Занятие по обучению грамоте в старшей группе "Спасаем друга"
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа) на тему

Грешнова Наталья Павловна

Непосредственно образовательная деятельность

Образовательная область «Коммуникация»

Обучение грамоте в старшей группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл spasaem_druga.docx25.54 КБ

Предварительный просмотр:

Грешнова Наталья Павловна, воспитатель МБДОУ ЦРР-д/с №8

«Спасаем друга»

Непосредственно образовательная деятельность

Образовательная область «Коммуникация»

Обучение грамоте в старшей группе

Образовательные задачи:

Формировать умение детей согласовывать слова в предложении друг с другом. Закрепить умение выделять разносложные слова, производить звуковой анализ слов.

Развивающие задачи:

Развивать логическое мышление, внимание.

Воспитательные задачи:

Воспитывать дружеские взаимоотношения в достижении поставленной цели.

Развернутый ход непосредственно образовательной деятельности

Воспитатель. Ребята, мышонок Микки-Маус хотел прилететь к вам в гости, но его самолет потерпел аварию, и он оказался один на одном из островов. Нам пришло письмо от него. Доставил это письмо почтовый голубь: «Дорогие ребята! Помогите мне! Для этого вам надо отправиться в путь, а он может оказаться нелегким.».

Воспитатель. Вы готовы помочь Микки-Маусу?

А почему вы хотите оказать помощь этому мышонку?

Да, друзей надо выручать. Давайте вспомним пословицы о дружбе:

«Один за всех, все за одного», «Не бросай друга в беде», «Новых друзей наживай, а про старых не забывай», «Человек без друзей, что дерево без корней».

Итак, в путь. Отправляемся мы на корабле (выставляется изображение красочного корабля).

Воспитатель. «…Ветер по морю гуляет,

И кораблик подгоняет,

Он бежит себе в волнах,

На раздутых парусах

Мимо острова крутого…»

Ребята, наш кораблик подплывает к «Острову слов и предложений» (выставляется изображение острова с символикой (схемой) предложения:

Воспитатель. «…Пушки с пристани палят,

                              Кораблю пристать велят…»

Воспитатель. Ребята, остров разрешит нам продвигаться дальше только в том случае, если мы поиграем. Мы без промедленья приступаем к играм.

Игра «Отгадай задуманное слово в предложениях».

Один ребенок, который будет отгадывать задуманное слово в предложениях, выходит за дверь. Остальные дети очень тихо загадывают слово, например, «купаться», составляют с этим словом предложения. Приглашается ребенок в группу, дети предлагают ему придуманные предложения (5-6 предложений), в каждом из которых присутствует слово «купаться». Ребенок отгадывает задуманное слово.

2-я игра «Сломанное предложение»

Воспитатель. Я «сломаю» предложение на отдельные слова, а вы составьте из слова предложение: дети, мороженое, любить; окно, за, тает, снег и т.д.

Воспитатель. «Остров слов и предложений» позволил нам продолжить наше путешествие, пора отплывать:

«…Ветер по морю гуляет,

И кораблик подгоняет,

Он бежит себе в волнах

На раздутых парусах

Мимо острова крутого…»

Наш корабль подплывает к «Острову слогов» (выставляется изображение острова с символикой слогов)

        /                               /                              /

UUU                              UU                       UUUU

«…Пушки с пристани палят,

      Кораблю пристать велят…»

Воспитатель. Вот остров слогов.

Слоги, слоги,

Мы вас знаем,

И сейчас же поиграем.

Игра «Посчитай и прыгни» (разложены веревочки, называется слово, ребенок отсчитывает количество слогов в данном слове и прыгает через веревочки столько раз, сколько слогов в слове, называет новое слово, другой ребенок отсчитывает и прыгает и т.д.)

Воспитатель. Отправляемся дальше.

«…Ветер по морю гуляет,

И кораблик подгоняет,

Он бежит себе в волнах,

На раздутых парусах

Мимо острова крутого…»

«… Пушки с пристани палят,

Кораблю пристать велят…»

Воспитатель. Вот и «Остров звуков». (выставляется изображение острова и символика звуков квадратики (фишки) красного, синего и зеленого цвета. Остров приготовил много игр:

  1. «Найди свой домик» (найти обручи-дома для звуков – синий, красный, зеленый). «Раз, два, три – звук [мь] cвой домик найди». Ребенок прыгает в зеленый обруч и т.д.
  2. «Хитрая лиса» (дети выбирают фишки красного, синего или зеленого цвета в зависимости от звуков в загаданном слове из 4 звуков (например, пила), дети – «звуки» с фишками встают друг за другом, образуя слово, появляется ребенок – «лиса», отворачивается от «слова», дети-«звуки» меняют местоположение, «перемешиваются»:

 «Мы по кругу идем,

Мы лисичку зовем.

