ОПЫТ РАБОТЫ на тему: «Обучение грамоте детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи»
методическая разработка по коррекционной педагогике
Для успешного овладения письмом в школе, у ребёнка должен быть развит фонематический слух. Фонематический слух – способность человека к анализу и синтезу речевых звуков, т.е. слух, обеспечивающий восприятие фонем данного языка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opyt_raboty_obuchenie_gramote_detey_s_onr.docx | 55.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 26»
ОПЫТ РАБОТЫ на тему:
«Обучение грамоте детей старшего дошкольного возраста
с нарушениями речи»
Составила: учитель-логопед МАДОУ «Д/С № 26»:
Прохорова Наталья Павловна
высшая квалификационная категория.
Представила: на заседании РМО специалистов коррекционного
образования ДОУ Саткинского района 13. 12. 2017 г.
г. Сатка
2017 г
Содержание:
1. Введение (актуальность проблемы) ………………………………………… 3
2. Значение фонематического слуха для нормального речевого развития ребёнка……………………………………………………………………………. 3
3. Этапы работы по развитию фонематического слуха у детей дошкольного возраста в ДОУ. …………………………………………………………………. 4
4. Дифференциация понятий «фонематическое восприятие» и «звуковой анализ». ………………………………………………………………………….. .6
5. Последовательность работы при обучении звуковому анализу и синтезу в старшем дошкольном возрасте…………………………………………………. 6
6. Требования к выбору речевому материала для звукового анализа
и синтеза…………………………………………………………………………. 7
7. Структура логопедических занятий по ознакомлению со звуком (буквой) и по дифференциации звуков (букв)……………………………………………… 8
8. Список использованной литературы……………………………………… ..14
ПРИЛОЖЕНИЕ
Картотека речевых игр для развития фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста.
1. Актуальность проблемы.
Для успешного овладения письмом в школе, у ребёнка должен быть развит фонематический слух. Фонематический слух – способность человека к анализу и синтезу речевых звуков, т.е. слух, обеспечивающий восприятие фонем данного языка.
В процессе формирования звукопроизношения слух имеет важное значение. Ребёнок начинает говорить благодаря тому, что слышит речь окружающих. Часто сложные нарушения звукопроизношения встречаются у детей, имеющих нарушения слуха. Но нарушение звукопроизношения встречается и у детей с нормальным слухом. Это, как правило, вызвано двумя причинами: недостаточно развитой подвижностью органов артикуляционного аппарата и (или) недостаточным развитием фонематического слуха.
Недостаточное развитие фонематического слуха тормозит процесс звукообразования у ребёнка: звуки формируются с большой задержкой и часто искажены. Также у детей с недостаточно развитым фонематическим слухом значительно чаще встречаются нарушения слоговой структуры слова.
Дети с нарушением фонематического слуха плохо справляются в школе со звуковым анализом, что приводит к затруднениям и грубым нарушениям письма.
2. Значение фонематического слуха для нормального речевого развития ребёнка.
Ребенка окружает множество звуков: музыка, шелест травы, журчание воды…
Но слова – речевые звуки – с самого его рождения наиболее значимы. Звучащая речь обеспечивает необходимое для ребенка общение со взрослыми, получение информации, приобщение к деятельности, овладение нормами поведения.
Вслушиваясь в слова, сопоставляя их звучание и пытаясь повторить их, ребенок начинает не только слышать, но и различать звуки родного языка.
Освоение ребенком звукового состава языка лежит в основе развития речи и базируется на способности слышать, узнавать и различать речевые звуки. Иными словами, особенность формирования речи напрямую зависит от степени развития фонематического слуха.
Обратить внимание на характер формирования фонематического слуха ребенка важно уже в дошкольном возрасте, т. к. недоразвитие этого слуха является одной из причин, приводящих в условиях школьного обучения к дисграфии - нарушению письма и дислексии – нарушению процесса чтения.
Фонематическим восприятием или фонематическим слухом (что по данным многих современных исследователей одно и тоже) принято называть способность воспринимать и различать звуки речи (фонемы).
Эта способность формируется у детей постепенно, в процессе естественного развития.
