Начало грамоты ребенка - звуки и речь
статья по обучению грамоте (старшая группа) на тему
Начало грамоты ребенка - звуки и речь
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Начало грамоты ребенка - звуки и речь | 37.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Начало грамоты ребенка - звуки и речь
Ребенок через год идет в школу. Нужно ли научить его к этому времени читать? Должен ли малыш прийти в школу грамотным?
Казалось бы, совсем не обязательно. Школьная программа по чтению строится так, будто дети приходят учиться, не зная ни одной буквы. Но давайте заглянем не в букварь, а в другой учебник, который наш малыш откроет одновременно с букварем, - в учебник математики. На первых же страницах этой книги - задания, которые ученик должен прочесть, чтобы сделать уроки по математике. Как же быть? Ведь если ребенок только начнет учиться читать в 1 классе, очень нескоро он достигнет такой беглости чтения, чтобы иметь возможность самому узнать, что задано по другому предмету.
Но дело не только в тех практических трудностях, с которыми столкнется маленький школьник. Оказывается, научить читать семилетнего человека труднее, чем пятилетнего! Почему? Чтобы разобраться в этом, нам придется ответить на вопросы: что представляет из себя само чтение? Чему мы должны научить ребенка?
Обучение ребенка чтению до школы
Обучение чтению - первая начальная ступенька в школьном обучении родному языку. Сначала первоклассник учится читать и писать, затем его начинают учить фонетике, морфологии, синтаксису. Когда мы приступаем к обучению ребенка чтению, мы должны перестроить его отношение к собственной речи и к речи окружающих его людей: до сих пор речь была для малыша просто средством общения со взрослыми и со сверстниками, он как бы не обращал на нее внимания; теперь она сама становится "предметом" анализа.
Прежде чем начать читать, ребенок должен научиться слышать, из каких звуков состоят слова, которые он произносит. Он должен научиться проводить звуковой анализ слов, т. е. уметь назвать звуки, из которых состоит слово.
Казалось бы, что может быть проще? Но попробуйте понаблюдайте за собой, как вы проводите звуковой анализ слова. Если нужно назвать по порядку все звуки в слове "кот", вы скажете к, о, т. Скорее всего, однако, вы при этом представите себе слово написанным - и проведете на самом-то деле не звуковой, а буквенный анализ слова. Вы сомневаетесь? Из каких звуков состоит слово Юра? И вы отвечаете: "Первый звук - ю"... Стоп! Такого звука нет в природе. Прислушайтесь: йу-ура, первый звук в этом слове - й.
Вы видите, даже взрослому, грамотному человеку не так-то просто провести звуковой анализ слова. А каково же ребенку? Но, оказывается, в определенном возрасте ребенку чрезвычайно интересно заниматься самыми различными упражнениями именно со звуковой стороной слова. И это происходит значительно раньше, чем принято учить ребенка чтению. К.И. Чуковский собрал для нас бесценную коллекцию этих детских упражнений со звучащим словом. Мы с удовольствием читаем "От двух до пяти", но порой не задумываемся о том, что можно воспользоваться этим детским интересом к форме слова и ввести ребенка - незаметно для него - в увлекательнейший мир языка, открыть для него особую языковую действительность и таким образом привести его к чтению. Научить его читать, минуя те муки, которые испытывает ребенок, тщетно пытаясь сложить из двух букв м и а слово мама.
Программа сегодняшнего 1 класса по родному языку достаточно сложна. Первоклассник не просто должен научиться читать, он должен узнать, что наша речь состоит из звуков, что звуки бывают гласными и согласными, что согласные звуки разделяются на твердые и мягкие... И узнает он это тогда, когда интерес к звуковой стороне речи у него уже в значительной мере угас. Да, к сожалению, это именно так -ребенок 6 - 7 лет уже не вслушивается в звуки произносимых им слов, не манипулирует увлеченно словом: "бунда-мунда-рунда-кунда", как он это делал в 4 - 5 лет. Знания, которые сообщают ему в школе о звуках, он старательно усваивает, но именно старательно, а не увлеченно.
Семилетний ребенок иногда с трудом различает мягкие и твердые согласные звуки. Почему? Да опять-таки потому, что он не в звуки вслушивается, а представляет себе буквы, которыми слово записано.
Давайте снова попробуем проделать маленький опыт: назовите слова, которые начинаются с того же звука, что слово лиса. Скорее всего вы начнете их называть, не обратив внимания на то, что в этом слове первый звук - мягкий согласный. Поэтому вы назовете и слово лес, и слово лампа. Вы не вслушиваетесь в звуки, вы думаете о букве. Звуковую действительность вы подменили буквенной и поэтому совсем упустили из виду мягкость или твердость согласных звуков.
