Конспект НОД по обучению грамоте Тема: "Спасение Азбуки от злых чар волшебника Буквоеда" подготовительная группа
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) по теме
Задачи:
- Продолжать учить детей выполнять звуковой анализ слов; различать гласные и согласные звуки (мягкие и твердые); определять место звука в слове.
- Закрепить представление детей о том, что слоги в слове произносятся последовательно один за другим; упражнять в подборе слов на определенный слог.
- Расширять словарь детей антонимами.
- Воспитывать доброту, чувство взаимовыручки и помощи; желание работать в коллективе; поощрять активность, самостоятельность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konyuhova_nod_po_gramote.docx | 28.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Полтавский детский сад «Солнышко»
Полтавского муниципального района
Омской области
Конспект НОД
по обучению грамоте
Тема: "Спасение Азбуки от злых чар волшебника Буквоеда"
( Подготовительная группа)
Подготовила воспитатель
высшей квалификационной категории:
Конюхова С.Л.
Декабрь – 2015г.
Цель: Совершенствование фонематического слуха детей.
Задачи:
- Продолжать учить детей выполнять звуковой анализ слов; различать гласные и согласные звуки (мягкие и твердые); определять место звука в слове.
- Закрепить представление детей о том, что слоги в слове произносятся последовательно один за другим; упражнять в подборе слов на определенный слог.
- Расширять словарь детей антонимами.
- Воспитывать доброту, чувство взаимовыручки и помощи; желание работать в коллективе; поощрять активность, самостоятельность.
Материалы и оборудование:
Демонстрационный материал:
Видео письмом от Азбуки, корзинка, мяч, шкатулка с "волшебной палочкой", мольберт, картинка – схема слова "сок" в увеличенном масштабе (для работы у мольберта), указка, фишки красного, синего и зеленого цвета.
Раздаточный материал:
Конверты с фишками красного, синего и зеленого цвета (для каждого ребенка); карточка-схема слова "сок" (для каждого ребенка); медальоны в виде букв (первая буква имени ребенка).
Предварительная работа:
Разучивание с детьми физ минуток "Волшебник" и "Раз, два, три, четыре, пять".
Ход НОД:
Создание положительного эмоционального настроя группы (дети стоят в кругу).
Приветствие "Солнечные лучики".
- Ребята, все наши гости знают, что детский сад, в который вы ходите, называется "Солнышко", а это значит, что мы с вами лучики одного солнышка. Давайте протянем руки вперед и соединим их вместе, как лучи солнца. Чувствуете тепло рук ваших соседей? (да) Представьте, что вы теплые солнечные лучи, улыбнитесь всем вокруг и поделитесь своим теплом с гостями и друзьями. Посмотрите, как стало всем вокруг тепло и хорошо! Ай-да солнечные лучики!
Дети садятся на стулья.
Воспитатель:
-Сегодня, просматривая электронную почту, я увидела письмо, которое предназначается не мне, а вам. Поэтому я вас позвала, чтобы вы его посмотрели.
- Интересно, от кого оно! Ничего не пойму! Давайте посмотрим его.
Воспитатель включает электронное письмо.
Видео Азбуки.
Здравствуйте, ребята! Срочно требуется ваша помощь! Я попала в беду! Решила я пойти в детский сад, в гости к вам будущим первоклассникам, чтобы себя показать, на вас посмотреть и с каждым познакомиться. Вдруг с неба спустилось волшебное облако и ничего стало невидно. Я испугалась, а из облака выскочил злой волшебник Буквоед. Схватил он меня и говорит: "Сейчас я тебя заколдую. Сделаю так, чтобы ребята никогда не научились читать".
Он произнес волшебные слова.
И не знаю, как случилось
Только буквы заблудились
И исчезли все слова,
Предложения и фразы,
Все картинки и рассказы.
Что мне делать, как мне быть?
Как детей читать учить?
Воспитатель: Я знаю про этого волшебника такое…
Злой, ужасный Буквоед!!!
Ест он буквы на обед!
- Вам на следующий год в школу идти. А без азбуки, вы и другие ребята не научаться читать. Вот беда!!! Что же нам делать?
Продолжение видео письма
Азбука: Если вы выполните все задания злого волшебника, то колдовство исчезнет, я стану прежним и смогу прийти к вам в детский сад.
Ваша Азбука.
Воспитатель:
Я знаю, что вы очень дружные и никогда не оставляйте друзей в беде. Когда последнее задание будет выполнено Азбука расколдуется, и мы с вами сможем встретиться с ней.
Игра с корзинкой "Слово на ладошке"
Вот и первое задание злого волшебника Буквоеда. Буквоед очень хорошо спрятал все слова от Азбуки. Чтобы вернуть слова в Азбуку, вам нужно их найти.
Мы найдем слова везде:
И на небе и в воде.
На полу, на потолке,
На носу и на руке!
Вы не слышали такого?
Не беда! Играем в слово!
