Методы и приемы формирования навыков звукового анализа и синтеза.
статья по обучению грамоте (старшая группа) на тему
Современный метод обучения детей грамоте является звуковым аналитико-синтетическим. Это означает, что дети знакомятся сначала не с буквами, а со звуками родного языка. И действительно, без представления о количестве и порядке звуков в слове ребёнок не сможет правильно писать, а, назвав по порядку буквы, но, не умея соединить вместе соответствующие им звуки, малыш не овладеет чтением. При обучении как письму, так и чтению, исходным процессом является звуковой анализ устной речи, то есть мысленное расчленение слова на составляющие его элементы (звуки), установление их количества и последовательности. Для правильного овладения процессом письма необходимо, чтобы у ребенка были сформированы все фонематические функции.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
yayayaya.doc | 42 КБ |
Предварительный просмотр:
Методы и приемы формирования навыков звукового анализа и синтеза
Современный метод обучения детей грамоте является звуковым аналитико-синтетическим. Это означает, что дети знакомятся сначала не с буквами, а со звуками родного языка. И действительно, без представления о количестве и порядке звуков в слове ребёнок не сможет правильно писать, а, назвав по порядку буквы, но, не умея соединить вместе соответствующие им звуки, малыш не овладеет чтением.
При обучении как письму, так и чтению, исходным процессом является звуковой анализ устной речи, то есть мысленное расчленение слова на составляющие его элементы (звуки), установление их количества и последовательности.
Для правильного овладения процессом письма необходимо, чтобы у ребенка были сформированы все фонематические функции.
Фонематические функции:
- Фонематическое восприятие
- Фонематический анализ (простые формы, сложные формы)
- Фонематический синтез
- Фонематические представления
Выше названные функции можно отнести к сложным умственным действиям, которые, согласно теории Гальперина, формируются поэтапно. Сначала осуществляется во внешнем плане, затем переводятся во внутренний план. Формирование этих функций должно быть проведено через три этапа:
Логопедическая работа по формированию фонематического анализа и синтеза проводится с учётом сложности различных форм звукового анализа и синтеза.
Выделение звука из ряда звуков:
- выделение гласного звука из ряда звуков;
- выделение согласного звука из ряда звуков;
- выделение первого гласного звука в слове;
- выделение первого согласного звука в слове;
- выделение последнего согласного звука из слов;
- определение места гласного звука в слове;
- определение места согласного звука в слове;
Узнавание звука:
- хлопни в ладоши, если в слове слышится заданный звук;
- подними флажок, если в слове услышишь заданный звук;
- отбери картинку, в названии которой слышится заданный звук;
- найди на сюжетной картинке слова, в которых слышится заданный звук;
- придумай слово, которое начинается с заданного звука;
Определение места звука в словах:
1. Игра “Поезд”.
Дети раскладывают картинки по вагончикам в зависимости от того, где слышится звук.
2. Игра “ Закрой фишкой”.
Дети определяют место звука в слове (начало или конец) и закрывают картинку красной фишкой, если звук слышится в начале слова, и зеленой фишкой, если звук слышится в конце слова.
3. Игра “Светофор”.
Дети ставят фишку на левую красную, среднюю желтую или зеленую правую часть полоски в зависимости от того, где слышится звук в слове.
4. Игра “Волшебный домик”.
Дети определяют место звука в слове и выставляют картинку на определенном этаже ( 1этаж- начало слова, 2 этаж – середина слова, 3 этаж – конец слова).
Обучение звуковому анализу и синтезу на основе слов возрастающей степени слоговой трудности:
- односложных, состоящих из обратных слогов (уп);
- двусложных, состоящих из двух гласных(ау);
- односложных слов с закрытым слогом (кот);
- двусложных, первый из которых состоит из одного гласного (осы);
- двусложных без стечения согласных (ноты);
- двусложных закрытым и открытым слогом (утка);
- многосложных ( кумушка);
- односложных со стечением согласных ( квас, бант).
Для развития умения определять количество, последовательность и место слова в предложении используются такие задания:
- составление предложений по сюжетной картинке и определение количества слов в нем.
- придумывание предложений с определенным количеством слов.
- распространение предложений путем увеличения количества слов.
- составление предложений из слов, данных вразбивку ( все слова даны в правильной форме).
- составление предложений с определенным словом.
- составление графической схемы предложения.
- придумывание предложений по графической схеме.
- определение последовательности слов в предложении.
-выбор карточки, соответствующей количеству слов в предложении.
Литература
- Алтухова Н.Г. Научитесь слышать звуки. – СПб.: Лань, 2011.
- Волкова Л.С., Лалаева Р.И., Мастюкова Е.М. Логопедия: – М: Владос, 2005.
- Как подготовить ребенка к школе. М.М. Безруких, С.П. Ефимова, М.Г. Князева. – М.: Новая школа, 2009.
- Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Экспресс-обследование фонематического слуха и готовности к звуковому анализу у детей дошкольного возраста.-М., 20009.
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИГРЫ И ИГРОВЫЕ ПРИЁМЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА
ИГРЫ И ИГРОВЫЕ ПРИЁМЫ,ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВЗВУКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА...
Формирование навыков звукового анализа и синтеза дошкольников
Крайне полезная и очень понятная информация для родителей!!!...
План занятий по обучению детей грамоте и формированию навыков звукового анализа и синтеза (1 год обучения)
Вашему вниманию предлагается План работы логопеда на учебный год в старшей группе детского сада. Он включает перспективное планирование по обучению детей грамоте, охватывает все лексические темы, изуч...
Презентация "Формирование навыков звукового анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста с ОНР".
Нетрадиционные приёмы, используемые при формировании звукового анализа...
ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА С ПРИМЕНЕНИЕМ ЗРИТЕЛЬНОЙ СИМВОЛИКИ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
Основной задачей любого дошкольного учреждения является подготовка ребёнка к школе, в том числе к усвоению письменной речи....
АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА по формированию навыков звукового анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста в процессе подготовки к обучению в школе «Звуковая мозаика» для детей с ограниченными возможностями здоровья, имеющих тяжёлые нарушения речи
АВТОРСКАЯ ПРОГРАММАпо формированию навыков звукового анализа и синтезау детей старшего дошкольного возрастав процессе подготовки к обучению в школе «Звуковая м...
Консультация для родителей и педагогов по формированию навыков чтения.ИГРЫ И ИГРОВЫЕ ПРИЁМЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА
ИГРЫ И ИГРОВЫЕ ПРИЁМЫ,ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВЗВУКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА...