Рабочая программа АБВГДей-ка
рабочая программа по обучению грамоте (старшая группа) на тему

Ковтун Ольга Геннадьевна

Дошкольный курс развития речи и подготовки к обучению грамоте призван обеспечить качественную подготовку детей к обучению в начальной школеОсобенностью программы данной кружковой работы является использование элементов логопедической методики для детей дошкольного возраста, цель которой – предупреждение ошибок в чтении и письме

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_abvgdey-ka_kovtun_o.g._1_gr.docx71.98 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание рабочей программы

  1. Целевой раздел

Пояснительная записка……………………………………………………..……3

Цели и задачи…………………………………………………………………….4

Принципы и подходы……………………………………………………………..4

Формы организации педагогического процесса……………………………..…5

Методы …………………………………………………………………………...5

Возраст детей, участвующих в реализации программы……………………......6

Планируемые результаты……………………………………………………...…6

  1. Содержательный раздел

Содержание программы…………………………………………………………..7

Календарно-тематическое планирование………………………………….……9

Диагностика ………………………………………………………………….….38

Работа с родителями……………………………………………………………..39

  1. Организационный раздел

Оформление предметно-пространственной среды…………………………....40

Расписание ……………………………………………………………………....41

Литература...……………………………………………………………………..42

Приложение ……………………………………………………………………..43

Пояснительная записка

Актуальность

Хорошо известно, насколько сложна и объёмна программа по русскому языку в начальных классах и как трудно ребёнку, не овладевшему навыками звуко-слогового анализа и синтеза слов, осваивать её курс.

Дошкольный курс развития речи и подготовки к обучению грамоте призван обеспечить качественную подготовку детей к обучению в начальной школе.  Особенностью программы данной кружковой работы является использование элементов логопедической методики для детей дошкольного возраста, цель которой – предупреждение ошибок в чтении и письме.

Система занятий включает в себя работу по четырём основным направлениям:

 - Организуя работу со звуком, важно научить правильно произносить гласные и согласные звуки; развивать фонематический слух путем различия на слух звуков в словах; совершенствовать дикцию, отчетливое произношение слов и словосочетаний; учить определять место звука в слове (начало слова, середина, конец); работать над интонацией и выразительностью речи. Важно помнить: звук первичен, а буква – вторична!

 - При работе со слогом обращаем внимание, что следует читать слоги плавно, не отделяя звуки друг от друга, протягивая первый звук, переходя на следующий, чтение прямых и обратных слогов, открытых и закрытых. Умение делить слова на слоги, находить ударный слог. На этапе запоминания слогов ребёнок должен осмыслить, понять, а не заучить слоговые слияния. Так называемые «слоговые песенки распределены в определённой последовательности, в порядке, который предусматривает усвоение слогов путём их «пения» (про маму: МА, МО, МУ и т. д, про папу: ПА, ПУ, ПЫ ит. д., что вызывает огромный интересу детей, развивает артикуляцию, дикцию, формирует правильное произношение.

 - Проводя игры со словом, уточняем, обогащаем и активизируем словарь детей; учим правильно употреблять слова - названия предметов, признаков, действий и объяснять их значения; объединять и различать по существенным признакам предметы, правильно употреблять видовые и родовые слова-названия; учим определять и называть местоположение предметов (слева, справа, между, около, рядом, время суток (утро, день, вечер, ночь, сутки). Продолжительность этапа усвоения слогов у детей различна, так как каждый ребёнок индивидуален в своём развитии. Выходом в слово дети овладевают в разное время: кто раньше, кто позже. Работа по формированию навыка чтения носит индивидуально-дифференцированный характер.

 

 - Работая над предложением и устной речью, обучаем детей правильному согласованию слов в предложении, пересказыванию небольших сказок и рассказов по содержанию картины или о предмете. В процессе обучения происходит совершенствование диалогической речи детей; формирование умений детей задавать вопросы и отвечать на них; заучивание наизусть стихотворений, потешек, песенок, считалок и воспроизведение их с соблюдением интонации, диктуемой содержанием. Как и на предыдущем этапе, выход в предложение для каждого ребёнка индивидуален: ребята, раньше усвоившие слово как единицу речи, успешнее выходят в предложение, затем в чтение текстов: отрывки произведений, небольшие сказки, стихотворения.

