В гостях у Мухи-Цокотухи
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа) по теме

Круглова Валентина Викторовна

Конспект занятия по обучению основ грамоты детей дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gramota.docx7.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия

по обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста

Тема: «В гостях у Мухи-Цокотухи»

Цель: поощрять интерес к учебной деятельности

Задачи:

Образовательные:

1. Упражнять детей в определении места звука в слове; в подборе слов с определённым звуком; в определении наличии указанного звука в словах.

2.Закреплять образ буквы.

3.Совершенствовать навык чтения слогов и слов.

Развивающие:

1. Развивать артикуляционные навыки, совершенствовать звуковую культуру речи детей;

2. Развивать внимание, память, воображение, словесно-логическое мышление;

3. Развивать связную речь.

4. Развивать фонематический слух;

5. Развивать мелкую моторику руки.

Воспитательные:

1. Формировать у детей умения работать в коллективе, в паре;

2. Воспитывать чувство взаимовыручки и помощи;

3. Воспитывать навык самостоятельной деятельности;

Форма занятия: занятие-игра

Используемые технологии: игровые, здоровьесберегающие, информационно-коммуникационные.

Формы организации работы: индивидуальная, групповая, коллективная

Время: 30 мин (учебный час)

Демонстрационный материал: слоговые таблицы, книга К.И.Чуковского

«Муха-Цокотуха», карточка с «волшебной» буквой «Ц», мяч.

Раздаточный материал: карандаши и тетради в клеточку по количеству детей, шнуровка «Чашка с блюдцем».

Структура учебного занятия

1. Приветствие. Проверка готовности к занятию.

- Здравствуйте, ребята! Проверьте, все ли необходимое для занятия есть у вас на партах: тетрадки, цветные карандаши и простой карандаш.

2. Психологический настрой, мотивация предстоящей деятельности.

- Сегодня нас ждет много интересной работы, мы будем узнавать новое, радоваться успехам, а с неудачами справляться вместе.

- Итак, ребята, за работу!

3. Актуализация знаний.

- На прошлых занятиях мы разучивали много упражнений из пальчиковой гимнастики.

- Ребята, какое сейчас время года? (весна)

- Я буду вам рассказывать о весне, а вы будете сопровождать мой рассказ движениями пальчиковой гимнастики.

- Утром я вышла из дома (дети показывают движения из упражнения

«Мальчик ходит по дорожке…» и «Домик»).

- По дороге заметила, что яркое апрельское солнце греет все сильнее (дети показывают движения из упражнения «Солнце рано утром встало»).

- На деревьях появились листочки (дети показывают движения из упражнения «Лес»).

- Слышны песни птиц (дети показывают движения из упражнения  «Птицы»).

- Скоро у них появятся птенцы (дети показывают движения из упражнения «Птенцы в гнезде»).

- Чем будут кормить своих птенцов их родители? (насекомыми)

4. Работа по теме занятия.

- Наши сегодняшние гости тоже насекомые. Хотите узнать, кто они и из какой сказки?

- Послушайте и догадайтесь, кому принадлежат эти слова:

Я сегодня в юбилей

Позвала к себе друзей.

Пусть приходят вечерком,

Всех побалую чайком.

Приготовлю угощенье

Будет пир на загляденье.

- Правильно, у нас в гостях Муха-цокотуха (демонстрация презентации).

- А из какой сказки она к нам прилетела? Кто автор этой сказки? («Муха- цокотуха» К.И.Чуковского; демонстрация книги детям)

- Как вы думаете, почему муху назвали «цокотухой»? (ответы детей)

Цокотуха – значит тараторка, трещотка. Делая большое количество взмахов крыльями (за 1 секунду около 200 раз), издаётся жужжание .

Знакомство с согласным звуком [ц].

- Произнесите вслух слово «цокотуха». Теперь произнесите только первый звук этого слова.

- Что можете сказать о звуке [ц]? (он согласный звук)

- А как вы произносите его – тихо или громко? (тихо)

- Согласные звуки, которые мы произносим тихо, называются глухими согласными звуками.

- Вспомните, ребята, кто был в гостях у Мухи-цокотухи?

Тараканы, букашки, блошки, бабушка пчела, бабочка-красавица.

