуляционного аппарата

Звук А

1 час

Уточнить названия органов артикуляционного аппарата, познакомить детей с их   работой Понятие «гласный звук».

Соц-комм. разв.

Познав.развит.

Гигиена, режим дня.

«Что такое хорошо, что такое плохо», «Речевые и неречевые звуки», просмотр презентаций

2.

Звуки  О, У.

1 час

Уточнить и закрепить произношение звуков О,У в ударном положении изолированно, в словах, в стихотворении.

Соц-комм. Разв.

Познав. Развитие

Осень

овощи

«Что бывает осенью», «Овощи»,

«Услышь звук», «Помоги собрать Оле и Уле овощи со звуками  О, У», шаблоны, трафареты. Игра «Паровозик»

3.

Звук И, Ы

1 час

Закрепить произношение звуков И, Ы изолированно, в ряду гласных звуков, в слогах, словах в ударном положении.

Соц-комм. Разв.

Познав. Развитие

Игрушки, Детский сад.

«Постай разные игрушки- 1,2,3,5» , «Назови ласково», «Один-много», «Магазин игрушек»- (расскажи об игрушке), «Услышь звук и нарисуй кружок», шаблоны, трафареты

4.

Звуки  К, КЬ

1 час

Познакомить детей с понятием «Согласный звук»,  с твердостью и мягкостью согласных звуков, с понятием «Глухой согласный звук». Закрепить понятия «слова-предметы», Учить делить слова на слоги.

Соц-комм. Разв.

Познав. Развитие

Дом.

животныеи их детеныши

«Кто живет с человеком», «Найди лошадке корм», «На ферме», «Услышь звук», Звуковой анализ слогов АК, УК, ОК, ИК, КИ, КА.

Игры с шаблонами и трафаретами.

5.

Звуки Г, ГЬ.

1 час

Закрепить и уточнить произношение звука О-изолированно, в слогах, словах, предложениях, учить выделять звук из начала слов (в ударном положении)

Соц-комм. Разв.

Познав. Развитие

Домашн. птицы

«Накорми домашних птиц и домашних животных», «Кому что надо», «Услышь звук и нарисуй кружок», Шаблоны, трафареты.

6.

Дифференциация звуков К, КЬ-Г,ГЬ

1 час

Закрепление пройденного материала, дифференциация звуков изолированно, в слогах, словах (начало и середина слова) Деление  слов на слоги. Понятием «слова-действия» Составление предложений

Соц-комм. Разв.

Познав. Развитие

Дикие и домашние птицы

«Один-много», «Услышь звук», шаблоны, трафареты.  «Найди маму птенцу», «Плавает- не плавает».

Игры с шаблонами , трафаретами, разрезными картинками.

7.

Звуки Т,Ть

1 час

Уточнить и закрепить правильное произношение звуков Т, ТЬ  в речи детей(изолированно, в слогах, в словах. Звуковой анализ слов КОТ, КИТ. Деление слов на слоги. Знакомство со словами признаками. Составление предложений, схема предложения.

Соц-комм. Разв.

Познав. Развитие

Морские жители

«Большие и маленькие», Собери картинку, «Что не так?». Игры с шаблонами и трафаретами. Просмотр презентаций, док. Фильма о китах.

8.

Звуки Б,Бь

1 час

Уточнить и закрепить правильное произношение звуков Б,БЬ в речи детей(изолированно, в слогах, в начале и середине  слова). Составление предложений из 2-3 слов. Звуковой анализ слова БЫКИ, БОК, БЫК

Соц-комм. Разв.

Познав. Развитие

Сказки

 «Подарки для Буратино», «Старший или младший братец?», «Назови ласково», «Большой-маленький.»

Игры с шаблонами и трафаретами

9.

Звуки П ,ПЬ

1 час

Уточнить и закрепить правильное произношение звуков П,Пь  в речи детей(изолированно, в слогах, в словах) Звуковой анализ слова ПАУК. Деление слов на слоги и составление предложений.

Соц-комм. разв.

Познав. Развитие

Профессии (повар, пекарь)

«Собери птицу из разрезных картинок,», «Услышь звук», «Какой братец?», «Услышь звук и нарисуй кружок», «Кому что нужно?»

10.

Дифференциация Б-П

1 час

Закрепить навыки четкого произношения и различения звуков Б-П в речи детей (изолированно, в слогах, словах, предложениях)Закрепление понятия «Звонкости-Глухости» ,  работа со схемой предложения.

Соц-комм. Разв.

Познав. Развитие

Почта или Продукты питания (по выбору воспитателя)

«Почтальон», «Сложи конвертик для письма», «Услышь звук и нарисуй кружок», Сюжетно-ролевая игра «Почтальон Печкин».

11.

Звуки М,МЬ

1 час

Уточнить и закрепить правильное произношение звуков М,МЬ  в речи детей (изолированно, в слогах, в начале слова) Звуковой анализ слов МАК-МАКИ. Деление слов на слоги. Составление предложений из 2-3 слов. Схема предложения.

Соц-комм. Разв.

Познав. Развитие

Морские обитатели или «Путешествие в Простоквашино»

«Накорми Буренку и кота Матроскина»,»Услышь звук», Просмотр презентаций о морских обитателях (медузы. Игры с шаблонами и трафаретами.

12.

Звуки Д,Дь

1 час

Уточнить и закрепить правильное произношение звуков Д ,Дь  в речи детей(изолированно, в слогах, в начале и середине слова слова), Звуковой анализ слов ДОМ, ДОМИК, ДЫМ,  ДЫМОК. (по выбору педагога)

Соц-комм. Разв.

Познав. Развитие

Дом, квартира.

«Сложи домик из разрезных картинок», «Что есть  у нас дома со звуками Д,ДЬ?»,, рассматривание картин с разными видами жилища, называние основных частей дома.. Игры с шаблонами и трафаретами.

13.

