Рабочая программа АБВГДей-ка
рабочая программа по обучению грамоте (старшая группа) на тему
Дошкольный курс развития речи и подготовки к обучению грамоте призван обеспечить качественную подготовку детей к обучению в начальной школе. Особенностью программы данной кружковой работы является использование элементов логопедической методики для детей дошкольного возраста, цель которой – предупреждение ошибок в чтении и письме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_abvgdey-ka_kovtun_o.g._1_gr.docx | 71.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Содержание рабочей программы
|
Пояснительная записка……………………………………………………..……3 |
Цели и задачи…………………………………………………………………….4 |
Принципы и подходы……………………………………………………………..4 Формы организации педагогического процесса……………………………..…5 Методы …………………………………………………………………………...5 |
Возраст детей, участвующих в реализации программы……………………......6 |
Планируемые результаты……………………………………………………...…6 |
|
Содержание программы…………………………………………………………..7 Календарно-тематическое планирование………………………………….……9 |
Диагностика ………………………………………………………………….….38 Работа с родителями……………………………………………………………..39 |
|
Оформление предметно-пространственной среды…………………………....40 |
Расписание ……………………………………………………………………....41 Литература...……………………………………………………………………..42 |
Приложение ……………………………………………………………………..43 |
Пояснительная записка
Актуальность
Хорошо известно, насколько сложна и объёмна программа по русскому языку в начальных классах и как трудно ребёнку, не овладевшему навыками звуко-слогового анализа и синтеза слов, осваивать её курс.
Дошкольный курс развития речи и подготовки к обучению грамоте призван обеспечить качественную подготовку детей к обучению в начальной школе. Особенностью программы данной кружковой работы является использование элементов логопедической методики для детей дошкольного возраста, цель которой – предупреждение ошибок в чтении и письме.
Система занятий включает в себя работу по четырём основным направлениям:
- Организуя работу со звуком, важно научить правильно произносить гласные и согласные звуки; развивать фонематический слух путем различия на слух звуков в словах; совершенствовать дикцию, отчетливое произношение слов и словосочетаний; учить определять место звука в слове (начало слова, середина, конец); работать над интонацией и выразительностью речи. Важно помнить: звук первичен, а буква – вторична!
- При работе со слогом обращаем внимание, что следует читать слоги плавно, не отделяя звуки друг от друга, протягивая первый звук, переходя на следующий, чтение прямых и обратных слогов, открытых и закрытых. Умение делить слова на слоги, находить ударный слог. На этапе запоминания слогов ребёнок должен осмыслить, понять, а не заучить слоговые слияния. Так называемые «слоговые песенки распределены в определённой последовательности, в порядке, который предусматривает усвоение слогов путём их «пения» (про маму: МА, МО, МУ и т. д, про папу: ПА, ПУ, ПЫ ит. д., что вызывает огромный интересу детей, развивает артикуляцию, дикцию, формирует правильное произношение.
- Проводя игры со словом, уточняем, обогащаем и активизируем словарь детей; учим правильно употреблять слова - названия предметов, признаков, действий и объяснять их значения; объединять и различать по существенным признакам предметы, правильно употреблять видовые и родовые слова-названия; учим определять и называть местоположение предметов (слева, справа, между, около, рядом, время суток (утро, день, вечер, ночь, сутки). Продолжительность этапа усвоения слогов у детей различна, так как каждый ребёнок индивидуален в своём развитии. Выходом в слово дети овладевают в разное время: кто раньше, кто позже. Работа по формированию навыка чтения носит индивидуально-дифференцированный характер.
- Работая над предложением и устной речью, обучаем детей правильному согласованию слов в предложении, пересказыванию небольших сказок и рассказов по содержанию картины или о предмете. В процессе обучения происходит совершенствование диалогической речи детей; формирование умений детей задавать вопросы и отвечать на них; заучивание наизусть стихотворений, потешек, песенок, считалок и воспроизведение их с соблюдением интонации, диктуемой содержанием. Как и на предыдущем этапе, выход в предложение для каждого ребёнка индивидуален: ребята, раньше усвоившие слово как единицу речи, успешнее выходят в предложение, затем в чтение текстов: отрывки произведений, небольшие сказки, стихотворения.
Одной из сложнейших задач методики обучению чтению является расстановка звуков, букв и порядок их изучения. В размещении букв учитывается участие звуков и букв в составлении слова, простота и сложность произношения звука и его графическая форма, базовая роль одного звука для изучения другого звука, обеспечение связного чтения.
В первую очередь по составленной системе занятий изучаем гласные звуки, для начала при которых согласный звук остаётся твёрдым, затем – гласные, согласный звук при которых становится мягким. Что даёт возможность потом определять мягкость и твёрдость согласных звуков. Далее целесообразно после гласных звуков, начать изучение сонорных звуков: «л», «м», «н», «р». Последовательное изучение этих согласных, один за другим, что положительно влияет на улучшение скорости и качества чтения. Затем включаем в изучение парные согласные одновременно, чтобы на практике слышать и сравнивать – звонкий или глухой. После всего этого оставшиеся согласные звуки и буквы в зависимости от степени легкости и сложности изучаются последовательно.
Порядок изучения звуков, букв и слов, которые можно построить из этих букв, не дают возможности с первых дней в период изучения «Азбуки» приводить образцы прозы и поэзии. Поэтому до определенного периода останавливаемся на отдельно взятых словах и предложениях. Но, как только начинается переход к составлению слов и предложений, то далее надо стремиться насытить их богатым содержанием, пользуясь при этом детской художественной литературой и фольклором. По окончании курса обучения грамоте дети выходят читающие и с ярко выраженным интересом к чтению.
Занятия по программе организуются один раз в неделю в течение учебного года. Длительность занятия до 25-30 минут. Форма организации – подгрупповое занятие. Количество участников – 15-20 детей. Срок реализации программы – 2 года.
Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Развитие речи и подготовка к обучению грамоте » (авторы Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, Т.Р. Кислова)
Цель программы: развитие устной речи детей, подготовка к курсу обучения грамоте в начальной школе.
