«Развитие речи и подготовка к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста посредством использования ребусов и головоломок»
учебно-методический материал по обучению грамоте (подготовительная группа)
Проблема подготовки детей старшего дошкольного возраста к обучению грамоте является одной из наиболее актуальных. От того, как ребенок в дошкольном возрасте будет введен в грамоту, во многом зависят его дальнейшие успехи в школе не только в чтении и письме, но и в усвоении русского языка в целом.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Проблема подготовки детей старшего дошкольного возраста к обучению грамоте является одной из наиболее актуальных. От того, как ребенок в дошкольном возрасте будет введен в грамоту, во многом зависят его дальнейшие успехи в школе не только в чтении и письме, но и в усвоении русского языка в целом.
Грамота – довольно сложный предмет для дошкольников. Пяти – шестилетнему ребёнку очень сложно усвоить абстрактные, не встречающиеся в его практическом мире, понятия. На помощь приходит игра. Самая увлекательная детская игра – ребус. Она состоит из красочных ярких иллюстраций. Ребус – это загадка, головоломка из сочетания букв, слов, цифр, картинок и знаков. Играть со словами, разгадывать ребусы, загадки, гораздо интереснее, чем просто читать слоги и предложения. Ребусы привлекают детей своей необычностью, неизведанностью, их можно отнести к игровым и проблемно-поисковым методам обучения детей дошкольного возраста.
В процессе разгадывания ребусов решаются многие задачи: развитие фонематического, слогового анализа и синтеза; закрепление знаний звукобуквенных обозначений; формирование словарного запаса и грамматического строя речи; развитие важнейших психических процессов – восприятия, внимания, памяти, мышления. Дети учатся видеть, слышать, рассуждать. Развивается их способность к переносу полученных интеллектуальных навыков на незнакомый материал, формируются начальные основы психической культуры.
Вовлечь ребёнка в отгадывание ребусов достаточно просто: ведь за чудесными волшебными картинками спрятаны слова, и узнать их может каждый, но нужно соблюдать определённые правила, с которыми знакомим детей на первом этапе.
Правила разгадывания ребусов:
- Если предмет нарисован в перевёрнутом виде, читать данное слово справа налево: Кот- ток, нос – сон.
- Если слева или справа от предмета стоят одна или две запятые, надо отбросить в начале или в конце слова одну или две буквы: Олень – лень, хомяк».
- Перечёркнутая буква около изображения предмета означает, что эту букву читать нельзя: Слон – сон.
- Если над перечёркнутой буквой написана другая буква, то в названии предмета она читается вместо перечёркнутой буквы: воск – волк.
- Часто в ребусах над рисунком бывают две буквы со знаком равенства между ними. Это означает, что эти буквы надо заменить: роза = коза.
- Цифры над рисунком указывают, что по ним надо изменить порядок букв в слове: лиса-сила.
- Если два каких-либо предмета или две буквы нарисованы одна в другой, то их названия читаются с прибавлением предлога «в»: «в-о-да», или «не-в-а», или «в-о-семь».
В этих ребусах возможно различное прочтение, например, вместо «восемь» можно прочесть «семьво», а вместо «вода» - «даво», но таких слов не бывает! Тут и приходят на помощь смекалка и логика.
- Если какая-либо буква состоит из другой буквы, то читают с прибавлением «из»: «из-б-а».
- Если за какой-нибудь буквой или предметом находится другая буква или предмет, то читать надо с прибавлением «за»: «за-я-ц».
- Если одна фигура или буква нарисована под другой, то читать нужно с прибавлением «на», «над» или «под» - выбирайте предлог по смыслу: «фо-на-ри» или «под-у-шка».
- Если по какой-либо букве написана другая буква, то читают с прибавлением «по»: «порт», «по-л-е», «по-я-с»:
Следующий этап работы это включение игр-загадок, ребусов, в воспитательно-образовательный процесс. Для этого включаем их в режимные моменты. На первых этапах обучения детей решению ребусов не оставляем ребенка один на один с новой задачей, стараемся понять, в чем он испытывает трудности, и помогаем ему.
Использование ребусов помогает организовать деятельность ребёнка, обогащает его новыми знаниями, активизирует мыслительную деятельность, внимание, а главное, стимулирует речь, способствует постепенному развитию интереса к чтению благодаря овладению навыками их разгадывания.
Дети на глазах становятся более уверенными в себе, научившись решать различные загадки-головоломки, могут уже самостоятельно составить ребус.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Из опыта работы. Тема: Использование игровых технологий при подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста.
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Хабаровска «Детский сад комбинированного вида № 185» Опыт работыТема:Использование игровых техн...
Использование звукового анализа слов в подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста
Методические пекомендации по проблеме подготовки к школе старших дошкольников...
Дидактические игры для развития речи и подготовки к обучению грамоте детей старшего школьного возраста.
Выступление ииз опыта работы....
Мастер класс: "Дидактические игры для развития речи и подготовки к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста"
Мастер класс: "Дидактические игры для развития речи и подготовки к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста"...
«Дидактические игры для развития речи и подготовки к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста»
Проблема подготовки детей старшего дошкольного возраста к овладению грамотой является одной из наиболее актуальных в дошкольной педагогике. Обучение детей грамоте необходимо потому что, требования нач...
Использование практических приемов игровой технологии Воскобовича В.В. при подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
В данном материале представлены игры: «Рисование веревочками», «Азбука букв», «Веревочкины сказки», «Конструктор букв»,...