Одной из сложнейших задач методики обучению чтению является расстановка звуков, букв и порядок их изучения. В размещении букв учитывается участие звуков и букв в составлении слова, простота и сложность произношения звука и его графическая форма, базовая роль одного звука для изучения другого звука, обеспечение связного чтения.

 В первую очередь по составленной системе занятий изучаем гласные звуки, для начала при которых согласный звук остаётся твёрдым, затем – гласные, согласный звук при которых становится мягким. Что даёт возможность потом определять мягкость и твёрдость согласных звуков. Далее целесообразно после гласных звуков, начать изучение сонорных звуков: «л», «м», «н», «р». Последовательное изучение этих согласных, один за другим, что положительно влияет на улучшение скорости и качества чтения. Затем включаем в изучение парные согласные одновременно, чтобы на практике слышать и сравнивать – звонкий или глухой. После всего этого оставшиеся согласные звуки и буквы в зависимости от степени легкости и сложности изучаются последовательно.

 Порядок изучения звуков, букв и слов, которые можно построить из этих букв, не дают возможности с первых дней в период изучения «Азбуки» приводить образцы прозы и поэзии. Поэтому до определенного периода останавливаемся на отдельно взятых словах и предложениях. Но, как только начинается переход к составлению слов и предложений, то далее надо стремиться насытить их богатым содержанием, пользуясь при этом детской художественной литературой и фольклором. По окончании курса обучения грамоте дети выходят читающие и с ярко выраженным интересом к чтению.

Занятия по программе организуются один раз в неделю в течение учебного года. Длительность занятия до 25-30 минут. Форма организации – подгрупповое занятие. Количество участников – 15-20 детей. Срок реализации программы – 2 года. 

Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Развитие речи и подготовка к обучению грамоте » (авторы Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, Т.Р. Кислова)

Цель программы: развитие устной речи детей, подготовка к курсу обучения грамоте в начальной школе.

Задачи:

  • развитие у детей фонематического слуха и фонематического восприятия;
  • развитие умений звукового и слогового анализа, сопоставления звуков по их артикуляторным и акустическим признакам;
  • знакомить детей с понятиями: звук, буква, слог, слово, согласные и гласные звуки, твёрдые и мягкие согласные, звонкие и глухие, шипящие и свистящие;
  • формирование умений и навыков, необходимых для успешного обучения чтению и письму в начальной школе.

Принципы:

  1. Принцип деятельности. Новый материал не дается детям в готовом виде, а постигается ими путем самостоятельного анализа, сравнения, выявления существенных признаков.
  2. Принцип минимакса. Это такая организация работы с детьми, когда знания даются по возможному максимуму (в зоне их ближайшего развития), а требования к усвоению знаний предъявляются по минимуму, необходимому для прохождения следующего этапа обучения и определенному государственным стандартом.
  3. Принцип комфортности. В дошкольном возрасте эмоции играют достаточно важную роль в развитии личности. Поэтому первостепенное значение имеет дифференцированный подход, создание для каждого ребенка ситуации успеха, атмосферы доброжелательности, где все дети независимо от их способностей «чувствуют себя дома» данный принцип – необходимая составляющая работы с детьми, так как невыполнение этого требования отрицательно влияет на их здоровье и психическое развитие.
  4. Принцип непрерывности. Курс развития речи и подготовки к обучению грамоте является начальным звеном непрерывного курса русского языка, чтения и литературы
  5. Здоровьесберегающий принцип. Количество и время проведения занятий соответствует возрасту детей.

Подходы:

1. Дифференцированный подход - учитывать индивидуальные способности ребенка в процессе обучения

2. Системно - деятельностный подход - помогает детям самим открывать новые знания, выстраивать их в систему, применять на практике; формирует умение рефлексировать.

