Загадки филина Фимы. Конспект ОД по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему
Загадки филина Фимы
Конспект ОД по подготовке к обучению грамоте
в подготовительной группе
Цель: Познакомить детей со звуком [ф],[ф'] и буквой Ф
Задачи:
Образовательная: Учить детей правильному произношению звуков[ф], [ф'],
выделять из слов на слух и дифференцировать согласные [ф], [ф'],
Познакомить с графическим образом буквы Ф.
Формировать умения различать твердые и мягкие согласные звуки, находить место звука в слове.
Упражнять в определении количества слогов в слове.
Учить составлять предложения по сюжетным картинкам и подбирать схему к ним.
Развивающая: Развивать фонематическое восприятие: умение выделять звуки [ф],[ф'] в ряду звуков, слогов и слов.
Развивать речь, внимание, логическое мышление.
Воспитательная: Воспитывать умение слушать друг друга, чувство товарищества и дисциплинированности.
Предварительная работа:
Заучивание стихов о звуках, краткое сообщение о филине.
Материал: ИКТ, презентация, цветные проволочки, перфокарты «Сосчитай слоги»
- Ребята, у нас сегодня гости. Вы рады их видеть? Давайте улыбнёмся друг другу и гостям. Наши гости хотят посмотреть, чему мы научились с вами на занятиях по обучению грамоте.
Дети встают в круг, взявшись за руки
- ребята, пожмите руку рядом стоящего товарища, пусть товарищ улыбнется, почувствует твоё рукопожатие. Пусть улыбка каждого из вас поднимет настроение всем.
(дети проходят и садятся за столы)
Каждый день всегда везде,
На занятиях, в игре
Верно, чётко говорим
И тихонечко сидим.
- Ребята, я хочу сказать вам, что сегодня к нам еще один гость прибыл, а что за гость, вы должны отгадать загадку
Гонит слабых птиц взашей,
Ловит зайцев и мышей,
Зорок, мудр и многосилен
Житель леса – хищный…(Филин)
Слайд №3 (картинка филина и включаю запись с криком птицы)
-А что за птица филин? Нам расскажет Даша, пожалуйста.
(Даша рассказывает о филине)
Самая крупная сова нашей страны – филин. Живет он в глухих уголках леса. Слайд № 4 Гнездо филин устраивает в ямке на земле Слайд №5 или в дуплах деревьев . Слайд № 6 Питается филин мышами, Слайд № 7 птицами, зайцами и рыбой. слайд № 8 На охоту вылетает ночью. Он бесшумно и неожиданно подлетает и бросается на добычу. У филина хорошее зрение, чуткий слух и быстрая реакция. Слайд № 9 Филин находится под угрозой полного исчезновения, поэтому он внесен в Красную книгу.
( спасибо, Даша)
-Дети, филин приготовил для вас ещё одну загадку. Он зашифровал своё имя с помощью картинок.
Слайд №10
Нам нужно с вами посмотреть на картинку, назвать, что изображено на ней и, ориентируясь на первые звуки в словах, узнать имя филина. Так как его зовут? (Фима)
Фима прилетел в нашу группу не просто так, а он нам принёс новые звуки и букву. Но ему очень хочется узнать, чем отличается звук от буквы?
Слайд № 11 ( звуки мы слышим и произносим, а буквы видим и пишем).
Мы не можем звук увидеть,
И не можем в руки взять.
Звук мы можем только слышать,
А ещё сказать.
-На какие две группы делятся все звуки?
( Звуки делятся на гласные и согласные)
- Чем отличаются гласные звуки от согласных?( согласные звуки при произношении во рту встречают преграды, а гласные звуки можно петь)
Гласные тянутся в песенке звонкой,
Могут заплакать и зарыдать.
В тёмном лесу звать и аукать,
Но не желают свистеть и ворчать.
А согласные согласны
Шелестеть, шептать, скрипеть,
Даже фыркать и шипеть,
Но не хочется им петь.
Ребята, какие вы молодцы, много знаете о звуках и буквах.( Фонетическая зарядка)
1.А вы знаете, как фыркает кот? ( ф,ф,ф…)
2. Как зовут героиню стихотворения К.И.Чуковского, которая поссорилась с посудой и другими домашними вещами? ( Федора)
3. Когда Федора мыла посуду и приводила в порядок дом, чтобы не испачкать своё платье, что она надела? ( Фартук)
- Ребята, вы догадались, о каком звуке сегодня на занятии пойдёт речь?( О звуке [Ф].
