Дополнительная общеразвивающая программа "Буквоешка"
рабочая программа по обучению грамоте (старшая группа) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 583.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА КАЛИНИНГРАДА ДЕТСКИЙ САД № 37
Обсуждена Утверждаю
на педагогическом совете Заведующий МАДОУ д/с № 37
МАДОУ д/с № 37 ______________Н.В.Крюкова
Протокол № __________ Приказ № __________________
от «___» ____________20___г. от «___» ____________ 20___ г.
Председатель педагогического совета
_______________С.В.Грязнова
Дополнительная общеразвивающая программа
социально-педагогической направленности
«Буквоешка»
нормативный срок освоения – 1 год
Разработчик:
воспитатель 1 квалификационной категории
Мутьева Марина Владимировна
Калининград 2015
Пояснительная записка
Направленность образовательной программы
Образовательная программа «Буквоешка» разработана в соответствии с Федеральным Законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным образовательным программам»; с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативам СанПин 2.4.1.3049-13.
Программа «Буквоешка» направлена на развитие устной речи и подготовку к курсу обучения грамоте, а также на развитие математических представлений детей 5 – 6 лет. Обучение грамоте детей дошкольного возраста является обязательным элементом комплексного подхода к обучению детей родному языку и развитию речи, когда на одном занятии решаются разные взаимосвязанные речевые задачи — фонетические, лексические, грамматические — и на их основе — развитие связной речи.
Отличительной особенностью программы является ее комплексность. Программа направлена на развитие у детей познавательного интереса, желания и привычки думать, стремления узнать что-то новое. Научить общаться со сверстниками и взрослыми, включаться в совместную игровую и общественно полезную деятельность.
Ведущей деятельностью дошкольников является игровая деятельность. Поэтому занятия, по сути, являются системой дидактических игр, в процессе которых дети исследуют проблемные ситуации, соревнуются, делают «открытия» и т.д. В ходе этих игр и осуществляется личностно-ориентированное взаимодействие взрослого с ребенком и детей между собой, их общение в парах, группах. Дети не замечают, что идет обучение, они перемещаются по комнате, работают с игрушками, картинками, мячами, кубиками LEGO. Вся система организации занятий воспринимается ребенком как естественное продолжение его игровой деятельности.
Обязательным условием реализации программы является участие в ней родителей воспитанников. Включение родителей в педагогический процесс, прежде всего, важно ребенку, который сможет проводить с ними больше времени, осознавать, что мама и папа интересуются его успехами, а в случае неудачи всегда придут ему на помощь.
Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность
Новизна данной программы заключается в ее четкой логической структуре, гармоничном сочетании развития устной речи и математике у дошкольников. Программа «Буквоешка» обеспечивает каждому ребенку дошкольного возраста тот уровень развития, который позволит ему быть успешным в школе.
Развитие речи детей, а также развитие элементарных математических представлений осуществляются при различных видах деятельности, в том числе на специальных занятиях по обучению грамоте и математике. Педагогический процесс предполагает так же введение широкого круга познавательных задач (именно об этом писали в свое время Д.Б.Эльконин, О.М.Дьяченко, Н.С.Варенцова, Ф.А.Сохин, О.С.Ушакова и др.)
В исследованиях Г.И. Щукиной, Л.И. Божович, Д.Б. Эльконина, А.И. Леонтьева и др. доказано, что успешность обучения в школе зависит от целого ряда условий и, в частности, от уровня развития как общих способностей от которых зависит успех и индивидуальное своеобразие деятельности (В.С. Мерлин), так и частных способностей определенной направленности.
Содержание программы обеспечивает:
- личностно — ориентированный подход во взаимодействии ребенка со взрослым;
- развитие интеллектуально-речевых и общих способностей каждого ребенка;
- формирование у ребенка комплекса личностных качеств и навыков социального поведения (самостоятельность, аккуратность, умение слушать и слышать, принимать решение и выполнять его и т.д.).
Цель и задачи программы
Цель программы — всестороннее развитие ребенка – развитие его мотивационной сферы, интеллектуальных и творческих сил.
Задачи программы по развитию речи и обучению дошкольников элементам грамоты:
1.Развитие звуко-буквенного анализа.
- Закреплять умение вслушиваться в звучание слова, узнавать и называть заданные звуки.
- Закреплять умение интонационно выделять заданные звуки в словах.
- Закреплять умение делить слова на слоги.
- Познакомить с буквами как знаками звуков (фонем) по общепринятым группам на материале алфавита.
- Учить различать звуки: гласные и согласные, твердые и мягкие
согласные, звонкие и глухие согласные. - Учить определять место заданного звука в слове (в начале, в середине и в конце).
- Продолжать знакомить с графическим изображением слова — прямоугольником (моделирование).
- Познакомить с условным обозначением звуков: гласные – красный квадрат, твердые согласные — синий квадрат, мягкие согласные - зеленый квадрат (моделирование).
- Учить обозначать на схеме место звука в слове, используя графические изображения звуков.
- Учить писать слова с помощью графических изображений.
- Учить писать печатные буквы в клетке, используя образец.
- Учить соотносить звук и букву.
- Учить писать слова, предложения печатными буквами.
- Учить проводить звуковой (фонетический) анализ слова.
- Способствовать развитию фонематического восприятия.
- Учить читать слова, предложения, небольшие стихотворные тексты.
- Познакомить с ударением, ударным слогом, ударными гласными.
- Познакомить с термином «предложение».
- Учить правильно пользоваться терминами «звук», «слог», «буква», «слово», «предложение».
- Учить составлять предложение из двух, трех, четырех слов.
- Учить записывать предложение условными обозначениями.
- Способствовать развитию графических навыков.
- Формировать умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно.
- Формировать навыки самоконтроля и самооценки.
Формы и режим занятий
Занятия проводятся во второй половине дня, два раза в неделю. В середине занятия проходит физминутка. Распределение программного материала соответствует возрастным особенностям детей и реальным требованиям, предъявляемым к современному обучению. Количество занятий соответствует количеству, предусмотренному любой вариативной программой.
Приоритетной формой организации детей на занятиях является объединение их в малые группы 6-8 детей или индивидуальные занятия. Это позволяет удовлетворить стремление детей к общению, совместным действиям и эмоциональным переживаниям.
Отдельные задания, представленные в рабочих тетрадях для детей, могут быть использованы как часть занятия (5-6 минут).
При организации занятий широко используются такие средства, как игровые упражнения, художественные произведения, дидактические игры, стихи, рисунки, задания практического характера, а также наглядный материал в виде плакатов.
Ожидаемые результаты и способы определения их результативности
По обучению грамоте ребенок к концу года должен:
- знать буквы русского алфавита;
- писать буквы русского алфавита в клетке;
- понимать и использовать в речи термины «звук» и «буква»;
- определять место звука в слове: в начале, в середине и в конце;
- различать гласные, согласные, твердые и мягкие согласные, звонкие и глухие согласные звуки;
- пользоваться графическим обозначением звуков (гласные - красный квадрат, твердые согласные - синий квадрат, мягкие согласные — зеленый квадрат);
- уметь записывать слово условными обозначениями, буквами;
- соотносить звук и букву;
- писать слова, предложения условными обозначениями, буквами.
- определять ударный слог, ударную гласную и обозначать соответствующим значком;
- проводить звуковой анализ слов;
- читать слова, слоги, предложения, небольшие стихотворные тексты;
-правильно пользоваться терминами «звук», «слог», «слово»,
«предложение»;
- составлять предложение из двух, трех, четырех слов, анализировать его.
