Занятие по обучению грамоте в старшей группе "Спасаем друга"
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа) на тему
Непосредственно образовательная деятельность
Образовательная область «Коммуникация»
Обучение грамоте в старшей группе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
spasaem_druga.docx | 25.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Грешнова Наталья Павловна, воспитатель МБДОУ ЦРР-д/с №8
«Спасаем друга»
Непосредственно образовательная деятельность
Образовательная область «Коммуникация»
Обучение грамоте в старшей группе
Образовательные задачи:
Формировать умение детей согласовывать слова в предложении друг с другом. Закрепить умение выделять разносложные слова, производить звуковой анализ слов.
Развивающие задачи:
Развивать логическое мышление, внимание.
Воспитательные задачи:
Воспитывать дружеские взаимоотношения в достижении поставленной цели.
Развернутый ход непосредственно образовательной деятельности
Воспитатель. Ребята, мышонок Микки-Маус хотел прилететь к вам в гости, но его самолет потерпел аварию, и он оказался один на одном из островов. Нам пришло письмо от него. Доставил это письмо почтовый голубь: «Дорогие ребята! Помогите мне! Для этого вам надо отправиться в путь, а он может оказаться нелегким.».
Воспитатель. Вы готовы помочь Микки-Маусу?
А почему вы хотите оказать помощь этому мышонку?
Да, друзей надо выручать. Давайте вспомним пословицы о дружбе:
«Один за всех, все за одного», «Не бросай друга в беде», «Новых друзей наживай, а про старых не забывай», «Человек без друзей, что дерево без корней».
Итак, в путь. Отправляемся мы на корабле (выставляется изображение красочного корабля).
Воспитатель. «…Ветер по морю гуляет,
И кораблик подгоняет,
Он бежит себе в волнах,
На раздутых парусах
Мимо острова крутого…»
Ребята, наш кораблик подплывает к «Острову слов и предложений» (выставляется изображение острова с символикой (схемой) предложения:
Воспитатель. «…Пушки с пристани палят,
Кораблю пристать велят…»
Воспитатель. Ребята, остров разрешит нам продвигаться дальше только в том случае, если мы поиграем. Мы без промедленья приступаем к играм.
Игра «Отгадай задуманное слово в предложениях».
Один ребенок, который будет отгадывать задуманное слово в предложениях, выходит за дверь. Остальные дети очень тихо загадывают слово, например, «купаться», составляют с этим словом предложения. Приглашается ребенок в группу, дети предлагают ему придуманные предложения (5-6 предложений), в каждом из которых присутствует слово «купаться». Ребенок отгадывает задуманное слово.
2-я игра «Сломанное предложение»
Воспитатель. Я «сломаю» предложение на отдельные слова, а вы составьте из слова предложение: дети, мороженое, любить; окно, за, тает, снег и т.д.
Воспитатель. «Остров слов и предложений» позволил нам продолжить наше путешествие, пора отплывать:
«…Ветер по морю гуляет,
И кораблик подгоняет,
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах
Мимо острова крутого…»
Наш корабль подплывает к «Острову слогов» (выставляется изображение острова с символикой слогов)
/ / /
UUU UU UUUU
«…Пушки с пристани палят,
Кораблю пристать велят…»
Воспитатель. Вот остров слогов.
Слоги, слоги,
Мы вас знаем,
И сейчас же поиграем.
Игра «Посчитай и прыгни» (разложены веревочки, называется слово, ребенок отсчитывает количество слогов в данном слове и прыгает через веревочки столько раз, сколько слогов в слове, называет новое слово, другой ребенок отсчитывает и прыгает и т.д.)
Воспитатель. Отправляемся дальше.
«…Ветер по морю гуляет,
И кораблик подгоняет,
Он бежит себе в волнах,
На раздутых парусах
Мимо острова крутого…»
«… Пушки с пристани палят,
Кораблю пристать велят…»
Воспитатель. Вот и «Остров звуков». (выставляется изображение острова и символика звуков квадратики (фишки) красного, синего и зеленого цвета. Остров приготовил много игр:
- «Найди свой домик» (найти обручи-дома для звуков – синий, красный, зеленый). «Раз, два, три – звук [мь] cвой домик найди». Ребенок прыгает в зеленый обруч и т.д.
