Проект по обучению грамоте с использованием ИКТ "От А до Я"
проект по обучению грамоте (старшая группа) на тему

БАТЫРЬ ИННА ВЛАДИМИРОВНА

Проект реализовавается в течении 2-х лет

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ot_a_do_ya.docx39.62 КБ

Предварительный просмотр:

Информационная характеристика

исследовательского педагогического проекта

Автор проекта: Батырь Инна Владимировна, учитель-логопед

Тема проекта: «Обучение грамоте детей старшего дошкольного возраста с использованием ИКТ»

Участники проекта: воспитанники старшей, подготовительной к школе группы, родители (законные представители) ребёнка.

Возраст детей: 5 – 7 лет 

База работы: МБДОУ ЦРР – д/с «8 марта» г.Зернограда

Вид проекта: исследовательский 

Срок реализации: 2 года (205-2016гг)

 

Проблемный вопрос: Подготовка детей старшего дошкольного возраста к обучению грамоте и их руки к письму.

  1. Актуальность проблемы:

В современных условиях система образования предъявляет высокие требования к выпускникам дошкольных учреждений. Совершенно по новому ставится вопрос о преемственности дошкольного учреждения и школы, в том числе в обучении грамоте.

Грамота – это овладение умением читать и писать тексты, излагать свои мысли в письменной форме, понимать при чтении не только значение отдельных слов и предложений, но и смысл текста, то есть овладение письменной речью.

Один из критериев выпускника в области «Коммуникация» - ребенок должен овладеть всеми средствами звукового анализа слов, определять основные качественные характеристики звуков в слове (гласный – согласный, твердый - мягкий), место звука в слове, проявлять интерес к чтению, самостоятельно читать слова.

От того, как ребенок будет введен в грамоту, во многом зависят его успехи не только в чтении и письме, но и в усвоении русского языка в целом.

Сложный процесс освоения грамоты распадается на несколько этапов, большая часть из которых приходится на школу. Но чтобы сделать обучение грамоте в школе более успешным, необходимо часть умений формировать в детском саду.

21 век характеризуется миром информационных технологий. Одна из важнейших задач, стоящих перед педагогами – подготовить человека, ориентирующегося в огромном информационном потоке и умеющем извлекать нужную и полезную информацию, усваивать ее в виде новых знаний. Важным аспектом в работе современного педагога является творческая активность детей, индивидуальные особенности каждого ребенка. Решение данных задач вызвало необходимость применения новых методов и технологий обучения.

 Развитие науки и техникивсеобщая компьютеризация определяют возрастающую роль предшкольной подготовки детей дошкольного возраста. Современные технологии передачи информации открывают перед нами совершенно новые возможности в области образования. Вхождение детей в мир знаний начинается в дошкольном возрасте.

Процесс обучения грамоте будет интереснее и эффективнее, если использовать игровые приемы с применением метода наглядного моделирования, который позволяет решить следующие задачи:

  • познакомить детей с понятием «слово» и его протяженностью;
  • образно представить структуру слова;
  • научить интонационно выделять звук в слове, называть слово с заданным звуком, находить позицию звуков в слове и соотносить со схемой;
  • определять место звука в слове (начале, середине, конце)
  • определять последовательность звуков в слове;
  • определять количество звуков в слове;
  • изображать гласные и согласные звуки с помощью зрительных символов, различать твердые и мягкие звуки, вычленять словесное ударение, различать ударные и безударные гласные;
  • сформировать навыки анализа и синтеза слов и предложений, подбора слов к заданной звуковой модели;
  • научить графически изображать предложение, придумывать предложение по схеме;
  • отрабатывать навык  слогового чтения.

Взрослым необходимо помнить, что чтение и письмо – сложные навыки, требующие определенного уровня развития ребенка (психологического, физиологического и лингвистического). Речевое и языковое развитие каждого ребенка должно плавно протекать в рамках его возрастных возможностей и индивидуальных особенностей.

