Обобщение опыта "Наглядное моделирование как образовательная технология в подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи "
материал по обучению грамоте
Обобщение опыта " Наглядное моделирование как обазовательная технология в подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речевого развития"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
titovskie_chteniya._hvatik_t.m._dokument_microsoft_office_word_7.docx | 139.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Радуга» с.Мамонтово
Мастер-класс
для педагогов дошкольного образования Мамонтовского района
Наглядное моделирование как образовательная технология в подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи
Подготовила: учитель-логопед Хватик Т.М.
2023г.
Цель: познакомить педагогов с опытом использования метода наглядного моделирования в подготовке к обучению грамоте старших дошкольников с целью профилактики нарушений чтения и письма в условиях логопункта.
Задачи:
- повысить уровень компетенции педагогов по использованию метода наглядного моделирования в подготовке к обучению грамоте старших дошкольников;
- показать некоторые приемы, доказывающие эффективность использования метода наглядного моделирования в обучении дошкольников грамоте;
- создать атмосферу сотрудничества, используя различные виды рефлексии.
Целевая аудитория: педагоги дошкольного образования Мамонтовского района.
Место проведения: МБДОУ детский сад « Березка»
Форма проведения мастер-класса: практико-ориентированное занятие.
Содержание деятельности:
- введение в тему мастер-класса;
- краткий обзор теоретической информации;
- практическая часть по освоению некоторых приёмов наглядного моделирования;
- итог, рефлексия.
Оборудование.
- ширма, лист бумаги, ножницы
- символы артикуляции гласных звуков
- модели гласных и согласных звуков (раздаточные и демонстрационные)
- картинки: крот, рыба, гриб, грибы
- схемы места звука в слове, картинки к ним
- большие модель звуков и буквы для игры «Живые буквы и звуки»
Ход мастер-класса.
I. Организационная часть.
1. Приветствие участников мастер – класса.
- Добрый день, уважаемые педагоги! Я рада видеть вас на своем мастер-классе. Предлагаю поприветствовать друг друга с помощью глаз и при этом не забудем улыбнуться. ( жест приветствия глазами и улыбкой)
2. Введение в тему мастер-класса.
- Представляю тему нашей встречи « Наглядное моделирование как образовательная технология в подготовке к обучению грамоте старших дошкольников», что, в свою очередь, является профилактикой нарушений чтения и письма у будущих школьников.
Хочу привлечь ваше внимание к утверждению древнего китайского философа Конфуция, которое я взяла тезисом сегодняшней встречи. (обращаю внимание на закрепленный над доской плакат)
Скажи мне — и я забуду,
покажи мне — и я запомню,
дай мне сделать — и я пойму!
Для меня это изречение является «настольным», буду рада, если и вы согласитесь с великим мудрецом и возьмете его за основу в своей педагогической дошкольной практике.
I I. Основная часть.
1. Актуальность. (краткий обзор)
В соответствии с ФГОС в образовательной области «Речевое развитие» обучение грамоте является одним из важных направлений в общей системе обучения родному языку в ДОУ.
Коллеги, все мы знаем, что у дошкольников преобладает наглядно-образное мышление. А это означает, что любую информацию, передаваемую без поддержки наглядного сопровождения, дети не поймут и не запомнят. И с этим не поспоришь, это особенности их возрастного развития!
В современных условиях нашей жизни от ребенка требуется не только владение знаниями, но и, в первую очередь, умение добывать эти знания самому и оперировать ими. Дошкольник лишен возможности записать, сделать таблицу, отметить что-либо письменно. Именно этот факт делает актуальным использование метода наглядного моделирования в работе с детьми, так как:
- работа с моделями вызывает у детей интерес, потому что они воспринимают их как игру;
- облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приёмы работы с памятью;
- применяя графическую аналогию, дети учатся видеть главное, систематизировать полученные знания.
Применение данного метода в подготовке к обучению грамоте старших дошкольников дает возможность ребенку зрительно представить такие абстрактные понятия как «звук», «слово», «предложение», «текст» и позволяет научиться практическим действиям с ними. А это, в свою очередь, является профилактикой дисграфии и дислексии, проблема проявления которых у младших школьников стала уже глобальной. И корни этой проблемы, как доказывают ведущие педагоги, берут начало в неправильной подготовке к обучению грамоте в детском саду.
- Сейчас я попытаюсь очень коротко и сжато предложить вам выработанный годами собственный алгоритм ознакомления детей-логопатов с понятиями «звук» и «буква». Это только начальный этап в освоении звуко-буквенного анализа и синтеза старшими дошкольниками. В условиях логопункта полный курс программы обучения грамоте реализовать невозможно из-за особенностей организации коррекционного процесса. Как правило, логопед ведет работу в данном направлении, опираясь на уже имеющиеся знания и умения детей, полученные от воспитателей.
2. Имитированная игра.
- И, так, сейчас некоторых из присутствующих я превращаю в дошкольников.
Приглашаю педагогов занять места за столами. Слушайте внимательно: за первый стол пройдут два педагога, чьи имена начинается с гласного звука, за второй два педагога – в чьих фамилиях есть звук Р.