Учебно – тематическое планирование программы «Буквоешка»
№ раздела | № темы | Общий объём программы (час., мин.) | Теоретичес- кая часть | Практическая часть |
Обучение грамоте | 1 тема | 25 мин. | 10 мин. | 15 мин. |
2 тема | 25 мин. | 10 мин. | 15 мин. | |
3 тема | 25 мин. | 10 мин. | 15 мин. | |
4 тема | 25 мин. | 10 мин. | 15 мин. | |
5 тема | 25 мин. | 10 мин. | 15 мин. | |
6 тема | 25 мин. | 10 мин. | 15 мин. | |
7 тема | 25 мин. | 10 мин. | 15 мин. | |
8 тема | 25 мин. | 10 мин. | 15 мин. | |
9 тема | 25 мин. | 10 мин. | 15 мин. | |
10 тема | 25 мин. | 10 мин. | 15 мин. | |
11 тема | 25 мин. | 10 мин. | 15 мин. | |
12 тема | 25 мин. | 10 мин. | 15 мин. | |
13 тема | 25 мин. | 10 мин. | 15 мин. | |
14 тема | 25 мин. | 10 мин. | 15 мин. | |
15 тема | 25 мин. | 10 мин. | 15 мин. | |
16 тема | 25 мин. | 10 мин. | 15 мин. | |
17 тема | 25 мин. | 10 мин. | 15 мин. | |
18 тема | 25 мин. | 10 мин. | 15 мин. | |
19 тема | 25 мин. | 10 мин. | 15 мин. | |
20 тема | 25 мин. | 10 мин. | 15 мин. | |
21 тема | 25 мин. | 10 мин. | 15 мин. | |
22 тема | 25 мин. | 10 мин. | 15 мин. | |
23 тема | 25 мин. | 10 мин. | 15 мин. | |
24 тема | 25 мин. | 10 мин. | 15 мин. | |
25 тема | 25 мин. | 10 мин. | 15 мин. | |
26 тема | 25 мин. | 10 мин. | 15 мин. | |
27 тема | 25 мин. | 10 мин. | 15 мин. | |
28 тема | 25 мин. | 10 мин. | 15 мин. | |
29 тема | 25 мин. | 10 мин. | 15 мин. | |
30 тема | 25 мин. | 10 мин. | 15 мин. | |
31 тема | 25 мин. | 10 мин. | 15 мин. | |
32 тема | 25 мин. | 10 мин. | 15 мин. | |
33 тема | 25 мин. | 10 мин. | 15 мин. | |
34 тема | 25 мин. | 10 мин. | 15 мин. | |
35 тема | 25 мин. | 10 мин. | 15 мин. | |
36 тема | 25 мин. | 10 мин. | 15 мин. | |
37 тема | 25 мин. | 10 мин. | 15 мин. | |
38 тема | 25 мин. | 10 мин. | 15 мин. | |
39 тема | 25 мин. | 10 мин. | 15 мин. | |
40 тема | 25 мин. | 10 мин. | 15 мин. | |
41тема | 25 мин. | 10 мин. | 15 мин. | |
42 тема | 25 мин. | 10 мин. | 15 мин. | |
43 тема | 25 мин. | 10 мин. | 15 мин. | |
44 тема | 25 мин. | 10 мин. | 15 мин. | |
45 тема | 25 мин. | 10 мин. | 15 мин. | |
46 тема | 25 мин. | 10 мин. | 15 мин. | |
47 тема | 25 мин. | 10 мин. | 15 мин. | |
48 тема | 25 мин. | 10 мин. | 15 мин. | |
49 тема | 25 мин. | 10 мин. | 15 мин. | |
50 тема | 25 мин. | 10 мин. | 15 мин. | |
51 тема | 25 мин. | 10 мин. | 15 мин. | |
52 тема | 25 мин. | 10 мин. | 15 мин. | |
53 тема | 25 мин. | 10 мин. | 15 мин. | |
54 тема | 25 мин. | 10 мин. | 15 мин. | |
55 тема | 25 мин. | 10 мин. | 15 мин. | |
56 тема | 25 мин. | 10 мин. | 15 мин. | |
57 тема | 25 мин. | 10 мин. | 15 мин. | |
58 тема | 25 мин. | 10 мин. | 15 мин. | |
59 тема | 25 мин. | 10 мин. | 15 мин. | |
60 тема | 25 мин. | 10 мин. | 15 мин. | |
61 тема | 25 мин. | 10 мин. | 15 мин. | |
62 тема | 25 мин. | 10 мин. | 15 мин. | |
63 тема | 25 мин. | 10 мин. | 15 мин. | |
64 тема | 25 мин. | 10 мин. | 15 мин. | |
65 тема | 25 мин. | 10 мин. | 15 мин. | |
66 тема | 25 мин. | 10 мин. | 15 мин. | |
67тема | 25 мин. | 10 мин. | 15 мин. | |
68 тема | 25 мин. | 10 мин. | 15 мин. | |
69 тема | 25 мин. | 10 мин. | 15 мин. | |
70 тема | 25 мин. | 10 мин. | 15 мин. | |
71 тема | 25 мин. | 10 мин. | 15 мин. | |
72 тема | 25 мин. | 10 мин. | 15 мин. | |
73 тема | 25 мин. | 10 мин. | 15 мин. | |
74 тема | 25 мин. | 10 мин. | 15 мин. | |
75 тема | 25 мин. | 10 мин. | 15 мин. | |
76 тема | 25 мин. | 10 мин. | 15 мин. | |
77 тема | 25 мин. | 10 мин. | 15 мин. | |
78 тема | 25 мин. | 10 мин. | 15 мин. | |
79 тема | 25 мин. | 10 мин. | 15 мин. | |
80 тема | 25 мин. | 10 мин. | 15 мин. | |
Итого: | 2000 мин./ 33 ч.20 мин. | 800 мин/ 13 ч. 20 мин. | 1200 мин/ 20 ч. |
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
5-6 лет
№ занятия | Тема | Месяц | Кол-во часов |
1 | Знакомство с многообразием слов. | Сентябрь | 1 |
2 | Знакомство с многообразием слов, моделированием, нахождение различий в двух похожих рисунках. | 1 | |
3 | Сравнение слов по звучанию, знакомство с протяженностью слов. | 1 | |
4 | Знакомство с многообразием слов, звучанием их звонко. | 1 | |
5 | Знакомство с многообразием слов, деление слов на слоги. | 1 | |
6 | Знакомство с многообразием слов, деление слов на слоги. | 1 | |
7 | Знакомство с многообразием слов. | 1 | |
8 | Знакомство с многообразием слов, деление слов на слоги. | 1 | |
Всего: | 8 | ||
1 | Звуки «С-СЬ» (песенки большого и маленького насоса), знакомство с твердыми и мягкими согласными. | Октябрь | 1 |
2 | Звуки «З-ЗЬ» (песенки большого и маленького комара), знакомство с твердыми и мягкими согласными. | 1 | |
3 | Звуки «С-СЬ», «З-ЗЬ», твердые и мягкие согласные. | 1 | |
4 | Звук «Ц». | 1 | |
5 | Звук «Ш» («песенка ветра»). | 1 | |
6 | Звук «Ж» («песенка жука»). | 1 | |
7 | Звуки «Ш-Ж». | 1 | |
8 | Чтение русской народной сказки «Сивка-бурка». | 1 | |
Всего: | 8 | ||
1 | Звук «Щ». |
Ноябрь | 1 |
2 | Звук «Ч». | 1 | |
3 | Звуки «Ч-Щ». | 1 | |
4 | Звуки «Р-РЬ». | 1 | |
5 | Звуки «Л-ЛЬ». | 1 | |
6 | Звуки «М-МЬ». | 1 | |
7 | Звуки «Б-БЬ». | 1 | |
8 | Звуки «К-КЬ». | 1 | |
Всего: | 8 | ||
1 | Звук «Г». | Декабрь | 1 |
2 | Звуки «Г-К». | 1 | |
3 | Звуки «Д-ДЬ». | 1 | |
4 | Звуки «Т-ТЬ». | 1 | |
5 | Звуки «Д-ДЬ», «Т-ТЬ» | 1 | |
6 | Закрепление пройденного материала. Звуки «З-ЗЬ», «Ж», «С-СЬ» | 1 | |
7 | Закрепление пройденного материала. Звуки «Р-РЬ», «Ш». | 1 | |
8 | Закрепление пройденного материала. Звуки «Л-ЛЬ», «Б-БЬ» | 1 | |
9 | Закрепление пройденного материала. | 1 | |
Всего: | 9 | ||
1 | Чтение русской народной сказки «Царевна-лягушка». | Январь | 1 |
2 | В гостях у братцев гласных. | 1 | |
3 | Звук и буква «А». | 1 | |
4 | Звук и буква «О». | 1 | |
5 | Звук и буква «У». | 1 | |
6 | Звук и буква «Ы». | 1 | |
Всего: | 6 | ||
1 | Звук и буква «Э». | Февраль | 1 |
2 | Чтение слов из пройденных букв «АУ», «УА». | 1 | |
3 | Звук и буква «Л», чтение слогов «ЛА», «ЛО», «ЛУ», «ЛЫ», «ЛЭ». | 1 | |
4 | Звук и буква «М». Чтение слогов. | 1 | |
5 | Звук и бкува «Н». Чтение слогов. | 1 | |
6 | Звук и буква «Р». Чтение слогов. Знакомство с предложениями. | 1 | |
7 | Чтение туркменской народной сказки «Падчерица». Сопоставление с русской народной сказкой «Хаврошечка» | 1 | |
8 | Звукобуквенный анализ слов. | 1 | |
Всего: | 8 | ||
1 | Закрепление пройденного материала Гласные и согласные звуки. | Март | 1 |
2 | Чтение украинской народной сказки «Хроменькая уточка». | 1 | |
3 | Буква «Я». Чтение слогов, слов, предложений. | 1 | |
4 | Буква «Ю».Чтение слогов, слов. | 1 | |
5 | Чтение сказки В. Бианки «Сова». | 1 | |
6 | Буква «Е». Чтение слогов, слов. | 1 | |
7 | Буква «Ё». Чтение слогов, слов. | 1 | |
8 | Звук и буква «И». Чтение слогов, слов. | 1 | |
