Комплексно-тематический план по обучению грамоте для детей подготовительной группы
календарно-тематическое планирование по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему
Комплексно-тематический план составлен на основе занятий по пособию Д. Г. Шумаевой "Как хорощо уметь читать". Разработан для занятий с детьми подготовительной к школе группе с использованием игровых технологий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
perspektivnyy_plan_podg._gr.doc | 208 КБ |
Предварительный просмотр:
Календарно – тематический план
непосредственно образовательной деятельности
по подготовке детей к обучению грамоте
(подготовительная к школе группа)
Жилинская Марина Александровна
воспитатель первой кв. категории
г. Воркута
2012 г.
Сентябрь | |||
Неделя | Непосредственно образовательная деятельность | Связь с другими видами деятельности | |
Цель | Используемый занимательный дидактический материал | ||
1. «До свидания, лето!» | 1. Закрепить понятия «звук», «слово», «буква», «предложение». 2.Развивать у детей фонематический слух, речь. 3. Закрепить с детьми понятие гласных и согласных звуков. 4. Закреплять навыки звукового анализа, выделения звуков в слове, деления слов на слоги. | 1. Артикуляционная гимнастика: «Улыбка», «Заборчик»/ 2. Д/и «Звуковая мозаика лета». Цель: Определение первого и последнего звука в словах. 3. Д/и «Магазин». Цель: Формирование навыка слогового анализа. 4. Игровое упражнение «Доскажи словечко». Цель: Учить добавлять недостающие слова в стихах, развивать чувство ритма. 5. Д/и «Стоп, флажок, остановись!». Цель: Закрепить понятия «слово», «звук», «буква», «предложение». Развивать у детей слуховое внимание. Закрепить названия летних месяцев. 6. Д/и «Что такое звук, слово, предложение?». Цель: Уточнить представления детей о звуковой и смысловой стороне слова. 7. Д/и «Пирамида». Цель: Подсчёт количества звуков в словах. | 1. Д/и «Сколько слов». Цель: Упражнять в дифференциации на слух слов. 2. Д/и «Следи за словом». Цель: развивать у детей фонематический слух. 3. Д/и «Загадки – складки». Цель: Учить отгадывать загадки о лете, овощах и фруктах, добавляя последнее слово, подходящее в рифму. 4. Д/и «Это слово звонкое или тихое?». Цель: Упражнять детей в произнесении слов по-разному: громко, звонко, ласково, тихо. 5. Д/и «Посчитай слоги». Цель: Находить слова с одним, двумя и тремя слогами. 6. Разучивание считалки: Завтра с неба прилетит Синий-синий-синий кит. Если веришь – стой и жди, А не веришь – выходи. 7. Разучивание скороговорок: У Ивашки рубашка, У рубашки кармашки. Зелёная берёза стоит в лесу, Зоя под берёзой поймала стрекозу. 8. Д/и «Цепочка слов». Цель: Упражнять детей в определении первого и последнего звука в словах. 9. Игра «Кто наблюдательнее». Цель: Закрепление знаний о буквах и звуках, поиск букв в тексте, развитие внимания, наблюдательности. 10. Логоритмические упражнения «А сейчас мы с вами, дети!», «Ванька – встань-ка». 11. Чтение рассказа Г. Юдина «Индеец Изумрудный Глаз». Цель: Учить детей свободно высказываться по содержанию рассказа, называть слова со звуком И. 12. Чтение сказки «Нелетающий зонт» Г. Юдина. 13. Штриховка «Заяц», «Лимон». Цель: Развивать мелкую моторику рук, готовить руку к письму. 14. Дыхательная гимнастика «Кто спрятался?», «Пузырьки». 15. Игровое упражнение «О ком? О чем?». Цель: Учить анализировать содержание стихотворения и устанавливать причинно-следственные связи, обозначенные в тексте. 16. Д/и «Мы волшебники немного, был один, а станет много». Цель: Учить образовывать существительные (названия овощей и фруктов) множественного числа именительного и родительного падежей. 17. Пальчиковые игры «Моя семья», «Капитан». 18. Д/и «Скажи, какой подарок подаришь другу?». Цель: Учить детей выделять признаки предмета. 19. Д/и «Кто это? Что это?» с использованием игрового пособия «Ёлочка». Цель: Учить детей различать гласные и согласные звуки (буквы). 20. Игра «Звуки гласные поем мы с мячом моим вдвоем». Цель: Развитие длительного, плавного выдоха, закрепление произношения гласных звуков. 21. Работа с природным материалом, собранным в тундре. Изготовление поделок на тему «Сказки из тундры». Цель: Развивать творческое воображение, мелкую моторику рук. |
2. «Фрукты и овощи» | 1. Знакомство с гласным звуком И, буквой И. 2. Упражнять в определении места звука И в трёх позициях. 3. Учить различать гласные, твёрдые и мягкие согласные звуки. 4. Учить чтению простых слов по карточкам (две на каждого ребёнка). | 1. Артикуляционная гимнастика: «Трубочка», «Слон». 2. Чтение стихотворения: На калитку посмотри: Чем она не буква И? Между двух прямых досок Одна легла наискосок. (В. Степанов) 3. Д/и «Кто внимательный?». Цель: Развивать фонематический слух детей, формировать умение слышать в словах звук И. Закрепить названия овощей и фруктов. 4. Игровое упражнение «Назови пару». Цель: Продолжать учить детей различать твёрдые и мягкие согласные звуки. 5. Занимательное упражнение «Что нам Карлсон принёс». Цель: Учить выкладывать из букв разрезной азбуки слова: сыр, молоко, рис, сало, лук, мука и др. 6. Д/и «Живые звуки». Цель: Развитие фонематического восприятия, навыков звукового анализа слова. | |
3. «Богатство тундры» | 1. Закрепление гласного звука И, буквы И. 2. Дать детям представление, что звук И образует слог и может быть отдельным словом. 3. Продолжать обучение звуковому анализу слов. 4. Продолжать упражнять в умении составлять слова из букв разрезной азбуки. | 1. Артикуляционная гимнастика: «Качели», «Часики». 2. Пословица: «Нет друга – ищи, а найдёшь – береги». 3. Игровое упражнение «Цепочка слов». Цель: Учить соединять слоги в слова, развивать сообразительность. 4. Загадывание загадок: черника, голубика, брусника. 5. Разучивание скороговорки: «Играл Егорка с Игорьком – скатился с горки кувырком». 6. Д/и «Не разорви бусы». Цель: Учить подбирать слова, развивать смекалку, мышление. 7. Выкладывание из пуговиц разного размера букву. Цель: Развивать мелкую моторику рук, воображение, мышление. | |
4. «Мои друзья» | 1. Знакомство с согласным звуком З(З’), буквой З. 2. Учить определять место звука З в трёх позициях. 3. Продолжать обучение звуковому анализу слов. 4. Упражнять в составлении предложений с заданным словом. | 1. Артикуляционная гимнастика: «Маятник», «Комар». 2. Чтение стихотворения: По белому полю В туман и в снега Бредут потихоньку Бараньи рога… (Е. Тарлапан) 3. Загадывание загадок: замок, арбуз, зима, азбука. 4. Игровое упражнение «Ждём друзей в гости». Цель: Учить придумывать слова из букв разрезной азбуки, обозначающие угощения, лакомства. 5. Д/и «Скажи, какое». Цель: Учить называть признаки предмета и действия; обогащать речь прилагательными и глаголами; подбирать слова, близкие по смыслу. 6. Фонетическая игра «Назови слово». Цель: Пополнять активный словарь детей, развивать сообразительность. 7. П/и «Комары». Цель: Развивать фонематический слух детей, двигательную активность. | |
Октябрь | |||