Методы:

  1. Систематический: буквослагательный и слоговой методы – синтетические, потому что учили читать от части к целому, от букв и слогов с лову
  2. Наглядный метод
  3. Практический метод

Возрастные и индивидуальные особенности детей:

Программа рассчитана на детей 5-7 лет (старшей - подготовительной группы).

Старшая группа:

  1. Овладение  звуковым  анализом  слов, построение  модели  пятизвукового  состава  слова.
  2. Овладение  умением  различать гласные  и  согласные, мягкие  и  твёрдые  звуки.
  3. Овладение  умением  вычленять  словесное  ударение.
  4. Способность называть слова на заданный  звук.
  5. Точное  обведение  предмета  по  нанесённому  контуру.
  6. Штриховка  предмета  внутри  его  контура.
  7. Дорисовывание  фигуры.

Подготовительная к школе  группа:

  1. Овладение  умением  анализировать  предложение и  графически  записывать  его.
  2. Овладение  составлением  предложений  из  букв.
  3. Овладение  умением  сравнивать  слово  по  звуковым  конструкциям  и  подобрать  слова  к  заданной  модели.
  4. Овладение  чтением.
  5. Составление  букв из элементов.
  6. Правильное  расположение  буквы  в  пространстве.
  7. Правильное  взаиморасположение  элементов  буквы.

Планируемые результаты:

  • хорошо владеть понятиями: «слово», «звук», «слог», «буква»;
  • дифференцировать понятия «звук» и «буква»;
  • различать гласные и согласные звуки;
  • осуществлять звуковой и слоговой анализ слов;
  • выявлять различие в звуковом (слоговом) составе двух слов;

          знать  буквы.

Действия ребенка на каждом этапе

На каждом этапе отрабатывается определенное действие самого ребенка:

  • На    первом    этапе    -    последовательное    интонационно    подчеркнутое произнесение фонем, составляющих целое слово;
  • На третьем  этапе  -  преобразование  буквенной  модели слова  в  другую
    буквенную модель.

Каждое действие отрабатывается так, что из развернутого оно постепенно превращается в сокращенное умственное действие.

Работа по обучению детей грамоте ведется в двух направлениях:

  1. действительно подготовка первоначальных основ грамоты;
  2. пропедевтика руки ребенка к письму.

№ занятия

Месяц

Темы

Задачи

I год обучения — старшая группа

1

Сентябрь

Введение понятия «слово». Знакомство с линейностью и протяженностью слов.

Знакомство с тетрадью в клетку

Формирование представления о словесном составе речи; знакомство с термином «слово».

Формирование знания о том, что слов много; знакомство с линейностью и протяженностью слов.

Знакомство с тетрадью в клеточку (обложка, страницы, разлиновка, правая, левая стороны страницы, середина, верх, низ)

2

Слова — выражение наших мыслей. Составление из слов предложений. Введение понятия «предложение»

Подведение к пониманию того, что мысли выражаются словами, слова в речи связаны в предложения; дать пример предложений из одного, двух, трех слов.

Воспитание речевого внимания, фонематическою слуха. Поощрение речевой активности в словесных играх.

Упражнение в ориентировке на листе бумаги

3

Октябрь

Признаки осени.

Составление предложений и деление их на части.

Правила штриховки

Пробуждение интереса к окружающему' миру.

Расширение запаса слов, обозначающих названия предметов, явлений, действий, признаков по теме «Осень»; проведение работы над антонимами.

Формирование умения правильно согласовывать имена существительные с именами прилагательными, образовывать однокоренные слова, использовать в речи предложения.

Упражнение в составлении предложений и делении их на части (слова).

Знакомство с графическим изображением предложения на доске. Формирование умения правильно штриховать геометрические фигуры (квадраты, прямоугольники)

4

Составление рассказа из небольших предложений.

