«В мире имен»
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему
Конспект открытого познавательного занятия по обучению грамоте
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mdou_detskiy_sad.doc | 73.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МДОУ Детский сад №57
Железнодорожный район
г. Воронежа
Конспект
Отрытого познавательного занятия с
обучением грамоте в подготовительной
группе
Тема: «В мире имен»
Воспитатель - Ипполитова Вера Алексеевна
Программное содержание:
Познакомить детей с миром имен.
Упражнять детей в составлении новых слов, в работе со словами, звуком, чтении. Активизировать речевое развитие, используя чистоговорки, загадки, пословицы. Закреплять знания состава числа “8” порядковый счет десятками до 100. Развивать логическое мышление.
Воспитывать у детей чувство доброжелательности.
Звуковая культура речи:
“Ч”, “Ц”, “ИГ, “Щ”, “Р”, “С”.
Грамматика: Снег-какой? Снежинка-какая? Хрустящий снег. Сверкающая снежинка.
Современные технологии:
Развивающие игры - “Геоконт”, “Волшебный квадрат”, игры со звучащим словом; комбинаторика, кубиками Зайцева Н.А.
Оборудование:
Ход занятия:
Ребенок:
Придумано кем-то
Просто и мудро
При встрече здороваться:
“Доброе утро!”
Доброе утро! Солнцу и птицам!
Доброе утро! Улыбчивым лицам!
И каждый становится добрым, доверчивым.
Пусть доброе утро Длится до вечера.
Воспитатель:
Давайте, ребята, познакомимся с гостями, поиграем с ними в игру “Наоборот”. Дети:
Вы, гости, шумные?
Вы, гости, грустные?
Вы, гости, сердитые?
Очень приятно с вами познакомиться.
Воспитатель:
Дети, а сейчас минутка “радости”. Возьмемся за руки. Подарим друг другу тепло своих рук, добрые и ласковые улыбки. Вы чувствуете себя спокойнее и увереннее. Знакомство наше состоялось. Милые дети, вы прекрасны всех на свете.
У каждого из вас есть имя. Известный поэт Марина Цветаева говорила:
“Имя твое - птица в руке...”
Давайте вспомним пословицы, поговорки, загадки об имени:
- Не имя красит человека, а человек - имя...
- Тигр бережет шкуру, а человек - имя...
- Не с губи своего имении...
- Тебе дано, а люди пользуются?
А теперь все вместе прочитаем нашу любимую чистоговорку:
Чики -чики- чикалочки.
Едет Ваня на палочке.
А Дуня в тележке
Щелкает орешки.
Стучат, бренчат по улице:
Фома едет на курице,
Тимошка - на кошке
По кривой дорожке.
Куда, Фома, едешь?
Куда погоняешь?
Воспитатель:
Посмотрите, нету ли в нашем постовом ящике писем? Вот конверт. Читаю письмо от сказочника:
- Дети, вы любите сказки?
- Зачем люди сочиняют сказки?
(Люди сочинят сказки, чтобы рассказывать их своим детям; учат в жизни различать добро и зло).
- Чему учат сказки?
(Сказка учит мудрости и тому, что добро в ответ рождает добро).
- Назовите сказочных героев.
- А как зовут героев сказок?
Русский народ собрал в свою копилку множество сказок. Имя этой девочки из сказки мы узнаем, когда проявим свои знания, смекалку и сообразительность.
Задание:
Расставите буквы в указанном порядке (Счет десятками).
Но сначала, посчитаем десятками до "100" (Два человека).
100 | 60 | 80 | 10 | 40 | 90 | 70 | 20 | 30 | 50 |
А | Р | Ч | с | Г | К | О | н | Е | У |
10 | 20 | 30 | 40 | 50 | 60 | 70 | 80 | 90 | 100 |
С | Н | Е | Г | У | Р | О | Ч | К | А |
Воспитатель:
Дети, вспомним, как заканчивается сказка про Снегурочку?
- Побежала Снегурочка за подружками. Прыгнула над огнем и вдруг растаяла, обратилась в белое облако.
- Почему Снегурочка растаяла?
- Снег тает, когда тепло.
Игра "Поищи слово"
Воспитатель:
Дети, в русском языке есть слова, которые любят играть в прятки. Это короткие
слова. Они прячутся в более длинные слова.
Вот и в слове-
СНЕГУРОЧКА
"спрятались" маленькие слова, какие?
СНЕГ РУКА
Прикрываю листом все, кроме снег
Воспитатель:
Вспоминаем, загадки о снеге.
- Зимой в поле лежал,
А весной в реку побежал.
- Скатерть бела
- Всю землю одела.
- Пришел Яшка - Белая рубашка,
- Где он пробегает - Ковром устилает.
- Какой снег? -Хрустящий, почему?
- Воспитатель:
I
- Почему снег весной в речку побежал?
- Весеннее солнце теплое. Оно пригрело снег.
- Весной появились сосульки, весенняя капель.