Придумайте слова со звуком [ф] и определите место звука в слове. Где он слышится: в начале слова, в середине или в конце слова ?
Дети, я знаю, что Фима любит скороговорки. И нам он тоже принёс одну скороговорку. Послушайте.
У Фани - фуфайка,
У Феди –туфли.
Давайте мы её произнесём сначала тихо и медленно , а потом громче и с ускорением.
-Ребята, у кого фуфайка? ( У Фани)
-Какой первый звук в имени Фаня? ( звук[ф])
- Какой это звук? ( звук [Ф]- согласный, твёрдый)
- А у кого туфли? ( У Феди)
- Какой первый звук вы слышите в имени Федя? ( звук [ф,]- согласный, мягкий)
- Чем они отличаются?
Вывод: звук[Ф] может обозначать как твёрдый звук [ф], так и мягкий звук[ф,]
Слайд №12
Физкультминутка
В чистом поле дуб стоит,
( руки вверху, пальцы раздвинуты)
Филин на дубу сидит.
(руки на поясе, качать головой направо и налево)
У него такой вот нос, (показ)
Филин пухом весь оброс.
(руки на поясе, поднятии и опустить плечи)
-Ребята, а я с вами тоже хочу поиграть в одну игру , называется она «Узнай звук»
Если услышите в слове звук [ф]- хлопайте в ладоши, а если услышите звук[ф,], то хлопать не нужно. Слушайте внимательно.
Фигурист, фотограф, фокусник ,Филя, Фома, кофта, футболист, филателист, фантик, фен, Фима.
Слайд № 13
Знакомство с буквой Ф.
Всем известно без подсказки
Буква Ф – как ключ из сказки
Никогда его у нас
Не отнимет Карабас.
- На, что похожа буква Ф? ( на ключик)
Щелкаем слайд 6 раз
Ребята, на столах у вас лежат разноцветные проволочки, возьмите их и сделайте из них букву Ф
Ребята, наш гость Фима любит играть в одну интересную игру и хочет поиграть с вами
«Сколько слогов в имени?»
Сколько слогов, Даша, в твоем имени? (Карина, Матвей, Лиза, Василина)
А как мы можем посчитать слоги? (Хлопками, ладонь к подбородку)
Слайд № 14
Фима приготовил для каждого карточку, посмотрите на неё. Слева нарисованы картинки, а справа написаны цифры 1,2,3. Цифра обозначает количество слогов в слове. Послушайте задание. Сосчитайте, сколько слогов в каждом слове. Соедините каждую картинку с соответствующей цифрой
Ребята, что мы сейчас делали со словами? (делили на слоги)
А что ещё можно составить из слов? (из слов можно составить предложение) Молодцы!
Слайд № 15
И последнее задание нашего гостя « Подбери предложение по схеме»
Слайд№16
Рассмотрите внимательно картинки. Придумайте предложение к каждой картинке. Послушайте задание: найдите ту картинку, которая подходит к данной схеме
Молодцы!
Итог
С каким звуками мы сегодня работали, и какой новой буквой познакомились?
Какое задание вам больше всего понравилось?
А какое задание были для вас трудным?
Филину Фиме очень у нас понравилось на занятии, и он хочет к вам еще раз прилететь.
Слайд № 17 Ребята, а что же нам написал Фима? ( Спасибо за работу. Вы молодцы. До новых встреч!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obuchenie_gramote.docx | 24.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Загадки филина Фимы
Конспект ОД по подготовке к обучению грамоте
в подготовительной группе
Цель: Познакомить детей со звуком [ф],[ф'] и буквой Ф
Задачи:
Образовательная: Учить детей правильному произношению звуков[ф], [ф'],
выделять из слов на слух и дифференцировать согласные [ф], [ф'],
Познакомить с графическим образом буквы Ф.
Формировать умения различать твердые и мягкие согласные звуки, находить место звука в слове.
Упражнять в определении количества слогов в слове.
Учить составлять предложения по сюжетным картинкам и подбирать схему к ним.
Развивающая: Развивать фонематическое восприятие: умение выделять звуки [ф],[ф'] в ряду звуков, слогов и слов.