В период от 1 года до 4 лет развитие фонематического восприятия происходит параллельно с овладением произносительной стороной речи.
Особенностью передачи звуков в начальный период их усвоения является неустойчивость артикуляции и произношения. Но благодаря слуховому контролю двигательный образ звука соотносится, с одной стороны, с произношением взрослого (с образцом, а с другой – с собственным произношением. Различие этих двух образов и лежит в основе совершенствования артикуляции и произношения звуков ребенком. Правильное произношение возникает только тогда, когда оба образа совпадают (Д. Б. Эльконин)
В развитии фонематического восприятия ребенок начинает со слуховой дифференцировки далеких звуков (например, гласных – согласных, затем переходит к различению тончайших нюансов звуков (звонких – глухих или мягких – твердых согласных). Сходство артикуляции последних побуждает ребенка «заострить» слуховое восприятие и «руководствоваться слухом и только слухом». Итак, ребенок начинает с акустической дифференцировки звуков, затем включается артикуляция и, наконец, процесс дифференцировки согласных завершается акустическим различением.
Одновременно с развитием фонематического восприятия происходит интенсивное развитие словаря и овладение произношением. Уточним, что четкие фонематические представления о звуке возможны только при правильном его произнесении.
3. Этапы работы над развитием фонематического слуха у детей дошкольного возраста в ДОУ.
Поэтому так важно своевременно начать работу по развитию фонематического слуха. Условно её можно разделить на пять этапов.
1 Этап.Узнавание неречевых звуков.
Дети учатся на слух дифференцировать шум ветра, гудок машины, крик, звон колокольчика и т. д.
2 Этап. Различение одинаковых слов, фраз, звукокомплексов и звуков по высоте, силе, тембру голоса.
В ходе игр дети учатся различать друг друга по голосу, подражают низким и высоким голосам животных.
3 Этап. Умение различать слова, близкие по звуковому составу.
Взрослый произносит какое-нибудь слово (например, вагон) то правильно, то неправильно («фагон, вакон»). Если произносит неправильно, дети хлопают в ладоши.
4 Этап. Умение различать слоги.
Например, игра «Определи лишний слог» (на-на-на-па, ка-га-ка).
5 Этап. Умение различать фонемы (звуки) родного языка.
Начинать следует с дифференциации гласных звуков. Дети соотносят звук с определённой картинкой (А-А-А-плачет девочка). Аналогичным образом производится работа по дифференциации согласных звуков.
Рассмотрим развитие фонематического слуха в соответствии с детским возрастом.
Возраст 3 года.
Этапы работы. Формирование слухового восприятия (внимания и памяти)
Задачи. Развивать слуховое внимание и слуховую память, способность дифференцировать неречевые звуки.
Виды работы.
1. Привлечение внимания к звучащему предмету.
2. Формирование ориентировочно-поисковой и эмоциональной реакции на звучание предметов, голосов ближнего окружения.
3. Знакомство с характером звучащих предметов.
4. Определение места звучащего предмета в пространстве. (Впереди, сзади, справа, слева, близко, далеко).
5. Изменение места звучащего предмета.
6. Определение говорящего по характеру звучащей речи. (Дифференциация мужского и женского голосов, ласкового и строгого тона, вопросительной и повествовательной интонации).
7. Различение неречевых звуков. (Транспортные шумы, подзывы животных, звукоподражания голосам животных, птиц, насекомых, шум предметов, музыкальные инструменты, эмоциональные восклицания).
8. Дифференциация двух звучащих игрушек, различных по характеру звучания. 9. Дифференциация трёх звучащих игрушек, различных по характеру звучания.
10. Воспроизведение звучания двух предметов в заданной последовательности: с опорой на зрительный анализатор, без опоры.
11. Определение последовательности звучания трёх предметов, далёких по звучанию.
12. Выделение слов из речевого потока.
Возраст 4 года.
Этапы работы. Знакомство с характером звучания отдельных звуков и слов в речи, их дифференциация.
Задачи. Учить различать одинаковые слова (при дизартрии), звуки и звукокомплексы (при алалии), ориентируясь на высоту, силу, тембр голоса. Познакомить детей со схемой ритма.
