«В мире имен»
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему

Ипполитова Вера Алексеевна

Конспект открытого познавательного занятия по обучению грамоте 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mdou_detskiy_sad.doc73.5 КБ

Предварительный просмотр:

МДОУ Детский сад №57
Железнодорожный район
г. Воронежа

Конспект

Отрытого познавательного занятия с
обучением грамоте в подготовительной

группе

Тема: «В мире имен»

Воспитатель - Ипполитова Вера Алексеевна


Программное содержание:

Познакомить детей с миром имен.

Упражнять детей в составлении новых слов, в работе со словами, звуком, чтении. Активизировать речевое развитие, используя чистоговорки, загадки, пословицы. Закреплять знания состава числа “8” порядковый счет десятками до 100. Развивать логическое мышление.

Воспитывать у детей чувство доброжелательности.

Звуковая культура речи:

“Ч”, “Ц”, “ИГ, “Щ”, “Р”, “С”.

Грамматика: Снег-какой? Снежинка-какая? Хрустящий снег. Сверкающая снежинка.

Современные технологии:

Развивающие игры - “Геоконт”, “Волшебный квадрат”, игры со звучащим словом; комбинаторика, кубиками Зайцева Н.А.

Оборудование:

Ход занятия:

Ребенок:

Придумано кем-то

Просто и мудро        

При встрече здороваться:

“Доброе утро!”

Доброе утро! Солнцу и птицам!

Доброе утро! Улыбчивым лицам!

И каждый становится добрым, доверчивым.

Пусть доброе утро Длится до вечера.

Воспитатель:

Давайте, ребята, познакомимся с гостями, поиграем с ними в игру “Наоборот”. Дети:

Вы, гости, шумные?

Вы, гости, грустные?

Вы, гости, сердитые?

Очень приятно с вами познакомиться.

Воспитатель:

Дети, а сейчас минутка “радости”. Возьмемся за руки. Подарим друг другу тепло своих рук, добрые и ласковые улыбки. Вы чувствуете себя спокойнее и увереннее. Знакомство наше состоялось. Милые дети, вы прекрасны всех на свете.

У каждого из вас есть имя. Известный поэт Марина Цветаева говорила:

“Имя твое - птица в руке...”

Давайте вспомним пословицы, поговорки, загадки об имени:

  • Не имя красит человека, а человек - имя...
  • Тигр бережет шкуру, а человек - имя...
  • Не с губи своего имении...
  • Тебе дано, а люди пользуются?

А теперь все вместе прочитаем нашу любимую чистоговорку:

Чики -чики- чикалочки.

Едет Ваня на палочке.

А Дуня в тележке

Щелкает орешки.

Стучат, бренчат по улице:

Фома едет на курице,

Тимошка - на кошке

По кривой дорожке.

Куда, Фома, едешь?

Куда погоняешь?

Воспитатель:        

Посмотрите, нету ли в нашем постовом ящике писем? Вот конверт. Читаю письмо от сказочника:

  • Дети, вы любите сказки?
  • Зачем люди сочиняют сказки?

(Люди сочинят сказки, чтобы рассказывать их своим детям; учат в жизни различать добро и зло).

  • Чему учат сказки?

(Сказка учит мудрости и тому, что добро в ответ рождает добро).

  • Назовите сказочных героев.
  • А как зовут героев сказок?

Русский народ собрал в свою копилку множество сказок. Имя этой девочки из сказки мы узнаем, когда проявим свои знания, смекалку и сообразительность.

 Задание:

Расставите буквы в указанном порядке (Счет десятками).

 Но сначала, посчитаем десятками до "100" (Два человека).

100

60

80

10

40

90

70

20

30

50

А

Р

Ч

с

Г

К

О

н

Е

У

10

20

30

40

50

60

70

80

90

100

С

Н

Е

Г

У

Р

О

Ч

К

А

Воспитатель:

Дети, вспомним, как заканчивается сказка про Снегурочку?

  • Побежала Снегурочка за подружками. Прыгнула над огнем и вдруг растаяла, обратилась в белое облако.
  • Почему Снегурочка растаяла?
  • Снег тает, когда тепло.

Игра "Поищи слово"

Воспитатель:

Дети, в русском языке есть слова, которые любят играть в прятки. Это короткие

слова. Они прячутся в более длинные слова.

Вот и в слове-

СНЕГУРОЧКА

"спрятались" маленькие слова, какие?

СНЕГ        РУКА

Прикрываю листом все, кроме снег

Воспитатель:

Вспоминаем, загадки о снеге.

  • Зимой в поле лежал,

А весной в реку побежал.

  • Скатерть бела
  • Всю землю одела.
  • Пришел Яшка - Белая рубашка,
  • Где он пробегает - Ковром устилает.
  • Какой снег? -Хрустящий, почему?
  •  Воспитатель:

I

  • Почему снег весной в речку побежал?

  • Весеннее солнце теплое. Оно пригрело снег.
  • Весной появились сосульки, весенняя капель.

