Дополнительная общеразвивающая программа "Будущий первоклассник"
рабочая программа по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему

Устинова Ирина Валентиновна

Актуальность программы.

Обучение в школе – это переломный момент в жизни ребенка. С него начинается новый этап в развитии дошкольника. Проблемой подготовки детей дошкольного возраста к обучению в школе занимались Венгер Л.A., Назаренко В.В., Слободчиков В.И., Эльконин Д.Б.и др. В этот период меняются образ жизни ребенка, условия его деятельности, взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. И очень часто причиной неуспеваемости, повышенной тревожности и школьных неврозов является неготовность ребенка к систематическому школьному труду. Для того чтобы снизить уровень трудностей адаптационного периода, необходимо грамотно организовать  образовательную деятельность  в процессе дошкольной подготовки. Так как в настоящее время изменились требования начальной школы к уровню интеллектуального развития детей дошкольного возраста, необходим поиск новых эффективных путей формирования школьной готовности, в том числе и на интеллектуальном уровне. Формирование таких качеств у дошкольника должно обеспечить равномерный переход из детства дошкольного в начальную школу и будет содействовать благополучной адаптации ребенка в первом классе, формированию у него новой ведущей деятельности и новых социальных ролей. Для решения этих проблем создана дополнительная общеразвивающая программа «Будущий первоклассник». Программа «Будущий первоклассник» является  комплексной. Она составлена и разработана  на  основе  программ и пособий Колесниковой Е.В. «От звука к букве»,  Л.Г.Петерсон, Н.П. Холиной «Раз - ступенька, два – ступенька». Практический курс математики для дошкольников». Программа содержит материал для формирования необходимых навыков, знаний, умений и познавательных интересов, которые являются основой дальнейшего развития ребенка в начальной школе и облегчения адаптации к учебно-воспитательному процессу, представляет широкие возможности для познавательного и социально-личностного развития детей дошкольного возраста. При ее разработке определены пути и методы  интеллектуальной  подготовки ребенка-дошкольника к обучению в школе в условиях внедрения ФГОС, а также учтено сочетание возрастного и индивидуального подхода к воспитанию и обучению детей, переход на личностно-ориентированную модель обучения, единство воспитания и обучения, преемственность работы ОУ и семьи.

 Настоящая программа имеет социально-педагогическую направленность

Цели и задачи программы

Цель программы: формирование начальных компетенций к учебной деятельности в соответствии с запросами и требованиями современной школы.

Задачи программы:

Обучающие задачи:

- обеспечить единые стартовые условия для детей, поступающих в школу;

- обеспечить комфортный переход ребенка в школу;

- формировать мотивацию к учебной деятельности;

- формировать интеллектуальную готовность (овладение средствами познавательной деятельности, мыслительной активности ребенка).

Воспитательные задачи:

- воспитывать чувства ответственности и самостоятельности;

- воспитывать любознательность и сообразительность;

- формирование нравственных  категорий  добра, уважения, честности, вежливости;

-  формирование навыков самоконтроля и самооценки выполненной работы.

Развивающие задачи:

- развитие памяти, способности к сознательному запоминанию;

- развитие графических навыков с целью подготовки руки ребенка к письму;

- развитие умения планировать свои действия, осуществлять их в соответствии с заданными правилами и алгоритмами, проверять результат своих действий на основе математических понятий.

- развитие мелкой моторики и зрительно-двигательной координации.

- развитие произвольности психических процессов.

- содействовать формированию волевой готовности (способности выполнять правила и требования школы,  умению управлять своим поведением);

- формирование первоначальных навыков учебной деятельности (умение слушать и понимать учителя, удерживать в памяти его задания и т. д.)

Адресат  и объем  программы

Программа ориентирована на детей в возрасте 6-7 лет. Данная программа рассчитана на 1 учебный год. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 30 минут - 72 часа в  год  (по 36 часов  по  каждому  блоку).

