ОЗНАКОМЛЕНИЕ СО СЛОВОМ
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему
Программное содержание:
- Закрепить у детей знания детей о слове.
- Раскрыть перед детьми звуковые особенности слова, учить понимать, что бывают слова, одинаковые по значению, разные по звучанию.
- Развивать фонематическое восприятие детей, внимание к собственной речи и речи окружающих.
- Воспитывать интерес и положительное отношение к школе.
Подготовка к занятию:
- Изучить звуковые игры и упражнения по книге Тумановой и Максакова "Учите, играя".
- Подготовить игрушки: большой и маленький плюшевый мишка, иллюстрации мышонка.
- Выучить текст стихотворения Лифшица "Ключ".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_po_podgotovke_detey_k_obucheniyu_gramote_1.docx | 31.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по подготовке детей к обучению грамоте N 1
Тема: «ОЗНАКОМЛЕНИЕ СО СЛОВОМ»
Программное содержание:
- Закрепить у детей знания детей о слове.
- Раскрыть перед детьми звуковые особенности слова, учить понимать, что бывают слова, одинаковые по значению, разные по звучанию.
- Развивать фонематическое восприятие детей, внимание к собственной речи и речи окружающих.
- Воспитывать интерес и положительное отношение к школе.
Подготовка к занятию:
- Изучить звуковые игры и упражнения по книге Тумановой и Максакова "Учите, играя".
- Подготовить игрушки: большой и маленький плюшевый мишка, иллюстрации мышонка.
- Выучить текст стихотворения Лифшица "Ключ".
ХОД ЗАНЯТИЯ:
Дети повторяют знакомый материал о слове и предложении.
- Дети, сегодня мы будем учиться как в школе ученики. Мы уже составляли с вами из слов различные предложения.
Показ картинки. Это мишка. Составьте со словом мишка предложение:
Мишка плюшевый сидит.
Сколько в этом предложении слов? /три/ Назовите первое слово: МИШКА
—Какой это мишка? Маленький. Какими словами можно сказать про маленького мишку?
Мишенька - звучит ласково
Мишутка - это слово звучит так, что мы представляем смешного, маленького, забавного мишку.
Медвежонок - опять мы представляем маленького мишку.
Три различных по звучанию слова: мишенька, мишутка, медвежонок и представляем маленького, забавного мишку. Вот он.
Сейчас я вам покажу другого мишку /показывает большого медведя/. Какими словами можно сказать об этом мишке?
Это большой мишка - медведь.
Подберите к слову медведь разные слова, чтобы о нем сказать, каков он. Плюшевый, большой, неуклюжий, лохматый.
ОБОБЩЕНИЕ: Словом можно определить предмет, сказать каков он. Например, мишутка - маленький медведь - большой.
- А этот зверек как называется? /показывает мышонка/
/м ы ш к а/
- Послушайте стихотворение про мышку:
Зверек, зверек, куда бежишь,
Как звать тебя, малышка?
Бегу в камыш, камыш, камыш,
Я - мышка, мышка, мышка.
- Какой звук часта повторяется в словах мишка и мышка? /ш/
- На каком месте стоят эти звуки?
- Измените слово мышка так, чтобы нам представился маленький зверек.
- Теперь вслушайтесь в слова мишка и мышка. Чем они похожи и чем различаются?
- Вот какие интересные слова нам встретились. Давайте все вместе их произнесем.
-Ребята, представьте, что мишка пошел в шкапу, в первый класс Какими словами мы можем его назвать?
/ученик, первоклассник, учащийся, школьник/
-Какими словами можно назвать его учительницу?
-Значит, бывают слова, которые звучат по-разному, но обозначают один и тот же предмет. Придумайте такие слова.
/доктор, врач, медик/
-И наоборот, бывают и такие слова, как в этом стихотворении:
/Чтение стихотворения "Ключ"/
-Совсем одинаково звучит КЛЮЧ. А мы называем этими словами разные предметы. Придумайте такие слова.
-Какие же задания получил мишка в школе?
1. Учительница ему сказала: "Я произнесу слово, а ты подбери похожее по звучанию".
ШИНА - МАШИНА
КОРЗИНА - РЕЗИНА ИГРУШКА - ПЕТРУШКА ЛАПКИ - ЦАРАПКИ
Мишка будет читать стихотворение, а вы договаривать недостающее слово.
- вариант: Я захотел устроить бал
И я гостей к себе ... /позвал/
Я взял муку и взял творог,
Испек рассыпчатый ... /пирог/
Пирог, ножи и вилки тут,
Но что-то гости ... /не идут/
Я ждал, пока хватило сил,
Потом кусочек ... /откусил/
Потом подвинул стул и сел И весь пирог в минуту ... /съел/
Когда же гости подошли,
То даже крошки ... /не нашли/
- вариант: Помогают развивать у детей слуховое внимание загадки,
загадки—добавления.
Часовщик, прищурив глаз, чинит часики для /нас/.
Ш вариант: Магазин игрушек. Воспитатель устраивает магазин игрушек и предлагает купить только те игрушки, в названии которых слышится звук М.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Ознакомление со словом детей
Ознакомление со словом детей...
Презентация "Игры по словесно – зрительному ознакомлению со словом, буквой и звуковым анализом слов!"
Дидактический материал: картинки, звуковые схемы, слоговые домики, буквы, условные обозначения звуков, картотека игр....
Ознакомление со словом
При формировании представлений о слове можно выделить два основных момента: вычленение слова из потока речи и раскрытие слова как самостоятельной смысловой единицы....
Игры по ознакомлению со словом для средней группы
Игра «Назови вкусные слова».Цель: расширять представление о словах.Ход игры: дети набирают корзинку «вкусных вещей», складывая в неё фишки, которые даёт воспитатель за каждое п...
Наглядно-дидактическое пособие для родителей и педагогов по ознакомлению детей со звуковым строением слова «Ступеньки грамоты» (схемы для звукового анализа слов)
Наглядно-дидактическое пособие для родителей и педагогов по ознакомлению детей со звуковым строением слова «Ступеньки грамоты» (схемы для звукового анализа слов)...
Наглядно-дидактическое пособие для родителей и педагогов по ознакомлению детей со звуковым строением слова «Ступеньки грамоты» (схемы для звукового анализа слов)
Здравствуйте, уважаемые родители и педагоги! Предлагаем сегодня поговорить о подготовке детей к обучению грамоте, а именно о проведении звукового анализа слов.Всем известно, что письмен...
Картотека игр с ознакомление со словом Подготовительная к школе группа
Картотека игр с ознакомление со словом Подготовительная к школе группа...