Обучение грамоте. Дружба ёжика Феди и филина Фили.
учебно-методический материал по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему

Головастая Ольга Васильевна

Программное содержание:

Уточнить артикуляцию звуков [ф-фь]; учить детей дифференцировать звуки [ф-в], [фь-вь] в словах; обучать подбору к одному прилагательному нескольких существительных; упражнять в составлении предложений из заданных слов; закреплять умение делить слова на слоги; определять последовательность звуков в слове, знакомить с буквой Фф; закреплять образы букв.

Развивать фонематический   слух, память, речь, внимание.

Воспитывать желание познавать новое, усидчивость, дружеские взаимоотношения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_druzya_ezh_i_filin.docx23.25 КБ

Предварительный просмотр:

ЛГ МАДОУ ДСКВ №1 «Теремок» город Лангепас

Воспитатель

Головастая Ольга Васильевна

Конспект непосредственно организованной деятельности

Подготовительная к школе группа

Обучение грамоте.

Дружба ёжика Феди и филина Фили.

Программное содержание:

Уточнить артикуляцию звуков [ф-фь]; учить детей дифференцировать звуки [ф-в], [фь-вь] в словах; обучать подбору к одному прилагательному нескольких существительных; упражнять в составлении предложений из заданных слов; закреплять умение делить слова на слоги; определять последовательность звуков в слове, знакомить с буквой Фф; закреплять образы букв.

Развивать фонематический   слух, память, речь, внимание.

Воспитывать желание познавать новое, усидчивость, дружеские взаимоотношения.

Оборудование. Индивидуальные зеркала. Схема для анализа артикуляции звука, панно букв; картинки с заданными звуками; звуковые бусы. Мел, доска. Лист бумаги синего цвета, штампы, белая гуашь. Игрушки ёж и филин.  Ножницы и вырезанные буквы по количеству детей.  Шапочки филина, лягушек, зайчат, мышат, солнышка. Фасоль, кедровые орехи, пуговицы, цветные шнурки, мозаика .

Ход НОД

В. Ребята, как вы думаете, что такое дружба?

Д. -Ответы детей.

В. –Вспомните, пожалуйста, кто приходил к нам в гости на прошлом занятии?

Д. -Мы познакомились с волком и вороной.

В.- Какую песенку сочинил волк для вороны?

Д.- (Несколько ответов детей.)

В.- Разделите  слово  ворона:  на слоги (хлопками, прикладыванием ладони к подбородку)

Д.- Во-ро-на. В слове ворона всего три слога.

В.- Определите, пожалуйста, первый звук в данном слове и дайте ему характеристику.

Д.-В слове ворона первый звук (в). Он согласный, звонкий, твердый, как лёд, обозначаем синим цветом.

В.- Правильно. Как можно назвать песню волка?

Д.-(Вой).

В.-А сейчас мы проведем звуковой анализ слова вой  с использованием схем - волшебных звуковых бус. Последовательно определите первый, второй, третий звук с характеристиками. (раскрасьте кружочки на схеме соответствующим цветом: в – синий, о – красный, й – зеленый. Назовите сколько звуков в слове.

В. Молодцы.

В. -Кому вы помогли спастись от волка  на прошлом занятии?

Д. -Ёжика мы спасли.

В. Сегодня благодарный ёжик пришел к нам в  гости (демонстрация игрушки). Он хочет рассказать о себе.

Ёжика зовут Федей. Он живет в лесу. Найдёт Федя что-нибудь вкусненькое и пыхтит от удовольствия. Вот так: фь- фь- фь. (Дети повторяют за воспитателем). А если Федя встречает лису или волка, то тут же сворачивается в клубок и фыркает: ф – ф - ф- ф. (Дети повторяют.)

Артикуляция звуков.

В.--Ёжик напомнил нам звуки [ф - фь]. Когда мы их произносим, то нижняя губа слегка прижата к верхним зубам, верхняя губа слегка приподнята, язык внизу, воздух проходит через узкую щель, голосовые связки вибрируют.

Характеристика звуков. 

В.Звук (ф] – согласный,  глухой,  бывает твердым и мягким. Как мы его обозначаем?

Д. Согласный твёрдый, как лёд – синим цветом (пальцы сжаты в кулак ). А мягкий согласный – зелёным  цветом, он как травушка-муравушка (пальчики в расслабленном состоянии).

В. А еще ёжик Федя привел с собой друга филина. Зовут его Филя. (Выставляю игрушку, продолжаю рассказ). По ходу повествования выставляю картинки (в тексте эти слова выделены).

--Каждую ночь ёжик Федя  встречался со своим другом филином Филей. Филин любил сидеть на нижней ветке  большого дерева. А ёжик садился под деревом в траву. Они  беседовали, смотрели на звёзды и вдыхали нежный аромат ночной фиалки. Затем филин летел на охоту. А ёжик Федя бежал в деревню. Там в одном доме ему оставляли еду. Сегодня на блюдце он нашел мясные фрикадельки и фрукты. Дверь в дом была приоткрыта. И любопытный Федя заглянул в щелочку. Там на столе он увидел телевизор, вазу с цветами, фломастеры, розетку с халвой. Халва так вкусно пахла. Но стаяла так высоко. Федя вздохнул и сказал: «Пойдем, поиграем».

Физкультминутка (ребята надевают шапочки филина, лягушек, зайчат, мышат, солнышка) Проходит  под музыкальное сопровождение.

