методическая разработка на тему: "Сазки словографии и секреты орфографии".
методическая разработка по обучению грамоте (старшая группа) на тему

Евфимова  Виктория Васильевна

Цель.

Создать предпосылки для легкого восприятия звукового анализа, подготовить  к первичному чтению, сделать процесс обучения естественным.

Задачи.

Образовательные.

Осмысление и усвоение основных понятий русского языка и культуры речи.

Приобретение навыков, необходимых для общения в различных сферах.

Формировать представления о характеристике звука. Постигать тайну звуков,

Работа над звуками, определять место звука в слове, различать гласные и согласные звуки, различать глухие и звонкие звуки. Упражнять в артикуляции и изолированном произношении звуков. Обучать правильному произношению звуков в слогах и словах. Совершенствовать навыки звукового анализа и синтеза, делить слова на слоги, выделять ударный слог в слове. Учить дифференцировать звуки в слогах, словах и предложениях.

Раскрывать тайны словографии  от звука к слогу, от слога к слову, от слова к словосочетанию, от словосочетания к предложении. Совершенствовать умения составлять предложения по опорным словам, схемам,  картинкам.

Составлять предложения разные по цели высказывания. Формировать практическое усвоение лексических и грамматических средств языка. Овладевать речевыми навыками, активизировать словарь, понимать  значение слов, упражнять в речевых конструкциях, вырабатывать « языковое чутье», чувствовать красоту языка.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx641.74 КБ

Предварительный просмотр:

         Методическая   разработка на тему:

         « Сказки словографии

         и секреты орфографии».

 

         Евфимовой  Виктории  Васильевны

             МДОУ №5  « Солнышко»

            1 – ая квалификационная категория

                                 г. Алушта

                                     2016 г

Методическая разработка на тему:                                      «Сказки словографии и секреты орфографии с детьми дошкольного возраста».  

Данная методика – это большой театр, театр кукол (буквят), сказочных героев, цветных иллюстраций, где сам ребенок играет воображаемую роль.                            Это сказки, волшебство, превращения. Все это увлекает, заманивает незаметно для них в секреты орфографии.

Каждый раздел представлен в виде царства: Фонетики, Графики, Словообразвания, Синтаксиса и др..   Каждым царством управляют сказочные герой: фея, королева, клоун, богатырь, мелок – синтаксис и др..

На каждом занятии дети попадают в сказку с помощью луча света, звезды знаний, золотого ключика и других волшебных предметов. Находясь в сказке, герои ставят перед детьми задачи, проблемы, которые требуют особого поиска, смекалки, логического мышления, умения делать выводы, умозаключения,  находить выход из положения.

Перед детьми мир раскрывается с двух сторон добра и зла.

Воспитываются такие качества как взаимопомощь, сочувствие, сопереживание, терпение, воля.

Ребенок, погруженный в языковую среду усваивает слова и конструкции предложений: огромное количество повторений, проговаривание одних и тех же выражений – делает формирование речевых навыков прочным, быстрым и эффективным.

Я разработала модель занятия, которая полностью раскрывает задачи, учит решать проблемы, анализировать продукт, получать готовый результат в процессе  своей самостоятельной мыслительной и практической деятельности.

На  первом этапе дети знакомятся со звуками, сравнивают свое произношение с произношением сказочных героев. Посещают страну «Зазеркалья» - где происходит знакомство со звуковым аппаратом. Работают с зеркалами, играя с язычком в разные игры: «Язычок проснулся», «Скачет на лошадке», «Играет в прятки», «Стучит в заборчик», «Сосет сладкую конфету» и др..

Модель занятия по работе ТРИЗ с детьми на основе сказок Словографии.

1.Закладывается информация:                                2.Выводится программа:                               Определить звук, характеристика                           разучить скороговорку.                               звука. «Звук найден».                                                 Тренировочные упражнения:                                                                                                                                                    

                                                                               «Назови слог».

3.Запуск проблемы: «Где находиться                    4.Мастерская(моделирование,                звук?».  Найди и придумай слово с                         штрихование, написание по                заданным звуком.                                                        образцу). Звук одеть в форму.                      

                                                                                           Знакомство с буквой.  

5.Мотив. Зачем? Учиться читать.                            6.Выпуск готовой продукции.                      Чтение слогов (открытых и закрытых).                  Выкладывать слово из кубиков.                Слоговые карточки.                                                    Отмечать фишками.      

7.Анализ. Чтение слова.                                            8.Синтез. Вскрыть программу:                   Сколько звуков в слове?                                            придумать предложение

Сколько букв  в слове?                                                 с  заданным словом.                                     Постановка ударения.                                                 Записать предложение схемой.                              

                                                                                          Определить по характеру                                            

                                                                                           высказывания ( .    ?       !    ).

Цель.

Создать предпосылки для легкого восприятия звукового анализа, подготовить  к первичному чтению, сделать процесс обучения естественным.

Задачи.

Образовательные.

Осмысление и усвоение основных понятий русского языка и культуры речи.

Приобретение навыков, необходимых для общения в различных сферах.