Задачи:
- развитие у детей фонематического слуха и фонематического восприятия;
- развитие умений звукового и слогового анализа, сопоставления звуков по их артикуляторным и акустическим признакам;
- знакомить детей с понятиями: звук, буква, слог, слово, согласные и гласные звуки, твёрдые и мягкие согласные, звонкие и глухие, шипящие и свистящие;
- формирование умений и навыков, необходимых для успешного обучения чтению и письму в начальной школе.
Принципы:
- Принцип деятельности. Новый материал не дается детям в готовом виде, а постигается ими путем самостоятельного анализа, сравнения, выявления существенных признаков.
- Принцип минимакса. Это такая организация работы с детьми, когда знания даются по возможному максимуму (в зоне их ближайшего развития), а требования к усвоению знаний предъявляются по минимуму, необходимому для прохождения следующего этапа обучения и определенному государственным стандартом.
- Принцип комфортности. В дошкольном возрасте эмоции играют достаточно важную роль в развитии личности. Поэтому первостепенное значение имеет дифференцированный подход, создание для каждого ребенка ситуации успеха, атмосферы доброжелательности, где все дети независимо от их способностей «чувствуют себя дома» данный принцип – необходимая составляющая работы с детьми, так как невыполнение этого требования отрицательно влияет на их здоровье и психическое развитие.
- Принцип непрерывности. Курс развития речи и подготовки к обучению грамоте является начальным звеном непрерывного курса русского языка, чтения и литературы
- Здоровьесберегающий принцип. Количество и время проведения занятий соответствует возрасту детей.
Подходы:
1. Дифференцированный подход - учитывать индивидуальные способности ребенка в процессе обучения
2. Системно - деятельностный подход - помогает детям самим открывать новые знания, выстраивать их в систему, применять на практике; формирует умение рефлексировать.
Методы:
- Систематический: буквослагательный и слоговой методы – синтетические, потому что учили читать от части к целому, от букв и слогов с лову
- Наглядный метод
- Практический метод
Возрастные и индивидуальные особенности детей:
Программа рассчитана на детей 5-7 лет (старшей - подготовительной группы).
Старшая группа:
- Овладение звуковым анализом слов, построение модели пятизвукового состава слова.
- Овладение умением различать гласные и согласные, мягкие и твёрдые звуки.
- Овладение умением вычленять словесное ударение.
- Способность называть слова на заданный звук.
- Точное обведение предмета по нанесённому контуру.
- Штриховка предмета внутри его контура.
- Дорисовывание фигуры.
Подготовительная к школе группа:
- Овладение умением анализировать предложение и графически записывать его.
- Овладение составлением предложений из букв.
- Овладение умением сравнивать слово по звуковым конструкциям и подобрать слова к заданной модели.
- Овладение чтением.
- Составление букв из элементов.
- Правильное расположение буквы в пространстве.
- Правильное взаиморасположение элементов буквы.
Планируемые результаты:
- хорошо владеть понятиями: «слово», «звук», «слог», «буква»;
- дифференцировать понятия «звук» и «буква»;
- различать гласные и согласные звуки;
- осуществлять звуковой и слоговой анализ слов;
- выявлять различие в звуковом (слоговом) составе двух слов;
знать буквы.
Действия ребенка на каждом этапе
На каждом этапе отрабатывается определенное действие самого ребенка:
- На первом этапе - последовательное интонационно подчеркнутое произнесение фонем, составляющих целое слово;
- На третьем этапе - преобразование буквенной модели слова в другую
буквенную модель.
Каждое действие отрабатывается так, что из развернутого оно постепенно превращается в сокращенное умственное действие.
Работа по обучению детей грамоте ведется в двух направлениях:
- действительно подготовка первоначальных основ грамоты;
- пропедевтика руки ребенка к письму.
№ занятия | Месяц | Темы | Задачи |
I год обучения — старшая группа | |||
1 | Сентябрь | Введение понятия «слово». Знакомство с линейностью и протяженностью слов. Знакомство с тетрадью в клетку | Формирование представления о словесном составе речи; знакомство с термином «слово». Формирование знания о том, что слов много; знакомство с линейностью и протяженностью слов. Знакомство с тетрадью в клеточку (обложка, страницы, разлиновка, правая, левая стороны страницы, середина, верх, низ) |
2 | Слова — выражение наших мыслей. Составление из слов предложений. Введение понятия «предложение» | Подведение к пониманию того, что мысли выражаются словами, слова в речи связаны в предложения; дать пример предложений из одного, двух, трех слов. Воспитание речевого внимания, фонематическою слуха. Поощрение речевой активности в словесных играх. Упражнение в ориентировке на листе бумаги | |
3 | Октябрь | Признаки осени. Составление предложений и деление их на части. Правила штриховки | Пробуждение интереса к окружающему' миру. Расширение запаса слов, обозначающих названия предметов, явлений, действий, признаков по теме «Осень»; проведение работы над антонимами. Формирование умения правильно согласовывать имена существительные с именами прилагательными, образовывать однокоренные слова, использовать в речи предложения. Упражнение в составлении предложений и делении их на части (слова). Знакомство с графическим изображением предложения на доске. Формирование умения правильно штриховать геометрические фигуры (квадраты, прямоугольники) |
4 | Составление рассказа из небольших предложений. Штриховка геометрических фигур | Развитие умения образовывать имена существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Упражнение в выделении предложений из текста и составлении рассказа из небольших предложений. Воспитание культуры речевого общения. Упражнение в штриховке геометрических фигур (круг, квадрат). Формирование быстрой реакции на слово | |
5 | Составление предложений по «живой модели». Многозначность слов | Закрепление знаний о предложении, упражнение в умении находить короткие предложения в знакомом тексте. Формирование умения составлять предложения по «живой модели». Формирование представления о многозначности слов. Воспитание речевого внимания. Развитие творческого воображения | |
