КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ «УМНИКИ И УМНИЦЫ»
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему
Наша задача помочь детям усвоить учебный материал по обучению грамоте. Обеспечить преемственность детского сада и школы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_po_obucheniyu_gramote.docx | 23.79 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ
«УМНИКИ И УМНИЦЫ» ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ ШКОЛЫ
(подготовительная группа)
Цель:
- Помочь дошкольникам освоить программный материал, сделать педагогический процесс более эмоциональным, добиваться большей активности детей на занятии. Обеспечение непрерывности и преемственности дошкольного и школьного образования;
Задачи:
- Закрепление навыков выделения нужного звука в слове.
- Формировать умение делить слова на слоги.
- Закреплять умение выделять первую букву в слове и называть слова определенной звуковой структуры.
- Совершенствовать умение детей составлять цепочку предложений по схемам.
- Формировать грамматический строй речи, расширять словарный запас.
- Совершенствовать навык чтения детей.
- Обучение грамоте через знакомство с понятиями: звук, буква, слог, слово.
Словарная работа:
звук, слог, слово, предложение, ударение, буква.
Материалы: интерактивная доска, конверт с письмом; картинки; фишки: красные, синие, зеленые, черные; карточки-схемы для определения слогов в слове; карточки с набором букв; указка).
ХОД ЗАНЯТИЯ:
«Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться:
- Доброе утро!
- Доброе утро! солнцу и птицам.
- Доброе утро! улыбчивым лицам.
И каждый становится добрым, доверчивым.
Доброе утро длится до вечера».
- Ребята, давайте посмотрим, друг на друга, и улыбнемся. Пусть ваши улыбки будут с нами на протяжении всего занятия, настроение у нас хорошее, мы готовы начать занятие.
- Вы многому научились в детском саду, скоро пойдёте в школу, и сейчас мы проверим ваши знания и умения.
- Что вам для этого необходимо? (внимательно слушать воспитателя, правильно отвечать на вопросы). Занятие будет интересное и трудное, поэтому вам понадобятся внимание, находчивость и ваши знания, мы не ссоримся и помогаем друг другу.
Воспитатель сообщает детям, что нашла письмо от Незнайки. Читает его детям.
Воспитатель: Незнайка пишет, что попал в страну «Умников и умниц» где царствует Королева Знаний. Королева Знаний пригласила Незнайку поиграть в речевые игры, но Незнайка отказался играть с царицей, потому что он не знает что такое «речь» и «речевые игры». На что Королева Знаний очень рассердилась и приказала заточить Незнайку в высокой башне, но пообещала выпустить его, если мы с вами поможем ему. Надо выполнить задания, которые нам приготовила Королева Знаний. Ну что, вы согласны помочь нашему другу Незнайке? (Ответы детей).
– Прежде чем мы начнем выполнять задания, давайте вспомним, что такое «речь»? Из чего она состоит? Ответы детей: (Речь – это слова, предложения. Речь состоит из предложений. Предложения состоят из слов. Слова состоят из слогов и букв. Слоги состоят из букв и звуков).
– Для того чтобы нам правильно выполнить все задания, давайте сделаем гимнастику для язычка. Язычок любопытный смотрит вверх, вниз, влево и вправо (дети выполняют движения язычком 3-4 раза). А теперь проговорим скороговорку «Как у горки на пригорке, жили тридцать три Егорки» (дети проговаривают скороговорку тихо, громко, быстро и медленно).
1 задание: Звуковой анализ слова
- Напомните, что мы изучаем на занятиях по обучению грамоте? (мы изучаем звуки и буквы).
- Скажите ребята, чем отличается буква от звука? (звуки мы произносим и слышим, а буквы мы видим и пишем).
- Какие бывают звуки? (звуки бывают гласные и согласные).
-Давайте с вами вспомним все гласные звуки: А-О-У-Ы-И-Э-Е
- На столе у вас лежат буквы, давайте назовем их?
(А У О М С Х Ш Л Ы Н Р К П Т И З В Ж Б Г Д Й Ь)
- Возьмите цветной карандаш и закрасьте букву в соответствующий цвет.
- Какие две группы у нас получились? (гласные и согласные).
- Как произносятся гласные звуки? (поются, не встречают преград при произношении, образуют слог).
- Как произносятся согласные звуки? (не поются, встречают преграду при произношении, не образуют слог).
«Гласные тянутся в песенке звонкой,
Могут заплакать и закричать,
Могут в кроватке баюкать ребёнка,
Но не желают свистеть и ворчать».
«А согласные согласны
Шелестеть, шептать, шипеть,
Но не хочется им петь».
- А сейчас у меня для вас следующее задание, слушайте внимательно. Читаю скороговорку: «Собирала Маргарита маргаритки на траве, потеряла Маргарита маргаритки во дворе».
- Какой звук очень часто встречается в этой скороговорке? (звук «Р») .
- Сейчас я буду произносить слова, а вы должны определить место звука «Р» в слове: в начале, середине или в конце слова, и отмечаем фишкой тот квадратик на карточке, где находится данный звук. (река, барабан, комар, радуга, размер, сыр, арбуз, кругозор)
Воспитатель: Рассмотрите картинку на доске и назовите слова начинающиеся на твердый звук -м- и мягкий звук -м’- (Ответы детей).
– А теперь проведем звуковой анализ слова, например слово мишка. Вспомните, какие бывают звуки? (Гласные и согласные, твердые и мягкие, звонкие и глухие, а также ударные).
М’ – согласный, мягкий, звонкий звук, отмечаем зеленой фишкой.
