конспект организованной образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной группе на тему: "Осень-запасиха, а зима-прибериха"
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)

Представлен конспект организованной  образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной группе на тему: "Осень-запасиха, а зима-прибериха". Составлен в соответсвии с требованиями ФГОС ДО. Направлен на закрепление умения у детей проводить звуковой анализ слов, качественно характеризовать звуки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon osen-zapasihaa_zima-priberiha.doc55.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект организованной образовательной деятельности  по обучению грамоте в подготовительной группе.

Тема: «Осень-запасиха, а зима-прибериха»

Программные задачи:

Закреплять умение детей проводить звуковой анализ слова, качественно характеризовать звуки.

Уточнить знания детей о предложении, повторить правила его написания.

Закреплять умение детей делить слова на слоги.

Закреплять умение детей называть слова с заданным звуком.

Развивать фонематический слух

Познакомить детей с буквой «М-эм» и звуком «М-мэ»

Материал демонстрационный:

 Звуковая схема для звукового анализа, фишки для звукового анализа, схема предложения, модельки предложения,  муляжи овощей: огурец, помидор, лук, чеснок, морковь, капуста, баклажан, перец, кабачок. Проектор, ноутбук, магнитная доска, указка, волшебный сундук, книга Букварь Жуковой.

Материал раздаточный:

 Звуковая схема для звукового анализа, фишки для звукового анализа, схема предложения.

Ход занятия:

1. Воспитатель: У меня для вас необычная загадка.

Слушайте ее внимательно, она очень занимательна.

Ответ ее не называть, а дружно подойти и показать.

«Утром мы во двор идем –

Листья сыплются дождем

Под ногами шелестят

И летят, летят, летят… (Осень)

(Дети смотрят на экран -картина осени)

Воспитатель: Представьте себе, что сейчас светит осеннее солнце. Поднимите руки к солнышку, подставьте лицо. Вам тепло и приятно (расслабление). Спряталось солнышко, начался дождь, подул ветер. Сожмитесь в комочек – холодно (напряжение). Опять засветило солнышко (расслабление).

Воспитатель: Как вы думаете, какому времени года мы посвятим сегодняшнее занятие?

Ответы детей

Воспиатель: Дети, какая бывает осень?

Ответы детей: (грустная, пасмурная, дождливая, веселая, золотая, разноцветная и т. д

Воспитатель: Что вы сейчас говорили?

Ответы детей: (слов

Воспитатель: Осень – запасиха, а зима - прибериха. Почему так говорят об осени? Что вы сейчас говорили?

Ответы детей (Предложения.)

Воспитатель: А чем отличается предложение от набора слов?

Ответы детей:( В предложении все слова между собой связаны. Из предложения можно что – нибудь узнать.)

 Воспиатель: Сейчас я вам скажу предложение, а вы его схему выложите на столе. Приготовьте модельки предложения. Аня выложит предложение на доске. «Осенью собирают урожай». Назовите первое слово, второе слово, третье слово. Что поставили в конце предложения? А теперь уберите модельку слова «осенью», модельку слова «собирают». Моделька какого слова осталась? Уберите ее.

Я сегодня обнаружила письмо. Интересно, от кого оно?

“Здравствуйте, дорогие ребята! Меня зовут госпожа Осень. Я узнала, что вы на следующий год собираетесь в школу. Я приготовила для вас задания, чтобы проверить чему вы научились в детском саду. Если вы выполните все правильно, вас ждет сюрприз.

Ваша Осень”.

Ну что ребята, готовы показать чему мы научились? А вот и первое задание:

( На столе стоит поднос и корзинки. На подносе  лежат осенние плоды). Перед вами волшебный поднос с дарами осени. Вы должны вытащить предмет, определить сколько слогов в его названии и положить в корзинку с соответствующей цифрой.( Дети раскладывают. Остается лук и гриб).

Воспитатель: Почему мы не куда не положили лук и гриб?

Ответы детей: (В этих словах по 1 слогу.)

Воспитатель: Составьте предложение с любым из этих слов. ( Дети составляют).

-Сколько слов в этом предложении?

-Назовите первое, второе, третье, четвертое, пятое  слово.

-Катя, нарисуй схему предложения на доске. ( ребенок рисует)

-Почему мы так обозначили первое слово в предложении?

Ответы детей.(Потому что первое слово в предложении пишется с большой буквы).

