Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе.
план-конспект занятия по обучению грамоте на тему

Метелева Наталья Викторовна

Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obuchenie_gramote.docx25.16 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе.

Цель: Закрепить и систематизировать знания детей.

Задачи:

Образовательные:

• совершенствовать навыки звукового анализа слов: определять гласные, согласные (мягкий, твердый, глухой, звонкий);  место звука в слове; делить слова на слоги, определяя количество слогов;

• обогащать словарный запас детей.

Развивающие:

•  развивать фонематический слух, зрительное восприятие, мышление, внимание, память;

• развивать умение отвечать на вопрос воспитателя полным ответом, упражнять в придумывании предложений с заданным словом;

Воспитательные:

• создать хорошее настроение;

• воспитывать чувство товарищества, умение слушать воспитателя и товарищей, желание и умение работать в коллективе;

• поощрять активность и самостоятельность.

Словарная работа:

звук, слог, слово, предложение, ударение, буква.

Раздаточный материал: круги красного и зеленого цвета, схема слова, фишки, предметные картинки для определения количества слогов, слова разделённые на слоги.

Демонстрационный материал: домики с № 1, 2, 3 для определения количества слогов в слове, картинки для составления слова по первым буквам.

Ход занятия:

Приветствие.

«Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться:

- Доброе утро!

- Доброе утро! солнцу и птицам.

- Доброе утро! улыбчивым лицам.

И каждый становится добрым, доверчивым.

Доброе утро длится до вечера».

Воспитатель:  Ребята, давайте посмотрим, друг на друга, и улыбнемся. Пусть ваши улыбки будут с нами на протяжении всего занятия, настроение у нас хорошее, мы готовы начать занятие.

Воспитатель:  Вы скоро  пойдёте в школу  и сейчас мы проверим ваши знания и умения, которые вы получили посещая детский сад.

Воспитатель: Что бы  вам для этого необходимо?

Дети: Правильно отвечать на вопросы, внимательно слушать.

Воспитатель: Занятие будет интересное и трудное, поэтому вам понадобятся внимание, находчивость и ваши знания.

Воспитатель: Ребята, чтобы узнать, о чем мы будем сегодня говорить, предлагаю отгадать загадки: На странице букваря. 
                           Тридцать три богатыря. 
                           Мудрецов-богатырей. 
                           Знает каждый грамотей.
                                Ответ (Буквы);

« Его не видно, в руки не взять, но зато слышно» Ответ (Звук).

Воспитатель: Правильно. Сегодня мы будем говорить о звуках и буквах.

Воспитатель: Чем отличаются звуки и буквы?

Дети:  Звуки мы произносим и слышим, а буквы мы видим и пишем.

Воспитатель: Какие бывают звуки?

Дети: Звуки бывают гласные и согласные.

Воспитатель: Сейчас предлагаю выполнить упражнение «Покажи правильно» (стоя в кругу). Будьте внимательны. Я буду называть звуки, а вы, если услышите гласный звук, поднимаете кружок красного цвета, а если согласный звук – синий.

(педагог называет цепочку звуков: а, б, в, у, к, е, п, р, и, ю, я. )

Воспитатель: Молодцы, ребята вы справились с первым заданием.

Воспитатель:  А сейчас у меня для вас следующее задание, слушайте внимательно.

Я буду произносить слова, а вы должны определить место звука «А» в слове: в начале, середине или в конце слова, и отмечаем фишкой тот квадратик на карточке, где находится данный звук; (река, корова, комар, радуга, размер, машина, арбуз, кафе).

Воспитатель: Молодцы, ребята, справились и с этим заданием.

Воспитатель: Предлагаю вам отвлечься и поиграть. Встаем в круг, игра с мячом.      

Игра "Назови детеныша".

У овечки – ягненок;

У кошки – котенок;

У собаки – щенок;

У козы – козленок;

У свиньи – поросенок;

У коровы – теленок;

У лошади – жеребенок.

Игра «Наоборот»

Большой – маленький;

Высокий – низкий;

Добрый – злой;

Толстый – тонкий;

Черный – белый;

Быстро – медленно;

Громко – тихо;

День – ночь.

Воспитатель: Предлагаю вам поиграть в игру «Найди свой домик». У каждого домика свой номер (№1, №2, №3, №4). Возьмите предметные картинки, назовите своё слово, разделите его на слоги и найдите свой домик. Сколько в слове слогов такой будет № вашего домика.

Воспитатель: Молодцы.

Воспитатель: Новое задание. Скажите ребята, а куда вы осенью пойдете?

Дети: Осенью мы пойдем в школу.

Воспитатель: Правильно в школу, я предлагаю  разберать  слово "ШКОЛА" на звуки и буквы.

Воспитатель: Сколько букв в слове «ШКОЛА»?

