В гостях у Мухи-Цокотухи
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа) по теме
Конспект занятия по обучению основ грамоты детей дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gramota.docx | 7.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия
по обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста
Тема: «В гостях у Мухи-Цокотухи»
Цель: поощрять интерес к учебной деятельности
Задачи:
Образовательные:
1. Упражнять детей в определении места звука в слове; в подборе слов с определённым звуком; в определении наличии указанного звука в словах.
2.Закреплять образ буквы.
3.Совершенствовать навык чтения слогов и слов.
Развивающие:
1. Развивать артикуляционные навыки, совершенствовать звуковую культуру речи детей;
2. Развивать внимание, память, воображение, словесно-логическое мышление;
3. Развивать связную речь.
4. Развивать фонематический слух;
5. Развивать мелкую моторику руки.
Воспитательные:
1. Формировать у детей умения работать в коллективе, в паре;
2. Воспитывать чувство взаимовыручки и помощи;
3. Воспитывать навык самостоятельной деятельности;
Форма занятия: занятие-игра
Используемые технологии: игровые, здоровьесберегающие, информационно-коммуникационные.
Формы организации работы: индивидуальная, групповая, коллективная
Время: 30 мин (учебный час)
Демонстрационный материал: слоговые таблицы, книга К.И.Чуковского
«Муха-Цокотуха», карточка с «волшебной» буквой «Ц», мяч.
Раздаточный материал: карандаши и тетради в клеточку по количеству детей, шнуровка «Чашка с блюдцем».
Структура учебного занятия
1. Приветствие. Проверка готовности к занятию.
- Здравствуйте, ребята! Проверьте, все ли необходимое для занятия есть у вас на партах: тетрадки, цветные карандаши и простой карандаш.
2. Психологический настрой, мотивация предстоящей деятельности.
- Сегодня нас ждет много интересной работы, мы будем узнавать новое, радоваться успехам, а с неудачами справляться вместе.
- Итак, ребята, за работу!
3. Актуализация знаний.
- На прошлых занятиях мы разучивали много упражнений из пальчиковой гимнастики.
- Ребята, какое сейчас время года? (весна)
- Я буду вам рассказывать о весне, а вы будете сопровождать мой рассказ движениями пальчиковой гимнастики.
- Утром я вышла из дома (дети показывают движения из упражнения
«Мальчик ходит по дорожке…» и «Домик»).
- По дороге заметила, что яркое апрельское солнце греет все сильнее (дети показывают движения из упражнения «Солнце рано утром встало»).
- На деревьях появились листочки (дети показывают движения из упражнения «Лес»).
- Слышны песни птиц (дети показывают движения из упражнения «Птицы»).
- Скоро у них появятся птенцы (дети показывают движения из упражнения «Птенцы в гнезде»).
- Чем будут кормить своих птенцов их родители? (насекомыми)
4. Работа по теме занятия.
- Наши сегодняшние гости тоже насекомые. Хотите узнать, кто они и из какой сказки?
- Послушайте и догадайтесь, кому принадлежат эти слова:
Я сегодня в юбилей
Позвала к себе друзей.
Пусть приходят вечерком,
Всех побалую чайком.
Приготовлю угощенье
Будет пир на загляденье.
- Правильно, у нас в гостях Муха-цокотуха (демонстрация презентации).
- А из какой сказки она к нам прилетела? Кто автор этой сказки? («Муха- цокотуха» К.И.Чуковского; демонстрация книги детям)
- Как вы думаете, почему муху назвали «цокотухой»? (ответы детей)
Цокотуха – значит тараторка, трещотка. Делая большое количество взмахов крыльями (за 1 секунду около 200 раз), издаётся жужжание .
Знакомство с согласным звуком [ц].
- Произнесите вслух слово «цокотуха». Теперь произнесите только первый звук этого слова.
- Что можете сказать о звуке [ц]? (он согласный звук)
- А как вы произносите его – тихо или громко? (тихо)
- Согласные звуки, которые мы произносим тихо, называются глухими согласными звуками.
- Вспомните, ребята, кто был в гостях у Мухи-цокотухи?
Тараканы, букашки, блошки, бабушка пчела, бабочка-красавица.
- У кого из гостей в названии есть звук [ц]? (у бабочки-красавицы)
- Что же случилось после прихода гостей?
