Конспект ООД по развитию речи и ФЦКМ "Весеннее путешествие"
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа) на тему
Конспект итогового занятия по развитию речи и ФЦКМ в старшей группе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
itogovoe_zanyatie_st.gr_._vesna.docx | 28.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект ООД с детьми старшей группы
«Весеннее путешествие»
Автор: Чиркова М.М.
Цель: Выявить у детей умение применять в специально созданных условиях знания, умения и навыки, приобретённые в ходе ООД по усвоению программного материала.
Задачи:
Образовательные:
Закрепить знания детей о весенних явлениях природы; знание примет весны, знание весенних месяцев, последовательности времён года. Расширить представления детей об изменениях в жизни животных и птиц с приходом весны;
Закреплять умение обобщать и классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи. Формировать грамматически правильную речь: согласование прилагательных с существительными, употреблении существительных во множественном числе. Учить использовать разнообразные сложные предложения при ответах на вопросы.
Развивающие:
Активизировать словарь по теме «весна»: развивать умения подбирать действия и признаки; упражнять в подборе прилагательных. Развивать внимание и умение действовать по инструкции. Развивать связную монологическую речь.
Стимулировать мыслительную и речевую активность детей. Развивать общую и мелкую моторику путём различных движений и упражнений.
Воспитывающие:
Умение слушать, не перебивая других, дополнять ответы товарищей.
Воспитывать бережное отношение и любовь к природе, культуру поведения в лесу весной. Приучать детей откликаться на просьбу о помощи. Проявлять доброе и уважительное отношение друг к другу.
Словарная работа:
Активизировать употребление слов «весенней тематики»: первоцвет, капель, проталины, ранняя, поздняя весна, названия животных, птиц, цветов.
Предварительная работа: Наблюдения за сезонными изменениями в природе во время прогулок. Рассматривание иллюстраций на весеннюю тематику.
Беседы о птицах, животных, растениях. НОД по ознакомлению с окружающим миром по теме «Весна». Чтение рассказов о природе. Составление рассказов о природе по опорным предметным картинкам. Загадывание загадок о природных явлениях.
Дидактические игры «Времена года», «Чего не бывает весной?», «Скажи правильно», «Подбери картинку».
Прослушивание музыки П. Чайковского, Вивальди. Грига.
Методические приёмы:
Беседа, вопросы, рассматривание иллюстраций, просмотр слайдов, игры, напоминание, пояснение, исследовательская деятельность (сравнение ранней и поздней весны), поощрение, продуктивная деятельность, показ приёмов работы; самостоятельная деятельность детей под руководством воспитателя, самооценка.
Демонстрационный материал: Иллюстрации с приметами весны, «портреты» весенних месяцев (картинки с характерными признаками весенних месяцев); задания на слайдах (ребус, схема анализа слова).
Раздаточный материал: Планшеты со схемами звукового анализа слова «весна», наборы фишек на тарелочках; д/и «Собери букет»; карточки птиц зимующих и перелетных; «медали» (из самоклеющейся пленки) трёх цветов по количеству детей.
Техническое обеспечение: Музыкальный центр, ноутбук, мультимедийный экран, проектор, колонки, аудиозапись голосов птиц, фонограммы «весенних звуков».
Ход ООД:
Слайд №1. Заставка (весенний пейзаж)
(Дети входят в музыкальный зал под музыкальное сопровождение).
Воспитатель: Сегодня мы с вами поговорим об одном из удивительных времён года. А о каком именно – вы угадаете сами.
Слайд №2. На слайде ребус со словом весна
(по первым звукам на картинках дети составляют слово)
Дети: Разгадывают ребус. Весна!
Слайд №3. На слайде разгаданный ребус (звук аплодисментов).
Воспитатель: Правильно, ребята! Сегодня мы с вами поговорим о весне.
Слайд № 4. Заставка весенний пейзаж.
Воспитатель: После холодной зимы пришла к нам весна! Давайте подберем к этому слову синонимы. Я задаю вам вопросы, а вы мне отвечаете словом, которое образуется от слова весна.
Какой сегодня день? /весенний/
Какое небо? /весеннее/
Одежда какая? /весенняя/
Настроение у вас какое? /весеннее/
Молодцы!
Воспитатель: Весна – какое красивое слово! Оно радует наш слух. Нам приятно его произносить. Давайте мы с вами разберём это слово и выясним, из каких же звуков оно состоит. Возьмите планшеты и фишки. На планшете вы видите домики для звуков, в которые мы с вами должны поселить звуки в слове весна.
