Звук и буква "Л"
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) по теме

разработка конспекта занятия по обучению грамоте и презентация.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie.docx7.14 КБ
Файл prezentatsiya_k_otkrytomu_zanyatiyu.pptx1.86 МБ

Предварительный просмотр:

Коррекционно-развивающие задачи.

-Учить ребенка внимательно вслушиваться в речь взрослого, правильно понимать логико-грамматические конструкции и отвечать на вопросы.

-Научить правильно произносить звуки [Л] и [Л'], дифференцировать их на слух и в произношении.

- Совершенствовать навыки аналитико-синтетической деятельности на уровне слова и предложения.

-Учить самостоятельно, анализировать слова.

-Закрепить понятия «твердый - мягкий согласный звук», дифференцировать понятия «твердый – мягкий согласный звуки».

-Учить детей выделять заданный звук в начале, в середине и в конце слова. Продолжать учить  придумывать слова на заданный звук.

-Анализ и синтез.  

-Познакомить буквой Л

-Развивать внимание, память, речь.

1.Организационный момент.

Организационный момент.

Логопед: «Сядет тот, кто стоит за …, перед…, слева от…, справа от…, ближе всех к…, дальше всех от меня… и т. д. »

1. Дидактическое упражнение «Исправь ошибки». Взрослый читает ребенку предложения, а ребенок слушает внимательно, исправляет допущенные ошибки и произносит правильный вариант.

Красивый ручка. Высокая дом. Плохой погода. Сильная ветер. Большое лужа. Куриный яйцо. Злой собака. Железный дорога. Красивая кот.

Логопед: «Сядет тот, кто стоит за …, перед…, слева от…, справа от…, ближе всех к…, дальше всех от меня… и т. д. »

Знакомство с новой темой.  (Слайд 2)   

2. Знакомство со звуком [Л].

Отгадать загадку, назвать первый звук в слове:

Л.: -Дети,  я  принесла  вам волшебный сундучок, отгадайте, что в нем?

( На экране появляется сундучок).

Л.: - Я буду загадывать вам загадки,   и если правильно отгадаете, то на экране появятся эти картинки - отгадки.

На потолке висит,

 На нас глядит (лампочка).

Сидит дед,  во сто шуб одет,                                                                                                    

 Кто его раздевает,                                                                                                                                    

Тот слезы проливает  (лук).

Сама не ем, а людей кормлю  (ложка).

Логопед произносит название картинок еще раз.

 Л.: - С какого звука начинаются слова?

Д.: - Со звука «л».

Л.: - Сегодня на занятии мы познакомимся со звуком «л».

Взрослый показывает перед зеркалом и объясняет ребенку артикуляцию звука [Л]:

— губки слегка в улыбке;

— зубки сближены;

— узкий кончик языка поднят за верхние зубки к бугорочкам;

— горлышко «работает.  

  Характеристика звука: звук согласный (язычок создает преграду воздуху), твердый, звонкий. Обозначение: синий кружок с колокольчиком.

3. Знакомство со звуком [Л'].

  Характеристика звука [Л']: согласный, мягкий, звонкий. Обозначение: зеленый кружок с колокольчиком.

4. Дифференциация звуков [Л] — [Л'].  

Игра «Семафор».  

Логопед: «Возьмем в правую руку синий квадратик (он будет обозначить твердый звук [л]), в левую – зеленый (он будет обозначать мягкий звук [л,])»

Логопед: «Если слышим в слогах или словах твердый звук, поднимаем вверх какой фонарик? (Синий, если – мягкий звук? (Зеленый) »

Логопед: «Слоги: ла, ли, ло, лу, ле, лэ, лю, ля… »

Логопед: «Слова: лампа, лейка, билет, булка, балет, ель, мел, стол, стул, халва, лодка, лампа».