Дифференциация Т-Д, ТЬ-ДЬ

1 час

Закрепить навыки четкого произношения и различения звуков Т-Д, ТЬ-ДЬ в речи детей (изолированно, в слогах, словах), Закрепить звонкость-глухость согласных звуков. Звуковой анализ слов ДИМА, ТОМА, ТИМА. (по выбору воспитателя),Деление слов на слоги. Составление предложений и их схем по сюжетным картинкам . Подсчет слов в предложении.

Соц-комм. Разв.

Познав. Развитие

Школьные принадлежности

«Назови ласково», «Подбери слово к картинке», «Услышь звук и нарисуй кружок» . Игра «Собери куклу в школу», «Что лишнее», «Побери словечко к предмету», (прилагательные и глаголы).  Разрезные картинки. Игры с шаблонами и трафаретами.

14.

Звуки С,СЬ

1 час

Уточнить и закрепить правильное произношение звуков С,СЬ в речи детей(изолированно, в слогах, в словах). Звуковой анализ слов ГУСИ, ОСЫ. Деление слов на слоги. Составление предложений из 2-3 слов и схемы предложения.

Соц-комм. Разв.

Познав. Развитие

Посуда

«Подбери словечко», «Назови ласково», «Посчитай посуду 1, 2, 3,5», «Услышь звук и нарисуй кружок», «Накроем стол к обеду». Разрезные картинки, шаблоны и трафареты

15.

Звуки З,ЗЬ

1 час

Уточнить и закрепить правильное произношение звуков З,ЗЬ в речи детей(изолированно, в слогах, в начале и середине  слова),Звуквой анализ слов КОЗЫ, ЗИМА. Деление слов на слоги, деление слов на слоги и работа с предложением.

Соц-комм. Разв.

Познав. Развитие

Животные жарких стран.

«Животные и их детеныши», «Кто лишний», «Найди маму для малыша», «Один-много» «Услышь звук и нарисуй кружок», шаблоны, трафареты, разрезные картинки,

16.

Дифференциация С-З

1 час

Закрепить навыки четкого произношения и различения звуков С-З в речи детей (изолированно, в слогах, словах) Закрепить звонкость-глухость согласных звуков. Звуковой анализ слов КОЗЫ-КОСЫ  Составление предложений и их схем по сюжетным картинкам . Подсчет слов в предложении

Соц-комм. Разв.

Познав. Развитие

Диагностическое занятие..

Весна

«Что бывает весной», «Что лишнее?», «Что перепутал художник?»,  разрезные картинки и шаблоны.

17.

Звук Ш

1 час

Уточнить и закрепить правильное произношение звука Ш в речи детей. Закрепить, что звук Ш всегда твердый согласный и не имеет мягкой пары. Звуковой анализ ШУБА, КАША  Составление предложений и их схем по сюжетным картинкам . Подсчет слов в предложении

Соц-комм. Разв.

Познав. Развитие

Транспорт

Разрезные картинки (транспорт), «Один-много», «Назови ласково», «Посчитай машины-1,2,3,5» Шаблоны, трафареты, «Услышь звук и нарисуй кружок»

18.

Звук Ж

1 час

Уточнить и закрепить правильное произношение звука Ж в речи детей. Закрепить, что звук Ж всегда мягкий согласный и не имеет твердой пары. Звуковой анализ ЖУКИ. ЖАБА  Составление предложений и их схем по сюжетным картинкам . Подсчет слов в предложении

Соц-комм. Разв.

Познав. Развитие

Насекомые

Разрезные картинки (насекомые), «Один-много», «Назови ласково», «Посчитай мух, пчел, жуков 1,2,3,5» Шаблоны, трафареты, «Услышь звук и нарисуй кружок»

Приложение 1.

Конспекты занятий

Занятие № 1.

Тема: Органы артикуляционного аппарата. Гласный звук А .

Цели: Уточнить и закрепить названия органов артикуляционного аппарата: рот, верхняя и нижняя губы, верхние и нижние зубы, язык, кончик, середина языка. Напомнить детям значение и работу органов артикуляционного аппарата, уточнить гигиенические правила по уходу за полостью рта и слухового аппарата, познакомить детей с гласным звуком А, учить характеризовать звук по 5 позициям, развивать фонематический слух и восприятие, закрепить лексический блок «Гигиена, туалетные принадлежности», воспитывать в детях аккуратность, прививать гигиенические навыки, формировать культуру общения.

Оборудование : картинки туалетных принадлежностей, книга К.И. Чуковского «Мойдодыр», звуковые модели, картинка-схема для описания звуков, зеркала.

Ход занятия:

  1. Организационный момент.
  2. Работа по новой теме:

А) закрепление лексического блока.

  • Игровой момент: в группе на полу разбросаны картинки туалетных принадлежностей - мыло, полотенце, зубная щетка, расческа, шампунь, зубная паста.
  • Педагог спрашивает детей о том, что случилось в группе или кто к ним приходил и мог потерять такие картинки, (предполагаемый ответ - Мойдодыр). Сообщение детям о том, что «Мойдодыра» придумал детский писатель К.И. Чуковский.
  • Небольшая беседа о необходимости соблюдения правил личной гигиены и зачитывание отрывка из произведения «Да здравствует мыло душистое и полотенце пушистое...» плавный переход к строению и работ органов артикуляционного аппарата.

Б) Уточнение строения и работы органов артикуляции. •   Сказка о веселом язычке (см. приложение).

  1. Динамическая Пауза, зрительная гимнастика.
  2. Знакомство с гласным звуком А, моделью его обозначающей, правилом звука.

  • Игра на развитие фонематического слуха «ушки и ручки». Педагог называет ряд гласных звуков, а дети, услышав звук А, трогают себя сначала за ушки, а потом хлопают в ладошки.
  • Придумывание ело со звуком А и составление с ними предложений.

  1. игра на развитие наглядно-образной памяти «Что принес  Мойдодыр?»
  2. Подведение итогов занятия.