Слайд №5. На слайде схема звукового анализа слова – 5 клеток.
Дети: Выполняют звуковой анализ слова - весна.
Воспитатель: Давайте проверим, правильно ли вы поселили звуки в домики. Обратите внимание на слайд с правильным ответом.
Слайд №6. На слайде правильная схема слова весна.
Воспитатель: Поднимите руки те, у кого звуки расположены также.
Слайд №7. Картинка весенний пейзаж.
Воспитатель: Мы с вами уже много знаем о весне и сами можем рассказать о ней. Ответьте мне, пожалуйста, Весна какая? (подбор определений)
Дети: Красивая, ласковая, нежная, солнечная, тёплая, цветущая, зелёная…
Воспитатель: Давайте вспомним названия весенних месяцев.
Дети: март, апрель, май
Воспитатель: Сейчас мы вами рассмотрим картинки и попробуем определить к какому месяцу весны они относятся.
Слайд №8. Изображение ранней весны.
Дети: (рассказывают): Март – первый весенний месяц. Ранняя весна. Солнце пригревает всё сильнее. Снег становится рыхлым и тает. На открытых местах, где растаял снег, видны проталины. Начинается капель – тают на крышах сосульки. Снег и мороз иногда возвращаются, но ненадолго. Первыми прилетают грачи, они начинают вить гнёзда, ищут оттаявших в земле жучков и червячков. Набухают почки, просыпаются животные (ежи, барсуки). Зайцы меняют шубку с белой на серую.
Слайд №9. Изображение с названием месяца - Март
Воспитатель: Слайд №10. Гимнастика для глаз. Солнышко.
Ребята, мы отметили, что солнышко стало светить ярче; посмотрите, оно нам подмигивает и предлагает нам поиграть, сделать гимнастику для глаз. Проследите глазами за движением солнышка по экрану. Когда солнышко остановится, посмотрите снова на меня.
Дети: Слайд №11. Изображение середины весны (апрель).
Апрель второй весенний месяц. Середина весны. Снег сходит. Повсюду бегут ручьи. Лёд тает, ломается, начинается ледоход. Талая вода от растаявшего снега стекает в реку, воды в реке становится много, начинается половодье. Солнце пригревает ещё сильнее, а небо становится ярко-синим. Где сошёл снег появляются первоцветы: подснежники, цветы мать-и-мачехи. Возвращаются перелётные птицы: скворцы, жаворонки, журавли. Вылезает из берлоги медведь. В апреле природа наполняется звуками: журчат ручьи, поют птицы.
Слайд №11 изображение с названием месяца - Апрель
Дети: Слайд№12. Изображение поздней весны.
Май – последний весенний месяц. Поздняя весна. Май – самый красивый месяц весны. Май – это месяц зелени и цветов. Вся земля покрывается травой. Цветут розовым цветом плодовые деревья в садах. Прилетают и поют птицы. Становится много летающих насекомых. Природа наполняется звуками.
Воспитатель: Молодцы, ребята. Как вы много рассказали нам о весне.
Слайд №13. Изображение с названием месяца – Май.
Слайд №14. Картинка с изображением леса.
Воспитатель: А сейчас я предлагаю вам отправиться на прогулку по весеннему лесу и посмотреть, какие изменения происходят в природе весной. Вы готовы отправиться в дальний путь? Дети: Да.
Воспитатель: Мы к лесной лужайке вышли
Поднимая ноги выше,
Через кустики и кочки,
Через ветви и пенёчки,
Кто высоко так шагал
Не споткнулся, не упал.
Воспитатель: Вот мы с вами и подошли к лесу. Звучит аудиозапись голосов птиц.
- Что можно увидеть в лесу весной?
- Как встречают весну заяц, белка, медведь?
- Рады они весне или нет?
Слайд №15. Картинка животных в лесу.
Воспитатель: Много чудес принесла весна. Кто-то из вас заметил первую травку, кто-то нашел на проталинке первый цветок. В мае распускаются в лесу ландыши. А вот и медведица вывела медвежат на прогулку. У волчицы появились волчата. Белочка сменила свою серую шубку на рыжую. Хорошо в лесу весной!
Слайд №16. Картинка поляны без цветов.
Воспитатель: Ребята, мы с вами пришли на поляну. Однако цветы на ней не распустились. Произошла путаница, летние и весенние цветы перемешались. Давайте поможем цветам распуститься.
Дидактическая игра «Собери букет»
Слайд №17. Картинка поляна с цветами.