9 | Закрепление пройденного материала. | 1 | |
Всего: | 9 | ||
1 | Чтение сказки Х.К. Андерсена «Гадкий утенок». | Апрель | 1 |
2 | Звуки «Г-К», «ГЬ-КЬ», буквы «Г-К». | 1 | |
3 | Звуки «Д-ДЬ», «Т-ТЬ». Чтение слогов. | 1 | |
4 | Буквы «В-Ф». Звуки «В-ВЬ», «Ф-ФЬ». | 1 | |
5 | Чтение сказки М. Михайлова «Лесные хоромы». Сопоставление с русской народной сказкой «Теремок». | 1 | |
6 | Буквы «З-С». Звуки «З-ЗЬ», «С-СЬ». | 1 | |
7 | Буквы «Б-П». Звуки «Б-БЬ», «П-ПЬ». Чтение слогов. | 1 | |
8 | Буква «Х.» Звуки «Х-ХЬ». Чтение слогов. | 1 | |
Всего: | 8 | ||
1 | Буквы и звуки «Ж-Ш». Чтение слогов, слов. | Май | 1 |
2 | Чтение «Сказки о рыбаке и рыбке». | 1 | |
3 | Буквы и звуки «Ч-Щ». Чтение слогов. | 1 | |
4 | Малые фольклорные формы. | 1 | |
5 | Буква и звук «Ц». Чтение слогов. | 1 | |
6 | Путешествие по «Лабиринтам букв». | 1 | |
7 | Буква и звук «Й». Чтение слов. | 1 | |
8 | Буква «Ь». Чтение слов. | 1 | |
Всего: | 8 | ||
1 | Буква «Ъ». Чтение слов. | Июнь | 1 |
2 | Чтение рассказа В. Драгунского «Тайное становится явным». | 1 | |
3 | Чтение слов, слогов. | 1 | |
4 | Чтение слов, слогов. | 1 | |
5 | Чтение слов, составление предложений по сюжетным картинкам. | 1 | |
6 | Жанровые и языковые особенности потешек, песенок, загадок и пословиц. | 1 | |
7 | Путешествие в сказку. | 1 | |
8 | Алфавит, чтение стихотворения. | 1 | |
Всего: | 8 | ||
ИТОГО: | 80 | ||
Самоподготовка | Июль - август | ||
Дидактические игры. | |||
Словесные игры. | |||
Чтение сказок. | |||
Закрепление пройденного материала. | |||
Работа с семьями воспитанников. |
Календарный учебный график
реализации дополнительной общеразвивающей программы
социально-педагогической направленности «Буквоешка»
на 2015 – 2016 учебный год
Содержание | Возраст 5-6 лет |
Количество групп | 1 |
Начало учебного года | 1 сентября 2015г |
Окончание учебного года | 31 августа 2016г |
Сроки проведения родительских организационных и тематических собраний | сентябрь, май |
Продолжительность учебного года
Всего недель | 40 |
1-е полугодие | 16 |
2-е полугодие | 24 |
Продолжительность рабочей недели | 5 дней |
Дни занятий | понедельник, среда |
Время занятий | 15.30-15.55 |
Недельная образовательная нагрузка занятий | 2 |
Объём недельной образовательной нагрузки (минут) | 50 |
Сроки проведения мониторинга | сентябрь, май |
Периодичность показа деятельности | январь, июнь |
Темы итогового занятия | - «В гостях у братцев гласных» - «Путешествие в сказку» |
Содержание программы «Буквоешка»
№ п/п | Тема | Цели и задачи | Методические приёмы | Обеспечение |
1. | Знакомство с многообразием слов. | 1.Познакомить с многообразием слов. 2.Формировать интерес к речевой деятельности. 3.Учить рисовать короткие, отрывистые линии. | 1.Игровое упражнение «Обведи правильно». 2. Игра «Назови скорее». 3.Рисование коротких, отрывистых линий. 4.Физкультминутка. | Тетрадь, цветные карандаши. |
2. | Знакомство с многообразием слов, моделированием, нахождение различий в двух похожих рисунках. | 1.Учить моделировать слово в виде прямоугольника. 2.Познакомить с многообразием слов. 3.Формировать интерес к речевой деятельности. | 1.Игровое упражнение «Кто внимательный?». 2.Игра «Встреча друзей». 3.Игра «Загадки-обманки». 4.Игра «Назови правильно». 5.Физкультминутка. | Тетрадь, цветные карандаши. |
3. | Сравнение слов по звучанию, знакомство с протяженностью слов. | 1.Учить детей делить слова на слоги. 2.Познакомить с тем, что слова могут звучать похоже. 3.Формировать интерес к речевой деятельности. | 1.Игровое упражнение «Соедини правильно». 2.Игра «Загадки и отгадки». 3.Рисование коротких линий. 4.Игра «Какие бывают слова?». 5.Физкультминутка | Тетрадь, цветные карандаши. |
4. | Знакомство с многообразием слов, звучанием их звонко. | 1.Учить сравнивать слова по звучанию. 2.Продолжать знакомить со звучащим словом. 3.Формировать интерес к речевой деятельности. | 1.Игровое упражнение «Кто в домике живет?». 2.Игровое упражнение «Соедини правильно». 3.Игра «Подскажи словечко». 4.Игра «Зарядка». 5.Рисование округлых и прямых линий. | Тетрадь, цветные карандаши. |
5. | Знакомство с многообразием слов, деление слов на слоги. | 1.Учить делить на слоги слова. 2.Закреплять умение сравнивать слова по звучанию. 3.Формировать интерес к речевой деятельности. | 1.Игровое упражнение «Загадки и отгадки», загадки. 2.Игровое упражнение «Соедини правильно». 3.Раскрашивание картинок-отгадок, деление слогов на слоги, рисование коротких отрывистых линий. | Тетрадь, цветные карандаши. |
6. | Знакомство с многообразием слов, деление слов на слоги. | 1.Учить подбирать слово к схеме. 2.Продолжать знакомить детей делить слова на слоги, используя схему слова. 3.Формировать интерес к речевой деятельности. | 1.Игровое упражнение «Раздели правильно». 2.Игровое упражнение «Загадки и отгадки». 3.«Игра с пальчиками». 4.Физкультминутка. 5.Игровое упражнение «Кто у кого?», деление слогов на слоги, отгадывание загадок. 6. Игра «кто внимательный?». | Тетрадь, цветные карандаши. |
7. | Знакомство с многообразием слов. | 1.Учить находить несоответствие в рисунке. 2.Формировать интерес к речевой деятельности. 3.Продолжать знакомить с многообразием слов. | 1.Игровое упражнение «Раздели правильно». 2.Игровое упражнение «Загадки и отгадки». 3.«Игра с пальчиками». 4. Физкультминутка. 5. Игровое упражнение «Кто у кого?», деление слогов на слоги, отгадывание загадок. 6.Игра «Кто внимательный?». | Тетрадь, цветные карандаши. |
8. | Знакомство с многообразием слов, деление слов на слоги. | 1.Учить воспринимать стихотворение. 2.Развивать поэтический слух. 3.Продолжать учить делить на слоги. 4.Формировать интерес к речевой деятельности. | 1.Игровое упражнение «Соедини правильно». 2.Игра «Встреча друзей». 3.Игра «Подскажи словечко». 4.Игра «Встреча друзей». 5. Физкультминутка. 6.Игровое упражнение «Найди ошибки художника». | Тетрадь, цветные карандаши. |
9. | Звуки «С-СЬ» (песенки большого и маленького насоса), знакомство с твердыми и мягкими согласными. | 1.Учить интонационно выделять звуки «С-СЬ». 2.Познакомить детей с твердыми и мягкими согласными. 3.Формировать интерес к речевой деятельности. | 1.Игровое упражнение «Песенка насоса». 2.Игра «Подскажи словечко». 3.Игра «Пальчики», раскрашивание листиков на березе, заучивание стихотворения Г. Сапгира. 4. Физкультминутка. | Тетрадь, цветные карандаши. |
10. | Звуки «З-ЗЬ» (песенки большого и маленького комара), знакомство с твердыми и мягкими согласными. | 1.Учить интонационному выделению звуков «З-ЗЬ» в словах. 2.Познакомить с твердыми и мягкими согласными звуками «З-ЗЬ». 3.Формировать интерес к речевой деятельности. | 1.Игра «Зайке холодно сидеть». 2.Игровое упражнение «Что забыл нарисовать художник?». 3.Заучивание стихотворения Б. Заходера, рисование ушей зайчикам. 4. Физкультминутка. 5.Игровое упражнение «Как поют комары?». 6.Игра «Загадки и отгадки». | Тетрадь, цветные карандаши. |