Точно так же ведет себя в подобной ситуации первоклассник, которому не открыли вовремя звуковую действительность нашей речи. А четырехлетний слышит все по-другому. Он именно слышит. И поэтому, выполняя подобное задание, никогда не назовет слово лампа, хотя еще ничего не знает ни о согласных звуках, ни тем более о твердых и мягких, не назовет просто потому, что для него слово лес и слово лампа начинаются с совершенно разных звуков: одно со звука ль, а другое - со звука л.
Можно ли воспользоваться этой речевой одаренностью 4 - 5-летнего ребенка и научить его не просто читать, а с самого начала учить его настоящей, подлинной грамоте, закладывающей фундамент к усвоению курса фонетики и морфологии русского языка? Психологические исследования доказывают, что это вполне возможно.
Научить ребенка слышать слово
Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, .музыки, рисунка, фантазии, творчества. Этот мир должен окружать ребенка и тогда, когда мы хотим научить его читать и писать. Да, от того, как будет чувствовать себя ребенок, поднимаясь на первую ступеньку лестницы познания, что он будет переживать, зависит весь его дальнейший путь к знаниям.
В. А. Сухомлинский
Итак, с чего начать занятия по грамоте? Прежде всего мы должны научить ребенка слышать звуки нашей речи, научить его слышать, из каких звуков состоят слова, которые мы произносим.
Но как это сделать? Когда мы знакомим ребенка с каким-то предметом, мы даем ему этот предмет в руки, помогаем его рассмотреть, обращаем внимание малыша на различные его свойства. А как же быть со словом, которое исчезло, как только мы его произнесли? Давайте попробуем произнести слово по-другому, скажем его так, чтобы внимание ребенка переключилось со смысловой стороны слова на его звуковую сторону. И здесь нам на помощь, конечно, опять придет игра.
Поиграем с малышом в "жуков". Вот жучки расправили крылья и полетели: ж-ж-ж. Дети бегают по комнате, машут ручками и с удовольствием жужжат. "Какую песенку поет жук?" - спрашивает взрослый. "Ж-ж-ж", - отвечают дети. Давайте скажем слово жук так, чтобы услышать эту песенку: ж-ж-жук. Дети охотно повторяют слово, жужжат, вслушиваются в песенку жука. "А давайте послушаем, есть ли песенка жука в других словах? Крыж-ж-ж-жовнuк. Есть! А в слове нож-ж-ж-жницы? Тоже есть! Ж-жаворонок. И в этом слове жук поет свою песенку! А в слове бабочка? Давайте послушаем: бабочка. Поет в этом слове жук песенку? Нет!"
Что произошло в этой игре? Мы впервые переключили внимание детей со смысловой стороны слова на его звуковую сторону.
Есть много звуков, само произнесение которых можно обыграть: длительное произнесение звука з можно сравнить с полетом комара, длительное протягивание звука ш - с шелестом листьев, быстрое повторение звука п - с пыхтением ежика. Поиграйте с малышами в эти звуковые игры. Каждый раз обязательно заканчивайте такую игру называнием слов, в которых "звенит комарик", "работает мотор" (р-р-р).
Вначале ребенок будет называть немного слов, но с каждым разом их число будет увеличиваться. Старайтесь строить эти игры-занятия таким образом, чтобы дети усваивали способ выделения звука: слово произносится не обычно, а особо, так что один звук в нем подчеркивается, произносится более длительно, чем другие.
Надо отметить, что не все звуки в русском языке одинаково легко выделяются: естественно, легче подчеркнуть те звуки, которые можно потянуть (например, шипящие, свистящие). Гораздо труднее выделить такие звуки, как б, п, д, т. Но очень важно, чтобы в ваших занятиях с детьми звуки, выделяемые легко и трудно, чередовались. Иначе дети, быстро усвоив способ протяжного произнесения звука (ж-ж-жук), с большим трудом будут переходить к подчеркнутому произнесению и выделению звука, который нельзя потянуть.
Поэтому очень важно, чтобы взрослый, занимающийся с ребенком, мог легко менять свою артикуляцию, ярко подчеркивая в слове тот звук, который ребенок должен выделить и назвать изолированно. Вам придется самим поупражняться, научиться интонационно подчеркивать эти звуки не только в начале слова, но и в середине, в конце.
Постепенно начинайте учить и ребенка менять артикуляцию при произнесении слова, интонационно подчеркивать один звук. Например, вы играете с ребенком в такую игру: "Кто назовет больше слов со звуком р?" Ребенок увлеченно говорит: "Корова, подарок". Прервите его: "Я не слышу, где же там звук р..." Пусть малыш произнесет слово по-другому: "кор-ррова" - только тогда вы услышите.
Не сердитесь, если у ребенка не все сразу будет получаться, радуйтесь вместе с ребенком его успехам, поощряйте его, расскажите другим членам семьи о его достижениях - и вы увидите, как с каждым занятием будет увеличиваться запас слов ребенка, а главное, будет расти его желание заниматься.
