Дифференциация и автоматизация звуков и букв
план-конспект занятия по логопедии
Конспект занятия
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
differentsiatsiya_i_avtomatizatsiya_zvukov_i_bukv.docx | 42.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект открытого занятия в подготовительной группе по теме "Дифференциация звуков и букв С-Ш"
Цель: Дифференциация звуков С-Ш в словах, предложениях.
Задачи:
- Коррекционно-образовательные:
- формировать умение различать звуки с — ш по акустическим и артикуляционным признакам;
- активизировать словарный запас по теме «Транспорт»;
- упражнять в согласовании прилагательных с существительными с существительными в роде;
- составлять предложения с данными словосочетаниями.
- Коррекционно-развивающие:
- совершенствование фонематического восприятия и навыков звукового анализа слов;
- развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики;
- закрепление точного сочетания речи и движения, темпа и ритма речи;
- улучшение зрительного восприятия, пространственных ориентировок.
- Коррекционно-воспитательные:
- воспитание нравственных качеств: доброты, отзывчивости, желания помогать другим
Оборудование: кукла, таблицы с буквами, автобус (игрушка), таблицы со стрелочками, игрушки на звук ш, с, на большом листе бумаги картинки: самолёт, мешки, сапоги, снег, шарф, усы, шапка, собака, подушка, шуба, носки, кувшин, слон, конверты для составления схем слов, карандаши, карточки с лов с пропущенными буквами (...апка, ...ипы, ква..., насо..., ...анки, ...ина, ...уба, шала..., ...утки, ...ова, ...ода, ...умка), картинки (шут, сук, мышка, маска, каска, кашка), сушки.
Ход занятия
I. Организационный момент.
Стук в дверь. Приходит в гости кукла Саша.
Здравствуй, Арсений! Можно, я тоже буду с тобой заниматься.
- Как тебя зовут?
- Меня зовут Фафа.
- Мы тебя не понимаем. Ты не умеешь красиво говорить?
- Я не умею произносить только некоторые звуки.
- Но как мы узнаем твоё имя?
- Ты узнаешь моё имя по первым звукам названий картинок. (самолёт, автобус, шуба, апельсин)
II. Сообщение темы занятия.
- Как зовут нашу гостью? Саша.
- Скажите, какой первый звук ты слышишь в слове Саша?
- С
- Назови третий звук в слове Саша?
-Ш
- Сегодня на занятии мы будем учиться четко и правильно произносить и различать на слух звуки С и Ш и научим говорить Сашу.
Сейчас мы с тобой отправимся в путешествие. На каком транспорте поедем? Выбери транспорт со звуками С или Ш. (автобус, машина, вертолёт, корабль)
- Мы поедем на автобусе. Но прежде надо шины подкачать
Насосы быстро в руки взяли
И шины туго накачали: ш – ш – ш.
- Сели в автобус. Садитесь на стульчики.
Мы в автобусе сидим
И на ручеёк глядим.
Тихо ручеёк звенит,
Он нам с вами говорит: с-с-с.
1. Артикуляция звуков.
Уточнение правильного положения языка при произнесении звуков С и Ш.
- Пока будем ехать в автобусе, давайте расскажем Саше как нужно произносить звуки.
Логопед: Произнесите звук С. Где находится язычок? (внизу). (Использование жеста, дети показывают положение языка). Стрелочка вниз. В каком положении губы? (заборчик в улыбке). Какой воздух выходит изо рта? (теплый).
Как ещё можно назвать звук С? (свистящий)
Произнесите звук Ш. Где находится язычок? (вверху). Стрелочка вверх. В каком положении губы? Какой воздух выходит изо рта? Как ещё можно назвать звук Ш? (шипящий)
Игра «Сигнальщики» Поднять руки на звук Ш, опустить – на звук С. (шайба, сок, пушок, лиса и т.д.)
ВЫЛОЖИТЬ БУКВЫ ИЗ БОБОВ
Комп.Игра «Закончи слово»
2. Дифференциация С-Ш на слух и в произношении:
Первая остановка «Чистоговоркино»
Повторяйте за мной.
Язык вверх — ша-ша-ша, кашка, пышка и лапша,
Язык вниз — са-са-са, масло, сыр и колбаса.
Язык вверх — ша-ша-ша, уши, шея и душа.
Язык вниз — са-са-са, глазки, спинка и коса.