Филин ночью оживает

На охоту вылетает.

Его зоркие  глазища

Все себе добычу ищут.

Берегитесь лягушата,

И зайчата и мышата.

Прячьте хвостики и ушки,

Чтоб не съел он вас на ужин.

Но лишь солнышко взойдет

Филин сразу же уснет.

Вот теперь пора  зверятам

Порезвиться на опушке.

Веселитесь лягушата,

И мышата, и зайчата.

Будем петь и танцевать

Пока филин будет спать.

В.- Ребята,  назовите, пожалуйста, что изображено на выставленных картинках. Разложите их в две стопки: в одну - слова со звуками [ф-фь], а в другую - со звуками [в-вь]. ( Стопку картинок со звуками [в-вь]  убираю).

В-. Назовите слова с твердым звуком [ф];

Д- Фрукты, фломастеры, форма, фартук, флажок, фонарь, факел.

В.- С мягким звуком [фь]

Д.- Филин, фиалка, фикус.

В.- Составьте предложение с одним из  данных слов на выбор.

Д. - (Ответы детей).

В.- А еще мы поиграем в игру « Исправь ошибку».

 Нужно составить предложение из данных слов, назвать, сколько слов в предложении, какое слово первое, второе, третье. (Филин, спать, день). (Федя, нюхать, фиалка). (Мальчик, рисовать, фломастеры).

Д.- Филин спит днем. В предложении три слова. Первое слово – филин, второе – спит, третье – днем. И т. д.

 В.- Сегодня мы с вами узнали много слов со звуками [ф-фь]. Звуков два, а буква, которая их обозначает, одна.

Всем известно, без подсказки.

Буква Ф, как ключ от сказки.

( Показываю букву и размещаю ее на панно букв по адресу: второй этаж  (второй ряд снизу), квартира №2( вторая клетка  слева).

В.- Станьте  буквой Ф, покажите, как Федя ставит руки в боки? Какая получилась буква?

Д.- Буква Ф.

В.- Кто больше всего похож на нее?

Д.- Филин с буквой на носу, два глаза, ключ.

 Предлагаю пройти в импровизированную «Мастерскую искусств» и  выложить букву Ф фасолью, кедровыми орехами и т. д.

 Вместе с ребятами проводим аналитико-синтетическую деятельность с использованием  буквенного конструктора. 

В.- Хорошо, молодцы, ребята!

В.--Игра «Снегопад»

 Подберите к прилагательному  февральский,  как можно больше существительных. Правильное согласование слов, позволяет вам сделать оттиск снежинки,  на листе синей бумаги.

Д.- Февральский день. Февральский снег. Февральский мороз, Февральский вечер, Февральский ветер, Февральский праздник и т. д.

В.—Кофейный (сервиз, запах, цвет, шарф, напиток).

В.—Фиолетовый (карандаш, галстук, костюм).

 

Рефлексия проводится от лица ежа и филина:

Что нового сегодня вы узнали, ребята?

Д.- Познакомились сегодня с новыми звуками.

Д.- Узнали новую букву,

Д.- Встретили вас и мы стали друзьями.

В.- Грамотно составляли предложения. Хорошо делили слова на слоги, Определяли последовательно звуки. Делали звуковой анализ слова. Определяли слова с твердыми и мягкими звуками. Называли слова со звуком (ф –фь). Играли. Творчески создавали буквы в «Мастерской искусств».  

 Всем спасибо.

Дарим вам фотографии нашей буквы. Только они у нас в чёрно-белом изображении. Сделайте, пожалуйста,  их цветными и оформите выставку для своих родителей.

Звучит музыка. Динамическая пауза.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте для детей с задержкой психоречевого развития 6-7 лет по подготовке к обучению грамоте

Конспект организованной образовательной деятельности детей с задержкой психоречевого развития по подготовке к обучению к грамоте на тему Дифференциация твёрдого и мягкого согласных звуков К и Кь. знак...

Обучение грамоте детей дошкольного возраста с задержкой психического развития. Примеры конспектов по обучению грамоте.

Недоразвитие речи и особенности психической деятельности у детей с ЗПР являются серьёзным препятствием в овладении грамотой, это требует особого дифференцированного подхода в коррекционной работе с да...

Загадки филина Фимы. Конспект ОД по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе

Загадки филина  ФимыКонспект ОД  по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группеЦель: Познакомить детей со звуком [ф],[ф'] и буквой ФЗадачи: Образовательная:  Учить детей...

Перспективный план НОД по подготовке старших дошкольников к обучению грамоте по программе О. М. Ельцовой «Подготовка старших дошкольников к обучению грамоте» 1-год обучения

Перспективный план НОД по подготовке старших дошкольников к обучению грамоте по программе О. М. Ельцовой  «Подготовка   старших дошкольников к обучению грамоте»  1-год ...

Конспекты НОД по подготовке старших дошкольников к обучению грамоте по программе О. М. Ельцовой «Подготовка старших дошкольников к обучению грамоте» 1-год обучения

Конспекты НОД по подготовке старших дошкольников к обучению грамоте по программе О. М. Ельцовой  «Подготовка   старших дошкольников к обучению грамоте»  1-год обучения...

Экологическая сказка "Филин Филя"

Экологическая сказка о значении пищевой цепочки в природе. О том что нужно беречь природу....