Научить ребенка звуковому анализу слов
И вот первый этап обучения пройден: ребенок легко определяет, какой звук вы подчеркнули, произнося слово; он сам может сказать слово, интонационно выделив в нем любой звук; он легко подбирает слова, сходные по своему звуковому составу.
Но это еще не значит, что ваш ребенок научился звуковому анализу слов. Провести звуковой анализ слова - это значит назвать звуки слова в той самой последовательности, в какой они в этом слове находятся.
Что это значит? Если вы спрашиваете ребенка, из каких звуков состоит слово кот, а он отвечает вам: "В слове кот есть звук о, звук к и звук т" - это значит, что он хорошо слышит в слове отдельные звуки, но не умеет еще провести его звуковой анализ. А ведь звуковой анализ - основа грамотного письма. Только представьте себе, что получится, если ваш ребенок будет записывать звуки в слове в произвольной последовательности!
Новый этап обучения - новые задачи. Значит, мы должны дать ребенку новые средства для решения этих задач. Если на первом этапе, когда мы учили детей слышать в словах отдельные звуки, сравнивать слова по звучанию, мы пользовались особым произнесением слова, то при обучении ребенка звуковому анализу слов этого недостаточно.
Для того чтобы ребенок мог анализировать какое-то явление, оно должно быть понятно, материально представлено. Давайте нарисуем схему звукового состава слова: в слове дом три звука - нарисуем три клеточки. И дадим ребенку эту карточку: на ней нарисован дом, чтобы ясно было, какое слово будем разбирать, а под домом - схема этого слова: малыш наш уже знает, что слова состоят из звуков.
Мы показываем ему, что клеточки под картинкой подсказывают, сколько звуков в слове. "Сколько клеточек?" - "Три". - "А сколько звуков в слове?" - "Тоже три". - "Давай будем эти звуки искать. Скажи мне слово дом так, чтобы я услышала в нем первый звук". Это наш ребенок уже умеет - научился на первом этапе обучения. "д-дом", -старательно произносит малыш. - "Какой первый звук?" - "Д". - "Очень хорошо! Давай закроем первую клеточку фишкой, это будет какой звук?" - "Д".
В качестве фишек можно использовать любой материал: нарежьте из белого картона квадратики или возьмите старую мозаику и выберите из нее белые или желтые элементы. Не берите красные, синие, зеленые - они еще понадобятся.
Итак, перед ребенком схема звукового состава слова дом, в которой первая клеточка уже закрыта; найдите первый звук в слове. Можно двигаться дальше. "Давай теперь произнесем слово дом так, чтобы услышать в нем второй звук, первый д - мы уже знаем". Помогите ребенку для первого раза, скажите вместе с ним до-о-ом.
Здесь нам очень поможет схема звукового состава слова: нужно произносить слово и одновременно вести пальцем, а лучше специальной палочкой-указкой по схеме и надолго остановить указку на второй клеточке. Указка стоит на второй клеточке схемы, а вы вместе с ребенком долго тянете до-о-ом. "Какой же второй звук в этом слове?" - "О!" - "Отлично! Давай обозначим и этот звук фишкой!" Ребенок берет точно такую же, как первая, фишку и ставит ее на вторую клеточку.
"Видишь, - продолжаете вы, - мы уже знаем два звука в слове дом. Давай найдем последний звук в этом слове. Скажи мне слово дом так, чтобы я услышала в нем последний звук".
И снова вы ведете указкой по уже почти заполненной схеме слова и произносите: "дом-м-м". "Какой последний звук в слове дом-м-м?" - "М-м", - отвечает ребенок и ставит на схему последнюю, третью фишку.
Вот и проведен впервые звуковой анализ слова. Хорошо бы повторить его еще раз. Но как? Снять фишки и начать все сначала? Это неинтересно малышу! Нет, лучше поиграть в игру "Кто внимательный". "А теперь, - говорите вы, - я буду называть звук, а ты будешь снимать его со схемы. Посмотрим, какой ты внимательный. Убери, пожалуйста, звук д.."
Сделайте несколько карточек для анализа трехзвуковых слов: мак, дом, сыр, кот, кит, шар, жук, лук, лес, рак.
Занимаясь с ребенком, нужно все время помнить: мы учим его звуковому анализу слов, учим его вслушиваться в слово, слышать звуки, его составляющие. Поэтому ребенок должен называть звуки так, как они слышатся в слове.
Какой первый звук в слове лес? Давайте послушаем, выделим этот звук голосом: ль-ль-льес - первый звук ль. А второй? Льэ-э-эс. Ребенок хорошо слышит, что второй звук в этом слове э. А мы, взрослые, привыкнув к написанию этого слова, можем сбить малыша с толку, сказав, что второй звук в слове лес - е.