1. «Все работы – хороши!» | 1. Учить сопоставлять звуки З и С. 2. Упражнять в чтении слоговой таблицы и слов. 3. Закреплять умение работать с индивидуальными разрезными азбуками. 4. Расширение ориентировки в окружающем и формирование словаря. | 1. Артикуляционная гимнастика: «Загони мяч в ворота», «Лопатка». 2. Игровое упражнение «Звон – сон». Цель: Развивать фонематический слух, учить слышать и различать звуки З – С в словах, действовать по правилам. 3. Загадывание загадок: коса, коза, козёл, сани, золото. 4. Пословица: «Лиса живёт хитростью, а заяц прыткостью». 5.Д/и « Переезжаем на новую квартиру». Цель: Научить детей различать предметы, сходные по назначению и похожие внешне, помочь запомнить их названия; активизировать в речи детей соответствующий словарь. 6. Чтение рассказа К. Ушинского «Козёл». 7. Д/и «Кто увидит больше всех?». Цель: Развивать наблюдательность, связную речь. 8. Д/и «Кто кем хочет стать?». Цель: Учить употреблять трудные формы глаголов. | 1. Д/и «Чего не стало?». Цель: Упражнение в образовании форм родительного падежа множественного числа существительных. 2. Логоритмические упражнения «Во дворе растёт подсолнух», «дети едут на машине». 3. Чтение сказки Г. Юдина «Свинья в гостях». 4. Игра с перебрасыванием мяча «Мяч бросай и животных называй». Цель: Расширение словарного запаса за счет употребления обобщающих слов, развитие внимания и памяти, умение соотносить родовые и видовые понятия. 5. Игра «Кто чем занимается?». Цель: Закрепление знаний детей о профессии, обогащение глагольного словаря детей, развитие внимания. 6. Игра «Разноцветные мячики. Красный — гласный. Синий — нет. Что за звук? Мне дай ответ!». Цель: Закрепление дифференциации гласных и согласных звуков, развитие внимания, быстроты мышления. 7. Чтение сказки Г. Юдина «Мыша – водолаз». Цель: Учить внимательно слушать сказку, запоминать слова. В которых встречается звук В. Развивать слуховое внимание. Фонематический слух. 8. Дыхательная гимнастика «Ветер», «Часики». 9. Д/и «Бывает – не бывает». Цель: Развивать мышление, логику, учить понимать юмор. 10. Игры – соревнования: «Чей голос дольше звучит?», «Чей голос звонче?». Цель: Развитие интонационной выразительности речи, расширение звуковысотного диапазона. 11. Чтение стихотворения: Жук жужжит: - Я шёл и шёл, Жёлтый камешек нашёл. - Это жёлудь! Ты не прав, - Говорит жуку жираф. - Что ж, повесь его на сук, - Говорит жирафу жук. 12. Игровое упражнение «Найди пару». Цель: Упражнять детей в подборе слов, отличающихся друг от друга одним звуком, развивать фонематический слух. 13. Выкладывание из зерна, бобовых, крупы букв. Цель: Развивать зрительную память, мелкую моторику рук, учить владеть своими руками, развивать воображение, мышление. 14. Д/ и « Подбери слово». Цель: Развивать гибкость мышления, умение подбирать нужные по смыслу слова. 15. Штриховка в тетрадях «Воробей», «Жук». 16. Пальчиковые игры «Домик», «Магазин одежды». 17. Игра « Полслова за вами». Цель: Закрепить умение читать слоги с договариванием до целого слова. 18. Использование игрового пособия «Поварёнок». Цель: Учить согласовывать существительные и прилагательные в роде, числе, падеже. Развивать фантазию, придумывать слова – небылицы. 19. Д/и «Закончи предложение». Цель: Подбирать глаголы, обозначающие окончание действий. 20. Чтение пословиц, поговорок об осени. 21. Д/и «Как мы одеваемся?». Цель: Учить детей правильному употреблению нарицательных имён существительных в винительном падеже единственного и множественного числа. |
2. «Осень» | 1. Знакомство с согласным звуком В (В’), буквой В. 2. Учить определять место звука в двух позициях – в начале и в середине слова. 3. Учить детей проводить анализ предложения. 4. Закреплять умение называть слова с заданным звуком. | 1. Артикуляционная гимнастика: «Маляр», «Вкусное варенье» 2. Чтение стихотворения: Вот буква В Видна вдали – Красивая, витая. Как будто крендель Испекли, Приезжих поджидая. (С. Маршак) 3. Разучивание скороговорки: «Вертлявый ветер вырывал Ворота, как вертушки. Ворчливый ворон воровал Вчерашние ватрушки». 4. Загадывание загадок: вилы, волна, волк, волосы, ворона. 5. Д/и «Звук заблудился». Цель: Развивать речевое внимание, формировать умение слышать в словах звуки, правильно исправлять слова. 6.Д/и «Найди место звука в слове». Цель: Упражнять детей в нахождении места звука в слове (в начале, середине или конце). 7. Д/и «Один - много». Цель: Научить образовывать существительные множественного числа. Закрепить понятия об осенних явлениях. | |
3. «Безопасная дорога» | 1. Закрепление согласного звука В (В’), буквы В. 2. Упражнять детей в чтении слогов с договариванием до целого слова, трёхбуквенных слов. 3. Закрепить понятие, что предложение начинается с большой буквы и имя начинается тоже с большой буквы. 4. Продолжать учить детей различать ударные и безударные слоги. | 1. Артикуляционная гимнастика: «Грибок», «Назойливая муха». 2. Поговорка: «Слово – не воробей, вылетит – не поймаешь». 3. Чтение стихотворения: Ветер дует нам в лицо, Закачалось деревцо. Ветер тише, тише, тише, Деревцо всё выше, выше, выше. 4. Разучивание скороговорки: «Сидели, свистели семь свиристелей». 5. Загадывание загадок: лопата, вода, ведро, веник. 6. Д/и «Составим из букв предложение». Цель: Учить составлять слова из букв, из слов – предложения. 7. Д/и «Доскажи словечко». Цель: Учить добавлять недостающие слова в стихах, развивать чувство ритма. Закрепить с детьми правила безопасного поведения на дороге. 8. Д/и «Скажи рифму». Цель: Учить подбирать пары рифмующихся слов, развивать поэтический слух. | |
4. «Одежда» | 1. Знакомство с согласным звуком Ж, буквой Ж. 2. Учить определять место звука в двух позициях – в начале и в середине слова. 3. Упражнять в чтении слоговой таблицы, составлении слов из этих слогов. 4. Упражнять детей в умении подбирать слова с заданным звуком. | 1. Чистоговорки: Жа-за, жа-за, идёт жадная коза. Зы-жи,зы-жи, дядя делает ножи. Зу-жу, зу-жу, молоко даём ежу. 2. Чтение стихотворения: Эта буква широка И похожа на жука. И приэтом, точно жук, Издаёт жужжащий звук: Ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж. (С. Маршак) 3. Чтение сказки Г. Юдина «Жадная жаба». 4. Д/и «Какие слова «спрятались» в буквах?». Цель: Упражнять в умении составлять слова из предложенных букв. 5. П/и «Жуки». Цель: Развивать у детей слуховое внимание, двигательную активность, умение согласовывать слова и действия. 6. Игра с передачей мяча «Мяч передавай — слово называй». Цель: Развитие фонематических представлений, быстроты реакции. 7. Д/и «Ты дружочек не зевай, да словечко приласкай». Цель: Закрепить умения образовывать существительные при помощи уменьшительно – ласкательных суффиксов. | |
Ноябрь | |||
1. «Улицы нашего города» | 1. Закрепление звука Ж, буквы Ж. 2. Сопоставление Звуков Ж – Ш. 3. Закрепление умения производить звуковой анализ слова СНЕЖИНКА. 4. Продолжать учить детей читать слоги по слоговой таблице и составлять из этих слогов слова. 5. Упражнять в умении соотносить звук и букву. | 1. Артикуляционная гимнастика: «Назойливая муха», «Дудочка», «Окошки». 2. Скороговорки: Лежебока рыжий кот Отлежал себе живот. Мой бумажный журавлёнок, В синем небе не шали, Чтоб тебя, мой журавлёнок, Не прогнали журавли. 3. Загадывание загадки про снежинку. 4. Игра с перебрасыванием мяча «Мяч лови и мяч бросай — сколько звуков, называй». Цель: Определение последовательности и количества звуков в слове. 5. Игровое упражнение «Какая буква в начале слова?». Цель: Соотнесение звука и буквы, учить детей запоминать буквы. 6. Лото «Определи первый звук в слове». Цель: Упражнять детей в выделении первого звука в слове. | 1. Д/и «Доскажи словечко». Цель: Развивать у детей фонематический слух. Формировать умение слышать в словах звуки Ж, Ш. 2. Игра «Живые звуки». Цель: Учить детей производить звуковой анализ слова. 3. Д/и «Подумай, не торопись». Цель: Активизировать знания детей о звуковом строении слова, совершенствовать умение произносить все звуки родного языка. 4. Чтение сказки Г. Юдина «Лесные музыканты». Цель: Совершенствовать у детей слуховое внимание, умение запоминать слова со звуком Б. 5. Разучивание считалки: Бегал заяц по болоту, Он искал себе работу. Да работы не нашёл, Сам заплакал и пошёл. 6. Чтение стихотворения: Был у бабушки баран, Бил он бойко в барабан. И плясали бабочки Под окном у бабушки. 7. Логоритмические упражнения «Заинька», «Ёжик». 8. Игровое упражнение «Расскажем про Олю и зайчика». Цель: Составлять совместный повествовательный текст, учить заканчивать интонационно предложения рассказа по схеме, которую дети будут заполнять. 9. Д/и «Один и много». Цель: Упражнять детей в образовании множественного числа) существительных в именительном и родительном падежах. Научить умению слушать сверстника и отзываться вовремя, когда речь идет об одинаковых предметах. 10. Дыхательная гимнастика «Фокус», «Греем руки». 11. Чтение Сказки Г. Юдина «Генерал Гена». 12. Штриховка «Гриб», «Белка». 13. Д/и «Кто заблудился?». Цель: Образовывать однокоренные слова, подбирать синонимы к заданным словам. 14. Разучивание считалки: В грязи у Олега Увязла телега, Сидеть бы Олегу До самого снега. Ты выйдешь из круга И выручишь друга: Доставишь к ночлегу Телегу Олега! 15. Игра «Разноцветный сундучок». Цель: Учить детей при согласовании существительных среднего (женского) рода с местоимением ориентироваться на окончание слова. 16. Д/и «Склад - несклад». Цель: Учить детей подбирать рифму к заданному слову. 17.Пальчиковые игры «Поросята», «Котята». 18. Лото «Определи первый звук в слове». Цель: Упражнять детей в выделении первого звука в слове. 19. Выкладывание из счётных палочек различных форм. Цель: Развивать у детей воображение, конструкторские навыки, мелкую моторику рук. 20. Упражнение «Объясни слово». Цель: Развитие словарного запаса, мышления, устной речи. 21. Рисование пальчиком на подносе с крупой на тему «Моё любимое животное». Развивать воображение, тактильную чувствительность. |