11. | Звуки «С-СЬ», «З-ЗЬ», твердые и мягкие согласные. | 1.Учить называть первый звук в словах. 2.Продолжать учить различать твердые и мягкие согласные звуки «С-СЬ», «З-ЗЬ». 3.Формировать интерес к речевой деятельности. | 1.Игровое упражнение «Помоги животным найти домик», работа с картинками. 2.Игровое упражнение «Раздели правильно». 3.Игра «Подскажи словечко». 4.Игра «Зайке холодно сидеть». 5.Физкультминутка. 6.Игра «Кто внимательный?», деление слов на слоги. | Тетрадь, цветные карандаши. |
12. | Звук «Ц». | 1.Учить различать и произносить твердый согласный звук «Ц» в словах. 2.Развивать связную речь, ее выразительность. 3.Формировать интерес к речевой деятельности. | 1.Игра «Закончи предложение». 2.Игровое упражнение «Цапля», рисование огурцов. 3.Заучивание стихотворения Г. Сапгира. 4.Физкультминутка. | Тетрадь, цветные карандаши. |
13. | Звук «Ш». | 1.Учить различать и произносить твердый согласный звук «Ш» в словах. 2.Развивать связную речь, ее выразительность. 3.Формировать интерес к речевой деятельности. | 1.Игровое упражнение «Будь внимательным». 2.Игра «Подскажи словечко». 3.Игра «Шарик», рисование шариков. 3.Заучивание потешки. 4.Физкультминутка. | Тетрадь, цветные карандаши. |
14. | Звук «Ж» («песенка жука»). | 1.Учить различать и произносить твердый согласный звук «Ж» в словах. 2.Развивать связную речь, ее выразительность. 3.Формировать интерес к речевой деятельности. | 1.Работа с картинками. 2. Игра «Загадки и отгадки». 3.Игровое упражнение «Раздели правильно», «Будь внимательным». 4.Игра «Жуки», рисование желудей. 5.Заучивание стихотворения И. Солдатенко. 6.Физкультминутка. | Тетрадь, цветные карандаши. |
15. | Звуки «Ш-Ж». | 1.Способствовать развитию фонематического слуха. 2.Развивать связную речь, ее выразительность. 3.Формировать интерес к речевой деятельности. | 1.Игровое упражнение «Помоги животным найти свой вагон». 2. Игра «Подскажи словечко», «Соедини правильно», рисование дорожек. 3. Физкультминутка. | Тетрадь, цветные карандаши. |
16. | Чтение русской народной сказки «Сивка-бурка». | 1.Учить детей понимать смысл сказки, заключенную в ней мораль. 2.Закрепить знания о жанровых особенностях сказки. 3.Развивать чуткость к образному строю языка сказки, умение воспроизводить и осознавать образные выражения. 4.Воспитывать у детей эмоциональную восприимчивость к образному содержанию сказки. | 1.Беседа по содержанию сказки. 2.Рассматривание выставки книг-сказок. 3.Работа с иллюстрациями. 4.Физкультминутка. | Книжки-сказки «По щучьему велению», «Иван-царевич и серый волк», «Сивка-бурка», «Конек-горбунок» П. Ершова, иллюстрации к сказкам. |
17. | Звук «Щ». | 1.Учить различать и произносить твердый согласный звук «Щ» в словах. 2.Развивать связную речь, ее выразительность. 3.Формировать интерес к речевой деятельности. | 1.Игровое упражнение «Соедини правильно». 2.Игра с мячом «Назови скорее», 3.Игра «Подскажи словечко», рисование щеток . 4.Разучивание стихотворение С. Михалкова. 5. Физкультминутка. | Тетрадь, цветные карандаши. |
18. | Звук «Ч». | 1.Учить различать и произносить твердый согласный звук «Ч» в словах. 2.Развивать связную речь, ее выразительность. 3.Формировать интерес к речевой деятельности. | 1.Игровое упражнение «Будь внимательным». 2.Игра «Часы». 3.Игра «Загадки и отгадки». 4.Физкультминутка. | Тетрадь, цветные карандаши. |
19. | Звуки «Ч-Щ». | 1.Способствовать развитию фонематического слуха, различать согласные звуки «Ч-Щ». 2.Развивать связную речь, ее выразительность. 3.Формировать интерес к речевой деятельности. | 1.Игровое упражнение «Раздели правильно». 2. Игра «Черепахи», «Кто внимательный?». 3.Физкультминутка. | Тетрадь, цветные ка-рандаши, картинки с изображением овощей. |
20. | Звуки «Р-РЬ». | 1.Учить различать и произносить твердый согласный звук «Р-РЬ» в словах. 2.Развивать связную речь, ее выразительность. 3.Формировать интерес к речевой деятельности. | 1.Игра «Загадки и отгадки». 2.Игра «Зарядка», «Кто внимательный?», закрашивание предметов, заучивание стихотворения О. Выготской. 3.Физкультминутка. | Тетрадь, цветные карандаши, разрезная азбука. |
21. | Звуки «Л-ЛЬ». | 1.Учить различать и произносить твердый согласный звук «Л-ЛЬ» в словах. 2.Развивать связную речь, ее выразительность. 3.Формировать интерес к речевой деятельности. | 1.Игра «Подскажи словечко». 2.Игровое упражнение «Раздели правильно», рисование неваляшки, заучивание стихотворения Е. Александровой. 3.Физкультминутка. | Тетрадь, цветные карандаши, предметные картинки. |
22. | Звуки «М-МЬ». | 1.Учить различать и произносить твердый согласный звук «М-МЬ» в словах. 2.Развивать связную речь, ее выразительность. 3.Формировать интерес к речевой деятельности. | 1.Игра «Загадки и отгадки». 2.Игровое упражнение «Раскрась правильно», рисование мишки, заучивание стихотворения Т. Шоригиной. 3.Физкультминутка. | Тетрадь, цветные карандаши. |
23. | Звуки «Б-БЬ». | 1.Учить различать и произносить твердый согласный звук «Б-БЬ» в словах. 2.Развивать связную речь, ее выразительность. 3.Формировать интерес к речевой деятельности. | 1.Игровое упражнение «Подскажи словечко». 2.Игра «Раздели правильно», деление слов на слоги, игра «Буратино», заучивание стихотворения Г. Сапгира, рисование бус. 3.Физкультминутка. | Тетрадь, цветные карандаши, картинки-дублеры. |
24. | Звуки «К-КЬ». | 1.Учить различать и произносить твердый согласный звук «К-КЬ» в словах. 2.Развивать связную речь, ее выразительность. 3.Формировать интерес к речевой деятельности. | 1.Игровое упражнение «Назови первый звук» 2.Игра «Подскажи словечко», 3.Игра «Найди и раскрась», «Пальчики», закрашивание овощей, заучивание стихотворения Д. Хармса. 4.Физкультминутка. | Тетрадь, цветные карандаши |
25. | Звук «Г». | 1.Учить различать и произносить твердый согласный звук «Г» в словах. 2.Развивать связную речь, ее выразительность. 3.Формировать интерес к речевой деятельности. | 1.Игра «Подскажи словечко». 2.Упражнение «Раздели правильно». 3.Игра «Загадки и отгадки», «Кто внимательный?», заучивание стихотворения Г. Сапгира. 4.Физкультминутка. | Тетрадь, цветные карандаши. |
26. | Звуки «Г-К». | 1.Способствовать развитию фонематического слуха, различать согласные звуки «Г-К». 2.Развивать связную речь, ее выразительность. 3.Формировать интерес к речевой деятельности. | 1.Игровое упражнение «Раскрась и обведи правильно», «Соедини правильно». 2.Игра «Скворечник», закрашивание предметов, нахождение различий в двух похожих рисунках Т. Шорыгиной. 3.Физкультминутка. | Тетрадь, цветные карандаши. |