6 | Деление слов на слоги. Составление рассказа с использованием опорных слов | Формирование умения делить на слоги двусложные слова, называть слова с заданным количеством слогов. Закрепление умения отгадывать загадки и давать аргументированный ответ-отгадку. Упражнение в придумывании рассказа на определенную тему с использованием опорных слов и графической схемы предложений. Развитие глазомера, мелкой моторики | |
7 | Ноябрь | Введение термина «слоги». Знакомство с односложными словами | Формирование умения слышать, четко и ясно произносить чистоговорку. Формирование умения осознавать и подбирать рифму (текст по рифме должен быть согласован со слогами). Упражнение в делении слов на части, знакомство с термином «слоги», с односложными словами. Развитие глазомера и мелкой моторики |
8 | Деление слов на слоги и составление слов из слогов | Упражнение в делении слова на слоги. Закрепление умения в составлении слов из слогов. Развитие мелкой моторики | |
9 | Ознакомление со звучащим словом. Введение термина «звук» | Упражнение в повторении слогов и досказывании текста. Закрепление умения подбирать к имени существительному имя прилагательное. Акцентирование внимания на звуковой стороне слова, введение термина «звук» в активный словарь. Закрепление правил штриховки | |
10 | Определение количества слогов в словах. Нахождение в словах стихотворного текста и выделение голосом определенного звука | Упражнение в определении количества слогов в словах. Закрепление знания о предложении (количество и порядок слов). Формирование умения находить звук, чаще всего встречающийся в стихотворении, произносить слова, выделяя голосом нужный звук. Воспитание речевого внимания и фонематического слуха. Развитие мелкой моторики | |
11 | Декабрь | Нахождение местоположения звука в слове. Составление узора из вертикальных и горизонтальных линий | Формирование умения слышать, четко и ясно произносить, осознавать рифму. Закрепление в процессе игры знания о предложении. Упражнение в нахождении звука, чаще всего встречающегося в стихотворении, в произнесении слов с выделением голосом нужного звука. Нахождение местоположения звука в слове (в начале, в середине, в конце). Упражнение в рисовании узора, состоящего из вертикальных и горизонтальных линий |
12 | Деление слов на слот. Составление предложений из словосочетаний. Выделение голосом определенного звука в слове | Упражнение в делении слов на слоги. Закрепление в словаре детей названий цветов. Формирование умения составлять предложения по словосочетаниям. Закрепление умений находить звук, чаще всего встречающийся в стихотворении; произносить слова с выделением нужного звука и находить местоположение звука в слове. Воспитание речевого внимания и фонематического слуха. Упражнение в рисовании узоров, состоящих из прямых, наклонных и волнистых линий, штриховка | |
13 | Деление на слоги двух-, трехсложных слов. Определение местоположения звука в словах. Выделение из текста предложений | Формирование умения правильно употреблять термин «слово» при речевом общении со взрослыми и сверстниками. Обогащение словаря. Закрепление умения делить на слоги двух-, трехсложные слова, отчетливо произносить каждую часть слова. Упражнение в определении первого и последнего звука в словах. Формирование умения выделять на слух отдельные предложения в тексте, слышать паузу. Развитие мелкой моторики | |
14 | Определение заданного звука в любой части слова. Составление предложений по заданию | Обогащение словарного запаса. Закрепление умения делить слова на слоги, правильно определяя последовательное звучание каждой части слова. Формирование умения слышать и выделять определенные звуки в словах. Закрепление умения самостоятельно находить слова с заданными звуками, находящимися в любой части слова. Формирование умения составлять предложения, каждое слово в которых начинается с определенного звука. Развитие мелкой моторики, координации речи с движениями | |
15 | Январь | Знакомство со схемой звукового состава слова. Звуковой анализ слова «ау» | Знакомство со схемой звукового состава слова. Формирование умения произносить слова медленно, интонационно выделяя звук, который отмечается на схеме. Формирование умения произносить слово в соответствии с движением указки по схеме. Формирование умения составлять предложения, каждое слово в которых начинается с определенного звука. Развитие мелкой моторики, координации речи с движениями |
16 | Звуковой анализ слова «мак» | Формирование умения составлять по картинкам предложения, связывая их по смыслу в рассказ. Развитие творческого воображения, фантазии. Знакомство со звуковым составом слова «мак». Формирование умения произносить слова медленно, интонационно выделяя звук, который отмечается на схеме. Упражнение в «прочитывании» слова в соответствии с движением указки по схеме. Закрепление умения ориентироваться на листе бумаги. Развитие микромоторики | |
17 | Февраль | Звуковой анализ слова «дом». Сравнение слов по- звуковому составу. Составление предложений по заданию | Закрепление умения произносить слово в соответствии с движением указки по схеме звукового состава слова. Формирование умения проводить последовательный звуковой анализ слова «дом». Упражнение в сравнении слов по звуковому составу, опираясь на схему. Закрепление представления о предложении. Развитие мелкой моторики |
18 | Звуковой анализ слова «дым». Составление предложений с соединительным союзом «и» | Закрепление умения произносить слово в соответствии с движением указки по схеме звукового состава слова. Формирование умения производить звуковой анализ слова. Формирование умения находить в словах одинаковые звуки. Упражнение в нахождении слов с определенным звуком в заданном месте Развитие тонкой моторики, координации речи с движением; работа над темпом и ритмом речи. Формирование умения составлять предложения из 3-х слов с соединительным союзом «и» | |
19 | Звуковой анализ слова «сыр». Введение понятия «гласный звук» | Формирование умения производить звуковой анализ слова. Формирование умения сравнивать по звуковому составу слова. Знакомство с понятием «гласный звук». Закрепление умения составлять предложения из 3-х слов с соединительным союзом «и» | |