2. «Люди опасных профессий» | 1. Знакомство с звонким согласным звуком Б (Б’), буквой Б. 2. Упражнять детей в умении производить характеристику звука. 3. Учить определять место звука в двух позициях – в начале и в середине слова. 4. Продолжать учить детей читать слоги по слоговой таблице и составлять из этих слогов слова. 5. Упражнять детей работать с индивидуальными разрезными азбуками. | 1. Артикуляционная гимнастика: «Чистим зубки», «Чашечка», «Часики». 2. Чтение стихотворения: Буква Б проснётся рано. Буква Б – бочонок с краном. Умывайся! Будь здоров, Богатырь Борис Бобров! (В. Степанов) 3. Д/и «Где звук?». Цель: Упражнять в умении определять место звука в словах в двух позициях. 4. Д/и «Доскажи словечко». Цель: Учить детей подбирать рифмующиеся слова. 5. Д/и «Да - нет». Цель: Учить детей пространственной ориентировке на картине. Активизировать в речи слова, обозначающие пространственные ориентировки. 6. Загадывание загадок: баран, Буратино, барабан. 7. Игровое упражнение «Составим слово». Цель: Упражнять детей в составлении слов по «живой модели». 8. Игровое упражнение «Какая буква спряталась?». Цель: развивать у детей творческое воображение, фантазию. | |
3. «Животные» | 1. Закрепление звука Б (Б’), буквы Б. 2. Сопоставление звуков Б и П. 3. Составление слов из букв на фланелеграфе. 4. Продолжать учить детей читать слоги по слоговой таблице и составлять из этих слогов слова. 5. . Упражнять детей работать с индивидуальными разрезными азбуками. | 1. Артикуляционная гимнастика: «Колечко», «Вкусное варенье», «Змейка». 2. Скороговорка: «Купила бабуся бусы Марусе». 3. Пословица: «Близок локоток, да не укусишь». 4. Игра «Звонко - глухо». Цель: Закрепление артикуляции согласных звуков, развитие фонематического восприятия, работа над силой голоса. 5. Загадывание загадок: боровик, болото, бублик, буквы, рыбка. 6. Д/и «Цепочки слов». Цель: Учить детей составлять слова из слогов, учить читать слова, формировать навык осмысленного чтения. 7. Игровое упражнение «Буквы в клетке». Цель: Закрепление знаний детей о буквах; развитие сосредоточенности и концентрации внимания. 8. Игра «Кто быстрей найдёт свою команду». Цель: Развивать быстроту реакции детей, умение сопоставлять и различать звуки П и Б. | |
4. «С днём рождения, Воркута!» | 1. Знакомство со звуком Г (Г’), буквой Г. 2. Упражнять детей в умении производить характеристику звука. 3. Учить определять место звука в двух позициях – в начале и в середине слова. 4. Упражнять в умении читать прямые и обратные слоги с умением договаривать эти слоги до целого слова. 5. Учить детей самостоятельно подбирать рифмованные слова. | 1. Артикуляционная гимнастика: «Маятник», «Бублик». 2. Чтение стихотворения: Перед нами буква Г Стоит подобно кочерге. 3. Д/и «Доскажи словечко». Цель: Упражнять детей подбирать рифмующиеся слова с заданным звуком. 4. Чтение потешки: Горкой, горкой, горочкой Шёл маленький Егорочка. Протоптал Егорочка Тропочку до горочки. 5. Игровое упражнение «Угадай слово по начальному слогу». Цель: Упражнять детей в чтении прямых и обратных слогов с договариванием до целого слова. 6. Загадывание загадок: гусь, утка, вагон., гора, губы, игла. 7. Лексическая игра «складные картинки». Цель: Учить детей подбирать картинки с изображением предметов, названия которых рифмуются. | |
Декабрь | |||
1. «Зима» | 1. Закрепление звука Г (Г’), буквы Г. 2. Упражнять детей в образовании притяжательных прилагательных. 3. Продолжать учить детей читать слоги по слоговой таблице и составлять из этих слогов слова. 4. Сопоставление звуков Г и К. 5. Упражняться в понимании и употреблении слов с оттенками ласкательности, уменьшения, увеличения. | 1. Артикуляционная гимнастика: «Лошадка», «Качели», «Шарик». 2. Д/и «Чьи эти вещи?». Цель: Упражнять детей в образовании притяжательных прилагательных. Научить различать принадлежность вещей для взрослых и для детей. Разъяснить значение обобщенного слова семья. 3. Игра «Слог да слог — и будет слово, мы в игру сыграем снова». Цель: Закрепление умения добавлять слог до слова. 4. Игра «Скажи по–другому». Цель: Обогащать речь детей словами с оттенками ласкательности, уменьшения, увеличения. Закрепить признаки зимы. 5. Игровое упражнение «Где цифры, где буквы?». Цель: Упражнять в умении различать цифры от букв, развивать внимание. 6. Игровое упражнение «Сравни пары». Цель: Упражнять в сопоставлении звуков Ги К. 7. Заучивание скороговорки: Грачиха говорит грачу: «Слетай с грачатами к врачу, Прививки делать им пора Для укрепления пера!». | 1. Д/и «Как сказать по-другому?». Цель: Упражнять в употреблении слов с оттенками ласкательности, уменьшения, увеличения. 2. Д/и «Исправь меня». Цель: Учить детей согласовывать слова в предложениях в роде и падеже. 3. Д/и «Какое это имя?». Цель: Продолжать учить детей вслушиваться в звучание слов. 4. Разучивание скороговорки: Испугался грома Рома, Заревел он громче грома. От такого рёва гром Притаился за бугром. 5.Д/и «Волшебник». Цель: Учить детей наделять фантастическими свойствами реальные предметы. 6. Чтение сказки Г. Юдина «Доброе дело». 7. Рисование пальцем на подносах, заполненных крупой, знакомые буквы, прямые, кривые, ломаные линии. Цель: Воспитывать усидчивость, терпение, развивать зрительную память, внимание, воображение. 8. Логоритмические упражнения «Дети утром рано встали», «Руки ставим мы вразлёт». 9. Использование игрового пособия «Поварёнок». Цель: Учить согласовывать существительные и прилагательные в роде, числе, падеже. 10. Разучивание считалки: Я пойду куплю дуду, Я на улицу пойду. Громче, дудочка, дуди. Мы играем, ты води! 11. Дыхательная гимнастика «Дудочка», «Каша». 12. Штриховка «Корабль», «Дом». 13. Игра «Говори – не задерживай». Цель: Учить детей придумывать слова, начинающиеся с последнего слога только что произнесённого слова. Развивать речевое внимание, мышление. 14. Игровое пособие «Кольца Луллия». Цель: Упражнять детей в умении находить картинку с тем изображением транспорта, в названии которой есть заданный звук, определённое количество слогов. 15. Выкладывание из счётных палочек снежинок. Цель: Развивать у детей воображение, мышление, развивать конструкторские навыки. 16. Д/и «Что такое звук, слово, предложение?» Цель: Уточнить представления детей о звуковой и смысловой стороне слова. 17.Пальчиковые игры «Новый год», «Путешествие». 18. Д/и «В гостях у лесника». Цель: Упражнять в подборе однокоренных слов, побуждать детей к составлению творческого рассказа. 19.Чтение пословиц, поговорок о зиме. 20. Д/и «Приготовь обед». Цель: Учить детей подбирать слова, в названии которых есть заданный звук. Развивать фонематический слух. 21. Разучивание стихов и песен к новогоднему празднику. Цель: Учить произносить слова выразительно, чётко проговаривать слова. 22. Чтение художественной литературы на тему «Пожарная безопасность». 23. Д/и «Какие бывают иголки». Цель: Дать детям представление о многозначном слове «игла», упражняться в подборе однокоренных слов, согласовывать существительные и прилагательные в роде, числе, падеже. |
