Дифференциация букв и звуков С-З".
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему
Конспект открытого интегрированного занятия по обучению грамоте для детей подготовительной группы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
differentsiatsiya_bukv_i_zvukov_s-z.doc | 27 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект открытого логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной группе: «Дифференциация звуков [С] и [З].
Тема занятия: Дифференциация звуков и букв «С-З».
Цель: 1. Закрепление навыка четкого произношения и различения на слух звуков «С» и «З» в речи.
Коррекционные задачи:
1. Образовательные:
-развитие речевого аппарата, развитие органов дыхания;
-развивать фонематическое восприятие; фонематический слух, дифференциация звуков [с]-[з] изолированно, в слогах, в словах;
-работать над развитием фразовой речи;
- формирование навыков звукового анализа: давать характеристику звукам [с] и [з], знать их отличие друг от друга; определять место изучаемых звуков в слове; определять количество звуков в слове, количество гласных и согласных звуков; делить слова на слоги; выкладывать звуковые схемы слов;
- закрепление умения отличать правильный графический образ букв С и 3 от их зеркального отображения.
2. Развивающие:
-развивать слуховое и зрительное восприятие, память, внимание, мышление, воображение; развитие артикуляционной, мелкой ручной моторики.
3. Воспитательные:
-воспитывать организованное поведение на занятии;
-формировать активность и самостоятельность на занятии;
-прививать внимание и интерес к красивой и правильной устной речи.
Оборудование:
Индивидуальные зеркала; Схемы характеристики звука [с] и звука [з]; Предметные картинки (содержащие звуки С и З); Схемы для определения места звука [с] и [з] в слове: начало, середина, конец слова; Индивидуальный раздаточный материал (для выкладывания звуковых схем слов); Поощрительные призы (звёздочки и солнышки); Листы и простые карандаши на каждого ребёнка; Мяч.
Презентация с заданиями.
Ход занятия:
1) Организационный момент:
Слайд 1.
- К нам в гости пришли Слоненок и Зайчонок. Какой первый звук в слове
«слоненок», «зайчонок»? ([с], [з]). Мы будем говорить о звуках [с] и [з].
2) Артикуляция и характеристика звуков [с] и [з]:
Дети сидят на стульчиках перед индивидуальными зеркалами. Произносят звук [с], а потом звук [з], уточняют их артикуляцию [с]: губы в улыбке, зубы сомкнуты в «заборчик», кончик языка упирается в нижние передние зубы, спинка языка слегка приподнята; [з] - то же самое + включение голоса).
Слайд 2, 3.
Артикуляционная гимнастика.
Упражнения воздушной струи.
-«Фокус» - сдувание кусочка ваты с кончика носа — дутье на кончик языка.
Упражнения для губ.
-«Покажи зубки».
-«Трубочка».
Упражнения для языка.
-«Накажем непослушный язычок».
-«Почистим зубки».
-«Киска сердится».
-«Часики».
-«Качели».
-«Причешем язычок».
-«Конфетка»
Что вы знаете о звуке [с]? (согласный, твёрдый, глухой) — картинки с характеристикой звука.
Что вы знаете о звуке [з]? (согласный, твёрдый, звонкий).
3) «Какой звук спрятался?»
Слайд 4.
Логопед предлагает две схемы характеристики звуков ([с] и [з]).
Посмотрите на схемы и догадайтесь, где какой звук «спрятался» (на первой схеме — зачёркнутый колокольчик - [с], на второй схеме - звенящий колокольчик - [з])
Чем похожи эти звуки? (оба согласные, твёрдые)
Чем различаются? ([с]- глухой, [з]- звонкий).
4) «Будь внимателен» (развитие фонематического слуха).
Дети сидят на стульчиках. Логопед произносит слоги и слова со звуками [с] и [з]. Дети хлопают в ладоши, если слышат звук [с], топают, если слышат звук [з]: сон, маска, роза, сумка, золото, задание, посуда, морозы, космос, ас, зы, бусы, тазы, со, автобус.
5) Игра «Ромашка».
Сейчас мы с тобой поиграем. Смотри у меня есть 2 серединки от цветка. Посмотри какие буквы ты видишь? Молодец, правильно «С - З». Вот лепестки. Давай соберём цветки. В картинках, которых есть звук «С» - ты положишь к серединке «С», а со звуком «З» - к серединке с «З».
6) «Буквы шутят» (презентация Слайды 5-11).