Развивать речь, внимание, логическое мышление.
Воспитательная: Воспитывать умение слушать друг друга, чувство товарищества и дисциплинированности.
Предварительная работа:
Заучивание стихов о звуках, краткое сообщение о филине.
Материал: ИКТ, презентация, цветные проволочки, перфокарты «Сосчитай слоги»
- Ребята, у нас сегодня гости. Вы рады их видеть? Давайте улыбнёмся друг другу и гостям. Наши гости хотят посмотреть, чему мы научились с вами на занятиях по обучению грамоте.
Дети встают в круг, взявшись за руки
- ребята, пожмите руку рядом стоящего товарища, пусть товарищ улыбнется, почувствует твоё рукопожатие. Пусть улыбка каждого из вас поднимет настроение всем.
(дети проходят и садятся за столы)
Каждый день всегда везде,
На занятиях, в игре
Верно, чётко говорим
И тихонечко сидим.
- Ребята, я хочу сказать вам, что сегодня к нам еще один гость прибыл, а что за гость, вы должны отгадать загадку
Гонит слабых птиц взашей,
Ловит зайцев и мышей,
Зорок, мудр и многосилен
Житель леса – хищный…(Филин)
Слайд №3 (картинка филина и включаю запись с криком птицы)
-А что за птица филин? Нам расскажет Даша, пожалуйста.
(Даша рассказывает о филине)
Самая крупная сова нашей страны – филин. Живет он в глухих уголках леса. Слайд № 4 Гнездо филин устраивает в ямке на земле Слайд №5 или в дуплах деревьев . Слайд № 6 Питается филин мышами, Слайд № 7 птицами, зайцами и рыбой. слайд № 8 На охоту вылетает ночью. Он бесшумно и неожиданно подлетает и бросается на добычу. У филина хорошее зрение, чуткий слух и быстрая реакция. Слайд № 9 Филин находится под угрозой полного исчезновения, поэтому он внесен в Красную книгу.
( спасибо, Даша)
-Дети, филин приготовил для вас ещё одну загадку. Он зашифровал своё имя с помощью картинок.
Слайд №10
Нам нужно с вами посмотреть на картинку, назвать, что изображено на ней и, ориентируясь на первые звуки в словах, узнать имя филина. Так как его зовут? (Фима)
Фима прилетел в нашу группу не просто так, а он нам принёс новые звуки и букву. Но ему очень хочется узнать, чем отличается звук от буквы?
Слайд № 11 ( звуки мы слышим и произносим, а буквы видим и пишем).
Мы не можем звук увидеть,
И не можем в руки взять.
Звук мы можем только слышать,
А ещё сказать.
-На какие две группы делятся все звуки?
( Звуки делятся на гласные и согласные)
- Чем отличаются гласные звуки от согласных?( согласные звуки при произношении во рту встречают преграды, а гласные звуки можно петь)
Гласные тянутся в песенке звонкой,
Могут заплакать и зарыдать.
В тёмном лесу звать и аукать,
Но не желают свистеть и ворчать.
А согласные согласны
Шелестеть, шептать, скрипеть,
Даже фыркать и шипеть,
Но не хочется им петь.
Ребята, какие вы молодцы, много знаете о звуках и буквах.( Фонетическая зарядка)
1.А вы знаете, как фыркает кот? ( ф,ф,ф…)
2. Как зовут героиню стихотворения К.И.Чуковского, которая поссорилась с посудой и другими домашними вещами? ( Федора)
3. Когда Федора мыла посуду и приводила в порядок дом, чтобы не испачкать своё платье, что она надела? ( Фартук)
- Ребята, вы догадались, о каком звуке сегодня на занятии пойдёт речь?( О звуке [Ф].
Придумайте слова со звуком [ф] и определите место звука в слове. Где он слышится: в начале слова, в середине или в конце слова ?
Дети, я знаю, что Фима любит скороговорки. И нам он тоже принёс одну скороговорку. Послушайте.
У Фани - фуфайка,
У Феди –туфли.
Давайте мы её произнесём сначала тихо и медленно , а потом громче и с ускорением.