И когда мы предлагаем детям игру "Кто назовет больше слов, начинающихся с того звука, который первый в слове лес", то мы должны следить за тем, чтобы называть только слова, начинающиеся с мягкого согласного звука ль. Мы еще не говорим ребенку о существовании твердых и мягких согласных звуков, но просим его прислушаться к слову. Например, кто-то из детей говорит слово лошадь. Взрослый приостанавливает игру: "Лошадь"? Давай послушаем первый звук в этом слове: л-л-лошадь. А в слове лес - ль-ль-льес. Разве это одинаковые звуки?"
Не думайте, что ребенку это будет трудно. Он слушает слово и слышит его правильно. Мы предупреждаем об этих ошибках именно потому, что гораздо чаще они бывают у взрослого, играющего с ребенком.
На каждом занятии с ребенком можно разбирать вначале не больше 2 слов. Но анализировать эти слова нужно несколькими способами.
Сначала детям просто предлагается разобрать новое слово. Затем дети под диктовку взрослого убирают фишки со схемы в соответствии с называемыми звуками. При этом звуки лучше называть не в той последовательности, в какой они стоят в слове, а вразбивку: такого рода задания побуждают детей еще раз обследовать звуковой состав слова по схеме.
Например: проведем звуковой анализ слова лук. Перед ребенком схема, заполненная одинаковыми фишками. Вы просите ребенка: "Убери, пожалуйста, звук у". Как это сделать? Ребенок берет указку и, ведя ею по заполненной схеме, произносит лу-у-ук. Он нашел на схеме второй звук - у - и снимает соответствующую фишку. Очень важно следить за тем, чтобы ребенок произносил слово в строгом соответствии с движением указки, иначе он будет "терять" звуки.
Очень помогает такая игра. После того как провели звуковой анализ слова, раздайте фишки детям и скажите: "Ты будешь звук д, ты - звук о, а ты - звук м". Затем взрослый подзывает к себе "звуки": "Подойди ко мне звук д, теперь подойди звук м, а теперь - звук о". Дети при этом должны сами встать в том порядке, в каком стоят звуки в слове, чтобы слово можно было "прочесть".
Фишки у всех одинаковые, скажем белые квадратики, и ничто не подсказывает детям, какие звуки они обозначают, но стоит кому-то ошибиться, поставить фишку не в ту клеточку, как все остальные бурно протестуют. Интересно, что ребенок никогда не передвинет фишку-квадратик из одной клеточки в другую: он уберет одну фишку и поставит вместо нее другую. Для нас, взрослых, - точно такую же! Для детей - совсем другую: то был звук о, а это д.
Постепенно игру можно усложнить: взрослый раздает детям звуки по номерам: ты - первый звук в слове, ты - второй... А вызывает к себе по названиям звуков: "Подойди ко мне звук м". Для того чтобы выполнить такое задание, ребенок, получивший лишь номер звука в слове, должен произнести слово, выделив интонационно этот звук по схеме, - он узнает, какой же именно он звук. Вы увидите: в начале обучения дети каждый раз произносят слово, старательно ищут в нем "свой" звук, но через некоторое время ребенку достаточно бросить беглый взгляд на схему слова, чтобы понять, роль какого звука он исполняет...
Проводя звуковой анализ слов, очень полезно давать различные задания, развивающие у детей важнейшие мыслительные операции - сравнение, сопоставление, анализ. Например: найти одинаковые звуки в словах дом и мак; найти разные звуки в словах дом и дым.
Задания могут быть самыми разнообразными, но, давая их, нужно учитывать индивидуальные особенности ребенка. Для хорошо подготовленного, легко справляющегося с вашими заданиями ребенка задания должны быть более сложными (скажем, искать в словах разные звуки труднее, чем одинаковые) - даже такими, которые "не имеют решения" (найти одинаковые звуки в словах дом и рак). Робкого ребенка сложное задание может отпугнуть, вселить в него неуверенность в своих силах. Поэтому задания для таких детей должны усложняться очень медленно и постепенно. Каждый, даже самый маленький, успех такого ребенка нужно отмечать. Нужно хвалить ребенка, радоваться его победам.
Научить ребенка гласным и согласным звукам
После того как будут проанализированы трехзвуковые слова, можно вводить новое - учить различать гласные и согласные звуки. Вам кажется, что это сложно для маленького ребенка? Ничуть! Дайте ему возможность самому обнаружить разницу между гласными и согласными. Вот как это нужно сделать.
Отберите карточки со схемами слов, разобранных на предыдущих занятиях (см. предыдущие страницы этого раздела нашего сайта): шар, дом, сыр, кит, лук, лес. Вы видите, что в этих словах есть все гласные звуки нашего языка - а, о, ы, и, у, э.