Занятие № 2

Тема: Звуки 0,У.

Цели: Уточнить и закрепить произношение звуков О, У в речи детей, учить находить разницу в артикуляции звуков, дифференцировать данные звуки на слух, закрепить термин «гласные звуки», развивать фонематическое восприятие, речевое дыхание, начать работу по анализу «звуковых» песенок, закрепить лексический блок «Осень», воспитывать у детей умение видеть прекрасное, красоту осенней природы, бережное отношение ко всему живому.

Оборудование: демонстрационный материал по теме «Осень», картинка волка, звуковые модели, тетради, цветные карандаши.

Ход занятия:

  1. Организационный момент.
  2. Работа по новой теме:

•   Чтение детям стихотворения с нацеливающим вопросом, - О каком

времени года говорится в стихотворении? Осень наступила, Высохли цветы. И глядят уныло Голые кусты. Небо туча кроет, Солнце не блестит, Ветер в поле воет, Дождик моросит.

  • Небольшая беседа по демонстрационному материалу с выделением основных признаков осени. Развитие речевого дыхания: дует холодный осенний ветер (сильный и слабый): длительный вдох носом, выдох через рот.
  • Выделение звука О из слова «Осень». Артикуляционная и акустические характеристики звука О.
  • Только волк не рад осени. Почему? И от тоски он запел свою волчью песню - УУУУУУ. (Работа над силой голоса). Артикуляционная и акустическая характеристика звука У.
  • Сравнение звуков У и О по артикуляции. Нахождение различий и сходства. Закрепление термина «гласный звук». Почему?

  1. Динамическая пауза, зрительная гимнастика.
  2. Закрепление пройденного материала:

•        Игра на развитие фонематического слуха «Внимательные ушки».
Педагог произносит слоги с различными гласными звуками, а дети должны
поймать слоги только со звуками О, У. - МУ, СЫ, ПО, КА, ОТ, УК, ИМ,
ОС, УМ.

•        Работа со звуковой дорожкой - выкладывание последовательности
звуков - ОАУ звуковыми моделями.

•   Работа в тетрадях. Определение позиции звуков О, У с словах: УТКИ, КИНО, СУП.

  1. Игра на развитие памяти «С кем гуляла девочка на осенней картинке?»
  2. Итог занятия.

Занятие № 3.

Тема: Гласные звуки И, Ы.

Цели: Уточнить и закрепить произношение звуков И, Ы в речи детей, учить различать звуки изолированно, в слогах, словах и в речевом потоке, выделять звук из начала и конца слова, закрепить термин «гласные звуки», развивать фонематический слух и восприятие, продолжить работу по анализу «звуковых песенок», закрепить лексический блок «Игрушки», воспитывать в детях бережное отношение к игрушкам, закрепить употребление существительных в единственном и множественном числе, развивать познавательную активность.

Оборудование: демонстрационный материал по теме «Игрушки», звуковые модели, цветные карандаши, тетрадки.

Ход занятия:

1.        Организационный момент. Игрушки пришли в гости к детям и задают
детям загадки:

•   Называние слов во множественном числе:

Машина-машины

Кукла-куклы

Пирамидка-пирамидки

Игра- игры

Мячик-мячики

Мишки - мишки

Скакалка-скакалки

Конструктор-конструкторы

2.        Работа по новой теме:

  • Выделение звуков И, Ы из конца слова и их характеристика по артикуляции и акустическим признакам. Закрепление термина «гласные звуки». Особенности звука Ы- никогда не стоит в начале слова.
  • Речевая гимнастика. Игра «Повтори, не ошибись», (повторить цепочку слогов) ПЫ- ПИ, МЫ- МИ, КИ-КЫ, ЫТ- ИТ, ЫС- ИС, БИ-БЫ, ВЫ-ВИ.
  • Работа со звуковыми дорожками - ИУА, ОАЫ.

  1. Динамическая пауза «Заводные игрушки», зрительная гимнастика.
  2. Закрепление пройденного материала.

  • Определение позиции звуков И, Ы в словах (работа в тетрадях). Слова для работы: куклЫ, Ира, мячИк.
  • Выполнение ритмического рисунка в тетрадях - \ |
  • Работа над просодической стороной речи: рассказывание стихотворения А. Барто «Мой веселый звонкий мяч! Ты куда помчался вскачь?....»

5. Итог занятия. Подведение итогов с называния тех игрушек, которых было много, (см. орг. момент).

Занятие № 4

Тема: звуки К, КЬ

Цели: Уточнить и закрепить артикуляционные и акустические характеристики  звуков К, КЬ, познакомить детей с понятием «согласный звук», «Слог», учить  проводить звуковой анализ слогов, развивать фонематический слух и восприятие, закрепить лексический блок «Домашние животные и их  детеныши», развивать познавательную активность, воспитывать любовь и  бережное отношение к животным.

Оборудование: демонстрационный материал, мягкая игрушка кота-Котофея,

звуковые модели, тетради, цветные карандаши.

Ход занятия:

  1. Организационный момент.
  2. Работа по новой теме:

•        Гости занятия - ученый кот Котофей и его друзья.(домашние
животные и их детеныши - коза с козлятами, крольчиха с
крольчатами, собака с щенками, корова с теленком, кошка с
котятами).

•        Загадки и стихи о домашних животных:
Он в конуре родился

И в конуре подрос,

Лизала мама шерстку

И черный круглый нос.

Она гремела цепью и охраняла дом,

А в конуре любовно играла с малышом.

Пушистая мама, пушистый сынок, Вместе катали по полу клубок, Мама сыночку в игре помогала, Лапкой клубочек ему подавала. Что же сынок убежал от клубка? Просит у мамы малыш молока...

Мама с любовью сыночка ласкала, Плоскую мордочку всю облизала. Может, не нравится это сынку? Просит он маму о чем-то «Му-му» Мама молочное вымя дала, Значит, о чем он просил, поняла.