Выходи скорей, лиса,

И узнай наши голоса».

Каждый ребенок-«звук» называет свой звук (а, л, пь, и), а ребенок-«лиса» по голосу определяет имена детей, поворачивается к детям-«звукам».

Воспитатель. Называет звуки загаданного слова: а, л, пь, и, предлагает отгадать задуманное слово и составить из данных «звуков» слово: «пила», («лиса» переставляет «звуки» в правильном порядке). Воспитатель предлагает ребенку-«лисе» назвать первый согласный звук (пь), второй согласный звук (л), первый гласный звук (и), второй гласный звук (а), а затем убрать второй гласный звук (а) и «прочитать», какое новое слово получилось (пил).

  1. «Воронья грамота» Игра с мячом. Дети-переводчики переводят «вороний» язык, добавляя к «вороньему слову» «кар» другие части слова, получая другое человеческое слово (например, кар-тина, кар-ман, кар-тошка и т.д.).
  2. «Придумай слово»

Воспитатель. Придумайте слово, которое начинается на гласный звук слова кот (облако), на последний звук слова крот (танк) и т.д.

  1. «Подбери и назови слово по схеме» (предлагается схема последовательности звуков в слове):

з

к

с

к

(зеленая, красная, синяя, красная фишки) – лиса, пила, пена и др.

Воспитатель. Ну-ка, схемка, оживи,

Да всю правду нам скажи,

Где наш Маус – верный друг

Звучит аудиозапись «Острова звуков»:

«Вы, конечно, всех умнее,

Всех внимательней, мудрее,

Но игра на свете есть

То ли «цепь», то ли «цепочка»,

Мой совет – в нее играть,

И она поможет вам

Мышонка Мауса отыскать».

  1. Игра «Цепочка слов». Дети должны составить цепочку слов: последний звук слова должен стать первым звуком следующего слова, например, кот-танк-кошка и т.д. Дети называют слова и берутся за руки, образуя цепочку, идут и поют вместе с воспитателем песню про дружбу.

Воспитатель. «Остров звуков» остался довольным нашими играми. Здесь наш Микки-Маус.

«…Ветер по морю гуляет,

И кораблик подгоняет,

Он бежит себе в волнах,

На раздутых парусах

Мимо садика восьмого…»

Мы нашли нашего Мауса и вернулись домой, в детский сад, в родную группу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по обучению грамоте в старшей группе «Маленькие грамотеи»

Конспект открытого занятия по обучению грамоте в старшей группе «Маленькие грамотеи» Задачи обучающие:- закреплять навык различения гласных и согласных звуков;- формировать навык звук...

Конспект открытого занятия по обучению грамоте в старшей группе: « Маленькие грамотеи »

Конспект открытого занятия по обучению грамоте в старшей группе:« Маленькие грамотеи »...

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе « Обучению звуковому анализу»

Закреплять умения детей делить слова на слоги.Закреплять знания детей о гласных, мягких и твердых согласных звуках.Продолжать учить детей проводить звуковой анализ слова.Закреплять умения называть сло...

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Занятие с элементами методики «Букваграмма». Звук и буква М»

Цель:Закрепить навыки различения и четкого произношения звуков м, м' в слогах, словах, фразах, обучение чтению слогов.Задачи:- познакомить с буквой м;- вырабатывать навык четкого пр...

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе на тему: «Урок грамоты у Совы».

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе на тему: «Урок грамоты у Совы»....

Конспект открытого занятия по обучению грамоте в старшей логопедической группе на тему: «Путешествие в Царство Грамоты: Звук М, Мь. Буква М»

Конспект открытого занятия по обучению грамоте в старшей логопедической группе  на тему: «Путешествие в Царство Грамоты: Звук М, Мь. Буква М»...

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе на тему: «Урок грамоты у Совы».

Образовательные задачи: закрепить знание гласных и согласных звуков, умение их дифференцировать на твердые и мягкие согласные, упражнять в звуковом анализе слов; делении слов на слоги; закрепление пре...