са—ша—са шо—со—шо
ус—уш—ус аш—ос—уш
Ша-ша-ша — мама моет малыша.
Шу-шу-шу — я письмо тебе пишу.
Са-са-са — в лесу бегает лиса.
Со-со-со — у Вовы колесо.
4. Дифференциация звуков С и Ш в словах.
Поехали дальше. Смотрите в окно автобуса. Если вы увидите предметы в названии которых есть звук Ш опускайте пальчики вниз, если увидите предметы в со звуком С – поднимайте вверх.
Показываю картинки в окошечке (лиса, карандаш, краски, шуба, бабушка, бусы, чашка, сумка, санки, автобус, груша, уши, коляска, шляпа, сундук, душ).
- Говорите, что вы видите.
6. Нахождение предметов со звуками С и Ш. В ПЕСКЕ
Остановка «ПЛЯЖНАЯ».
Мы остановились НА ПЛЯЖЕ. Выходим из автобуса. Пираты спрятали сокровища в песке. (звучит музыка).
Похвались своими находками Саше. («Я нашёл собачку»).
- 7. Подбор предметов к признакам.
Дидактическая игра «Про что можно сказать?»:
Посмотри какие интересные предметы ты нашёл.
Про что можно сказать большой? (-ая, -ой, -ые) Шкаф, слон, кувшин, самолёт, сапоги, санки.
Про что можно сказать пушистый? (-ая, -ой -ые,) Кашка, снег, шарф, шапка, носки
А смешной? (-ая, -ые, -ой) Малыш, маска, усы.
Составьте с этими словами предложения.
Послушайте слова-действия. (идёт, стоит). Составьте предложения.
Поехали дальше.
8. Физкультминутка.
Машина
Ш – Ш – Ш , Ш – Ш – Ш |
| Размахивают руками вперёд, назад. |
С – С – С, С – С – С, | Машут руками над головой. | |
Би-би-би – гудит машина. | Постукивают кулачком одной руки о ладонь другой. | |
Тук-тук-тук – мотор стучит. | Топают ногами. | |
«Едем, едем, едем, едем», - | «Рулят». | |
Он так громко говорит. | Хлопают. | |
Ш – Ш – Ш , Ш – Ш – Ш | Размахивают руками вперёд, назад. | |
С – С – С, С – С – С, | Машут руками над головой. | |
Шины трутся о дорогу. | Потирают ладонями рук друг о друга. | |
Шу-шу-шу – они шуршат. | Топают ногами. | |
Быстро крутятся колёса | Делают «вертушку» руками перед грудью. | |
Са-са-са – вперёд спешат. | Хлопают. |
10. Комп.игра «Рифмушки»
- Ура! Я научилась правильно говорить звуки С и Ш. За помощь я хочу подарить тебе синий шарик. Поблагодари Сашу «Спасибо, Саша»
III. Итог. Кто приходил к нам в гости? Чему ты научил Сашу?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект "Звук ш. Буква Ш. Дифференциация звуков С – Ш"
Конспект непосредственной образовательной деятельностипо подготовке к обучению грамотедля детей с задержкой психического развитияподготовительной к школе группыпо теме: «Звук ш. Буква Ш. Дифференциаци...
Дифференциация и автоматизация звуков Р-Рь в тесте.
Материал предназначен для учителей - логопедов детских садов и школ....
Конспект фронтальных занятий по темам: " Звук и буква А", "Звук и буква У", "Дифференциация звуков А-У"
Выделение звука А из ряда гласных. Выделение ударного А в начале слова ...
Дифференциация и автоматизация звуков
Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. В. А. Сухомлинский...
Дифференциация и автоматизация звуков.
Дифференциация и автоматизация звуков Как известно, не все звуки являются простыми для произношения детьми. Многие совсем наоборот, становятся весьма "упрямыми" и никак не даются...
Самоанализ коррекционного занятия в подготовительной группе по теме «Дифференциация дифференциации звуков и букв С — Ш».
Данное занятие посвящено звуков и букв С — Ш. Учебный материал соответствует требованиям государственной программы Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной для детей с ОНР в условиях специального детского ...
Консультация "Использование логосказкок при постановке, дифференциации и автоматизации звуков в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушение речи"
В работе с детьми, имеющими речевые нарушения, эффективным развивающим и коррекционным средством для развития всех сторон речи является сказка. Е.Н. Винарская отмечает, ...