Конспект НОД с детьми подготовительной к школе группы "Путешествие за солнышком".
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ: «Путешествие за солнышком».
Программное содержание:
1. Учить детей проводить звуковой анализ слов, дифференцируя звуки (согласные и гласные).
2. Совершенствовать фонематический слух: учить выделять звук в слове, определять его место в слове.
3. Упражнять в составлении предложений и умении составлять схему предложения.
4. Формировать умение делить слова на слоги.
Воспитывающие:
1. Воспитывать умение внимательно слушать и выполнять указания воспитателя.
2. Продолжать формировать умение отстаивать свою точку зрения.
3. Формировать чувство товарищества.
Демонстрационный материал:
Раздаточный материал: цветные кружочки (красные, синие, зеленые); карточки с цифрами 1,2,3,4; полоски-схемы для составления предложения, схемы-задания на листах, карандаши цветные, ручка.
Организация детей: в кругу, за столами.
Предварительная работа: игра на развитие слухового внимания «Запомни, повтори»; составление предложений из заданных слов; составление схем составленных предложений, звуковой анализ слов.
Образовательная область: «Речевое развитие».
Форма проведения: занятие – путешествие. Цель: Цель: выявить степень усвоения детьми знаний и умений по обучению элементам грамоты.
Задачи:
1. Образовательные:
Совершенствовать умения и навыки слогового и звукового анализа слов.
Закреплять умения детей делить слова на слоги, находить место звука в слове.
2. Развивающие:
Развивать фонематическое восприятие, мышление. связную речь; совершенствовать умение отвечать полным предложением.
3. Воспитательные:
Воспитывать умение слушать ответ товарища, формировать навык самоконтроля и самооценки.
Предварительная работа: написание конспекта, подготовка атрибутов к занятию.
Индивидуальная работа: побуждать к активной речевой деятельности малоактивных детей.
Методические приёмы: словесный, игровой, практический.
Словарная работа: предложение, гласный звук, согласный звук, слог.
Ход занятия:
1. Вводная часть занятия (организационный момент).
- Ребята, сегодня утром в наше окно заглянуло солнышко. Посмотрите, что это такое? (конверт не подписан). Странный какой-то конверт, на нём ничего не написано. Давайте откроем конверт и посмотрим - что там. (Воспитатель читает письмо). "Здравствуйте дорогие ребята! Хочу поздравить вас, ведь вы идёте в школу. И по такому замечательному поводу, я приготовило для вас сюрприз, вы сможете его найти, если пройдёте все испытания. Задания будут сложными, но интересными; выполнив их, вы узнаете, где лежит клад. Вы готовы к путешествию? Тогда удачи ".
2. Основная часть. «Отгадай загадку и опиши».
- Я раскрываю почки, в зелёные листочки.
Деревья одеваю, посевы поливаю,
Движения полна, зовут меня …
Воспитатель: Молодцы!
- Ребята, а скажите какая она, весна?
Дети: теплая, солнечная, холодная, ранняя, долгожданная, дождливая, шумная, зеленая, ветреная.
Появляется картинка на экране – весна. (Слайд №1).
(Запись раската грома). Раздается гром, на экране появляется грозная тучка:
(Видео №1):
- Не люблю я эту яркую весну. Мне больше нравятся холодные серые цвета. Сейчас я смою все ваши радостные краски. (Загремел гром, пошел дождь - анимация). (Слайд №2). (Солнце спряталось за тучку).
Воспитатель: - Ребята, посмотрите, дождь пошел, и солнышко скрылось за тучку. Что же нам делать?
(Видео №2):
Тучка: Не отдам я вам солнышко, пока вы не выполните все мои задания.
Воспитатель: Тучка не сердись. Лучше, подскажи, как нам вернуть солнышко? Что нужно сделать.
(Видео №3):
Тучка: Подскажу… Я тучка не простая, ученая, люблю решать головоломки, ребусы, читать люблю, поэтому я и для вас приготовила задания. Наградой за каждое выполненное задание будет буква. Соберете все буквы, прочитаете слово, отпущу солнышко. Ну что, готовы? Вот вам, первое задание…(задание выводится на экран)
1. Задание: «Составь предложение по картине».
