Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе.
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему

Фролова Анастасия Владимировна

Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе.Цель: развитие слухового внимания и фонематического восприятия на материале речевых звуков;

объяснить различие понятий «звук» и «слово».

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе.

Цель: развитие слухового внимания и фонематического восприятия на материале речевых звуков;

объяснить различие понятий «звук» и «слово».

Оборудование: магнитная доска; кукла; картинки с изображениями собаки, коровы, мухи, машины, листьев, змеи, комаров; картинка или макет «Лесная полянка» с животными; картинка «Мак» с кружочками под ней; игрушки: паровоз, пирамидка, машинка, лопатка, ведерко; домики: красный, синий и зеленый с круглыми окошками того же цвета.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ

ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

ПЕДАГОГ ОРГАНИЗОВЫВАЕТ ДЕТЕЙ РЯДОМ С МАГНИТНОЙ ДОСКОЙ

   Педагог стоит рядом  держит в руках картинки, читает детям стихотворение и по ходу чтения стихотворения выставляет картинки на магнитную доску.

   Где-то собаки рычали: Ррр!

   В стойле коровы мычали: Ммм!

   В комнате мухи жужжали: Жжж!

   Мимо машины бежали: Ррр!

   Листья в лесу шумели: Ссс!

   Змеи в лесу шипели: Шшш!

   А комары все пели: Ззз!

 А сейчас сядет тот, кто вспомнит, как рычали собаки?

Какие звуки издавали коровы?

 Как жужжали мухи?

Как шипели змеи?

 Какие звуки пели комары?

 А листья в лесу как шумели?

Рассматривают картинки.

Слушают стихотворение.

Вспоминают  и издают правильный звук.

Закрепление  и узнавание звуков, формируют умение внимательно слушать воспитателя, вычленить необходимый звук, правильно его воспроизвести.

Выставляется несколько панно: Звуковые домики красного, синего и зеленого цветов. В окошках домиков кружочки такого же цвета. Вносится кукла.

К нам на занятие пришла Машенька. Она рассказала мне такую историю. Однажды добрая волшебница пригласила Машеньку в сказочный Звуковой город.

В этом городе она увидела вот такие красивые домики. Какого они цвета?

 Этот домик… (красный).

 Этот… (зеленый).

А этот… (синий).

В окошках домиков Машенька увидела кружочки.

Захотелось ей потрогать их. Подошла она к красному домику, прикоснулась к первому кружочку, и он зазвучал: «А-а-а». Прикоснулась к другому кружочку и услышала: «У-у-у».

Третий кружок подал голосок: «И-и-и».

Четвертый запел: «О-о-о».

Подошла Машенька к Синему домику.

Из его окошек донеслись другие песенки: «Д-д-д, н-н-н, к-к-к , б-б-б».

 В зеленом домике песенки звучали нежнее: «Ль-ль-ль, мь-мь-мь».

Думает Машенька: «Какие интересные кружочки, на них нажимаешь и слышишь разные звуки».

 Ребята, вспомните, что мы обозначаем такими кружочками? (Звуки).

Одинаково звучат песенки в разных домиках? (По-разному).

Давайте вместе с вами споем звуки из красного домика: «А-а-а, и-и-и, у-у-у, о-о-о».

 Вспомните, какие это звуки? (Гласные).

Почему они так называются? (Мы их можем пропеть голосом, можем их тянуть).  

А теперь скажем звуки из синего домика, повторяйте за мной: «К, п, т, м, н».

Получается у нас их пропеть? (Нет).

Почему? (Мешает преграда – губы или язык мешают воздуху свободно пройти.)

Повторим еще раз: «К, п, т, м, н». Как называются эти звуки? (Согласные).

Дети рассматривают панно, куклу.

Внимательно слушают историю ,которую рассказала Машенька, отвечают на вопросы,  называют особенности гласных и согласных звуков,

Вспоминают,  что  обозначают эти кружочки, вспоминают ,какие есть звуки.

Формируют умение различать гласные и согласные звуки, знакомятся с мягкими согласными.

3.Динамическая пауза

«Прогулка в лес».                                            Перешагиваем через высокую

   траву, перепрыгиваем через лужу (прыгаем на двух ногах).