Виды работ.
1. Развивать умения ударять по бубну в такт.
2. Знакомство с понятием «громко», «тихо».
3. Различение высокого и низкого голосов.
4. Развитие чувства ритма с его схематическим изображением.
5. Соотнесение ритма с его схематическим изображением.
6. Воспроизведение заданного ритма с опорой на зрительное восприятие.
7. Двигательные упражнения с ритмичным звуковым сопровождением (словесным сопровождением).
8. Дифференциация количества звуков (1, 2, много).
9. Повторение звукового или слогового ряда.
10. Формирование понятия об ударном слоге, слове.
11. Выделение ударных звуков (слов) из ряда звуковых (словесных) комплексов.
12. Анализ рядов изолированных звуков на материале хорошо произносимых звуков (гласные и согласные)
13. Соотнесение звукоподражаний с основными цветами (воспроизведение цвета на уровне сличения).
Возраст 5 лет.
Этапы. Работа над ритмической структурой слова.
Задачи. Формировать слоговую структуру, научить пользоваться слоговой схемой слова, осуществлять визуальный контроль за движениями нижней челюсти на слогообразующие гласные. Научить удерживать слоговую структуру слова.
Виды работы.
1. Послоговое проговаривание имён детей, их близких, слов, состоящих из: двух одинаковых слогов, двух открытых различных слогов с ритмическими движениями рук (отхлопывание, отстукивание).
2. Послоговое проговаривание трёхсложных слов без стечения согласных, сочетая ритм слога с ритмическими движениями рук.
3. Деление на слоги слов со стечением согласных на стыке морфем.
4. Послоговое проговаривание слов различной слоговой структуры, в том числе и со стечением согласных, контролируя движение нижней челюсти рукой.
5. Знакомство со слоговой схемой слова
6. Соотнесение количества слогов в слове с геометрическими фигурами (счётными палочками, цифрами).
7. Определение количества слогов в слове.
8. Определение места слога в слове.
9. «Наращивание» одинаковых слогов к концу слов и удерживание слоговой структуры.
Возраст 6 лет.
Этапы работы. Работа над звуко-слоговым составом слова.
Задачи. Научить производить анализ слогов и слов, находить различия в словах, сходных по звуковому составу.
Виды работ. Анализ слогов.
1. Выделение гласного звука в обратном слоге.
2. Определение первого, второго, третьего слога.
3. Определение «лишнего» слога в ряду одинаковых. (Переходя к последующей дифференциации по глухости-звонкости).
4. Определение главного звука в прямом слоге.
5. Определение порядка звуков в слоге.
6. Работа с рядами слогов для выявления дифференциации и их количества
Анализ слов.
1. Определение наличия заданного звука в слове.
2. Подбор слов с заданным звуком. (По картинкам, на слух).
3. Определение позиции заданного звука. (В начале слова, в середине, в конце). 4. Выделение последнего звука в словах, оканчивающихся на твёрдый согласный. 5. Выделение первого звука в слове.
6. Различение всех звуков в коротких словах. (Угадывание слова, произнесённого по звукам).
7. Определение количества звуков в слове.
8. Называние звуков «соседей».
9. Дифференциация слов, сходных по звуковому составу.
10. Различение слов-паронимов.
11. Различение слов, отличающихся ударением. (С опорой на зрительное восприятие).
3. Дифференциация понятий «фонематическое восприятие» и «звуковой анализ».
Зачастую происходит недооценка ведущей роли фонематического восприятия в формировании произношения, а также смешение понятий фонематическое восприятие и звуковой анализ. Неумение старших дошкольников разложить слово на составляющие звуки очень часто принимают за недостатки в развитии фонематического слуха. Это совершенно неверно.
Звуковой анализ в отличие от фонематического восприятия (при нормальном речевом развитии) требует специального планомерного обучения. Подвергаемая звуковому анализу речь из средства общения превращается в объект познания.
