Конспект НОД для подготовительной логопедической группы по теме “Звуки М, Мь, Н, Нь”. Развеселим Царевну-Несмеяну”
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) по теме
Конспект по развитию речи и обучению граммоте в подготовительной логопедической группе. Закрепление звуков М, Мь, Н, Нь.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt.docx | 18.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД для подготовительной логопедической группы по теме “Звуки М, Мь, Н, Нь”. Развеселим Царевну-Несмеяну”
Цель:
Закрепление навыков правильного произношения звуков [М], [ Мь], [Н], [Нь].
Задачи:
Образовательные:
Закреплять навык:
- определять позицию звука в слове;
- анализа и синтеза слова «мама»;
- находить заданный звук в словах,
- дифференцировать твердость и мягкость звука,
- закрепить связь звукового образа со зрительным (графическим);
- совершенствовать навык фонематического анализа и синтеза;
- уточнить артикуляцию звуков [М], [ Мь], [Н], [Нь];
- согласовывать существительные с притяжательными местоимениями мой, моя, мое, мои.
Развивающие:
Развивать:
- слуховую память, внимание, восприятие;
- умение концентрировать внимание;
- слухоречевую память, фонематическое восприятие, мимику, просодические компоненты речи (ритм, ударение, интонационную выразительность);
- речевое дыхание.
Воспитательные:
Воспитывать:
- умение работать в микрогруппах, группах;
- желание помогать друг другу;
- интерес к играм со звуками.
Оборудование:
- кукла в костюме принцессы-”Несмеяны”, кукла Принц;
- две ромашки с серединками зеленого и синего цветов, лепестки с предметными картинками в названии которых есть звуки [М], [ Мь];
- картинки с изображением предметов из знакомых мультфильмов “Незнайка” и “Маша и медведь”;
- кассы букв;
- пеналы;
- корзинка для фишек;
- фишки для рефлексии;
Ход НОД:
Вводная часть.
Воспитатель: Ребята, к нам в гости пришла Царевна-Несмеяна. Давайте ей покажем, как мы занимаемся. Сделаем гимнастику для язычка.
Артикуляционная гимнастика.
а) Улыбаются лягушки – тянут губки прямо к ушкам («Улыбка» с сомкнутыми губами);
б) Подражаю я слону – губы «хоботом» тяну;
в) Язычок широкий, гладкий – получается «лопатка» и т.д.
- чашечка
- грибок
- вкусное варенье
- лошадка
- качели.
Воспитатель: Ребята, прислушайтесь, пожалуйста, мне кажется, что кто-то плачет. Это плачет Царевна-Несмеяна. И вот почему. Послушайте внимательно историю про царевну.
- Жила — была царевна. Она была такая рева, такая крикунья. Ни разу в жизни не улыбнулась, никогда не смеялась. Так ее и прозвали Царевна-Несмеяна. Сидит Несмеяна на троне и ноет: [н]-[н]-[н]. Ребята, возьмите зеркала и покажите, как ныла Несмеяна.
Дети: Произносят звук [н], наблюдая за артикуляцией в зеркале.
Воспитатель: Ребята, какой звук мы произносим?
Дети: Мы произносим звук[н].
Воспитатель: Верно! Давайте вспомним, как мы произносим звук [н]. (Воспитатель помещает на доску схему артикуляции звука [н].) Губы разомкнуты. Зубы сближены. Кончик языка прижат к верхним зубам.)- Ребята, что встречает во рту выдыхаемый воздух?
Дети: Воздух встречает во рту преграду.
Воспитатель: Если воздух встретил во рту преграду, мы можем петь звук [н]?
Дети: Нет.
Воспитатель: Как мы называем звуки, которые нельзя петь?
Дети: Согласные.
Воспитатель: Верно! Звук [н] — это согласный звук. А теперь положите руку на горлышко и произнесите звук [н]. Горлышко «дрожит»? Значит звук [н] какой?
Дети: Звук [н] — звонкий.
Воспитатель: Верно! Ребята, посмотрите, что происходит с губами, когда мы произносим звук [н]?
Дети: Губы не улыбаются.
Воспитатель: Значит звук [н] какой?
Дети: Звук [н] — твердый.
Воспитатель: Кружком какого цвета мы обозначаем согласный твердый звук? Что обозначает колокольчик?