   Посмотрите, какая красота! Выразим восхищение: о-о-о!

   Налетел ветерок: ф-ф-ф!

Слушают, выполняют заданные упражнения, воспроизводят  звуки за педагогом.

Ходьба с высоким подниманием колен.

Снимают мышечное напряжение,  повышают активное внимание  и работоспособность, развивают артикуляционный аппарат, формируют умение правильно воспроизвести гласные и согласные звуки.

Выставляется картина или макет «Лесная полянка».

 Ребята, кто мне ответит, что можно увидеть в лесу? (Деревья, кусты, цветы, траву).

Вы назвали много предметов.

Вы произносили слова.

 

 Всему название дано –

 И зверю, и предмету.

Вещей кругом полным-полно,

А безымянных нету!

 И все, что видит только глаз –

   Над нами и под нами

   И все, что в памяти у нас,

   Означено словами.

Ребята, а кого мы можем увидеть в лесу? ( Лису, белку, ежа, сову, волка, лягушку, зайца, грибы, ягоды).

Выставляются картинки этих животных или фигурки на макете.

Вы сказали много… слов.

Лиса – это слово,

белка – это слово,

лягушка – тоже слово.

Машенька спрашивает, почему звучат слова? (Потому что в них есть звуки. )

Слова состоят из звуков.

 Сложите руки «чашечкой», «соберите» звуки.

Я скажу слово медленно.

 Тихо, а вы – громко и быстро: «Мммааакк». (Мак)

Выставляется картинка «Мак», а под ней – 3 кружочка.

Звуки можно «разбросать». «Бросим» влево звук м,

 перед собой – звук а,

вправо – звук к. Опять соберем их – м, а, к. Получилось слово… (мак).

Все слова состоят из звуков.

Дети рассматривают картинки, отвечают на вопросы, произносят слова, вычленяют слово из потока речи, разбивают слово на звуки, собирают из звуков слово.

Действия детей

Получают представление о слове, формируют умение вычленять слово из потока речи,  разбивать слово на звуки, собирать из звуков слово, закрепляют навык фонетического разбора слова.

                      Конспект НОД  по обучению грамоте в подготовительной группе.

Цель: развитие слухового внимания и фонематического восприятия на материале речевых звуков;

объяснить различие понятий «звук» и «слово».

Оборудование: магнитная доска; кукла; картинки с изображениями собаки, коровы, мухи, машины, листьев, змеи, комаров; картинка или макет «Лесная полянка» с животными; картинка «Мак» с кружочками под ней; игрушки: паровоз, пирамидка, машинка, лопатка, ведерко; домики: красный, синий и зеленый с круглыми окошками того же цвета.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ

ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

ПЕДАГОГ ОРГАНИЗОВЫВАЕТ ДЕТЕЙ РЯДОМ С МАГНИТНОЙ ДОСКОЙ

   Педагог стоит рядом  держит в руках картинки, читает детям стихотворение и по ходу чтения стихотворения выставляет картинки на магнитную доску.

   Где-то собаки рычали: Ррр!

   В стойле коровы мычали: Ммм!

   В комнате мухи жужжали: Жжж!

   Мимо машины бежали: Ррр!

   Листья в лесу шумели: Ссс!

   Змеи в лесу шипели: Шшш!

   А комары все пели: Ззз!

 А сейчас сядет тот, кто вспомнит, как рычали собаки?

Какие звуки издавали коровы?

 Как жужжали мухи?

Как шипели змеи?

 Какие звуки пели комары?

 А листья в лесу как шумели?

Рассматривают картинки.

Слушают стихотворение.

Вспоминают  и издают правильный звук.

Закрепление  и узнавание звуков, формируют умение внимательно слушать воспитателя, вычленить необходимый звук, правильно его воспроизвести.

Выставляется несколько панно: Звуковые домики красного, синего и зеленого цветов. В окошках домиков кружочки такого же цвета. Вносится кукла.

К нам на занятие пришла Машенька. Она рассказала мне такую историю. Однажды добрая волшебница пригласила Машеньку в сказочный Звуковой город.

В этом городе она увидела вот такие красивые домики. Какого они цвета?

 Этот домик… (красный).

 Этот… (зеленый).