- У кого из гостей в названии есть звук [ц]? (у бабочки-красавицы)

- Что же случилось после прихода гостей?

- Кто спас муху от паука? (комар)

- Что можно сказать о комаре, который не испугался паука?

Он храбрый, т.е. храбрец.

Упражнение в слышании звука и определение его места в слове.

- Я буду называть вам слова из сказки «Муха-цокотуха», а вы, когда

услышите в слове звук [ц], хлопните в ладоши. Будьте внимательны, звук [ц]

может быть в начале, в середине или на конце слова.

Цветы, именинница, гусеница, кузнечик, цокот, молодец, удалец, герой, сердце, девица, танцы, веселье, конец.

Знакомство с буквой

 Демонстрация буквы; стихи Л.Шибаева:

Вот какая буква «Ц»

С коготочком на конце.

 Анализ графического изображения буквы (из каких элементов состоит)

 Обводка указательным пальцем ведущей руки «волшебной буквы» (тактильное восприятие и память) и называние детьми слов со звуком [ц].

Написание буквы: Образец письма буквы «Ц» учителем на доске.

 Письмо в «воздухе» детьми буквы «Ц».

 Письмо буквы «Ц» детьми в тетради.

5. Физминутка.

Игра «Гости Мухи-Цокотухи»

- Ребята, я вам буду называть гостей Мухи-цокотухи, а вы, с помощью

движений, будете показывать характерные для этих насекомых движения

Кузнечики – прыжок, бабочка – плавный взмах руками, жуки – ходьба.

6. Продолжение работы по теме занятия.

Чтение слогов, слов с изученной буквой. Чистоговорки.

 Дети читают слоги с изученными гласными по слоговой таблице.

 Чистоговорки.

Педагог показывает на слог, дети повторяют его 4 раза. Затем взрослый начинает фразу, а дети заканчивают ее так, чтобы она подходила по содержанию и рифме:

Цы, цы, цы, цы – маму ждут в гнезде птенцы.

Це, це, це, це – я иду по улице.

Цо, цо, цо, цо – подарили мне кольцо.

Ца, ца, ца, ца – я у мамы умница.

7. Развивающая игра.

Шнуровка «Чашка с блюдцем»

- Муха приглашала всех на чаепитие. На прошлом занятии мы с вами собирали чашку. А сегодня я предлагаю вам собрать блюдце.

- Кто догадался почему? Верно, в середине этого слова есть звук [ц].

- Молодцы, собрали блюдце и угостили гостей Мухи-Цокотухи.

8. Итог занятия.

- С каким звуком мы сегодня познакомились? Что вы о нем узнали: какой он?

Какой буквой обозначается?- Что на занятии вам показалось наиболее интересным?

Какое задание вам было трудно выполнять?

- Занятие окончено. Вы сегодня все очень хорошо поработали! Молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект занятия "В гостях у Мухи-Цокотухи"

"Мастер-класс" показала педагогам нашего города, занятия проводились в первой младшей группе...

Конспект непосредственно — образовательной деятельности по познавательному развитию с элементами драматизации в средней группе на тему: «В гостях у мухи — Цокотухи».

НОД — развлечение.         Тема: «В гостях  у Мухи — Цокотухи». Интеграционные области:Коммуникация, социализация, безопасность, музыка,...

Конспект непосредственно — образовательной деятельности по познавательному развитию с элементами драматизации в средней группе на тему: «В гостях у мухи — Цокотухи».

НОД — развлечение.         Тема: «В гостях  у Мухи — Цокотухи». Интеграционные области:Коммуникация, социализация, безопасность, музыка,...

Учебно-методическая разработка конспект занятия "В гостях у Мухи - Цокотухи".

данный материал рекомендован воспитателям дошкольных образовательных учреждений и логопедам....

«В гостях у Мухи-Цокотухи» по мотивам сказки К. Чуковского «Муха-Цокотуха» Сценарий музыкально-театрализованного представления для детей старшего дошкольного возраста

Прочитав сценарий сказки "В гостях у Мухи- Цокотухи" по мотивам сказки К. Чуковского, у меня появилось желание поставить ее с ребятами подготовительной группы. Но не в том варианте, в котором она была...