Воспитатель: Ребята, посмотрите на экран. (На экране картина «Весна» Слайд №3). Про весну - красавицу мы составим предложения. (Сбоку слова заблудились: наступила, долгожданная, весна; прилетели птицы; солнце, светит, очень, ярко; дети, весенние, цветы, собрали). Давайте вспомним, какие предложения бывают по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, восклицательные).
Дети составляют предложения про весну и определяют количество слов в предложении.
-А сейчас пройдите за столы.
- На ваших столах есть полоски-схемы. Из полосок – схем вы должны выложить схемы предложений.
(Дети выкладывают схемы предложений).
Воспитатель: Молодцы и с этим заданием вы справились. Вы правильно охарактеризовали весну и выполнили второе задание.
Тучка: Молодцы ребята, справились с заданием, вот вам первая буква. (Слайд №4). (Буква С выводится на экран).
(Видео №4):
Тучка: И с этим заданием справились. Но ничего я сейчас такое задание придумаю, что вы ни за что его не выполните.
2.Задание: «Рассели всех по домикам».
У вас на столах лежат листочки с заданием. Вам нужно поселить жильцов в домики: в первый домик мы будем селить тех жильцов, в названии которых один слог, во второй домик, тех, которые имеют два слога и в третий – три слога. Нарисуйте стрелочки к домикам.
(Видео №5):
Тучка: Ребята, какие вы молодцы, все то вы знаете, получите еще одну букву (на экране появляется буква О). (Слайд №6) и новое задание.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА. Выходите, ребята. Сейчас мы отдохнем.
3. Задание: «Отгадай загадку и сделай звуковой анализ для слова – отгадки».
Воспитатель: послушайте загадку
Мишка вылез из берлоги,
Грязь и лужи на дороге.
В небе жаворонков трель –
В гости к нам пришел… (АПРЕЛЬ).
Воспитатель: Молодцы, отгадали загадку. А сейчас сделаем звуковой анализ слова «АПРЕЛЬ».
-Какие звуки обозначаются синим цветом?
-Какие звуки обозначаются красным цветом?
-Сколько звуков в слове «АПРЕЛЬ»?
-Какого цвета первый кружок? Итак, приступаем к звуковому анализу слова «АПРЕЛЬ». Для этого у вас на столе лежат кружочки синего и красного цвета. Пройдите за столы.
Дети выполняют аналогичные действия с другими звуками и выкладывают перед собой звуковую дорожку для слова АПРЕЛЬ.
Воспитатель: Сколько звуков в этом слове? Сколько гласных? Согласных?
-У кого кружочки расположены в том же порядке, что назвали дети, поднимите руки. ( Слова: лист, земля, небо, гнездо).
- Молодцы! С этим заданием вы тоже справились. (Видео № 6): Тучка: Ребята, вы так дружно и слаженно работайте, вот вам еще одна буква (на экране появляется буква Л). (Слайд №7). Сейчас я вам загадаю загадки отгадаете, получите еще одну букву. Слушайте. (Слайд №8 – загадки в записи): (Дети выходят из-за столов и становятся с двух сторон экрана).
4. Задание «Где прячется звук?»
Тучка: - Отгадайте-ка, ребятки,
Мои трудные загадки.
А потом определите,
Где живет звук – расскажите.
Воспитатель. Мы с вами должны отгадать загадки и определить, где живет в этих отгадках звук: в начале, в середине или в конце слова. Готовы?
Тучка (в записи) загадывает детям загадки. Приступаем.
- Первым вылез из землицы
На проталинке.
Он мороза не боится,
Хоть и маленький.
(Подснежник).
Воспитатель. Где в этом слове живет звук [н]?
Дети. В середине слова.
- В голубенькой рубашке
Бежит по дну овражка.
(Ручеек).
Воспитатель. Где в этом слове живет звук [р]?
Дети. В начале слова.
-Новоселье у скворца
Он ликует без конца.