( на столах размещен раздаточный материал: символы гласных и согласных звуков, схемы места звука в слове, картинки на звук Р)
Развиваем фонематический слух на базе неречевых звуков.
(обращаю внимание на осанку за столом)
Начинаю с утверждения: «Мы живем в мире звуков».
- Звуки нас окружают везде и всегда, даже, когда мы спим. Какие звуки мы слышим на улице, в доме, в лесу? ( варианты ответов). А эти звуки можно увидеть?
Предлагаю вам следующий опыт, доказывающий, что звуки можно увидеть. ( за ширмой режу бумагу, бью в бубен ). Что вы слышали? Скажите, эти звуки можно увидеть? ( нарисовать, показать картинку, предмет и т.д.) Работая с детьми, на данном этапе, я обязательно включаю запись
различных звуков: шум леса; ручейка и водопада; крик петуха и совы и т.д. Такая работа позволяет ускорить процессы формирования и совершенствования фонематического восприятия и слуха у дошкольников.
Учимся слышать звуки нашей речи. ( исследовательская деятельность)
В мире звуков, окружающих нас с вами, есть особенные звуки – это звуки нашей речи, нашего русского языка. Они делятся на две группы: гласные и согласные. Гласных звуков в русском языке только 6. Предлагаю вам модели артикуляции гласных. Они соответствуют рисунку губ при произнесении этих звуков. ( на доске с помощью магнитов выставлены вертикально в ряд символы артикуляции гласных по Т.А.Ткаченко)
Произношу звуки, педагоги повторяют, обращая внимание на рисунок губ.
- А сейчас произнесите слоговые ряды, составленные на доске из символов. (из моделей артикуляции гласных звуков составляю слоги)
, ,
Далее предлагаю игру « Пропал звук» (беззвучно артикулирую гласные звуки, коллеги озвучивают).
- Мы с вами выяснили, что неречевые звуки нас окружающие, можно увидеть. А, как вы думаете, звук нашей речи можно увидеть?
Выставляю против моделей-заместителей артикуляции гласных звуков гласные буквы.
А У О Ы И Э
- Да, звук нашей речи можно тоже увидеть. Изображение звука называется буквой. Давайте договоримся, что все гласные звуки мы будем изображать кружком красного цвета и буквы, обозначающие гласные звуки, будем изображать тоже красным цветом. Звуков гласных в нашем русском языке только 6, всегда об этом помните.
- Ну, а теперь давайте поработаем с другой группой звуков нашей речи - согласными звуками. Их в нашем языке много, они такие разные. Согласные звуки могут быть твердыми, помечаем их кружками синего цвета.
Согласные могут быть мягкими – их помечаем кружками зеленого цвета. .
Я использую кружки, можно квадраты.
- Сегодня мы с вами будем работать с согласным звуком Р.
Произнесите слоги в соответствии со схемами, составленными на доске, помните – синий кружок – это согласный звук Р, а какой гласный звук подскажут «рисунки» губ, вы их хорошо знаете. Будьте внимательны!
( символами выкладываю слоги С-Г, Г-С)
, ,,
,
«Ребята, а ведь мы с вами сейчас занимались чтением – называли звуки, которые видели!». Эту фразу я произношу для детей обязательно, чтобы дети не испытывали чувство страха перед процессом чтения.
- Уважаемые коллеги, хочу еще раз напомнить, что это не ход занятия, а алгоритм ознакомления детей со звуками. Это отдельные приемы работы с поставленными согласными звуками, в рамках подготовки к обучению грамоте. Это начальный этап к освоению процесса чтения.
Далее предлагаю педагогам, используя модели гласных и согласных звуков, на слух составить слова: гора, рысь. ( выставляю картинки)
, , ,
( делаем звуковой анализ) Сколько звуков в слове? Сколько гласных звуков ?
- Открою сейчас тайну! У гласных звуков есть особая работа – слогообразование, они делят слово на части - слоги. Сколько гласных звуков в слове, столько и слогов. Это правило нужно запомнить! Посмотрите на слова и скажите, сколько слогов в слове ГОРА? РЫСЬ? Почему?
Что произойдет, если вдруг исчезнут гласные звуки? ( предлагаю эксперимент: называю имена детей, животных и другие предметы, убрав гласные звуки в словах) Что случилось! ( непонятными стали слова)
Затем выставляю картинку: ГРИБ и прошу составить схему слова, называющего эту картинку. ( выкладывают схему слова)
( Делаем звуковой анализ слова, даем характеристику звуков, определяем количество слогов).
Далее выставляю картинку ГРИБЫ. ( выложить схему слова и сделать анализ, определить количество звуков, слогов)
(Обращаю внимание на увеличение количества звуков в слове, что изменило и длину слова).
