Путешествие в королевство «Слово»
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа) на тему
Создать условия для большей активности детей в образовательной деятельности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
puteshestvie_v_korolevstvo_slov.doc | 49.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение №20«Дельфин» г. Саяногорск.
Конспект НОД
по речевому развитию
в старшей группе
Путешествие в королевство «Слово»
Воспитатель:
Васильева. Т. В.
г. Саяногорск.
Цель: обеспечить педагогический процесс более эмоциональным,
создать условия для большей активности детей на занятии.
Задачи:
- обучить детей говорить так, чтобы речь была понятной, красивой;
- учить регулировать речевое дыхание;
- изменять темп речи в зависимости от ситуации: чисто и ясно произносить слова (совершенствовать дикцию);
- учить говорить выразительно.
Материалы и оборудование:
- «свечки» (полоски бумаги 2х7 см);
- куклы или картинки, изображающие, Петрушек с синим, зелёным и красными колпаками.
Методы и приёмы:
- игра, направленная на создание положительного микроклимата в группе;
- игровые упражнения для развития звукопроизношения, интонирования, артикуляции, регуляции дыхания.
Ход занятия
Появляется Фея, приветствует детей и предлагает им поиграть в игру « Ласковое имя».
- Вспомните, как вас ласково зовут дома. Вы будете бросать мячик друг другу, и тот, к кому он попадёт, должен назвать одно или несколько ласковых своих имён. Когда все произнесут свои имена, нужно бросить мяч тому, кто вам в первый раз бросил и назвать его ласковое имя.
Фея:
- Дети, сегодня мы отправимся с вами в путешествие в королевство с названием « Слово», в котором вы будете обучаться этому искусству. Но для того, чтобы отправиться в путь, вам необходимы силы. ( Фея раздаёт каждому ребёнку цветок.) Эти цветы не простые, они волшебные, давайте их понюхаем. ( Вдох через нос - выдох через рот, повторяется 3-4 раза). А теперь нужно вдохнуть ещё глубже этот запах. ( Медленный вдох – краткий резкий выдох, повтор 3-4 раза.) Теперь, когда вы вдохнули волшебную силу, можно оправляться в путь. А полетим мы с вами на ковре - самолёте. Этот ковёр не простой, тот, кто сидит на нём, должен повторять все звуки людей и животных, над которыми он пролетает. Будьте готовы к этому. ( Дети садятся на ковёр.)
- Полетели! Посмотрите, мы пролетаем город. Вот у мальчика лопнул мячик: с-с-с-с-с. ( Дети повторяют.)
- А вот собака рычит на кошку: р-р-р-р-р. ( Дети повторяют.)
- Мы летим очень быстро, прислушайтесь к шуму ветра: в-в-в-в-в. (Дети повторяют.)
- А сейчас мы пролетаем поляну, вот пчела сидит на цветочке: ж-ж-ж-ж-ж. Вот пролетает комар: з-з-з-з-з. Мы с вами поднимаемся очень высоко, где воздух очень холодный, поэтому давайте наберём с вами воздух и на несколько секунд задержим дыхание. ( Дети глубоко вдыхают и задерживают дыхание, затем резко выдыхают.)
- А теперь мы резко опускаемся и приземляемся в королевстве. Послушайте, какая музыка здесь звучит. Оказывается, здесь проходит турнир на звание
« Умеющий красиво говорить». А что такое турнир? ( Ответы детей.) - Турнир – это средневековое рыцарское состязание. В нём и мы будем участвовать.
Появляется житель этого королевства. ( Картинка или кукла, изображающая Петрушку.) Он обращается к детям:
- Здравствуйте! Кто вы такие и зачем пожаловали к нам? ( Ответы детей.)
Фея:
- Разрешите моим друзьям поучаствовать в турнире.
Петрушка:
- Хорошо. Дети, вы, наверное, знаете, что от того, как мы дышим, зависит и то, как мы произносим слова. Вот вам первое задание. Нужно будет каждому из вас погасить свечу. Посмотрите, вот так: сначала вдохнуть, задержать дыхание и короткими толчками выдохнуть воздух: фу-фу-фу. Возьмите свечи в руки (рука вытянута) и приступайте к выполнению. ( Дети выполняют задание.)
-Молодцы, все справились с заданием. А теперь следующее задание. Вы умеете считать? Тогда вам нужно будет сосчитать Егорок:
Как на горке, на пригорке
Стоят тридцать три Егорки.
( Сделать глубокий вдох и продолжать.)
Раз – Егорка, два - Егорка…
Кто больше сосчитает Егорок,
Тот и победитель.
- Молодцы, большинство из вас справились с заданием, но особенно отличился… (Называет победителя)
Фея:
- Дети, этот конкурс показал, что от того, как мы дышим, так и разговариваем. И у вас это неплохо получается.