Д. Б. Эльконин определяет фонематическое восприятие, как «слышание отдельных звуков в слове и умение производить анализ звуковой формы слов при внутреннем их проговаривании». Он же указывает: «Под звуковым анализом понимается
1) определение порядка слогов и звуков в слове;
2) выделение отдельных звуков;
3) выделение основных качественных характеристик звука (согл. – гл., тверд. – мягк.»
Сформулируем разницу между этими двумя процессами (при норме речевого развития ребенка).
Итак, фонематическое восприятие не требует специального обучения, а звуковой анализ требует. Далее, фонематическое восприятие – первая ступень в поступательном движении к овладению грамотой, звуковой анализ – вторая. Еще один фактор: фонематическое восприятие формируется в период от 1 года до 4 лет, звуковой анализ – в более позднем возрасте. И наконец, фонематическое восприятие – способность различить особенности и порядок звуков, чтобы воспроизвести их устно, звуковой анализ – способность различить то же самое, чтобы воспроизвести звуки в письменной форме.
5. Последовательность работы при обучении звуковому анализу и синтезу в старшем дошкольном возрасте.
Система логопедической работы по формированию навыков фонематического анализа и синтеза учитывает онтогенетическую последовательность становления различных форм звукового анализа и синтеза, условия выделения звука (определенное положение звука в слове, особенности произнесения звуковой серии, характер звука, количество звуков в звуковом ряду и т. д.). В связи с этим предусматривается определенная последовательность предъявления речевого материала при формировании навыка фонематического анализа и синтеза:
а) ряд гласных звуков (ау, уа, иуа, ауэи и т. д.);
б) слоги без стечения согласных (закрытые: ор, ыс, ах и т. д. ; открытые: ро, сы, ха и т. д.);
в) слоги со стечением согласных (урс, кру, ела, пса и т. д.);
г) слова без стечения согласных:
1) односложные (дом, сок, уж, лес и т. д.)
2) двусложные (рука, мама, каша, лужа и т. д.);
3) двусложные слова со стечением согласных, в середине слова (кашка, ручка, мышка, сумка и т. д.);
4) односложные слова со стечением согласных в начале слова (стул, свет, кран, флаг и т. д.);
5) односложные слова со стечением согласных в конце слова (тигр, лист, куст, шарф, кость и т. д.);
6) двусложные слова со стечением согласных в начале слова (трава, книга, крыло, цветы и т. д.);
7) двусложные слова со стечением согласных в начале и середине слова (клумба, крышка, стекло, грабли и т. д.);
8) трехсложные слова (береза, крапива, лодочка, скамейка и т. д.).
Развитие навыков фонематического анализа и синтеза осуществляется постепенно: в начале работы с опорой на материализацию(использование различных вспомогательных средств — графических схем слова, звуковых линеек, фишек), на речевое проговаривание
(при назывании слов). На заключительном этапе выполнение заданий происходит на основе представлений без опоры на вспомогательные средства и проговаривание.
6. Требования к выбору речевого материала для звукового анализа и синтеза.
При обучении звуковому анализу следует соблюдать строгую последовательность в предъявлении форм звукового анализа:
- выделение звука из слова;
- определение первого звука;
- установление места звука (начало, середина, конец слова);
- полный звуковой анализ.
Ни в коем случае не стоит нарушать порядок формирования умственных действий (с опорой на материальные средства – в речевом плане – по представлению).
Также необходимо придерживаться последовательности предъявляемых для анализа слов, при этом нужно следить, чтобы в предлагаемых для анализа словах не было звуков, которые ребёнок не умеет правильно произносить. (? Порядок звуков, предлагаемый в пособиях Чиркиной! не всегда совпадает с произносительными возможностями детей логопедических групп).
Слова, которые не следует предлагать детям для звукового анализа:
- Слова с йотированными буквами: Я, Ю, Е, Ё. В русском языке 10 гласных БУКВ, но 6 ЗВУКОВ! Буквы Я, Ю, Е, Ё обозначают два звука: в слове ЁРШ – звуки [ЙОРШ], а в слове МЁД – звуки [МьОТ] (звук [Й] исчез, т. к. звук Ё звучит после согласной).
Именно поэтому слова с йотированными гласными не следует предлагать на начальных этапах формирования звукового анализа.