20 | Беседа о зиме. Звуковой анализ слова «шар». Составление предложений из двух, трех, четырех слов | Формирование умения слушать и слышать; давать обоснованные ответы на вопросы педагога. Развитие представления о зиме. Развитие фонематического слуха. Закрепление умения произносить слово в соответствии с движением указки по схеме звукового состава слова. Формирование умения самостоятельно производить звуковой анализ слова. Продолжение обучению находить в словах одинаковые звуки, называть слова с определенным звуком в заданном месте. Упражнение в составлении предложений из двух, трех, четырех слов | |
21 | Март | Звуковой анализ слов «жук» и «лук». Словоизменение | Закрепление умения выделять звук в слове интонационно. Расширение представления о родном языке в игровых упражнениях на словоизменение. Закрепление умения производить звуковой анализ слов. Формирование умения находить сходство и различие слов по их звуковому составу. Закрепление умения составлять предложения из двух, трех, четырех слов. Упражнение в штриховке предметов (в разном направлении) |
22 | Подбор определений к существительным. Пересказ текста по графической схеме. Составление графической схемы предложений с предлогами | Упражнение в подборе определений к существительным. Формирование умения пересказывать небольшой текст, опираясь на его графическую схему. Упражнение в составлении графической схемы предложений с предлогами. Воспитание внимания, чуткого отношения к слову, развитие чувства юмора | |
23 | Развитие пространственной ориентировки. Введение понятия «согласный звук» | Упражнение в подборе глаголов, соответствующих зимним янлениям. Продолжение формирования умения «записывать» предложение графически. Упражнение в определении пространственных взаимоотношений относительно себя и относительно человека, стоящего напротив. Создание положительного эмоционального настроя, развитие воображения | |
24 | Звуковой анализ слов «нос» и «рот». Закрепление понятия «согласный звук» | Упражнение в подборе однокоренных слов. Закрепление умения производить звуковой анализ слов. Закрепление понятия «согласный звук». Развитие мелкой моторики | |
25 | Апрель | Введение понятия «мягкий согласный звук». Звуковой анализ слов «кот» и «кит» | Совершенствование речевой активности, способствование развитию наблюдательности и умения познавать многоплановую сущность окружающей действительности. Закрепление умения производить звуковой анализ слов; обратить внимание на мягкость звука [к] в слове «кит», добиваться правильного произношения этого звука. Формирование умения сравнивать слова по звуковому составу. Формирование правильного захвата орудия письма |
26 | Закрепление понятия «мягкий согласный звук». Деление на слоги двух- и трехсложных слов | Упражнение в подборе имени существительного к исходному слову — имени прилагательному, ориентируясь на окончание последнего. Развитие фонематического слуха, формирование умения на слух различать мягкие и твердые звуки в целых словах, произносить эти звуки изолированно. Формирование умения делить на слоги двух- или трехсложные слова, отчетливо произносить каждую часть слова. Продолжать формирование правильного захвата орудия письма; развитие мелкой моторики рук, творчества, фантазии | |
27 | Звуковой анализ слова «осы» | Активизация словаря детей по теме «Человек и его тело», закрепение названия цветов. Знакомство со звуковой схемой слова. Формирование умения произносить слова медленно, интонационно выделяя звук, который отмечается на схеме, произносить слова в соответствии с движением указки по схеме. Упражнение в делении слов на слоги. Развитие умения удерживать штамп за ручку в положении захвата тремя пальцами (продолжение формирования щепоти) | |
28 | Звуковой анализ слова «роза». Знакомство со слогообразующей ролью гласных звуков | Активизация речевой деятельности. Формирование умения производить звуковой анализ слова, состоящего из четырех звуков. Знакомство со слогообразующей ролью гласных звуков. Формирование умения понимать учебную задачу и выполнять ее | |
29 | Май | «Весенние деньки». Звуковой анализ слова «луна» | Формирование умения отгадывать загадки (обратить внимание на меткость и лаконичность языка загадки). Упражнение в подборе определений к именам существительным. Продолжение обучения звуковому анализу слов, состоящих из четырех звуков. Упражнение в подборе и назывании слов с 1 определенным звуком. Закрепление умения делить на слоги двух-, трехсложные слова, отчетливо произносить каждую часть слова. Развитие мелкой моторики |
30 | Звуковой анализ слова «лиса». Сравнительный анализ звуковой схемы слов «луна» и «лиса» | Расширение запаса слов, обозначающих названия предметов, действий, признаков. Формирование умения узнавать объект по описанию, активизировать словарь. Упражнение в проведении звукового анализа слова. Формирование умения сравнивать слова по звуковому составу. Развитие мелкой моторики | |
31 | Звуковой анализ слова «муха». Поисковая деятельность в области грамматики | Упражнение в подборе глаголов, соответствующих весенним явлениям природы. Формирование умения составлять предложения с заданными словами. Упражнение в проведении звукового анализа слова. Активизация поисковой деятельности в области грамматики, воспитание языкового чутья, развитие внимания к слову и его значению. Развитие мелкой моторики | |
32 | Звуковой анализ слова «сани». Поисковая деятельность в области грамматики | Упражнение в подборе имен прилагательных, соответствующих весенним явлениям природы. Формирование умения составлять предложения с заданными словами. Упражнение в проведении звукового анализа слова. Активизация поисковой деятельности в области грамматики, воспитание языкового чутья. Развитие мелкой моторики | |
II год обучения — подготовительная к школе группа | |||
1 | Сентябрь | «Азбука — к мудрости ступенька». Звук и буква «А» | Воспитание внимательного отношения к словам. Формирование умения искать и самостоятельно находить ответы на предложенные проблемные вопросы. Обогащение словаря пословицами и поговорками, упражнение в поиске «зерен смысла» в малых текстах народной мудрости. Знакомство с буквами русского алфавита. Развитие мелкой моторики |
2 | «Аз да буки — вот и все науки». Звук и буква «0» | Расширение кругозора путем «погружения» в историю возникновения письменности. Продолжение обогащения словаря пословицами и поговорками, упражнение в поиске «зерен смысла» в малых текстах народной мудрости. Развитие фонематического слуха. Знакомство с буквой «0». Развитие мелкой моторики и ориентировки на листе бумаги | |