И – гласный звук, отмечаем красной фишкой.
Ш – согласный, твердый, глухой звук, отмечаем синей фишкой.
К – согласный, твердый, глухой звук, отмечаем синей фишкой.
А – гласный звук, отмечаем красной фишкой.
Какой звук в этом слове ударный? Звук -и-, рядом ставим черную фишку.
2 задание: Какая буква «заблудилась»? (Исправить ошибку)
- Молодцы, ребята, справились с заданием.
3 задание: Сколько слогов в слове?
Воспитатель: Нужно закрасить столько «кирпичиков», сколько слогов в этом слове. На доске появляются картинки с изображением - (дом, рыба, корова, черепаха, сова, бусы, арбуз, кактус, лопата, корона, вилка, жук)
4 задание: Игра «Отгадай слово».
На доске появляется карточка, разделенная на 3 части, педагог ставит в ее начало букву И и предлагает детям догадаться – какое слово задумано.
Воспитатель: Я буду произносить часть слова без звука И. Вы дополните его звуком И и скажите все слово._ збушка, _ндюк, _зюм, _грушки, _нструменты, _нжир.
Затем буква И передвигается в конец полоски и то же задание дается со словами без последнего звука. Коньк_, санк_, палк_, вилк_, тарелк_, сумк_.
Физкультминутка
На болоте две подружки, Ручками хлопали, Вправо, влево наклонялись, |
4 задание: Расшифруй слово
Воспитатель: Нужно отгадать, какое слово зашифровано. Рисунки подскажут, какие буквы нужно вписать в квадраты. (ДОМ, СОК,ЩЕНОК, ДУБ)
5 задание: Составь предложение
Воспитатель: Добавляя по одному слову, составить цепочку предложений по схеме. Маша гуляет. Маша гуляет с собакой. Маша гуляет с собакой под дождем, .и т.д.
- Перед вами картинки, нужно разгадать слово по первым буквам. (ШКОЛА) .
- Скажите, пожалуйста, что складывают из букв? (слова) .
- Что получается из слов, которые собираются вместе? (предложения).
- Наша речь состоит из предложений. Чтобы правильно и красиво говорить, мы подбираем слова по смыслу друг к другу, и у нас получаются предложения.
- Сейчас составьте из слов, которые вы здесь видите предложение: ШКОЛУ. В. ИДУ. Я (Я ИДУ В ШКОЛУ) .
- Какой знак ставится в конце предложения? (точка) .
- А еще какие знаки ставятся в конце предложения?! )
- Произнесите предложение так, чтобы в конце предложения можно было поставить знаки (., !, ? )
Игра «Отгадай слово».
На доске появляется карточка, разделенная на 3 части, педагог ставит в ее начало букву И и предлагает детям догадаться – какое слово задумано.
Воспитатель: Я буду произносить часть слова без звука И. Вы дополните его звуком И и скажите все слово._ збушка, _ндюк, _зюм, _грушки, _нструменты, _нжир.
Затем буква И передвигается в конец полоски и то же задание дается со словами без последнего звука. Коньк_, санк_, палк_, вилк_, тарелк_, сумк_.
Воспитатель: А сейчас я попрошу вас составить предложения по схемам со словом игрушки! (слайд со схемами).
_______ ______.
_______ ______ ______.
_______ ______ ______ ______.
Воспитатель: Скажите ребята, что означает каждая полоска в предложении? (это слово). А что означает первый знак в предложении? (это начало предложения и оно пишется с большой буквы). Что ставим мы в конце предложения, и что это обозначает? (точку, что предложение окончено).
(Дети составляют предложения со словом игрушки по схемам).
Воспитатель: Молодцы, ребята! И с этим задание мы с вами справились!
Звучит телефонный звонок, воспитатель разговаривает, затем сообщает детям, что Незнайка на свободе и предлагает детям пригласить его в детский сад, чтобы научить его всему чему научились сами.
Итог занятия. В ходе анализа назваю детей, которые проявили активность, правильно отвечая на вопросы педагога, и тех, кто справился с теми заданиями, которые ранее не мог выполнить самостоятельно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной группе на тему: «Грамоте учиться – всегда пригодиться»
Учить детей проводить звуковой анализ слова, упражнять в составлении предложений и умении составлять схему предложения....
Конспект открытого занятия по обучению грамоте в старшей группе «Маленькие грамотеи»
Конспект открытого занятия по обучению грамоте в старшей группе «Маленькие грамотеи» Задачи обучающие:- закреплять навык различения гласных и согласных звуков;- формировать навык звук...
Конспект открытого занятия по обучению грамоте в старшей группе: « Маленькие грамотеи »
Конспект открытого занятия по обучению грамоте в старшей группе:« Маленькие грамотеи »...
конспект занятия по обучению грамоте "Умники и умницы"
конспект заняти по обучению грамоте "Умники и умницы"...
Конспект открытого занятия по обучению грамоте " Страна Умников и Умниц" подготовительная группа
Помочь дошкольникам освоить программный материал, сделать педагогический процесс более эмоциональным, добиваться большей активности детей на занятии. Обеспечение непрерывности и преемственности дошкол...
Конспект открытого занятия по обучению грамоте по теме: «Грамотеи»
Конспект открытого занятия по обучению грамотев подготовительной группе по теме: «Грамотеи»...
Конспект занятия по обучению грамоте "Умники и Умницы"
Конспект занятия по обучению грамоте "Умники и Умницы" представлен в виде викторины для команд. Цель: Закрепить знания, умения и навыки по разделу «Обучение грамоте». З...