Рабочая программа дополнительного образования «От А до Я»
рабочая программа по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему

Рудько Тамара Николаевна

Данная программа рассчитана для детей 6-7 лет на один год , 30 часов в год.

Цель программы: формирование речевой готовности к школе у детей 6-7 лет в процессе освоения устной речи на занятиях к обучению чтению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obuchenie_chteniyu.doc96.5 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа дополнительного образования

«От А до Я»

 для детей 5-6 лет

(Срок реализации программы один год)

Автор-составитель:

Рудько Тамара Николаевна,

воспитатель I квалификационной категории.

2016 год

Содержание

1. Пояснительная записка

1-2

2. Комплекс основных характеристик образования

2-4

2.1.

Объем

    2

2.2.

Содержание

2-4

2.3.

Планируемые результаты

    4

3. Организационно – педагогические условия реализации программы

    5-6

3.1.

Комплексно-тематическое планирование

    5

3.2.

Оценочные материалы (карта мониторинга)

    5-6

4. Перечень учебно-методического обеспечения

    7

5. Список литературы

    8

6. Аннотация

    8-9

7. Сведения о разработчике

    9

8. Приложение 1

10-16

9. Приложение 2

17-45

                

1.Пояснительная записка.

Данная программа по обучению чтению составлена и разработана на основе программ и пособий: Ковригиной Т.Е., Шеремет Р.Е. «Занимательное обучение чтению», Ковшикова В.А. «Азбука в картинках и стихах», Юрчишина В.Д. «Вижу-читаю-пишу», Быковой И.А. «Обучение детей грамоте в игровой форме». Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становление и развитие всех сторон речи. Одной из педагогических проблем выделяется проблема готовности ребенка к школе – речевая. Под речевой готовностью к школе понимается взаимосвязь. Множества компонентов, основными из которых являются звукопроизношение, фонематический слух, звуковой анализ, словарный запас, грамматический строй, связность речи.Задача дошкольного учреждения – воспитать у детей качество речи, способствующее успешному овладению ими устной и письменной речью в начальной школе, соответствующей ФГОС.Формирование у детей навыка чтения является необходимой базой для всего последующего образования. Но с каждым годом увеличивается число детей, у которых проявляются нарушения чтения. Они испытывают большие трудности в осуществлении звукового анализа и синтеза слов, плохо запоминают буквы, искажают слоговую структуру слова. Это приводит к низкому темпу чтения и снижения уровня понимания прочитанного.Несовершенство зрительного, пространственного фонематического восприятия также затрудняет формирование навыков чтения и письма.В основу программы заложены игры с буквами, которые развивают ассоциативную и зрительную память, короткие стихи, которые рекомендуется выучить для закрепления связи букв с ее зрительным образом. Последовательность изучения алфавита предлагается по букварю Жуковой. На занятиях используются специальные тетради, куда зарисовывают образы букв и сами буквы. Из букв разрезной азбуки дети составляют слоги и слова. Дидактическое сопровождение программы: слоговые таблицы, разрезная азбука, художественное слово позволяет проводить занятия фронтально и индивидуально.Занятия носят комбинированный характер, каждое включает в себя несколько программных задач, на занятии детям предлагается как новый материал, так и материал для повторения и закрепления полученных знаний. Во время занятий широко применяются игровые методы, направленные на повторение, уточнение и расширение знаний, умений и навыков детей в области грамоты.

Цель программы: формирование речевой готовности к школе у детей 6-7 лет в процессу усвоения устной речи на занятиях по подготовке к обучению чтению

Задачи программы:

Подготовка к обучению грамоте:

Формирование у детей первоначальных лингвистических представлений; понимание того, что такое «слово», «предложение»; как они строятся, из каких частей состоят; умение проводить звуковой и слоговой анализ слова, делить двухсложные и трехсложные слова на слоги, составлять слова из слогов.

Воспитание звуковой культуры речи.  

1

Формирование и закрепление правильного произношения звуков родного языка и соотнесение их с буквенным изображением; выработка интонационной выразительности, дикции, силы голоса, темпа речи.

Формирование грамматического строя речи.

Развитие умения образовывать существительные с увеличительными, уменьшительными и ласкательными суффиксами, обучение правильному построению предложений.

Развитие процессов восприятия, мышления, речи.

Совершенствование работы слухового, зрительного и тактильного анализаторов, умения ориентироваться в пространстве.

Формой осуществления образовательного процесса являются учебные группы (до 10 человек) с постоянным составом, организованные по возрастному принципу (дети от 6 до 7 лет). Набор детей в группу свободный, для всех физически здоровых детей, не имеющих противопоказаний к НОД по состоянию здоровья.

2. Комплекс основных характеристик образования.   

 2.1. Объем программы.

Программа рассчитана на один год обучения. Дополнительная образовательная деятельность проводиться два раза в неделю во вторую половину дня, согласно СанПиН 2.4.1.3049-13 для учреждений дошкольного образования.Дети 6-7 лет – 1 раз 30 минут. В группе 10 человек.