27. | Звуки «Д-ДЬ». | 1.Учить различать и произносить твердый согласный звук «Д-ДЬ» в словах. 2.Развивать связную речь, ее выразительность. 3.Формировать интерес к речевой деятельности. | 1.Игра «Загадки и отгадки», «Кто внимательный?», «Птичка». 2.Игровое упражнение «Раскрась правильно », штриховка и рисование кругов. 3.Заучивание стихотворения М. Дружининой. 4.Физкультминутка. | Тетрадь, цветные карандаши, картинки, игрушки. |
28. | Звуки «Т-ТЬ». | 1.Учить различать и произносить твердый согласный звук «Т-ТЬ» в словах. 2.Развивать связную речь, ее выразительность. 3.Формировать интерес к речевой деятельности. | 1.Игровое упражнение «Назови первый звук». 2.Игровое упражнение «Раздели правильно». 3.Игра «Часы», рисование тучи и зонтика. 4.Заучивание стихотворения В. Берестова. 5.Физкультминутка. | Тетрадь, цветные карандаши. |
29. | Звуки «Д-ДЬ», «Т-ТЬ». | 1.Способствовать развитию фонематического слуха, различать согласные звуки «Д-ДЬ», «Т-ТЬ». 2.Развивать связную речь, ее выразительность. 3.Формировать интерес к речевой деятельности. | 1.Игровое упражнение «Обведи правильно», «Раздели правильно», «Нарисуй домик», рисование домика, повторение стихотворений. 2.Физкультминутка. | Тетрадь, цветные карандаши, набор геометрических фигур. |
30. | Закрепление пройденного материала. Звуки «З-ЗЬ», «Ж», «С-СЬ». | 1.Способствовать развитию слухового внимания. 2.Развивать связную речь, ее выразительность. 3. . Формировать интерес к речевой деятельности. | 1.Игра «Загадки-обманки, «Кто катается на карусели?». 2. Игровое упражнение «Соедини правильно». 3. «Игра с пальчиками», «Кто в домике живет?», штриховка. 4.Физкультминутка. | Тетрадь, цветные карандаши. |
31. | Закрепление пройденного материала. Звуки «Р-РЬ», «Ш». | 1.Способствовать развитию слухового внимания. 2.Закрепить умение называть заданный звук четче, чем другие. 3.Продолжать учить детей делить слова на слоги, используя модель слова. 4.Способствовать развитию слухового внимания. | 1.Игра «Звуки поменялись местами», «Загадки и отгадки», 2.Игровые упражнения «Соедини правильно», «Раскрась правильно». 3.Физкультминутка. | Тетрадь, цветные карандаши, картинки с изображением единичных предметов. |
32. | Закрепление пройденного материала. Звуки «Л-ЛЬ», «Б-БЬ». | 1.Закрепить внимание различать и правильно произносить твердые и мягкие согласные звуки «Л-ЛЬ», «Б-БЬ». 2.Продолжать учить называть первый звук в слове. 3.Продолжать учить детей делить слова на слоги, используя модель слова. 4.Способствовать развитию слухового внимания. | 1.Деление слов на слоги. 2.Игра «Необычный цветок», «Раскрась и обведи правильно», 3.Игровое упражнение «Соедини правильно», рисование березки. 4.Физкультминутка. | Тетрадь, цветные карандаши. |
33. | Закрепление пройденного материала. | 1.Способствовать развитию слухового внимания. 2.Продолжать учить делить на слоги слова, используя схему слова. 3.Развивать активную речь. | 1.Деление слов на слоги. 2.Игра «Звуки поменялись местами», «Отгадай загадки», 3.Игровое упражнение «Необычный цветок», «Раздели правильно». 4.Физкультминутка. | Тетрадь, цветные карандаши, обручи, набор кубиков. |
34.
| Чтение русской народной сказки «Царевна-лягушка». | 1.Формировать интерес и потребность в чтении книг (сказки). 2.Формировать у детей понятие о жанре «сказка». 3.Закреплять умение использовать в речи предложения разных типов. 4.Воспитывать познавательный интерес, развивать речь, внимание, память. | 1.Беседа по содержанию сказки. 2.Работа с иллюстрациями. 3.Рисование иллюстраций к сказке в тетради. 4.Физкультминутка. | Тетрадь, цветные карандаши, иллюстрации к сказке. |
35. | В гостях у братцев гласных | 1.Повторить знакомые буквы, закрепить понятие о гласных и согласных звуках, о твердых и мягких. 2.Продолжать развивать речевые и слуховые навыки у детей, тренировать память и внимание | 1.Игра «Динамические картинки». 2.Физкультминутка «Лиса». 3.Загадки. | Тетрадь, цветные карандаши, картинки на фланелографе. |
36. | Звук и буква «А». | 1.Уметь определять место звука «А» в словах. 2.Учит писать печатную букву «А». 3.Способствовать развитию звуко – буквенного анализа. 4.Познакомить с гласным звуком «А» и его условным обозначениям – красный квадрат. | 1.Заучивание стихотворения «Аист». 2.Игра «Определи место звука в слове». 3.Рисуем матрёшек. Пишем букву «А». 4.Физкультминутка. 5.Игра «Определи место буквы в слове». | Тетрадь, цветные карандаши. |
37. | Звук и буква «О». | 1.Познакомить с гласным звуком «О». 2.Учить писать печатную букву «О». 3.Учить определять место звуков в словах. | 1.Игра « Найди, обведи». 2.Рисуем мешки, пишем букву «О». 3.Игра «Определи место звука в слове». 4.Игра «Кто внимательный» | Тетрадь, карандаши, игрушечный меч, картинки с изображением волка, кошки, слона. |
38. | Звук и буква «У». | 1.Учить слушать текст стихотворения и называть слова со звуком «У». 2.Познакомить с буквой «У». 3.Учить писать печатную букву «У». | 1.Игра «Загадки и отгадки». 2 Игра «Слово». 3.Рисуем крючки, пишем букву «У». 4.Разучивание стихотворения Т. Виеру «Утка». | Тетрадь, цветные карандаши, игрушки: петух, утка. |
39. | Звук и буква «Ы». | 1.Познакомить с буквой «Ы», сначала по точкам, потом самостоятельно. 2.Учить делить слова на слоги. 3.Учить писать букву «Ы». | 1.Игра «Подскажи словечко». 2.Игра «Ну-ка буква отзовись». 3.Отгадывание загадок. 4.Физкультминутка «Мы бегаем кругом». | Тетрадь, цветные карандаши. |
40. | Звук и буква «Э». | 1.Познакомить с буквой «Э». 2.Учить писать печатную букву «Э». 3.Познакомить с гласным звуком «Э» и его условным обозначением – красный квадрат. | 1.Игра «Закончи предложение». 2.Пишем букву «Э». 3.Игра «Напиши правильно». 4.Игра «Кто больше?». 5.Физкультминутка. | Тетрадь, цветные карандаши. |
41. | Чтение слов из пройденных букв «АУ», «УА». | 1.Закреплять знания о гласных буквах и звуках «А», «О», «У», «Ы», «Э». 2. Закреплять умения писать печатные гласные буквы. | 1.Игровое упражнение «Напиши и прочитай». 2.Игра «Кто больше?». 3.Игровое упражнение «Кто в домик живёт?». 4.Игра «Закрась правильно». 5.Физкультминутка. | Тетрадь, цветные карандаши. |
42. | Звук и буква «Л», чтение слогов «ЛА», «ЛО», «ЛУ», «ЛЫ», «ЛЭ». | 1.Познакомить со звуком «Л», как согласный звук, и его обозначения – синий квадрат. 2.Познакомить с печатным написанием. 3.Учить читать слоги «ЛА», «ЛО», «ЛУ», «ЛЫ», «ЛЭ». 4. Учить писать слоги. | 1.Игра «Назови первый звук». 2.Игра «Предмет, схема». 3.Пишем букву «Л». 4.«Раздели правильно». 5.Физкультминутка «Влево- вправо». | Тетрадь, цветные карандаши, разрезная азбука, слоги. |
