Конспект непосредственно-образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной группе с элементами лингвистической лаборатории "Весенняя капель"
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребёнка - детский сад №57 «Ладушка»
города Димитровграда Ульяновской области»
Конспект непосредственно-образовательной деятельности
по обучению грамоте в подготовительной группе
с элементами лингвистической лаборатории
«Весенняя капель»
Подготовила воспитатель
подготовительной группы
Бурмистрова Луиза Ахтямовна
2016 год
Задачи:
ОО «Познавательное развитие»: уточнить знания детей о признаках весны.
ОО «Речевое развитие»: упражнять в умении подбирать синонимы; упражнять в умении определять местоположение звука и количество слогов в слове, закреплять знания о звуке [Л], [Л`], букве «Л», различать твёрдые и мягкие согласные [Л]; дифференцировать звук [Л]; упражнять в чтении слов из одного-двух слогов; активизировать словарь; развивать фонематический слух; упражнять в умении конструировать буквы.
ОО «Физическое развитие»: закрепление выполнения основных движений, развитие мелкой моторики рук, сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, через динамические паузы на занятии.
ОО»Художественно –эстетическое развитие»: развивать музыкальный слух, упражнять в умении определять характер музыки.
ОО «Социально-коммуникативное развитие»: учить работать сообща, договариваться, учитывать мнение товарищей, воспитывать самостоятельность, отзывчивость.
Материалы к занятию: иллюстрации с изображением весны, разрезные картинки с изображением буквы «Л», колпачки на каждого ребенка (синие и красные), камушки- «капельки», шарики с изображением букв, музыка Антонио Вивальди «Весна».
Ход занятия:
Презентация «Весна» в сопровождении музыки А.Вивальди «Весна».
Воспитатель: Ребята, какое время года вы сейчас видели на картинках? Какая мелодия по характеру звучала? (веселая, задорная, весенняя, нежная, звонкая).
Воспитатель: Сегодня, ребята мы с вами будем говорить о весне и не только. Еще мы с вами будем играть в разные интересные игры, и даже будем соревноваться. А для этого нам нужно разделиться на две команды -команда «ГЛАСНЫЕ ЗВУКИ» и команда «СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ».Я приглашаю вас к столу, где лежат шарики с буквами. Каждый из вас с закрытыми глазами выбирает себе шарик и отправляется в свою команду.( Участники команд соответственно надевают красные или синие колпачки.)
Ребята, за каждый правильный ответ и правильно выполненное задание ваши команды будут награждаться «весенними капельками»!
Перед началом соревнований я предлагаю вам немного размяться и выполнить вот такое задание. Вам нужно найти слово, которое спряталось в первых звуках картинок.
Д/и « Почитай слово по первым звукам картинок»
Дети прочитывают слово.
Воспитатель: Ребята, что вы можете сказать об этом слове?
- Сколько звуков? (пять)
-Сколько гласных звуков? (два)
-Сколько согласных звуков? (три)
- Какой первый звук? (ВЬ – согласный, звонкий, мягкий)
-Второй звук? (ЙЭ –гласный, безударный, «хитрый»)
-Третий звук? (С- согласный, твердый, глухой)
- Четвертый звук? (Н- согласный, твердый, звонкий)
- Пятый звук? (А- гласный, ударный).
Молодцы! Ребята, на моем столе лежит слово «ВЕСНА», но все буквы перепутались! Давайте поможем слову и «оживим» его! Сколько участников должно выйти из команды «ГЛАСНЫЕ ЗВУКИ»? ( два)
Сколько участников должно выйти из команды «СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ»? (три). Молодцы! Каждая из команд получает по одной «весенней капельке»!
Следующее задание – ЗАГАДКА:
Из почек появляются,
Весною распускаются,
Летом шелестят,
Осенью – летят.
(ответы детей, вручение «весенней капельки»).
Я предлагаю отдохнуть!
Дыхательная гимнастика:
-Дует легкий ветерок
И качает так листок (вдох спокойный, ненапряженный)
Дует сильный ветерок и качает так листок
(сила вдоха постепенно увеличивается)
Весенние листочки на веточках сидят,
Весенние листочки детям говорят:
Осиновый- А-А-А,
Рябиновый – И-И-И,
Березовый – О-О-О,
Дубовый – У-У-У.
Сейчас я вам прочту отрывок из стихотворения А.Плещеева, а вы слушайте внимательно и ответьте мне, какой звук чаще всего я буду выделять в словах.
-Травка зеленеет,
Солнышко блестит,
Ласточка с весною
В сени к нам летит. ( звук [Л] ).