Серые кудряшки. Тонкие копытца,

В поле рядом с мамой весело резвиться.

Ушки длинные малыш чутко поднимает. Если кто-то в клетку дверь тихо открывает.

Травку без конца жует за щекой пушистой. Отчего же он растет медленно, не быстро?

  • Знакомство с гостями и нахождение одинакового звука в названиях домашних животных и их детенышей.
  • Артикуляционная и акустическая характеристика звуков К,КЬ, знакомство с термином «согласный звук».
  • Знакомство со слогом - дружба гласного и согласного звуков.
  • Игра с гостями занятия «раздели на слоги».- КОЗА, КОТ, СОБАКА.

  1. Динамическая пауза, зрительная гимнастика.
  2. Закрепление пройденного материала:

  • Работа со звуковыми дорожками : звуковой анализ слогов АК, ОК, УК, ИК. и слога КИ с подсчетом количества звуков.
  • Работа в тетради: выполнение ритмического рисунка.-
  • Игра на исключение лишнего предмета: кошка, собака, курица, свинья. Корова, лиса, кролик, конь. Лошадь, овца, белка, кошка.

5. Итог занятия.

Занятие № 5.

Тема: Звуки Г, ГЬ.

Цели: уточнить и закрепить артикуляционные и акустические характеристики  звуков Г,ГЬ, продолжить знакомить детей с понятием «согласный звук», «слог», «звонкий согласный звук». Учить находить звук в разных позициях в слове, делить слова на слоги, проводить звуковой анализ слогов, развивать фонематический слух и восприятие, Воспитывать у детей  бережное и заботливое отношение к домашним птицам. Закрепить лексический блок «Домашние птицы».

Оборудование: демонстрационный материал для звуков Г,ГЬ, звуковые модели, тетради, цветные карандаши, картинки веселых клоунов.

Ход занятия:

  1. Организационный момент.
  2. Работа по новой теме:
  • Гости  занятия – веселые клоуны Гога и Гена. Они пришли к детям, чтобы научить детей правильно поизносить те звуки, с которых начинаются их имена и привели с собой друзей- гусей, которые тоже выступают в цирке. Закрепление лексического блока «Домашние птицы». Клоуны предлагают поиграть с детьми.
  • Выделение первого звука из слова Гога (Г)
  • Выделение первого звука из слова Гена (ГЬ)
  • Артикуляционная и акустическая характеристика – закрепление понятия «согласный звук», потому что во рту образуется преграда выдыхаемому воздуху. (корень языка). Знакомство с понятием «звонкости согласного звука».
  • Речевая зарядка совместно с пальчиковой. Дети произносят слоги  и на каждый слог загибают по одному пальчику на двух руках. ГА-ГЯ, ГО-ГЁ, ГУ-ГЮ, ГЫ-ГИ, ГЭ – ГЕ. Закрепление понятия слога. Деление на слоги слов – гуси, губы, газета, горох, Гена, Гога.
  1. Динамическая пауза. Зрительная гимнастика.
  2. Закрепление пройденного материала.
  • Работа со звуковыми моделями. Выкладывание слогов – ГА, ГУ, ГИ.
  • Определение позиции звуков Г,ГЬ в словах – ГУСЬ, ВАГОН, ГЕНА. (Закрасить кружок нужным цветом в нужной позиции)
  1. Работа над просодической стороной речи
  • разучивание скороговорки – гусь Гога и гусь Гага друг без друга ни шагу.
  1. Итог занятия.

Занятие № 6.

Тема : Дифференциация звуков К, КЬ, Г, ГЬ.

Цели: закрепить и уточнить артикуляционные и акустические

характеристики данных звуков, развивать фонематический слух и

восприятие, учить проводить звуковой анализ слогов, делить слова на слоги

на слух и выкладывать слоговую структуру слова, познакомить детей со

словами - предметами, развивать познавательную активность,

пространственную ориентировку через работу с клеточкой.

Оборудование: демонстрационный материал, модели для работы со

слоговой схемой слова, тетради, цветные карандаши.

Ход занятия:

  1. Организационный момент.
  2. Работа по новой теме:

•        Игра с последующим обобщением и выделением одинакового
звука:
курица, индюк, утка, цыпленок, индюшонок, утенок.

(домашние птицы и птенцы. Одинаковый звук К.)

  • Галка, голуби, грач, (дикие птицы. Галка и грач - перелетные, голубь - зимующая птица. Одинаковый звук Г.). закрепление понятий «живой-неживой предмет» и модели, его обозначающей.
  • Называние живых (неживых) предметов со звуками К,КЪ,Г,ГЬ.и отвечающих на вопросы, КТО ЭТО? ЧТО ЭТО?
  • Артикуляционная и акустическая характеристика с выделением сходства и различия, (отличаются только участием голоса в образовании звука Г - он звонкий, а звук К - глухой, потому что голос не работает.)
  • Речевая зарядка: КА-ГА, КО-ГО, КУ- ГУ, КЫ -ГЫ, КЭ-ГЭ.
  • Звуковой анализ слогов: ГИ, КУ.(устно с показом моделей.)
  • Звуковой диктант в тетрадке: А, О, К, ГЬ, Г, КЬ, У, И, Ы.

  1. Динамическая пауза, зрительная гимнастика.
  2. Закрепление пройденного материала:

•   Деление слов на слоги и нахождение нужного звука (К,КЬ,Г,ГЬ.) с определением позиции: вагон, кот, год, Гена, Кеша.

5.        Итог занятия.

Занятие № 7.

 Тема: Звуки Т,ТЬ.

Цели: закрепить и уточнить произношение звуков Т,ТЬ в речи детей, развивать фонематический слух и восприятие, учить детей проводить звуковой анализ слов КОТ, КИТ, закрепить навык деления слов на слоги, познакомить детей с китом - как представителем китообразных, развивать познавательную активность детей, мелкую моторику рук через работу в тетради.

