Конспект по грамоте
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа) на тему
Обучение детей слоговому чтению, закрепление навыка звуко-буквенного анализа
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_po_gramote.docx | 25.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 12 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей Калининского района - Санкт-Петербурга
Конспект мастер-класса по обучению грамоте в
старшей группе
«А Б В Г Д - ка приглашает»
Технологии: информационно-коммуникационные; технология использования исследовательской деятельности; здоровьесберегающие; коммуникативные игры, технология ТРИЗ; технология использования сенсорно-развивающей среды.
Авторская разработка воспитателя:
Михайловой Веры Николаевны
Высшая квалификационная категория
2016 г.
Цель: Объединить богатый и разнообразный мир игр, основанных на методах современных педагогических технологий с обучением грамотой для осмысленного и интересного выполнения основных учебных заданий.
Задачи:
- Формировать умение проводить звуковой анализ прочитанных слогов, слов, проводить фонетический разбор слова.
- Познакомить с новым согласным звуком и буквой С, применяя технологию ТРИЗ /системный оператор/
- Закреплять умение писать пройденные буквы, читать слова, определять первый звук в словах-отгадках.
- Стимулировать зрительно-поисковую активность в игровых развивающихся ситуациях, развивать познавательный интерес, любознательность.
- Обогащать сенсорный опыт детей с помощью разных органов чувств.
- Формировать умение составлять простые и сложные предложения.
- Развивать умение детей общаться и взаимодействовать со взрослыми и сверстниками.
- Учить детей понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.
- Создавать условия для возникновения игровых моментов.
- Развивать координацию движений, согласовываясь с текстом физминутки.
- Использовать приёмы самомассажа для обучения здоровому образу жизни
- Формировать навыки самоконтроля и самооценки.
Интеграция образовательных Областей:
® познавательное развитие;
® социально-коммуникативное
® речевое развитие
® физическое развитие
Материал и оборудование:
® почтовый ящик, сундучок с ключиками и заданиями;
® сигнальные карточки и предметные картинки;
® слоговые карточки
® письмо от деда Грамотея;
® индивидуальные лотки с манной крупой;
® цветные шапочки для гномиков Тома, Тима и Голоска;
® фонограмма песенки «АБВГДейка»;
® разноцветные верёвочки из контактной ленты;
® коврики для массажа стоп;
® «труба» для отгадывания на ощупь букв;
® цветные магниты, фломастеры, мяч;
® планшеты;
® кукла-рукавичка лисы;
® сюрпризы (наклейки-кирпичики для домика)
Ход непрерывной непосредственно образовательной деятельности:
Организационный момент:
Игра «Теремок»
( звучит аудиозапись «АБВГД-ейка», дети входят в группу, стоят два стола- теремка, где живут слова, которые начинаются на гласный и согласный звук. Дети получают картинку, определяют первый звук, заходят в свой теремок и садятся на стульчик )
Мотивационный момент
Воспитатель: Ребята! К нам пришла посылка! Написано: «От Деда Грамотея из страны АБВГД-ейка»! Давайте её распечатаем и узнаем, что внутри». (Дети и воспитатель распечатывают посылку, достают оттуда сундук и письмо, в котором написано, что для того, чтобы открыть сундук необходимо найти ключи, но где они, можно узнать, выполнив правильно задания.)
Задание №1 Игра «Весёлые гномики»
Воспитатель: Ребята! Наши друзья гномики подарили вам свои цветные шапочки - синюю, красную, зелёную и хотят с вами поиграть в игру « Поймай звук». (Дети по очереди называют слова, а ребята в шапочках определяют первый звук и ловят его руками. Ребёнок в красной шапочке (Голосок) «ловит» гласные звуки, в зелёной шапочке(Тим) - мягкие согласные, а в синей шапочке (Том) «ловит» твёрдые согласные звуки. ) В конце игры ребята в шапочках составляют слова МЕЛ, КОНЬ и получают свой первый ключик. А, где он спрятан, дети определяют по направлению стрелки.
Задание №2 «Закрой квадратики»
Воспитатель: Ребята! Прочитайте слова под квадратами. Если вы правильно прочитали слово, найдите его на вашей картинке и прикрепите её в нужный квадрат.
Занимательная игра «Мокрые буквы»
(воспитатель влажной тряпочкой пишет на доске буквы, слоги, слово и пока не высох след , ребята должны назвать эту букву (слог, слово, возможно письмо по следу) Дети выполняют второе задание и получают второй ключ
Физминутка.
