методическая разработка на тему: "Сазки словографии и секреты орфографии".
методическая разработка по обучению грамоте (старшая группа) на тему
Цель.
Создать предпосылки для легкого восприятия звукового анализа, подготовить к первичному чтению, сделать процесс обучения естественным.
Задачи.
Образовательные.
Осмысление и усвоение основных понятий русского языка и культуры речи.
Приобретение навыков, необходимых для общения в различных сферах.
Формировать представления о характеристике звука. Постигать тайну звуков,
Работа над звуками, определять место звука в слове, различать гласные и согласные звуки, различать глухие и звонкие звуки. Упражнять в артикуляции и изолированном произношении звуков. Обучать правильному произношению звуков в слогах и словах. Совершенствовать навыки звукового анализа и синтеза, делить слова на слоги, выделять ударный слог в слове. Учить дифференцировать звуки в слогах, словах и предложениях.
Раскрывать тайны словографии от звука к слогу, от слога к слову, от слова к словосочетанию, от словосочетания к предложении. Совершенствовать умения составлять предложения по опорным словам, схемам, картинкам.
Составлять предложения разные по цели высказывания. Формировать практическое усвоение лексических и грамматических средств языка. Овладевать речевыми навыками, активизировать словарь, понимать значение слов, упражнять в речевых конструкциях, вырабатывать « языковое чутье», чувствовать красоту языка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka.docx | 641.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка на тему:
« Сказки словографии
и секреты орфографии».
Евфимовой Виктории Васильевны
МДОУ №5 « Солнышко»
1 – ая квалификационная категория
г. Алушта
2016 г
Методическая разработка на тему: «Сказки словографии и секреты орфографии с детьми дошкольного возраста».
Данная методика – это большой театр, театр кукол (буквят), сказочных героев, цветных иллюстраций, где сам ребенок играет воображаемую роль. Это сказки, волшебство, превращения. Все это увлекает, заманивает незаметно для них в секреты орфографии.
Каждый раздел представлен в виде царства: Фонетики, Графики, Словообразвания, Синтаксиса и др.. Каждым царством управляют сказочные герой: фея, королева, клоун, богатырь, мелок – синтаксис и др..
На каждом занятии дети попадают в сказку с помощью луча света, звезды знаний, золотого ключика и других волшебных предметов. Находясь в сказке, герои ставят перед детьми задачи, проблемы, которые требуют особого поиска, смекалки, логического мышления, умения делать выводы, умозаключения, находить выход из положения.
Перед детьми мир раскрывается с двух сторон добра и зла.
Воспитываются такие качества как взаимопомощь, сочувствие, сопереживание, терпение, воля.
Ребенок, погруженный в языковую среду усваивает слова и конструкции предложений: огромное количество повторений, проговаривание одних и тех же выражений – делает формирование речевых навыков прочным, быстрым и эффективным.
Я разработала модель занятия, которая полностью раскрывает задачи, учит решать проблемы, анализировать продукт, получать готовый результат в процессе своей самостоятельной мыслительной и практической деятельности.
На первом этапе дети знакомятся со звуками, сравнивают свое произношение с произношением сказочных героев. Посещают страну «Зазеркалья» - где происходит знакомство со звуковым аппаратом. Работают с зеркалами, играя с язычком в разные игры: «Язычок проснулся», «Скачет на лошадке», «Играет в прятки», «Стучит в заборчик», «Сосет сладкую конфету» и др..
Модель занятия по работе ТРИЗ с детьми на основе сказок Словографии.
1.Закладывается информация: 2.Выводится программа: Определить звук, характеристика разучить скороговорку. звука. «Звук найден». Тренировочные упражнения:
«Назови слог».
3.Запуск проблемы: «Где находиться 4.Мастерская(моделирование, звук?». Найди и придумай слово с штрихование, написание по заданным звуком. образцу). Звук одеть в форму.
Знакомство с буквой.
5.Мотив. Зачем? Учиться читать. 6.Выпуск готовой продукции. Чтение слогов (открытых и закрытых). Выкладывать слово из кубиков. Слоговые карточки. Отмечать фишками.
7.Анализ. Чтение слова. 8.Синтез. Вскрыть программу: Сколько звуков в слове? придумать предложение
Сколько букв в слове? с заданным словом. Постановка ударения. Записать предложение схемой.
Определить по характеру
высказывания ( . ? ! ).
Цель.
Создать предпосылки для легкого восприятия звукового анализа, подготовить к первичному чтению, сделать процесс обучения естественным.
Задачи.
Образовательные.
Осмысление и усвоение основных понятий русского языка и культуры речи.
Приобретение навыков, необходимых для общения в различных сферах.
Формировать представления о характеристике звука. Постигать тайну звуков,
Работа над звуками, определять место звука в слове, различать гласные и согласные звуки, различать глухие и звонкие звуки. Упражнять в артикуляции и изолированном произношении звуков. Обучать правильному произношению звуков в слогах и словах. Совершенствовать навыки звукового анализа и синтеза, делить слова на слоги, выделять ударный слог в слове. Учить дифференцировать звуки в слогах, словах и предложениях.