Воспитатель: Вот и расцвели весенние цветы на нашей поляне.
Воспитатель: Дыхательная гимнастика.
Слайд №18. Картинка желтые одуванчики
Посмотрите, на картинке одуванчики. Они скоро сменят жёлтые сарафанчики на белые и полетят их пушинки по свету.
Слайд №19. Картинка белые одуванчики
Давайте представим, что у вас на ладошке одуванчики. Давайте вдохнём носиком и подуем долго-долго, чтобы пушинки полетели далеко-далеко.
Воспитатель: Вот и мы с вами, как пушинки, полетели далеко-далеко и очутились на лугу.
Слайд №20. Картинка луг с насекомыми.
Воспитатель: Кто это ползёт по травке?
Дети: Это ползёт муравей, жук
Воспитатель: Кто это летает над цветком?
Дети: Это летают бабочки
Воспитатель: Где насекомые были зимой?
Дети: Зимой насекомые спали в сухих листьях и в коре деревьев.
Воспитатель: Верно, насекомые спали, а как пригрело солнышко, и расцвели первые цветочки, так и появились насекомые.
Воспитатель: А птицы тоже спали всю зиму?
Дети: Нет, некоторые птицы остались зимовать, а некоторые улетели в тёплые края.
Воспитатель: Какая птица прилетает первой?
Дети: Грач
Воспитатель: Почему?
Дети: Потому что грач питается червячками, с появлением первых проталин червячки выходят из земли погреться на солнышке, и грачи тут как тут.
Воспитатель: Как называют птиц, которые улетают? Как называют птиц, которые остаются зимовать?
Дети: Перелетные, зимующие
Слайд №21. Картинка птицы.
Воспитатель: Сейчас проверим как вы знаете зимующих и перелётных птиц. Возьмите карточку с птицей и поселите в свой домик – слева на доске перелётные птицы, справа – зимующие.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, что будет, если не прилетят птицы? Что будет, если не распустятся цветы?
Дети: Будет очень много насекомых…
Воспитатель: Если птицы не прилетят, но насекомых разведется очень много. Насекомые питаются листьями деревьев. Листья деревьев нужны для того, чтобы дерево дышало и выделяло в воздух кислород. А если птицы не будут уничтожать насекомых, погибнут деревья. А если не расцветут цветы, то не будет и насекомых, которые питаются их пыльцой. Прилетят птицы, а им нечего будет есть, и птицы могут погибнуть.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Вы все сегодня хорошо постарались. Наше путешествие подходит к концу. Нам с вами пора возвращаться в детский сад.
Слайд №22. Детский сад.
Воспитатель:
- О каком времени года мы говорили?
- Какое задание вам понравилось больше всего?
- Какое задание вам показалось трудным?
Я приготовила для вас медали. Сейчас вы оцените то, как вы выполняли сегодня задания и сами выберите медаль. Кто справился со всеми заданиями, выбирают медаль красного цвета. Кто допустил одну ошибку, выбирают медаль зелёного цвета. Кто не справился ни с одним заданием, выбирает медаль синего цвета.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ (подготовительная группа) «Путешествие на вотчину Деда Мороза»
Занятие будет интересно воспитателям....
Конспект занятия по развитию речи на тему «Путешествие в весну»
закрепить представления детей о весне, о еёпризнаках; учить понимать смысл загадок и пословиц; узнавать и называть перелётных птиц, составлять описательные рассказы о них; активизировать речь детей; в...
Конспект занятии по развитию речи на тему: «Путешествие по сказкам»
Конспект занятии по развитию речи для средней группы...
Конспект НОД по развитию речи по теме: "Путешествие к дедушке в сторожку"
Возрастная группа: средняяОбучающие задачи:Формировать умение различать животных по особенностям внешнего вида.Развивающие задачи:Закреплять навыки произношения звуков З,ШВоспитательные задачи:Формиро...
Конспект НОД по развитию речи на тему: «Путешествие в осенний лес»
Цель: развитие речевой и познавательной активности детей. Программное содержание:Образовательные:ü обобщить и систематизировать представления детей о времени года осень;ü систематизир...
Конспект занятия по развитию речи по теме: «Путешествие в страну цветных карандашей»
Конспект занятия по развитию речи для детей средней группы...
Конспект ООД по развитию речи:Составление рассказа «Путешествие по любимым местам станицы Ленинградской» в подготовительной логопедической группе.
Данная организованная образовательная деятельность расширяет представления детей о родном крае: станице и их достопримечательностях. Воспитывает ответственность за сохранение культурно-историчес...