- «Хитрая лиса» (дети выбирают фишки красного, синего или зеленого цвета в зависимости от звуков в загаданном слове из 4 звуков (например, пила), дети – «звуки» с фишками встают друг за другом, образуя слово, появляется ребенок – «лиса», отворачивается от «слова», дети-«звуки» меняют местоположение, «перемешиваются»:
«Мы по кругу идем,
Мы лисичку зовем.
Выходи скорей, лиса,
И узнай наши голоса».
Каждый ребенок-«звук» называет свой звук (а, л, пь, и), а ребенок-«лиса» по голосу определяет имена детей, поворачивается к детям-«звукам».
Воспитатель. Называет звуки загаданного слова: а, л, пь, и, предлагает отгадать задуманное слово и составить из данных «звуков» слово: «пила», («лиса» переставляет «звуки» в правильном порядке). Воспитатель предлагает ребенку-«лисе» назвать первый согласный звук (пь), второй согласный звук (л), первый гласный звук (и), второй гласный звук (а), а затем убрать второй гласный звук (а) и «прочитать», какое новое слово получилось (пил).
- «Воронья грамота» Игра с мячом. Дети-переводчики переводят «вороний» язык, добавляя к «вороньему слову» «кар» другие части слова, получая другое человеческое слово (например, кар-тина, кар-ман, кар-тошка и т.д.).
- «Придумай слово»
Воспитатель. Придумайте слово, которое начинается на гласный звук слова кот (облако), на последний звук слова крот (танк) и т.д.
- «Подбери и назови слово по схеме» (предлагается схема последовательности звуков в слове):
з | к | с | к |
(зеленая, красная, синяя, красная фишки) – лиса, пила, пена и др.
Воспитатель. Ну-ка, схемка, оживи,
Да всю правду нам скажи,
Где наш Маус – верный друг
Звучит аудиозапись «Острова звуков»:
«Вы, конечно, всех умнее,
Всех внимательней, мудрее,
Но игра на свете есть
То ли «цепь», то ли «цепочка»,
Мой совет – в нее играть,
И она поможет вам
Мышонка Мауса отыскать».
- Игра «Цепочка слов». Дети должны составить цепочку слов: последний звук слова должен стать первым звуком следующего слова, например, кот-танк-кошка и т.д. Дети называют слова и берутся за руки, образуя цепочку, идут и поют вместе с воспитателем песню про дружбу.
Воспитатель. «Остров звуков» остался довольным нашими играми. Здесь наш Микки-Маус.
«…Ветер по морю гуляет,
И кораблик подгоняет,
Он бежит себе в волнах,
На раздутых парусах
Мимо садика восьмого…»
Мы нашли нашего Мауса и вернулись домой, в детский сад, в родную группу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого занятия по обучению грамоте в старшей группе «Маленькие грамотеи»
Конспект открытого занятия по обучению грамоте в старшей группе «Маленькие грамотеи» Задачи обучающие:- закреплять навык различения гласных и согласных звуков;- формировать навык звук...
Конспект открытого занятия по обучению грамоте в старшей группе: « Маленькие грамотеи »
Конспект открытого занятия по обучению грамоте в старшей группе:« Маленькие грамотеи »...
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе « Обучению звуковому анализу»
Закреплять умения детей делить слова на слоги.Закреплять знания детей о гласных, мягких и твердых согласных звуках.Продолжать учить детей проводить звуковой анализ слова.Закреплять умения называть сло...
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Занятие с элементами методики «Букваграмма». Звук и буква М»
Цель:Закрепить навыки различения и четкого произношения звуков м, м' в слогах, словах, фразах, обучение чтению слогов.Задачи:- познакомить с буквой м;- вырабатывать навык четкого пр...
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе на тему: «Урок грамоты у Совы».
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе на тему: «Урок грамоты у Совы»....
Конспект открытого занятия по обучению грамоте в старшей логопедической группе на тему: «Путешествие в Царство Грамоты: Звук М, Мь. Буква М»
Конспект открытого занятия по обучению грамоте в старшей логопедической группе на тему: «Путешествие в Царство Грамоты: Звук М, Мь. Буква М»...
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе на тему: «Урок грамоты у Совы».
Образовательные задачи: закрепить знание гласных и согласных звуков, умение их дифференцировать на твердые и мягкие согласные, упражнять в звуковом анализе слов; делении слов на слоги; закрепление пре...