Штриховка геометрических фигур

Развитие умения образовывать имена существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Упражнение в выделении предложений из текста и составлении рассказа из небольших предложений.

Воспитание культуры речевого общения.

Упражнение в штриховке геометрических фигур (круг, квадрат). Формирование быстрой реакции на слово

5

Составление предложений по «живой модели».

Многозначность слов

Закрепление знаний о предложении, упражнение в умении находить короткие предложения в знакомом тексте. Формирование умения составлять предложения по «живой модели». Формирование представления о многозначности слов. Воспитание речевого внимания.

Развитие творческого воображения

6

Деление слов на слоги.

Составление рассказа с использованием опорных слов

Формирование умения делить на слоги двусложные слова, называть слова с заданным количеством слогов.

Закрепление умения отгадывать загадки и давать аргументированный ответ-отгадку.

Упражнение в придумывании рассказа на определенную тему с использованием опорных слов и графической схемы предложений.

Развитие глазомера, мелкой моторики

7

Ноябрь

Введение термина «слоги». Знакомство с односложными словами

Формирование умения слышать, четко и ясно произносить чистоговорку.

Формирование умения осознавать и подбирать рифму (текст по рифме должен быть согласован со слогами).

Упражнение в делении слов на части, знакомство с термином «слоги», с односложными словами.

Развитие глазомера и мелкой моторики

8

Деление слов на слоги и составление слов из слогов

Упражнение в делении слова на слоги. Закрепление умения в составлении слов из слогов. Развитие мелкой моторики

9

Ознакомление со звучащим словом. Введение термина «звук»

Упражнение в повторении слогов и досказывании текста. Закрепление умения подбирать к имени существительному имя прилагательное.

Акцентирование внимания на звуковой стороне слова, введение термина «звук» в активный словарь.

Закрепление правил штриховки

10

Определение количества слогов в словах.

Нахождение в словах стихотворного текста и выделение голосом определенного звука

Упражнение в определении количества слогов в словах. Закрепление знания о предложении (количество и порядок слов). Формирование умения находить звук, чаще всего встречающийся в стихотворении, произносить слова, выделяя голосом нужный звук.

Воспитание речевого внимания и фонематического слуха. Развитие мелкой моторики

11

Декабрь

Нахождение местоположения звука в слове.

Составление узора из вертикальных и горизонтальных линий

Формирование умения слышать, четко и ясно произносить, осознавать рифму.

Закрепление в процессе игры знания о предложении. Упражнение в нахождении звука, чаще всего встречающегося в стихотворении, в произнесении слов с выделением голосом нужного звука.

Нахождение местоположения звука в слове (в начале, в середине, в конце).

Упражнение в рисовании узора, состоящего из вертикальных и горизонтальных линий

12

Деление слов на слот.

Составление предложений из словосочетаний.

Выделение голосом определенного звука в слове

Упражнение в делении слов на слоги.

Закрепление в словаре детей названий цветов.

Формирование умения составлять предложения по словосочетаниям.

Закрепление умений находить звук, чаще всего встречающийся в стихотворении; произносить слова с выделением нужного звука и находить местоположение звука в слове.

Воспитание речевого внимания и фонематического слуха. Упражнение в рисовании узоров, состоящих из прямых, наклонных и волнистых линий, штриховка

13

Деление на слоги двух-, трехсложных слов.

Определение местоположения звука в словах.

Выделение из текста предложений

Формирование умения правильно употреблять термин «слово» при речевом общении со взрослыми и сверстниками. Обогащение словаря.

Закрепление умения делить на слоги двух-, трехсложные слова, отчетливо произносить каждую часть слова.

Упражнение в определении первого и последнего звука в словах. Формирование умения выделять на слух отдельные предложения в тексте, слышать паузу.

Развитие мелкой моторики

14

Определение заданного звука в любой части слова.

Составление предложений по заданию

Обогащение словарного запаса.

Закрепление умения делить слова на слоги, правильно определяя последовательное звучание каждой части слова.