- Слова со звонкими согласными [Б, В, Г, Д, Ж, З] на конце слова и в середине перед согласными, т.к. происходит оглушение этих звуков: в слове «ложка» звук [Ж]слышится как [Ш] (лошка), в слове «гриб» звук [Б] слышится как [П] («грип») и т.п.
- Слова с безударными гласными в начале и в корне слова, когда написание расходится с произношением («Огурец», «Оса», сОва», «вЕсна» и т.п.).
Слова (примерные, рекомендуемые) для полного звукового анализа:
- Слова из двух звуков: ум, ус, ах, ох.
- Слова из трёх звуков: рак, мак, лук, мир, час, дом.
- Слова их двух слогов: аист, утка, овцы, ива, уши.
- Слова из двух открытых слогов: мама, ваза, гуси.
- Слова из одного слога со стечением согласных: стол, слон, кран, гном, стул, бобр, зонт, куст, мост, лист.
- Слова из двух слогов со стечением: сумка, кошка, диван, банан.
- Слова из трёх открытых слогов: корова, лопата.
7. Структура логопедических занятий по
ознакомлению со звуком | дифференциации звуков | |
1. Организационный момент; Цель организационного момента: ввести в тему занятия, создать положительный настрой на обучение, пробуждать интерес к познанию новых звуков, а также осуществлять коррекцию психофизических функций. Основная задача педагога – включить детей в работу с первых минут занятия. Организационные моменты проводятся в разных вариантах, но в любом случае полезно включать релаксационные, мимические и имитирующие упражнения. | 1. Организационный момент. | |
2. Повторение пройденного материала; Цель: актуализировать знания детей. Повторение проводится в игровой форме, например игра с мячом. Это могут быть игры на различение понятий «звук» - «слово», «гласный звук» - «согласный звук», припоминание слов с заданным звуком и т. п. | 2. Артикуляционная гимнастика (планируются только самые основные упражнения, моделирующие главные артикуляционные движения того или другого звука). | |
3. Сообщение темы занятия; Цель: направить внимание детей к изучаемому звуку, к восприятию новых и повторению пройденных звуков. В игровой форме, через проблемную ситуацию дети под руководством педагога определяют новый звук. | 3. Объявление темы занятия. 4. Проговаривание изолированно звуков, которые различаются (хоровое, индивидуальное, с использованием звукоподражания). | |
4. Характеристика звука по артикуляци-онным и акустическим признакам; Цель: упражнять детей анализировать звуки по акустическим и артикуляционным признакам. На данном этапе реализуются следующие задачи:
| 4. Анализ артикуляции звуков по плану, с выделением общих и различных моментов артикуляции. - Характеристика звуков. 5. Связь звуков и букв. 6. Развитие фонематического слуха. | |
5. Произношение изучаемых звуков в слогах и слоговых сочетаниях; Основной задачей является развитие слуховой памяти и фонематического восприятия, мимики и просодических компонентов речи (ритма, ударения и интонации). | 7. Дифференциация звуков в слогах. Чтение слогов по таблицам или повторение за логопедом. Графический анализ слогов. | |
6. Произношение звуков в словах; Цель: развивать фонематические процессы, совершенствовать навык звукового анализа. Детям предлагаются игры на выделение звука из ряда звуков, слогов, слов, предложений; определение первого и последнего звука в словах, определение позиции звука в слове, называние слов на заданный звук, отбор картинок с заданным звуком, дифференциация мягких и твердых согласных звуков. Выполнение звукового анализа слова сначала выполняется совместно с педагогом, затем самостоятельно детьми, далее можно предложить подобрать слова к заданной схеме. | 8. Дифференциация звуков в словах. Работа со словами-паронимами, звукослоговой и графический анализ слов. | |
7. Физминутка; Физминутка тесно связана с темой занятия и является переходным моментом к следую-щей части занятия. Основные задачи физми-нутки заключаются:
| 9. Физминутка; | |
