Обобщение опыта "Наглядное моделирование как образовательная технология в подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи "
материал по обучению грамоте

Обобщение опыта " Наглядное моделирование как обазовательная технология в подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речевого развития"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

                              детский сад «Радуга»  с.Мамонтово

28122353

                   Мастер-класс

для педагогов дошкольного образования                         Мамонтовского района

Наглядное моделирование как образовательная технология в подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста  с нарушениями речи    

                 

               

                                   раскрашенные вручную изображения мультфильмов детей читающих книги PNG ,  школьники, Дети, элемент PNG картинки и пнг PSD рисунок для бесплатной  загрузки                               

           

                          Подготовила:  учитель-логопед Хватик Т.М.

                                              2023г.        

Цель: познакомить педагогов с опытом использования метода наглядного моделирования  в  подготовке к обучению грамоте старших дошкольников с целью  профилактики нарушений чтения и письма  в условиях логопункта.

Задачи:

- повысить уровень компетенции педагогов по использованию метода наглядного моделирования  в  подготовке к обучению грамоте старших дошкольников;

- показать некоторые приемы, доказывающие эффективность использования метода наглядного моделирования в обучении дошкольников грамоте;

- создать атмосферу сотрудничества, используя различные виды рефлексии.

Целевая аудитория: педагоги дошкольного образования Мамонтовского района.

Место проведения: МБДОУ детский сад « Березка»

Форма проведения мастер-класса: практико-ориентированное занятие.

Содержание деятельности: 

- введение в тему мастер-класса;

- краткий обзор теоретической информации;

- практическая часть по освоению некоторых приёмов наглядного  моделирования;

- итог, рефлексия.

Оборудование.

- ширма, лист бумаги, ножницы

- символы артикуляции гласных звуков

- модели гласных и согласных звуков (раздаточные и демонстрационные)

- картинки: крот, рыба, гриб, грибы

- схемы места звука в слове, картинки к ним

- большие модель звуков и буквы для игры «Живые буквы и звуки»

                                         Ход мастер-класса.

 I.      Организационная часть.

  1.  Приветствие участников мастер – класса.

-  Добрый день, уважаемые педагоги! Я рада видеть вас на своем мастер-классе. Предлагаю поприветствовать друг друга с помощью глаз и при этом не забудем улыбнуться. ( жест приветствия глазами и улыбкой) 

   2. Введение в тему мастер-класса.

-  Представляю тему нашей встречи « Наглядное моделирование как образовательная технология в подготовке к обучению грамоте старших дошкольников», что, в свою очередь, является профилактикой нарушений чтения и письма у будущих школьников.

  Хочу привлечь ваше внимание  к утверждению  древнего китайского  философа Конфуция,  которое я взяла тезисом сегодняшней встречи. (обращаю внимание на закрепленный  над доской плакат)

Скажи мне — и я забуду,

покажи мне — и я запомню,

дай мне сделать — и я пойму!

 Для меня это изречение является «настольным», буду рада, если и вы согласитесь с великим мудрецом и возьмете его за основу в своей педагогической дошкольной практике.

I I.        Основная часть.

  1.  Актуальность. (краткий обзор)

  В соответствии с ФГОС в образовательной области «Речевое развитие» обучение грамоте является одним из важных направлений в общей системе обучения родному языку в ДОУ.

  Коллеги, все мы знаем, что у дошкольников преобладает наглядно-образное мышление. А это означает, что любую информацию, передаваемую  без поддержки наглядного сопровождения, дети не поймут и не запомнят. И с этим не поспоришь, это особенности их возрастного развития!

  В современных условиях нашей жизни от ребенка требуется не только владение знаниями, но и, в первую очередь, умение добывать эти знания самому и оперировать ими. Дошкольник лишен возможности записать, сделать таблицу, отметить что-либо письменно. Именно этот факт делает актуальным использование метода наглядного моделирования в работе с детьми, так как:

- работа с моделями вызывает у детей интерес, потому что они воспринимают их как игру;


- облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приёмы работы с памятью;

- применяя графическую аналогию, дети учатся видеть главное, систематизировать полученные знания.