Формирование умения слышать и выделять определенные звуки в словах.

Закрепление умения самостоятельно находить слова с заданными звуками, находящимися в любой части слова.

Формирование умения составлять предложения, каждое слово в которых начинается с определенного звука.

Развитие мелкой моторики, координации речи с движениями

15

Январь

Знакомство со схемой звукового состава слова.

Звуковой анализ слова «ау»

Знакомство со схемой звукового состава слова.

Формирование умения произносить слова медленно, интонационно выделяя звук, который отмечается на схеме. Формирование умения произносить слово в соответствии с движением указки по схеме.

Формирование умения составлять предложения, каждое слово в которых начинается с определенного звука.

Развитие мелкой моторики, координации речи с движениями

16

Звуковой анализ слова «мак»

Формирование умения составлять по картинкам предложения, связывая их по смыслу в рассказ.

Развитие творческого воображения, фантазии. Знакомство со звуковым составом слова «мак».

Формирование умения произносить слова медленно, интонационно выделяя звук, который отмечается на схеме. Упражнение в «прочитывании» слова в соответствии с движением указки по схеме.

Закрепление умения ориентироваться на листе бумаги.

Развитие микромоторики

17

Февраль

Звуковой анализ слова «дом». Сравнение слов по- звуковому составу.

Составление предложений по заданию

Закрепление умения произносить слово в соответствии с движением указки по схеме звукового состава слова. Формирование умения проводить последовательный звуковой анализ слова «дом».

Упражнение в сравнении слов по звуковому составу, опираясь на схему.

Закрепление представления о предложении.

Развитие мелкой моторики

18

Звуковой анализ слова «дым». Составление предложений с соединительным союзом «и»

Закрепление умения произносить слово в соответствии с движением указки по схеме звукового состава слова.

Формирование умения производить звуковой анализ слова. Формирование умения находить в словах одинаковые звуки. Упражнение в нахождении слов с определенным звуком в заданном месте

Развитие тонкой моторики, координации речи с движением; работа над темпом и ритмом речи.

Формирование умения составлять предложения из 3-х слов с соединительным союзом «и»

19

Звуковой анализ слова «сыр». Введение понятия «гласный звук»

Формирование умения производить звуковой анализ слова. Формирование умения сравнивать по звуковому составу слова. Знакомство с понятием «гласный звук».

Закрепление умения составлять предложения из 3-х слов с соединительным союзом «и»

20

Беседа о зиме. Звуковой анализ слова «шар».

Составление предложений из двух, трех, четырех слов

Формирование умения слушать и слышать; давать обоснованные ответы на вопросы педагога. Развитие представления о зиме. Развитие фонематического слуха.

Закрепление умения произносить слово в соответствии с движением указки по схеме звукового состава слова.

Формирование умения самостоятельно производить звуковой анализ слова.

Продолжение обучению находить в словах одинаковые звуки, называть слова с определенным звуком в заданном месте. Упражнение в составлении предложений из двух, трех, четырех слов

21

Март

Звуковой анализ слов «жук» и «лук». Словоизменение

Закрепление умения выделять звук в слове интонационно. Расширение представления о родном языке в игровых упражнениях на словоизменение.

Закрепление умения производить звуковой анализ слов. Формирование умения находить сходство и различие слов по их звуковому составу.

Закрепление умения составлять предложения из двух, трех, четырех слов.

Упражнение в штриховке предметов (в разном направлении)

22

Подбор определений к существительным. Пересказ текста по графической схеме. Составление графической схемы предложений с предлогами

Упражнение в подборе определений к существительным. Формирование умения пересказывать небольшой текст, опираясь на его графическую схему.

Упражнение в составлении графической схемы предложений с предлогами.

Воспитание внимания, чуткого отношения к слову, развитие чувства юмора

23

Развитие пространственной ориентировки.

Введение понятия «согласный звук»

Упражнение в подборе глаголов, соответствующих зимним янлениям.

Продолжение формирования умения «записывать» предложение графически.