43. | Звук и буква «М». Чтение слогов. | 1.Способствовать развитию звуко-буквенного анализа. 2.Познакомить со звуком «М». 3.Познакомить с печатной буквой «М». 4.Учить читать слоги «МА», «МО», «МЫ», «МЭ». | 1.Игра «Загадки и отгадки». 2.Игра «Определи место звука в слове». 3.Игра «Слоговые домики». 4.Физкультминутка. | Тетрадь, цветные карандаши. |
44. | Звук и бкува «Н». Чтение слогов. | 1.Познакомить со звуком «Н» как согласным звуком. 2.Познакомить с печатным написанием буквы «Н». 3.Учить писать букву «Н». 4.Учить писать слоги «НА», «НО», «НУ», «НЭ», «НЫ». | 1. Игра «Подскажи словечко». 2. Игра «Определи место звука в слове». 3. Игра «Соедини правильно». 4. Игра «Кто больше». 5. Физкультминутка. | Тетрадь, цветные карандаши, разрезная азбука и слоговая. |
45. | Звук и буква «Р». Чтение слогов. Знакомство с предложениями. | 1.Познакомить с согласным звуком и его условным обозначением – синий квадрат. 2.Учить писать печатную букву «Р». 3.Учить читать слога «РА», «РО», «РУ», «РЫ», «РЕ». | 1.Игра «Подскажи словечко». 2.Определять место звука и обозначать на схеме. 3.Игра «Закрась правильно». 4.Игра «Слова и слоги». 5. Физкультминутка. | Тетрадь, цветные карандаши, разрезная азбука. |
46. | Чтение туркменской народной сказки «Падчерица». Сопоставление с русской народной сказкой «Хаврошечка». | 1.Расширять знания детей о русских народных сказках. 2.Закреплять умение отличать сказку от других литературных произведений. 3.Учить детей анализировать сказку. 4.Учить понимать эмоционально-образное содержание произведения. 5.Развивать мышление, воображение, зрительную память, наблюдательность. 6.Развивать познавательную и речевую активность детей, расширять словарный запас. | 1.Беседа по содержанию сказки. 2.Работа с иллюстрациями. 3.Сравнительный анализ сказок. 4.Рисование иллюстраций в тетради к каждой части сказки «Падчерица». 5.Физкультминутка. | Тетрадь, цветные карандаши, иллюстрации к сказке. |
47. | Звукобуквенный анализ слов. | 1.Различать звуки по их качественным характеристикам: гласный, твердый (мягкий) согласный. 2.Учить детей определять позицию звука в слове. 3.Научить детей определять порядок звуков в слове и отдельные звуки. 4.Учить правильно, соотносить звуки и буквы. | 1.Игра «Узнай звук и напиши букву в окошко». 2.Игра «Найди домик буквам». 3.Игровое упражнение «Какой гласный (согласный) звук слышится в слове?», «Где спрятался гласный звук?». 4.Игра «Хлопни столько раз, сколько звуков услышал». 5.Физкультминутка. | Тетрадь, цветные карандаши, разрезная азбука, картинка-схема. |
48. | Закрепление пройденного материала. Гласные и согласные звуки. | 1.Продолжать учить соотносить звуки и букву. 2.Учить читать написанное слово. 3.Закрепить умение различать гласные и согласные. | 1.Игровое упражнение «Как зовут мальчика?». 2.Игра «Звук потерялся». 3.Игровое упражнение «Звук и буква». 4.Игра «Подскажи словечко». 5.Физкультминутка. | Тетрадь, цветные карандаши. |
49. | Чтение украинской народной сказки «Хроменькая уточка». | 1.Познакомить детей с украинской сказкой «Хроменькая уточка». 2.Продолжать формировать умение воспринимать образное содержание сказки. 3.Закреплять знания о жанровых, композиционных, языковых особенностях сказки. 4.Развивать память, воображение и интонацию выразительной речи. 5.Воспитывать интерес и любовь к сказкам. 6.Развивать монологическую речь. | 1.Беседа по содержанию сказки. 2.Рассматривание выставки книг-сказок. 3.Придумывание продолжения сказки. 4.Упражнение с песней уточки. 5.Физкультминутка. | Обложки сказок «Колосок», «Рукавичка», «Пых», мнемотаблица к сказке «Хроменькая уточка», цветные карандаши, листы бумаги, разделённые на три части, аудиозапись «В мире много сказок». |
50. | Буква «Я». Чтение слогов, слов, предложений. | 1.Познакомить с гласной буквой «Я». 2.Учить писать букву «Я». 3.Учить читать слоги «МА-МЯ», «ЛА-ЛЯ», «НА – НЯ», «РА – РЯ». 4. Учить слова читать в предложениях. | 1.Заучивание стихотворения. 2.Игра «Загадки и отгадки». 3.Игровое упражнение «Как зовут девочку?». 4. Физкультминутка. | Тетрадь, цветные карандаши. |
51. | Буква «Ю». Чтение слогов, слов. | 1.Познакомить и учить писать букву «Ю». 2.Учить читать слоги и слова. 3.Продолжать знакомить с согласными «МЬ», «ЛЬ», «НЬ», «РЬ» и их условным обозначением – зелёный квадрат. | 1.Учим стихотворение. 2.Игровое упражнение «Напиши правильно». 3.Игровое упражнение «Читай и записывай знаками». 4. Физкультминутка. | Тетрадь, цветные карандаши. |
52. | Чтение сказки В. Бианки «Сова». | 1.Знакомство с творчеством В. Бианки. 2. 2.Развивать память, воображение и интонацию выразительной речи. | 1.Работа по содержанию сказки. 2.Рисование иллюстраций к сказке. 3.Физкультминутка. | Тетрадь, цветные карандаши. |
53. | Буква «Е». Чтение слогов, слов. | 1.Познакомить с буквой «Е» и её условным обозначением – красный квадрат. 2.Учить писать печатную букву «Е». 3.Учить читать слоги и слова. | 1.Заучивание стихотворения. 2.Игра «Подскажи словечко». 3.Игра «Соедини правильно». 4.Составь и напиши предложение знаками. 5. Физкультминутка. | Тетрадь, цветные карандаши. |
54. | Буква «Ё». Чтение слогов, слов. | 1.Познакомить и учить писать печатную букву «Ё» и её условным обозначением – красный квадрат. 2.Учить читать слоги, слова. | 1.Игра «Слушай, смотри, пиши». 2.Игра «Буквы рассыпались». 3.Игра «Ну-ка буква отзовись». 4.Игра «Подскажи словечко». 5. Физкультминутка. | Тетрадь, цветные карандаши. |
55. | Звук и буква «И». Чтение слогов, слов. | 1.Познакомить с гласным звуком «И». 2.Учить писать печатную букву «И». 3.Продолжать знакомить с согласными «МЬ», «ЛЬ», «НЬ», «РЬ». | 1.Игра «Загадки и отгадки». 2.Игровое упражнение «Определи место звука в слове». 3.Игра «Предмет, схема, слово». 4.Физкультминутка. | Тетрадь, цветные Карандаши |
56. | Закрепление пройденного материала. | 1.Закрепить умение писать гласные «Я,» «Ю», «Е», «И». 2.Учить определять первое, второе, третье слово в предложение. | 1.Игра «Напиши правильно». 2.Игра «Кто больше». 3.Физкультминутка. | Тетрадь, цветные карандаши. |
57. | Чтение сказки Х.К. Андерсена «Гадкий утенок». | 1.Знакомство с творчеством датского сказочника Х.К. Андерсена. 2.Чтение сказки Х.К. Андерсена «Гадкий утенок». | 1.Работа с тематической выставкой книг «Сказки Х.К. Андерсена». 2.Работа по содержанию сказки. 3.Физкультминутка. | Книги Х.К. Андерсена. |
58. | Звуки «Г-К», «ГЬ-КЬ», буквы «Г-К». | 1.Познакомить со звуками «Г-ГЬ», «К-КЬ». 2.Учить писать печатные буквы «К –Г». 3.Познакомить с буквами «Г- К». | 1.Игра «Подскажи словечко». 2.Игра «Слово, схема». 3.Физкультминутка «Кузнечики». 4.Игровое упражнение «Слоговые домики». | Тетрадь, цветные карандаши. |