Оборудование: демонстрационный материал, звуковые и слоговые модели, тетради, цветные карандаши, запись шума моря.

Ход занятия:

  1. Организационный момент.
  2. Работа по новой теме:

  • Детям предлагается прослушать запись. Педагог спрашивает детей о том, что они сейчас слышали и кто может жить в море.
  • Знакомство детей с китом: Кит - властелин морей. Самый крупный представитель - голубой кит, длиной в 33 метра. Живут они в разных морях и питаются разными мелкими организмами. Добычу свою они заглатывают целиком, не пережевывая. Под кожей китов есть толстый слой жира, который защищает их от переохлаждения. Обычно у китьв рождается один очень крупный детеныш. Рождается он под водой. Новорожденные долго питаются молоком матери. Китенок с первых дней плавает рядом с матерью. Живут киты до 50 лет. Киты легко дрессируются, могут даже спасти жизнь человеку. Добыча китов запрещена из-за их малочисленности.
  • Выделение звук Т из слова КИТ.
  • Артикуляционная и акустическая характеристики звука КЬ.
  • Словоизменение - игра «Волшебники» . можно ли из слова КИТ сделать слово КОТ. Что нужно для этого?
  • Речевая зарядка -ТА-ТЯ, ТО-ТЁ, ТУ- ТЮ, ТЭ- ТЕ, ТЫ- ТИ. (проводится вместе с пальчиковой - на каждый слог из кулачка ребенок поднимает один пальчик, начиная с большого).

  1. Динамическая пауза, зрительная гимнастика.
  2. закрепление пройденного материала:

  • игра «Познакомим кита с земными предметами». Нахождение слов со звуками Т,ТЬ и называние с определением позиции.
  • Деление слов на слоги   и выкладывание слоговой схемы слов КИТ, КОТ.
  • Звуковой анализ слов КИТ, КОТ в тетради.

  1. работа над просодической стороной речи: •   снежинки ловит Тая, они , слетая, тают.
  2. Итог занятия.

Занятие № 8

Тема: Звуки Б,Бь

Цели: уточнить и закрепить произношение звуков Б, БЬ в речи детей, развивать фонематический слух и восприятие через проведение звукового  анализа слов, продолжить учить детей определять позицию звука в слове, закрепить лексический блок «Сказки», развивать познавательную активность детей, воспитывать у детей чувство сопереживания к сказочным героям, чувство взаимопомощи и дружбы.

Оборудование: игрушка Буратино, запись песенки Буратино,  демонстрационный материал, тетради, цветные карандаши.

Ход занятия:

  1. Организационный момент.
  2. Работа по новой теме:
  • Включается запись песенки. Педагог спрашивает детей- кто пришел к ним в гости. Дети вспоминают из какой сказки пришел Буратино. Кто еще живет в этой сказке? Какие герои?  Кто написал эту сказку?  Какие испытания пришлось преодолеть Буратино, чтобы достать золотой ключик? Кто ему помогал во всех испытаниях?
  • Выделение звука Б из  слова Буратино.
  • Артикуляционная и акустическая характеристика звуков Б, БЬ (согласный, звонкий, твердый и мягкий).
  • Речевая зарядка – БА-БЯ, БО- БЁ, БУ- БЮ, БЫ- БИ; БА-БА-БЯ, БО-БО-БЁ, БЮ-БЮ-БУ.
  • Определение позиции звуков Б, БЬ в словах – Буратино, Бармалей, Колобок, Карабас –Карабас, Айболит. Кто щелкал изумрудные орешки во дворце царя Салтана? (белка)
  1. Динамическая пауза. Зрительная гимнастика.
  2. Закрепление пройденного материала:
  • Работа в тетрадях – звуковой анализ слова БЫК.
  • Выполнение ритмического рисунка – 1дл, 2 кор. 1 дл, 2 кор.

                                                                       2дл, 1 кор, 2 дл, 1 кор.

  1. Развитие просодической стороны речи:
  • Проговаривание чистоговорок:  ба-ба-ба – у зайчишки есть изба.

                                                                      Бы-бы-бы – на поляне есть грибы.

  1. Итог занятия.

Занятие № 9

Тема: Звуки П,ПЬ

Цели: Уточнить и закрепить произношение звуков П, ПЬ в речи детей, развивать фонематический слух и восприятие, продолжить учить детей проводить звуковой анализ слов, определять позицию звуков в слове, закрепить лексический блок «Профессии», учить составлять распространенные предложения, развивать познавательную активность.

Оборудование: демонстрационный материал, модели, тетради, цветные карандаши.

Ход занятия:

  1. Организационный момент.
  2. Работа по новой теме:
  • Чтение стихотворения Д. Родари «Чем пахнут ремесла» (см «Формирование правильной речи у ребенка»  Л.Г. Серова Москва , АСТ «Астрель» ,стр 274)
  • Беседа о профессиях: пожарник, почтальон, пекарь, продавец, повар, парикмахер, ( чем занимаются, что им нужно для работы, какую пользу приносят людям ).
  • Выделение звуков П, ПЬ из названий профессий,  артикуляционная и акустическая характеристика (согласный, глухой, может звучать твердо или мягко).
  • Речевая гимнастика. (проговаривание слогов со звуками П, Пь)
  • Дидактическая игра «Помоги Повару и пекарю». (разложить картинки с блюдами и продуктами на две группы с П,ПЬ  в зависимости от звука).
  1. Динамическая пауза, зрительная гимнастика.
  2. Закрепление пройденного материала:
  • Работа в тетрадях:  определение позиции звуков в словах – пирожок, суп, крупа.
  • Звуковой анализ слова –ПАУК. (игровой момент – Спасем продукты от паука, разобрав это слово по звукам)
  1. игра на развитие слухового внимания «назови, какие картинки профессий мы видели?»
  2. Итог занятия.

Занятие № 10.

Тема: Дифференциация звуков Б-П.