-Ребята, у кого фуфайка? ( У Фани)
-Какой первый звук в имени Фаня? ( звук[ф])
- Какой это звук? ( звук [Ф]- согласный, твёрдый)
- А у кого туфли? ( У Феди)
- Какой первый звук вы слышите в имени Федя? ( звук [ф,]- согласный, мягкий)
- Чем они отличаются?
Вывод: звук[Ф] может обозначать как твёрдый звук [ф], так и мягкий звук[ф,]
Слайд №12
Физкультминутка
В чистом поле дуб стоит,
( руки вверху, пальцы раздвинуты)
Филин на дубу сидит.
(руки на поясе, качать головой направо и налево)
У него такой вот нос, (показ)
Филин пухом весь оброс.
(руки на поясе, поднятии и опустить плечи)
-Ребята, а я с вами тоже хочу поиграть в одну игру , называется она «Узнай звук»
Если услышите в слове звук [ф]- хлопайте в ладоши, а если услышите звук[ф,], то хлопать не нужно. Слушайте внимательно.
Фигурист, фотограф, фокусник ,Филя, Фома, кофта, футболист, филателист, фантик, фен, Фима.
Слайд № 13
Знакомство с буквой Ф.
Всем известно без подсказки
Буква Ф – как ключ из сказки
Никогда его у нас
Не отнимет Карабас.
- На, что похожа буква Ф? ( на ключик)
Щелкаем слайд 6 раз
Ребята, на столах у вас лежат разноцветные проволочки, возьмите их и сделайте из них букву Ф
Ребята, наш гость Фима любит играть в одну интересную игру и хочет поиграть с вами
«Сколько слогов в имени?»
Сколько слогов, Даша, в твоем имени? (Карина, Матвей, Лиза, Василина)
А как мы можем посчитать слоги? (Хлопками, ладонь к подбородку)
Слайд № 14
Фима приготовил для каждого карточку, посмотрите на неё. Слева нарисованы картинки, а справа написаны цифры 1,2,3. Цифра обозначает количество слогов в слове. Послушайте задание. Сосчитайте, сколько слогов в каждом слове. Соедините каждую картинку с соответствующей цифрой
Ребята, что мы сейчас делали со словами? (делили на слоги)
А что ещё можно составить из слов? (из слов можно составить предложение) Молодцы!
Слайд № 15
И последнее задание нашего гостя « Подбери предложение по схеме»
Слайд№16
Рассмотрите внимательно картинки. Придумайте предложение к каждой картинке. Послушайте задание: найдите ту картинку, которая подходит к данной схеме
Молодцы!
Итог
С каким звуками мы сегодня работали, и какой новой буквой познакомились?
Какое задание вам больше всего понравилось?
А какое задание были для вас трудным?
Филину Фиме очень у нас понравилось на занятии, и он хочет к вам еще раз прилететь.
Слайд № 17 Ребята, а что же нам написал Фима? ( Спасибо за работу. Вы молодцы. До новых встреч!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Подготовка к обучению грамоте (Подготовительная группа)
Конспект занятия «Подготовка к обучению грамоте» Подготовительная группа. Программное содержание:систематизировать знания детей о букве Л и звуке (л,ль), закрепить з...
Конспект непосредственной образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте (подготовительная группа)"Страна Красивой речи"
Конспект непосредственной образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте "Страна Красивой речи".Цели занятия:Образовательные:Закрепить знания о пройденных звуках, буквах, упражнять в со...
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте.Подготовительная группа
Конспект открытого фронтального занятия по подготовке к обучению грамоте. Тема: "Звук "Л". Буква "Л"". Подготовительная группа...
занятие по подготовке к обучению грамоте подготовительная группа
Конспект занятия по речевому развитию дошкольников....
Перспективное планирование по Подготовке к обучению грамоте подготовительная группа детей с ОВЗ (ЗПР) 2022-2023 уч.г.
Перспективное планирование по Подготовке к обучению грамотеподготовительная группа детей с ОВЗ (ЗПР) 2022-2023 уч.г....
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ ПОДГОТОВКА К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙПОДГОТОВКА К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА....
Конспект Звуковая культура речи. Подготовка к обучению грамоте (подготовительная группа)
КонспектЗвуковая культура речи.Подготовка к обучению грамоте(подготовительная группа)Цель. Воспитывать у детей чуткость к слову, активизировать и обогащать словарь.Задачи.-Учить строить предложения.-С...