59. | Звуки «Д-ДЬ», «Т-ТЬ». Чтение слогов. | 1.Познакомить со звуками «Д-ДЬ», «Т-ТЬ». 2.Учить писать печатные буквы «Д – Т». 3.Познакомить с буквами «Д – Т». | 1.Игра «Загадки и отгадки». 2.Игра «Узнай, какой звук». 3.Физкультминутка. 4.Игровое упражнение «Слоговые домики». | Тетрадь, цветные карандаши. |
60. | Буквы «В-Ф». Звуки «В-ВЬ», «Ф-ФЬ». | 1.Познакомить со звуками «В-ВЬ», «Ф-ФЬ». 2.Учить писать печатные буквы «В – Ф». 3.Познакомить с буквами «В –Ф» . | 1.Игра «Подскажи словечко». 2.Игра «Определи место звука в слове». 3.Физкультминутка «Волчок». 4.Игровое упражнение «Слоговые домики». | Тетрадь, цветные карандаши. |
61. | Чтение сказки М. Михайлова «Лесные хоромы». Сопоставление с русской народной сказкой «Теремок». | 1.Формировать умение правильно называть произведение, жанр, тему, соотносить новую тему с прошлым опытом общения с книгой. 2.Развивать речь, пополнять их словарный запас. | 1.Анализ пословиц. 2.Беседа по содержанию сказки. 3.Инсценировка сказки. 4.Упражнение на использование вопросительной интонации. 5.Физкультминутка. | Сказка М. Михайлова «Лесные хоромы», сказка «Теремок». |
62. | Буквы «З-С». Звуки «З-ЗЬ», «С-СЬ». | 1.Познакомить со звуками «З-ЗЬ», «С-СЬ». 2.Учить писать печатные буквы «З-С». 3.Познакомить с буквами «З-С». | 1.Игра «Загадки и отгадки». 2.Игра «Определи место звука в слове». 3.Физкультминутка «Зайка серенький сидит» . 4.Игровое упражнение «Слоговые домики». 5.Игра «Допиши и прочитай». | Тетрадь, цветные карандаши. |
63. | Буквы «Б-П». Звуки «Б-БЬ», «П-ПЬ». Чтение слогов. | 1.Познакомить со звуками «Б-БЬ», «П-ПЬ». 2.Учить писать печатные буквы «Б – П». 3.Познакомить с буквами «Б – П». 4.Учить читать слоги. | 1.Игра «Загадки и отгадки». 2.Игра «Соедини правильно». 3.Физкультминутка «Буратино». 4.Игровое упражнение «Слоговые домики». 5.Игра «Буквы рассыпались». | Тетрадь, цветные карандаши. |
64. | Буква «Х». Звуки «Х-ХЬ». Чтение слогов. | 1.Познакомить со звуками «Х-ХЬ». 2.Учить писать печатную букву «Х». 3.Познакомить с буквой «Х». 4.Учить читать слоги. | 1.Игра «Подскажи словечко». 2.Игра «Закончи предложение». 3.Физкультминутка «Хомяк». 4.Игровое упражнение «Слоговые домики». 5.Чтение рассказа «Утро в деревне». | Тетрадь, цветные карандаши. |
65. | Буквы и звуки «Ж-Ш». Чтение слогов, слов. | 1.Познакомить со звуками «Ж-Ш». 2.Учить писать печатные буквы «Ж-Ш». 3.Учить читать слоги. | 1.Игра «Подскажи словечко». 2.Игра «Предмет, слово, схема». 3.Физкультминутка «Жук». 4.Игровое упражнение «Слоговые домики». | Тетрадь, цветные карандаши. |
66. | Чтение «Сказки о рыбаке и рыбке». | 1.Учить разгадывать загадки. 2.Развивать связную речь. 3.Развивать умение составлять предложения и пословицы из слов. 4.Развивать навыки словообразования и словоизменения. 5.Развивать умение употреблять в речи образные выражения, поговорки. 6.Развивать логическое мышление, творческое воображение, фантазию. 7.Воспитывать доброжелательность, навыки сотрудничества, самостоятельность, активность, инициативность. | 1.Беседа по содержанию сказки. 2.Рассматривание выставки книг-сказок А.С. Пушкина. 3.Прослушивание фрагментов фонозаписи сказки. 4.Физкультминутка. | Игрушка рыбка, аквариум, тёмная ткань, большой кусок синей ткани, природ-ный материал: мор-ские звёзды, различ-ные раковины, резино-вые пробки, ИКТ презентация «Море» с записью звуков моря, криков дельфинов, музыкальные произ-ведения: Бетховен – музыка ангелов, мело-дия слёз, коктейльные трубочки на каждого ребёнка, графин с солёной водой и графин с пресной водой; альбомные листы, наборы «Вьетнамская игра», клей, магнитная доска, модели: старик, старуха, аквариум с рыбкой, рыбаки. |
67. | Буквы и звуки «Ч-Щ». Чтение слогов. | 1.Познакомить со звуками «Ч-Щ». 2.Учить писать печатные буквы «Ч-Щ». 3.Учить читать слоги. | 1.Игра «Подскажи словечко». 2.Игра «Соедини правильно». 3.Физкультминутка «Часы». 4.Игровое упражнение «Слоговые домики». 5.Чтение отрывка из стихотворения. | Тетрадь, цветные карандаши. |
68. | Малые фольклорные формы. | 1.Знакомство с малыми фольклорными формами: пословицами, поговорками, скороговорками, загадками. 2.Переносное значение слов и словосочетаний. | 1.Упражнение «Объясни, покажи». 2.Отгадывание загадок. Работа с пословицами и поговорками. 3.Составление рассказов по пословицам и рисование по ним рисунков. 4.Игра «Загадка». Заучивание скороговорки. 5.Физкультминутка. | Тетрадь, цветные карандаши. |
69. | Буква и звук «Ц». Чтение слогов. | 1.Познакомить со звуком «Ц» в словах. 2.Учить писать печатную букву «Ц». 3.Познакомить с буквой «Ц». 4.Совершенствовать навыки чтения. | 1.Игра «Загадки и отгадки». 2.Игра «Буквы рассыпались». 3.Физкультминутка. 4.Игровое упражнение «Слоговые шарики». 5.Чтение отрывка из стихотворения. | Тетрадь, цветные карандаши. |
70. | Путешествие по «Лабиринтам букв». | 1.Способствовать развитию психических процессов внимания. 2.Умение сохранять направление движений руки в соответствии с изображением буквы. 3.Закрепить гласные звуки. | 1.Работа с игровизором. 2.Хоровод-песенка «Про звуки и буквы». 3.Игра «Теремки». 4.Физкультминутка. | Схемы-лабиринты с гласными буквами «А», «О», «У», «Ы», «Э», «Я», «Е», «Ю», «И», «Ё». |
71. | Буква и звук «Й». Чтение слов. | 1.Познакомить со звуком «Й». 2.Учить писать печатную букву «Й». 3.Познакомить с буквой «Й». 4.Совершенствовать навыки чтения. | 1.Игра «Подскажи словечко». 2.Игра «Буква потерялась». 3.Физкультминутка. 4.Игра «Предмет, слово, схема». 5.Чтение считалки. | Тетрадь, цветные карандаши |
72. | Буква «Ь». Чтение слов. | 1.Учить писать слова. 2.Учить писать печатную букву «Ь». 3.Познакомить с буквой «Ь» и его смягчающей функцией. 4.Совершенствовать навыки чтения. | 1.Игра «Допиши и прочитай». 2.Игра « Слово, схема». 3.Физкультминутка. | Тетрадь, цветные карандаши. |
73. | Буква «Ъ». Чтение слов. | 1.Учить писать печатную букву «Ъ». 2.Познакомить с печатной буквой «Ъ». 3.Совершенствовать навыки чтения. | 1.Игра «Звук, буква, слово». 2.Игра « Слово, схема». 3.Физкультминутка. 4.Чтение стихотворения. 5.Игра «Найди букву». | Тетрадь, цветные карандаши. |
74. | Чтение рассказа В. Драгунского «Тайное становится явным». | 1.Сформировать представление о творчестве писателя, познакомить с особенностями его творчества, 2.Учить ставить цель, планировать свою деятельность, оценивать свою деятельность. 3. Формирование универсальных учебных действий. | 1.Беседа по содержанию рассказа. 2.Работа с пословицей. 3.Составление рассказов по пословице. 4.Физкультминутка. | Портреты писателей, индивидуальный раздаточный материал, рисунки. |