Петрушка:
-Теперь вы идите к моему брату, он тоже проводит конкурсы, но другие. Желаю вам удачи! ( Прощается с детьми)
(Появляется другой Петрушка - в синем колпаке). Дети приветствуют его. Он обращается к детям:
- Я знаю, вы от моего брата пришли. Помогите мне, пожалуйста, покрасить забор вот так. ( Произносит слова « вверх- вниз»; при этом его рука то поднимается, то опускается.) Сначала делайте маленькие мазки вот так (движением кисти руки) и произносите такие же короткие слова - «вверх- вниз». Затем большие мазки (движением руки от локтя), рука поднимается всё выше, и голос становится выше - «вверх», рука опускается, и голос делается ниже - «вниз».
- Молодцы, справились с заданием. А теперь каждому из вас нужно произнести слово «дай»: требовательным, просящим, робким, испуганным голосом. Попробуем выполнить.
Фея:
- Дети, как вы чаще всего произносите это слово? А если к вам обратятся требовательно (« дай» ), вы выполните просьбу? А если просительно?
Петрушка:
- А вот слово «Здравствуйте» сможете произнести так, как будто вы: испуганный зайчик (дрожащим голосом), мышка - норушка ( тоненьким голоском), серый волк (грубым голосом), Красная шапочка ( ласковым)?
Фея:
- Дети, оказывается, произносить одно и то же слово можно по-разному. Как вы думаете, если с вами поздоровались грубо, как вы поприветствуете такого собеседника? А если ласково, как ответите?
Петрушка:
- Теперь выполните моё последнее задание. Нужно будет произнести две строки из известного вам стихотворения шепотом, громким голосом, как робот; тихим голосом, как будто вы замёрзли, быстро и медленно.
Наша Таня громко плачет,
Уронила в речку мячик.
(Дети выполняют задание).
- Молодцы! Все справились с этим заданием. ( Ребята прощаются с Петрушкой.)
Фея:
- Дети, когда вы говорите шепотом? Часто ли разговариваете громким голосом? Всегда ли нужно говорить в нормальном темпе? Может быть, иногда требуется говорить быстро или медленно. Как вы думаете, когда нужно говорить медленно? Когда быстро?
- Продолжим наше путешествие. Вот нас уже встречает третий Петрушка.
Петрушка:
- Я приготовил для вас самое сложное задание. Перед его выполнением сначала необходимо выполнить упражнения:
1. « Пятачок». Вам нужно собрать губы в « пятачок» и поводить ими вправо и влево;
2. « Хоботок». Вытяните свои губы так, как будто это хоботок, а затем улыбнитесь;
3. «Почесывание». Постарайтесь нижними зубами коснуться верхней губы и легко её почесывать, то же самое и с нижней губой.
- Давайте выполним зарядку для языка: высуньте его, покажите мне его; поднимите к верхним зубам, запрокиньте его подальше во рту. А теперь повторяйте за мной: пу, по, пи, пу, пе; ку-гу, ко-го, ки-ки, ку-ку, ке-ке; фу-ву, су-зу.
- А теперь попробуйте произнести скороговорку:
Шёл Егор через двор,
Шёл Егор чинить забор.
Петрушка:
- Дети, все вы сегодня старались выполнить задания. Поэтому вы все достойно заслужили звания «Умеющий говорить красиво». Но для того, чтобы этот дар не потерялся, у себя дома выполняйте те задания, которые вы сегодня делали с моими братьями. И тогда вы будете говорить ясно, чётко и понятно. ( Прощается с ребятами.)
Фея:
- Друзья мои, нам пора в путь. Понравилось ли вам в этом королевстве? Когда прилетите домой, не забудьте те советы, которые вы сегодня услышали.
- Что же нужно для того, чтобы говорить красиво и понятно? ( Правильно дышать, выразительно произносить слова, в зависимости от ситуации изменять голос и темп речи, чисто и ясно произносить слова.)
Фея прощается с ребятами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие по развитию речи с использованием здоровьесберегающих технологий "Путешествие в королевство Здоровья"
Коррекционное интегрированное занятие по развитию речи с использованием здоровьесберегающих технологий....
Развлечение "Путешествие в королевство Воды".
Развлечение по экологическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста....
Интегрированное занятие по развитию речи с использованием здоровье - сберегающих технологий «Путешествие в Королевство Здоровья»
Интегрированное занятие по развитию речи с использованием здоровье - сберегающих технологий «Путешествие в Королевство Здоровья» Программное содержание: - Воспитывать привычку здорового образа...
Путешествие в королевство волшебной воды
Методическая разработка...
Интегрированная деятельность по развитию речи с использованием здоровьесберегающих технологий «Путешествие в Королевство Здоровья».
О формировании основ безопасности жизнедеятельности дошкольника,создании условий для формирования у детей гигиенических навыков....
Конспект индивидуального занятия на автоматизацию звука Ш в разных позициях в слове «Путешествие в Королевство правильного звукопроизношения»
Конспект индивидуального занятия на автоматизацию звука Ш в разных позициях в слове разработан для ребенка с ФНР и минимальными дизартрическими расстройствами....
Многофункциональное развивающее пособие "Гномы из Королевства слов"
Развивающее пособие,состоящее из игровых элементов и комплекса авторских игр.Автор: Учитель-дефектолог, логопед ...