Конспект ННОД "Звук и буква И"
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа) на тему

Конспект ННОД по подготовке к обучению грамоте в старшей группе "Звук и буква И"

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                     Тема: Звук и буква [И].

                                                                             Талалаева Елена Юрьевна

                                                                                              учитель-логопед

                                                        МКДОУ Детский сад «Одуванчик» №5

Иркутская область, Шелеховский район, с. Баклаши 

                                                                   

Цель: Продолжать знакомить детей со звуком [И], его характеристикой. Закрепить образ буквы «И».

Задачи:

Образовательные:

Уточнить сведения о способе произношения звука[И].Закрепить умение четко артикулировать звук [И] в словах. Обучать детей умению доказывать принадлежность звука [И] к  группе гласных по существенным признакам. Закрепить целостное восприятие буквы «И».

Воспитывать чувство коллективизма, умение выслушивать ответы других детей. Активизировать желание  и интерес к занятиям.

Развивать связную речь, используя в активной речи простые, распространенные и сложноподчиненные предложения. Воспитывать желание правильно и красиво говорить.

Продолжать развивать координацию пения с движением, умение снимать эмоциональное и мышечное напряжение, через музыку.

Коррекционные: Формировать фонематический и фонетический слух и восприятие. Развивать память, внимание, мышление, воображение, мелкую моторику. Развивать оптико-пространственные представления.

Оборудование: 

 Демонстрационная наглядность:    Игрушка гномик (Буквознайка), игрушка ослика, изображение буквы «И», схемы гласных звуков («Живые звуки, или фонетика для дошкольников» Т.В. Александрова), предметные картинки, волшебная шкатулка, колокольчик, диски: «Логопедические распевки», «Топ-топ»

Раздаточный материал: индивидуальные зеркала,  карточки –распечатки с изображением буквы»И»,  простые карандаши,  схемы гласных звуков, карточки –распечатки  с домашним заданием, кольца - рули

Ход занятия:

  1. Организационный момент:

Музыкальное приветствие: диск «Топ-топ»№1

«Ну-ка все встали в круг,

За руки все взялись вдруг

Будем рядом стоять,

Ручками махать.

Начинаем заниматься

Будем весь урок стараться

Повторять, не зевать

Все запоминать.

Раздаётся звон колокольчика.

Что за чудный звон, откуда раздаётся он?

На полочке сидит Буквознайка и звенит колокольчиком.

Логопед говорит от имени гномика- Буквознайки:

-Я давно здесь сижу

И  на вас давно смотрю.

Здравствуйте, ребятишки!

Здравствуйте, мальчишки!

Привет, хохотушки!

Привет, девчушки!

Я сегодня к вам бежал, колокольчик с собой взял.

А вы ушки навострите, на меня вы не смотрите, над кем колокольчик звенит, говорите?

Игра: «Где звенит колокольчик?»

Цель: Развитие слухового внимания, восприятия. Развитие оптико-пространственных представлений. Развитие умения определять направление звука.

(Дети стоят на ковре по кругу или в хаотичном порядке, закрыв глаза ладонями. Буквознайка ходит между ними, звенит над одним из детей колокольчиком).

-Над кем звенел колокольчик?

- Надо мной.

(Затем можно спросить одного из детей, над кем звенел колокольчик?)

 -Колокольчик звенел над Ваней.

Буквознайка:

-А теперь станем играть, направление звука определять. Мой колокольчик может звенеть наверху, а ещё…(спрашивает детей,  звеня колокольчиком в соответствующем направлении) внизу, впереди, сзади, слева, справа.

Логопед подходит к каждому ребёнку и спрашивает, где звенел колокольчик.

Буквознайка:

-Колокольчик я возьму и на полку унесу.

Ах, садовая, головушка моя бедовая!

Букву-то я положил и совсем о ней забыл.

Вы немного посидите

И на букву посмотрите,

Что  за буква, назовите?

Демонстрирует изображение буквы «И».

«И» надела поясок,

«И» надела поясок,

Поясок все носят ровно,

Буква «И»  наискосок.

  1. Работа с образом буквы «И» по карточкам

Цель: развитие графомоторных функций, целостного восприятии буквы.

  • Буква «И» играет, от нас прячется, убегает. На карточку посмотри, за кого она спряталась, скажи? Карандаш правильно возьмём, букву «И» за индюком найдём, по контуру обведём. Карандашик побежал, букву «И» раскрашивал. Рисовал, рисовал, за краешки не выбегал.
  • Перестала «И» озорничать, стала с другими буквами в ряд вставать. Скорее глазками смотрите букву «И» отыщите и кружочком обведите.
  • Любит буква «И» играть, то на спинки полежать, то палочку сверху вниз переставлять. (Педагог рисует на магнитной доске или листе бумаги неправильное изображение буквы). Мы такие не станем брать, правильно написанную букву будем искать. (Показать правильное изображение буквы).

