Конспект занятия по звуковой культуре речи и обучению грамоте
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему

Баранова Ольга Борисовна

Занятие в подготовительной группе.Знакомство со звуком ц и буквой Ц.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zvukovaya_kultura_rechi_v_podgotovitelnoy_gruppe.docx25.24 КБ

Предварительный просмотр:

Звуковая культура речи и обучение грамоте в подготовительной группе

Тема: Знакомство со звуком [  ц  ], буквой Ц

Цели: Познакомить детей с глухим согласным звуком [ ц ] и буквой Ц. Развивать умения находить звук в трех позициях, внимание, речь. Воспитывать усидчивость, интерес.

Ход занятия

1 . Повторение изученных звуков. Выделение гласных и согласных.

2 . Знакомство со звуком [ ц ]

Внести  игрушку – курицу с цыплятами

- В курятнике жила курица. Но она жила не одна. Оказывается, в курятнике у курицы появились маленькие цыплята

Любовалась цыплятами курица

Что ни цыпленок – то умница!

Все в курятнике тоже обрадовались этому событию и подняли такой переполох, что курице пришлось их усмирять. Ц-ц-ц – сказала она. Курица боялась, что шум испугает ее малышей.

- Повторите, что сказала курица? (дети повторяют)

3 . Артикуляция звука

Работа с зеркалами.

- Посмотрите в зеркало и произнесите звук [ ц ]. Как мы его произносим? (губы растянуты в улыбке, зубы сближены, кончик языка упирается в верхние и нижние зубы, а когда выходит воздух, язык меняет положение и упирается в нижние зубы. Свободно ли проходит воздух? (нет). Значит какой это звук? (согласный). И притом, ребята, этот звук всегда твердый, он никогда не бывает мягким.

4 . Закрепление нового материала.

- Когда цыплята подросли, курочка пригласила всех обитателей скотного двора на выступление своих цыплят. Они выступали… А где, отгадайте.

Здесь – клоуны, факиры и умные зверюшки

Здесь слышатся повсюду веселый смех и шутки!

И нет тут места грусти! И некому скучать!

Скажите, как же место такое нам назвать? (цирк)

- Правильно. (повесить картинку). Произнесите это слово. Где находится звук [ц] в начале, середине или в конце? (в начале)

На доске:

Физкультминутка:

Буратино потянулся,

Раз – нагнулся, два – нагнулся, три – нагнулся

Руки в стороны развел – ключик видно не нашел

Чтобы ключик нам достать, надо на носочки встать.

- Ребята, давайте и мы сходим в цирк. Представление там ведет цапля (выставляется картинка цапли к картинке цирка)

- Где находится звук в этом слове?

Зачем такой носище цапле?

Затем, чтоб цапли рыбок цапали!

- Она очень умная и знает очень много веселых историй и загадок. Сейчас цапля с помощью волшебной палочки предлагает превратить любой предмет из большого в маленький. Вот она говорит «дерево» и кивает палочкой. Дерево превращается в деревце.

- Давайте и мы с вами превратим эти предметы в маленькие (на доске картинки)

Блюдо                        блюдце

Печенье                     печеньице

Зеркало                     зеркальце

Платье                       платьице

Кресло                      креслице

- Где находится звук [ц] в этих словах? (в середине)

На доске схема:

- Молодцы. Аплодисменты цапле. (хлопают в ладоши)

- А теперь цапля загадывает вам про артиста, который выступает у нее в цирке:

Лежит под крылечком, а хвостик колечком (собака)

(выставляется игрушка собаки)

- Этого артиста зовут Цыбик. (произнося название собаки, определяют место звука). У цыбика есть такой ларчик, в котором что-то есть (достает)

- Что это? (огурец)

- А это? (заяц)

- Где находится звук [ц] в этих словах? (в конце)

- Похлопаем Цыбику. И возвращаемся на птичий двор. А там курица ходила по двору и нашла какую-то фигуру(показывает картонную букву ц ). Может вы поймете.

5 . Знакомство с буквой Ц.

- На письме звук [ц] обозначается буквой Ц

- На что похожа буква Ц?

Вот какая буква Ц: с коготками на конце

Коготок-царапка, как кошачья лапка.

- Сколько элементов содержится в букве Ц?

6 . Выкладывание буквы Ц.

- А потом курица нашла во дворе горох и предложила цыплятам поиграть в игру «Кто быстрее». И мы в нее сыграем. Выложите из гороха на пластилиновых картонках букву Ц

7 . Упражнение «Буква потерялась» (на полосках бумаги обвести букву в кружок)

8 . Итог занятия.

- Было ли вам интересно сегодня?

- Что запомнилось? Что нового узнали?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НООД по звуковой культуре речи и обучению грамоте «В гости к Мишутке. Буква М. Звук [М]»

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Физическая культура», «Социализация»Виды детской деятельности: коммуникативная, игровая, двигательная, познавательно – исследова...

Конспект занятия по звуковой культуре речи и обучению грамоте

Занятие для подготовительной группы. Знакомство со звуком ч и буквой Ч...

Открытое занятие по звуковой культуре речи и обучению грамоте «В стране звуков» (звук Ж) в подготовительной группе.

На занятии по звуковой культуре речи и обучению грамоте  дети закрепляют произношение звука "ж", знакомятся с буквой "ж"., учатся  делать звуковой анализ слова "жук...

Интерактивные игры по воспитанию звуковой культуры речи и обучению грамоте детей дошкольного возраста (5-7лет)

Возрастная категория:Материал будет полезен воспитателям дошкольных учреждений (возраст: средних, старших и подготовительных групп), педагогам дополнительного образования, учителям начальной школ...

«Учебно игровые пособия по звуковой культуре речи и обучения грамоте для детей с ОВЗ в подготовительной группе компенсирующей направленности»

   Работа по  звуковой культуре речи и обучения грамоте для детей с ОВЗ в подготовительной группе компенсирующей направленности довольно сложный предмет для дошкольников. Детям с...

Выступление на педсовете Тема: «От звуковой культуры речи до обучения грамоте»

Одним из важных направлений работы воспитателя ДО является подготовка дошкольников к обучению грамоте. Актуальность этой работы определяется требованиями преемственности и перспективности в...

Конспект занятия по звуковой культуры речи и подготовке обучению грамоте в средней группе Звуки речи. Звук [ц].

Конспект занятия по звуковой культуры речи и подготовке обучению грамоте в средней группеЗвуки речи. Звук [ц].     Задачи.    Образовательные: Актуализация представл...