Дети: В слове "ШКОЛА" 5 букв.

Воспитатель:  Сколько звуков в слове «ШКОЛА»?

Дети:  В слове "ШКОЛА" 5 звуков

Воспитатель: Сколько согласных звуков в слове «ШКОЛА»?

Дети: В слове "ШКОЛА" 3 согласных звука.

Воспитатель: Назовите их.

Дети:  Согласные звуки в слове "ШКОЛА"  Ш, К, Л.

Воспитатель: Дайте характеристику звуку  Ш.

Дети: Согласный, глухой,  твёрдый.

Воспитатель: Дайте характеристику звуку  К.

Дети: Согласный,  глухой,  твёрдый.

Воспитатель: Дайте характеристику звуку Л.

Дети: Согласный,  звонкий,  твёрдый.

Воспитатель: Сколько гласных звуков в слове «ШКОЛА»?

Дети: В слове "ШКОЛА" 2 гласных звука.

Воспитатель: Какие это звуки?

Дети: Гласные звуки в слове "ШКОЛА" О, А.

Воспитатель: Какой гласный находится в середине слова?

Дети: В середине слова "ШКОЛА" находится звук О.

Воспитатель: Где находится звук «А»?

Дети: Звук А в слове "ШКОЛА" находится в конце слова.

Воспитатель: Разделите это слово на слоги. Сколько слогов в слове «ШКОЛА».

Дети:  В слове "ШКОЛА" два слога.

Воспитатель: Прочитайте первый слог,  второй слог .

Дети: В слове "ШКОЛА" первый слог "ШКО", второй слог "ЛА"

Воспитатель: Молодцы, ребята, справились с заданием.

Воспитатель: Следующее задание. У вас на столах разложены карточки со слогами, когда готовилась к занятию, я их перепутала. Вам надо составить слово, расставляя в нужном порядке слоги, прочитать его. Работать вы будете в парах. 

шко. ла, иг. ра, ма. га. зин, зи. ма.

Воспитатель: Давайте проверим, что у вас получилось. Назовите первое слово.

Дети: "ШКОЛА".

Воспитатель: Второе слово.

Дети: "ИГРА".

Воспитатель: Следующее слово.

Дети: "МАГАЗИН".

Воспитатель: И последнее слово.

Дети: "ЗИМА".

Воспитатель: Молодцы, ребята, хорошо справились с заданием.

Воспитатель: А теперь я предлагаю составить предложения с этими словами, но перед тем как вы приступите к составлению предложений, давайте вспомним что такое предложение. Подумайте и ответьте, где предложение, а где просто набор слов? Объясните, как вы догадались.

 Гуляли, поле, дети, в. 

Дети: Это набор слов, так как не передаёт  определенной мысли.

Воспитатель: Дети гуляли в поле.

Дети: Это предложение, так как имеет законченную мысль и интонацию.

Воспитатель: Правильно, ребята, предложение имеет законченную мысль и определенную интонацию. Приступайте к выполнению задания.

Воспитатель: Давайте проверим, что у вас получилось.

Дети: "Мы скоро пойдем в школу".

"С мамой и папой мы любим игру "Лото".

"Моя мама работает в магазине".

"Мое любимое время года зима".

Воспитатель: Молодцы.

Воспитатель: Я сейчас предлагаю  « Исправь ошибку».
                         - Червяк склевал скворца.

Дети:  Скворец склевал червяка.

Воспитатель: - Песня спела соловья.

Дети: Соловей спел песню.

Воспитатель: - Медленный черепаха.

Дети: Медленная черепаха.

Воспитатель: Полосатое зебра.

Дети: Полосатая зебра.

Воспитатель: Молодцы и с этим заданием справились.

Воспитатель: Ребята, я рада за вас, вы выполнили все задания, которые я вам приготовила и думаю теперь вы смело можете идти в школу.

Воспитатель: Вам понравилось занятие? Скажите, какое задание понравилось больше всего? (ответы детей).

Воспитатель: Какое занятие показалось трудным? (ответы детей).

Воспитатель: Вы показали свои умения, знания, проявили смекалку. Молодцы!

Воспитатель: «Как хорошо быть грамотным на свете,

Всё знать и много так читать.

Ведь грамота - ступенька к свету,

Которую не нужно пропускать».

Спасибо вам за работу!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Задания от феи Грамоты»

Программные задачи: Совершенствовать умения детей в звуковом анализе слов, закреплять умение находить место звука в слове, закреплять умение делить слова на слоги;Закрепить умение правильно подбирать ...

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе "Посылка от Феи Грамоты"

Конспект открытого занятия по обучению грамоте, которое поможет охватить материал за весь год....

Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе "Грамотеи"

Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе "Грамотеи"...