Звук и буква А
план-конспект занятия по обучению грамоте на тему
Предварительный просмотр:
2.Тема: Звук и буква А
Программное содержание:Закреплять правильное произношение звука а, умение выделять его голосом в слове. Формировать умение определять место звука в слове. Познакомить с термином «гласный звук».Развивать словарный запас по теме осень.
Ход НОД.
Организационный момент
Дефектолог беззвучно произносит зукиа, о, у, и (ы) и предлагает детям узнать и назвать их.
Основная часть
Игра-беседа «У врача»
- Когда у нас болит горло, нас осматривает доктор. Что просит сделать врач, чтобы посмотреть горло? (Он просит широко открыть рот.)
- Какой звук он просит произнести? (Звук а.)
- Когда мы произносим звук а, рот широко открыт, воздух проходит свободно, не встречая преграды. Как называется такой звук? (Гласный.)
- Почему а — это звук? (Звуки мы слышим и произносим.)
Фишкой какого цвета мы договорились обозначать гласные звуки? (Фишкой красного цвета.)
Работа с картинкой
Дефектолог показывает детям картинку с изображением аиста.
- Кто изображен на картинке? (Дети называют картинку, утрированно произнося звук а.)
- С какого звука начинается слово аист? (Со звука а.)
Определение места звукаав слове
Перед детьми полоски с тремя делениями.
- Полоска обозначает слово. Звуки могут стоять в начале (первая клеточка), в конце (третья клеточка) и в середине слова (вторая (средняя) клеточка). В слове аистзвука стоит в начале слова. В какую клеточку мы положим фишку красного цвета? (В первую.)
Физкультминутка
Игра «Аист». Дефектолог читает стихотворение, а дети выполняют соответствующие движения.
Аист, аист, длинноногий,
Покажи домой дорогу.
Топай правою ногой,
Топай левою ногой.
Снова — правою ногой,
Снова — левою ногой,
После — правою ногой,
После — левою ногой,
Вот тогда придешь домой.
Характеристика буквыА
- Чем обозначаются звуки? (Буквами.) Буквы мы видим, пишем, читаем. Звука тоже обозначается буквой. (Показывает букву.)
- Найдите такую же букву в своих кассах и рассмотрите ее внимательно.
- Из каких элементов состоит буква А?(Из палочек.)
- Из скольких палочек? (Из трех.)
- Одинаковой или разной длины эти палочки? (Разной, две длинные и одна короткая.)
- Нарисуйте в воздухе буквуА, выложите ее из счетных палочек, из зерен фасоли...
Составление предложения по картинке
Дефектолог просит детей перечислить основные признаки осени и составить предложения по картинке с изображением аиста. (Аисты осенью улетают в теплые края.И так далее.)
Определение места звукаав слове
Дефектолог предлагает детям определить место звукаа в слове астра и отметить его на полоске фишками красного цвета. Он обращает внимание ребят на то, что для этого необходимы две фишки, так как в слове астра два звука а.
Составление предложения по картинке
Дети составляют предложения по картинке, на которой нарисована астра. При этом ребята должны учитывать изучаемую лексическую тему «Осень». (Астры — осенние цветы.)
Работа в тетрадях
Написание заглавной буквыА (по точкам).
Итог занятия
- Какой звук мы сегодня изучали?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Фронтальное логопедическое занятие. Тема"Живые буквы и звуки"(звук и буква "И")
Закрепление звука и буквы "И".Для детей с общий недоразвитием речи (ОНР) III уровня.Конспект фронтального логопедического занятияТема"Живые буквы и звуки"(звук и буква "И")...
Звук [в], буква В. Звук [р], буква Р.
Методические разработки занятия по подготовке дошкольников к обучению грамоте....
Звук и буква О (старшая группа).Звук и буква О (подготовитульная группа).
Данный материал поможет молодым специалистам - логопедам в работе по развитию фонематического слуха, анализа и синтеза, профилактике дисграфии.Может использоваться воспитателями на занятиях по ознаком...
Звук [е], буква Е, звук [ё], буква Ё.
методические разработки занятия по подготовке дошкольников к обучению грамоте....
Звук [Н], буква “Н” , звук [И], буква “И”.
Методические разработки занятия по подготовке дошкольников к обучению грамоте....
презентация на тему "Звук и буква У", презентация на тему "Звук и буква О"
Презентация адресована логопедам,дефектолагам,молодым специалистам,работающим с детьми дошкольного возраста....
Материал для закрепления по темам: «Звук и буква А», «Звук и буква У», «Звук и буква О»
Материал адресован родителям дошкольников и воспитателям детских садов....