Дети: Согласный твердый звук обозначаем синим кружком. Колокольчик обозначает, что звук звонкий.
Воспитатель: Молодцы! Давайте все повторим про звук [н]. Какой он?
Дети: Повторяют характеристику звука.
Воспитатель: Молодцы! А теперь произнесем звук “М”. Дадим характеристику этому звуку.
Дети и воспитатель проделывают ту же работу, что и со звуком “М”
Дети дают характеристику звуков “М”, “Мь”, “Н”, “Нь”, опираясь на вопросы воспитателя.
- Звук “М”, “Н”- согласный или гласный? Почему?
- Звук “М”, “ Н”- звонкий или глухой? Почему?
- Звук “М”, “Н”- твердый или мягкий?
- Фишкой какого цвета обозначаем звук “М”, “Н”?
- Звук “Мь”, “ Нь”- согласный или гласный? Почему?
- Звук “Мь”, “ Нь”- звонкий или глухой? Почему?
- Звук “Мь”, “ Нь”- твердый или мягкий?
- Фишкой какого цвета обозначаем звук “Мь”, “НЬ”?
Основная часть
1. Воспитатель: Произнесем чистоговорки:
ма – ма - ма – скоро к нам придет зима
му – му - му – молока кому
мо – мо – мо – мы любим эскимо
ми –ми –ми – нас в игру прими
На-на- на- На холме сосна. Ны-ны- ны- На небе нет луны
Но-но-но На дворе темно. Онь-онь-онь - Зажигай огонь.
Ребята, Несмеяна на нас даже не смотрит, а пуще прежнего ревет. Поиграем в игру «Как живешь?» и покажем Несмеяне, что нужно жить с радостью.
2. Игра «Как живешь?»:
Как живешь? Руку вытянуть вперед, не сгибая в локте, большой палец отогнуть вверх, остальные пальцы сжать в кулак.
Вот так!
Как плывешь? Изобразить плывущего человека
Вот так!
Как бежишь? Изобразить бегущего человека
Вот так!
Вдаль глядишь? Приложить руку к глазам, «вглядываясь» в даль
Вот так!
Машешь вслед? Помахать рукой
Вот так!
А как спишь? Изобразить спящего человека
Вот так!
А шалишь? Надуть щеки и кулачками хлопнуть по ним
Вот так....
Воспитатель: Молодцы! Ребята, пришел к Несмеяне принц и давай её веселить, звук [Н] в словах ловить. Поиграем и мы в игру “Поймай звук [Н]”.
3. Игра “Поймай звук [Н]”.
Воспитатель: Я буду произносить слова, когда вы услышите звук [Н] — хлопните в ладоши.
Царевна, ревет, улыбнуться, плачет, принц, трон, шум, Несмеяна, ноет, кричит.
Дети: Выполняют задание.
Воспитатель: Молодцы! Но Несмеяна все ревет. Убежал даже принц. Осталась Несмеяна одна-одинешенька. Придется нам ее теперь веселить. Покажем ей картинки с изображениями наших любимых мультфильмов. Назовите слова со звуком [Н]. а затем со звуком [М]/Где спрятались звуки, в начале, в середине или в конце?
Дети: Называют слова со звуком [Н], а затем со звуком [М], определяют место звука в словах.
Воспитатель: Молодцы! Ребята, сидит Несмеяна одна-одинешенька, вся в слезах, капризничает. Давайте поиграем в игру «Скажи наоборот». Вы умеете?
4. Игра «Скажи наоборот».
Воспитатель: МА - …(м я) Дети:АМ - ... (амь)
НА-(ня) АН- (ань)
Мо - …(м ё) ОМ - … (омь)
НО- (не) ОН- ...(ен)
М у - …(мю) УМ - …(умь)
Ну- (ню) УН- (юн)
Мы -…(ми) ЫМ - …(ымь)
Ны- (ни) ЫН- (инь)
Мэ -… (ме) ЭМ - …(эмь)
НЭ-(не) ЭН- (энь)
ФИЗМИНУТКА (в середине занятия)
Мы руками — хлоп-хлоп-хлоп (6раз),
Мы ногами — топ-топ-топ (6раз).
Кулаками постучим (6раз),
Повернемся и молчим (рот закрыть рукой).