Воспитатель:

Сейчас выполним звуковой анализ слова «лук»

Сколько в слове «лук» звуков?

Всего 3 звука и 3 буквы

Сколько слогов?

Ответы детей. (Два)

Дети выполняют звукобуквенный анализ слова «Лук»

Один ребенок у доски, а остальные за столами

Первый звук- согласный «Л»-он твердый

Второй звук-«У»-гласный, ударный,

Третий звук «К»-согласный, твердый звук.

Физкультминутка.

Какой лист я поднимаю? ( Березовый)

Лист березовый поднимаю

Вас в листики превращаю (Каждому раздаю листочки).

И на отдых приглашаю. Звучит музыка.

Листики волшебные на полянку сели

Листики волшебные полетели

Листики волшебные громко песенку запели

«А, О, У, И, Ы, А, О, У, И, Ы»

Листики волшебные покружились

Листики волшебные тихо песенку запели

«А, О, У, И, Ы, А, О, У, И, Ы»

Воспитатель. Какие мы звуки сейчас произносили?

Ответы детей. ( Гласные).

Воспитатель: Почему мы их называем “гласные”?

Ответы детей. (Потому что их можно пропеть).

Воспитатель: Правильно. Ребята, ещё бывают согласные звуки. Вы знаете, чем отличаются гласные от согласных?

Ответы детей. ( Нет).

Воспитатель.: Ребята, мне Незнайка сказал, что он тоже не знает, чем же отличаются гласные и согласные звуки. Я расскажу это и вам и ему. Как вы сами сказали, гласные мы можем пропеть, и произносим мы их без преграды во рту. А согласные мы пропеть не можем. И когда мы их произносим, у нас во рту образуется преграда. Запомнили, ребята, что пропеть согласные мы не можем?

Ответы детей: (Да).

Воспитатель: Очень хорошо. И ты, Незнайка, запоминай!

Сообщение новой темы.

Воспиатель.: Ребята, Незнайка сказал мне, что он хочет познакомиться с вами поближе. Он принёс показать вам свои любимые игрушки.

Перед детьми по очереди появляются картинки с изображением игрушек: машина, мотоцикл и матрешка. Каждую картинку дети называют.

Воспитатель: Ребята, расскажите Незнайке, какие игрушки вы больше всего любите.

Дети рассказывают, педагог добивается от каждого полного ответа.

Воспитатель: Ребята, а теперь послушайте меня внимательно.

 Произносит название картинок ещё раз, но при этом выделяет голосом первый звук.

Ребята, какой звук я выделяла во всех этих словах?

Ответы детей

Воспитатель.

Правильно. А где он стоит во всех этих словах? Послушайте ещё раз: м_ашина, м_отоцикл, м_атрёшка.

Ответы детей

Воспитатель:

Правильно. Итак, ребята, сегодня на занятии мы познакомимся с новым звуком, со звуком [ м ]. Ребята, посмотрите внимательно, как я произношу этот звук: М. Мой рот закрыт.

Пальчиковая гимнастика

Здравствуй, полянка большая!  Пальцы правой руки здороваются с пальцами   левой руки

Здравствуй, трава мурава!   Похлопывают друг друга кончиками

Здравствуй, ягодка лесная!

Ты поспела и вкусна.

Мы корзиночку несем-

Всю тебя мы соберём.

Изучение нового материала.

У.: М – нам губы звук смыкает!

Звуку голос помогает.

Если голос есть – мычанье,

Если нет – тогда… молчанье!

Воспитатель: А теперь вы произнесите звук [ м ].

Дети произносят, педагог следит за правильностью произнесения.

Воспитатель: Почувствовали, как ваши губки напряглись?

Ответы детей.

Воспитатель: Ребята, можем мы пропеть этот звук? Попробуйте.

Ответы детей

Воспитатель: А когда этот звук мы произносим, наши губки создают преграду для воздуха, который идёт из горлышка. Значит, какой это звук: согласный или гласный?

Ответы детей.

Воспитатель: Молодцы, правильно. Ребята, Незнайка приготовил для вас загадки. Попробуете их отгадать?

Воспитатель:

Сидит девица в темнице,

А коса на улице!

 Ответы детей

Появляется соответствующая картинка

Воспитатель: Молодцы. А какой звук встретился нам в этом слове? Послушайте ещё раз: м_орковь.

Ответы детей

Воспитатель: Правильно, а где этот звук?

Ответы детей ( В начале слова).