2. Пожарная безопасность» | 1. Знакомство со звуком Д (Д’), буквой Д. 2. Упражнять в умении производить характеристику звука. 3. Учить определять место звука в словах в трёх позициях. 4. Закреплять умение называть слова с заданным звуком. 5. Упражнять в составлении предложения с заданным словом с помощью схемы. | 1. Артикуляционная гимнастика: «Ямка», «Резинка», «Барабанщик». 2. Чтение стихотворения: Вот стоит, дымок пуская, Буква Д – труба печная. (В. Степанов) 3. Игра «Найди место звука в слове». Цель: Упражнять детей в нахождении места звука в слове (в начале, середине или конце). 4. Игровое упражнение «Кто в домике живет?». Цель: Упражнять детей в подборе слов с определенным звуком. 5. И.м.п. «Дятел». Цель: Учить детей чётко произносить слова, согласовывая их с действиями. 6. Игровое упражнение «Переставь слова в предложении». Цель: Учить детей выразительно произносить предложение, изменяя логическое ударение, уточняя смысл. | |
3. «Транспорт» | 1. Сопоставление звуков Д и Т. 2. Продолжать упражнять в умении производить характеристику звуков Д и Т. 3. Учить составлятьть метаграммы, а также путем изменения только одной буквы в слове уметь «превращать» одно слово в другое. 4. Продолжать учить детей читать слоги по слоговой таблице и составлять из этих слогов слова. 5. Упражнять детей работать с индивидуальными разрезными азбуками. | 1. Артикуляционная гимнастика: «Заборчик», «Спрячь конфетку». 2. Скороговорка: «На дворе – трава, на траве – дрова». 3. Игры – метаграммы. Цель: Учить преобразовывать слова путём замены одной буквы на другую. Формировать понимание значимости буквы. 4. Загадывание загадок: луг, лук, дуб, дятел. 5. Д/и «Только транспорт». Цель: Расширение словарного запаса, ознакомление с окружающим миром, развитие наблюдательности и сосредоточенности. 6. Д/и «Кто быстрее соберет картинки?». Цель: Упражнять детей в дифференциации звуков Д — Т. 7. Игра «Стучалочка»: «Звуки я сказать хочу и по мячику стучу». Цель: Тренировка четкого произношения гласных звуков, развитие фонематического восприятия. 8. Д/и «Что вы видите вокруг?». Цель: Уточнить представления детей о названии предметов. | |
4. «Новый год у ворот» | 1. Знакомство со звуком Й, буквой Й. 2. Упражнять в умении производить характеристику звука. 3. Учить определять место звука в словах в трёх позициях. 4. Учить детей согласовывать числительные ДВА, ДВЕ с существительными. 5. Упражнять детей работать с индивидуальными разрезными азбуками. | 1. Артикуляционная гимнастика: «Часики», «Качели», «Лошадка». 2. Чтение стихотворения: - Ну-ка, лайки, лайте дружно, Букву Й запомнить нужно, Эта буква не простая, Голос краток и сердит, Потому что запятая На её плечах сидит! 3. Д/и «Найди место звука в слове». Цель: Упражнять детей в нахождении места звука в слове (в начале, середине или конце). 4. Игра с перебрасыванием мяча «Слово это изменяй, изменяя — удлиняй». Цель: Расширение словарного запаса, развитие внимания, быстроты мышления. 5. Игровое упражнение «Кто поедет в гости?». Цель: Упражнять детей в умении выкладывать из букв разрезной азбуки имена тех. Кого они возьмут с собой в гости. 6. Чтение детям сказки Г. Юдина «Что вы знаете о йогах?». | |
Январь | |||
2. «Свет волшебный Рождества» | 1. Сопоставление звуков И и Й. 2. Упражнять в звуко - буквенном анализе слов, составлении схемы слова. 3. Учить детей отгадывать загадки и выкладывать отгадку на фланелеграфе из букв большой азбуки. 4. Упражнять детей работать с индивидуальными разрезными азбуками. 5. Обогащать лексику детей антонимами. | 1. Артикуляционная гимнастика: «Рыбка», «Качели», «Часики». 2. Скороговорка: «Идёт козёл с козой, а коза идёт с косой». 3. Игра «Мяч поймай — слово составляй». Цель: Развитие фонематических представлений, активизация словаря. 4. Загадывание загадок: трамвай, попугай, чай, чайник, лейка. 5. Д/и «Высокий — низкий». Цель: Учить сопоставлять предметы и находить слова, противоположные по смыслу. 6. Пословица: «Не рой другому яму, сам в неё упадёшь». 7. Игровое упражнение «Кто что делает». Цель: Упражнять детей в составлении из букв разрезной азбуки составлять слова – глаголы в повелительном наклонении: ПОЙ, ДАЙ, ЛАЙ, ДУЙ, РОЙ, ЖУЙ, и т.д. | 1. Игра с перебрасыванием мяча «Мяч лови и мяч бросай — сколько звуков, называй». Цель: Определение последовательности и количества звуков в слове. 2. Д/и «Картина — корзина». Цель: Упражнять в умении находить слова с тремя слогами, подбирать слова, сходные по звучанию. 3. Игры с ребусами: «Угольки», «Зверь». 4. Логоритмические упражнения «Сильный ветер сосны крутит», «Мы не будем торопиться». 5. Д/и «Зарядка». Цель: Учить детей понимать и использовать в речи глаголы будущего времени. 6. Д/и «Длиннее – короче». Цель: Формирование навыков звукового анализа и синтеза, дифференциация на слух длинных и коротких слов. 7. Дыхательная гимнастика «Снег и ветер», «Греем руки». 8. Игровое пособие «Ёлочка». Цель: Закреплять умение находить слова с заданным звуком». 9. Д/и «Почтальон принёс открытку». Цель. Учить детей образовывать формы глагола в настоящем времени (рисует, танцует, бежит, скачет, лакает, поливает, мяукает, лает, гладит, барабанит и.д.). 10. Игра «Купи игрушку». Цель: Учить определять количество слогов в слове; учить находить предметы с определённым количеством слогом, с заданным звуком. Развивать внимание. 11. Д/и «Едем, летим, плывем». Цель: Учить детей находить заданный звук в начале, середине и конце слова. 12. Игра с перебрасыванием мяча «Составь предложение. Мячик прыгать я заставлю, предложение составлю». Цель: Развитие внимания, быстроты мыслительных операций. 13. Игра «Новогодние флажки». Цель: Учить образовывать слова из изученных букв. Развивать внимание, логику, мышление. 14. Д/и «Зоопарк». Цель: Закрепить умение называть только тех животных, в названии которых есть заданный звук. Развивать фонематический слух. 15. Игровое упражнение «Собери букву». Цель: Упражнять в собирании буквы из частей по типу мозаики. 16. Пальчиковые игры ««Кошка и мышка», «Зима». 17. Д/и «Человеческие дети знают всех зверят на свете». Цель: Закрепление в речи детей названии детенышей животных, закрепление навыков словообразования, развитие внимания, памяти. 18. Игровое задание «Нарисуй посуду». Цель: Развивать умение отгадывать загадки. Учить обводить карандашом пуговицы по контуру, составляя из них форму посуды. Упражнять в раскрашивании. |
3. «Посуда» | 1. Знакомство с буквой Ь – показатель мягкости в конце слова. Дать детям представление, что эта буква звука не обозначает, а показывает, что перед ней стоит мягкий согласный звук. 2. Умение находить слова с мягким согласным звуком на конце. 3. Упражнять в составлении предложений с заданными словами. 4. Продолжать учить детей читать слоги по слоговой таблице и составлять из этих слогов слова. 5. Развивать речевое внимание и фонематический слух. | 1. Артикуляционная гимнастика: «Ступеньки», «Улыбочка». 2. Чтение стихотворения: Мягкий знак – хитрый знак. Не назвать его никак. Он не произносится, Но в слово часто просится. Почему у дома угол Превратился сразу в уголь, Без пожара, просто так? Это буква мягкий знак. 3. Д/и «Назови слова». Цель: Учить детей слышать и повторять слова из стихотворения, в которых согласный произносится мягко. 4. Д/и «Выложи предложение кирпичиками». Цель: Учить различать структуру предложения, развивать внимание, развивать речь. Закрепить названия чайной посуды. 5. Загадывание загадок: конь, мысль, огонь, дверь, гусь, лось. 6. Игровое упражнение «Кто что делает?». Цель: Формировать быстроту реакции на слово, умение характеризовать кого-либо или что-либо. 7. Чтение сказки Г. Юдина «Отец и мать». | |