5. Игра «Доскажи словечко» (слайд 3)

Гладко, плавно лился стих,
Вдруг споткнулся и притих.
Ждёт он и вздыхает
Слова не хватает!
Чтобы снова в добрый путь
Стих потёк, как речка,
Помоги ему чуть-чуть,
Подскажи словечко!

Ну, давай играть в футбол!
Забивай скорее …
(гол)

Нам темно. Мы просим маму
Нам включить поярче …
(лампу)

Руки мыть пошла Людмила,
Ей понадобилось …
(мыло)

Молодчина эта Лина,
Лепит всё из …
 (пластилина)

Заглянула в дверь коза,
Очень грустные …
(глаза)

Ёлочка, ёлочка, колкая … (иголочка)

Сшил себе котёнок тапки,
Чтоб зимой не мёрзли …
(лапки)

6.Определить место звука в слове    (слайд 4)   

 Физкультминутка.

Быстро встаньте, улыбнитесь,

Выше, выше подтянитесь.

Ну-ка, плечи распрямите,

Поднимите, опустите,

Влево, вправо повернулись,

Рук коленями коснулись.

Сели, встали, сели, встали

И на месте побежали.

Буквой «Л» расставим ноги,

Словно в пляске, — руки в боки.

Наклонились влево, вправо,

Влево, вправо.

Получается на славу.

Влево, вправо, влево, вправо.

6. Знакомство с буквой   ЭЛЬ

Л уставилась на цаплю:

«Мы похожи как две капли:

Ноги длинные у цапли,

Как у буквы Л, не так ли?»

О. Гофман

Игры с буквой.

На что еще похожа буква Л?

Буква Л из пальцев: указательный и средний пальцы правой руки, слегка раздвинув, опустить вниз, а остальные пальцы сжать в кулачок.

 

7. Звуковой анализ слов,   (слайды 5, 6)  

-звуко-слоговой анализ слова - лиса, выкладывание схем из кружков;  

-звуко-слоговой анализ слова - лук, выкладывание схем из кружков  (самостоятельно)

8. Работа над предложением и составление схемы.

Придумать предложение со словом лиса.

Анализ предложений. Составление схем предложений

Итог занятия. Рефлексия «Весенняя полянка»

Л.: - Давайте украсим полянку цветочками. Если вам было легко и вы справились со всеми заданиями, украсьте полянку цветочками желтого цвета.

- Если вам было немножко трудно – оранжевого.

- Если очень трудно – красного.

- Какая полянка получилась? (весенняя, разноцветная).


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Учитель – логопед Ноготысая Т.О. ГБДОУ НАО «ЦРР «Детский сад «Сказка» г.Нарьян - Мар Знакомство со звуком и буквой Л

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фронтальное логопедическое занятие. Тема"Живые буквы и звуки"(звук и буква "И")

Закрепление звука и буквы "И".Для детей с общий недоразвитием речи (ОНР) III уровня.Конспект фронтального логопедического занятияТема"Живые буквы и звуки"(звук и буква "И")...

Звук [в], буква В. Звук [р], буква Р.

Методические разработки занятия по подготовке дошкольников к обучению грамоте....

Звук и буква О (старшая группа).Звук и буква О (подготовитульная группа).

Данный материал поможет молодым специалистам - логопедам в работе по развитию фонематического слуха, анализа и синтеза, профилактике дисграфии.Может использоваться воспитателями на занятиях по ознаком...

Звук [е], буква Е, звук [ё], буква Ё.

методические разработки занятия по подготовке дошкольников к обучению грамоте....

Звук [Н], буква “Н” , звук [И], буква “И”.

Методические разработки занятия по подготовке дошкольников к обучению грамоте....

презентация на тему "Звук и буква У", презентация на тему "Звук и буква О"

Презентация  адресована логопедам,дефектолагам,молодым специалистам,работающим с детьми дошкольного возраста....

Материал для закрепления по темам: «Звук и буква А», «Звук и буква У», «Звук и буква О»

Материал адресован родителям дошкольников и воспитателям детских садов....