Воспитатель:

Слушайте вторую загадку:

 В подполье, в коморке

Живет она в норке,

Серая малышка

Кто же это?

Ответы детей (Мышка).

Появляется соответствующая картинка.

Воспитатель: Правильно. А какой знакомый нам уже звук встретился нам в этом слове? Послушайте ещё раз: м_ышка.

Воспитатель: Хорошо, а где этот звук стоит в слове?

Ответы детей

Воспитатель: Незнайка очень доволен вами. А вам понравилось?

Ответы детей

Воспитатель:

Ребята, звуки мы произносим, а пишем…?

Ответы детей:(  Букву).

Воспитатель.: Правильно. Итак, наш звук [ м ] на письме обозначается буквой М (эм). Вот она.

Изображение печатной буквы вывешивается на наборном полотне.

Воспитатель: Постарайтесь запомнить нашу новую букву. Найдите букву М в кассе букв.

Дети выполняют задание, воспитатель проверяет.

 Гимнастика для глаз «Заинька»

Вверх морковку подними, на нее ты посмотри (Смотрим вверх)

Только глазками смотри: вверх- вниз, вправо-влево.

(Глазами смотрят вверх- вниз, вправо-влево)

Ай- да заинька, умелый! Глазками моргает.

(Моргают глазками)

Глазки закрывает (Глазки закрывают)

Зайчики морковки взяли, с ними весело плясали. (Прыгают как зайчики)

Закрепление изученного материала.

Воспитатель: Ребята, что нарисовано на картинках?

Педагог указывает на изображение моркови.

Воспитатель: Сейчас мы с вами будем работать со схемами. Возьмите то, что лежит у вас на столах.

У каждого ребенка лежит одна полоска, один кружок синего цвета.

Воспитатель:

Послушайте: морковь. Сколько слов я произнесла?

Ответы детей  

Значит, сколько полосок мы выложим?

Ответы детей (Одну).

Педагог вывешивает на доску одну полоску, а дети делают это у себя на столе.

Воспитатель:

Хорошо. Послушайте ещё раз: м_орковь. Где мы слышим звук [ м ]?

Ответы детей (В начале слова._

Воспитатель:

Значит, куда я должна положить кружок?

Ответы детей ( В начало.)

Педагог кладёт кружок в начале полоски, дети делают это на столе. Педагог следит за правильностью выполнения этого действия детьми.

Воспитатель:

Какой буквой обозначается звук [ м ]?

Ответы детей: ( (Буквой М (эм)).

Воспитатель:

Возьмите её из разрезной азбуки и положите под кружочком.

Подобная работа проводится с другими словами-названиями картинок.

Подведение итогов.

Воспитатель:

Итак, ребята, с какой буквой мы сегодня познакомились?

Ответы детей

Воспитатель:

Какой звук она обозначает?

Ответы детей.

Воспитатель: Правильно.

Ребята, вы сегодня были, молодцы! Что вам сегодня понравилось на занятии?

Ответы детей

Воспитатель. Занятие наше закончилось. Скажите, Незнайке, до свидания! До скорых встреч!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи

Конспект непосредственной образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной группе для детей с тяжёлыми нарушениями речи в доступной, игровой  занимательной форме поможет педаго...

Конспект организованной образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной группе для детей с ТНР " В стране грамоты"

Конспект предназначен для учителей - логопедов и моспитателей ДОУ. Предложенный материал поможет разнообразить занятия по обучению грамоте, совершенствовать навыки анализа и синтеза,формировать у дете...

конспект организованной образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной группе на тему: "Осень-запасиха, а зима-прибериха"

Представлен конспект организованной образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной группе на тему: "Осень запасиха, а зима-прибериха"Конспект составлен в соответствии с ...

Конспект организованной образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной группе Тема: «Звук и буква Ш»

Конспекторганизованной образовательной деятельностипо обучению грамотев подготовительной группеТема: «Звук и буква Ш»...

Конспекты организованной образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной группе с использованием ТИКО-конструктора

Конструктор ТИКО идеально подходит для занятий с детьми по обучению грамоте. Он развивает у детей мелкую моторику, мышление, фонематическое восприятие, способность к звуковому анализу и синтезу, прост...

Конспект организованной образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной группе «Путешествие в страну Звукляндию»

Конспект организованной образовательной деятельностипо обучению грамоте в подготовительной группе«Путешествие в страну Звукляндию»...