Физкультминутка | |
Ой, бежит, ручьем вода | хлопаем |
Нету снега, нету льда | в ладоши |
Ой, вода, ой вода, | топаем |
Нету снега, нету льда | ногами |
Пролетели журавли | руками |
И соловушки малы | машем |
Журавли, журавли | как |
И соловушки малы | птицы |
Мы поем, мы поем | кружатся |
Весну красную зовем | вокруг |
Ой, поем, ой поем | себя |
Весну красную зовем
Дети садятся
Воспитатель:
- Давайте решим задачу.
Задача в стихах:
Три гуся летят над нами,
Два гуся - за облаками,
Три спустились за ручей,
Сколько было всех гусей?
- Восемь
- Какое число предыдущее “8”?
- Какое последующее “8”?
- Четыре пары - это сколько?
- Тоже “8”
- Как называется сказка, где героями стали гуси?
- “Гуси - лебеди”
- Как зовут девочку из этой сказки?
- Как имя Машенька звучит по-другому?
- Маша, Мария и др.
Работа со словом Маша (на слух)
Слово Маша написано черным цветом на листе бумаге (сначала не показывается).
- Сколько звуков в этом слове?
(4- м, а, ш, а)
- Сколько гласных?
(а - повторяется 2 раза)
- Какие звуки согласные?
(м, ш)
- Сколько в слове букв?
(4)
Показываю плакат со словом МАША
- Чем отличаются звук от буквы?
(звук слышим, а букву - пишем)
- Сколько в этом слове слогов?
(два- ма-ша)
- Как догадались?
(Можно произнести или сколько гласных звуков, столько слогов)
- Какой слог ударный (Первый)
Поиграем в школу Работа с раздаточным материалом Воспитатель:
- Дети, давайте разделимся на 2 группы. Рассчитайтесь на “первый”, “второй”: “Первые” садятся на 1 ряд, это первый вариант.
“Вторые” садятся на 2 ряд, это второй вариант.
Задание 1
- вариант. Составим имя из слогов, которые есть на кубиках.
- вариант. Составим имя из первых букв слов -картинок.
на картинках
Воспитатель:
Дети, проверьте друг друга.
Назовите имя.
Задание 2
- вариант. “Сделай снежинку на геоконте”
- вариант. Сложи снежинку из “Волшебного квадрата”
Воспитатель:
- Какая снежинка?
(Белая, легкая, узорчатая, блестящая).
- Снежинка сверкающая.
- Что еще может сверкать?
Воспитатель:
Наши сказки учат людей быть, добрыми и сильными. В нашей группе у всех детей замечательные имена. Наши дети трудолюбивы, воспитаны, много знают, помогают друг другу.
Нет, не из шелка Не из ситца, а из Сурова полотна,
Что на хозяйстве пригодится.
В России сшиты имена Лукава, ласково, степенно,
Легко сплетается венок:
- Аленка!
- Леночка!
- Елена!
- Голубоглазенький Ленок!
- Чу ветер дунул:
"Дуня! Дуня!..."
Как спелый помидор со свеклой,
Хозяева соседних гряд –
Румяный Федор
С белой Феклой
На лавке рядышком сидят.
И пашет, пашет, пашет Паша,
Лишь пот стекает ручейком
Не уставая, машет Маша
Ему зеленым рукавом
А степь по имени Степана
Однажды степью названа.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие познавательного цикла в старшей группе «Что в имени тебе моём».
Познакомить с историческим значением имени. Продолжать приобщать ребёнка к самонаблюдению, самопознанию, дать возможность самореализоваться каждому ребёнку в зависимости от индивидуальных качеств ли...
ПРОЕКТ «Волшебная страна по имени ТЕАТР» ПРОЕКТ «Волшебная страна по имени ТЕАТР»
В статье представлен опыт работы по формиравнию сценического мастерства дошкольников....
Открытое занятие по ознакомлению с окружающим миром «Что в имени твоем?»
Материал поможет в знакомстве с некоторыми историческими сведениями о возникновении имен и фамилий, с правом каждого человека на имя ....
НОД - "Выручаем мишку по имени Полюс" - Формирование целостной картины мира, развитие речи и подготовка к обучению грамоте
Муниципальное дошкольное образовательноеучреждение«Детский сад № 7 «Журавушка»Г. Ртищево Саратовской области«Выручаем мишку по имени Полюс» Конспектнепосредственно образовательной деятельности с ...
Конспект по ознакомлению с миром природы в младшей группе «Овощи и фрукты» (с элементами ознакомления с именами признаков)
Формирование у детей интереса к миру природы через ознакомление со свойствами овощей и фруктов....
ЗАВОД ИМЕНИ КОЛЮЩЕНКО: НЕСКОЛЬКО ИМЕН, ОДНА ИСТОРИЯ
Старейшее промышленное предприятие Челябинска – бывший завод имени Колющенко – известен не только в России, но и далеко за ее пределами. Тяжелая строительная и дорожная техника, разработан...
Досуг «Нерденя буквыни – Буквы моего имени» для старшей группы с целью выкладывания букв своего имени из пластилина
Досуг «Нерденя буквыни – Буквы моего имени» для старшей группы с целью выкладывания букв своего имени из пластилина. Занятие провели в рамках фестиваля "Родной язык - душа ...