Конспект НОД для подготовительной логопедической группы по теме “Звуки М, Мь, Н, Нь”. Развеселим Царевну-Несмеяну”
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) по теме

Конспект по развитию речи и обучению граммоте в подготовительной логопедической группе. Закрепление звуков М, Мь, Н, Нь.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx18.94 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД для подготовительной логопедической группы по теме “Звуки М, Мь, Н, Нь”. Развеселим Царевну-Несмеяну”

Цель:

Закрепление навыков правильного произношения звуков [М], [ Мь], [Н], [Нь].

Задачи:

 Образовательные:

Закреплять навык:

определять позицию звука в слове;

- анализа и синтеза слова «мама»;

- находить заданный звук в словах,

- дифференцировать твердость и мягкость звука,

- закрепить связь звукового образа со зрительным (графическим);

- совершенствовать навык фонематического анализа и синтеза;

- уточнить артикуляцию звуков [М], [ Мь], [Н], [Нь];

- согласовывать существительные с притяжательными местоимениями мой, моя, мое, мои.

Развивающие:

Развивать:

- слуховую память, внимание, восприятие;

- умение концентрировать внимание;

- слухоречевую память, фонематическое восприятие, мимику, просодические компоненты речи (ритм, ударение, интонационную выразительность);

- речевое дыхание.

Воспитательные:

Воспитывать:

- умение работать в микрогруппах, группах;

- желание помогать друг другу;

- интерес к играм со звуками.

Оборудование:

- кукла в костюме принцессы-”Несмеяны”, кукла Принц;

- две ромашки с серединками зеленого и синего цветов, лепестки с предметными картинками в названии которых есть звуки [М], [ Мь];

- картинки с изображением предметов из знакомых мультфильмов “Незнайка” и “Маша и медведь”;

- кассы букв;

- пеналы;

-  корзинка для фишек;

- фишки для рефлексии;

Ход НОД:

Вводная часть.

Воспитатель: Ребята, к нам в гости пришла Царевна-Несмеяна. Давайте ей покажем, как мы занимаемся. Сделаем гимнастику для язычка.

Артикуляционная гимнастика.

а) Улыбаются лягушки – тянут губки прямо к ушкам («Улыбка» с сомкнутыми губами); 
б) Подражаю я слону – губы «хоботом» тяну; 
в) Язычок широкий, гладкий – получается «лопатка» и т.д.

- чашечка

- грибок

- вкусное варенье

- лошадка

- качели.

Воспитатель: Ребята, прислушайтесь, пожалуйста, мне кажется, что кто-то плачет. Это плачет Царевна-Несмеяна. И вот почему. Послушайте внимательно историю про царевну.

- Жила — была царевна. Она была такая рева, такая крикунья. Ни разу в жизни не улыбнулась, никогда не смеялась. Так ее и прозвали Царевна-Несмеяна. Сидит Несмеяна на троне и ноет: [н]-[н]-[н]. Ребята, возьмите зеркала и покажите, как ныла Несмеяна.

Дети: Произносят звук [н], наблюдая за артикуляцией в зеркале.

Воспитатель: Ребята,  какой звук мы произносим?

Дети: Мы произносим звук[н].

Воспитатель: Верно! Давайте вспомним, как мы произносим звук [н]. (Воспитатель помещает на доску схему артикуляции звука [н].) Губы разомкнуты. Зубы сближены. Кончик языка прижат к верхним зубам.)- Ребята, что встречает во рту выдыхаемый воздух?

 Дети: Воздух встречает во рту преграду.

Воспитатель: Если воздух встретил во рту преграду, мы можем петь звук [н]?

 Дети: Нет.

Воспитатель: Как мы называем звуки, которые нельзя петь?

Дети: Согласные.

Воспитатель: Верно! Звук [н] — это согласный звук. А теперь положите руку на горлышко и произнесите звук [н]. Горлышко «дрожит»? Значит звук [н] какой?

Дети: Звук [н] — звонкий.

Воспитатель: Верно! Ребята, посмотрите, что происходит с губами, когда мы произносим звук [н]?

 Дети: Губы не улыбаются.

Воспитатель: Значит звук [н] какой?

 Дети: Звук [н] — твердый.

Воспитатель: Кружком какого цвета мы обозначаем согласный твердый звук? Что обозначает колокольчик?