Положите перед малышом карточку со словом шар и загадайте ему загадку: "В этом слове есть один звук - необыкновенный. Этот звук можно очень громко крикнуть, можно пропеть, когда ты его произносишь, ничто во рту тебе не мешает - ни губы, ни зубы, ни язычок. Угадай, какой это звук".
Ребенок легко догадывается - а.
Проверьте вместе с ним, так ли это. Не смущайтесь, пусть дети покричат, послушают этот звук, убедятся, как легко он произносится. Точно так же найдите вместе с детьми звуки о (дом), ы (сыр), и (кит), у (лук), э (лес).
Только после этого взрослый объединяет все эти звуки в одну группу и говорит, что они называются гласными, в отличие от согласных, которые нельзя крикнуть так, как гласные звуки.
Гласные звуки мы теперь будем обозначать красными фишками. Иногда, чтобы облегчить ребенку различение гласных и согласных, мы говорим ему, что согласный звук нельзя потянуть, нельзя спеть. Давая такое объяснение, мы на самом деле только запутываем ребенка: он начинает считать гласными звуки р, м, л, т.е. все те согласные, которые можно долго тянуть и петь.
А вот если мы обратим внимание ребенка на другую особенность согласных звуков: при их произнесении нам всегда что-то мешает - или губы, или язык, то ребенок уже никогда не ошибется.
Скажите ему: "Действительно, звук м можно долго тянуть и даже песенку можно "промычать", но посмотри, как крепко закрыт у тебя ротик, когда ты произносишь этот звук, губы мешают ему выйти изо рта".
Вот теперь установлена разница между гласными и согласными звуками. Такое не заученное и как бы самостоятельно сделанное определение гласных и согласных звуков прочно усваивается детьми, они легко оперируют своими знаниями.
И сразу же обратите внимание ребенка на то, что согласные звуки в слове произносятся по-разному - то мягко, то твердо. Если вы правильно учили ребенка называть звуки в словах, когда проводили звуковой анализ, если ребенок называл согласный звук так, как он действительно слышится в слове, то различение согласных на твердые и мягкие не вызовет у ребенка никаких затруднений.
Покажем, как это можно сделать. Предложите ребенку проанализировать слово Нина. После того как слово разобрано, схема звукового состава заполнена фишками, вы задаете малышу вопрос: "Какие в этом слове есть гласные звуки?" - "И, а", - отвечает ребенок, указывая на красные фишки, стоящие на схеме. "А какие в этом слове согласные звуки?" - "Н и н". - "Очень хорошо! А скажи, как тебе кажется, похожи эти звуки или нет? Послушай, как я их произношу: нь-нь-нь, н-н-н". - "Похожи". - "Но один звук я произношу мягко, послушай: нь-нь-нь, а другой: н-н-н - как я его про изношу?" Обычно ребенок отвечает: "Ты его грубо произносишь". Вы подтверждаете: "Да, я его произношу твердо: н-н-н, а звук нь-нь-нь я произношу мягко, правда? Те согласные звуки, которые мы произносим твердо, называются твердыми согласными, и мы будем их обозначать синими фишками, а те согласные, которые мы произносим мягко, называются мягкими согласными, и обозначать мы будем их зелеными фишками. Давай уберем со схемы белые фишки и поставим эти. Какой звук ты обозначишь синей фишкой?" - "Звук н". - "Правильно, ставь фишку. А зеленой фишкой какой звук в этом слове будем обозначать?" - "Звук нь".
Вот так вы познакомили ребенка с такими сложными понятиями, как гласные, твердые и мягкие согласные звуки.
На дальнейших занятиях вам больше не понадобятся белые фишки: проводя звуковой анализ слова, ребенок должен теперь характеризовать каждый звук как гласный или согласный и пользоваться соответствующими фишками.
Усложнение заданий для ребенка
В звуковом анализе следует перейти к более сложным заданиям: к разбору сначала четырехзвуковых, а затем пятизвуковых слов.
Сначала давайте детям для анализа слова без стечения согласных и гласных звуков: луна, рыба, лиса, сани, гуси. Затем постепенно усложняйте задания: сахар, волк, куст, аист, паук.
Способ проведения звукового анализа остается тем же но ребенку с каждым занятием требуется все меньше усилий для его проведения. Он постепенно перестает прибегать к подчеркнутому произнесению звуков; кажется, что ребенок просто называет звуки слова один за другим. Но это только кажется.
Вот вы предложили ребенку назвать звуки в слове волк.
Первый звук - в - малыш ставит фишку в схему звукового состава слова; второй звук - к - заполняется фишкой вторая клеточка. Ребенок озадаченно смотрит на схему: как же так? Четыре клеточки, а он поставил всего две фишки и уже назвал последний звук в слове волк - к. Он начинает работать сначала и теперь уже пользуется известными ему способами - ведет указкой по схеме и подчеркивает интонацией: "Воо-олк - второй звук о, вол-л-л-лк - третий звук л..."