 

 

Формы организации образовательного процесса

Приоритет отдается индивидуальным занятиям с возможным объединением детей в микро-группы с учётом динамики продвижения в коррекционно-развивающих занятиях.

В программу «Будущий первоклассник» входит два блока:

Блок №1: «Математические ступеньки»

Блок№2: «Букварёнок»

Ожидаемые результаты

Блок №1«Математические ступеньки»

К концу учебного года ребенок УЗНАЕТ:

числа в пределах 10;

квадрат, круг, треугольник, прямоугольник и др. и будет находить в окружающей обстановке предметы, сходные по форме;

-     части суток, последовательность дней в неделе;

НАУЧИТСЯ:

-    выделять и выражать в речи признаки сходства и различия отдельных предметов и совокупностей.

объединять группы предметов, выделять часть, устанавливать взаимосвязь между частью и целым.

уметь планировать свои действия.

уметь анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать.

находить части целого и целое по известным частям.

сравнивать группы предметов по количеству с помощью составления пар, уравнивать их двумя способами.

считать в пределах 10 в прямом и обратном порядке, правильно пользоваться порядковыми и количественными числительными.

сравнивать, опираясь на наглядность, рядом стоящие числа в пределах 10.

называть для каждого числа в пределах 10 предыдущее и последующее числа.

определять состав чисел первого десятка на основе предметных действий.

соотносить цифру с количеством предметов.

выражать словами местонахождение предмета, ориентироваться на листе клетчатой

бумаги (вверху, внизу, справа, слева, посередине).

- решать простые арифметические задачи.

Будет сформировано: первоначальный  интерес  к  познанию;

Будет развито:  внимание,  память,  речь, мыслительные  операции.

Будут  иметь представление о натуральном ряде чисел первого десятка, их составе; пространственные представления (слева, справа, вверху, внизу, перед, за, между и др.);

Блок №2«Букварёнок»

К концу  освоения  программы ребенок УЗНАЕТ:

-  гласные, согласные, твердые и мягкие согласные, звонкие и глухие согласные звуки;

термины  «звук», «буква», «слог», «слово», «предложение».

НАУЧИТСЯ:

-   делить слова на слоги;

-    определять место звука в слове в начале, в середине и в конце;

-    соотносить звук и букву;

-    пользоваться графическимобозначением звуков (гласные – красный квадрат,

твердые согласные - синий квадрат, мягкие согласные - зеленый квадрат);

-    составлять простые предложения;

-    проводить звуковой анализ слов;

-    читать слова, слоги, предложения по слогам.

Будет сформировано: первоначальный  интерес  к  чтению, навык  звукобуквенного  анализа.

Будет развито:  внимание,  память,  речь.

Будут  иметь представление о классификации  звуков  русской  речи.

Скачать:

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) кружка "Юный художник"

Программа кружка по рисованию "Юный художник". Программа рассчитана на 4 года обучения....

Дополнительная общеобразовательная - Дополнительная общеразвивающая программа "Школа будущего первоклассника"

Одной из приоритетных задач модернизации российского образования является повышение доступности дошкольного образования. Для выполнения этого, Министерством образования и науки РФ, рекомендовано введе...

Дополнительная общеобразовательная программа - дополнительная общеразвивающая программа по изобразительной деятельности "Цветная палитра"

Программа "Цветная палитра" разработана на основе программы И. А. Лыковой "Изобразительное творчество в детском саду" и направлена на целостное развитие творческих способностей детей дошкольного возра...

Дополнительная общеобразовательная программа - Дополнительная общеразвивающая программа «Школа будущего первоклассника».

Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная общеразвивающая программа «Школа будущего первоклассника» представляет собой комплекс основных характеристик дополнитель...

Дополнительная общеразвивающая программа для детей старшего возраста (5-7 лет) социально-педагогической направленности «Школа будущего первоклассника»

Отличительные особенности данной программыот уже существующих заключаются в том, что она дополняет и расширяет знания при помощи игровых приёмов на занятиях по обучению грамоте, параллельно готовя и р...