Цели: уточнить и закрепить произношение звуков Б-П, БЬ-ПЬ в речи детей, учить  различать звуки на слух и на демонстрационном материале, развивать фонематический слух и восприятие детей, уточнить и закрепить блок «Продукты питания»,  учить детей составлять простую схему предложения, воспитывать у детей уважение к продуктам и труду людей, которые  их изготовили, учить подбирать слова – признаки к словам – предметам.

Оборудование: игрушки Буратино и поросенка, демонстрационный материал, звуковые модели,  модели для составления схем предложения, запись песенки «Буратино», магнитофон.

Ход занятия:

  1. Организационный момент.
  2. Работа по новой теме.
  • Звучит запись песенки «Буратино». Дети должны отгадать, кто к ним собирается прийти в гости. (Буратино).
  • Подбор слов признаков к слову Буратино. Ребята, а Буратино какой ? (веселый, добрый, отзывчивый, неунывающий….)
  • Выделение первого звука из слова «Буратино», артикуляционная и акустическая характеристики звуков Б, БЬ.
  • Отгадывание загадки «Хвост крючком, нос пятачком» (поросенок). Отгадайте с кем подружился Буратино?
  • Выделение звука П , его артикуляционная и акустическая характеристика.
  • Сравнение двух звуков Б,П (отличаются работой голоса). Логопед произносит изолированно звуки, а дети показывают соответствующую модель (Б, БЬ, П, ПЬ).
  • Речевая гимнастика  ба-па, би-пи, бо-бо-по, пу-бу-пу, бе-пе-пе, бе-бе-пе.
  1. Динамическая пауза «Буратино»,   зрительная гимнастика.
  2. Дифференциация звуков на материале картинок. Игра «Буратино и поросенок в магазине». Буратино покупает продукты со звуками Б,БЬ, а поросенок со звуками П,ПЬ. (пельмени, колбаса, пирожок, булка, печенье, пряник, бутерброд)
  3. Закрепление лексического блока «Продукты питания», (откуда берутся продукты, их значение в жизни людей, виды продуктов, приносимая польза или вред для здоровья.) воспитание уважения к продуктам и труду людей, которые их изготовил.
  4. Составление предложений и первичное знакомство  со схемой предложения. «Что купил Буратино?», «Что купил поросенок», выкладывание схемы предложения по образцу.
  5. Подведение итогов занятия и его оценивание детьми.

Занятие № 11

Тема: Звуки М, МЬ.

Цели: уточнить и закрепить произношение звуков М,МЬ в речи детей, развивать фонематический слух и восприятие, закрепить навык слогового деления слов, определение позиции звука в слове, дифференциация по твердости-мягкости,  продолжить работу над предложением,  закрепить лексический блок «живые и неживые предметы», воспитывать доброе, заботливое отношение ко всему живому, развивать познавательное мышление.

Оборудование: демонстрационный материал, ноутбук, звуковые модели, модели схем предложений.

Ход занятия:

  1. Организационный момент.
  2. Работа по новой теме:
  • Знакомство детей с гостем занятия- медвежонком Мишуткой, выделение звука МЬ из слова Мишутка. Он хочет поиграть с ребятами в компьютер.
  • Артикуляционная и акустическая характеристика звуков М,МЬ.
  • Работа с ноутбуком. Презентация «М,МЬ»  (с 14 слайда). По ходу демонстрации  презентации проводится закрепление лексического блока, дается  знакомство с жителем морских глубин медузой (медуза – это необычный житель моря. Тело в виде колокола или зонтика, студенистое, полупрозрачное. По краям зонтика – щупальца.). По ходу демонстрации презентации, дети выполняют требуемые действия – делят слова на слоги, находят и показывают нужную модель, переходят к составлению предложений.
  1. Динамическая пауза, зрительная гимнастика.
  2. Работа по составлению предложений, знакомство детей со схемой предложения.  (предложение из презентации)
  3. Игра на развитие зрительной памяти – назови картинки, которые  показывал в компьютере Мишутка.
  4. Итог занятия.

Занятие № 12

Тема: Звуки Д,  ДЬ.

Цели : Уточнить и закрепить произношение звуков Д, ДЬ в речи детей, развивать фонематический слух и восприятие через анализ артикуляционной и акустической характеристик звуков, определение  позиций звуков в слове, звуковой анализ, слогоделение. Продолжить работу по знакомству детей с предложением. Закрепить лексический блок «Дом»., познакомить детей с домом с русским жилищем, видами домов, воспитывать у детей любовь к своему дому, уважение к русской истории.

Оборудование: демонстрационный материал, звуковые модели, тетради, цветные карандаши.

Ход занятия:

  1. Организационный момент.
  2. Работа по новой теме:
  • Работа над просодической стороной речи: проговаривание скороговорки -  дуб у дома, дом у дуба.
  • Игровая мотивация- если вы скажете эту скороговорку правильно, то скоро узнаете, кто её нам подарил.
  •  Дуб стоял у дома. Что такое дуб? А что такое дом? Это место, где мы с вами живем. Дома у нас у всех разные.  И они не всегда были такими.(работа с демонстрационным материалом.) у многих народов дома разные (юрта, чум). И у русского человека издревле тоже был свой дом. Он назывался изба. (показ картинок русского быта.) русский человек всегда любил свой дом, всегда заботился о нем.  Я люблю свой дом и вы, конечно, тоже его любите, потому что в нем всегда тепло, уютно, потому что в нем живут самые близкие и родные нам люди – наша семья.
  • Выделение звука Д из слова ДОМ; его артикуляционная и акустическая  характеристика. (согл. звонкий,тв. и мягк.) хозяин русского дома – домовенок. Это сказочное существо, которое оберегает жилище и людей, проживающих в нем.  Его имя произошло от слова ДОМ. Это он нам подарил веселую скороговорку. Давайте посмотрим, что есть у него в домике: диван, одежда, будильник, дрова, духовка, холодильник.
  • Выделение звука Д, Дь из слов и деление их на слоги.
  • Речевая зарядка. Произношение слогов со звуками Д,ДЬ.
  1. Динамическая пауза.  Зрительная гимнастика.
  2. Закрепление пройденного материала.
  • Составление предложений со словом ДОМ и выкладывание его на моделях. (2-3 слова). Строители построили дом.  
  • Работа в тетрадях: составление звуковой схемы слова ДОМ.
  1. Дидактическая игра на развитие зрительной памяти: вспомни и назови, какие были картинки домов.
  2. Подведение итогов занятия.