8. Работа над предложением; На данном этапе занятий решаются следующие задачи: · установление лексико-грамматических отношений между членами предложения; · актуализация накопленного словаря; · формирование связности и четкости высказываний; · работа над предложением как средство развития мыслительных процессов, в частности умозаключений; · анализ и синтез словесного состава предложения, как средство предупреждения дисграфии. | 9. Дифференциация звуков в предложении. Анализ предложения с графической записью и выделением слов, содержащих смешиваемые звуки, а затем выделение из слов данных звуков. | |
9. Произношение звука в связной речи; Основная часть этапа - совершенствование навыка правильного произношения звуков в связных текстах, т.е. доведение произношения звуков до автоматизма. Решаются задачи: · развитие воображения и творческой фантазии; · развитие словотворчества; · развитие мелодико-интонационных и просодических компонентов Необходимым и обязательным условием для заданий на данном этапе является смысловая и игровая связь с темой или сюжетом занятия и с заданиями предшествующего этапа. Используются чистоговорки, диалоги, стихи. Причем, необходимо, чтобы они были насыщены изучаемыми звуками, были занимательны и доступны и, кроме того, многообразны по артикуляционным характеристикам (вопросительным и восклицательным). | 10. Дифференциация звуков в тексте | |
10. Обучение элементам грамоты (знакомство с буквой); Цель: определить связь звука с его графическим образом. Знакомство с буквой начинается с того, что детям демонстрируют заглавную и строчную печатные буквы. Дети отыскивают ее в кассах, ощупывают пластмассовую букву пальцами, обводят, заштриховывают ее. Сравниваются строчная и заглавная буквы. Отмечаются сходство и различие. Определяется, на что похожа буква. Можно предложить вылепить букву из пластилина, выложить из пуговиц, палочек, крупы, рисование буквы на манке, показ буквы руками, телом. Формирование навыков чтения и печатания. Цель: совершенствовать навык слогового чтения. Читаются слоги, слова с только изученными буквами: от простого в начале учебного года к более сложному в конце. Обязательно проводится работа с разрезной азбукой, чтобы у детей сформировалось осознанное восприятие составляемых слогов и слов. Используются самые разнообразные игровые приемы: вставь пропущенную букву, буквы (слоги) перепутались, замени одну букву другой, какое слово получилось? | ||
11. Итог занятия. Педагог спрашивает детей, что они нового узнали на занятии, в какие игры играли, что было трудным, кто успешнее справился с заданиями и т. д. | 11. Итог занятия. Оценка работы детей на занятии. |
1. Организационный момент:
- релаксационные, мимические упражнения,
- элементы психогимнастики, которые способствует раскрепощению детей, проявлению своего «я», развитию воображения, преодолению двигательной неловкости.
- логоритмические упражнения,
2. Артикуляционная гимнастика:
- использование картинок,
- показ педагога;
- «Артикуляционные сказки»;
- выполнение по показу персонажа занятия.
3. Объявление темы занятия.
- Внесение игрушек, фигурок или изображений персонажей – участников занятия. Дети знакомятся с ними, выделяют изучаемые звуки и названия персонажей.
- отгадывание загадок, в словах-отгадках выделяется изучаемый звук.
- сюрпризный момент (посылка, письмо, звонок по телефону и т.п.);
- приход персонажа с проблемой;
4. Характеристика звука по артикуляционным и акустическим признакам:
реализуются следующие задачи:
· уточняется артикуляция – положение губ, языка и зубов при произношении изучаемого звука (со зрительной опорой – схемой или без неё);
· показывается «профиль» звука на рисунке;
· уточняются акустические признаки звуков: «спит» или «не спит» голосок (глухие или звонкие); есть или нет «преграда» для воздуха («ветерка») (гласные или согласные);
· находится образное сравнение звука ( звук р – рычание тигра, ш – шелест травы);
· звуки обозначаются цветовыми символами;
· определяется их место в Звуко-буквенном городе (в Синем, Красном или Зеленом замке они будут жить).
5. Произношение звуков в слогах и звуковых сочетаниях:
- Дети повторяют слоговые сочетания, делая акцент на слоге, повторяют «вопилки» и «дразнилки» с Вини-Пухом, поют песни с Колобком и т.д.
- проговаривание слогов с разной интонацией, с изменением силы и высоты голоса: «Разговор на инопланетянском языке»,
Дифференциация звуков в слогах.