А этот… (синий).

В окошках домиков Машенька увидела кружочки.

Захотелось ей потрогать их. Подошла она к красному домику, прикоснулась к первому кружочку, и он зазвучал: «А-а-а». Прикоснулась к другому кружочку и услышала: «У-у-у».

Третий кружок подал голосок: «И-и-и».

Четвертый запел: «О-о-о».

Подошла Машенька к Синему домику.

Из его окошек донеслись другие песенки: «Д-д-д, н-н-н, к-к-к , б-б-б».

 В зеленом домике песенки звучали нежнее: «Ль-ль-ль, мь-мь-мь».

Думает Машенька: «Какие интересные кружочки, на них нажимаешь и слышишь разные звуки».

 Ребята, вспомните, что мы обозначаем такими кружочками? (Звуки).

Одинаково звучат песенки в разных домиках? (По-разному).

Давайте вместе с вами споем звуки из красного домика: «А-а-а, и-и-и, у-у-у, о-о-о».

 Вспомните, какие это звуки? (Гласные).

Почему они так называются? (Мы их можем пропеть голосом, можем их тянуть).  

А теперь скажем звуки из синего домика, повторяйте за мной: «К, п, т, м, н».

Получается у нас их пропеть? (Нет).

Почему? (Мешает преграда – губы или язык мешают воздуху свободно пройти.)

Повторим еще раз: «К, п, т, м, н». Как называются эти звуки? (Согласные).

Дети рассматривают панно, куклу.

Внимательно слушают историю ,которую рассказала Машенька, отвечают на вопросы,  называют особенности гласных и согласных звуков,

Вспоминают,  что  обозначают эти кружочки, вспоминают ,какие есть звуки.

Пропевают звуки

Проговаривают звуки

 

Формируют умение различать гласные и согласные звуки, знакомятся с мягкими согласными.

3.Динамическая пауза

«Прогулка в лес».                                            Перешагиваем через высокую

   траву, перепрыгиваем через лужу (прыгаем на двух ногах).

   Посмотрите, какая красота! Выразим восхищение: о-о-о!

   Налетел ветерок: ф-ф-ф!

Ходьба с высоким подниманием колен.

предупреждение и снятие утомления, повышение активного внимания и работоспособности.

Выставляется картина или макет «Лесная полянка».

 Ребята, кто мне ответит, что можно увидеть в лесу?

Вы назвали много предметов.

Вы произносили слова.

 

 Всему название дано –

   И зверю, и предмету.

   Вещей кругом полным-полно,

   А безымянных нету!

   И все, что видит только глаз –

   Над нами и под нами

   И все, что в памяти у нас,

   Означено словами.

Ребята, а кого мы можем увидеть в лесу?

 – выставляются картинки этих животных или фигурки на макете.

Вы сказали много… слов.

Лиса – это слово,

белка – это слово,

лягушка – тоже слово.

Машенька спрашивает, почему звучат слова?

Потому что в них есть звуки.

Слова состоят из звуков.

 Сложите руки «чашечкой», «соберите» звуки.

Я скажу слово медленно.

 Тихо, а вы – громко и быстро: «Мммааакк»..

Выставляется картинка «Мак», а под ней – 3 кружочка.

Звуки можно «разбросать». «Бросим» влево звук м,

 перед собой – звук а,

вправо – звук к. Опять соберем их – м, а, к. Получилось слово… (мак). Все слова состоят из звуков.

(Деревья, кусты, цветы, траву).

( Лису, белку, ежа, сову, волка, лягушку, зайца, грибы, ягоды).

(Мак)

Лексика.  

 Дать понятия о слове.

Могут определить слово.

Что такое звук, и фонетический разбор слова

Могут разобрать слово на звуки, определить гласные, согласные, твердые и т. Д.

                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Задания от феи Грамоты»

Программные задачи: Совершенствовать умения детей в звуковом анализе слов, закреплять умение находить место звука в слове, закреплять умение делить слова на слоги;Закрепить умение правильно подбирать ...

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе "Посылка от Феи Грамоты"

Конспект открытого занятия по обучению грамоте, которое поможет охватить материал за весь год....

Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе "Грамотеи"

Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе "Грамотеи"...