 Дети: Согласный твердый звук обозначаем синим кружком. Колокольчик обозначает, что звук звонкий.

Воспитатель: Молодцы! Давайте все повторим про звук [н]. Какой он?  

Дети: Повторяют характеристику звука.

Воспитатель: Молодцы! А теперь произнесем звук “М”. Дадим характеристику этому звуку.

Дети и воспитатель проделывают ту же работу, что и со звуком “М”

Дети дают характеристику звуков “М”, “Мь”, “Н”, “Нь”, опираясь на вопросы воспитателя.

- Звук “М”, “Н”- согласный или гласный? Почему?

- Звук “М”, “ Н”- звонкий или глухой? Почему?

- Звук “М”, “Н”- твердый или мягкий?

- Фишкой какого цвета обозначаем звук “М”, “Н”?

- Звук “Мь”, “ Нь”- согласный или гласный? Почему?

- Звук “Мь”, “ Нь”- звонкий или глухой? Почему?

- Звук “Мь”, “ Нь”- твердый или мягкий?

- Фишкой какого цвета обозначаем звук “Мь”, “НЬ”?

Основная часть

1. Воспитатель: Произнесем чистоговорки:

ма – ма - ма – скоро к нам придет зима

му – му - му – молока кому

мо – мо – мо – мы любим эскимо

ми –ми –ми – нас в игру прими

На-на- на- На холме сосна. Ны-ны- ны- На небе нет луны

Но-но-но На дворе темно. Онь-онь-онь - Зажигай огонь.

Ребята, Несмеяна на нас даже не смотрит, а пуще прежнего ревет. Поиграем в игру «Как живешь?» и покажем Несмеяне, что нужно жить с радостью.

2. Игра «Как живешь?»:

Как живешь?        Руку вытянуть вперед, не сгибая в локте, большой палец                                     отогнуть вверх, остальные пальцы сжать в кулак.      

 Вот так!                

 Как плывешь?      Изобразить плывущего человека

Вот так!

 Как бежишь?        Изобразить бегущего человека

 Вот так!

Вдаль глядишь?     Приложить руку к глазам, «вглядываясь» в даль

 Вот так!

Машешь вслед?     Помахать рукой    

Вот так!

А как спишь?         Изобразить спящего человека

 Вот так!

 А шалишь?            Надуть щеки и кулачками хлопнуть по ним

Вот так....

 Воспитатель: Молодцы! Ребята, пришел к Несмеяне принц и давай её веселить, звук [Н] в словах ловить. Поиграем и мы в игру “Поймай звук [Н]”.

3. Игра “Поймай звук [Н]”.

Воспитатель: Я буду произносить слова, когда вы услышите звук [Н] — хлопните в ладоши.

Царевна, ревет, улыбнуться, плачет, принц, трон, шум, Несмеяна, ноет, кричит. 

Дети: Выполняют задание.

Воспитатель: Молодцы! Но Несмеяна все ревет. Убежал даже принц. Осталась Несмеяна одна-одинешенька. Придется нам ее теперь веселить. Покажем ей картинки с изображениями наших любимых мультфильмов. Назовите слова со звуком [Н]. а затем со звуком [М]/Где спрятались звуки, в начале, в середине или в конце?

Дети: Называют слова со звуком [Н], а затем со звуком [М], определяют место звука в словах.

Воспитатель: Молодцы! Ребята, сидит Несмеяна одна-одинешенька, вся в слезах, капризничает. Давайте поиграем  в игру «Скажи наоборот». Вы умеете?

4. Игра «Скажи наоборот».

Воспитатель: МА - …(м я)  Дети:АМ - ... (амь)

                        НА-(ня)                    АН- (ань)

                        Мо - …(м ё)             ОМ - … (омь)

                        НО- (не)                    ОН- ...(ен)

                        М у - …(мю)            УМ - …(умь)

                        Ну- (ню)                   УН- (юн)

                        Мы -…(ми)               ЫМ - …(ымь)

                        Ны- (ни)                    ЫН- (инь)

                        Мэ -… (ме)               ЭМ - …(эмь)

                        НЭ-(не)                     ЭН- (энь)

ФИЗМИНУТКА (в середине занятия)
Мы руками — хлоп-хлоп-хлоп 
(6раз),
Мы ногами — топ-топ-топ 
(6раз).
Кулаками постучим 
(6раз),
Повернемся и молчим 
(рот закрыть рукой).