Физкультминутка

Ой, бежит, ручьем вода

хлопаем

Нету снега, нету льда

в ладоши

Ой, вода, ой вода,

топаем

Нету снега, нету льда

ногами

Пролетели журавли

руками

И соловушки малы

машем

Журавли, журавли

как

И соловушки малы

птицы

Мы поем, мы поем

кружатся

Весну красную зовем

вокруг

Ой, поем, ой поем

себя

Весну красную зовем

Дети садятся

Воспитатель:

  • Давайте решим задачу.

Задача в стихах:

Три гуся летят над нами,

Два гуся - за облаками,

Три спустились за ручей,

Сколько было всех гусей?

  • Восемь
  • Какое число предыдущее “8”?
  • Какое последующее “8”?
  • Четыре пары - это сколько?
  • Тоже “8”
  • Как называется сказка, где героями стали гуси?
  • “Гуси - лебеди”
  • Как зовут девочку из этой сказки?
  • Как имя Машенька звучит по-другому?
  • Маша, Мария и др.

Работа со словом Маша (на слух)

Слово Маша написано черным цветом на листе бумаге (сначала не показывается).

  • Сколько звуков в этом слове?

(4- м, а, ш, а)

  • Сколько гласных?

(а - повторяется 2 раза)

  • Какие звуки согласные?

(м, ш)

  • Сколько в слове букв?

(4)

Показываю плакат со словом МАША

  • Чем отличаются звук от буквы?

(звук слышим, а букву - пишем)

  • Сколько в этом слове слогов?

(два- ма-ша)

  • Как догадались?

(Можно произнести или сколько гласных звуков, столько слогов)

  • Какой слог ударный (Первый)

Поиграем в школу Работа с раздаточным материалом Воспитатель:

  • Дети, давайте разделимся на 2 группы. Рассчитайтесь на “первый”, “второй”: “Первые” садятся на 1 ряд, это первый вариант.

“Вторые” садятся на 2 ряд, это второй вариант.

Задание 1

  1. вариант. Составим имя из слогов, которые есть на кубиках.
  2. вариант. Составим имя из первых букв слов -картинок.

на картинках    

Воспитатель:

Дети, проверьте друг друга.

Назовите имя.

Задание 2

  1. вариант. “Сделай снежинку на геоконте”
  2. вариант. Сложи снежинку из “Волшебного квадрата”

Воспитатель:

  • Какая снежинка?

(Белая, легкая, узорчатая, блестящая).

  • Снежинка сверкающая.
  • Что еще может сверкать?

Воспитатель:

Наши сказки учат людей быть, добрыми и сильными. В нашей группе у всех детей замечательные имена. Наши дети трудолюбивы, воспитаны, много знают, помогают друг другу.

Нет, не из шелка Не из ситца, а из Сурова полотна,

Что на хозяйстве пригодится.

В России сшиты имена Лукава, ласково, степенно,

Легко сплетается венок:

  • Аленка!
  • Леночка!
  • Елена!
  • Голубоглазенький Ленок!
  • Чу ветер дунул:

"Дуня! Дуня!..."

Как спелый помидор со свеклой,

Хозяева соседних гряд –

Румяный Федор

С белой Феклой

 На лавке рядышком сидят.

 И пашет, пашет, пашет Паша,

Лишь пот стекает ручейком

Не уставая, машет Маша

Ему зеленым рукавом

 А степь по имени Степана

 Однажды степью названа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие познавательного цикла в старшей группе «Что в имени тебе моём».

Познакомить с историческим значением имени. Продолжать приобщать ребёнка к самонаблюдению, самопознанию, дать возможность самореализоваться каждому ребёнку в зависимости от индивидуальных качеств ли...

ПРОЕКТ «Волшебная страна по имени ТЕАТР» ПРОЕКТ «Волшебная страна по имени ТЕАТР»

В статье представлен опыт работы по формиравнию сценического мастерства дошкольников....

Открытое занятие по ознакомлению с окружающим миром «Что в имени твоем?»

Материал поможет в знакомстве с некоторыми историческими сведениями о возникновении имен и фамилий, с правом каждого человека на имя ....

НОД - "Выручаем мишку по имени Полюс" - Формирование целостной картины мира, развитие речи и подготовка к обучению грамоте

Муниципальное дошкольное образовательноеучреждение«Детский сад № 7 «Журавушка»Г. Ртищево Саратовской области«Выручаем мишку по имени Полюс» Конспектнепосредственно образовательной деятельности с ...

Конспект по ознакомлению с миром природы в младшей группе «Овощи и фрукты» (с элементами ознакомления с именами признаков)

Формирование у детей интереса к миру природы через ознакомление со свойствами овощей и фруктов....

ЗАВОД ИМЕНИ КОЛЮЩЕНКО: НЕСКОЛЬКО ИМЕН, ОДНА ИСТОРИЯ

Старейшее промышленное предприятие Челябинска – бывший завод имени Колющенко – известен не только в России, но и далеко за ее пределами. Тяжелая строительная и дорожная техника, разработан...

Досуг «Нерденя буквыни – Буквы моего имени» для старшей группы с целью выкладывания букв своего имени из пластилина

Досуг «Нерденя буквыни – Буквы моего имени» для старшей группы с целью выкладывания букв своего имени из пластилина. Занятие провели в рамках фестиваля "Родной язык - душа ...