  1.  Цели и задачи проекта

Проблемный вопрос: Подготовка детей старшего дошкольного возраста к обучению грамоте и их руки к письму.

Цель проекта: Создать методическую систему работы по обучению детей старшего дошкольного возраста грамоте и подготовка их руки к письму.

Задачи проекта

1. Создание в группе особого микроклимата, доброжелательного отношения друг к другу, взаимного уважения, уступчивости и вместе с тем инициативности, активного интереса ко всему происходящему;

2. Формирование у дошкольников начального познания языковой действительности, овладение элементами грамоты на которую можно опереться при обучении в школе;

3. Повысить профессиональную компетентность воспитателей в вопросах обучения дошкольников грамоте и подготовки их руки к письму;

4. Повышение компетентности родителей в вопросе подготовки детей к обучению в школе

Гипотеза:

Система работы по обучению детей дошкольного возраста грамоте и подготовка их руки к письму позволит:

  • развить у ребёнка фонематическое восприятие, умения правильно слышать, выделять и различать все звуки речи, делать простейший звуковой анализ;
  • формировать интерес к чтению как средству познания;
  •  овладеть графическими навыками;
  •  владеть педагогам методикой обучения грамоте и подготовки руки к письму;
  • вовлечь родителей воспитанников в совместную работу по подготовке детей к школьному обучению.

  1. Ожидаемый результат проекта:
  • Дети переходят на качественно новую ступень развития социальной компетентности, приобщаются к деловому разговору;
  • У старших дошкольников выровнен уровень подготовленности к школе через работу в микрогруппах. Развит единый ритм и темп общегрупповой работы, в которой необходимо согласование действий и сопровождающей их речи;
  • Дети определяют на слух звук, замечают слова с заданным звуком, проводят звуковой анализ, работая со словом, сформировано представление о звуке, букве, слоге слове, предложении;
  • Сформировано умение читать плавно и внятно по слогам и целым словом, вычленяя слова из предложения и составлять предложения и тексты. Развит интерес к чтению, как средству познания, читательского кругозора;
  • У детей сформирована координация движений рук, кистей пальцев при написании ритмизированных росчерков, при вращении волчка, штриховки. Они умеют ориентироваться на плоскости – составлять серии рисунков, писать простые графические диктанты, выработана ритмизация движений руки (медленно и быстро). Соблюдают основные правила гигиенического письма (посадка, наклон тетради, положение рук и ручки);
  • Расширен активный словарь детей. Умеют делать выводы, обосновывать свои суждения. Сформированы приемы умственных действий: анализ, синтез, сравнение, обобщение, развита память, внимание;
  • Создана система повышения профессионального мастерства педагогов, их самообразования в вопросах обучения детей старшего дошкольного возраста грамоте и подготовки их руки к письму;
  • Активизировалось тесное сотрудничество с родителями воспитанников, вовлечение их в работу по подготовке детей к школе. Составлен план сотрудничества с родителями обучающихся.

  1. Мероприятия по реализации проекта

  1. Подготовительный этап
  1.  Анализ состояния проблемы.

Задачи:

  1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую и специальную литературу, педагогический опыт, законодательные документы по обучению дошкольников грамоте и подготовки их руки к письму.
  2. Изучить мнение родителей по данной проблеме через анкетирование.
  1. Обогащение предметно-пространственной среды по обучению грамоте и подготовке руки к письму.

Задачи:

  1. Подобрать, изготовить мультимедийный, наглядный, дидактический материал по обучению грамоте и подготовке руки к письму.
  1. Усовершенствование системы методической работы.

Задачи:

1. Систематизировать свои знания и свой опыт по обучению дошкольников грамоте и подготовки их руки к письму.

2. Определить модель, систему, содержание, формы работы, структуру образовательной деятельности по обучению грамоте в детском саду.

3. Изучить и подобрать материал для мониторинга.

4. Подобрать и приобрести методическую литературу по обучению дошкольников грамоте.

5. Подготовить методические рекомендации для педагогов по обучению дошкольников грамоте и подготовки руки к письму, по подборке дидактического материала.