4. «Законы, по которым мы живём» | 1. Знакомство с мягким знаком в середине слова. 2. Упражнять в чтении по магнитной азбуке. 3. Упражнять в чтении слов с наращиванием. 4. Упражнять детей в составлении простых предложений. 5. Упражнять детей работать с индивидуальными разрезными азбуками. 6. Развивать у детей фонематическое восприятие. | 1. Артикуляционная гимнастика: «Лопаточка», «Иголочка», «Горка». 2. Скороговорка: «Везёт Сенька Саньку с Сонькой на санках. Санки скок, Сеньку с ног, Соньку в бок, Саньку в лоб. Все в сугроб». 3. Игровое упражнение «Дополни предложение». Цель: Упражнять детей в составлении простых предложений, учить понимать причинные связи между явлениями. 4. Игровое упражнение «Измени слово». Цель: Учить детей читать слова с наращиванием, составленных из букв большой разрезной азбуки. 5. Загадывание загадок: коньки, огоньки. 6. Игра «Различай были и небылицы». Цель: Развивать внимание к тексту, умение осмысленно употреблять слова, формировать умение доказательно объяснить, что это – быль или небылица. 7. Д/и «Чего не стало?». Цель: Упражнять детей в согласовании числительных с существительными в родительном падеже. 8. Д/и «Превращение слов». Цель: Упражнять в умении вставлять мягкий знак в слова, чтобы образовывались новые слова, активизировать словарь детей. | |
Февраль | |||
1. «Закаляйся, будь здоров!» | 1. Знакомство со звуком Е, буквой Е. 2. Учить производить характеристику звука. 3. Упражнять в умении определять место звука в словах в трёх позициях, определять слова с двумя звуками Е. 4. Продолжать учить детей читать слоги по слоговой таблице и составлять из этих слогов слова. 5. Упражнять детей работать с индивидуальными разрезными азбуками. | 1. Артикуляционная гимнастика: «Кролик», «Киска сердится». 2. Разучивание скороговорки: «Женя на скамейку села, справа – Сева, Слава – слева». 3. Занимательное упражнение «Загадки-складки». Цель: Учить детей подбирать рифмующиеся слова. 4. Загадывание загадок: олень, белка, зебры, ель. 5. Игровое упражнение «Кто это? Что это?». Цель: Формировать быструю реакцию на слово, умение характеризовать кого-либо или что-либо. 6. Игра с передачей мяча «Мяч передавай — слово называй». Цель: Развитие фонематических представлений, быстроты реакции. Пополнить словарь детей словами, обозначающими ЗОЖ. 7. Д/и «Слоговой домик». Цель: Запоминать слоги, учиться сортировать их по гласной или согласной букве, учиться быстро читать слоги. 8. Д/и «Цепочка слов». Цель: Упражнять детей в определении первого и последнего звука в словах. | 1. Д/и «Какой звук спрятался в середину слов?». Цель: Учить выделять гласный звук из односложных слов, развивать у детей фонематический слух. 2. Чтение сказки Г. Юдина «Прачечная «Егор и сыновья». 3. Игра «Горячий — холодный. Мы сейчас откроем рот, чтоб сказать наоборот». Цель: Закрепление в представлении и словаре ребенка противоположных признаков предметов или слов-антонимов. 4. Игровое упражнение «Дикторы». Цель: Развитие интонационной выразительности речи. 5. Чтение сказки Г. Юдина «Яшка – Бяшка». 6. Штриховка «Яблоко», «Ёж». 7. Д/и «Найди место звука в слове». Цель: Упражнять детей в нахождении места звука в слове (в начале, середине или конце). 8. Разучивание считалки: Я – зверёк, И ты – зверёк, Я – мышонок, Ты – хорёк, Ты – хитёр, А я умён. Кто умён, Тот вышел вон. 9. Игровое пособие «Дорожки звуков». Д/и «Вьюга», «Эхо», «Гудок». Цель: Развитие силы голоса и речевого дыхания. Активизация мышц губ. 10. Чтение фольклора: Наша утка крякала, А Серёжка – яколка: «Я сумею, Я смогу, Я быстрее побегу!» Отдохни немножко, Якалка – Серёжка! 11. Логоритмические упражнения «Чтобы сильным стать и ловким», «На дворе у нас мороз». 12. Д/и «Дополните слово». Цель: Упражнять в умении преобразовывать слова, добавляя к заданному слову буквы. 13. Д/и «Угощенье для гостей». Цель: Учить детей называть с заданным звуком; развивать мышление, фонематический слух. 14. Д/и «Скажи, какое». Цель: Называть признаки предмета и действия; обогащать речь прилагательными и глаголами; подбирать слова, близкие по смыслу. 15. Дыхательная гимнастика «Дровосек», «Пилка дров». 16. Д/и «Что у нас получится?». Цель: Упражнять детей в согласовании прилагательных с родом и числом существительных. 17. Выкладывание из пуговиц разного размера букв, слогов, слов. Цель: Развивать воображение, учить владеть своими руками, воспитывать усидчивость. 18. Игровое упражнение «Исправь меня». Цель: Учить детей согласовывать слова в предложениях в роде и падеже. 19. Пальчиковые игры «Разминка», «Перчатка». 20. Игровое упражнение «Составь слово из слогов». Цель: Упражнять в умении составлять слова из слогов, подвешенных на крестовинах в группе. Развивать внимание. 21. Игровое пособие «Кольца Луллия». Цель: Упражнять детей в умении находить картинку, в названии которой есть заданный звук, определённое количество слогов. 22. Д/и «Звуки гласные поем мы с мячом моим вдвоем». Цель: Развитие длительного, плавного выдоха, закрепление произношения гласных звуков. 23. Чтение сказок, пословиц и поговорок коми – народа. |
2. «Коми – край мой северный!» | 1. Закрепление гласного звука Е, буквы Е. 2. Упражнять в чтении слов по «живой модели». 3. Продолжать учить детей читать слоги по слоговой таблице и составлять из этих слогов слова. 4. Упражнять детей работать с индивидуальными разрезными азбуками. 5. Развивать у детей фонематический слух, речевое внимание. | 1. Артикуляционная гимнастика: «Дятел», «Грибок», «Гармошка». 2. Чтение стихотворения: На дворе – такая жалость! – Наша лесенка сломалась. Наша лесенка сломалась, Буква Е зато осталась. (Е. Тарлапан) 3. Загадывание загадок: Белка, дерево, репа, поле. 4. Игровое упражнение «Читай быстро, не ошибись». Цель: Упражнять детей в чтении слов по разрезной азбуке большого формата. 5. Игровое упражнение « Сложи слово». Цель: Упражнять в умении составлять слова из букв индивидуальной разрезной азбуки. 6. Д/и «Добавь словечко» Цель: Упражнять в расширении объёма предложения. 7. Игра «Найди нужное слово». Цель: Упражнять детей в умении называть только те слова, в которых есть звук Е. | |
3. «Российская Армия» | 1. Знакомство с гласным звуком Я, буквой Я. 2. Учить производить звуковой анализ слов МАЛ, МЯЛ. 3. Упражнять в умении читать слоги по слоговой таблице с договариванием до целого слова. 4. Упражнять в умении произносить слова с заданным звуком в трёх позициях. 5. Продолжать учить работать с индивидуальными разрезными азбуками. | 1. Артикуляционная гимнастика: «Улыбочка», «Барабанщик». 2. Чтение стихотворения: Поглядите-ка, друзья, Смастерил скворечник я. А в скворечник залетела Вместо птички – буква Я! 3. Д/и «Найди место звука в слове». Цель: Упражнять детей в нахождении места звука в слове (в начале, середине или конце). 4. Чтение сказки Л. Н. Толстого «Лягушка и мышь». Цель: Учить выделять заданный звук в словах из прослушанного текста. 5. Игра со словом КОЛОБОК. Цель: Учить детей из находящихся в наличии букв данного слова составлять другие разные слова. 6. Загадывание загадок: имя, яма, язык, яхта. 7. Игровое упражнение «Меняем местами». Цель: Учить детей составлять из букв заданные имена. 8. Игра «Кто в домике живет?». Цель: Упражнять детей в подборе слов с определенным звуком. | |
4. «Моя Родина – Россия» | 1. Закрепление звука Я, буквы Я. 2. Учить детей произносить предложение и последовательно прибавляя к нему по слову, расширять его. 3. Продолжать учить детей читать слоги по слоговой таблице и составлять из этих слогов слова. 4. . Продолжать учить работать с индивидуальными разрезными азбуками. 5. Учить детей понимать переносное значение слов и выражений | 1. Артикуляционная гимнастика: «Лопаточка», «Рыбка», «Хоботок». 2. Разучивание скороговорки: «Ялик с якорем у Яшки, якорь есть и на тельняшке». 3. Чтение стихотворения: Буква Я всегда была Всем и каждому мила. Но, советуем, друзья, Помнить место буквы Я! (Б. Заходер) 4. Загадывание загадок: свинья. Виноград. 5. Игра «Составим отгадку вместе». Цель: Упражнять детей в умении из букв составлять слово – отгадку, определять количество букв в слове, слогов, называть ударный слог. 6. Игровое упражнение «Дополни предложение». Цель: Упражнять в умении увеличивать услышанное предложение, последовательно прибавляя к нему по одному слову. Закрепить с детьми слова: Родина, Россия, флаг, герб, Москва, столица. 7. Чтение рассказа К. Д. Ушинского «Хавронья». | |
