Конспект "Звук и буква В"
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа) на тему
Конспект занятия «Звуки (В - ВЬ), буква В».
Цель: знакомство со звуками В и Вь, буквой В.
Задачи:
1) Учить давать характеристику звуков; формировать навыки фонематического восприятия; закрепить умение находить место звука в слове.
2) Развивать мышление, произвольное внимание, фонематические процессы; мимическую мускулатуры, мелкую и крупную моторику.
3) Создать хорошее настроение, воспитывать аккуратность, доброту, взаимовыручку; желание и умение работать в коллективе, поощрять активность и самостоятельность.
Оборудование: сигнальные карточки (синяя, зеленая), разрезные карточки «Место звука в слове»,предметные картинки на изучаемый звук, «чудо-дерево», ромашки на дифференциацию звуков, карточки для профилактики дизартрии, письмо от выпускника детского сада.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytoe_zanyatie.docx | 24.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект открытого занятия по развитию фонетико-фонематических процессов с элементами обучения грамоте. Тема: «Звуки В, Вь. Буква В» Подготовила: учитель-логопед Филатова О.В. Дата проведения: 13 апреля 2016 г Конспект занятия «Звуки (В - ВЬ), буква В». Цель: знакомство со звуками В и Вь, буквой В. Задачи: 1) Учить давать характеристику звуков; формировать навыки фонематического восприятия; закрепить умение находить место звука в слове. 2) Развивать мышление, произвольное внимание, фонематические процессы; мимическую мускулатуры, мелкую и крупную моторику. 3) Создать хорошее настроение, воспитывать аккуратность, доброту, взаимовыручку; желание и умение работать в коллективе, поощрять активность и самостоятельность. Оборудование: сигнальные карточки (синяя, зеленая), разрезные карточки «Место звука в слове»,предметные картинки на изучаемый звук, «чудо-дерево», ромашки на дифференциацию звуков, карточки для профилактики дизартрии, письмо от выпускника детского сада. Ход занятия. 1.Организационный момент Ребенок: Доброе утро, птицы запели. Добрые люди, входите к нам в двери. Милости просим в гости сейчас. Очень мы рады видеть всех Вас! Психогимнастика. Логопед: – Ребята, когда мы узнали, что придут гости мы удивились. (дети изображают удивление) – Потом мы стали думать, что покажем гостям. (серьезное, задумчивое лицо) – А сегодня мы увидели знакомые лица и обрадовались! (радостные лица) Логопед. Ребята, сегодня я получила на адрес нашего детского сада необычное письмо. Адрес указан наш, старшая группа, а вот от кого пришло это загадочное письмо нам предстоит узнать, выполнив все задания. Сегодня вы, ребята, сами Пойдёте волшебными путями По очень необычной стране И побываете там везде! Все звуки речи там живут, Они давно вас ждут. Вы попадёте в их владенья, И вам должно хватить уменья Все испытания пройти, Не сбившись с верного пути! 2.Повторение пройденного материала. Логопед: - Что мы слышим? Дети: Звуки. Логопед:- Какие бывают звуки? Дети: Гласные и согласные. Логопед: Почему мы их называем «гласные звуки»? Дети: Когда мы их произносим, воздушная струя не встречает преграду. Логопед: Назовите, согласный звуки. Дети: М П Б… Логопед: Почему мы их так называем? Дети: Они не тянутся и не поются! 3. Сообщение темы Логопед: Поиграем мы в игру: Я знаю много имен мальчиков и девочек: Ваня, Вася, Валера, Василиса, Влада. Какой чаще всего звук повторялся? Дети: Звук В. Логопед: Вика, Вероника, Виолетта, Виктор. Какой чаще всего звук повторялся? Дети: Звук Вь. Логопед: Сегодня мы познакомимся со звуками В, Вь и с буквой В. Зубками мы нижнюю губу прикусим, Между ними голос пустим. Звук В – согласный, твердый, звонкий. Звук Вь – согласный, мягкий, звонкий. - Чем отличаются звуки? Дети: Звук В – твердый, звук Вь – мягкий. Логопед: Что общего? Дети: Звуки В и Вь согласные, звонкие. 4. Развиваем фонематический слух Логопед: Звуки В и Вь любят играть: Подними синюю карточку, когда услышишь звук В Подними правую карточку, когда услышишь звук Вь. (логопед называет сначала звуки: В В Вь В Вь Вь…, затем слоги: Ва, Вя, Вы, Ве, Ву….) - Молодцы! 5. Определить место звука в слове. Логопед: Ребята в письме были разрезные картинки, давайте их соберем и назовем, что на них нарисовано. В – самовар, ваза, валенки, волк, вода, сливы, неваляшка Вь – весы, ведро, вертолет, цветы, телевизор, медведи) Логопед: Где ты слышишь звук В (Вь) в слове САМОВАР, в начале, в середине или в конце слова? Ребенок: Я слышу звук В (Вь) в середине слова. (логопед проверяет все слова) Физ.минутка. А сейчас мы с Вами дети Улетаем на ракете. На носки приподнимись, А потом руки вниз. 1,2,,3,4- Вот летит ракета ввысь. 