Вы увидите, что даже тогда, когда ваш ребенок легко будет анализировать многие слова, все равно в случаях затруднений он будет прибегать к такого рода "прочитыванию" слова по схеме.
Как долго ребенок должен пользоваться схемой звукового состава слова? Когда вы увидите, что ребенок свободно проводит звуковой анализ 4 - 5-звуковых слов, уберите схему. Предложите ребенку выложить фишки перед собой прямо на столе. Но следите за тем, чтобы, выкладывая фишки на столе, дети постоянно проверяли себя, "прочитывая" слово с указкой так, как мы учили их вначале. Такое "чтение" с указкой и с интонационным выделением у детей сохраняется очень долго. Оно - основа будущего грамотного письма, основа того, что ребенок не будет пропускать при письме отдельные буквы.
Занимаясь с ребенком, помните, что он маленький, что он хочет играть, и вводите в такое серьезное дело, как обучение грамоте, как можно больше игр. Ведь одно и то же задание можно дать и в скучной, и в интересной для малыша форме!
Если вы строгим голосом, заранее недовольные возможной неудачей ребенка, потребуете: "Назови мне слова, в которых есть звук с", - пятилетнему ребенку не очень захочется заниматься таким скучным делом. А если вы предложите ему сделать то же самое, но превратите задание в игру, в соревнование ("Давай посмотрим, кто больше назовет слов со звуком с"), да если еще за каждое верно названное слово участники игры будут получать хотя бы фигурку из мозаики (чтобы потом можно было посчитать, кто же выиграл), вы увидите, с каким энтузиазмом и радостью будет играть ваш ребенок в такие речевые игры.
По мере овладения новыми знаниями и умениями вы можете все больше усложнять эти игры. Например, предложите ребенку называть слова, состоящие из трех звуков, сначала любых. Тут можно назвать и слово жук, и слово ухо. А потом - только такие трехзвуковые слова, в которых в середине гласный звук. Дальше правило еще больше усложняется: первый звук - твердый согласный, второй - гласный, третий - твердый согласный. Условия игры можно изменять без конца. Трудно? Попробуйте, и вы убедитесь, что ребенок, обученный в соответствии с предлагаемой программой, делает это не только легко, но с огромным удовольствием. И особенно радует малышей то, что очень скоро играющий с ними взрослый начинает в подобных речевых играх проигрывать!
Вот какие слова назвали пятилетние дети, когда было предложено такое задание-игра: назови слово из трех звуков, чтобы первый звук был твердый согласный, второй - гласный, а третий - мягкий согласный: мать, дочь, пыль, моль, жаль, шаль, май, дай, мой, рой, шить, боль, пой, жуй, путь, мыть, рыть, дать, роль, лань, рань, конь, корь, соль, лось, рысь, жарь, дуть, жить, руль, ноль, мазь. Согласитесь, далеко не каждый взрослый может выполнить задание с таким блеском!
Для того чтобы ребенку было легче, чтобы он мог контролировать себя, выкладывайте перед ним фишки в соответствии с игровым правилом. Скажем, в приведенной выше игре перед детьми стояли синяя, красная и зеленая фишки. Вначале ребенок, называя слово, обязательно должен проверить, соответствует ли оно заданию. Для этого он медленно произносит слово, ведя пальцем по фишкам. Очень скоро нужда в этом пропадает, ребенок все реже проверяет себя таким образом, но фишки в качестве ориентира пусть всегда перед ним стоят.
Эту игру можно провести по-иному, превратив ее в загадку: взрослый выкладывает перед ребенком фишки - синюю, красную, зеленую, синюю, красную - и говорит: "Я задумал слово, угадай какое". Сначала ребенок начинает просто называть слова в соответствии с поставленными фишками: майка, почта, тачка и т. д. Но очень скоро убеждается, что так не угадаешь. Научите ребенка, как нужно задавать вопросы, чтобы быстрее угадать.
- Это живое?
- Нет, не живое.
- Это предмет?
- Да.
- Этот предмет есть у нас дома?
- Да.
- Это мебель?
- Нет.
- Это посуда?
- Нет.
- Это одежда?
- Да.
- Это носят зимой?
- Да.
Ребенок смотрит на фишку и угадывает: пальто. Потом можно поменяться ролями, загадку загадывает ребенок. Эти игры-загадки очень скоро становятся любимыми играми детей. Правда, надо отметить, что лучше играют в них дети постарше: 5,5 - 6 лет.
Знакомить ребенка с буквами
Когда наши дети так хорошо ориентируются в звуковой стороне речи, можно начинать знакомить их с буквами.