Воспитатель: «У нас уже два замка открыты! Трудно! Устали! Вы очень старались. Давайте отдохнём. Угадайте, а кто и в какой сказке тоже искал ключик, только не простой, а золотой? Правильно ! «Буратино», в сказке «Золотой ключик»
Буратино потянулся,
Раз –нагнулся, два – нагнулся, три- нагнулся.
Руки в стороны развёл, видно ключик не нашёл,
Чтобы ключик нам достать,
На носочки надо встать.
Задание №3 «Зашифруй слово»
Воспитатель: Ребята! Дед Грамотей просит вас зашифровать слово С Т У Л сигнальными карточками. Но мы с вами не сможем этого сделать , потому что мы ещё не знакомы со звуком С. Как определить , гласный он или согласный? Правильно! Надо попробовать его пропеть ( дети знакомятся со звуком «С» и буквой С, используя «умный экран»). При знакомстве с письмом буквы С, дети снимают обувь, подходят к столу с лотками, в которых насыпана манная крупа, становятся на массажные коврики и пишут букву С. Под каждым лотком лежит слоговая карточка с буквой С. Дети читают слог и договаривают его до слова, затем садятся в свои теремки. А теперь, мы можем выполнить задание Деда Грамотея- зашифровать слово СТУЛ ? Можем. Приготовили сигнальные карточки. Вспомним, что обозначает красная карточка – гласные звуки, синяя –твёрдые согласные, зелёная – мягкие согласные звуки. Один ребёнок работает у доски, остальные самостоятельно. Выполнив правильно третье задание, дети получают ключик, вставляют его в сундучок.
Задание № 4 Игра «Планшет»
Воспитатель: «Дед Грамотей хочет поиграть с вами и приготовил вам планшеты . Включите их ( дети нажимают на красную кнопку и переворачивают планшеты) Задание: « Аист, возвращаясь с базара, растерял свои покупки. С какой буквы начинаются слова. Соедини каждую картинку со своей буквой. (дети выполняют задание самостоятельно, затем оно проверяется) Ребята получают четвёртый ключик.
Задание № 5 «Угадай букву»
Воспитатель: Следующее задание дед Грамотей придумал очень интересное. Вот «труба». В ней лежит знакомая вам буква. А какая она мы не видим. (У,К,С ) Вам надо наощупь определить, что это за буква. Определив её, расскажите о ней стихотворение, (а на коврике из разноцветных верёвочек составлены эти «опасные» буквы в правильном и неправильном написании). Ребята делают свой выбор и составляют слово СУК , затем придумывают предложение с этим словом. Ребята получают последний ключик ,
Воспитатель: «Ребята, мы нашли все пять ключей. Давайте скорее откроем сундук. (воспитатель открывает сундук, заглядывает в него и говорит «Дед Грамотей прислал вам угощение- СЛАДОСТИ)
Итог занятия:
Воспитатель: Ребята, Скажите, вам понравилось сегодня выполнять задания Деда Грамотея? Что больше всего понравилось? А какую букву и звук мы сегодня изучили? За что вы хотите себя похвалить? Вы все сегодня молодцы. С вашей помощью можно открыть любые замки. А вас ждёт ещё один сюрприз –волшебные кирпичики для строительства своего домика.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Викторина со сказочными героями разработка конспекта по грамоте
Конспект занятия по грамоте.Тема: «Викторина со сказочным героем».I. Цели и задачи.1. Развивать фонематический слух детей, умение проявлять внимание к своей речи.2....
Конспект по грамоте непосредственно образовательной деятельности в подготовительной к школе группе дня детей с ОНР «Королева знаний»
Знакомство детей со звуком "р".Путешествие детей по стране ГРАМОТА с приключениями....
Конспект НОД Грамота и ориентировка в пространстве "Крылатый, мохнатый да масляный"
Звуковой анализ слова и ориентировка в помещении по плану....
Конспект обучению грамоте в подготовительной группе
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группеТЕМА: «Цветик- Семицветик»Программное содержание: Учить детей проводить звуковой анализ слов, дифференцируя звуки (согласные и...
Конспект по грамоте старшая группа "Слово. Звук"
Цель: Учить выделять звуки в слове, различать звуки: гласные от согласных. Закреплять умения детей давать полную характеристику гласным и согласным звукам. Задачи:познакомить детей с линейностью ...
Конспекты "Обучение грамоте"
Конспекты...
Конспект по грамоте Тема: Знакомство с термином «Звук» и "Слог"
Цель: Знакомство с понятиями «речевой и неречевой звук». Дифференциация речевых и неречевых звуков.Программное содержание:Формировать представление о том, что слова можно разделить н...