- Спасибо! Молодцы! И, так, продолжаем. Мы сейчас с вами выкладывали слова из моделей звуков и наблюдали, как звуки в словах выстраиваются друг за другом и каждый звук на своем месте. Предлагаю вам модель слова в виде Птицы, у слова есть начало - клюв, конец – хвостик, середина - брюшко. ( выставляю на доску модель)
Начало - это первый звук, с которого начинается слово, конец – это последний звук в слове, которым оно заканчивается. Если звука, который мы ищем, нет в начале слова и нет его в конце слова, это означает, что звук находится в середине слова. Можно детям объяснить по-другому:
« Если слово не начинается с этого звука и не заканчивается им, то звук находится – в середине слова».
- Дети, как правило, сложнее определяют нахождение звука в седине слова. Даже если звук в слове по счёту второй или предпоследний, он находится в середине слова. Чтобы дети поняли, для этого нужно времени чуть больше.
( Самостоятельная работа) Давайте определим место звука Р в словах. У каждого из вас на столе лежит карточка, на ней схемы места звука в слове и предметные картинки на звук Р. Определите место звука Р в слове и положите в окошко соответствующей схемы. Спасибо!
- Приступая к формированию навыков звукового анализа и синтеза у старших дошкольников, целесообразно использовать такую доступную и понятную модель, как звуковая линейка. Представляю вам первые две линейки:
Линейка №1
С помощью линейки №1 можно отметить наличие звука в слове, посмотреть, как звуки сменяют друг друга при произнесении, продемонстрировать позицию звука в слове. Эта линейка наглядно покажет место звука в слове.
Линейка №2
Звуковая линейка №2 отличается тем, что яркой краской, кроме синей, зеленой и красной, окрашены донышки «окошек». По мере выдвижения подвижной части увеличивается количество окрашенных окошек, что дает представление детям о количестве звуков в слове, о длине слова.
( показываю образцы) Методическое пособие: Максаков А.И., Тумакова Г.А. « Учимся играя»
3. Заканчивая мастер-класс, предлагаю игру « Живые буквы и звуки».
Раздаю присутствующим символы звуков и буквы, составляющие слово ЯКОРЬ. ( педагоги выходят и составляют слово, вставая друг за другом в определенной звуковой и буквенной последовательности)
Я К О Р Ь
Один из присутствующих делает звуковой анализ слова, другой – буквенный.
- Уважаемые коллеги, конечно же, это слово не для дошкольников, а для Вас, педагогов. Это слово предлагала родителям в ходе практикума для них, родители не смогли соотнести звуковой и буквенный состав слова. Печально, но, факт! Не все родители могут оказать помощь своим детям в формировании у них способности звуко-буквенного анализа и синтеза. Это еще раз подчеркивает необходимость грамотной, качественной, соответствующей возрасту подготовки детей в детском саду! И здесь без реализации наглядного моделирования невозможно достичь желаемого успеха. Многие известные педагоги-исследователи (Д. Б. Эльконин, Л.Е. Журова, Г.А. Тумакова и др.) считают, что использование моделей в процессе формирования навыков звукового анализа и синтеза с помощью условных знаков (фишек), моделей в дальнейшем станет надежной основой для грамотного (без пропусков и замены букв) письма.
I I I. Итог. Рефлексия.
Вопросы:
- Скажите, как вы понимаете высказывание Конфуция?
- Смогли ли вы увидеть доказательства этого в ходе мастер-класса?
- Было ли полезным содержание мастер-класса?
- Вы готовы использовать данную технологию в образовательном процессе?
- Согласны ли Вы со мной, что опыт нашей дошкольной педагогики по подготовке детей к обучению грамоте актуален и в современной, быстро изменяющейся жизни?
Не согласиться с этим сложно – действительно выработанная десятилетиями система подготовки дошкольников к грамотному чтению и письму в школе эффективна и положительно результативна. Именно на это и нацелена ФОП ДО.
Ну, а для определения вашего эмоционального отношения предлагаю остановить свой взгляд на том цвете сигнала, который Вам импонирует именно сейчас. Мои коллеги мне помогут (приглашаю двух коллег для помощи ) .
Поднимаем овалы трех цветов с надписью:
- Зеленый цвет – все удалось, спасибо!
- Желтый цвет - удалось, но я и все это знаю!
- Красный цвет - скучно, не интересный материал!
- Всем огромное спасибо за внимание и активное участие!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технология по подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста.
Технология по подготовке к обучению грамотедетей старшего дошкольного возраста....
Из опыта работы. Тема: Использование игровых технологий при подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста.
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Хабаровска «Детский сад комбинированного вида № 185» Опыт работыТема:Использование игровых техн...
Опыт работы по теме "Использование игровых технологий при подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста
Цель: продемонстрировать систему разработанных мной игровых приемов и подходов организации работы по подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста....
Использование игровых технологий при подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста
В статье представлен опыт работы по применению игровых технологий на занятиях с детьми по подготовке к обучению грамоте....
«Игровые технологии при подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста – как способ формирования предпосылок смыслового чтения»
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 г. Мос...
Мастер-класс для педагогов «Использование игровых технологий при подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста»
Показать педагогам эффективность использования игровых технологий в обучении грамоте и передать педагогический опыт в проведении игр....