Формировать представления о характеристике звука. Постигать тайну звуков,

Работа над звуками, определять место звука в слове, различать гласные и согласные звуки, различать глухие и звонкие звуки. Упражнять в артикуляции и изолированном произношении звуков. Обучать правильному произношению звуков в слогах и словах. Совершенствовать навыки звукового анализа и синтеза, делить слова на слоги, выделять ударный слог в слове. Учить дифференцировать звуки в слогах, словах и предложениях.

Раскрывать тайны словографии  от звука к слогу, от слога к слову, от слова к словосочетанию, от словосочетания к предложении. Совершенствовать умения составлять предложения по опорным словам, схемам,  картинкам.

Составлять предложения разные по цели высказывания. Формировать практическое усвоение лексических и грамматических средств языка. Овладевать речевыми навыками, активизировать словарь, понимать  значение слов, упражнять в речевых конструкциях, вырабатывать « языковое чутье», чувствовать красоту языка.

Развивающие.

Развивать  все виды памяти: зрительную, моторную, словесно-логическую.

Развивать умение наблюдать, сравнивать, анализировать, делать выводы при  исследовании языкового материала.

Развивать фонематическое восприятие, зрительное и слуховое внимание, память, мышление.

Развивать мелкую моторику.

Развивать навык чтения слогов и слов.

Продолжать развивать навыки связной речи.

Воспитательные.

Воспитывать любовь и интерес к родному языку.

Воспитывать отзывчивость, умение слушать воспитателя, работать в коллективе, воспитывать чувство сопереживания, взаимопомощи,  дружеские качества, воспитывать умение выслушивать мнение товарищей.

Воспитывать  самоконтроль за речью.

Поддерживать интерес к сказочным героям, вызывать положительные  эмоции на занятиях.

Формирование ответственности ,самостоятельности в обучении, стремления искать  открывать новое.

Формы  организации  работы  с  детьми.

Непосредственная образовательная деятельность.

Совместная деятельность педагога с детьми.

Встречи, путешествия со сказочными героями.

Праздники, развлечения, фотоальбомы, презентации.

Методы   и  приемы.

Беседы по сказкам словографии.

Мнемотаблицы.

Театрализованная деятельность.

Театрально-режиссерские игры по мотивам сказки.

Самостоятельные игры по инициативе детей.

Дидактические игры.

Художественное слово: загадки, стихи, пословицы, песенки, скороговорки, чистоговорки.

Физкультурные паузы, физкультминутки.

Ручной труд. Изготовление букв, поделок различными способами: лепка, аппликация, рисование,  штрихование.

Результативность.

Занятия даются на высоком эмоциональном уровне, которые позволяют  повысить эффективность обучения. Дети в занимательной форме узнают        о   структуре  и  законах русского языка. Изучение звуков и букв происходит     в путешествиях по волшебным сказкам. Языком охвачен весь мир явлений          и предметов. При экспериментальном обучении  я параллельно использую сказку в сочетании со звуко - буквенным  анализом, что дает положительные  результаты.

Оборудование.

Театр букв; сказочные герой: игрушка – дракон, фея Графика, фея Фонетика,         звуковой домик, домик для букв, карточки – слоги, кубики Зайцева, аппарат – жучок, картинки, карточки – ребусы, звуковые кубики,  звуковые часы, зеркала, картинки с артикуляционными упражнениями, сигнальные карточки для определения твердости и мягкости согласных звуков, графические схемы, звуковые фишки, звуковые окошки.

                                      Ход  занятия.

Ребята к нам пришло письмо из «Буквинска» от королевы  Графики.

                              Ребята срочно отправляйтесь

                             В Буквинск . Мои буквята поссорились .

                             Помогите!

Ребята, мы ведь умеем с вами дружить ,а значит сможем и буквят научить

дружить . А помогут нам в этом пословицы.

                              «Один за всех и все за одного».

                              «Нет друга так ищи, а нашел береги».

                              «Без беды друга не узнаешь»

Но мы ведь верные и настоящие друзья, поэтому поспешим на помощь

С помощью каких волшебных предметов вы в этот раз хотите посетить  «Буквинск»?

С помощью волшебной палочки.

Закрываем глаза и открываем.

Вот мы и в «Буквинске».

О, ужас, здесь замки. Кажется нас никто не ждет.

Вы помните, кто здесь живет?

Кто живет в домике «Оперы» - поющие.

А как по  другому  их назвать? – гласные.

Кто живет в китайском домике? – преградные.

А как  по  другому их назвать? – согласные.

                              / звучит рычание – взлетает дракон/

Дракон: Чтобы открыть замки и попасть в «Буквинск» надо выполнить несколько заданий.

1 задание. Поочередно выставляю картинки с заданным звуком.

Необходимо  услышать звук и вспомнить скороговорку с этим звуком.

Произнесите медленно, быстро, громко и шепотом.

2 задание. Подобрать слова – признаки, определить, сколько слогов в слове           и картинку положить в корзинку. Например, машина ( какая?) – быстрая, стремительная, в этом слове три слога.

Дракон: Вы открыли все замки, путь свободен!