Начнем с гласных букв, и прежде всего с буквы а. Предложите разобрать ребенку несколько слов: кран, лампа, марка. Все эти слова выложены перед ребенком на столе в виде разноцветных фишек. Попросите малыша найти в них одинаковые гласные звуки. Ребенок определяет, что это звук а. Тогда вы показываете приготовленную заранее букву а и, рассмотрев ее, просите ребенка заменить во всех словах звук а на букву а. Дальше ваш малыш при звуковом анализе слов ставит всегда букву а вместо соответствующей фишки.
Следующая буква, с которой мы предлагаем знакомить ребенка, - я. Почему такая странная последовательность? Ведь мы привыкли к тому, что ребенку показывают гласные буквы а, у, затем сразу несколько согласных и он начинает читать: мама, папа, Шура, Мура. И читает эти слоги и слова ребенок довольно легко. Но вот ему показывают букву и или я - и так хорошо усвоенный навык чтения вдруг разваливается! Ребенок не может прочесть слогов с этими буквами, он как бы заново начинает учиться читать. Почему?
Потому что, читая слоги с буквами и, я, ю, е, ё, ребенок впервые начинает читать слоги с мягкими согласными, и оказывается, что их нужно читать совсем по-другому.
Когда перед ребенком стоял слог ма, вы учили его: "Произноси м-м, потом переводи глазки на следующую букву а и говори дальше а-а. Получается "мм-аа-ма". Но вот нужно прочесть слог с буквой и. Попробуйте произносить м, а затем перейти к и. У вас получится мьи, а не ми. Оказывается, для того чтобы знать, как прочесть согласную в слоге, надо видеть, какая за ней стоит гласная, и в зависимости от этого приготовиться к чтению согласной.
Это очень сложно, если ребенок должен сам до этого додуматься. Но ведь можно с самого начала учить его так, чтобы затем не возникло никаких осложнений. Научить его чтению тогда, когда он еще не читает, а продолжает заниматься уже хорошо знакомым ему делом - звуковым анализом слов. Вы предлагаете ребенку разобрать слово Надя. Это для него уже легкое занятие, и он быстро выкладывает: Нада. Да, на конце он ставит тоже букву а, потому что обозначает ею звук а - последний звук в слове Надя. И тут вы сообщаете малышу первое в его жизни правило русского языка: после мягкого согласного звук а обозначает буквой я: "Букву а после мягкого согласного ставить нельзя, слышишь ты звук а, а букву пишешь я" - и вы показываете букву я.
Конечно, ребенок не сразу это правило усвоит, он будет иногда ошибаться, забывая, где и когда какая из букв пишется. Не сердитесь и не огорчайтесь - это действительно не так-то легко запомнить. Терпеливо давайте ребенку выкладывать слова, в которых есть буква я после согласного, повторяйте с ним каждый раз это правило, спрашивайте: "А почему ты поставил букву я? Я слышу здесь звук а". Скоро подобные ошибки исчезнут, а важнейшее правило об обозначении мягкости согласных в русском языке будет навсегда усвоено ребенком.
Точно так же познакомьте ребенка и с остальными парами: о-ё, у-ю, ы-и, э-e. Правда, обратите внимание на то, что буква и обозначает звук и, но тоже всегда пишется после мягкого согласного.
Вот теперь можно начинать читать. Теперь наш малыш хорошо знает, что буквы я, е, ё, ю - это как бы сигналы того, что предшествующую им согласную нужно прочитать мягко. Правда, до сих пор он имел дело с цветными фишками, которые сами напоминали о качестве согласного звука - твердый он или мягкий. А когда мы заменим фишку буквой...
Достаточно ли хорошо усвоил ребенок те знания, которые мы постарались ему дать?
Чтобы убедиться в том, что можно переходить к чтению, давайте снова поиграем. Достаньте наши старые белые фишки, а цветные уберите. Мы усложним игру, уберем те фишки, которые своим цветом подсказывают ребенку, с каким звуком он имеет дело. Пусть ребенок в этой игре-загадке ориентируется только на буквы.
Предложите ребенку сложить из белых фишек и гласных букв слово лук. Это, конечно, очень легко для него. А теперь, говорите вы, убери букву у, поставь вместо нее букву ю и угадай, какое получилось слово. Ребенок должен воссоздать слово, пока ему неизвестное. Ему известно все: первый звук, буква ю в середине слова и последний звук. Он должен фактически прочитать новое слово. Да, прочитать, хотя букв нет, стоят белые фишки. Но ребенок поставив вместо буквы у букву ю, должен, помня усвоенные ранее правила, произнести первый звук в новом слове мягко - ль - и получить новое слово - люк.
Мы с вами разбираем подробно механизм этого процесса, механизм чтения - ребенок же просто радостно отгадывает: люк. Ему и невдомек, что в этот самый момент он научился читать. Дайте ему несколько таких загадок: лук-люк-лак, бак-бок-бык, нос-нёс; их легко придумывать самим. Эти упражнения ценны тем, что, "отгадывая" предложенные загадки, ребенок учится ориентироваться на гласную букву, а в этом залог легкого перехода к чтению.