6. Игра с мячом «Скажи наоборот». Я буду произносить слог с твердым В, а вы отвечаете с мягким ВЬ и наоборот. ВА-ВЯ ВЫ-ВИ ВЯ-ВА ВО-ВЁ ВУ-ВЮ ВИ-ВЫ ВЭ-ВЕ ВЁ-ВО 7. Развиваем фонематический анализ, деление слов на слоги, составление простого распространенного предложения. Логопед: Игра «Путаница». Посмотрите на эту путаницу, назовите все предметы, которые вы увидели. Верно ли, что все слова начинаются на звук Вь? Какое слово лишнее? Дети: ВАРЕЖКА Логопед: Почему это слово лишнее? Дети: В слове ВАРЕЖКА первый звук В - согласный, твердый, звонкий. В остальных словах первый звук Вь. Логопед: делим слово ВАРЕЖКА на слоги. Произнесите слово по слогам. Сколько слогов в этом слове? Дети: В этом слове три слога. Логопед: Составьте предложение с этим словом. Дети: Бабушка связала теплые варежки. Логопед: Сколько слов в предложении? Дети: В предложении четыре слова. Логопед: Назовите первое (второе…) слово. Дети: Бабушка. (связала; теплые; варежки) 8.Знакомство с буквой. Логопед: Слышим звуки, а пишем, читаем? Дети: Буквы. Логопед: «В» - буква очень важная Воображала страшная. Грудь колесом, живот надут, Как будто нет важнее тут. (Логопед выкладывает на наборном полотне букву В) Пишем в воздухе: сверху вниз (спинка), слева направо полуовал…; Пальчиковая гимнастика: 1,2,3,4,5 В космос полетел отряд, Командир в бинокль глядит, Что он видит впереди? Солнце, планеты, спутники, каметы, Большую желтую луну. Найдите в тетради правильно написанную букву и обведите ее в кружочек, покажите на пальчиках сколько правильных букв. 9.Игра «Собери цветочки». Логопед: Ребята в письме еще оказалось 2 ромашки, с зеленой и синей серединой. Как вы думаете почему они именно с такими серединками? Правильно, на одной ромашке живут слова с мягким звуком, а на другой с твердым!Но к сожалению, пока письмо шло к нам,лепесточки у ромашки рассыпались, давайте соберем ромашки, и поместим слова по соответствующим серединкам. (К синему кружку дети собирают лепестки, на которых картинки со звуком В, к зеленому картинки со звуком ВЬ. ) Логопед проверяет выполнение задания. 10. Итог занятия. Логопед: Мы с вами выполнили много заданий. А кто же прислал нам это письмо? (Логопед открывает конверт и достает карточку с ребусом). Имя зашифровано. По первым буквам слов мы узнаем имя (слова: валенки облако волк аист – ВОВА.) Вова выпускник нашего детского сада. Сейчас он учится в школе, и решил нам прислать письмо. Вам понравились задания, которые прислал Вова? Дети: Да. Логопед: Когда вы пойдете в школу и научитесь писать и читать, тоже будете присылать нам письма С какими звуками мы знакомились? Звук В какой? Звук Вь какой? А какое задание было самым трудным? Какое задание понравилось больше всего? |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация занятия по знакомству детей со звуками и буквами(с использованием ЭОР - видеопрограммы "Русский язык вместе с Хрюшей и Степашкой" Путешествие за пропавшими буквами. Буква И
Презентация занятия по знакомству детей со звуками и буквами(с использованием ЭОР - видеопрограммы "Русский язык вместе с Хрюшей и Степашкой" )Путешествие за пропавшими буквами. Буква И. Цели и задач...
Индивидуальное занятие для детей старшей группы с проблемами запоминания букв на тему: " Буква К """
Цель: закрепление буквы "К". Задачи:совершенствовать навыки звукового анализа, зрительно-пространственной ориентации, развивать зрит. внимание и память, а также закреплять навыки пользован...
Конспект коррекционного занятия «Буква К. Поиск общего в построении букв» для детей с нарушением зрения (подготовительная группа)
Это одно из полного курса авторских занятий по развитию восприятия графического изображения букв для детей подготовительной к школе группы, имеющих нарушения зрения. У таких детей гораздо чаще, чем у ...
КОНСПЕКТ открытого логопедического занятия по обучению грамоте. Тема:"БУКВЫ ПОТЕРЯЛИСЬ". Дифференциация звуков С-З.Буквы С, З.
Логопедическое занятие по обучению грамоте . Цель: дифференциация звуков [С], [З] в слогах, словах, предложениях;- развитие оптико-пространственной координации, общей и мелкой моторики;- развитие граф...
Материал для закрепления по темам: «Звук и буква А», «Звук и буква У», «Звук и буква О»
Материал адресован родителям дошкольников и воспитателям детских садов....
Закрепление умения находить пройденные буквы среди других букв алфавита, читать и составлять слоги и двусложные слова с пройденными буквами.
Закрепление умения находить пройденные буквы среди других букв алфавита, читать и составлять слоги и двусложные слова с пройденными буквами.Развитие фонетических представлений, навыков звукового и сло...