3 | «Ученье — путь к уменью». Звук и буква «У» | Активизация словаря. Формирование умения рассуждать, четко выражая свои мысли. Развитие артикуляции и фонематического слуха. Знакомство с буквой «У». Развитие мелкой моторики и ориентировки на листе бумаги | |
4 | Октябрь | Звук и буква «И». Звуковой анализ слова «игла» | Расширение представления детей о профессиях. Формирование умения рассуждать, четко выражая свои мысли. Развитие артикуляции и фонематического слуха. Знакомство с буквой «И». Развитие мелкой моторики. Упражнение в проведении звукового анализа слова |
5 | Звук и буква «Э». Звуковой анализ слова «лист» | Продолжение расширения представления о профессиях. Формирование умения рассуждать, четко выражая свои мысли. Развитие артикуляции и фонематического слуха. Знакомство с буквой «Э». Развитие мелкой моторики. Упражнение в проведении звукового анализа слова | |
6 | Звук и буква «Ы». Беседа по содержанию сказки «Крыса Дылда и Пых-Пых» | Развитие артикуляции и правильного фонационного дыхания. Активизация словаря. Формирование умения рассуждать, четко выражая свои мысли. Знакомство с буквой «Ы». Развитие мелкой моторики, глазомера, творческого воображения, памяти | |
7 | Слог. Слогообразующая роль гласных. Звуковой анализ слова «камыш» | Формирование умения понимать переносное значение слов и выражений, которые в зависимости от словосочетаний меняют значение. Формирование умения рассуждать, четко выражая свои мысли. Знакомство со слогообразующей ролью гласных, закрепление представления о слоге. Развитие мелкой моторики и ориентировки на листе бумаги | |
8 | Ноябрь | Согласный звук [м]—[м'], буква «М». Звуковой анализ слова «малыш» | Формирование умения понимать переносное значение слов и выражений, которые в зависимости от словосочетаний меняют значение. Формирование умения рассуждать, четко выражая свои мысли. Знакомство с буквой «М». Упражнение в проведении звукового анализа слова. Развитие мелкой моторики |
9 | Согласный звук [н]—[н'], буква «Н». Звуковой анализ слова «насос» | Формирование умения понимать переносное значение слов и выражений, которые в зависимости от словосочетаний меняют значение. Формирование умения подбирать слова, противоположные по смыслу. Развитие фонематического восприятия через нахождение слов со звуками [н]—[н']. Знакомство с буквой «Н». Упражнение в проведении звукового анализа слова. Развитие мелкой моторики | |
10 | Согласный звук [р]—-[р'1, буква «Р». Введение понятия «ударение» | Формирование умения подбирать слова, близкие по смыслу, используя разные степени имен прилагательных; образовывать новые слова (имена прилагательные) с помощью суффиксов -еньк (-оньк); -оват (-еват); -ущ (-ющ); -енн (-ейш). Формирование умения рассуждать, четко выражая свои мысли. Знакомство с буквой «Р». Знакомство с ударением; формирование умения разбивать слова на слоги, выделять ударный слог. Развитие мелкой моторики и ориентировки на листе бумаги | |
11 | Согласный звук [с]—[с'], буква «С». Ударение | Формирование умения точно называть предмет, его качества и 1 действия. Формирование умения рассуждать, четко выражая свои мысли. Знакомство с буквой «С». Продолжение знакомства с ударением; формирование умения разбивать слова на слоги, выделять ударный слог. Развитие мелкой моторики и ориентировки на листе бумаги | |
12 | Декабрь | Согласный звук [л]—[л'], буква «Л». Предложение. Звуковой анализ слова «лампа» | Формирование умения точно обозначать ситуацию, подбирать синонимы и антонимы. Продолжение знакомства с предложением; формирование умения графически «записывать» предложения в тетради, ориентироваться на листе бумаги. Развитие фонематического слуха. Закрепление соотношения «звук-буква». Знакомство с буквой «Л». Развитие мелкой моторики и ориентировки на листе бумаги |
13 | Согласный звук [х]—[х'], буква «X». Предложение. Звуковой анализ слова «сахар» | Формирование умения находить слова, точно оценивающие ситуацию. Формирование умения рассуждать, четко выражая свои мысли. Закрепление умения графически «записывать» предложения в тетради, ориентироваться на листе бумаги. Знакомство с буквой «X». Знакомство с ударением; формирование умения разбивать слова на слоги, выделять ударный слог; обозначать знак ударения на схеме. Развитие мелкой моторики | |
14 | Согласный звук [ш], буква «Ш». Работа со штампами | Упражнение в образовании множественного числа и правильном употреблении слов в родительном падеже. Формирование умения подбирать к словам определения и слова, обозначающие действие; определять количество слогов и выделять ударный слог, подбирать слова, сходные по звучанию. Знакомство с буквой «Ш». Формирование правильного распределения мышечной нагрузки руки | |
15 | Многозначные слова. Согласный звук [к]-—[к'], буква «К». Введение понятия «глухой согласный звук» | Формирование представления о разных значениях многозначного слова. Формирование умения подбирать признаки и действия к заданным словам. Формирование умения определять количество слогов в словах, сходных по звучанию. Знакомство с понятием «глухой согласный звук». Знакомство с буквой «К». Развитие мелкой моторики и ориентировки на листе бумаги | |
16 | Январь | Составление предложений с заданными словами. Согласный звук [п]—[n'j, буква «П». Закрепление понятия «глухой согласный звук» | Формирование умения различать предметы, которые называются одним словом, закреплять представление о многозначном слове. Формирование умения составлять предложения с заданными словами. Развитие фонематического слуха, закрепление понятия «глухой согласный звук». Знакомство с буквой «П». Развитие мелкой моторики и ориентировки на листе бумаги |
17 | Звуковой анализ слова «кошка». Согласный звук [т]—[т/], буква «Т». Закрепление понятия «глухой согласный звук» | Формирование умения сопоставлять название животного и его движения. Формирование умения подбирать признаки и действия к заданным словам. Закрепление умения определять количество слогов и выделять ударный слог. Уточнение артикуляции звуков [т] и [т'], упражнение в их дифференциации. Знакомство с буквой «Т». Формирование правильного захвата орудия письма (щепоть). Развитие мелкой моторики и ориентировки на листе бумаги | |