Логопед называет слоги и слова с глухим согласным [с], а дети меняют звук [с] на
[з] и называют слоги и слова со звонким согласным [з]:
Са – за, со – зо, су - зу
Роза — роса,
Коза — коса,
Зоя — соя,
Зайка — сайка.
Гимнастика для глаз.
7) Игра с мячом «Добавлялки» (упражнение на слоговой синтез слов).
Логопед бросает мяч ребенку, произнося начало слова. Ребенок должен выбрать подходящий слог (ЗЫ или СЫ), чтобы получилось слово. Называя получившееся слово, бросает мяч логопеду:
бу- (сы)
во- (зы)
ве- (сы)
та- (зы)
ча- (сы)
гро- (зы)
плак- (сы)
зано- (зы)
грима- (сы)
бере- (зы)
8) Повторение скороговорок:
- Кто правильно повторит скороговорку, получит картинку от Зайчонка и
Совы:
Идёт козёл с козой, а коза идёт с косой.
Сеня - незнайка, а Зоя - зазнайка.
Соня Зине принесла бузину в корзине.
Злая оса боса без пояса.
У кого болит зуб, тот не может есть суп.
Захар сахар запасал.
На базаре спозаранку купил Назар козе баранку.
Сеня-везеня везёт Соню на сене.
За каждый ответ дети получают по одной картинке (стол, лиса, ананас, замок, берёза, медуза). На доске схемы для определения места звука в словах.
- Определите, какой звук слышится в вашем слове? К какой схеме подойдёт ваше слово (дети ставят картинки на схемы, объясняя свой выбор)?
10) ФИЗМИНУТКА:
Зайцы.
Скачут, скачут во лесочке
Зайцы – серые клубочки
Руки возле груди, как лапки у зайцев; прыжки.
Прыг – скок, прыг – скок –
Встал зайчонок на пенек
Прыжки вперед – назад
Всех построил по порядку, стал показывать зарядку.
Раз! Шагают все на месте.
Два! Руками машут вместе.
Три! Присели, дружно встали.
Все за ушком почесали.
На четыре потянулись.
Пять! Прогнулись и нагнулись.
Шесть! Все встали снова в ряд,
Зашагали как отряд.
11) «Найди правильно букву»
На доске два панно с правильным графическим образом буквы С и буквы 3 и их зеркальным отображением.
- Слоненок и Зайчонок очень любят играть с буквами, но здесь они написаны по-разному. Вам нужно помочь найти правильные буквы.
Дети обводят правильные буквы.
12) Работа с разрезной азбукой. Нужно составить слово «СЛЕЗА».
А теперь угадайте загадку:
Капает водица соленая на вкус. (Слеза).
Кто лук раздевает, тот это проливает. (Слезы).
- Садитесь за столы и составьте слово из букв, лежащих на вашем столе
- Что нарисовано на картинке? (слеза) Выложите схему слова «слеза». Слайд 12.
Дети работают с индивидуальным раздаточным материалом: выкладывают на столах из красных, синих и зеленых кружков звуковую схему слова «слеза».
Слайд 13.
- Сколько звуков в этом слове? (пять). Назовите.
- Сколько согласных? Назовите.
- Сколько гласных? Назовите.
- Сколько слогов? (два) Почему? (два гласных: [е], [а]). Слайд 14.
- составьте предложение с этим словом;
- сколько слов в предложении?
13) Подведение итогов и оценка работы детей:
- О каких звуках говорили? Чему учились? (оценка работы детей)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Фронтальное логопедическое занятие. Тема"Живые буквы и звуки"(звук и буква "И")
Закрепление звука и буквы "И".Для детей с общий недоразвитием речи (ОНР) III уровня.Конспект фронтального логопедического занятияТема"Живые буквы и звуки"(звук и буква "И")...
Звук [в], буква В. Звук [р], буква Р.
Методические разработки занятия по подготовке дошкольников к обучению грамоте....
Звук [е], буква Е, звук [ё], буква Ё.
методические разработки занятия по подготовке дошкольников к обучению грамоте....
Материал для закрепления по темам: «Звук и буква А», «Звук и буква У», «Звук и буква О»
Материал адресован родителям дошкольников и воспитателям детских садов....
Конспект фронтальных занятий по темам: " Звук и буква А", "Звук и буква У", "Дифференциация звуков А-У"
Выделение звука А из ряда гласных. Выделение ударного А в начале слова ...
Дифференциация и автоматизация звуков и букв
Конспект занятия...
Конспект индивидуального логопедического занятия Тема: «Дифференциация букв и звуков [Т – Д]
Конспектиндивидуального логопедического занятияТема: «Дифференциация букв и звуков [Т – Д]...