  Применение данного метода в подготовке к обучению грамоте старших дошкольников  дает возможность ребенку зрительно представить такие  абстрактные понятия как «звук», «слово», «предложение», «текст» и позволяет научиться практическим действиям с ними. А это, в свою очередь, является профилактикой дисграфии и дислексии, проблема проявления  которых у младших школьников стала уже глобальной. И корни этой проблемы, как доказывают ведущие педагоги, берут начало в неправильной подготовке к обучению грамоте в детском саду.

 - Сейчас я попытаюсь очень коротко и сжато предложить  вам выработанный годами собственный алгоритм ознакомления детей-логопатов с понятиями «звук» и «буква». Это только начальный этап в освоении звуко-буквенного анализа и синтеза старшими дошкольниками. В условиях логопункта  полный курс программы обучения грамоте  реализовать невозможно из-за особенностей организации коррекционного процесса. Как правило, логопед ведет работу в данном направлении, опираясь на уже имеющиеся знания и умения детей, полученные от воспитателей.

2.     Имитированная игра.

-  И, так, сейчас некоторых из присутствующих я превращаю в дошкольников.

  Приглашаю  педагогов  занять места за столами. Слушайте внимательно: за первый стол пройдут два педагога, чьи имена начинается с гласного звука, за второй два педагога – в чьих фамилиях есть звук Р.

 ( на столах размещен раздаточный материал: символы гласных и согласных звуков, схемы места звука в слове, картинки на звук Р)

  Развиваем фонематический слух на базе неречевых звуков.

(обращаю внимание на осанку за столом)

   Начинаю  с утверждения: «Мы живем в мире звуков».

- Звуки нас окружают везде и всегда, даже, когда мы спим. Какие звуки мы слышим на улице, в доме, в лесу? ( варианты ответов). А эти звуки можно увидеть?  

    Предлагаю вам следующий опыт,  доказывающий, что звуки можно увидеть. ( за ширмой режу бумагу,  бью в бубен ). Что вы слышали? Скажите, эти звуки можно увидеть? ( нарисовать, показать картинку, предмет  и т.д.) Работая с детьми, на данном этапе, я обязательно включаю запись

различных звуков: шум леса; ручейка и водопада; крик петуха и совы и т.д. Такая работа позволяет ускорить процессы формирования и совершенствования фонематического восприятия и слуха у дошкольников.

     Учимся слышать звуки нашей речи. ( исследовательская деятельность)

  В мире  звуков, окружающих нас с вами, есть особенные звуки  – это звуки  нашей речи, нашего русского языка. Они делятся на две группы:  гласные и согласные. Гласных звуков в русском языке только 6.  Предлагаю вам модели артикуляции  гласных. Они  соответствуют рисунку губ при произнесении этих звуков.     ( на доске с помощью магнитов выставлены вертикально в ряд символы артикуляции гласных по Т.А.Ткаченко)

Красный круг без заднего фона (41 фото) - фото - картинки и рисунки:  скачать бесплатноПростой красный кругКрасный круг без заднего фона (41 фото) - фото - картинки и рисунки:  скачать бесплатноC:\Users\Радуга\Documents\Y6wwV.pngC:\Users\Радуга\Documents\images.jpg C:\Users\Радуга\Documents\1637018657_4-modnica-club-p-krasnii-treugolnik-na-prozrachnom-fone-5.png

Произношу звуки, педагоги повторяют, обращая внимание на рисунок губ.