Воспитатель: Верно. А что вы знаете о звуке и букве «Л»? (согласный, звонкий, может быть твердым и мягким.)
Молодцы!
Воспитатель: Следующая наша игра-соревнование будет называться « Кто больше назовет «весенних» слов со звуком
[Л].(капель, проталина, апрель, оттепель, ледоход, рыхлый и т.д. ответы детей, вручение «весенней капельки»)
Воспитатель: Молодцы! А сейчас я вам предлагаю немного отдохнуть! (физкультминутка).
Воспитатель: Мы продолжаем с вами соревноваться! Следующее задание для команд : кто больше найдет и назовет слов в слове «МОЛОТОК».
(мол, лом, ток, молот, лоток, кот, лот, кол, ком) ответы детей, вручение «весенней капельки»)
Воспитатель: Для следующего задания нам с вами нужно размять пальчики!
Пальчиковая игра «Капля»:
Кап-кап-кап,
Кап-кап-кап-
Капает тихонько.
Кап-кап-кап,
Кап-кап-кап-
Капли пляшут звонко!
Кап-кап-кап,
Кап-кап-кап-
Капли побежали,
Потому что солнышко в небе увидали!
Воспитатель: Следующее задание для команд : чья команда соберет букву (разрезные картинки буквы «Л»)
(вручение «весенней капельки»)
Воспитатель: Со всеми заданиями справились и теперь пора подводить итоги наших соревнований! У каждой из команд набралось немало капелек, и если мы соединим капельки команды «Гласные» с капельками команды «Согласные», то у нас с вами получится одна большая весенняя капля дружбы! Вы согласны?
Ребята, а сейчас я предлагаю подарить эти капельки нашим гостям на память о нашей встрече!
Ребята, чем вам понравилось сегодняшнее занятие?
А я предлагаю еще раз показать свои знания нашим гостям! Для этого я им раздам вопросы, которые они вам будут задавать.
Список литературы:
1. Микляева Н.В. Развиваем способности дошкольников: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 128 с.
2.Гудилина С.Н. Чудеса своими руками. – М.: Аквариум, К.: ГИППВ, 1999. – 264 с.
3. Колесникова Е.В. Весёлая грамматика для детей 5 – 7 лет. – М.: 2003.
4. Колесникова Е.В. Развитие звукобуквенного анализа у детей 5 – 6 лет. – М.: 2000.
5. Милостивенко Л.Г. Методические рекомендации по предупреждению ошибок чтения и письма детей. – СПб.: 1995.
6. Узорова О.В, Нефёдова Е.А. 1000 слов для фонетического (звукобуквенного) разбора. Развитие фонематического слуха. – М.: 2003.
Интернет источники:
1.www.maam.ru/detskijsad/puteshestvie-v-osenii-park.html
2.nsportal.ru/detskiy-sad/razvitie-rechi/2015/02/24/...stvie-v-osenniy-park
3.freeref.ru/wievjob.php?id=1056053
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект организованной образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи
Конспект непосредственной образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной группе для детей с тяжёлыми нарушениями речи в доступной, игровой занимательной форме поможет педаго...
Конспект организованной образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной группе для детей с ТНР " В стране грамоты"
Конспект предназначен для учителей - логопедов и моспитателей ДОУ. Предложенный материал поможет разнообразить занятия по обучению грамоте, совершенствовать навыки анализа и синтеза,формировать у дете...
План-конспект коррекционно-образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной группе компенсирующей направленности по теме: «Звук и буква Б»
План-конспект коррекционно-образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной группе компенсирующей направленности по теме: «Звук и буква Б»...
Конспект организованной учебной деятельности по обучению грамоте в подготовительной группе «В гостях у Мудрого гнома»
Конспект организованной учебной деятельности по обучению грамоте в подготовительной группе «В гостях у Мудрого гнома»Задачи:Учить разгадывать ребусы.Закреплять умение составлять предложени...
Конспект непосредственно-организованной деятельности по обучению грамоте в подготовительной группе "Звуки Н-Нь. Буква Н"
Представлен конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе на закрепление навыков звуко-слогового и звукобуквенного анализа и синтеза звуков Н, Нь и буквы Н в дидактических играх с исп...
конспект организованной образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной группе на тему: "Осень-запасиха, а зима-прибериха"
Представлен конспект организованной образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной группе на тему: "Осень-запасиха, а зима-прибериха". Составлен в соответсвии с тр...
конспект организованной образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной группе на тему: "Осень-запасиха, а зима-прибериха"
Представлен конспект организованной образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной группе на тему: "Осень запасиха, а зима-прибериха"Конспект составлен в соответствии с ...