6. Составить перспективно-тематический план по обучению грамоте.

7. Сделать презентации к занятиям, интерактивные игры к изучаемому материалу для детей по данной проблеме.

Ожидаемые результаты.

- сделан подбор диагностического материала по определению уровня развития у детей по данному направлению;

- использованы интерактивные формы работы в ходе образовательной деятельности с детьми по обучению грамоте;

- обогащена предметно-развивающая среда детского сада по обучению дошкольников грамоте и подготовке их руки к письму;

- организована планомерная работа по обучению грамоте.

  1. Практический этап
  1. Создание системы повышения профессионального мастерства педагогов, их самообразования в вопросах обучения дошкольников грамоте и подготовки их руки к письму.

Задачи:

Выступления на педагогическом совете:

Проведение:

- Интегрированной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе: «Зима. Зимние забавы»;

- Образовательной деятельности по обучению дошкольников грамоте и подготовке их руки к письму в подготовительной группе "В гостях у слова";

- Консультации для воспитателей и мастер-классы:

1. «Развитие речи и мелкой моторики рук через рисование штрихом»;

2. «Использование интерактивных игр в процессе овладения детьми обучением грамоте»;

3. «Сформированность фонематического слуха – главное условие успешного обучения грамоте».

- Разработать методические рекомендации:

1. По ознакомлению со звуковой культурой речи (выделять заданные звуки, различать, дифференцировать их, проводить звуковой анализ слова и др.)

2. По формированию общих представлений о языке ("звук", "слог", "буква", "слово", "предложение")

3. По организации работы формированию гигиенических правил письма.

4.2.2. Активизировать тесное сотрудничество с родителями воспитанников по обучению грамоте и подготовки руки к письму.

Задачи:

Проведение:

- Анкетирование родителей «Обучение грамоте детей дошкольного возраста»;

- Семинар-практикум:

1. "Обучение грамоте";

2. "Учимся играя" (Игры и упражнения по обучению дошкольников грамоте).

- Консультаций для родителей

1. "Партнерство ДОУ и семьи в логопедической работе";

2. «Использование игровых методов и приемов в обучении детей грамоте в домашних условиях»;

3. "Роль правильного произношения при обучении ребенка грамоте".

4.2.3. Совместная деятельность педагогов-родителей-детей.

Задачи:

1. Привлечь родителей:

- к обогащению предметно-развивающей среды группы по обучению грамоте и подготовки руки к письму;

- к изготовлению наглядного материала для организации работы по данной теме;

- участию в творческой выставке по итогам проекта «От А до Я».

Ожидаемые результаты:

- Создана система повышения профессионального мастерства педагогов по проблеме обучения дошкольников грамоте и подготовки их руки к письму;

- Активизировано сотрудничество с родителями воспитанников;

родители вовлечены в работу по обучению детей грамоте и подготовке их руки к письму; составлен план сотрудничества с родителями по данному направлению;

- Родители участвуют в создании предметно-развивающей среды по обучению дошкольников грамоте и подготовке их руки к письму, проявляют интерес к участию совместных мероприятиях;

- Дети овладевают основами грамоты, подготовлена рука к письму;

- Дети проявляют активный интерес к учебной деятельности.        

4.3. Итоговый, обобщающий этап.

4.3.1. Апробация и проверка конечного продукта.

Задачи:

1.Выявить успешность развития системы по обучению детей старшего дошкольного возраста грамоте и подготовке их руки к письму.

4.3.1. Проведение итогового контроля

Задачи:

1.Выявить уровень развития детей по обучению грамоте и подготовки руки к письму.

4.3.2. Отчёт о результативности на итоговом педсовете.

Ожидаемые результаты:

- Выявлен уровень успешности работы системы обучения основам грамоты и подготовки руки к письму. 

  1. Выводы:

Проект “От А до Я” позволяет разнообразить виды деятельности с учётом психофизиологических особенностей детей данного возраста, использовать занимательный материал, включать в организованную образовательную деятельность игровые ситуации, направленные на то, чтобы снять напряжение, переключить внимание детей с одного учебного задания на другое.

