Методы и приемы формирования навыков звукового анализа и синтеза.
статья по обучению грамоте (старшая группа) на тему

Якушова Ирина Алексеевна

 Современный метод обучения детей грамоте является звуковым аналитико-синтетическим. Это означает, что дети знакомятся сначала не с буквами, а со звуками родного языка. И действительно, без представления о количестве и порядке звуков в слове ребёнок не сможет правильно писать, а, назвав по порядку буквы, но, не умея соединить вместе соответствующие им звуки, малыш не овладеет чтением. При обучении как письму, так и чтению, исходным процессом является звуковой анализ устной речи, то есть мысленное расчленение слова на составляющие его элементы (звуки), установление их количества и последовательности. Для правильного овладения процессом письма необходимо, чтобы у ребенка были сформированы все фонематические функции.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon yayayaya.doc42 КБ

Предварительный просмотр:

Методы и приемы формирования навыков звукового анализа и синтеза 

 Современный метод обучения детей грамоте является звуковым аналитико-синтетическим. Это означает, что дети знакомятся сначала не с буквами, а со звуками родного языка. И действительно, без представления о количестве и порядке звуков в слове ребёнок не сможет правильно писать, а, назвав по порядку буквы, но, не умея соединить вместе соответствующие им звуки, малыш не овладеет чтением.                                                                                                      

  При обучении как письму, так и чтению, исходным процессом является звуковой анализ устной речи, то есть мысленное расчленение слова на составляющие его элементы (звуки), установление их количества и последовательности.

  Для правильного овладения процессом письма необходимо, чтобы у ребенка были сформированы все фонематические функции.

 Фонематические функции:

- Фонематическое восприятие

- Фонематический анализ (простые формы, сложные формы)

- Фонематический синтез

- Фонематические представления

 Выше названные функции можно отнести к сложным умственным действиям, которые, согласно теории Гальперина, формируются поэтапно. Сначала осуществляется во внешнем плане, затем переводятся во внутренний план. Формирование этих функций должно быть проведено через три этапа:

 Логопедическая работа по формированию фонематического анализа и синтеза проводится с учётом сложности различных форм звукового анализа и синтеза.

Выделение звука из ряда звуков:

- выделение гласного звука из ряда звуков;

- выделение согласного звука из ряда звуков;

- выделение первого гласного звука в слове;

- выделение первого согласного звука в слове;

- выделение последнего согласного звука из слов;

- определение места гласного звука в слове;

- определение места согласного звука в слове;

 Узнавание звука:

- хлопни в ладоши, если в слове слышится заданный звук;

- подними флажок, если в слове услышишь заданный звук;

- отбери картинку, в названии которой слышится заданный звук;

- найди на сюжетной картинке слова, в которых слышится заданный звук;

- придумай слово, которое начинается с заданного звука;

 Определение места звука в словах:

1. Игра “Поезд”.

Дети раскладывают картинки по вагончикам в зависимости от того, где слышится звук.

2. Игра “ Закрой фишкой”.

Дети определяют место звука в слове (начало или конец) и закрывают картинку красной фишкой, если звук слышится в начале слова, и зеленой фишкой, если звук слышится в конце слова.

3. Игра “Светофор”.

Дети ставят фишку на левую красную, среднюю желтую или зеленую правую часть полоски в зависимости от того, где слышится звук в слове.

4. Игра “Волшебный домик”.

Дети определяют место звука в слове и выставляют картинку на определенном этаже ( 1этаж- начало слова, 2 этаж – середина слова, 3 этаж – конец слова).

Обучение звуковому анализу и синтезу на основе слов возрастающей степени слоговой трудности:

- односложных, состоящих из обратных слогов (уп);

- двусложных, состоящих из двух гласных(ау);

- односложных слов с закрытым слогом (кот);

- двусложных, первый из которых состоит из одного гласного (осы);

- двусложных без стечения согласных (ноты);

- двусложных закрытым и открытым слогом (утка);

- многосложных ( кумушка);

- односложных со стечением согласных ( квас, бант).

 Для развития умения определять количество, последовательность и место слова в предложении используются такие задания:

- составление предложений по сюжетной картинке и определение количества слов в нем.

 - придумывание предложений с определенным количеством слов.

- распространение предложений путем увеличения количества слов.

- составление предложений из слов, данных вразбивку ( все слова даны в правильной форме).

- составление предложений с определенным словом.

- составление графической схемы предложения.

- придумывание предложений по графической схеме.

- определение последовательности слов в предложении.

-выбор карточки, соответствующей количеству слов в предложении.

Литература

  1. Алтухова Н.Г. Научитесь слышать звуки. – СПб.: Лань, 2011.
  2. Волкова Л.С., Лалаева Р.И., Мастюкова Е.М. Логопедия: – М: Владос, 2005.
  3. Как подготовить ребенка к школе. М.М. Безруких, С.П. Ефимова, М.Г. Князева. – М.: Новая школа, 2009.
  4. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Экспресс-обследование фонематического слуха и готовности к звуковому анализу у детей дошкольного возраста.-М., 20009.

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИГРЫ И ИГРОВЫЕ ПРИЁМЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА

ИГРЫ И ИГРОВЫЕ ПРИЁМЫ,ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ    НА    РАЗНЫХ    ЭТАПАХ    ФОРМИРОВАНИЯ    НАВЫКОВЗВУКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА...

Формирование навыков звукового анализа и синтеза дошкольников

Крайне полезная и очень понятная информация для родителей!!!...

План занятий по обучению детей грамоте и формированию навыков звукового анализа и синтеза (1 год обучения)

Вашему вниманию предлагается План работы логопеда на учебный год в старшей группе детского сада. Он включает перспективное планирование по обучению детей грамоте, охватывает все лексические темы, изуч...

Презентация "Формирование навыков звукового анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста с ОНР".

Нетрадиционные приёмы, используемые при формировании звукового анализа...

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА С ПРИМЕНЕНИЕМ ЗРИТЕЛЬНОЙ СИМВОЛИКИ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

Основной задачей любого дошкольного учреждения является подготовка ребёнка к школе, в том числе к усвоению письменной речи....

Консультация для родителей и педагогов по формированию навыков чтения.ИГРЫ И ИГРОВЫЕ ПРИЁМЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА

ИГРЫ И ИГРОВЫЕ ПРИЁМЫ,ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ    НА    РАЗНЫХ    ЭТАПАХ    ФОРМИРОВАНИЯ    НАВЫКОВЗВУКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА...