Занятие по обучению грамоте "Знакомство с буквой "Я"
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа) на тему

Вылку Марина Евгеньевна

Комплексное итоговое занятие по обучению грамоте. Закрепление пройденного материала за учебный год. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan_otkrytogo_uroka_znakomstvo_s_bukvoy_ya.doc38.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ ДС № 95 «Калинка»

Конспект занятия по обучению грамоте

 «Знакомство с буквой и звуком Я»

Подготовила: воспитатель старшей группы № 10

Вылку М.Е.

Тема: Гласный звук Я, буква Я.

Цель: закреплять представление детей о звуке, букве, слоге, слове; познакомить с буквой Я; развивать фонематический слух; определять первый и последний звук в слове; учить детей читать слоги и слова с буквой Я; формировать навык печатания буквы Я; воспитывать доброжелательные отношения между детьми.

Демонстрационный материал: буквы из кассы букв,  картинки, карточки со слогами,  изображение  буквы Я и предметов, названия которых начинаются с буквы Я, плакат с алфавитом.


Ход занятия.

  1. Организационный момент.

Ход занятия:

Воспитатель: ребята, сегодня я хотела прочитать вам стихотворение, но не смогла. Одна буква убежала из алфавита, а что за буква я одна не смогла разобраться. Вы поможете мне ребята. Эта буква оставила нам письмо.

(Воспитатель читает письмо от буквы)

Буква... - важная.

Себя мной каждый норовит назвать.

Устала я от тех ребят,

Кто дело не по - делу

Всегда кричит, умею ...

Хоть сам и не умеет.

- Ребята, вы  поняли  про  какую  букву  идет  речь?  Какая буква убежала? (Ответы детей).

  - Эта буква удивительная, она обозначает целое слово.

Скажет буква про себя: «Посмотрите, это Я»

- И про себя я могу сказать:  Я – Марина Евгеньевна.  А ты кто? (Ответы детей)

- Но куда могла отправиться эта буква, как вы думаете? Больше она нам ничего не написала, но может быть  мы встретим  кого-нибудь по дороге и спросим. Давайте  выяснять  куда же она могла отправиться.  Вспомним, какие бывают буквы? Какие буквы называют гласными, согласными? А какая же буква Я, гласная или согласная. Давайте назовем подружек буквы (дети называют другие гласные буквы и находят их среди других букв).

                 Вот мы вспомнили все  гласные звуки, может быть, отправимся в путь,  на поиски нашей потерявшейся буквы?

                  Но сначала давайте поиграем в игру  и  вспомним  какое сейчас время года?

Игра «Договори словечко».

На, На, На,

На, На, На,

В гости к нам пришла (весна).

Ла, ла, ла,

Ла, ла, ла,

Все дорожки (подмела).

ЛЯ, ля, ля

Ля, ля, ля

Звучит капель (весенняя)!

  1. Новая тема.

Читаем, сравниваем, наблюдаем за согласными, как звучат твердо или мягко:

ЛА  РА  ДА  ЗА  СА  БА

ЛЯ  РЯ  ДЯ  ЗЯ  СЯ  БЯ

- А теперь добавим слоги, и получатся слова:

Ла – лапа, лампа

Ля – земля, поля

Ра – рад

Ря - ряд

Да – Даша

Дя – дядя и т.д

  1. Физкультминутка.

Наши дети подустали,

Долго буквы изучали,

И, наверное, друзья,

Отдохнуть нам всем  пора.

Раз – подняться, потянуться,

Два – согнуться, разогнуться,

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре – руки шире,

Пять – руками помахать,

Шесть – на стульчик сесть опять.

  1. Чтение сказки Л.Н. Толстого «Лягушка и мышь»

Лягушка и мышь завели ссору. Вышли на кочку и стали драться. Ястреб видит, что они о нём совсем забыли, спустился и схватил их обеих.

- Какие слова со звуком Я вы запомнили?

- Придумайте  теперь свои слова с этим звуком, только чтобы он был и в начале и в середине и в конце слова.   (Дети придумывают слова).

- Докажите, что Я гласный звук.

(Ответы детей).

  1. Самостоятельная работа.

Дети самостоятельно делают анализ звуков слов  РАД и РЯД.

  1. Чтение слоговой таблицы.

ВА________

ТА________

СЕ________

СА________     -   НЯ

СО________

ЖЕ________

БА_________

  1. Заключение.

- Ребята, какие Вы внимательные, старательные. Мы сегодня многое успели:

Букву новую узнали,

Со словами поиграли,

А во всем нам помогла – буква Я.

Вот мы и нашли с вами сбежавшую букву.

Давайте её вернём в алфавит .

- Как хорошо вы сегодня  поработали  я    для  вас  приготовила подарок.

Что это, можно  узнать  отгадав загадку:

Может и разбиться,

Может и свариться,

Если хочешь,

В птичку может превратиться. (Яйцо)

Раздаем детям расписные яйца.

Используемая литература:

Д.Г. Шумаева  «Как хорошо уметь читать»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по обучению плаванию детей среднего дошкольного возраста (второй год обучения)

Задачи: Формировать гигиенические навыки:раздеваться и одеваться в определенной последовательности; аккуратно складывать одежду; самостоятельно пользоваться полотенцем; последовательно вытирать час...

Конспект занятия по обучению грамоте с детьми старшего дошкольного возраста с нарушением зрения, построенного в соответствии с современными требованиями развивающего обучения.

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе с использованием здоровьесберегающего  сопровождения   в соответствии с  современными требованиями раз...

Мастер-класс "Развивающее обучение. Игровые технологии на занятиях по обучению грамоте и знакомству с окружающим миром".

Хочу поделиться, на мой взгляд, эффективными методами работы, применяемыми мною на занятиях, игровыми технологиями, которые помогают развивать детские способности и делать занятия более интересными и ...

План занятий по обучению детей грамоте и формированию навыков звукового анализа и синтеза (1 год обучения)

Вашему вниманию предлагается План работы логопеда на учебный год в старшей группе детского сада. Он включает перспективное планирование по обучению детей грамоте, охватывает все лексические темы, изуч...

Тема: «Спасем весну» (занятие по обучению грамоте в группе ОНР II год обучения для родителей)

Занятие по обучению грамоте в группе ОНР II год обучения для родителей в подготовительной группе....

Презентация к занятию по обучению грамоте №16.(II год обучения по О.М.Ельцовой).

Презентацуия на тему:  СОСТАВЛЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ С ЗАДАННЫМИ СЛОВАМИ. СОГЛАСНЫЙ ЗВУК [ П ], [ Пь ], БУКВА "П". ЗАКРЕПЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ "ГЛУХОЙ" СОГЛАСНЫЙ ЗВУК,...