Выявлена динамика активности детей на каждой ООД. Показание высоких результатов мониторинга по обучению грамоте свидетельствует о продуктивности проекта.

Работа по данному проекту - это один из методов личностно-ориентированного обучения по обучению грамоте, который позволяет создать ситуацию успеха для каждого воспитанника и позволяет создать положительное отношение к обучению.

  1. Рефлексия

Важным показателем уровня развития речи ребенка старшего дошкольного возраста, является умение легко подбирать нужные слова, использовать устойчивые словосочетания, употреблять образные слова и выражения. Дети вполне усвоили основные закономерности изменения слов, соединения их в предложении, употребляют все части речи. Значительно уменьшилось число употребления в речи неполных и простых предложений за счет распространенных, осложненных и сложных.

Обучение грамоте очень трудная задача и требует долгого периода занятий. Заниматься грамматикой следует непродолжительное время, т.к. материал этот сложен. Все дети разные: один может долго и с удовольствием заниматься, а другой, наоборот, не может находиться в покое ни минуты. А дошкольник запоминает лишь тогда, когда ему интересно. Большим преимуществом проекта является то, что в игровой форме юные исследователи учились производить свои первые наблюдения за родным словом, у них развились чуткость и интерес к форме своей речи.

  1. Приложения.
  1. Мониторинг по разделу «Обучение грамоте».
  2. Анкета для родителей.
  3. Дидактический материал к занятиям по обучению грамоте.

Научно-методическое обеспечение

  1. Агранович З.Е. В помощь логопедам и родителям: Сб. домаш. заданий для преодоления недоразвития фонемат. строрны речи у ст. дошкольников / З.Е. Агранович; Худож. О.Р. Гофман . -СПб.: Детство-Пресс,2004.-147c
  2. Быкова И.А. Обучение детей грамоте в игровой форме. – С.-Пт. – 2005
  3. Новиковская О.А. Логопедическая грамматика/ 2005г.
  4. Кислова Т.Р. «По дороге к азбуке» раздел Программы «Детский сад 2100».
  5. Журова Л.Е., Варенцова Н.С. Обучение дошкольников грамоте. – М., 2001.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию звукопроизношения с элементами обучения грамоте через использование логосказки.

Конспект занятия по развитию звукопроизношения с элементами обучения грамоте через использование логосказки. Тема занятия: «Звук [Ш] и буква «Ш». Путешествие на большом воздушном шаре». Коррекционно-о...

Обучение грамоте с использованием ЛЕГО -элементов

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей логопедической группе.Тема: « Знакомство со звуком и буквой К-К с использованием ЛЕГО – элементов»  Цель. Развивать координацию движений и ловк...

Применение игр по обучению грамоте с использованием наглядного моделирования.

Использование моделей на занятиях обеспечивает мыслительную активность каждого ребёнка, помогает педагогу отслеживать процесс усвоения материала. Опыт показывает, что дети проявляют интерес к та...

Проект по обучению грамоте с использованием ИКТ "От А до Я"

Исследовательский проект по обучении грамоте, расчитан на 2 года....

Конспект занятия по обучению грамоте с использованием ЛЕГО для детей подготовительной группы «Путешествие в Царство грамоты» Звук М, Мь. Буква М.

В этой статье автор расскрывает проблему развития у детей  фонематического  слуха и восприятия. Продолжать учить осуществлять слоговой анализ слова и зрительный образ буквы М, с помощью конс...

Проект по обучению грамоте "Нетрадиционные методы обучения грамоте детей с ОВЗ"

Проект направлен на подготовку к школе детей старшего дошкольного возраста...

Конспект занятия по обучению грамоте с использованием Лего «Путешествие в Царство грамоты»

Цели: Научить детей характеризовать звуки М, Мь.Задачи:- Развивать у детей фонематический слух и восприятие. Продолжать учить осуществлять слоговой анализ слова и зрительный образ ...