5.Игра “Ромашки”

Воспитатель: Чтобы Несмеяна неплакала, давайте подарим ей букетики цветов. Для этого нам необходимо собрать ромашки. У одной ромашки серединка зеленая, у другой – синяя.

Дети берут лепестки, на которых наклеены предметы с предметами, в которых есть твердые и мягкие звуки “М” и “Мь”.

Воспитатель: Внимательно посмотрите на свой предмет, определите – какой звук слышится в слове «М» или «Мь» и положите лепесток к соответствующей серединке.

- Первая команда должна составить цветок с серединкой синего цвета (из лепестков выбрать те в названиях, которых есть твердый звук «М»).

- Вторая команда должна составить цветок с серединкой зеленого цвета (из лепестков выбрать те в названиях, которых есть твердый звук «Мь»).

Назвать предмет, определить позицию звука в слове.

6. Шуточный рассказ «Несмеяна и крокодил».

Однажды Несмеяна пошла на рыбалку и поймала рыбку. Вдруг из речки вышел крокодил и сказал: «Несмеяна, я тебя съем». Несмеяна испугалась и хотела закричать: «Мама!», но от испуга все перепутала и закричала «Ам – ам». Крокодил услышал и тоже испугался. Сначала он хотел крикнуть «Ам – ам», но от испуга тоже все перепутал и у него получилось: «Мама».

Так они стояли и разговаривали. Несмеяна говорила «Ам – ам», а крокодил – «мама».

7. Манипуляции с буквами.

- Воспитатель: Как кричала Несмеяна?

Дети: Ам – ам.

- Воспитатель: Выложите эти два слога из букв разрезной азбуки. Как кричал Крокодил?

Дети: Мама.

- Воспитатель: Переставьте буквы так, что бы получилось слово «мама».

8. Звукобуквенный анализ слова «МАМА».

- Воспитатель: Сколько слогов в лове МАМА?Сколько гласных звуков? Сколько согласных звуков?Давайте обозначим звуковыми фишками каждый звук.

Заключительная часть.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Несмеяна обрадовалась, что вы справились с ее заданием и заулыбалась. Поняла Несмеяна, что лучше жить с радостью, чем печалиться и грустить. Подарим и мы улыбки друг другу


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект фронтального занятия в подготовительной логопедической группе по теме: "Звуки Б - Б\'. Буква Б."

Предлагаемый конспект занятия может быть использован учителями-логопедами при планировании и проведении фронтального занятия в подготовительной логопедической группе. Тема данного занятия: "Звуки Б-Б\'...

Технологическая карта образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе по теме: «Звук и буква И». Конспект № 7

Вашему вниманию предлагается конспект (технологическая карта) НОД по обучению грамоте в подготовительной к школе логопедической группе, выполненный с учетом требований ФГТ....

Конспект непосредственной образовательной деятельности в подготовительной логопедической группе по теме " Звук и буква О"

Фронтальное занятие проводилось в подготовительной логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи 3 уровня....

Конспект НОД в подготовительной логопедической группе на тему "Звуки "В"- "Ф", "ВЬ" - "ФЬ"

В конспекте представлены задания в игровой форме разной степени сложности для дифференциации звуков  (по звонкости- глухости, мягкости- твердости)...

Конспект занятия с использованием ИКТ. Конспект фронтального занятия в подготовительной логопедической группе по теме: «Звуки Г – Г*, буква Г».

Конспект фронтального занятия в подготовительной логопедической группе по теме: «Звуки Г – Г*, буква Г».  Тема: «Звуки Г – Г*, буква Г»Цель:Закрепить навы...

Конспект занятия в подготовительной логопедической группе на тему: «Дифференциация звуков [л]-[р]. Животные жарких стран ».

Цель занятия научить дифференцировать звуки  [л]-[р] в слога, словах и предложениях. Познакомить детей  с животными жарких стран.Формировать навыки сотрудничества, взаимопомощи, доброжелател...

Конспект фронтального логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе на тему « Звук и буква У».

Цели.1.Коррекционно-образовательная.Познакомить детей со звуком и буквой У.2.Коррекционно-развивающие.Развивать артикуляционную моторику.Развивать речевое дыхание.Уточнить артикуляцию звука [У], закре...