КОНСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему

Иванова Любовь Геннадьевна

Данное занятие на тему «Согласные звуки [р, р'],буквы Р, р» относится к образовательным областям – познавательное и речевое развитие. Занятие ориентировано на детей старшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл КОНСПЕКТ47.92 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное  дошкольное образовательное бюджетное учреждение

«Детский сад № 63»

КОНСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ТЕМА:  «Путешествие с Буквоедом».

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ: РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ

               

ВОСПИТАТЕЛЬ: ИВАНОВА Л.Г.

ОРЕНБУРГ, 2016

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данное занятие на тему «Согласные звуки [р, р'],буквы Р, р» относится к образовательным областям – познавательное и речевое развитие. Занятие ориентировано на детей старшего дошкольного возраста.

Данное занятие входит в систему занятий в рамках образовательной области «Речевое развитие» Образовательной программы дошкольного образования МДОБУ «Детский сад № 63».

Занятие организуется в рамках знакомства детей с новой буквой [Р], новыми звуками [р, р'], их классификация; закреплять умение составлять слова, их звуковые схемы, делить слова на слоги, определять количество слогов в слове.

ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Организационная информация

Примечание

1.

Ф.И.О. педагога

Иванова Л.Г

2.

Доминирующая образовательная область

Развитие речи

3.

Вид деятельности детей

Коммуникативная, игровая, двигательная.

Методическая информация

1.

Тема образовательной деятельности

«Согласные звуки [р, р'],буквы Р, р».

2.

Методы и приемы реализации содержания занятия

- Постановка целей и мотивации деятельности детей (предлагается помочь Буквоеду спасти его друга Грамотея);

- Активизация деятельности в процессе занятия (беседа, создание проблемной ситуации, обследование, анализ, выводы)

- Поддержание интереса у детей (ситуация выбора, планирование, физкультурная пауза);

- Оценка и самооценка (поощрение, взаимопомощь детей).

3.

Интеграция образовательных областей

- Социально-коммуникативное развитие (социализация: соблюдать элементарные правила поведения);

- Познавательное развитие (предварительная работа проговаривание скороговорок со звуком Р. Дидактическая игра «Поймай звук, обозначь его буквой», «Доскажи словечко»).

- Речевое развитие (дидактические игры «Какой звук заблудился»; игра-викторина; чтение сказки о буквах Г. Юдина; чтение загадок, стихов и  пословиц);

- Физическое развитие (физ. минутка «Буквоед»).

4.

Возрастная группа:

Дети 6-7 лет

5.

Цель:

Знакомство с новой буквой Р, новыми звуками [р, р'].

6.

Задачи:

66.1

Образовательные:

- Познакомить детей с новой буквой Р, новыми звуками [р,р'], их классификация;

-закреплять умение составлять слова, их звуковые схемы, делить слова на слоги, определять количество слогов в слове;

6.2

Воспитательные:

- Воспитывать доброжелательность и коммуникативность в отношениях со сверстниками;

- Воспитывать культуру общения (вежливость, сострадание, совестливость, скромность, дружелюбие). 

-Воспитывать внимательное, доброжелательное отношение к ответам других детей.

6.3

Развивающие:

- Развивать умение выделять на слух слова с заданным звуком;

 - Развивать речевую активность детей, мышление, воображение, память.

7.

Планируемые результаты:

-Дети умеют проводить звуковой анализ слова дифференцируя звуки по их качественной характеристике (согласные и гласные, ударные и безударные, согласные твердые и мягкие).

- Знают отличие звука от буквы.

-Умеют сравнивать  слова по звучанию, подбирать слова на заданный звук.

-Узнают графическое изображение буквы Р.

8.

Организация среды для проведения занятия (образовательной деятельности)

- Игровые атрибуты: кукла Буквоед, кукла Фея,

-Изобразительная наглядность: Картинка  буква Р. Предметные картинки со звуком Р. Картинка, фишки, раздаточный материал для звукового анализа, набор цветных квадратов – красные, синие, зеленые.Фасоль.

- ТСО: цифровой фотоаппарат, музыкальный центр.

9.

Подготовка к образовательной деятельности на занятии в режимные моменты

-Проговаривание скороговорок со звуком Р.

-Д\игра: «Какой звук заблудился?»

-Игра «Доскажи словечко».

Конспект занятия

I.

Вводная часть

1.1

Введение в тему (создание проблемной ситуации)

Воспитатель: Здравствуйте, ребята!  

