Обучение грамоте. Дружба ёжика Феди и филина Фили.
учебно-методический материал по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему
Программное содержание:
Уточнить артикуляцию звуков [ф-фь]; учить детей дифференцировать звуки [ф-в], [фь-вь] в словах; обучать подбору к одному прилагательному нескольких существительных; упражнять в составлении предложений из заданных слов; закреплять умение делить слова на слоги; определять последовательность звуков в слове, знакомить с буквой Фф; закреплять образы букв.
Развивать фонематический слух, память, речь, внимание.
Воспитывать желание познавать новое, усидчивость, дружеские взаимоотношения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_druzya_ezh_i_filin.docx | 23.25 КБ |
Предварительный просмотр:
ЛГ МАДОУ ДСКВ №1 «Теремок» город Лангепас
Воспитатель
Головастая Ольга Васильевна
Конспект непосредственно организованной деятельности
Подготовительная к школе группа
Обучение грамоте.
Дружба ёжика Феди и филина Фили.
Программное содержание:
Уточнить артикуляцию звуков [ф-фь]; учить детей дифференцировать звуки [ф-в], [фь-вь] в словах; обучать подбору к одному прилагательному нескольких существительных; упражнять в составлении предложений из заданных слов; закреплять умение делить слова на слоги; определять последовательность звуков в слове, знакомить с буквой Фф; закреплять образы букв.
Развивать фонематический слух, память, речь, внимание.
Воспитывать желание познавать новое, усидчивость, дружеские взаимоотношения.
Оборудование. Индивидуальные зеркала. Схема для анализа артикуляции звука, панно букв; картинки с заданными звуками; звуковые бусы. Мел, доска. Лист бумаги синего цвета, штампы, белая гуашь. Игрушки ёж и филин. Ножницы и вырезанные буквы по количеству детей. Шапочки филина, лягушек, зайчат, мышат, солнышка. Фасоль, кедровые орехи, пуговицы, цветные шнурки, мозаика .
Ход НОД
В. Ребята, как вы думаете, что такое дружба?
Д. -Ответы детей.
В. –Вспомните, пожалуйста, кто приходил к нам в гости на прошлом занятии?
Д. -Мы познакомились с волком и вороной.
В.- Какую песенку сочинил волк для вороны?
Д.- (Несколько ответов детей.)
В.- Разделите слово ворона: на слоги (хлопками, прикладыванием ладони к подбородку)
Д.- Во-ро-на. В слове ворона всего три слога.
В.- Определите, пожалуйста, первый звук в данном слове и дайте ему характеристику.
Д.-В слове ворона первый звук (в). Он согласный, звонкий, твердый, как лёд, обозначаем синим цветом.
В.- Правильно. Как можно назвать песню волка?
Д.-(Вой).
В.-А сейчас мы проведем звуковой анализ слова вой с использованием схем - волшебных звуковых бус. Последовательно определите первый, второй, третий звук с характеристиками. (раскрасьте кружочки на схеме соответствующим цветом: в – синий, о – красный, й – зеленый. Назовите сколько звуков в слове.
В. Молодцы.
В. -Кому вы помогли спастись от волка на прошлом занятии?
Д. -Ёжика мы спасли.
В. Сегодня благодарный ёжик пришел к нам в гости (демонстрация игрушки). Он хочет рассказать о себе.
Ёжика зовут Федей. Он живет в лесу. Найдёт Федя что-нибудь вкусненькое и пыхтит от удовольствия. Вот так: фь- фь- фь. (Дети повторяют за воспитателем). А если Федя встречает лису или волка, то тут же сворачивается в клубок и фыркает: ф – ф - ф- ф. (Дети повторяют.)
Артикуляция звуков.
В.--Ёжик напомнил нам звуки [ф - фь]. Когда мы их произносим, то нижняя губа слегка прижата к верхним зубам, верхняя губа слегка приподнята, язык внизу, воздух проходит через узкую щель, голосовые связки вибрируют.
Характеристика звуков.
В.Звук (ф] – согласный, глухой, бывает твердым и мягким. Как мы его обозначаем?
Д. Согласный твёрдый, как лёд – синим цветом (пальцы сжаты в кулак ). А мягкий согласный – зелёным цветом, он как травушка-муравушка (пальчики в расслабленном состоянии).
В. А еще ёжик Федя привел с собой друга филина. Зовут его Филя. (Выставляю игрушку, продолжаю рассказ). По ходу повествования выставляю картинки (в тексте эти слова выделены).
--Каждую ночь ёжик Федя встречался со своим другом филином Филей. Филин любил сидеть на нижней ветке большого дерева. А ёжик садился под деревом в траву. Они беседовали, смотрели на звёзды и вдыхали нежный аромат ночной фиалки. Затем филин летел на охоту. А ёжик Федя бежал в деревню. Там в одном доме ему оставляли еду. Сегодня на блюдце он нашел мясные фрикадельки и фрукты. Дверь в дом была приоткрыта. И любопытный Федя заглянул в щелочку. Там на столе он увидел телевизор, вазу с цветами, фломастеры, розетку с халвой. Халва так вкусно пахла. Но стаяла так высоко. Федя вздохнул и сказал: «Пойдем, поиграем».
Физкультминутка (ребята надевают шапочки филина, лягушек, зайчат, мышат, солнышка) Проходит под музыкальное сопровождение.
Филин ночью оживает
На охоту вылетает.