- Пример: са-ша-са-ша (здороваются)
со-шо-со-шо (удивляются)
су-шу-су-шу (сердятся)
сы-ши-сы-ши (мирятся).
- «Разговор пчелы и шмеля: жа – ша – жа, жо – шу - жи» или «Осы и кузнечика: жа – за – жа» и т.п.;
6. Произношение звуков в словах.
На этом этапе решаются следующие задачи:
· развитие фонематического восприятия и фонематических представлений;
· уточнение и расширение лексического запаса;
· овладение грамматическими категориями словоизменения и словообразования, постижение смысла и многозначности слов;
· развитие слухового внимания и зрительной памяти;
· овладение простыми и сложными видами звуко-слогового анализа и синтеза.
Для решения этих задач важен принцип подбора речевого материала: учитывается тема занятия, его сюжет, поставленные задачи. Обязательно используются игрушки, предметные картинки, задания на логику, формирование обобщающих понятий, проводится работа по усвоению грамматических категорий: «Один-много» (ед.-мн число), «Что мы делали, что мы будем делать?» (глаголы с приставками).
Развитию слухового внимания способствуют словесные игры «Потерялся звук», задания по восстановлению слов с переставленными звуками, угадывание слов по первому звуку и слогу и восстановление перепутанных слогов. Дети составляют схемы из цветовых символов, отгадывают ребусы и кроссворды, самостоятельно задают вопросы о звуках, слогах и словах, выполняют творческие задания.
Дифференциация звуков в словах:
- Работа со словами-паронимами
- игра «Измени слово» - изменить заданный звук на сравниваемый – образовать новое слово (лужа – Луша, лак – рак, почка – бочка, лук – люк и т.д.)
7. Физминутка
- подвижные, хороводные игры по сюжету;
- логоритмика;
- сочетание речи с движением;
- дыхательные упражнения;
8. Работа над предложением;
Приёмы работы над предложением разнообразны, но в любом случае необходимо помнить, что задания должны соответствовать основному правилу – от простого к сложному. На начальном этапе это ответы на вопросы с опорой на картинки. Затем задания усложняются: детям предлагают составлять предложения по набору слов или опорным словам, предлагают задания на восстановление деформированного текста предложения, составить предложение из набора слов, задания «нескладушки-небылицы» (бывает – не бывает). Дать самостоятельное умозаключение помогают вопросы: «Что было бы, если бы исчезли все птицы?» и др. Параллельно с усвоением лексико-синтаксических отношений между членами предложения должна вестись работа по анализу и синтезу словесного состава предложения.
9. Произношение звука в связной речи;
Необходимым и обязательным условием для заданий на данном этапе является смысловая и игровая связь с темой или сюжетом занятия и с заданиями предшествующего этапа. Используются чистоговорки, диалоги, стихи. Причем, необходимо, чтобы они были насыщены изучаемыми звуками, были занимательны и доступны и, кроме того, многообразны по артикуляционным характеристикам (вопросительным и восклицательным).
Задания на составление чистоговорок и стихов способствуют развитию ритма, чувства созвучия, рифмы. Развитию связной речи способствует запланированное или экспромтное построение сюжета занятия. По ходу занятия дети предсказывают действия персонажей, придумывают для них реплики или разыгрывают сценки по ходу сюжета.
10. Обучение элементам грамоты (знакомство с буквой);
Цель: определить связь звука с его графическим образом.
Знакомство с буквой начинается с того, что детям демонстрируют заглавную и строчную печатные буквы. Дети отыскивают ее в кассах, ощупывают пластмассовую букву пальцами, обводят, заштриховывают ее. Сравниваются строчная и заглавная буквы. Отмечаются сходство и различие. Определяется, на что похожа буква. Можно предложить вылепить букву из пластилина, выложить из пуговиц, палочек, крупы, рисование буквы на манке, показ буквы руками, телом.
Формирование навыков чтения и печатания.
Цель: совершенствовать навык слогового чтения.
Читаются слоги, слова с только изученными буквами: от простого в начале учебного года к более сложному в конце.