Дружно за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся

Мы пожмем друг другу руки

Побежит тепло по кругу.

Вместе будем очень дружно

На вопросы отвечать.

Все хотим мы заниматься,

Все хотим мы много знать.

Воспитатель показывает куклу и поет песню

Я Буквоед, я Буквоед,

Я ем по букве на обед.

Они такие сладкие

Слова без них невнятные

Хи-хи-хи! Ха-ха-ха!

Буквоед: Здравствуйте, мои друзья! А куда это я попал? А что такое детский сад? А чем вы здесь занимаетесь? Ой, как здорово, что у вас буквы есть!

Зима вот – вот наступит

Дует ветер вновь

Буквы от меня

Уносит прочь и прочь

Скажу вам по секрету:

Вкуснее их ничего на свете нет

Ведь недаром меня зовут Буквоед.

Воспитатель: Буквоед, как тебе не стыдно. Буквы изучать надо, а не есть.

Буквоед (смущенно): Я почему буквы ем? Я ведь в тетради двоечника появился. И что еще с буквами делать не знаю. Простите меня.

Воспитатель: Давайте будем добрыми и простим Буквоеда. А ты Буквоед хочешь с нами учить буквы?

Буквоед: С удовольствием. Тогда я смогу начать новую жизнь. Выучусь – буду не Буквоедом, а Буквоведом.

2 мин

1.2

Мотивация деятельности детей

Воспитатель: Предлагаю тебе Буквоед вместе с нами отправиться

в страну грамматики, чтобы познакомиться с новой буквой. Вы готовы? Тогда вперёд.

Мы шагаем друг за другом

Лесом и красивым лугом

Листья золотом сияют (Снежинки хлопьями сверкают)

1,2,3,4 полетели, закружились.

(Сели на стульчики )

Буквоед: Ребята! Мне нужна ваша помощь. Злая фея превратила в невидимку моего друга Великого Грамотея, его надо спасать.

Фея(появляется из-за ширмы кукла)

Ничего у вас не выйдет. Я его не расколдую, если вы не выполните мои задания.

1 мин

1.3

Целеполагание (с помощью педагога дети формулируют цель своей деятельности или принимают цель педагога)

Воспитатель: Что, ребята, поможем Буквоеду? Выполним задания, которые приготовила Фея? (ответы детей).

1 мин

II.

Основная часть:

2.1

Актуализация ранее приобретенных знаний

Фея: Первое задание, держите конверт.

Воспитатель: Давайте посмотрим что в нем? Здесь какие-то буквы. А вот и задание: Все по буковке берите и про букву расскажите (дети берут букву, называют ее, и определяют какой это звук гласный или согласный).

- Какие звуки называют гласными? (Гласные звуки можно петь)

- Какие звуки называют согласными? (Согласные звуки петь нельзя, мешают губы, язычок и зубы).

2 мин

2.2

Добывание (сообщение и приятие) нового знания

Вот вам второе задание: я буду называть слова, а вы должны отгадать, какой звук я выделю. (Репа, помидор, укроп, горох, редис)

Воспитатель: Ребята, какой же звук выделяла фея? (Звук [Р])

Воспитатель: Мы выполнили твои задания, расколдуй великого Грамотея.

Фея: Ишь, какие хитрые. А вы скажите, звук [Р] - гласный или согласный? Твёрдый или мягкий? Звонкий или глухой?

(согласный, звонкий, может быть мягким или твёрдым)

Каким цветом будет обозначаться звук [Р’] (зелёным)

А каким цветом будет обозначаться звук [Р] (синим)

Почему звук мягкий или твёрдый? (После звука гласная буква придаёт мягкость или твёрдость)

Воспитатель: Всё, фея, и с этим заданием мы справились, отпускай Грамотея.

Фея: Э, нет! Сейчас ещё сложнее задание будет. Нужно будет отгадать, где спрятался звук: в начале слова, в середине или в конце слова.

(Воспитатель показывает картинки (помидор, огурец, перец, редис, репа) со звуком [Р], дети называют где спрятался звук)

Воспитатель: Ребята, как одним словом можно назвать те предметы, которые изображены на картинках. (Овощи)

Буквоед: Ох, устал я. Всё задания, да задания. Нужно немножко отдохнуть.

Воспитатель: Чтоб усталость быстро снять,

Попрошу вас тихо встать.

Буквоежка потянулся,

Раз нагнулся, два нагнулся.

Рано утром умывался,

Полотенцем обтирался.

Вправо, влево наклонялся

И обратно возвращался.