Чтоб у нас жил пересмешник,
Смастерили мы.
(Скворечник).
Воспитатель. Где в этом слове живет звук [с]?
Дети. В начале слова.
Здесь на ветке чей-то дом
Ни дверей в нем, ни окон,
Но птенцам там жить тепло.
Дом такой зовут.
(Гнездо).
Воспитатель. Где в этом слове живет звук [о]?
Дети. В конце слова.
(Видео № 7):
Тучка: Ребята, вы молодцы отгадали все загадки. Вот вам еще одна буква Н. (на экране). (Слайд №9). Следующее задание.
5. Задание. «Измени слово». Предъявляются таблицы:
4 2 3 1 3 4 5 1 2 3 4 5 1 2
ШАРФ (фарш) МЫШКА (камыш) СОСНА (насос) Тучка: Ура!!! И с этим заданием вы справились. Молодцы! Получите букву Ц. Если вы и последнее задание выполните, то тогда мы с вами точно подружимся. Слушайте. 6. Задание. Игра «Составь слово по первым буквам». (Листочки с заданиями). Воспитатель: У вас на столах карточки. Составьте слово по первым буквам. (Слайд №10). Тучка дала букву Е. -- И так, давайте прочитаем, что же получилось. Дети читают: СОЛНЦЕ. Тучка: Я вас всех поздравляю вы просто молодцы. Все мои задания выполнили. Солнышко, выходи, покажись ребятам. Входит солнышко (в кадр). Спасибо вам, ребята, вы меня спасли. Теперь я снова буду ярко сиять на небе, даря тепло и радость всем жителям Земли. С тучкой я тоже подружилось. Тучка: Да мы теперь друзья. Солнце: Ведь после дождя все вокруг стало еще краше и ярче (на деревья распустились листочки, в лесу расцвели весенние цветы (подснежники, фиалки), воздух стал, чистым и свежим…). Вот такая она весна – красна! Тучка: Ребята, вот и пришла пора нам прощаться. Но вы не расстраивайтесь, мы с вами еще на раз увидимся. Выходите чаще гулять на улицу, а мы вас там будем ждать Солнышко и Тучка ваши добрые друзья. До скорой встречи!3. Заключительная часть (подведение итога занятия)
Воспитатель. Молодцы, ребята! Вот и подошло к концу наше путешествие. Какое задание было, по-вашему, самым лёгким? А какое самым трудным? А какое - вам понравилось больше всего?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия с детьми подготовительной к школе группы с ФФН. Путешествие по городу.
Цель. Закрепление знаний о дифференциации звуков Л-Л....
Конспект занятия с детьми подготовительной к школе группы.
Данный конспект иллюстрирует применение на практике нейропсихологического подхода в коррекционной работе. Тема занятия: "Формирование пространственных представлений"....
КОНСПЕКТ занятия с детьми подготовительной к школе группы по формированию основ безопасности собственной жизнедеятельности "Ребенок и другие люди"
Хочу поделиться своим опытом работы с детьми старшего дошкольного возраста по привитию навыков безопасного и здорового образа жизни. Тема безопасности детей в быту и на улице сего...
Конспект НОД с детьми подготовительной к школе группы «Не рубите ёлочку»
Конспект НОД с детьми подготовительной к школе группы «Не рубите ёлочку»...
Конспект занятия с детьми подготовительной к школе группы на тему "Наш город Урай"
Воспитание любви к родному краю....
Конспект беседы с детьми подготовительной к школе группе на тему: «Беседа об искусстве вышивания. Вышивание детьми салфетки». Подготовила воспитатель МБДОУ д/с №3 Патутина Анна Алексеевна
Тема: «Беседа об искусстве вышивания. Вышивание детьми салфетки». Программные задачи: продолжать знакомить детей с народным творчеством. Воспитывать уважение к мастерам и людям труда, интерес к искус...
Конспект занятия с детьми подготовительной к школе группы по финансовой грамотности "школа Экономики"
Цель: Расширить знания старших дошкольников по финансовой грамотности....