Обязательно проводится работа с разрезной азбукой, чтобы у детей сформировалось осознанное восприятие составляемых слогов и слов.игры «Потерялась буква», «Волшебные превращения», «Составь слово» или «Слово рассыпалось», кроссворды, ребусы, «Поле чудес».
Используются самые разнообразные игровые приемы: вставь пропущенную букву, буквы (слоги) перепутались, замени одну букву другой, какое слово получилось?
11. Итог занятия.
Цель этого этапа – определить результативность занятия. Естественно, что обязательно должна присутствовать положительная эмоциональная оценка типа: «Спасибо, ребята, вы меня порадовали», «Мне было приятно работать с вами». При индивидуальной оценке нужно отметить активность, удачу, пусть даже маленькую, или просто хорошее настроение ребенка. А реакция на неудачу должна быть оптимистической. Если активно работать, все получится.
В заключительном «аккорде» занятия должна звучать положительная оценка и уверенность, что завтра получится еще лучше.
Можно использовать сюрпризы, сувениры для детей и т.п.
Список использованной литературы:
- Жукова Н.С., Мастюкова Е.М. преодоление общего недоразвития речи. М., 1990.
- Журова Е.Н. Обучение дошкольников грамоте. М.: Школа-Пресс, 1998.
- Козырева Л.М. Развитие речи. Дети 5-7 лет, Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2002.
- Колесникова Е.В. Развитие фонематического слуха у дошкольников. М.: Гном и Д, 2000.
- Колесникова Е.В. Развитие звукобуквенного анализа у детей 5-6 лет. М.: Гном и Д, 2000
- Максаков А.И. правильно ли говорит ваш ребёнок. М., 1982.
- Максаков А.И., Тумакова ГА. Учите, играя. — М., l983.
- Тумакова Г.А. Ознакомление дошкольника со звучащим словом. - М., 1991
- Пожиленко Е. А. Волшебный мир звуков и слов (пособие для логопедов). – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 224 с.
- Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми. - М., 1989.
- Фёдорова Т. Н., Поляцкая Е. Г., Розмаитая В. М. Этапы развития фонематического слуха в дошкольном возрасте [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2014 г.). — М.: Буки-Веди, 2014. — С. 211-213.
- Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи.- М., 1997.
- Швецова И. Формирование фонематического восприятия и звукового анализа у дошкольников. //Дошкольное воспитание. 2007, - № 5.
- Материалы сайтов сети «Интернет».
ПРИЛОЖЕНИЕ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы по теме: «Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста»
В данном опыте представлены формы и методы работы с детьми, для воспитания гуманного отношения к природе, а также взаимодействие с родителями, для решения главной задачи-воспитание ч...
Опыт работы по теме: "Обучение грамоте детей с ТНР"
В этой статье представлен опыт моей работы по обучению грамоте детей с тяжелыми нарушениями речи, скиншоты страниц из разных проектов созданных в программах mimio и PowerPoint. Над этой темой я ...
Статья "Схема-напоминалочка в работе по подготовке обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста, имеющими нарушения речи
Подготовка детей к обучению грамоте занимает особое место в развитии детской речи. От того, как ребенок будет введён в грамоту, во многом зависят его успехи не только в чтении и письме, но и в усвоени...
Опыт работы на тему:«Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста»
Цель экологического воспитания: Воспитание экологически грамотного, социально активного младшего школьника, ответственного за состояние окружающей среды, бережно относящегося к богатствам ...
Опыт работы на тему «Формирование у детей старшего дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дороге посредством ознакомления с правилами дорожного движения»
Опыт работы по ПДД...
Опыт работы на тему: «Речевое развитие детей старшего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи посредством метода интеллект-карт»
Использование в воспитательно-образовательном процессе ДОУ современных педагогических технологий, таких как, обучение в сотрудничестве, проектная методика, интерактивное взаимодействие, использование ...
Консультация для родителей на тему: "Обучение грамоте детей старшего дошкольного возраста".
Консультация для родителей на тему: "Обучение грамоте детей старшего дошкольного возраста". Обучение грамоте в детском саду — это целенаправленный, систематический процесс по подг...