Занятие № 13

Тема: Дифференциация звуков Т- Д

Цели: уточнить и закрепить произношение звуков Т-Д в речи детей, учить анализировать и дифференцировать звуки по звонкости – глухости, твердости- мягкости, закрепить навыки проведения звукового и слогового анализа слов, определение позиции звука в словах,  продолжить работать со схемой предложения, закрепить лексический блок «Школьные принадлежности», развивать познавательную активность, воспитывать у детей желание учиться, пойти в школу.

Оборудование: демонстрационный материал, модели для работы с предложением, тетради, цветные карандаши.

Ход занятия:

  1. Организационный момент.
  2. Работа по новой теме:
  • Отгадывание загадок:

А) Палочка волшебная есть у меня, друзья,

Палочкою этой могу построить я

Башню, дом и самолет и большущий пароход.  (карандаш)

Б) Новый дом несу в руке,

Дверцы дома на замке.

Тут жильцы бумажные,

Все ужасно важные. (портфель, книги, тетради)

  • Беседа о школе и её назначении, о  школьных принадлежностях, их назначении,  о том почему нужно ходить в школу.
  • Выделение звуков Т, ТЬ из слов тетрадь, кисточка,  портфель.
  • Выделение звуков Д,ДЬ из слов доска, карандаш.
  • Артикуляционная и акустическая характеристика этих звуков, нахождение сходства и отличия. (артикуляция одинаковая, отличаются работой голоса.)
  • Речевая гимнастика: произношение прямых и обратных слогов со звуками Т,Д.
  1. Динамическая пауза, зрительная гимнастика.
  2. Закрепление  пройденного материала:
  • Работа в тетради: определение позиций звуков и их твердости или мягкости  в словах: доска,  кисточки, карандаши.
  • Работа со схемой предложения: Дети любят школу.
  1. Дидактическая игра «Что положим в портфель?»
  2. Итог занятия.

Занятие № 14

Тема: Звуки С, СЬ.

Цели: уточнить и закрепить артикуляционную и акустическую характеристики звуков С,СЬ в речи детей, развивать фонематический слух и восприятие, повторить и закрепить навыки определения позиции звука в слове, слогоделения,  учить детей составлять графическую схему предложения, закрепить лексический блок «Посуда», воспитывать бережное отношение к посуде, правила ухода за ней.

Оборудование: демонстрационный материал, иллюстрации к сказке «Федорино горе», звуковые модели, тетради,  цветные  карандаши, магнитофон.

Ход занятия:

  1. Организационный момент.
  2. Работа по новой теме:
  • Дидактическая игра «Назови одним словом» - а) салатница, супница, солонка; б) сковорода, кастрюля, стакан.
  • Обобщение названных предметов (посуда). Беседа по назначению посуды, её использованию людьми, правилах ухода за ней.
  • Работа с иллюстрациями по сказке К.И. Чуковского «Федорино горе». (рассматривание, беседа о том, почему посуда обиделась и ушла, что нужно делать, чтобы посуда всегда была довольной и радовала нас вкусной едой).
  • Выделение звуков С,СЬ из демонстрационного материала. Называние картинок и деление этих слов на слоги.   (Посуда хочет с нами поиграть и познакомить нас с новым звуком)
  • Артикуляционная и акустическая характеристики звуков С,СЬ. (согласный, глухой, может звучать твердо и мягко). Игра со звуковыми моделями «Звуковой светофорик». Ребенок показывает  звуковую модель, а  дети называют  звук твердо или мягко.
  1. Динамическая пауза, зрительная гимнастика.
  2. Закрепление пройденного материала:
  • Дидактическая игра «Живое слово» -  что ваши мамы наливают в глубокую тарелку? (суп). Давайте поиграем с посудой  в это слово и составим звуковую схему слова «суп». (педагог называет детей, которые будут звуками С,  У, П.  раздает звуковые модели и предлагает построиться так, чтобы получилось слово СУП)
  • Работа в тетрадях:  а) определение позиций звуков С. СЬ в словах – СЕРВИЗ, КАСТРЮЛЯ, ПОСУДА.
  • Составление графической схемы предложения: СОНЯ  КУШАЛА СУП.
  1. Дидактическая игра « 4 лишний» - сковорода, кастрюля, ложка, стакан; тарелка, блюдце, супница, поварешка.
  2. Подведение итогов занятия.

Занятие № 15

Тема: Звуки З,ЗЬ

Цели: уточнить и закрепить произношение звуков З,ЗЬ в речи детей, развивать фонематический слух и восприятие, продолжить учить детей делить слова на слоги, проводить звуковой анализ   слов, закрепить работу с предложением, уточнить и закрепить лексический блок «животные жарких стран», воспитывать у детей интерес к жизни диких животных жарких стран.

Оборудование: демонстрационный материал, звуковые модели, тетради, цветные карандаши.