- Давайте искать слова в море (на проекторе изображение моря). А вот и корзинка, в которую каждый из вас положит по слову.
Воспитатель передает корзинку одному из ребят, сидящих с края, он "кладет" в неё слово (к примеру "рыба") и передает корзинку своему соседу. Тот тоже "кладет" в неё слово и передает корзинку дальше.
Дети называют новые слова.
- Молодцы, ребята, как много разных слов вы нашли, и все они вернутся в Азбуку.
Игра с волшебной палочкой "Наоборот"
Но злодей дает вам следующее задание. Он послал вам свою волшебную палочку, с помощью которой, он совершил своё колдовство. Хотите на неё посмотреть. (Да) Тогда тихонько подойдите ко мне. (встаем в круг)
- Вот она! (Воспитатель достает из шкатулки волшебную палочку Буквоеда)
- Обращаться с ней нужно очень осторожно, чтобы она нас не заколдовала, вам надо назвать антонимы – слова с противоположным значением.
В круг скорее все вставайте,
С палочкой вы поиграйте.
Назовешь неверно слово,
Будешь тотчас заколдован.
Дети образуют круг. Воспитатель встает в центре круга. Называет слово и даёт палочку кому-нибудь из детей. Ребенок называет слово с противоположным значением и возвращает палочку обратно. Если ребенок не назвал слово - он заколдован. Кто-нибудь из ребят расколдовывает его, называя нужное слово.
Примерный набор слов:
Низкий – высокий
Мягкий - твердый
Веселый – грустный
Хороший - плохой
Тепло – холодно
Большой – маленький
Сильный – слабый
Много – мало
Горячий – холодный
Далеко – близко
Начало – конец
Черный – белый
Молодцы, ребята! Не удалось волшебнику заколдовать вас своей волшебной палочкой. Положим её на место, чтобы не случилось ещё какой - нибудь беды.
Игра "Докончи слово".
Волшебник Буквоед очень хочет, чтобы Азбука не встретилась с вами и навсегда осталась заколдованной в ее мрачном замке. Он злится, что вы легко справляетесь с его заданиями. Пролетая в своем волшебном облаке над землей, он от злости разбросал повсюду некоторые слова. А прежде чем разбросать слова, он разрезал их на слоги.
- А кто из вас знает, как произносятся слоги в слове. (Слоги в слове произносятся последовательно один за другим: в начале слова – первый, затем все остальные) Правильно. Зная это мы можем легко "склеить" слова, которые Буквоед разрезал на слоги. Я буду называть эти слова, а вам надо к данным слогам добавить второй слог, чтобы получились слова.
Примерный набор слов:
Ма…(ма)
Ка…(ша)
Лу…(на)
Кук…(ла)
Кош…(ка)
Руч…(ка)
Зу…(бы)
Вед…(ро)
Дро…(ва)
Со…(ва)
Сум…(ка)
Вет…(ка)
- Молодцы, сколько много слов вы составили. А сейчас возьмите стулья и пройдите за столы. (Дети проходят за столы)
- Ребята, ох и хитрый этот волшебник Буквоед! Очень трудные задания придумал для нас. И все они связаны со словами.
- Из чего состоят слова? (Из звуков)
- Какими бывают звуки? (Гласными и согласными)
- А согласные звуки, какие мы знаем? (Твердые и мягкие согласные)
- В домике, какого цвета живут твердые согласные звуки? (Синего)
- В домике, какого цвета живут мягкие согласные звуки? (Зеленого)
- А гласные? (Красного)
- Молодцы, Ребята! Правильно ответили на мои вопросы.
Игра "Кто внимательный"
- Буквоед хочет узнать, кто из вас самый внимательный. Он придумал для вас новое испытание. Я думаю, вы с ним легко справитесь.
- Возьмите и положите перед собой красную, синюю и зеленую фишки.
(Дети выполняют задание)
- Буквоед перемешал между собой все звуки. Я буду называть эти звуки, а вы будете поднимать ту фишку, которой он обозначается.
Воспитатель называет гласные и согласные звуки (твердые и мягкие), дети поднимают ту фишку, которой они обозначаются.
Примерный набор звуков: а,б,м,бь,л,ль,ы,р,рь,н,дь,нь,д,я,сь,с…. и т.д.
В течение игры воспитатель спрашивает по отдельности детей: "Почему ты поднял(а) именно эту фишку?" Ребёнок объясняет.
- Молодцы, ребята! Все старались быть внимательными и правильно выполнять задание.
- Ребята, с волшебником Буквоедом не так-то легко справиться. Он сильный, закаленный и делает всё по режиму. Давайте и мы попробуем сделать так, как делает он. Может и у нас силы прибавится.
Физкультминутка.
Раз, два, три, четыре, пять,
Застилает он кровать,
Чистит зубы, моет уши,
Пять минут стоит под душем.
Раз, два, три, четыре, пять,
Рано любит он вставать.