-  А сейчас произнесите слоговые ряды,  составленные на доске из символов. (из моделей артикуляции гласных звуков составляю слоги)

Красный круг без заднего фона (41 фото) - фото - картинки и рисунки:  скачать бесплатноКрасный круг без заднего фона (41 фото) - фото - картинки и рисунки:  скачать бесплатно,                  Простой красный кругC:\Users\Радуга\Documents\1637018657_4-modnica-club-p-krasnii-treugolnik-na-prozrachnom-fone-5.png,                  C:\Users\Радуга\Documents\images.jpgC:\Users\Радуга\Documents\Y6wwV.pngКрасный круг без заднего фона (41 фото) - фото - картинки и рисунки:  скачать бесплатно

 

 Далее предлагаю игру  « Пропал звук» (беззвучно артикулирую гласные звуки, коллеги озвучивают).  

-   Мы с вами выяснили, что неречевые звуки нас окружающие, можно увидеть. А, как вы думаете, звук нашей речи можно увидеть?

Выставляю против моделей-заместителей артикуляции гласных звуков гласные буквы.

 

Красный круг без заднего фона (41 фото) - фото - картинки и рисунки:  скачать бесплатноПростой красный кругКрасный круг без заднего фона (41 фото) - фото - картинки и рисунки:  скачать бесплатноC:\Users\Радуга\Documents\Y6wwV.pngC:\Users\Радуга\Documents\images.jpg C:\Users\Радуга\Documents\1637018657_4-modnica-club-p-krasnii-treugolnik-na-prozrachnom-fone-5.png

 А     У   О   Ы     И      Э

-  Да, звук нашей речи можно тоже увидеть. Изображение звука называется буквой. Давайте договоримся, что все гласные звуки мы будем изображать кружком красного цвета и буквы, обозначающие гласные звуки, будем изображать тоже красным цветом.    Звуков гласных в нашем русском языке только 6, всегда об этом помните.            

 Красный круг без заднего фона (41 фото) - фото - картинки и рисунки:  скачать бесплатно

  -  Ну, а теперь давайте  поработаем с другой группой звуков нашей речи -  согласными звуками.  Их в нашем языке  много, они  такие разные. Согласные звуки  могут быть твердыми, помечаем  их кружками синего цвета.  

C:\Users\Радуга\Documents\images.png

  Согласные могут быть мягкими – их помечаем кружками зеленого цвета.     C:\Users\Радуга\Documents\409.png.  

 Я использую кружки, можно квадраты.

-  Сегодня мы с вами будем работать с согласным звуком Р.

  Произнесите слоги в соответствии со схемами, составленными на доске, помните – синий кружок – это согласный звук Р, а какой гласный звук подскажут  «рисунки»  губ, вы их хорошо знаете. Будьте внимательны!

  ( символами выкладываю слоги  С-Г, Г-С)

C:\Users\Радуга\Documents\images.png Красный круг без заднего фона (41 фото) - фото - картинки и рисунки:  скачать бесплатно  , C:\Users\Радуга\Documents\images.pngПростой красный круг,C:\Users\Радуга\Documents\images.pngC:\Users\Радуга\Documents\Y6wwV.png,

Красный круг без заднего фона (41 фото) - фото - картинки и рисунки:  скачать бесплатноC:\Users\Радуга\Documents\images.png,    C:\Users\Радуга\Documents\images.jpgC:\Users\Радуга\Documents\images.png

  «Ребята, а ведь мы с вами сейчас занимались чтением – называли звуки, которые видели!».  Эту фразу я произношу для детей обязательно, чтобы дети  не испытывали чувство страха перед процессом чтения.

-  Уважаемые коллеги, хочу еще раз напомнить, что это не ход занятия, а алгоритм ознакомления детей со звуками. Это отдельные приемы работы с поставленными согласными звуками, в рамках подготовки к обучению грамоте. Это начальный этап к освоению процесса чтения.           