18 | Согласный звук [з]—[з'], буква «3». Введение понятия «звонкий согласный звук» | Формирование умения сопоставлять предметы и находить слова, противоположные по смыслу. Знакомство с разными значениями слова «идти». Формирование умения находить слова с противоположным значением; заканчивать простые и сложные предложения. Формирование умения подбирать признаки и действия к заданным словам. Знакомство с понятием «звонкий согласный звук». Формирование умения определять количество слогов в словах, сходных по звучанию, и выделять ударный слог. Знакомство с буквой «3». Развитие мелкой моторики и ориентировки на листе бумаги | |
19 | Февраль | Согласный звук [в]—[в'], буква «В». Закрепление понятия «звонкий согласный звук». Звуковой анализ слова «волки» | Формирование умения подбирать слова, противоположные по смыслу, и определения к заданным словам. Расширение представления о разных значениях многозначного слова (глагола). Уточнение артикуляции звуков [в] и [в']. Формирование умения определять количество слогов в словах, сходных по звучанию. Знакомство с буквой «В». Развитие мелкой моторики и ориентировки на листе бумаги. Формирование правильного захвата орудия письма |
20 | «Летит пулей» — что бы это значило? Согласный звук [ж], буква «Ж». Схемы предложений | Знакомство с разными значениями многозначных глаголов и имен существительных. Знакомство с многозначным глаголом «лететь»; формирование умения правильно употреблять в устной речи устойчивые словосочетания (фразеологизмы). Развитие фонематического слуха. Закрепление умения определять количество слов в предложении, составлять схему предложения. Знакомство с буквой «Ж». Развитие мелкой моторики и ориентировки на листе бумаги | |
21 | Согласный звук [б]—[б'], буква «Б». Многозначные слова. Звуковой анализ слова «батон» | Знакомство с новыми многозначными словами; формирование умения подбирать слова, сходные по звучанию. Расширение представления о многозначных глаголах; формирование умения правильно употреблять в речи фразеологизмы. Продолжение работы по звуковому анализу слова. Формирование умения выделять ударный слог и обозначать его на схеме. Знакомство с буквой «Б». Развитие мелкой моторики и ориентировки на листе бумага | |
22 | Согласный звук [г]—[г'], буква «Г». Звуковой анализ слова «голуби» | Формирование умения различать смысловые оттенки имен существительных с ласкательно-уменьшительным значением, глаголов, образованных аффиксальным способом, и прилагательных, образованных суффиксальным способом. Продолжение работы по звуковому анализу слова. Формирование умения выделять ударный слог и обозначать его на схеме. Знакомство с буквой «Г». Развитие мелкой моторики и ориентировки на листе бумаги | |
23 | Март | Согласный звук [д]—[д'1, буква «Д». Многозначные слова. Звуковой анализ слова «дымок» | Формирование умения объяснять оттенки значений глаголов и имен прилагательных, близких по смыслу, понимать переносное значение слов. Обогащение словарного запаса. Продолжение работы по составлению схем коротких предложений. Знакомство с буквой «Д». Развитие мелкой моторики и ориентировки на листе бумаги |
24 | Согласный звук [ц], буква «Ц». Звуковой анализ слова «курица». Смысловая законченность предложения | Формирование умения различать правильное и возможное сочетание слов по смыслу. Формирование умения образовывать слова с разными смысловыми оттенками. Продолжение работы по звуковому анализу слова. Формирование умения выделять ударный слог и обозначать его на модели. Акцентирование внимания на смысловую законченность предложения Знакомство с буквой «Ц»; развитие умения узнавать графический образ буквы. Развитие мелкой моторики и ориентировки на листе бумаги | |
25 | Согласный звук [ч], буква «Ч». Звуковой анализ слова «часики». Чистоговорки | Формирование умения использовать в предложении приставочный глагол противоположного значения. Расширение представления о многозначных глаголах, формирование умения правильно употреблять в речи фразеологизмы. Продолжение работы по звуковому анализу слова. Формирование умения выделять ударный слог и обозначать его на схеме. Обращение внимания на смысловую законченность предложения. Отработка четкой артикуляции. Знакомство с буквой «Ч». Развитие мелкой моторики и ориентировки на листе бумаги | |
26 | Согласный звук [щ], буква «Щ». Нахождение буквы в письменном тексте. Работа с текстом | Формирование умения подбирать близкие и противоположные по значению слова разных частей речи к заданной ситуации. Уточнение артикуляции звука [щ]. Знакомство с буквой «Щ». Формирование умения находить в отдельных словах и предложениях заданную букву. Развитие мелкой моторики и ориентировки на листе бумаги. Развитие коммуникативных способностей на основе общения | |
27 | Апрель | Согласный звук [ф]—[ф'], буква «Ф». Звуковой анализ слова «фиалки» | Развитие точности словоупотребления в связных повествовательных рассказах. Продолжение работы по звуковому анализу слова. Формирование умения выделять ударный слог и обозначать его на схеме. Развитие фонематического слуха. Знакомство с буквой «Ф». Формирование правильного захвата орудия письма. Развитие мелкой моторики и ориентировки на листе бумаги |
28 | Согласный звук [й], буква «Й». Звуковой анализ слова «чайник» | Развитие точности словоупотребления в связных повествовательных рассказах. Формирование развития внимания и фонематического слуха детей. Продолжение работы по звуковому анализу слова. Формирование умения выделять ударный слог и обозначать его на схеме. Развитие фонематического слуха. Знакомство с буквой «Й». Формирование правильного захвата орудия письма. Развитие мелкой моторики и ориентировки на листе бумаги | |
29 | Сочетание звуков [йэ], буква «Е». Звуковой анализ слова «лента» | Развитие точности словоупотребления в связных повествовательных рассказах. Формирование умения слышать при произнесении сочетание звуков [йэ]. Продолжение работы по звуковому анализу слова. Формирование умения выделять ударный слог и обозначать его на схеме. Развитие фонематического слуха. Знакомство с буквой «Е». Формирование правильного захвата орудия письма. Развитие мелкой моторики и ориентировки на листе бумаги | |
