"Загадки Деда Буквоеда"
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему
НОД по обучению грамоте старших дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nod_po_obucheniyu_gramote.docx | 15.42 КБ |
Предварительный просмотр:
НОД в подготовительной группе
«Загадки деда Буквоеда».
Цель: обобщение у дошкольников знаний и умений, полученных на занятиях по обучению грамоте.
Задачи: развивать у детей словесно – логическое мышление. Развивать фонематический слух, артикуляционный аппарат, слуховое восприятие. Упражнять детей в умении «исправлять» слова, где перепутаны буквы; развивать зрительное и слуховое внимание. Совершенствовать умение составлять слова из предложенных слогов, предложения с заданным словом. Продолжать обучать слоговому и звуко-буквенному анализу слов. Развивать мелкую и общую моторику, внимание, память, мышление. Воспитывать умение слушать товарищей, не перебивать друг друга.
Предварительная работа: знакомство с буквами русского алфавита. Чтение слов по слогам. Составление предложений. Занимательные игры и упражнения с буквами.
Ход занятия:
-Ребята, сегодня у нас занятие по обучению грамоте. Как вы думаете, какого человека называют грамотным? (ответы детей) - У русского народа есть пословицы и поговорки на все случаи жизни. Какие вы знаете про чтение и грамоту?
- Чтение – лучшее учение. - Кто много читает, тот много знает. - Азбука – к мудрости ступенька. - Испокон века книга растит человека. - Кто грамоте горазд, тому не пропасть. - Возьми книгу в руки – не будет скуки. - Грамоте учиться – всегда пригодится.
-Молодцы, вот мы сейчас и посмотрим, чему вы научились за год.
1. Игра «Умные ручки» - определение букв на ощупь. Детям нужно определить букву и придумать слово, начинающееся с этой буквы.
2. - Что вы доставали из мешочка? (Буквы) - А что произносили? (Звуки) - Чем буквы отличаются от звуков? (Буквы мы видим и пишем, а звуки слышим и произносим) - Как называются звуки, которые произносятся только голосом, которые можно петь? (Гласные) - Назовите их. - А как называются звуки, которые мы произносим с помощью зубов, губ, языка? (Согласные) - Приведите пример согласного звука. - Как гласные управляют согласными звуками? (Делают их твердыми или мягкими)
Игра «Эхо».
3. – Ты на буквы посмотри – их по счету тридцать три! Буквы все, от А до Я на страницах … (букваря)
Звуко-буквенный анализ слова «букварь» (работа с пеналами, 1 ребенок у доски) - Сколько звуков в этом слове? (6 звуков)
- А теперь давайте запишем слово «букварь» в тетрадь. Сколько букв в этом слове? (7 букв) Почему? Какая еще буква не обозначает звука? (Ъ)
4. «Проделки деда - Буквоеда» - детям нужно угадать буквы по имеющимся элементам и дописать их.
5. Физкультминутка «Прогулка в лесу».
Дети по лесу гуляли, За природой наблюдали. Вверх на солнце посмотрели, И их лучики согрели. Раз присели, два присели - В руках ландыши запели! Влево звон : динь-дон, Вправо звон: динь-дон! Хорошо мы погуляли, И немножечко устали.
6. Игра «Волшебная ромашка» .
- Прочитайте слово, написанное в середине ромашки (учить). Прочитайте слоги, написанные на лепестках (при, раз, вы и т.д.) Какие слова получаются, если соединить со словом в середине? (приучить, выучить, разучить и т.д.)
7. –Много с буквами хлопот, уж такой они народ! Но когда с умом, толково их построить в четкий ряд, Превратятся буквы в слово и с тобой заговорят!
Игра «Рассыпалось слово» (ИГРУШКА)
8. «Внимательные глазки» - какие слова спрятались в этом слове?
Груша, рука, игра, ушки, Шура, ура, шкура, шар, круг, уши, рак, шарик и т.д.
- В каких словах 1 слог? 2 слога? 3 слога? Измените слово «игрушка» так, чтобы в нем стало 4 слога. (Игрушечка)
9. Придумать предложение со словом «шарик». Составить схему одного из придуманных предложений. (Один ребенок работает у доски, остальные в тетрадях).
- С какой буквы начинается предложение? -Что ставится в конце предложения? -Какие еще знаки могут быть в конце предложения? -Прочтите это предложение с вопросительной и восклицательной интонацией.
10. «Заблудилась точка, потерялась большая буква».
На доске написано : « ярко светит. солнце поют. птицы дует. весенний ветер.» Дети исправляют ошибки.
11. – Ребята, а вы любите играть в прятки? Вот и слова решили поиграть с вами в прятки. Слово спряталось куда-то, слово спряталось и ждет: «Пусть найдут меня ребята. Ну-ка, кто меня найдет?!»
Детям предлагаются изографы – велосипед, паровоз, вертолет, автомобиль. Нужно выделить в рисунке буквы, сложить из них слова.
- Как назвать все это одним словом? (Транспорт) Какое слово лишнее? (Вертолет) Почему? (Потому, что это воздушный транспорт, а все остальные изображения – наземный).
12. Итог занятия. – Молодцы! Мне сегодня было приятно работать с вами. Вы были внимательны, активны, дисциплинированны. Что вам больше всего понравилось на занятии? А что показалось труднее всего?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Спасём Золушку от злого деда Буквоеда».
Совершенствоваь диалогическую речь. Закреплять умение составлять простое предложение, используя короткое слово предлог....
В гости к Деду Буквоеду (Образовательная область «Коммуникация», коррекционно-развивающая работа. Подготовительная группа компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи)
Непосредственная образовательная деятельность направлена на дифференциацию у детей на слух и в произношении звуков Б-П, развитие фонематического слуха и фонематического восприятия, а также разграничен...
Сборник дидактических игр по подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста "Игры деда буквоеда"
В работе с детьми мы применяем основной метод обучения - игру, как ведущую деятельность детей этого возраста. С помощью игры мы делаем обучение радостным, увлекательным и жизненно важным для детей дел...
Праздник правильной речи " В гостях у деда Буквоеда"
Праздник для детей логопедической группы на этапе закрепления звуков....
Итоговая НОД по коммуникации "Проделки деда Буквоеда"
НОД проводила в игровой форме, вызвала мотивацию проблемной ситуацией "Злой дед Буквоед заколдовал страну Знаний и теперь все останутся необразованными и безграмотными". Дети приняли решение: помочь р...
Итоговое занятие кружка "АБВГДЕйка" в старшей группе "Проделки Деда Буквоеда"
работа по подготовке детей к обучению грамоте...