   Далее предлагаю педагогам, используя модели гласных и согласных звуков,  на слух составить слова: гора, рысь. ( выставляю картинки)

C:\Users\Радуга\Documents\images.png Красный круг без заднего фона (41 фото) - фото - картинки и рисунки:  скачать бесплатноC:\Users\Радуга\Documents\images.pngКрасный круг без заднего фона (41 фото) - фото - картинки и рисунки:  скачать бесплатно,  ,     ,                                                C:\Users\Радуга\Documents\images.pngКрасный круг без заднего фона (41 фото) - фото - картинки и рисунки:  скачать бесплатноC:\Users\Радуга\Documents\409.png

( делаем звуковой анализ) Сколько звуков в слове? Сколько гласных звуков ?  

 

-  Открою сейчас тайну! У гласных звуков есть особая работа – слогообразование, они делят слово на части - слоги. Сколько гласных звуков в слове, столько и слогов. Это правило нужно запомнить! Посмотрите на слова и скажите, сколько слогов в слове ГОРА? РЫСЬ?  Почему?

Что произойдет, если вдруг исчезнут гласные звуки? ( предлагаю эксперимент: называю имена детей, животных и другие предметы, убрав гласные звуки в словах) Что случилось! ( непонятными стали слова)

  Затем выставляю картинку:  ГРИБ  и прошу составить схему слова, называющего эту картинку. ( выкладывают схему слова)

C:\Users\Радуга\Documents\images.pngC:\Users\Радуга\Documents\409.pngКрасный круг без заднего фона (41 фото) - фото - картинки и рисунки:  скачать бесплатноC:\Users\Радуга\Documents\images.png

( Делаем звуковой анализ слова, даем характеристику звуков, определяем количество слогов).

  Далее выставляю картинку ГРИБЫ. ( выложить схему слова и сделать анализ, определить количество звуков, слогов)

C:\Users\Радуга\Documents\images.pngC:\Users\Радуга\Documents\409.pngКрасный круг без заднего фона (41 фото) - фото - картинки и рисунки:  скачать бесплатноC:\Users\Радуга\Documents\images.pngКрасный круг без заднего фона (41 фото) - фото - картинки и рисунки:  скачать бесплатно

(Обращаю внимание на увеличение количества звуков в слове, что изменило  и длину слова).

 

-    Спасибо! Молодцы!  И, так, продолжаем. Мы сейчас с вами выкладывали слова из моделей звуков и наблюдали, как звуки  в словах выстраиваются друг за другом и каждый звук на своем месте. Предлагаю вам  модель слова в виде Птицы, у слова есть начало - клюв, конец – хвостик,  середина - брюшко.  ( выставляю на доску модель)

 C:\Users\Радуга\Documents\Без названия (1).jpg 

 Начало - это первый звук, с которого начинается слово, конец – это последний звук в слове, которым оно заканчивается. Если звука, который мы ищем, нет в начале слова и нет его в конце слова, это означает, что звук находится в середине слова. Можно детям объяснить по-другому:

« Если слово не начинается с этого звука и не заканчивается им, то звук находится – в середине слова».

 -  Дети, как правило, сложнее определяют нахождение звука в седине слова. Даже если звук в слове по счёту второй или предпоследний, он находится в середине слова. Чтобы дети поняли, для этого нужно времени чуть больше.

  ( Самостоятельная работа) Давайте  определим место звука  Р в словах. У каждого из  вас на столе  лежит карточка, на ней схемы места звука в слове и предметные картинки на звук Р. Определите место звука Р в слове и положите в окошко соответствующей схемы. Спасибо!

-  Приступая  к формированию навыков звукового анализа и синтеза у старших дошкольников, целесообразно использовать такую доступную и понятную модель, как  звуковая линейка. Представляю вам  первые две линейки:

Линейка №1

C:\Users\Радуга\Documents\Без названия.jpgС помощью линейки №1 можно отметить наличие звука в слове, посмотреть, как  звуки сменяют друг друга при произнесении, продемонстрировать позицию звука в слове. Эта линейка наглядно покажет место звука в слове.

Линейка №2

C:\Users\Радуга\Documents\image005.jpg Звуковая линейка №2 отличается тем, что яркой краской, кроме синей, зеленой и красной, окрашены донышки  «окошек». По мере выдвижения подвижной части увеличивается количество окрашенных окошек, что дает представление детям о количестве звуков в слове, о длине слова.