Ножками топал,

Ладошками хлопал.

Руки в стороны,

В локтях сгибаются

А в плечах вращаются.

Руки в стороны,

В кулачок и на бочок.

Вот здоровья в чём секрет

Всем друзьям физкульт привет.

Буквоед: Ура! Я уже выучил звук Р.

Фея: Какой шустрый. Ты узнал звук [Р], [Р’]. Вот вам следующее задание: как на письме обозначается звук «Р»

Буквоед: А звук «Р» можно как-то обозначить?

Воспитатель: Конечно. Ребята, как на письме обозначить звук? (буквой) Воспитатель вешает на доску картинку с буквой [Р].

Буква «Р» согнула ручку,

Ну-ка, с кем пройти под ручку?

12 мин

2.3

Самостоятельная деятельность детей по закреплению нового знания

Фея: Ну, хорошо, со следующим заданием вы точно не справитесь.

Воспитатель: Нет, Фея мы обязательно справимся, правда, ребята!

Фея: Для этого вам будет нужно перейти через вон ту реку на другой берег и там вас ждут очень сложные задания!

Воспитатель: Ну, что ребята, отправляемся дальше, путь у нас не легки ведь мост через эту реку очень узкий и давно не ремонтировался, поэтому надо быть очень осторожными. (Дети друг за другом переходят через реку по мостику и садятся на свои места за столы). -Ребята, посмотрите что лежит у вас на столе? (Фасоль)

-Ребята, Фея предлагает нам выложить букву [Р] из фасоли. (дети выкладывают на столах букву Р)

Воспитатель: Хорошо, ребята, справились. Расколдуй фея теперь Грамотея.

Фея: Ишь, обрадовались. А сможете ли вы прочитать слоги с буквой «Р»

Воспитатель: Давайте, ребята, попробуем прочитать слоги с этой буквой.

(Дети читают слоги с доски)

Фея: Ладно, ладно. Если сейчас вы правильно сделаете звуковой анализ слова «Репа», то я расколдую великого Грамотея.

Воспитатель: Ребята, давайте с вами сделаем звуковой анализ слова «Репа»

- какой первый звук? ([Р’], согласный, звонкий, мягкий)

- какой второй звук? ([Е], гласный)

- какой третий звук? ([П], согласный, глухой, твёрдый)

- какой четвёртый звук? ([А], гласный)

- сколько слогов в слове «Репа»?

- на какой слог падает ударение? (на первый слог)

(Дети делают звуковой анализ слова «Репа»)

Фея: Ну, хорошо, хорошо возвращайся Буквоед домой  расколдовала я Грамотея. (исчезает)

10 мин

III.

Заключительная часть

3.1

Анализ и самоанализ деятельности детей

Буквоед: Спасибо, Вам, ребята, что помогли мне расколдовать моего друга!

Воспитатель: Ребята, нам пора возвращаться в детский сад.

(Звучит музыка, дети друг за другом переходят на палас)

Буквоед: Ой, как хорошо было с вами. Я обещаю, что буквы больше есть не буду, а буду их учить.

Воспитатель: Ну, значит ты стал настоящим Буквоведом! Давайте напомним Буквоведу с какой буквой мы сегодня познакомились?

- Этот звук гласный или согласный?

-Что было для вас трудное?

-Что было интересного?

2 мин

IV.

Дальнейшая разработка темы (развивающая среда)

4.1

Дидактическая игра

«Первое чтение».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности по обучению грамоте. Игра «Доктор Айболит»

Формирование представлений о знаках препинания в конце предложения, развитие умения правильно определять интонацию предложения....

конспект образовательной деятельности по обучению грамоте "Поможем Буратино"

Конспект составлен для подготовительной логопедической группы в игровой форме.Задачи образовательной деятельности направлены на создание условий для закрепления знаний по обучению грамоте, развитию на...

Конспект образовательной деятельности по обучению грамоте

Конспект образовательной деятельности по обучению грамоте для детей подготовительной к школе группе ...

Конспект образовательной деятельности по обучению грамоте "Путешествие в страну гласных звуков и букв" для детей старшего дошкольного возраста.

Итоговое занятие на закрепление артикуляторных и акустических особенностей гласных звуков и букв, обозначающих эти звуки....

План - конспект образовательной деятельности по обучению грамоте (в подготовительной к школе группе). Тема: «Звук и буква Ш»

План - конспект образовательной деятельности по обучению грамоте (в подготовительной к школе группе).Тема: «Звук и буква Ш»...