Его зоркие глазища
Все себе добычу ищут.
Берегитесь лягушата,
И зайчата и мышата.
Прячьте хвостики и ушки,
Чтоб не съел он вас на ужин.
Но лишь солнышко взойдет
Филин сразу же уснет.
Вот теперь пора зверятам
Порезвиться на опушке.
Веселитесь лягушата,
И мышата, и зайчата.
Будем петь и танцевать
Пока филин будет спать.
В.- Ребята, назовите, пожалуйста, что изображено на выставленных картинках. Разложите их в две стопки: в одну - слова со звуками [ф-фь], а в другую - со звуками [в-вь]. ( Стопку картинок со звуками [в-вь] убираю).
В-. Назовите слова с твердым звуком [ф];
Д- Фрукты, фломастеры, форма, фартук, флажок, фонарь, факел.
В.- С мягким звуком [фь]
Д.- Филин, фиалка, фикус.
В.- Составьте предложение с одним из данных слов на выбор.
Д. - (Ответы детей).
В.- А еще мы поиграем в игру « Исправь ошибку».
Нужно составить предложение из данных слов, назвать, сколько слов в предложении, какое слово первое, второе, третье. (Филин, спать, день). (Федя, нюхать, фиалка). (Мальчик, рисовать, фломастеры).
Д.- Филин спит днем. В предложении три слова. Первое слово – филин, второе – спит, третье – днем. И т. д.
В.- Сегодня мы с вами узнали много слов со звуками [ф-фь]. Звуков два, а буква, которая их обозначает, одна.
Всем известно, без подсказки.
Буква Ф, как ключ от сказки.
( Показываю букву и размещаю ее на панно букв по адресу: второй этаж (второй ряд снизу), квартира №2( вторая клетка слева).
В.- Станьте буквой Ф, покажите, как Федя ставит руки в боки? Какая получилась буква?
Д.- Буква Ф.
В.- Кто больше всего похож на нее?
Д.- Филин с буквой на носу, два глаза, ключ.
Предлагаю пройти в импровизированную «Мастерскую искусств» и выложить букву Ф фасолью, кедровыми орехами и т. д.
Вместе с ребятами проводим аналитико-синтетическую деятельность с использованием буквенного конструктора.
В.- Хорошо, молодцы, ребята!
В.--Игра «Снегопад»
Подберите к прилагательному февральский, как можно больше существительных. Правильное согласование слов, позволяет вам сделать оттиск снежинки, на листе синей бумаги.
Д.- Февральский день. Февральский снег. Февральский мороз, Февральский вечер, Февральский ветер, Февральский праздник и т. д.
В.—Кофейный (сервиз, запах, цвет, шарф, напиток).
В.—Фиолетовый (карандаш, галстук, костюм).
Рефлексия проводится от лица ежа и филина:
Что нового сегодня вы узнали, ребята?
Д.- Познакомились сегодня с новыми звуками.
Д.- Узнали новую букву,
Д.- Встретили вас и мы стали друзьями.
В.- Грамотно составляли предложения. Хорошо делили слова на слоги, Определяли последовательно звуки. Делали звуковой анализ слова. Определяли слова с твердыми и мягкими звуками. Называли слова со звуком (ф –фь). Играли. Творчески создавали буквы в «Мастерской искусств».
Всем спасибо.
Дарим вам фотографии нашей буквы. Только они у нас в чёрно-белом изображении. Сделайте, пожалуйста, их цветными и оформите выставку для своих родителей.
Звучит музыка. Динамическая пауза.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект организованной образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте для детей с задержкой психоречевого развития 6-7 лет по подготовке к обучению грамоте
Конспект организованной образовательной деятельности детей с задержкой психоречевого развития по подготовке к обучению к грамоте на тему Дифференциация твёрдого и мягкого согласных звуков К и Кь. знак...
Обучение грамоте детей дошкольного возраста с задержкой психического развития. Примеры конспектов по обучению грамоте.
Недоразвитие речи и особенности психической деятельности у детей с ЗПР являются серьёзным препятствием в овладении грамотой, это требует особого дифференцированного подхода в коррекционной работе с да...
Итоговое логопедическое занятие по подготовке к обучению грамоте обучению грамоте в подготовительной группе "Волшебство грамматики"
Конспект логопедического занятия...
Загадки филина Фимы. Конспект ОД по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе
Загадки филина ФимыКонспект ОД по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группеЦель: Познакомить детей со звуком [ф],[ф'] и буквой ФЗадачи: Образовательная: Учить детей...
Перспективный план НОД по подготовке старших дошкольников к обучению грамоте по программе О. М. Ельцовой «Подготовка старших дошкольников к обучению грамоте» 1-год обучения
Перспективный план НОД по подготовке старших дошкольников к обучению грамоте по программе О. М. Ельцовой «Подготовка старших дошкольников к обучению грамоте» 1-год ...
Конспекты НОД по подготовке старших дошкольников к обучению грамоте по программе О. М. Ельцовой «Подготовка старших дошкольников к обучению грамоте» 1-год обучения
Конспекты НОД по подготовке старших дошкольников к обучению грамоте по программе О. М. Ельцовой «Подготовка старших дошкольников к обучению грамоте» 1-год обучения...
Экологическая сказка "Филин Филя"
Экологическая сказка о значении пищевой цепочки в природе. О том что нужно беречь природу....