Раскрывать тайны словографии от звука к слогу, от слога к слову, от слова к словосочетанию, от словосочетания к предложении. Совершенствовать умения составлять предложения по опорным словам, схемам, картинкам.
Составлять предложения разные по цели высказывания. Формировать практическое усвоение лексических и грамматических средств языка. Овладевать речевыми навыками, активизировать словарь, понимать значение слов, упражнять в речевых конструкциях, вырабатывать « языковое чутье», чувствовать красоту языка.
Развивающие.
Развивать все виды памяти: зрительную, моторную, словесно-логическую.
Развивать умение наблюдать, сравнивать, анализировать, делать выводы при исследовании языкового материала.
Развивать фонематическое восприятие, зрительное и слуховое внимание, память, мышление.
Развивать мелкую моторику.
Развивать навык чтения слогов и слов.
Продолжать развивать навыки связной речи.
Воспитательные.
Воспитывать любовь и интерес к родному языку.
Воспитывать отзывчивость, умение слушать воспитателя, работать в коллективе, воспитывать чувство сопереживания, взаимопомощи, дружеские качества, воспитывать умение выслушивать мнение товарищей.
Воспитывать самоконтроль за речью.
Поддерживать интерес к сказочным героям, вызывать положительные эмоции на занятиях.
Формирование ответственности ,самостоятельности в обучении, стремления искать открывать новое.
Формы организации работы с детьми.
Непосредственная образовательная деятельность.
Совместная деятельность педагога с детьми.
Встречи, путешествия со сказочными героями.
Праздники, развлечения, фотоальбомы, презентации.
Методы и приемы.
Беседы по сказкам словографии.
Мнемотаблицы.
Театрализованная деятельность.
Театрально-режиссерские игры по мотивам сказки.
Самостоятельные игры по инициативе детей.
Дидактические игры.
Художественное слово: загадки, стихи, пословицы, песенки, скороговорки, чистоговорки.
Физкультурные паузы, физкультминутки.
Ручной труд. Изготовление букв, поделок различными способами: лепка, аппликация, рисование, штрихование.
Результативность.
Занятия даются на высоком эмоциональном уровне, которые позволяют повысить эффективность обучения. Дети в занимательной форме узнают о структуре и законах русского языка. Изучение звуков и букв происходит в путешествиях по волшебным сказкам. Языком охвачен весь мир явлений и предметов. При экспериментальном обучении я параллельно использую сказку в сочетании со звуко - буквенным анализом, что дает положительные результаты.
Оборудование.
Театр букв; сказочные герой: игрушка – дракон, фея Графика, фея Фонетика, звуковой домик, домик для букв, карточки – слоги, кубики Зайцева, аппарат – жучок, картинки, карточки – ребусы, звуковые кубики, звуковые часы, зеркала, картинки с артикуляционными упражнениями, сигнальные карточки для определения твердости и мягкости согласных звуков, графические схемы, звуковые фишки, звуковые окошки.
Ход занятия.
Ребята к нам пришло письмо из «Буквинска» от королевы Графики.
Ребята срочно отправляйтесь
В Буквинск . Мои буквята поссорились .
Помогите!
Ребята, мы ведь умеем с вами дружить ,а значит сможем и буквят научить
дружить . А помогут нам в этом пословицы.
«Один за всех и все за одного».
«Нет друга так ищи, а нашел береги».
«Без беды друга не узнаешь»
Но мы ведь верные и настоящие друзья, поэтому поспешим на помощь
С помощью каких волшебных предметов вы в этот раз хотите посетить «Буквинск»?
С помощью волшебной палочки.
Закрываем глаза и открываем.
Вот мы и в «Буквинске».
О, ужас, здесь замки. Кажется нас никто не ждет.
Вы помните, кто здесь живет?
Кто живет в домике «Оперы» - поющие.
А как по другому их назвать? – гласные.
Кто живет в китайском домике? – преградные.
А как по другому их назвать? – согласные.
/ звучит рычание – взлетает дракон/
Дракон: Чтобы открыть замки и попасть в «Буквинск» надо выполнить несколько заданий.
1 задание. Поочередно выставляю картинки с заданным звуком.
Необходимо услышать звук и вспомнить скороговорку с этим звуком.
Произнесите медленно, быстро, громко и шепотом.
2 задание. Подобрать слова – признаки, определить, сколько слогов в слове и картинку положить в корзинку. Например, машина ( какая?) – быстрая, стремительная, в этом слове три слога.
Дракон: Вы открыли все замки, путь свободен!
Вед.: Я думаю, что нам надо набраться сил, а значит отдохнуть.
Физ. Минутка.
Мы гласные буквята тра – ля – ля – ля,
Мы красные девчата тра – ля –ля –ля.