Как только вы убедитесь, что "загадки" отгадываются легко, покажите ребенку первую согласную букву м и предложите сложить слово мама, а потом прочитать его. Можно приготовить специальное пособие, которое очень облегчит обучение слоговому чтению.
Возьмите листок плотной бумаги, сделайте в нем две пары прорезей так, чтобы в них можно было бы протягивать полоски с написанными на них буквами. В первую пару прорезей вставьте полоску с согласными буквами - м, н, р, л. Во вторую - полоску, на которой написаны все гласные буквы в той последовательности, в какой вы знакомили с ними ребенка, т. е. попарно: а-я, о-ё, у-ю, ы-и, э-е.
Установив в "окошечке" букву м, начинайте протягивать вторую полоску так, чтобы последовательно образовались слоги ма, мя, мо, мё и т.д. Делайте все это вместе с ребенком, предложите ему читать слоги. Поскольку согласная не меняется, а гласная каждый раз появляется новая, ребенок смотрит все время на гласную (а мы помним, что при чтении необходимо ориентироваться именно на нее!). Иногда ребенок настолько увлекается этим чередованием гласных, что начинает читать так: а-ма, я-ма, о-мо и т. д. Это очень хорошо, не поправляйте его! Но если ребенок начинает называть согласную: м, а-ма, этого постарайтесь избежать, отучайте малыша от такого последовательного называния букв, оно тормозит овладение чтением.
Вот мы и научили читать ребенка. Овладев чтением слогов в "окошечках", ребенок перейдет к чтению самых простых текстов - "Азбуки", а затем и первых книжек.
В какой последовательности давать ребенку согласные буквы? Это не имеет принципиального значения. Если вы начнете с ним читать "Азбуку", знакомьте с согласными в той последовательности, какая предлагается в этой книге. Не нужно долго задерживаться на чтении с "окошками", прочтите так слоги только с четырьмя указанными согласными, иначе у ребенка надолго сохранится "рубленое" слоговое чтение.
Как видите, в наших советах по обучению малыша грамоте само обучение чтению занимает совсем немного места. Это не случайно. Если вы правильно введете своего ребенка в новый для него мир - мир языковой действительности, незаметно откроете для него законы русского языка и сделаете все это в увлекательной форме, то он начнет читать легко и безболезненно. И он полюбит этот новый, интересный мир, полюбит родной язык.
Но не забывайте, что ваш ребенок - еще ребенок, не требуйте от него больше, чем он может сделать. Очень часто родители думают, что, научившись читать, ребенок освободит их от обязанности читать ему книжки, будет читать сам. Это будет очень не скоро! На первых порах, когда ваш малыш только овладевает техникой чтения, он еще не может сам для себя читать книги - ему это неинтересно.
Но хотя он не хочет читать для себя, ему хочется почитать вам, показать вам, как он умеет читать. И вот это стремление ребенка показать свое умение нужно всячески поддерживать. Послушайте, как он читает, похвалите за успехи.
Такое доброе и благожелательное отношение взрослых будет способствовать тому, что чтение станет постепенно одним из самых любимых занятий вашего ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Развитие речи и начал грамоты"
Открытое занятие...
Конспект в подготовительной группе по развитию речи и начала грамоты по теме: «Здесь котята- акробаты, Здесь и клоуны – котята»
Конспект в подготовительной группе по развитию речи и начала грамоты по теме:«Здесь котята- акробаты,Здесь и клоуны – котята»Задачи. Развивать диалогическую речь детей. Побуждать выс...
Конспект в подготовительной группе по развитию речи и начала грамоты по теме: «Здесь котята- акробаты, Здесь и клоуны – котята»
Конспект в подготовительной группе по развитию речи и начала грамоты по теме:«Здесь котята- акробаты, Здесь и клоуны – котята»Задачи. Развивать диалогическую речь детей. Побуждать вы...
Развитие речи и начало грамоты «Охотники на мамонтов»
Развитие речи и начало грамоты«Охотники на мамонтов»Задачи. Обогащать содержание речевого общения детей. Побуждать их вступать в игровое и речевое взаимодействие друг с другом, рассуждать,...
Конспект в подготовительной группе по развитию речи и начала грамоты по теме: «Здесь котята- акробаты, здесь и клоуны – котята»
Конспект в подготовительной группе по развитию речи и начала грамоты по теме:«Здесь котята- акробаты, здесь и клоуны – котята&ra...
Конспект в подготовительной группе по развитию речи и начала грамоты по теме: «Здесь котята- акробаты, Здесь и клоуны – котята»
Задачи. Развивать диалогическую речь детей. Побуждать высказываться на темы из личного опыта. Обогащать словарь образными словами и выражениями. Развивать речевой слух, артикуляционный аппарат детей. ...