Март | |||
1. «Весна» | 1. Знакомство с гласным звуком Ю, буквой Ю. 2. Упражнять в умении производить анализ звука Ю. 3. Упражнять в умении называть слова со звуком Ю в трёх позициях. 4. Продолжать учить детей читать слоги по слоговой таблице и составлять из этих слогов слова. 5. Упражнять детей работать с индивидуальными разрезными азбуками. | 1. Артикуляционная гимнастика: «Пароход гудит», «Слоник пьёт». 2. Чтение стихотворения: Чтобы О не укатилось, Крепко к столбику прибью. Ой, смотри-ка, что случилось: Получилась…буква Ю. (А. Шибаев) 3. Д/ «Буквенный конструктор». Цель: Запоминать буквы, учиться выкладывать буквы из отдельных деталей. 4. Загадывание загадок: выключатель, ключ, клюква, клюшка. 5. Д/и « Слоговый аукцион». Цель: Учить придумывать слова, начинающиеся со слога Ю, кончающиеся слогом Ю. 6. Игра с передачей мяча «Звуковая цепочка»: «Свяжем мы из слов цепочку. Мяч не даст поставить точку». Цель: Развитие фонематических представлений, активизация словаря. закрепить признаки весны. | 1. Игровое упражнение «Составь слово из слогов». Цель: Упражнять в умении составлять слова из слогов, подвешенных на крестовинах в группе. Развивать внимание. 2. Д/и «Скажи слово с нужным словом». Цель: Развивать фонематический слух, быстроту мышления. 3. Игра «Угадай отгадки на мои загадки». Цель: Развивать мышление, воображение, сообразительность. 4. Рисование по трафаретам и штриховка изображений. Цель: Способствовать развитию графической моторики. Воспитывать усидчивость, внимание. 5. Логоритмические упражнения «Мишка вылез из берлоги», «Игра». 6. Игра с буквами «Найди десять отличий». Цель: Развивать у детей зрительное восприятие. 7. Чтение сказки Г. Юдина «Верблюжонок Бюль – Бюль». 8. Д/и «Найди точное слово». Цель: Учить детей точно называть предмет, его качества и действия. 9. Д/и «Будь внимателен». Цель: Активизация словаря, дифференциация глухих и звонких согласных в словах. 10. Чтение сказки Г. Юдина «Ёжик и ёршик». 11. Игровое упражнение «Подбери слово к схеме». Цель: Упражнять детей в нахождении места звуков в слове (в начале, середине или конце). 12. Д/и «Назови три предмета». Цель: Упражнять детей в квалификации предметов. 13. Дыхательная гимнастика «Кораблики», «Свеча». 14. Игра с перебрасыванием мяча «Подскажи словечко». «Есть всего один ответ. Кто-то знает, кто-то — нет». Цель: Развитие мышления, быстроты реакции. 15. Д/и «Кто интереснее придумает?» Цель: Учить детей составлять предложения по заданному глаголу. 16. Пальчиковые игры «Весна», «Часы». 17. Разучивание считалки: Ёжик-ёжик, чудачок, Сшил колючий пиджачок. Встал в кружок и ну считать, Нам водилку выбирать! 18. Игра «Найди только гласные буквы». Цель: Закрепить с детьми умение различать гласные и согласные буквы. 19. Чтение пословиц и поговорок о весне. 20. Д/и «Отвечай быстро». Цель: Закреплять умение детей классифицировать предметы (по цвету, форме, качеству), быстро отвечать. 21.Разучивание стихов и песен к 8 марта. Цель: Учить произносить слова выразительно, чётко проговаривать слова. 22. Игра «Скажи по-разному». Цель: упражнять детей произносить предложения с разной интонацией. 23. Д/и «Доскажи словечко». Цель: Учить детей подбирать рифмующиеся слова. 24. Создание мозаики «Сова» с помощью картона, пластилина и тыквенных семечек. Цель: Развивать воображение, художественный вкус, формировать интерес к составлению композиции; учить детей владеть своими руками, развивать мелкую моторику рук. |
2. «Женский день» | 1. Закрепление звука Ю, буквы Ю. 2. Упражнять в умении придумывать слова, добавляя слог к части слова. 3. Упражнять детей работать с индивидуальными разрезными азбуками. 4. Продолжать учить детей читать слоги по слоговой таблице и составлять из этих слогов слова. 5. Учить называть обобщающие действия слова. | 1. Артикуляционная гимнастика: «Приклей конфетку», «Лопатка». 2. Игра «Слог да слог — и будет слово, мы в игру сыграем снова». Цель: Закрепление умения добавлять слог до слова. 3. Игровое упражнение « О ком или о чём я рассказываю?». Цель: Развивать воссоздающее воображение, помочь усвоить умение характеризовать кого-либо или что-либо. 4. Д/и «Игра-путешествие». Цель: Учить запоминать буквы, учиться придумывать слово на заданную букву. 5. Игровое упражнение «Составь имя мамы». Цель: Упражнять в работе с индивидуальными разрезными азбуками. 6. Чтение скороговорки: Юлька – Юленька – юла, Юлька юркая была. Усидеть на месте Юлька Ни минуты не могла. | |
3. «Книжкина неделя» | 1. Знакомство с гласным звуком Ё, буквой Ё. 2. Учить производить характеристику звука. 3. Упражнять в умении определять место звука в словах в трёх позициях. 4. Учить сопоставлять слова: ВОЛ – ВЁЛ, НОС – НЁС. ВОЗ, ВЁЗ. 5. Дать детям представление, что звук Ё смягчает согласный звук, стоящий перед ним. 6. Развивать речевое внимание и фонематический слух. | 1. Артикуляционная гимнастика: «Улыбка», «Качели», «Часики». 2. Чтение стихотворения: Е и Ё – родные сёстры, Различать сестёр непросто. Но у буквы Ё две точки, Словно к лесенке гвоздочки. (В. Степанов) 3. Д/и «Найди пару». Цель: Упражнять детей в подборе слов, отличающихся друг от друга одним звуком, развивать фонематический слух. 4. Д/и «Доскажи словечко». Цель: Закрепить умение добавлять недостающие слова в стихах, развивать чувство ритма. 5. Загадывание загадок: ёж, ёлка, ёрш. 6. Игровое упражнение «О ком я рассказываю?». Цель: Упражнять в умении по описательным действиям догадываться, о чём идёт речь. 7. Д/и «Кто заблудился?» Цель: Образовывать однокоренные слова, подбирать синонимы к заданным словам. | |
4. «Птицы» | 1. Закрепление звука Ё, буквы Ё. 2. Дать детям представление о том, что слог с данным звуком всегда ударный. 3. Развивать внимание к звуковой и смысловой стороне слова. 4. Упражнять детей работать с индивидуальными разрезными азбуками. 5. Упражнять в умении расширять объём предложения. | 1 Чистоговорки: Та-та-та - у нас дома чистота. Тё-тё-тё - отложи своё шитьё. То-то-то - стали мы играть в лото. Ать-ать-ать - мы идём гулять. Ат-ат-ат - берём с собою самокат. 2. Разучивание скороговорки: «Проворонила ворона воронёнка». 3. Занимательное упражнение «Расколдуй слова». Цель: Развивать внимание к звуковой и смысловой стороне слова. 4. Игра «Составим слово». Цель: Упражнять детей в умении составлять из предложенных букв слово – отгадку. 5. Игровое упражнение «Дополни предложение». Цель: Формировать умение быстро схватывать смысл читаемого, запоминать, строить высказывания. 6. Загадывание загадок: василёк, самолёт, звёзды. | |
Апрель | |||
1. «Рыбы» | 1. Знакомство с глухим звуком Ц, буквой Ц. 2. Упражнять в умении производить характеристику звука. 3. Учить определять место звука в словах в трёх позициях. 4. Продолжать учить детей читать слоги по слоговой таблице и составлять из этих слогов слова. 5. Упражнять детей работать с индивидуальными разрезными азбуками. 6. Развивать умение классифицировать предметы по цвету, форме. | 1. Артикуляционная гимнастика: «Часики», «Почистим зубки». 2. Чтение стихотворения: Вот какая буква Ц: С коготочком на конце. Коготок – царапка, Как кошачья лапка. (А. Шибаев) 3. Пословица: «Цыплят по осени считают». 4. Загадывание загадок: зубы, цапля. 5. Игровое упражнение «Отвечай быстро». Цель: Развивать умение классифицировать предметы по цвету, форме; быстро и правильно подбирать нужные слова. 6. Игра с перебрасыванием мяча «Сто вопросов — сто ответов с буквой Ц и только с этой». Цель: Развитие фонематических представлений, воображения. 7. Д/и «Буквоед». Цель: Запоминать графические образы букв, учиться узнавать одинаковые элементы букв, учиться узнавать разные элементы букв. | 1. Д/и «Твёрдый или мягкий». Цель: Закрепить знания о мягких и твёрдых согласных. 2. Игра с мячом «Скажи ласково». «Мячик маленький поймай, да словечком приласкай». Цель: Закрепление умения образовывать существительные при помощи уменьшительно - ласкательных суффиксов, развитие ловкости, быстроты реакции. 