Ход занятия:

  1. Организационный  момент.
  2. Работа по новой теме:
  • Чтение отрывка из «Айболита» К.И. Чуковского.
  • Вдруг откуда –то шакал на кобыле прискакал: вот вам телеграмма от гиппопотама. «Приезжайте, доктор, в Африку скорей и спасите, доктор, наших малышей!»
  • Беседа о произведении К.И. Чуковского и о животных, живущих в Африке, деление на слоги названий животных.
  • Выделение звука ЗЬ из слова зебра и его артикуляционная и акустическая характеристика.
  • Речевая зарядка вместе с пальчиковой.ЗА-ЗЯ, ЗО – ЗЁ, ЗУ-ЗЮ, ЗЭ-ЗЕ, ЗЫ-ЗИ.
  1. Динамическая пауза, зрительная гимнастика.
  2. Закрепление пройденного материала.
  • Звуковой анализ слова КОЗЫ. (С кем подружились бы зебры, если бы жили у нас в России?)
  • Составление схемы предложения «Айболит вылечил зверей».
  1. Игра на развитие запоминания «Каких животных лечил доктор Айболит в Африке».
  2. Итог занятия.

Занятие № 16  (диагностическое)

Тема: Дифференциация звуков С-З

Цели: уточнить и закрепить произношение звуков С-З в речи детей, учить анализировать и дифференцировать звуки по звонкости – глухости, твердости- мягкости, закрепить навыки проведения звукового и слогового анализа слов, определение позиции звука в словах,  продолжить работать со схемой предложения, закрепить лексический блок «Весна», развивать познавательную активность, воспитывать у детей бережное отношение к природе, умение видеть изменения в природе со сменой времен года.

Оборудование: демонстрационный материал, модели для работы с предложением, тетради, цветные карандаши.

Ход занятия: (на усмотрение воспитателя)

Занятие № 17

Тема: Звук Ш.

Цели: Уточнить и закрепить произношение звука Ш в речи детей, развивать фонематический слух и восприятие, закрепить пройденный материал по разделу «Звуковая культура речи», закрепить лексический блок «Транспорт», профессии людей, работающих на транспорте, воспитывать уважительное отношение к людям труда, желание помогать старшим.

Оборудование: демонстрационный материал, тетради, цветные карандаши, звуковые модели, магнитофон.

Ход занятия:

  1. Организационный момент.
  2. Работа по новой теме:
  • Отгадывание загадок по теме: братцы в гости снарядились

                                                         Друг за друга уцепились

                                                         И помчались в путь далек,

                                                         Лишь оставили дымок. (поезд)

Дом по улице идет, на работу всех везет,

Не тонких курьих ножках, а в резиновых сапожках.(автобус)

Не летает, не жужжит, жук по улице бежит.

И горят в глазах жука два блестящих огонька. (автомобиль)

  • Беседа о транспорте, его значении в жизни населения и людях, работающих на нем., воспитание уважительного отношения к ним.
  • Выделение звука Ш из слов МАШИНА, ШИНЫ, МАШИНИСТ, ШОФЕР и его артикуляционная и акустическая характеристика, деление слов на слоги.
  • Речевая зарядка совместно с пальчиковой.
  1. Динамическая пауза, зрительная гимнастика.
  2. Закрепление пройденного материала:
  • Звуковой анализ слова ШИНЫ в тетрадях и определение позиций звука в слове.
  1. Дидактическая игра «Что лишнее» на материале лексической темы.
  2. Подведение итогов занятия.

Занятие №  18

Тема: Звук Ж

Цели: Уточнить и закрепить произношение звука Ж в речи детей, его артикуляционную и акустическую характеристику, продолжить закреплять пройденный материал по разделу программы «Звуковая культура речи», закрепить лексический блок «Насекомые», воспитывать бережное отношение к насекомым.

Оборудование: компьютер, детская презентация «Жужжащие стихи», звуковые модели, тетради, карандаши, демонстрационный материал.

Ход занятия:

  1. Организационный момент.
  2. Работа по новой теме:
  • Работа с детской презентацией «Жужжащие стихи», закрепление лексического блока «Насекомые», воспитание бережного отношения к насекомым, работа с демонстрационным материалом: деление слов на слоги.
  • Нахождение звука, который чаще других звучал в «Жужжащих стихах». (Ж), его артикуляционная и акустическая характеристика.
  • Речевая гимнастика вместе с пальчиковой.
  1. Динамическая пауза, зрительная гимнастика.
  2. Закрепление пройденного материала:
  • Звуковой анализ слова ЖУКИ.
  • Составление предложений со словом ЖУКИ , зарисовывание  схемы этого предложения в тетрадь.
  1. Дидактическая игра по детской презентации. (Кого мы встретили, когда искали жука).
  2. Итог занятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование звукового анализа слов в подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста

Методические пекомендации по проблеме подготовки к школе старших дошкольников...

Рабочая программа "ЗВУКОГРАД" по звуковой культуре речи и подготовке к обучению грамоте детей среднего возраста

Рабочая программа «Звукоград» по организации работы по звуковой культуре речи и подготовке  к обучению грамоте детей среднего возраста предназначена  для воспитателей дошкольных ...

«Развитие речи и подготовка к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста посредством использования ребусов и головоломок»

Проблема подготовки детей старшего дошкольного возраста к обучению грамоте является одной из наиболее актуальных. От того, как ребенок в дошкольном возрасте будет введен в грамоту, во м...

Технологическая карта Логопедического занятия в подготовительной к школе группе по формированию звуковой культуры речи и подготовки к обучению грамоте «Звук и буква Ж»

Данная технологическая карта будет полезна учителям−логопедам ДОУ при составлении своих технологических карт, особенно в период аттестации. Форма организации, количество воспитанников: подгруппо...

Непосредственно - образовательная деятельность по звуковой культуре речи и подготовке к обучению грамоте «Алфавит»

Непосредственно - образовательная деятельность по звуковой культуре речи и подготовке к обучению грамоте  «Алфавит»...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ЛОГОПЕДИЯ» ПО ЗВУКОВОЙ КУЛЬТУРЕ РЕЧИ И ПОДГОТОВКЕ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ВОЗРАСТА

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ«ЛОГОПЕДИЯ»ПО ЗВУКОВОЙ КУЛЬТУРЕ РЕЧИИ ПОДГОТОВКЕ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ВОЗРАСТА...