Дифференциация и автоматизация звуков и букв
план-конспект занятия по логопедии

Конспект занятия

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл differentsiatsiya_i_avtomatizatsiya_zvukov_i_bukv.docx42.96 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого занятия в подготовительной группе по теме "Дифференциация звуков и букв С-Ш"

Цель: Дифференциация звуков С-Ш в словах, предложениях.

Задачи:

  • Коррекционно-образовательные:
  • формировать умение различать звуки с — ш по акустическим и артикуляционным признакам;
  • активизировать словарный запас по теме «Транспорт»;
  • упражнять в согласовании прилагательных с существительными с существительными в роде;
  • составлять предложения с данными словосочетаниями.
  • Коррекционно-развивающие:
  • совершенствование фонематического восприятия и навыков звукового анализа слов;
  • развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики;
  • закрепление точного сочетания речи и движения, темпа и ритма речи;
  • улучшение зрительного восприятия, пространственных ориентировок.
  • Коррекционно-воспитательные:
  • воспитание нравственных качеств: доброты, отзывчивости, желания помогать другим

Оборудование: кукла, таблицы с буквами, автобус (игрушка), таблицы со стрелочками, игрушки на звук ш, с, на большом листе бумаги картинки: самолёт, мешки, сапоги, снег, шарф, усы, шапка, собака, подушка, шуба, носки, кувшин, слон, конверты для составления схем слов, карандаши, карточки с лов с пропущенными буквами (...апка, ...ипы, ква..., насо......анки, ...ина, ...уба, шала..., ...утки, ...ова, ...ода, ...умка), картинки (шут, сук, мышка, маска, каска, кашка), сушки.

Ход занятия

I. Организационный момент.

Стук в дверь. Приходит в гости кукла Саша.

Здравствуй, Арсений! Можно, я тоже буду с тобой заниматься.

- Как тебя зовут?

- Меня зовут Фафа.

- Мы тебя не понимаем. Ты не умеешь красиво говорить?

- Я не умею произносить только некоторые звуки.

- Но как мы узнаем твоё имя?

- Ты узнаешь моё имя по первым звукам названий картинок. (самолёт, автобус, шуба, апельсин)

II. Сообщение темы занятия.

- Как зовут нашу гостью? Саша.

- Скажите, какой первый звук ты слышишь в слове Саша?

- С

- Назови третий звук в слове Саша?

- Сегодня на занятии мы будем учиться четко и правильно произносить и различать на слух звуки С и Ш и научим говорить Сашу.

Сейчас мы с тобой отправимся в путешествие. На каком транспорте поедем? Выбери транспорт со звуками С или Ш. (автобус, машина, вертолёт, корабль)

- Мы поедем на автобусе. Но прежде надо шины подкачать

Насосы быстро в руки взяли
И шины туго накачали: ш – ш – ш.

- Сели в автобус. Садитесь на стульчики.

Мы в автобусе сидим
И на ручеёк глядим.
Тихо ручеёк звенит,
Он нам с вами говорит: с-с-с.

1. Артикуляция звуков.

Уточнение правильного положения языка при произнесении звуков С и Ш.

- Пока будем ехать в автобусе, давайте расскажем Саше как нужно произносить звуки.

Логопед: Произнесите звук С. Где находится язычок? https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/576152/img1.jpg (внизу). (Использование жеста, дети показывают положение языка). Стрелочка вниз. В каком положении губы? (заборчик в улыбке). Какой воздух выходит изо рта? (теплый).

Как ещё можно назвать звук С? (свистящий)

Произнесите звук Ш. Где находится язычок? (вверху). https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/576152/img2.jpg Стрелочка вверх. В каком положении губы? Какой воздух выходит изо рта? Как ещё можно назвать звук Ш? (шипящий)

Игра «Сигнальщики» Поднять руки на звук Ш, опустить – на звук С. (шайба, сок, пушок, лиса и т.д.)

ВЫЛОЖИТЬ БУКВЫ ИЗ БОБОВ

Комп.Игра «Закончи слово»

2. Дифференциация С-Ш на слух и в произношении:

Первая остановка «Чистоговоркино»

Повторяйте за мной.

Язык вверх — ша-ша-ша, кашка, пышка и лапша,
Язык вниз — са-са-са, масло, сыр и колбаса.
Язык вверх — ша-ша-ша, уши, шея и душа.
Язык вниз — са-са-са, глазки, спинка и коса.