5.Игра “Ромашки”
Воспитатель: Чтобы Несмеяна неплакала, давайте подарим ей букетики цветов. Для этого нам необходимо собрать ромашки. У одной ромашки серединка зеленая, у другой – синяя.
Дети берут лепестки, на которых наклеены предметы с предметами, в которых есть твердые и мягкие звуки “М” и “Мь”.
Воспитатель: Внимательно посмотрите на свой предмет, определите – какой звук слышится в слове «М» или «Мь» и положите лепесток к соответствующей серединке.
- Первая команда должна составить цветок с серединкой синего цвета (из лепестков выбрать те в названиях, которых есть твердый звук «М»).
- Вторая команда должна составить цветок с серединкой зеленого цвета (из лепестков выбрать те в названиях, которых есть твердый звук «Мь»).
Назвать предмет, определить позицию звука в слове.
6. Шуточный рассказ «Несмеяна и крокодил».
Однажды Несмеяна пошла на рыбалку и поймала рыбку. Вдруг из речки вышел крокодил и сказал: «Несмеяна, я тебя съем». Несмеяна испугалась и хотела закричать: «Мама!», но от испуга все перепутала и закричала «Ам – ам». Крокодил услышал и тоже испугался. Сначала он хотел крикнуть «Ам – ам», но от испуга тоже все перепутал и у него получилось: «Мама».
Так они стояли и разговаривали. Несмеяна говорила «Ам – ам», а крокодил – «мама».
7. Манипуляции с буквами.
- Воспитатель: Как кричала Несмеяна?
Дети: Ам – ам.
- Воспитатель: Выложите эти два слога из букв разрезной азбуки. Как кричал Крокодил?
Дети: Мама.
- Воспитатель: Переставьте буквы так, что бы получилось слово «мама».
8. Звукобуквенный анализ слова «МАМА».
- Воспитатель: Сколько слогов в лове МАМА?Сколько гласных звуков? Сколько согласных звуков?Давайте обозначим звуковыми фишками каждый звук.
Заключительная часть.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Несмеяна обрадовалась, что вы справились с ее заданием и заулыбалась. Поняла Несмеяна, что лучше жить с радостью, чем печалиться и грустить. Подарим и мы улыбки друг другу
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект фронтального занятия в подготовительной логопедической группе по теме: "Звуки Б - Б\'. Буква Б."
Предлагаемый конспект занятия может быть использован учителями-логопедами при планировании и проведении фронтального занятия в подготовительной логопедической группе. Тема данного занятия: "Звуки Б-Б\'...
Технологическая карта образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе по теме: «Звук и буква И». Конспект № 7
Вашему вниманию предлагается конспект (технологическая карта) НОД по обучению грамоте в подготовительной к школе логопедической группе, выполненный с учетом требований ФГТ....
Конспект непосредственной образовательной деятельности в подготовительной логопедической группе по теме " Звук и буква О"
Фронтальное занятие проводилось в подготовительной логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи 3 уровня....
Конспект НОД в подготовительной логопедической группе на тему "Звуки "В"- "Ф", "ВЬ" - "ФЬ"
В конспекте представлены задания в игровой форме разной степени сложности для дифференциации звуков (по звонкости- глухости, мягкости- твердости)...
Конспект занятия с использованием ИКТ. Конспект фронтального занятия в подготовительной логопедической группе по теме: «Звуки Г – Г*, буква Г».
Конспект фронтального занятия в подготовительной логопедической группе по теме: «Звуки Г – Г*, буква Г». Тема: «Звуки Г – Г*, буква Г»Цель:Закрепить навы...
Конспект занятия в подготовительной логопедической группе на тему: «Дифференциация звуков [л]-[р]. Животные жарких стран ».
Цель занятия научить дифференцировать звуки [л]-[р] в слога, словах и предложениях. Познакомить детей с животными жарких стран.Формировать навыки сотрудничества, взаимопомощи, доброжелател...
Конспект фронтального логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе на тему « Звук и буква У».
Цели.1.Коррекционно-образовательная.Познакомить детей со звуком и буквой У.2.Коррекционно-развивающие.Развивать артикуляционную моторику.Развивать речевое дыхание.Уточнить артикуляцию звука [У], закре...