3. Логоритмические упражнения ««Космонавт», «Кто на месяце живёт?». 4. Игра с перебрасыванием мяча «Слово это изменяй, изменяя — удлиняй». Цель: Расширение словарного запаса, развитие внимания, быстроты мышления. 5. Пальчиковые игры «Найди животных», «Рыбки». 6. Д/и «Громко — шепотом». Цель: Учить детей подбирать сходные по звучанию фразы, произносить их громко или шепотом. 7. Чтение сказки Г. Юдина «Цыплёнок Цып». 8. Штриховка геометрических фигур по шаблонной линейке. Цель: Развивать мелкие мышцы рук, воспитывать усидчивость, умение доводить начатую работу до конца. 9. Д/и «Кто больше слов скажет». Цель: Называть качества, признаки и действия животных, обращая внимание не только на внешний вид героев, но и на черты характера. 10. Разучивание считалки: Чики-чики, чики-чок, Ночью песни пел сверчок, Мы его искать пошли, Зажигали фонари; Заглянули под кусток, По пушистый лопушок. Где там спрятался сверчок? Поищи его, дружок. 11. Игровое пособие «Ёлочка». Цель: Закреплять умение находить слова с заданным звуком, с определённым количеством слогов. 12. Игра «Тихо — громко». « Мы катались по горам, пели тут и пели там». Цель: Закрепление артикуляции гласных звуков, развитие фонематического восприятия, работа над силой голоса. 13. Д/и «Кто заблудился?». Цель: Образовывать однокоренные слова, подбирать синонимы к заданным словам. 14. Чтение сказки Г. Юдина «Верное средство». 15.Разучивание скороговорок: Волки рыщут, пищу ищут. Маша, ты нас не ищи: Щиплем щавель мы на щи. Этой щёткой чищу зубы, Этой щёткой башмаки, Этой щёткой чищу брюки, Все три щётки мне нужны. 16. Игровое упражнение «Склад-несклад». Цель: Учить детей подбирать рифму к заданному слову. 17. Штриховка «Петух», «Курица», «Черепаха». Цель: Учить штриховать только в заданном направлении, не выходить за контуры рисунка, соблюдать одинаковые расстояния между линиями; закрепить умение работать простым карандашом. 18. Игра «Какое слово спряталось в названии картинок?». Цель: Учить детей составлять слово по первым звукам картинок, развивать логику, мышление. 19.Дыхательная гимнастика «Насосик», «Шарик». 20. Игра «Один — много». «Мы — волшебники немного: Был один, а станет много». Цель: Закрепление в речи детей различных типов окончаний имен существительных. 21.Чтение сказок народов мира. 22. Занимательное упражнение «Оживи букву». Цель: Продолжать учить детей выкладывать силуэты букв из пуговиц, гороха, ракушек, лепить из пластилина силуэты букв. Развивать у детей зрительно – моторную координацию. |
2. «Космос» | 1. Знакомство с глухим согласным звуком Ч, буквой Ч. 2. Упражнять в умении производить характеристику звука. 3. Учить определять место звука в словах в трёх позициях. 4. Продолжать учить детей читать слоги по слоговой таблице и составлять из этих слогов слова. 5. Упражнять детей работать с индивидуальными разрезными азбуками. 6. Развивать речевую активность, быстроту мышления. | 1 Чистоговорки: Чо-чо-чо, чо-чо-чо – у меня болит плечо. Чу-чу-чу, чу-чу-чу – нет, к врачу я не хочу. Ча-ча-ча, ча-ча-ча – буду плакать у врача. Чи-чи-чи, чи-чи-чи – помогают нам врачи. Чу-чу-чу, чу-чу-чу – ну, тогда пойду к врачу.. 2. Чтение стихотворения: Да, вы правильно решили: Ч мы пишем как четыре. Только с цифрами, друзья, Буквы путать нам нельзя. (В. Степанов) 3. Игровое упражнение «Подбери слово к схеме». Цель: Упражнять детей в нахождении места звуков в слове (в начале, середине или конце). 4. Д/и «Скажи слово с нужным звуком». Цель: Развивать фонематический слух, быстроту мышления. 5. Занимательное упражнение «Почему появилась ошибка?». Цель: Развивать внимание к звуковой и смысловой стороне слова. 6. Загадывание загадок: часы, мяч, чайник, очки. 7. Игровое упражнение «Всё ли верно? Докажи». Цель: Учить детей замечать небылицы, нелогичные ситуации, воспитывать умение отличать реальное от выдуманного. | |
3. «Пасхальная неделя» | 1.Сопоставление звуков Ч и Ц. 2. Учить производить звуковой анализ слов ЗАЯЦ – ЗАЙЧИК. 3. Упражнять в умении определять количество звуков, букв. Слогов в слове, ударный слог. 4. Развивать связную речь, выявлять активный словарь детей. 5. Упражнять детей работать с индивидуальными разрезными азбуками. | 1. Чистоговорки: Ча-ча-ча – горит в комнате свеча. Чу-чу-чу – молоточком я стучу. Оч-оч-оч – наступила ночь. Цо-цо-цо – на руке кольцо. Цы-цы-цы – поспели огурцы. Ец-ец-ец- -очень вкусный огурец. 2. Игровое упражнение «Что бы ты съел?». Цель: Упражнять составлять слова – названия блюд из букв разрезной азбуки. 3. Д/и «Кто увидит больше всех?». Цель: Развивать связную речь, выявлять активный словарь детей. 4. Д/и «Подбери слово». Цель: Развивать гибкость мышления, умение подбирать нужные по смыслу слова. 5. Д/и «Поезд». Цель: Учить детей определять наличие указанного звука в словах. Упражнять в определении количества звуков в словах. Упражнять в определении количества слогов в словах. Находить в слове ударный слог. | |
4. «Народы мира» | 1. Знакомство с согласным звуком Щ, буквой Щ. 2. Упражнять в умении производить характеристику звука. 3. Учить определять место звука в словах в трёх позициях. 4. Продолжать учить детей читать слоги по слоговой таблице и составлять из этих слогов слова. 5. Развивать умение подбирать подходящие по смыслу слова. | 1. Артикуляционная гимнастика: «Приклей конфетку», «Ковшик». 2. Чтение стихотворения: На расчёску Щ похожа. Три зубца всего? Ну что же! (Е. Тарлапан) 3. Разучивание скороговорки: «Два щенка, щека к щеке, щиплют щётку в уголке». 4. Д/и «Кто внимательный?». Цель: Учить определять место звука Щ в словах: в начале слова, в середине или в конце. 5. Лексическая игра «Кто подберёт больше слов?». Цель: Формировать быструю реакцию на слово, развивать умение подбирать подходящие по смыслу слова. 6. Загадывание загадок: щука, клещи. 7. Д/и «Превращение слов». Цель: Учить преобразовывать слова путём изменения одной буквы в них. 8. Д/и «Цепочка слов». Цель: Упражнять детей в определении первого и последнего звука в словах. | |
Май | |||
1. «Насекомые» | 1. Знакомство с глухим согласным звуком Ф (Ф’), буквой Ф. 2. Упражнять в умении производить характеристику звука. 3. Развивать фонематическое представления. Мыслительную деятельность. 4. Учить определять место звука в словах в трёх позициях. 5. Продолжать учить детей читать слоги по слоговой таблице и составлять из этих слогов слова. | 1. Артикуляционная гимнастика: «Заборчик», «Дудочка», «Чашечка». 2. Чтение стихотворения: Федя полез за конфетой в буфет – Факт, что в буфете не будет конфет. (В. Лунин) 3. Игровая ситуация «Кто больше запомнил слов со звуком Ф?». Цель: Упражнять детей находить слова с заданным звуком. Развивать слуховое внимание. 4. Д/и «Составь пары из картинок». Цель: Упражнять детей в дифференцировании твердых и мягких согласных в словах. 5. Д/и «Добавь слог». Цель: Развивать фонематический слух, быстроту мышления. 6. Загадывание загадок: фиалки, фонари, фонтан. 7. Д/и «Прятки». Цель: Формирование морфологической стороны речи. Подвести детей к пониманию предлогов и наречий, имеющих пространственное значение (в, на, за, под, около, между, рядом, слева, справа) | 1. Игра «Стол находок». Цель: Учить детей «находить» букву, которая «потерялась» в названиях картинок. Развивать зрительное и слуховое внимание. 2. Д/и «Сколько точек – столько звуков». Цель: Учить детей называть слова определённой звуковой структуры. 3. «Занимательные Ребусы». Цель: Учить детей понимать процесс разгадывания зашифрованного слова в ребусе, развивать логику, внимание. 4. Чтение сказки Г. Юдина «Фокусник Федя». Цель: Совершенствовать у детей слуховое внимание, умение запоминать слова со звуком Ф. 5. Д/и «Какие бывают ручки». Цель: Дать детям представление о многозначном слове «ручка», упражняться в подборе однокоренных слов, согласовывать существительные и прилагательные в роде, числе, падеже. 6. Штриховка «Молоток», «Лейка», Телефон». Цель: Закрепить умение детей штриховать только в заданном направлении, не выходить за контуры рисунка. Воспитывать аккуратность, усидчивость. 