са—шаса шосошо
ус—уш—ус аш—ос—уш
Ша-ша-ша 
— мама моет малыша.
Шу-шу-шу — я письмо тебе пишу.
Са-са-са 
— в лесу бегает лиса.
Со-со-со 
— у Вовы колесо.

4. Дифференциация звуков С и Ш в словах.

Поехали дальше. Смотрите в окно автобуса. Если вы увидите предметы в названии которых есть звук Ш опускайте пальчики вниз, если увидите предметы в со звуком С – поднимайте вверх.

Показываю картинки в окошечке (лиса, карандаш, краски, шуба, бабушка, бусы, чашка, сумка, санки, автобус, груша, уши, коляска, шляпа, сундук, душ).

- Говорите, что вы видите.

6. Нахождение предметов со звуками С и Ш. В ПЕСКЕ

Остановка «ПЛЯЖНАЯ».

Мы остановились НА ПЛЯЖЕ. Выходим из автобуса. Пираты спрятали сокровища в песке. (звучит музыка).

Похвались своими находками Саше. («Я нашёл собачку»).

- 7. Подбор предметов к признакам.

Дидактическая игра «Про что можно сказать?»:

Посмотри какие интересные предметы ты нашёл.

 Про что можно сказать большой? (-ая, -ой, -ые) Шкаф, слон, кувшин, самолёт, сапоги, санки.

Про что можно сказать пушистый? (-ая, -ой -ые,) Кашка, снег, шарф, шапка, носки

А смешной? (-ая, -ые, -ой) Малыш, маска, усы.

Составьте с этими словами предложения.

Послушайте слова-действия. (идёт, стоит). Составьте предложения.

Поехали дальше.

8. Физкультминутка.

Машина

 

Ш – Ш – Ш , Ш – Ш – Ш

      

Размахивают руками вперёд, назад.

С – С – С, С – С – С,

Машут руками над головой.

Би-би-би – гудит машина.

Постукивают кулачком одной руки о ладонь другой.

Тук-тук-тук – мотор стучит.

Топают ногами.

«Едем, едем, едем, едем», -

«Рулят».

Он так громко говорит.

Хлопают.

Ш – Ш – Ш , Ш – Ш – Ш

Размахивают руками вперёд, назад.

С – С – С, С – С – С,

Машут руками над головой.

Шины трутся о дорогу.

Потирают ладонями рук друг о друга.

Шу-шу-шу – они шуршат.

Топают ногами.

Быстро крутятся колёса

Делают «вертушку» руками перед грудью.

Са-са-са – вперёд спешат.

Хлопают.

 

10. Комп.игра «Рифмушки»

- Ура! Я научилась правильно говорить звуки С и Ш. За помощь я хочу подарить тебе синий шарик. Поблагодари Сашу «Спасибо, Саша»

III. Итог.  Кто приходил к нам в гости? Чему ты научил Сашу?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект "Звук ш. Буква Ш. Дифференциация звуков С – Ш"

Конспект непосредственной образовательной деятельностипо подготовке к обучению грамотедля детей с задержкой психического развитияподготовительной к школе группыпо теме: «Звук ш. Буква Ш. Дифференциаци...

Дифференциация и автоматизация звуков Р-Рь в тесте.

Материал предназначен для учителей - логопедов детских садов и школ....

Конспект фронтальных занятий по темам: " Звук и буква А", "Звук и буква У", "Дифференциация звуков А-У"

 Выделение звука А из ряда гласных.                   Выделение ударного А в начале слова              ...

Дифференциация и автоматизация звуков

Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. В. А. Сухомлинский...

Дифференциация и автоматизация звуков.

Дифференциация и автоматизация звуков   Как известно, не все звуки являются простыми для произношения детьми. Многие совсем наоборот, становятся весьма "упрямыми" и никак не даются...

Самоанализ коррекционного занятия в подготовительной группе по теме «Дифференциация дифференциации звуков и букв С — Ш».

Данное занятие посвящено звуков и букв С — Ш. Учебный материал соответствует требованиям государственной программы Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной для детей с ОНР в условиях специального детского ...

Консультация "Использование логосказкок при постановке, дифференциации и автоматизации звуков в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушение речи"

В работе с детьми, имеющими речевые нарушения, эффективным развивающим и коррекционным средством для развития всех сторон речи является сказка. Е.Н. Винарская отмечает, ...