3.Работа со звуком [И]

Какую же песенку поёт буква «И»? Споём её?

Зеркало скорей берите

И звук [И] произнесите.

(Характеристика звука [И]: Губы растянуты в улыбке, язык лежит спокойно внизу рта. Воздух свободно выходит изо рта).

Звуки, что петь могу,

Гласными я назову.

Губы, зубы и язык – песню распевают,

Воздуху выходить изо рта не мешают. И - и – и - и.

Ёсли мы можем спеть звук, и для воздуха нет преграды, значит [и], какой звук?

 Гласный.

(Буквознайка достаёт корзинку накрытую салфеткой, в которой лежит ослик ИА).

-Есть приятель у меня,

Вам не назову его пока.

Чтобы  имя его узнать,

Нужно  звуки все назвать.

Буквознайка:

Звуки гласные, скорее к нам идите,

Имя ослика составить помогите.

 

Дети садятся за столы, им  раздаются графические изображения звука [А], [У], [И] («Живые звуки, или фонетика для дошкольников» Т.В. Александрова). Один из детей на наборном полотне или доске выкладывает схему слова «ИА». Проверяется правильность выполнения задания. Затем дети составляют схему самостоятельно и читают её.

- Конечно же, это ослик по имени ИА.

Дети читают под музыку «Песенка ослика ИА» диск «Логопедические распевки» № 7.

Хочет ослик поиграть,

Первый звук в слове узнать.

  1. Игра: «Шкатулка слов»

Цель: развитие фонематического слуха.

В шкатулке лежат картинки (иголка, икра, искра, индюк, инструменты, избушка, Иванушка, ива, игрушки).

Вот шкатулка, детвора,

Спрятал я в неё слова.

Вы сейчас вокруг вставайте, слова внимательно слушайте и запоминайте. А потом станем играть первый звук в слове называть.

Логопед называет слова, выделяя голосом первый звук. Затем дети достают по одной картинке, полным ответом называют, что изображено на картинке и с какого звука начинается данное слово.

Ослик ИА:

-Весело я с вами поиграл

Много  новых слов на свой любимый звук узнал

К друзьям своим я побегу

Какие вы молодцы им расскажу.

Буквознайка:

Ну и мне детвора,

 Обратно в «Азбуку» пора.

Итог занятия.

Логопед:

Сегодня мы с вами хорошо позанимались.

Какой звук и букву искали? (дети отвечают)

А вот и подарок от ослика ИА

Портрет он оставил свой  вам друзья.

Дома на картинку внимательно посмотрите

Все буквы «И» на ней найдите.

Карандашиком закрасьте их детвора

И получите портрет ослика ИА.

А сейчас руль скорее берите

И моторы заводите

Вот весёлые машины,

Отдохнуть детей везут.

По дороге вдоль лесочка,

Куда нужно довезут.

Под музыку «Машина» диск «Топ-топ»№15 дети выходят с занятия.

Список литературы

1.Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи.— СПб. ДETCТВО - ПРЕСС, 2004.- 528 с.

2.Агранович З.Е. В помощь логопедам и родителям. Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников.- СПб. ДЕТСТВО – ПРЕСС,2007. -128 с.

3.Александрова Т.В. Живые звуки, или фонетика для дошкольников.- М. «Просвещение», 1998.- 92 с.

4.Наглядно-дидактический материал для работы с детьми дошкольного возраста с нарушениями речи (ФФН и ОНР): Методическое пособие/ Сост. В.П. Глухов, В.Б. Атрепьева, Т.И. Контрактова. — М.: АРКТИ, 2003. — 32 с. (Библиотека практикующего логопеда)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект коррекционного занятия «Буква К. Поиск общего в построении букв» для детей с нарушением зрения (подготовительная группа)

Это одно из полного курса авторских занятий по развитию восприятия графического изображения букв для детей подготовительной к школе группы, имеющих нарушения зрения. У таких детей гораздо чаще, чем у ...

конспект "Звук ш. Буква Ш. Дифференциация звуков С – Ш"

Конспект непосредственной образовательной деятельностипо подготовке к обучению грамотедля детей с задержкой психического развитияподготовительной к школе группыпо теме: «Звук ш. Буква Ш. Дифференциаци...

Конспект НОД "Поссорились буквы Ш и Ж"

конспект  по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста...

конспект занятия "Путешествие буквы Р и капитана Рыка"

Занятие рассчитано на детей 6-7 лет с тяжёлыми нарушениями речи. Проводится с использованием интерактивных технологий Мимио....

Конспект "Знакомство с буквой Ц"

Конспект для проведения занятия по теме "Знакомство с буквой Ц"...