- Кто спас муху от паука? (комар)
- Что можно сказать о комаре, который не испугался паука?
Он храбрый, т.е. храбрец.
Упражнение в слышании звука и определение его места в слове.
- Я буду называть вам слова из сказки «Муха-цокотуха», а вы, когда
услышите в слове звук [ц], хлопните в ладоши. Будьте внимательны, звук [ц]
может быть в начале, в середине или на конце слова.
Цветы, именинница, гусеница, кузнечик, цокот, молодец, удалец, герой, сердце, девица, танцы, веселье, конец.
Знакомство с буквой
• Демонстрация буквы; стихи Л.Шибаева:
Вот какая буква «Ц»
С коготочком на конце.
• Анализ графического изображения буквы (из каких элементов состоит)
• Обводка указательным пальцем ведущей руки «волшебной буквы» (тактильное восприятие и память) и называние детьми слов со звуком [ц].
Написание буквы:• Образец письма буквы «Ц» учителем на доске.
• Письмо в «воздухе» детьми буквы «Ц».
• Письмо буквы «Ц» детьми в тетради.
5. Физминутка.
Игра «Гости Мухи-Цокотухи»
- Ребята, я вам буду называть гостей Мухи-цокотухи, а вы, с помощью
движений, будете показывать характерные для этих насекомых движения
Кузнечики – прыжок, бабочка – плавный взмах руками, жуки – ходьба.
6. Продолжение работы по теме занятия.
Чтение слогов, слов с изученной буквой. Чистоговорки.
• Дети читают слоги с изученными гласными по слоговой таблице.
• Чистоговорки.
Педагог показывает на слог, дети повторяют его 4 раза. Затем взрослый начинает фразу, а дети заканчивают ее так, чтобы она подходила по содержанию и рифме:
Цы, цы, цы, цы – маму ждут в гнезде птенцы.
Це, це, це, це – я иду по улице.
Цо, цо, цо, цо – подарили мне кольцо.
Ца, ца, ца, ца – я у мамы умница.
7. Развивающая игра.
Шнуровка «Чашка с блюдцем»
- Муха приглашала всех на чаепитие. На прошлом занятии мы с вами собирали чашку. А сегодня я предлагаю вам собрать блюдце.
- Кто догадался почему? Верно, в середине этого слова есть звук [ц].
- Молодцы, собрали блюдце и угостили гостей Мухи-Цокотухи.
8. Итог занятия.
- С каким звуком мы сегодня познакомились? Что вы о нем узнали: какой он?
Какой буквой обозначается?- Что на занятии вам показалось наиболее интересным?
Какое задание вам было трудно выполнять?
- Занятие окончено. Вы сегодня все очень хорошо поработали! Молодцы!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
весенний праздник для детей дошкольного возраста"В ГОСТЯХ У МУХИ-ЦОКОТУХИ"
сценарий для детских садов...
План-конспект занятия "В гостях у Мухи-Цокотухи"
"Мастер-класс" показала педагогам нашего города, занятия проводились в первой младшей группе...
Конспект непосредственно — образовательной деятельности по познавательному развитию с элементами драматизации в средней группе на тему: «В гостях у мухи — Цокотухи».
НОД — развлечение. Тема: «В гостях у Мухи — Цокотухи». Интеграционные области:Коммуникация, социализация, безопасность, музыка,...
Конспект непосредственно — образовательной деятельности по познавательному развитию с элементами драматизации в средней группе на тему: «В гостях у мухи — Цокотухи».
НОД — развлечение. Тема: «В гостях у Мухи — Цокотухи». Интеграционные области:Коммуникация, социализация, безопасность, музыка,...
Учебно-методическая разработка конспект занятия "В гостях у Мухи - Цокотухи".
данный материал рекомендован воспитателям дошкольных образовательных учреждений и логопедам....
«В гостях у Мухи-Цокотухи» по мотивам сказки К. Чуковского «Муха-Цокотуха» Сценарий музыкально-театрализованного представления для детей старшего дошкольного возраста
Прочитав сценарий сказки "В гостях у Мухи- Цокотухи" по мотивам сказки К. Чуковского, у меня появилось желание поставить ее с ребятами подготовительной группы. Но не в том варианте, в котором она была...