Вед.: Я думаю, что нам надо набраться сил, а значит отдохнуть.

                                     Физ. Минутка.

                      Мы гласные буквята тра – ля – ля – ля,

                      Мы красные девчата тра – ля –ля –ля.

                      Мы парами гуляем, танцуем и поем,

                      Мы слоги примеряем и слоги создаем.

                                           Тра – ля – ля – ля.

                     / присаживаемся на места, предварительно , найдя свою пару/

Вед. : Что такое слог?   Из чего состоит слог?

Поочередно дети поют песенку и отвечают чья это песенка?

Например, му – му – это песенка коровы.

                     / слышим шум -  вылетают  кубики из домика/

Вед. : Что случилось? Что за шум?

Шурик всех буквят выгнал из домика.

А Жорик все вещи перепутал.

Подождите буквята не ссорьтесь.

Тут еще и телефонный звонок.

Графика: Раскройте мою тайну, она поможет вам навести порядок .

Вед.: Где письмо, мы должны разгадать тайну.

/ вынимаю ребус , определяют первый звук в слове, читают слово/

Читают слово «МИР»

Как вы думаете, зачем Графика дала нам это слово.

Дети: помирить буквят.

Вед.: Не ссорьтесь, ребята вам помогут распределить вещи, но сначала надо навести порядок. Дети поочередно ведут поиск парного буквенка, выстраивают их башенкой. Хором произнося парных буквят.

Дети поочередно берут картинку, определяют место звука в слове и распределяют по корзинкам, а также делят слово на слоги.

Вручают картинки  со звуком /ж/- Жорику,  и со звуком /ш/- Шурику.

Ну вот и помирились.

А на прощанье поиграем в игру «Продолжи предложение».

                              Долго, долго крокодил

                              Море синее    ------------.

                              И шалить  без передышки

                              Целый день могли  --------.

                              Уронила белка шишку,

                              Шишка стукнула ------------.

                              Прицепившись к задней шине

                              Мишка едет на ---------------.

Вед.: Нам пора прощаться и в садик возвращаться.

          Где наша волшебная палочка?.

F:\фото\IMG_1724.JPG

Фея  Графика  задает проблему: необходимо открыть замки.

F:\фото\IMG_1725.JPG

Назови  первый  звук  в  слове. Произнеси скороговорку быстро, громко…

Симферополь

автор: Александр Ал Фролов

 

Раскинулся в предгорьях Симферополь,

На берегах журчащего Салгира.

Твои холмы хранят ещё Акрополь

Столица Таврии и крымская Пальмира.

 

Аллеи знают,что шептал им Пушкин,

Толстой и Грибоедов жили здесь.

И город помнит их весёлые пирушки,

Что гнали прочь душевную болезнь.

 

Ты даришь нам Неаполь Скифский,

Старейшую мечеть Кебир-Джами.

Приезжих угощаешь спелой вишней

И дуб пятистолетний прячет их в тени.

 

Ты удивляешь нас каштаном пятиствольным,

И именами знаменитых горожан.

Здесь композитор Караманов жил привольно

Певец Богатиков твоим был небом пьян.

 

Раскошен ты усадьбой графа Воронцова,

Взметнулся в небо Долгоруковский колОсс.

Стратег Суворов смотрит с берега сурово,

Прикрыв собою русский наш форпост. 

 

У моря Чёрного дорожный свиток Рима

Мой юный город-винных ягод гроздь.

Ты небо ясное и южный ветер Крыма,

Пропитан солнцем,морем весь насквозь.
Source: http://ljubimaja-rodina.ru/stikhi/638-stikhi-pro-gorod-simferopol.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА КОНСПЕКТ НОД ПО СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОМУ РАЗВИТИЮ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ ТЕМА: «Секреты дружбы»

Подготовила:воспитатель Олейникова Алла ИвановнаЦель занятия: обобщить и расширить знания детей о дружбе, ее социальной значимости.Задачи.1.    Образовательные:  обогащать лексику ...

Методическая разработка для детей старшей группы детского сада "Секрет Дружбы"

Расширять представления детей о нормах поведения, побуждать их к положительным поступкам. Продолжать развивать культуру общения со сверстниками....

Методическая разработка "Секреты маленьких человечков"

ВведениеИспользование методики ТРИЗ является развитие таких качеств мышления как гибкость, вариативность, системность, диалектичность: развитие поисковой активности, речи и творческого воображения...

Методическая разработка. Экологическая викторина для старшего дошкольного возраста "Секреты природы"

Презентация состоит из вопросов по шести разделам: птицы, насекомые, животные, фрукты-ягоды, овощи, цветы....

Методическая разработка для средней группы «Предметы с секретом»

Обобщить, расширить и систематизировать знания детей о бытовых приборах в жизни человека; формировать у дошкольников установку на здоровый образ жизни, используя здоровьесберегающие технологии и нетра...

Методическая разработка занятия по опытно-экспериментальной деятельности «Секреты Йоника» (старшая группа)

                                  Пояснительная записка«Природа так обо всем позаботилась, что повсюду...