Конспект НООД "Знакомство с буквой"
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему
Предварительный просмотр:
Тема: Буква Т
Цель: знакомство с буквой Т.
Задачи: развивать зрительное и тактильное восприятие, фонематический анализ и синтез, оптико-пространственные представления, мелкую моторику, логическое мышление;продолжать учить соотносить звук и букву, сопоставлять букву и её графический образ; закреплять навык чтения слогов и слов; пополнять словарный запас.
Ход занятия
I. Организационный момент.
- С какой последней согласной буквой мы познакомились? (К- клюв.)
II. Основная часть занятия.
1. Игра «Узнай букву».
Узнавание букв, по-разному расположенных в пространстве.
2. Игра «Доскажи словечко».
По небесам оравою
Бредут мешки дырявые,
И бывает иногда:
Из мешков течет вода.
Спрячемся получше
От дырявой… (тучи).
Почему-то не до игр,
Если рядом бродит… (тигр).
Она бывает глубока,
Она бывает мелка.
Однако это не река.
Зовут её… (тарелка).
Быть должны всегда в порядке
Твои школьные… (тетрадки).
- Повторите слова, которые мы добавили. (Тучи, тарелка, тигр, тетрадки.) С каких звуков начинаются эти слова? (Т),(Т). Какие слова начинаются со звука (Т) ? (Тучи, тарелка.) Какие слова начинаются со звука(Т)? (Тигр, тетрадки.)
3. Пальчиковая гимнастика (см. Приложение 1).
- Посмотрите, как можно пальчиками показать трубу. Давайте вместе сделаем упражнение «Труба».С какого звука начинается слово труба? (Т)
4. Характеристика звука.
- Поднесите руку ко рту и произнесите звуки (т),(т). Как выходит воздух? (Толкается, несвободно.) Что является преградой воздуху? (Язык.) Если воздуху что-то мешает, значит это какой звук гласный или согласный? (Согласный.) Положите руку на горлышко, произнесите (т),(т). (Горло не дрожит.) Значит, голоса нет. Звуки (т), (т) – глухие.
5. Знакомство с темой занятия.
- На письме звуки (т) и (т) обозначают буквой Т. Посмотрите, на что похожа буква Т? (На топорик.) Про букву Т есть двустишие, послушайте его:
Т- топорик у туриста,
По горе идет он быстро.
- А теперь давайте повторим его вместе ( повторяют 3 раза).
6. Анализ буквы.
- Посмотрите, из каких элементов состоит буква Т. (Из палочек.) Сколько их? (2.)
7. Конструирование и реконструирование буквы.
- Ребята, давайте слепим букву Т из синего пластилина? (Т- согласна буква.) Сколько палочек в вашей букве? (Две.)
- Если добавить ещё одну палочку, в какую согласную букву может превратится буква Т? (В буквы Н. К.) Слепите эти буквы.
8. Ощупывание объёмной буквы.
- Возьмите в руки плсастмассовую букву Т и ощупайте её, закройте глазки м запомните на ощупь, какая она.
9. Нахождение буквы в печатном тексте.
- Возьмите приготовленные тексты. Найдите все буквы Т и обведите их.
10. Физминутка « Дворни».
Подметаю я свой двор, (Движения метлой.)
Собираю в кучу сор. (Движения руками.)
Понемножку, понемножку
Всю я вычищу дорожку. (На корточках щипать траву.)
Будут все меня хвалить, (Широкий жест руками.)
« Молодец!» мне говорить. (Гладить себя по голове.)
11. Зарисовка в тетради буквы и картинки-образа.
- Откройте тетради, зарисуйте букву Т и её образ. Буква Т может обозначать твердый и мягкий звуки. Произнесите звуки (т), (т). Посмотрите на картинке и скажите, в каких словах звук (т) звучит твердо, в каких – мягко. (Торт, танк, трамвай – (т); тюлень, телефон, телевизор – (т).
Нарисуйте под буквой два кружка: синий и зеленый.Синий показывает нам, что (т) бывает твердым, а зеленый – мягким. Положите руку на горло и произнесите звуки (т), (т). (Горло не дрожит.) Значит, голоса нет. Нарисуйте под буквой звоночек и зачеркните его – это обозначает, что звук глухой.
12. Игра «Поймай звук».
- Я буду говорить слова, а вы закроете глаза и будите внимательно их слушать. Если вы услышите их (т), хлопните в ладоши (тапочки, кот, компот, слон, туфли, молоток, бегемот, апельсин, топор, пальто, кот, курица, трос, автобус, сметана). Если вы услышите звук (т), топните ногой ( тигр, Катя, плавать, роза, тепло, котёнок, щипать, мыло, тюльпан, Витя, крякать, сор, тюлень, телёнок, мурлыкать).
13. Работа со слоговой таблицей.
«Читаем на букву» - чтение строчки на букву Н (С, К, Т), чтение по порядку столбиков с пройденными гласными.
«Найди такой же слог».
14. Чтение слов.
Кот, котик, кто, окуни, Никита, как, окно, сук, сок, сон, сын, сынок, носок, носи.
III. Итог.
- С какой буквой мы сегодня познакомились? На что она похожа? Кто запомнил двустишие про букву Т? Давайте его повторим вместе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект логопедического занятия "Буква З.Звуки [з],[з\']. В гостях у Зои".
Занятие по обучению грамоте....
Конспект коррекционного занятия «Буква К. Поиск общего в построении букв» для детей с нарушением зрения (подготовительная группа)
Это одно из полного курса авторских занятий по развитию восприятия графического изображения букв для детей подготовительной к школе группы, имеющих нарушения зрения. У таких детей гораздо чаще, чем у ...
конспект "Звук ш. Буква Ш. Дифференциация звуков С – Ш"
Конспект непосредственной образовательной деятельностипо подготовке к обучению грамотедля детей с задержкой психического развитияподготовительной к школе группыпо теме: «Звук ш. Буква Ш. Дифференциаци...
Конспект НОД "Поссорились буквы Ш и Ж"
конспект по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста...
конспект занятия "Путешествие буквы Р и капитана Рыка"
Занятие рассчитано на детей 6-7 лет с тяжёлыми нарушениями речи. Проводится с использованием интерактивных технологий Мимио....
Конспект "Знакомство с буквой Ц"
Конспект для проведения занятия по теме "Знакомство с буквой Ц"...