7. Игровое упражнение «Составьте предложение с маленьким словом «и», схему к нему». Цель: Закрепить с детьми умение придумывать предложения и составлять к ним схему. Закрепить представление о том, что звук «и» может быть отдельным словом. 8. Д/и «Твёрдый – мягкий». Цель: Закрепить умение различать в словах твёрдые и мягкие согласные. Развивать фонетический слух, внимание, воображение. 9. Логоритмические упражнения «Как приятно в речке плавать!», «Кап – кап». 10. Д/и «Узнай по интонации». Цель: Воспитание выразительности речи и мимики. 11. Дыхательная гимнастика ««Кто играет с нами в прятки?», «Разминка». 12. Игра «Встречу слово на дороге — разобью его на слоги». Цель: Тренировка умения делить слова на слоги, развитие внимания, быстроты мышления. 13. Выкладывание из зерна, бобовых круп разных фигур. Цель: Развивать мелкую моторику рук, воображение, мышление. 14. Рисование палочкой на подносах, заполненных крупой, силуэты букв, слова, геометрические фигуры, цифры. Цель: Развивать воображение, способность координировать свои движения. 15. Игра с передачей мяча «Мяч передавай — слово называй». Цель: Развитие фонематических представлений, быстроты реакции. 16. Д/и «Кто придумает конец, тот и будет молодец!». Цель: Закрепление представления о связи слов в предложении. 17. Д/и «У меня друзей немало». Цель: Учить детей составлению простого распространенного предложения. 18. Развлечение «Будем с буквами дружить, будем азбуку любить». Цель: Закрепить с детьми пройденный материал в виде игры (соревнование команд). Развивать речевое внимание, фонематический слух, коммуникативные навыки общения. 19. Кроссворды. Цель: Учить детей отгадывать слова в кроссворде с помощью рисунков – подсказок. Развивать внимание, словесно – логическое мышление. 20. КВН «Самый грамотный». Цель: Прививать детям любовь к родному языку, воспитывать желание читать. Развивать фонематическое восприятие, сообразительность, быстроту мышления, находчивость. 21. Пальчиковые игры «Червячки», «Пчёлки». 22. Игровое пособие «Звуковая дорожка». Цель: Развивать фонематическое восприятие, речевое дыхание. Артикуляция звуков. |
2. «День Победы» | 1. Знакомство с гласным звуком Э, буквой Э. 2. Упражнять в умении производить характеристику звука. 3. Учить определять место звука в словах в трёх позициях. 4. Упражнять детей в чтении слов разной структуры; учить связно описывать предмет. 5. Упражнять в умении составлять слова из букв большой разрезной азбуки. | 1. Артикуляционная гимнастика: «Киска облизывается», «Катушка». 2. Д/и «Хлопни в ладоши». Цель: Учить находить в словах заданный звук. Развивать слуховое внимание 2. Д/и «Доскажи словечко». Цель: Учить добавлять недостающие слова в стихах, развивать чувство ритма. 3. Загадывание загадок: эхо, экскаватор, электричество. 4. Игровое упражнение «Прочитай и опиши». Цель: Упражнять детей в чтении слов разной структуры; учить связно описывать предмет. 5. Чтение рассказа Л. Н. Толстого «Эскимосы». 6. Д/и «Скажи, какой?». Цель: Учить детей выделять признаки предмета. 7. Д/и «Найди пару». Цель: Упражнять детей в подборе слов, отличающихся друг от друга одним звуком, развивать фонематический слух. | |
3. «Безопасность» | 1. Знакомство с разделительным твёрдым знаком, буквой Ъ. 2. Учить производить анализ слов с твёрдым и мягким знаком. 3. Сравнение разделительных Ъ и Ь знаков. 4. Воспитывать фонематический слух, речевое внимание. 5. Продолжать упражнять в умении составлять слова из букв разрезной азбуки. | 1. Артикуляционная гимнастика: «Окошко», «Весёлая змейка». 2. Чтение стихотворений: Из ведра не просто так Нам воды напиться: Нужен ковшик – твёрдый знак, Чтобы не облиться. (В. Степанов) Нарисуем мягкий знак Нежно капелькой вот так: Букву капелька смягчит – Слово мягко прозвучит. (А. Шибаев) 3. Д/и «Волшебные превращения». Цель: Используя приём наращивания и вставки буквы Ъ в данное слово, показать значение Ъ. Обратить внимание детей на смысловое значение слова. 4. Лото «Разложи правильно». Цель: Упражнять детей в различении твердых и мягких согласных звуков в словах, определении местонахождения этих звуков в словах (в начале, середине или в конце слов). 5. заучивание пословицы: «Красна птица перьем, а человек ученьем». 6. Игровое упражнение «Путешественники». Цель: Упражнять детей в умении составлять из букв и слогов слова, обозначающие транспорт. 7. Игровое упражнение «Попробуй сам». Цель: Формировать умение быстро схватывать смысл услышанного, строить высказывание. | |
4. «Мои права» | 1. Знакомство с двойными согласными. 2. Закрепить умение производить анализ предложения. 3. Закрепить понятия: звук, слог, слово, предложение. 4. Упражнять детей в чтении слогов, слов, коротких предложений – повествовательных, вопросительных, восклицательных. 5. Развивать у детей фонематический слух, пробуждать интерес к слову. | 1. Артикуляционная гимнастика: «Непослушный язычок», «Гармошка». 2. Чтение стихотворения: Зажужжи, коса, Засверкай кругом! Зашуми, трава Подкошенная. 3. Д/и Дополни предложение». Цель: Развивать речевую активность, быстроту мышления. Упражнять в умении производить анализ полученного предложения. 4. Вопросы – шутки: Как каплю превратить в цаплю? Можно ли из ноля получить соль? 5. Пословица: «Грамоте учиться – всегда пригодиться». 6. Игра с передачей мяча «Мяч передавай — слово называй». Цель: Развитие фонематических представлений, быстроты реакции. 7.Д/и «Слово это изменяй, изменяя — удлиняй». Цель: Расширение словарного запаса, развитие внимания, быстроты мышления. 8. Д/и «Составим предложение». Цель: Упражнять в умении составлять предложение, используя модели слов. 9. Д/и «Скажи точнее». Цель: Развивать точность словоупотребления в связных повествовательных рассказах. 10. Д/и «Дождик, дождик». Цель: Развитие ритмичной и выразительной речи. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспекты занятий по обучению грамоте для детей подготовительной группы.
Учимся играяОбучение грамоте, 6-7летМногие современные родители хотят, чтобы перед поступлением в школу их ребенок обязательно научился читать, чтобы у него был развит фонематический слух.Я считаю, чт...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте для детей подготовительной группы с общим недоразвитием речи Звук и буква «Ш» (лексическая тема Профессии)
Конспект непосредственной образовательной деятельности по подготовке грамоте подготовительная группа...
Конспект логопедического занятия по обучению грамоте для детей подготовительной группы с заключением ОНР (общее недоразвитие речи) «Путешествие по сказкам»
Хотите сами оказаться в сказке? Сегодня на занятии мы отправимся в путешествие по сказкам. А поможет нам в этом волшебная книга сказок. Герои сказок уже ждут вас. Возможно, нам придется помочь им выпо...
Образовательная деятельность "Проделки дядюшки Ветра" по обучению грамоте для детей подготовительной группы
К моменту поступления в школу ребенок должен уметь определять на слух количество слогов в словах, при этом четко выделяя слоги, называть первый слог, второй, третий и т.д., подбирать подходящие схемы ...
Комплексно-тематический план по обучению грамоте для детей старшей группы
Комплексно - тематический план составлен на основе конспектов занятий по пособию Д. Г. Шумаевой "Как хорошо уметь читать". Разработан для детей старшей гркппы с использование игровых технологий....
Итоговое занятие по подготовке детей к обучению грамоте (для детей подготовительной группы и их родителей) «Волшебный букет»
Занятие предполагет участие родителей, построено в игровой форме и содержит упражнения и игры, направленные на подведение итогов за год подготовки детей к обучению грамоте....
Перспективный тематический план занятий по развитию фонетико-фонематической стороны речи и обучению грамоте у детей подготовительной группы
Планирование на год. В планировании представлены варианты работы по: развитию фонематического-восприятия, звуко-слоговому анализу, грамматическому строю, активной ...