2.2. Содержание программы.

При распределении разделов программы учитывались основные принципы дидактики, возрастные особенности детей 6-7 лет, физические возможности и психологические особенности детей.

Программа  предполагает следующую работу с детьми:

Воспитание звуковой культуры, где учатся правильно произносить звуки, соотносить их с буквенным изображением, подбирать слова на определенный звук, находить место звука в слове; работают над интонацией голоса, дикцией, силой голоса, темпом речи;  

 грамстрой речи: развивается мышление у детей образовывать существительные с увеличительными, уменьшительными и ласкательными суффиксами, правильно строить предложения;

подготовка к обучению чтению: развивается умение у детей проводить звуковой и слоговой анализ слов, делить двухсложные трехсложные слова на слоги, составлять слова из слогов, чтение слогов и слов, составлять предложения из слов, читать предложения.

2

В системе работы можно условно выделить три этапа:

Подготовительная часть занимает от 5 до 15 % общего времени и зависит от решения основных задач: подготовить организм ребенка – его центральную нервную систему, различные функции к работе, а именно: артикуляционный аппарат, создать психологический и эмоциональный настрой, сосредоточение внимания.

Для решения задач подготовительной части представлены следующие средства: артикуляционная гимнастика, загадки про звуки, стихи, игры со звуками, буквами, картинками.

Основная часть длиться от 70 % до 85 % общего времени. В этой части решаются основные задачи, формируются понятия «звук», «буква», «слово», «предложение»; идет работа с разрезной азбукой, букварем, где дети составляют слоги, слова, предложения, читают их.  

Заключительная часть длиться от 3 % до 7 % общего времени. Используются вопросы на подведение итогов занятия.

Основные принципы программы:

1.Последовательность (все задачи решаются методом усвоения материала «от простого к сложному», в соответствии с познавательными возрастными возможностями детей);

 2. Доступность (заключается в простоте изложения и понимания материала);  

3. Наглядность (предполагает наличие большого количества наглядного, раздаточного материала, наличие дидактических игр и пособий);

 4. Индивидуализация (учитывает психологические особенности дошкольников);

 5. Результативность (обеспечивает соответствие целей программы и возможностей их достижения);

5.  Интеграция (предполагает связь с другими образовательными областями).

Теоретические знания по всем разделам программы даются в игровой форме и носят поисковый характер.      

Модуль дополнительного образования

Содержание модуля

Приемы и методы

Техническое оснащение

Итоговое мероприятие

1.Звуковая культура речи

Закрепить умение правильно произносить звуки.

1.Словесный (заучивание стихотворений о букве, небольшой рассказ-беседа).

Картинка с показом правильного произношения звуков.

Предметные картинки.

Игры: «Где стоит звук», «Поймай звук», «Буква потерялась».  

2.Грамстрой речи

Развивать умение правильно строить предложения

2.Наглядный (наблюдение, рассматривание).

Схемы слов, предложений.

Игры: «Закончи предложение», «Доскажи словечко».

3.Подготовка к обучению чтению

Развивать умение проводить звуковой и слоговой анализ слов, составлять предложения    

3.Практический (словесные игры; игры: «Поймай звук», «Найди букву», «Цепочка слов»).

Разрезная азбука , букварь Жуковой , цветовые сигналы.

Чтение слогов, слов, предложения

2.3. Планируемые результаты.

В итоге реализации программы могут быть отмечены следующие показатели уровня развития ребёнка:  

  • владеет понятиями: «слово», «звук», «буква», «предложение»; знают названия букв;
  • различает гласные, твердые и мягкие согласные;
  • правильно ставит ударение в знакомых словах;
  • плавно читает целыми словами, отвечает на вопросы по тексту;
  • составляет слова из букв разрезной азбуки.  

4

3. Организационно-педагогические условия реализации программы.

Занятие проводит педагог I квалификационной категории.

3.1. Комплексно-тематический план.

Занятие

Цель

Содержание

Необходимое оборудование, техника

1.Звук и буква

Формировать понятие о предложении, звуке (гласный, согласный).

Деление предложения на слова, слова на слоги. Выделение гласных и согласных звуков из слов. Соотнесение звука и буквы.

Схемы, карточки с буквами, словами, предметные картинки.

2.Звуковой анализ слов

Развивать умение проводить звуковой анализ слов.

Зарисовка, штриховка буквы, звуковой анализ слов.

Карточки с буквами, словами, схемы слов.

3.Составление слов, предложений

Развивать умение составлять слова из разрезной азбуки.

Составление слов из разрезной азбуки.

Разрезная азбука.

4. Чтение слов, предложений

Развивать умение читать слова, предложения.

Чтение слов, предложений по разрезной азбуке, по букварю.

Разрезная азбука, букварь Жуковой.

3.2. Оценочные материалы (карта мониторинга).