( показываю образцы) Методическое пособие: Максаков А.И., Тумакова Г.А.    « Учимся играя»

 3. Заканчивая мастер-класс, предлагаю  игру « Живые буквы и звуки».

Раздаю присутствующим символы звуков и буквы, составляющие слово ЯКОРЬ. ( педагоги выходят и составляют слово, вставая друг за другом в определенной звуковой и буквенной последовательности)

 C:\Users\Радуга\Documents\409.png  Красный круг без заднего фона (41 фото) - фото - картинки и рисунки:  скачать бесплатно  C:\Users\Радуга\Documents\images.pngКрасный круг без заднего фона (41 фото) - фото - картинки и рисунки:  скачать бесплатноC:\Users\Радуга\Documents\409.png

    Я     К     О     Р     Ь

Один из присутствующих делает звуковой анализ слова, другой – буквенный.

-  Уважаемые коллеги, конечно же, это слово не для дошкольников, а для Вас, педагогов. Это слово предлагала родителям в ходе практикума для них, родители не смогли соотнести звуковой и буквенный состав слова. Печально, но, факт! Не все родители могут оказать помощь своим детям в формировании у них способности звуко-буквенного анализа и синтеза. Это еще раз подчеркивает необходимость грамотной, качественной, соответствующей возрасту подготовки детей в детском саду! И здесь без реализации наглядного моделирования невозможно достичь желаемого успеха. Многие известные педагоги-исследователи (Д. Б. Эльконин, Л.Е. Журова, Г.А. Тумакова и др.) считают, что использование моделей  в процессе формирования навыков звукового анализа и синтеза с помощью условных знаков (фишек), моделей в дальнейшем станет надежной основой для грамотного (без пропусков и замены букв) письма.

I I I.  Итог. Рефлексия.

     Вопросы:

  1. Скажите, как вы понимаете  высказывание Конфуция?
  2. Смогли ли вы увидеть доказательства  этого в ходе мастер-класса?
  3. Было ли полезным содержание мастер-класса?
  4. Вы готовы использовать данную технологию в образовательном процессе?
  5. Согласны ли Вы со мной, что опыт нашей дошкольной педагогики по подготовке детей к обучению грамоте актуален и в современной, быстро изменяющейся жизни?

 Не согласиться с этим сложно – действительно выработанная десятилетиями система подготовки дошкольников к грамотному чтению и письму в школе эффективна и положительно результативна. Именно на это и нацелена ФОП ДО.

      Ну, а для определения вашего эмоционального отношения предлагаю остановить свой взгляд на том цвете сигнала, который Вам импонирует именно сейчас. Мои коллеги мне помогут  (приглашаю двух коллег для помощи ) .

        Поднимаем овалы трех цветов с надписью:

  • Зеленый цвет – все удалось, спасибо!
  • Желтый цвет  - удалось, но я и все это знаю!
  • Красный цвет -  скучно, не интересный материал!

-  Всем огромное спасибо за внимание и активное участие!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология по подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста.

Технология по подготовке к обучению грамотедетей старшего дошкольного возраста....

Из опыта работы. Тема: Использование игровых технологий при подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Хабаровска «Детский сад комбинированного вида № 185»    Опыт работыТема:Использование игровых техн...

Опыт работы по теме "Использование игровых технологий при подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста

Цель: продемонстрировать систему разработанных мной игровых приемов и подходов организации работы по подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста....

Использование игровых технологий при подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста

В статье представлен опыт работы по применению игровых технологий на занятиях с детьми по подготовке к обучению грамоте....

«Игровые технологии при подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста – как способ формирования предпосылок смыслового чтения»

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 г. Мос...

Мастер-класс для педагогов «Использование игровых технологий при подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста»

Показать педагогам эффективность использования игровых технологий в обучении грамоте и передать педагогический опыт в проведении игр....