75. | Чтение слов, слогов. | 1.Учить читать слова. 2.Учить разгадывать ребусы. 3.Закреплять умение определять в предложении 1-е, 2-е, 3-е слово. | 1.Игра «Какой звук потерялся?». 2.Игра «Допиши правильно». 3.Физкультминутка. 4.Игровое упражнение «Кто катается на карусели?». 5.Отгадывание загадок. 6.Разгадывание ребусов. | Тетрадь, цветные карандаши. |
76. | Ребусы. | 1.Учить разгадывать ребусы. 2.Умение составлять из первых звуков слово. 3.Выдвигать предположения, предлагать доказательства решения учебной задачи. | 1.Игра «Допиши правильно». 2.Физкультминутка. 3.Игровое упражнение. 4.Отгадывание загадок. 5.Разгадывание ребусов. | Тетрадь, цветные карандаши, ребусы, лабиринты. |
77. | Чтение слов, составление предложений по сюжетным картинкам. | 1.Продолжать учить писать печатные буквы. 2.Учить составлять предложения по сюжетным картинкам. 3.Учить различать гласные и согласные звуки и буквы. | 1.Игра «Допиши гласные буквы и прочитай слова». 2.Игра «Допиши согласные буквы и прочитай слова». 3.Физкультминутка. 4.Игровое упражнение «Составь и запиши предложение». 5.Игра «Подскажи словечко». | Тетрадь, цветные карандаши. |
78. | Жанровые и языковые особенности потешек, песенок, загадок и пословиц. | 1.Уточнить и закрепить представления детей о жанровых и языковых особенностях потешек, песенок, загадок и пословиц («Где лад, там и склад»). 2.Воспитывать умение понимать переносное значение слов и словосочетаний («водой не разольешь», «бросать слова на ветер», «играть в кошки – мышки»). 3.Формировать умения анализировать образные выражения в загадке («живой порхает огонек»). | 1.Рассматривание выставки книг потешек и песенок. 2.Отгадывание загадок. 3.Упражнение «Скажи по-другому». 4.Придумывание историй к пословице «Палец слаб, а кулак силен» и рисование иллюстраций к ним. 5.Физкультминутка. | Книги. |
79. | Путешествие в сказку. | 1.Учить эмоционально воспринимать содержание сказки. 2.Развивать основные психические процессы: память, внимание, образное мышление. 3.Способствовать развитию мелкой моторики рук, творческому воображению. | 1.Рассказывание сказки «Коза-дереза». 2.Составление рассказов с помощью мнемотаблиц. 3.Игра с «Мягким конструктором» В.Воскобовича. | Картинки к сказке, мнемотаблицы, «Мягкий конструктор» В.Воскобовича. |
80. | Алфавит, чтение стихотворения. | 1. Познакомить с алфавитом. 2.Закреплять умение писать пройденные буквы. 3.Совершенствовать навыки чтения. | 1.Игра «Необычный дом». 2.Чтение стихотворения. 3.Физкультминутка. | Тетрадь, цветные карандаши, плакат «Алфавит». |
Методическое обеспечение программы:
Демонстрационный материал | Количество |
Карандаши простые | 20 |
Карандаши цветные | 10 |
Разрезная азбука | 2 |
Набор букв | 1 |
Набор слогов | 1 |
Сюжетные картинки | 8 |
Предметные картинки | 5 |
«Животные» | 10 |
«Птицы» | 8 |
«Овощи» | 8 |
«Фрукты» | 8 |
«Рыбы» | 5 |
Наглядный материал | |
«Грибы» | 20 |
«Ягоды | 9 |
«Фрукты» | 10 |
«Листочки» | 10 |
«Бабочки» | 5 |
«Мячи» | 8 |
«Цыплята» | 9 |
«Ежики» | 8 |
«Птицы» | 4 |
«Морковь» | 10 |
«Слоники» | 7 |
«Лимоны» | 10 |
«Елочки» | 5 |
Дидактические игры | |
«Чудесный мешочек» | 1 |
«Чего не стало?» | 1 |
«Что изменилось?» | 1 |
«Сфинкс» | 1 |
«Подбери геометрическую фигуру» | 1 |
«Пройди в ворота» | 1 |
«Каких фигур недостает» | 1 |
«Живое число» | 1 |
«Найди пару» | 1 |
«Подбери по цвету» | 1 |
«Белый лист» | 1 |
«Найди девятую кошку» | 1 |
«Чудо крестики» | 3 |
«Расскажи сказку» | 1 |
«Расскажи мне, расскажи» | 1 |
«Угадай по описанию» | 1 |
«Лото: определи первый звук в слове» | 1 |
«Украсим елку» | 1 |
Технические средства обучения | |
Мультимедиа | 1 |
Магнитофон | 1 |
Принтер | 1 |
Ноутбук | 1 |
Диски | 2 |
Оборудование | |
Мольберт | 1 |
Ширма | 1 |
Доска | 1 |
Коврограф «Ларчик» | 1 |
Бубен | 2 |
Картотеки | |
Картотека для подготовки к обучению грамоте | 1 |
Картотека фонематических потешек | 1 |
Картотека речевых пятиминуток | 1 |
Картотека пальчиковой гимнастики | 1 |
Картотека считалок | 1 |
Подборка физминуток | 1 |
Подборка загадок | 1 |
Список используемой литературы:
- Колесникова Е.В. ПРОГРАММА «От звука к букве. Обучение дошкольников элементам грамоты».- Изд. 2-е, перераб. - М.: Издательство «Ювента», 2007.
- Колесникова Е.В. Развитие звуко - буквенного анализа у детей 5 - 6 лет. Учебно-методическое пособие к рабочей тетради «От А до Я».- М.: Издательство «Ювента», 2007.
- Колесникова Е.В. «От А до Я». Рабочая тетрадь для детей 5 -6 лет. - М. .: Издательство «Ювента», 2008.
- Бондоренко Г.М. Развивающие игры в ДОУ. Конспекты занятий по развивающим играм Воскобовича. Практическое пособие для старших воспитателей и педагогов ДОУ. - Воронеж: ООО «Метода», 2013-190с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная программа по реализации дополнительных общеобразовательных программ- дополнительных общеразвивающих программ "Кайпияс"
Программа по обучению детей коми языку как неродному...
Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) кружка "Юный художник"
Программа кружка по рисованию "Юный художник". Программа рассчитана на 4 года обучения....
Дополнительная общеобразовательная - Дополнительная общеразвивающая программа "Школа будущего первоклассника"
Одной из приоритетных задач модернизации российского образования является повышение доступности дошкольного образования. Для выполнения этого, Министерством образования и науки РФ, рекомендовано введе...

Дополнительная общеобразовательная программа дополнительная общеразвивающая программa для детей раннего возраста (2 – 3 лет) социально-педагогической направленности
Программа по сенсорике для детей 2-3 лет, на 1год....

Дополнительная общеразвивающая программа дошкольного образования «Почемучка» группы общеразвивающей направленности (дети 3-5 лет)
Словесно-логическое мышление является высшей стадией развития детского мышления. Достижение этой стадии – длительный и сложный процесс, так как полноценное развитие логическ...

Дополнительная общеразвивающая программа социально-коммуникативной направленности по развитию основ безопасной жизнедеятельности "Верные друзья-правила ПДД" группы общеразвивающей направленности детей от 6 до 7 лет
Проводится один раз в неделю, продолжительность 30 минут, в месяц 4 занятий, итого 34 занятий. Программа описывает курс по ознакомлению детей дошкольного возраста 6 - 7 лет с правилами дорожного движе...

Дополнительная общеразвивающая программа по ФЭМП: "Путешествие по временам года" группы общеразвивающей направленности детей от 5 до 6 лет
Формирование элементарных математических представлений(фэмп) - это исключительно важная часть интеллектуального и личностного развития дошкольника....