Мы парами гуляем, танцуем и поем,
Мы слоги примеряем и слоги создаем.
Тра – ля – ля – ля.
/ присаживаемся на места, предварительно , найдя свою пару/
Вед. : Что такое слог? Из чего состоит слог?
Поочередно дети поют песенку и отвечают чья это песенка?
Например, му – му – это песенка коровы.
/ слышим шум - вылетают кубики из домика/
Вед. : Что случилось? Что за шум?
Шурик всех буквят выгнал из домика.
А Жорик все вещи перепутал.
Подождите буквята не ссорьтесь.
Тут еще и телефонный звонок.
Графика: Раскройте мою тайну, она поможет вам навести порядок .
Вед.: Где письмо, мы должны разгадать тайну.
/ вынимаю ребус , определяют первый звук в слове, читают слово/
Читают слово «МИР»
Как вы думаете, зачем Графика дала нам это слово.
Дети: помирить буквят.
Вед.: Не ссорьтесь, ребята вам помогут распределить вещи, но сначала надо навести порядок. Дети поочередно ведут поиск парного буквенка, выстраивают их башенкой. Хором произнося парных буквят.
Дети поочередно берут картинку, определяют место звука в слове и распределяют по корзинкам, а также делят слово на слоги.
Вручают картинки со звуком /ж/- Жорику, и со звуком /ш/- Шурику.
Ну вот и помирились.
А на прощанье поиграем в игру «Продолжи предложение».
Долго, долго крокодил
Море синее ------------.
И шалить без передышки
Целый день могли --------.
Уронила белка шишку,
Шишка стукнула ------------.
Прицепившись к задней шине
Мишка едет на ---------------.
Вед.: Нам пора прощаться и в садик возвращаться.
Где наша волшебная палочка?.
Фея Графика задает проблему: необходимо открыть замки.
Назови первый звук в слове. Произнеси скороговорку быстро, громко…
Симферополь
автор: Александр Ал Фролов
Раскинулся в предгорьях Симферополь,
На берегах журчащего Салгира.
Твои холмы хранят ещё Акрополь
Столица Таврии и крымская Пальмира.
Аллеи знают,что шептал им Пушкин,
Толстой и Грибоедов жили здесь.
И город помнит их весёлые пирушки,
Что гнали прочь душевную болезнь.
Ты даришь нам Неаполь Скифский,
Старейшую мечеть Кебир-Джами.
Приезжих угощаешь спелой вишней
И дуб пятистолетний прячет их в тени.
Ты удивляешь нас каштаном пятиствольным,
И именами знаменитых горожан.
Здесь композитор Караманов жил привольно
Певец Богатиков твоим был небом пьян.
Раскошен ты усадьбой графа Воронцова,
Взметнулся в небо Долгоруковский колОсс.
Стратег Суворов смотрит с берега сурово,
Прикрыв собою русский наш форпост.
У моря Чёрного дорожный свиток Рима
Мой юный город-винных ягод гроздь.
Ты небо ясное и южный ветер Крыма,
Пропитан солнцем,морем весь насквозь.
Source: http://ljubimaja-rodina.ru/stikhi/638-stikhi-pro-gorod-simferopol.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА КОНСПЕКТ НОД ПО СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОМУ РАЗВИТИЮ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ ТЕМА: «Секреты дружбы»
Подготовила:воспитатель Олейникова Алла ИвановнаЦель занятия: обобщить и расширить знания детей о дружбе, ее социальной значимости.Задачи.1. Образовательные: обогащать лексику ...
Методическая разработка для детей старшей группы детского сада "Секрет Дружбы"
Расширять представления детей о нормах поведения, побуждать их к положительным поступкам. Продолжать развивать культуру общения со сверстниками....
Методическая разработка "Секреты маленьких человечков"
ВведениеИспользование методики ТРИЗ является развитие таких качеств мышления как гибкость, вариативность, системность, диалектичность: развитие поисковой активности, речи и творческого воображения...
Методическая разработка. Экологическая викторина для старшего дошкольного возраста "Секреты природы"
Презентация состоит из вопросов по шести разделам: птицы, насекомые, животные, фрукты-ягоды, овощи, цветы....
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА С ДЕТЬМИ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИНТЕГРИРОВАННАЯ ФОРМА: МАСТЕРСКАЯ ОБЩЕНИЯ ТЕМА: «СЕКРЕТЫ ДРУЖБЫ»
В данной разработке рассмариваются методы, позволяющие привить детям понятия дружбы и доброжелательности...
Методическая разработка для средней группы «Предметы с секретом»
Обобщить, расширить и систематизировать знания детей о бытовых приборах в жизни человека; формировать у дошкольников установку на здоровый образ жизни, используя здоровьесберегающие технологии и нетра...
Методическая разработка занятия по опытно-экспериментальной деятельности «Секреты Йоника» (старшая группа)
Пояснительная записка«Природа так обо всем позаботилась, что повсюду...