Цель диагностики: выявление уровня готовности детей к школе (начального уровня и динамики развития, эффективности педагогического воздействия).

Высокий уровень – правильно читает целыми словами, правильно отвечает на вопросы по тексту.

Средний уровень – ребенок читает слова по слогам, правильно отвечает на вопросы по тексту.

Низкий уровень – ребенок читает слова по слогам, не отвечает на вопросы по тексту.  

Критерии качества обучения чтению у детей  оценивается от 0 до 2 баллов, высчитывается средний арифметический балл. Педагог, пользуясь шкалой определяет у конкретного      

5

ребёнка уровень усвоения программы. Заполнение таблицы проводится 2 раза в год ( в начале года и в конце года).  

Фамилия, имя ребёнка

Умеет правильно произносить звуки и соотносить их с буквенным изображением

Умеет правильно строить предложения

Умеет проводить звуковой и слоговой анализ слова

Умеет составлять слова из слогов,из слов- предложения

Умеет читать предложения, короткие рассказы

Умеет правильно отвечать на вопросы по прочитанному тексту  

 

6

4. Перечень учебно-методического обеспечения.

1.Рабочие тетради по количеству детей (10).

2.Пеналы по количеству детей (10).

3.Слоговые таблицы по количеству детей (10).

4.Разрезные азбуки по количеству детей (10).

5.Буквари по количеству детей (10).

6.Поисковые таблицы слов.

7.Таблицы для чтения.

8.Картинки-образцы букв по количеству детей (10).

7

5. Список литературы.

1.Быкова И.А. Обучение детей грамоте в игровой форме. – С.- Пт.- 2013 г.

2.Журова Л.Е. Обучение дошкольной грамоте. – М., 2013 г.

3.Ковригина Т.Е., Шеремет Р.Е. Занимательное обучение чтению: комплексные занятия, игровые задания, разрезная азбука 6-7 лет. Волгоград: Учитель 2010-268 с.

4.Пятак С.В. Читаю слова и предложения: для детей 6-7 лет. М.: Эксмо, 2013. – 56 с.

6.Аннотация.

Данная программа рассчитана для детей 6-7 лет на один год , 30часов в год.

Цель программы: формирование речевой готовности к школе у детей 6-7 лет в процессе освоения устной речи на занятиях к обучению чтению.

Методической основой программы является:

        - одновременное изучение парных по твердости и мягкости согласных звуков;

        - непременное усвоение детьми слогов типа СГ (условно называемых слияниями), а также овладение плавным слоговым чтением;

        - применение оригинальных схем-моделей разнотипных слогов и слов, помогающих детям в усвоении реально существующих в языке соотношений между звуковой и графической формами слов;

        - использование цветовых сигналов при обозначении звуков, изучении их главных свойств и признаков;

        - предоставление детям системы увлекательных игр и упражнений со звуками буквами, словами, которые помогут усвоить программу;

        - развитие зрительного, тактильного, фонематического восприятия, оптико-пространственного представления;

        - формирование у детей ведущих видов речевой деятельности – говорения, слушания, чтения, зарисовка графического образа буквы и её штриховка.

Изучение буквы проходит по следующим этапам:

        - выделение изучаемого звука из слов;

        - называние буквы;

        - знакомство с печатной буквой, демонстрация буквы;  

8

             - подбор зрительного образа к букве (вариант ребенка);  

        - сопоставление печатной буквы с графическим образом (вариант педагога);

        - стихотворное описание графического образа буквы;

        - анализ буквы.

9


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа дополнительного образования по реализации программы "От звука к букве. Обучение дошкольников обучению грамоты"Е. В. Колесниковой в старшей группе через кружковую работу.

Программа представляет систему увлекательных игр и упражнений со звуками, буквами, слогами, которые помогут детям научиться читать и выполнять звуко - буквенный анализ, а также способствуют развитию м...

«ВОЛШЕБНЫЙ ЗАВИТОК» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Обучение детей элементарным приемам техники «квиллинг» Разработана на основе парциальной программы «Конструирование и ручной труд в детском саду» Л.В

Занятия художественным творчеством имеют большое значение в становлении личности ребенка. Они способствуют раскрытию творческого потенциала личности ребенка, вносят вклад в процесс формирования эстети...

Рабочая программа дополнительного образования (художественно-эстетическое развитие) детская студия «Умелые мастера» Возраст детей: 5 – 6 лет Срок реализации программы: 1 год

Программа «Умелые мастера»  разработана на основании  программы Фешина, Е.В., «Лего-конструирование в детском саду» (2012).Программа реализуется на базе МДОУ «Д...

Рабочая программа дополнительного образования «Выжигание по дереву» (художественно – эстетическое развитие») Возраст детей: 5-7 лет Срок реализации программы – 8 месяцев

Образовательная программа «Выжигание» является модифицированной.  Разработана на основе программы Куруленко Т.Ю.   Книги Стефан Пул «Выжигание по дереву» Москва: &laq...