30 | Сочетание звуков [йа], буква «Я». Звуковой анализ слова «няня» | Развитие точности словоупотребления в связных повествовательных рассказах. Закрепление знания о гласных звуках и ударении; развитие фонематического слуха. Формирование умения слышать при произнесении сочетание звуков [йа]. Продолжение работы по звуковому анализу слова. Формирование умения выделять ударный слог и обозначать его на схеме. Знакомство с буквой «Я». Формирование правильного захвата орудия письма. Развитие мелкой моторики и ориентировки на листе бумаги | |
31 | Май | Сочетание звуков [йу], буква [Ю]. Звуковой анализ слова «клюшка» | Акцентирование внимания на то, что некоторые слова не изменяются в речи. Упражнение в образовании форм глагола «хотеть» (хочу — хочет, хотим — хотят). Формирование умения слышать при произнесении сочетание звуков [йу]. Продолжение работы по звуковому анализу слова. Формирование умения выделять ударный слог и обозначать его на схеме. Развитие фонематического слуха. Знакомство с буквой «Ю». Формирование правильного захвата орудия письма. Развитие мелкой моторики и ориентировки на листе бумаги |
32 | Сочетание звуков [йо], буква [Ё]. Звуковой анализ слова «звёзды» | Упражнение в составлении распространенных предложений. Упражнение в употреблении трудных форм родительного падежа множественного числа имен существительных (ботинок, чулок, носков, тапочек, рукавичек). Формирование умения слышать при произнесении сочетание звуков [йо]. Продолжение работы по звуковому анализу слова. Формирование умения выделять ударный слог и обозначать его на схеме. Развитие фонематического слуха. Знакомство с буквой «Ё». Формирование правильного захвата орудия письма. Развитие мелкой моторики и ориентировки на листе бумаги | |
33 | Буквы «Ь» и «Ъ» (мягкий и твердый знаки). Звуковой анализ слова «день» | Развитие точности словоупотребления в связных повествовательных рассказах. Повторение в ходе игры временных категорий. Знакомство с последними буквами алфавита, которые не обозначают звуков. Упражнение в нахождении этих букв в словах и тексте. Развитие фонематического слуха. Развитие мелкой моторики и ориентировки на листе бумаги | |
34 | Алфавит. Закрепление пройденного материала по основным единицам речи: звуку, слову, предложению | Закрепление представления о слове как единице языка (слово звучит; есть длинные и короткие по звучанию слова). Формирование умения произносить чистоговорку в разном темпе, с разной силой голоса. Формирование умения самостоятельно составлять короткие загадки-описания, принимать участие в сочинении. Формирование умения самостоятельно составлять предложения. Знакомство с понятием «алфавит». Развитие фонематического слуха. Закрепление образов букв. Развитие тактильных ощущений |
Диагностика проводится по 4 разделам
* Определение понятий: звук, буква, слог, слово, предложение.
* Фонематический слух, анализ и синтез слов.
* Знание знаковой системы языка (букв), опознание буквы в ее связи со звуком.
* Слияние в слог нескольких букв, слияние нескольких слогов в слово.
Показатели уровня овладения детьми программы:
«-» - при выполнении заданий нуждается в помощи
«+» - задания выполняет самостоятельно
«*» - быстро осмысливает и выполняет задания, проявляет инициативу и творческую активность
№ | Ф.И. ребенка | Анализ предложения и графическая запись | Различать гласные и согласные (мягкие и твердые) звуки | Определение понятий: звук, буква, слог, слово, предложение. | Фонематический слух, анализ и синтез слов. | Знание знаковой системы языка (букв), опознание буквы в ее связи со звуком. | Слияние в слог нескольких букв, слияние нескольких слогов в слово. | Начало года | Конец года |
Работа с родителями
Для всестороннего развития и успешного воспитания детей взаимодействие семьи и дошкольного учреждения просто необходимо. Поэтому необходимо в группе установить деловой доверительный контакт с родителями, привлекая их к воспитанию, развитию своих детей и к активному участию в жизни группы.
Что касается раздела «Развитие ориентировки в звуковой стороне речи и овладение произвольными движениями рук», то предполагается следующая работа:
- Знакомство родителей с программными задачами на учебный год на родительских собраниях[1];
- Беседы с родителями об индивидуальном развитии их ребенка по этому разделу;
- Проведение консультаций по определенной развивающей задаче (н/р, «Интонационное выделение звука» и т.п.);
- Тематические материалы в папках-передвижках (иногда по желанию родителей (н/р, «Пальчиковые игры», «Словесные игры» и т.п.);
- Выставки книг по подготовке детей к грамоте;
- Выставки дидактических игр по грамоте;
7. Консультации по подбору развивающих дидактических игр для детей дошкольного возраста по грамоте (развитие фонематического слуха, закрепление букв русского алфавита и т.п.).
Оформление предметно-пространственной среды
- Программно-методическое обеспечение;
- Учебные групповые помещения;
- Оборудование:
- для подготовки первоначальных основ грамоты,
- пропедевтики руки к письму.
Важным аспектом работы в детском саду является правильно организованная развивающая предметно-пространственная среда.
- предметными картинками;
- дидактическим пособием «Звуковые часы» со сменными картинками;
- атрибутикой для игр: «Детский мир», «Магазин», «Зоопарк», «В лесу» и т.д.;
- ширмой;
- музыкальными инструментами;
- игрушками, фишками-игрушками, стихами, картотекой чистоговорок, потешек;
- дидактической игрой «Найди слова - «друзья»;
- рабочими листами по развитию фонематического слуха;
- карандашами, фломастерами;
- карточками-схемами (для звукового анализа слова: по звукам, по слогам).
Все эти материалы доступны для детей, постоянно меняются и достаточно эмоционально привлекательны.
В окружении ребенка должен находиться стимулирующий его развитие материал трех типов:
- во-первых, использовавшийся в процессе специально организованного обучения;
- во-вторых, иной, но похожий материал;
- в-третьих, «свободный», то есть позволяющий ребенку применять усвоенные средства и способы познания в других обстоятельствах.
Выступая в роли посредника между ребенком и окружающей его средой, педагог должен быть не пассивным наблюдателем, а активным участником, партнером детей.
Расписание
Название кружка | День недели | Время |
«АБВГДей-ка» | вторник | 15.30-16.00 |
ЛИТЕРАТУРА
- Волина В.В. Занимательное азбуковедение. – М., 1989.
- Глинка Г.А. Буду говорить, читать, писать правильно. – С.-Пб., 2008
- Жукова Н.С. Домашний букварь. –Екатеренбург, 2011.
- Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи – М., 2005
- Программыа «Развитие речи и подготовка к обучению грамоте » (авторы Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, Т.Р. Кислова)
Приложение
Анкета для родителей для выявления уровня знаний детей 5 - 7 лет по обучению грамоте
Уважаемые родители! Вашему вниманию предлагается анкета по оценке знаний Вашего ребенка. Выберите наиболее подходящий, с Вашей точки зрения, вариант ответа. Постарайтесь максимально адекватно оценить знания Вашего ребенка. Это поможет педагогам группы в планировании работы с детьми в будущем учебном году. А проведение маленьких диагностических заданий позволит Вам лучше узнать своего ребенка.
1. Может ли Ваш ребенок подобрать слова с заданным звуком? Назови слова, в которых есть звук …..
- Может самостоятельно подобрать 10 и более слов.
- Может самостоятельно подобрать 6 – 9 слов.
- Может назвать самостоятельно 3-5 слов.
- Называет 1-2 слова.
- Выделяет звук в словах только при помощи взрослого, называет слова наводящим вопросам.
2. Может ли Ваш ребенок определить место звука в слове: начало, середина, конец.
- Может, выполняет задание самостоятельно.
- Определяет при помощи взрослого.
- Не понимает задание.
3. Умеет ли Ваш ребенок давать характеристику звуков русского языка? А – гласный, Б - согласный, звонкий, твердый.
- Умеет, самостоятельно выполняет задание.
- Может самостоятельно дать характеристику некоторых звуков.
- Дает характеристику под руководством взрослого
- не понимает задание
4. Соотносит ли Ваш ребенок звуки русского языка с квадратами – символами их обозначающими?
- Соотносит, может объяснить, почему именно этот квадрат. (Б – синий с колокольчиком. Синий потому что твердый, с колокольчиком потому что звонкий; А – красный, потому что гласный)
- Соотносит только гласные звуки.
- Соотносит, но объяснить не может или ошибается в объяснениях
- не понимает задания.
5. Умеет ли Ваш ребенок выполнять звуковой анализ 3-х, 4-х звуковых слов: назвать звуки в слове по порядку, обозначить каждый звук квадратом – символом, составить схему слова?
- Да умеет и самостоятельно делает.
- Может выполнить при небольшой помощи взрослого
- Допускает ошибки, требуется дополнительное объяснение и повторение.
- не понимает задания.
6. Умеет ли Ваш ребенок делить слова на слоги?
- Да умеет, делит на слоги слова любой сложности
- Да умеет, правильно делит слова с простыми слогами (машина, кошка, черепаха), затрудняется в словах со стечением согласных (тигр, крошка, строчка и т.д.)
- Делит на слоги короткие слова из 1-2 слогов, более длинные затрудняется.
- не умеет делить слова на слоги.
7. Может ли Ваш ребенок подобрать слово с заданным количеством слогов? Придумай слово из 2 (1, 3) слогов.
- может, легко называет 3-5 слов
- может придумать 1 слово
- ошибается с количеством слогов, но может исправиться сам после предложения подумать.
- не может подобрать слова.
8. Может ли Ваш ребенок придумать предложение с заданным словом? Придумай предложение со словом ДОМ.
- Может, легко придумывает 3-5 предложений и более
- Может придумать 1-2
- не может придумать
9. Может ли Ваш ребенок придумать предложение с заданным количеством слов? Придумай предложение, в котором 3 слова.
- Придумывает 3-5 предложений и более, не допускает ошибок в количестве слов, предлоги считает, как отдельные слова.
- Может придумать предложения, ошибается в счете слов в предложениях, в которых есть предлоги, не считает их отдельным словом.
- Придумывает предложения по образцу взрослого
- не понимает задания.
10. Знает ли Ваш ребенок буквы, умеет правильно их писать?
- Знает почти все буквы, правильно пишет.
- Знает почти все буквы, на письме допускает ошибки (может писать не в ту сторону)
- Знает буквы, с которыми знакомились на занятиях в детском саду, правильно их пишет
- Знает некоторые буквы.
- Буквами не интересуется.
11. Умеет ли Ваш ребенок читать?
- Да умеет, легко читает небольшие тексты, понимает смысл прочитанного.
- Да, читает слова любой сложности и длины, понимает смысл прочитанного.
- Да умеет, читает слова из 1-2 слогов, понимает смысл прочитанного
- Да умеет, читает слоги со знакомыми буквами
- Знает все буквы, но не читает
12.Ваши предложения по дальнейшему обучению детей
[1] Приложение
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа кружка « АБВГД-ейка» Раздел «Обучение дошкольников грамоте» для детей старшей группы (5-6 лет)
Цель: формирование всех сторон речи, подготовка детей к освоению грамоты, обучение навыкам чтения. Задачи: Развивающие:· Развивать жела...
Рабочая программа по дополнительным образовательным услугам «АБВГД – ка» и перспективное планирование
Деятельность педагога с детьми по обучению грамоте дополняет деятельность по развитию речи, расширяет развивающие задачи, приводит к системности и последовательности знаний, получаемых дет...
Свидетельство о прохождении редакционной экспертизы программы "АБВГД-йка"
Свидетельство о прохождении редакционной экспертизы программы "АБВГД-йка"...
Рабочая программа логопедического кружка " АБВГДей-ка"
Неумение читать является серьезной проблемой при обучении ребенка в школе. Кроме того, семилетнему ребенку труднее овладеть чтением, чем шестилетнему. Но прежде чем начать читать, ре...
Рабочая программа педагога с детьми дошкольного возраста (4-5 лет) группы АБВГД-ка на 2021-2022 учебный год
Рабочая программа группы общеразвивающей направленности по развитию детей дошкольного возраста с 4 до 5 лет "АБВГД-ка" разработана в соответствии с федеральным государственным образова...
Рабочая программа группы общеразвивающей направленности с 5 до 6 лет «АБВГД-ка» на 2022-2023 учебный год
Рабочая программа группы общеразвивающей направленности по развитию детей дошкольного возраста с 5 до 6 лет "АБВГД-ка" разработана в соответствии с федеральным государственным образовательны...
Дополнительная образовательная программа "АБВГД-ка" (6-7 лет)
Помимо применения классического фонетического метода обучения чтению, в программу включены упражнения различных авторов из нейропсихологии и логопедической коррекции речи детей дошкольного возра...