(Дети выполняют подражательные движения по тексту)
Буквоед из своего волшебного облака наблюдал за тем, как вы выполняли его предыдущее задание. Он очень обрадовался, что вы немного ошибались и решил, что вам ни когда не расколдовать Азбуку. От радости он устроил в своём замке праздник. На праздник он пригласил всех своих друзей. Со всех концов света в замок Буквоеда прибыли разные волшебники и колдуны. Для них лучшие повара Буквоеда приготовили много вкусной еды. Буквоед просит вас отгадать, что больше всего понравилось гостям.
Загадки
Взял я силу из плодов,
Сладких ягод, фруктов.
Для гостей я стать готов
Лучшим из продуктов.
Вы меня побольше пейте,
Наливайте, не жалейте. (Сок)
Мягкий, но не пух,
Дырявый, но не решето,
Желтый, но не желток. (Сыр)
-Молодцы! Правильно отгадали. Все было вкусным, но гостям Буквоеда больше всего понравился сок и сыр. Волшебник просит вас сделать звуковой анализ слова "сыр".
- Положите перед собой картинку-схему. Сейчас вы будете разбирать слово "сыр" самостоятельно, а у доски (мольберта), это слово будет разбирать (имя ребёнка). Вся группа работает самостоятельно, а вызванный ребенок – с обратной стороны доски (мольберта). Когда вызванный ребёнок закончил и большее число детей, доска (мольберт) разворачивается.
- Почему ты составил (а) именно эту модель слова? Объясни. (Ребенок объясняет)
- Первый звук в слове "сыр" звук "с", твердый согласный звук и обозначается синей фишкой.
- Второй звук в слове "сыр" звук "ы", гласный и обозначается красной фишкой.
- Третий звук в слове "сыр" звук "р", Твердый согласный и обозначается синей фишкой.
- А вы, ребята, проверьте, у вас такая модель получилась? Проверьте и своего соседа. Молодцы! Справились и с этим заданием Буквоеда. Уберите все фишки на место.
- Ребята, какой одинаковый звук вы слышите в словах с-с-сыр, с-с-сок? (звук-с). Правильно. Буквоеду очень понравился этот звук. Он спрятал его в названиях продуктов, которые приготовили повара на праздник. Волшебник просит вас определить, где прячется звук "с" в этих словах. (Вначале слова, в середине или в конце)
Игра "Где спрятался звук"
Работа по подгруппам. Перед детьми набор картинок, из которых они выбирают позицию в слове. (Начало, середина, конец)
Примерный набор слов
с | с | с | ||||
Слива | Редиска | Рис | ||||
Свекольник | Колбаса | Ананас | ||||
Суп | Капуста | Кекс |
- Молодцы! Правильно определили место звука в словах.
- Ну что ж, ребята, это было последнее задание. Для чего мы с вами выполняли эти задания? Как вы считаете, мы с вами справились с заданиями?
Раздается звук электронного письма.
- Ребята, пока мы вами выполняли задание Буквоеда, ко мне на почту пришло еще одно письмо. Давайте его посмотрим!
Воспитатель включает электронное письмо.
Видео Азбуки.
-Здравствуйте, ребята! Наконец-то я попала к вам в детский сад. Я так рада всех вас видеть. Спасибо, ребята! Выручили меня из беды. Как только вы выполнили последнее задание, Буквоед исчез, а вместе с ним и его колдовство.
- Какое задание злого волшебника вам показалось самым трудным?
- А какое задание понравилось больше всего?
- А за свое спасение я дарю вам первую букву вашего имени.
Воспитатель раздает детям медальоны в виде букв.
- Ребята, сегодня вы совершили маленькое чудо – расколдовали Азбуку. Значит вы добрые волшебники. Как хорошо, что мы подружились с Азбукой!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект занятия по обучению грамоте "По страничкам Азбуки"
итоговое занятие для подготовительной группы, было показано для учителей начальных классов...
Конспект занятия по обучению грамоте Тема: «Грамотейка» подготовительная к школе группа
Закрепить знания детей о звуках- гласных, согласных(твёрдых, мягких); Совершенствовать умение различать на слух и в произношении все звуки родного языка, продолжать учить различать гласные звуки....
Конспект НОД по обучению грамоте Тема: «Звук и буква «К» (подготовительная группа)
Программное содержание:Учить определять место звука «К» в слове (в начале, в середине, в конце); произносить звук [к] и [к,], дифференцировать их на слух и в произношении.Продолжать знакомство ребенка...
Конспект ООД по обучению грамоте "В поисках Азбуки"
Цель: Закрепить усвоенные детьми знания, умения и навыки, сформированные на занятиях по обучению грамоте....
Конспект ООД по обучению грамоте "В поисках Азбуки"
Конспект "В поисках Азбуки" - конспект итогового занятия по обучению грамоте в подготовительной группе....
Конспект занятия по обучению грамоте. Тема: " Грамотеи"
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе. Тема: " Грамотеи"...