Упражнение в определении пространственных взаимоотношений относительно себя и относительно человека, стоящего напротив. Создание положительного эмоционального настроя, развитие воображения

24

Звуковой анализ слов «нос» и «рот». Закрепление понятия «согласный звук»

Упражнение в подборе однокоренных слов.

Закрепление умения производить звуковой анализ слов. Закрепление понятия «согласный звук».

Развитие мелкой моторики

25

Апрель

Введение понятия «мягкий согласный звук».

Звуковой анализ слов «кот» и «кит»

Совершенствование речевой активности, способствование развитию наблюдательности и умения познавать многоплановую сущность окружающей действительности.

Закрепление умения производить звуковой анализ слов; обратить внимание на мягкость звука [к] в слове «кит», добиваться правильного произношения этого звука.

Формирование умения сравнивать слова по звуковому составу. Формирование правильного захвата орудия письма

26

Закрепление понятия «мягкий согласный звук».

Деление на слоги двух- и трехсложных слов

Упражнение в подборе имени существительного к исходному слову — имени прилагательному, ориентируясь на окончание последнего.

Развитие фонематического слуха, формирование умения на слух различать мягкие и твердые звуки в целых словах, произносить эти звуки изолированно.

Формирование умения делить на слоги двух- или трехсложные слова, отчетливо произносить каждую часть слова.

Продолжать формирование правильного захвата орудия письма; развитие мелкой моторики рук, творчества, фантазии

27

Звуковой анализ слова «осы»

Активизация словаря детей по теме «Человек и его тело», закрепение названия цветов.

Знакомство со звуковой схемой слова.

Формирование умения произносить слова медленно, интонационно выделяя звук, который отмечается на схеме, произносить слова в соответствии с движением указки по схеме. Упражнение в делении слов на слоги.

Развитие умения удерживать штамп за ручку в положении захвата тремя пальцами (продолжение формирования щепоти)

28

Звуковой анализ слова «роза». Знакомство со слогообразующей ролью гласных звуков

Активизация речевой деятельности.

Формирование умения производить звуковой анализ слова, состоящего из четырех звуков.

Знакомство со слогообразующей ролью гласных звуков. Формирование умения понимать учебную задачу и выполнять ее

29

Май

«Весенние деньки».

Звуковой анализ слова «луна»

Формирование умения отгадывать загадки (обратить внимание на меткость и лаконичность языка загадки).

Упражнение в подборе определений к именам существительным. Продолжение обучения звуковому анализу слов, состоящих из четырех звуков. Упражнение в подборе и назывании слов с 1 определенным звуком.

Закрепление умения делить на слоги двух-, трехсложные слова, отчетливо произносить каждую часть слова.

Развитие мелкой моторики

30

Звуковой анализ слова «лиса». Сравнительный анализ звуковой схемы слов «луна» и «лиса»

Расширение запаса слов, обозначающих названия предметов, действий, признаков.

Формирование умения узнавать объект по описанию, активизировать словарь.

Упражнение в проведении звукового анализа слова. Формирование умения сравнивать слова по звуковому составу. Развитие мелкой моторики

31

Звуковой анализ слова «муха». Поисковая деятельность в области грамматики

Упражнение в подборе глаголов, соответствующих весенним явлениям природы.

Формирование умения составлять предложения с заданными словами.

Упражнение в проведении звукового анализа слова. Активизация поисковой деятельности в области грамматики, воспитание языкового чутья, развитие внимания к слову и его значению.

Развитие мелкой моторики

32

Звуковой анализ слова «сани». Поисковая деятельность в области грамматики

Упражнение в подборе имен прилагательных, соответствующих весенним явлениям природы.

Формирование умения составлять предложения с заданными словами.

Упражнение в проведении звукового анализа слова. Активизация поисковой деятельности в области грамматики, воспитание языкового чутья.

Развитие мелкой моторики

II год обучения —  подготовительная к школе группа

1

Сентябрь

«Азбука — к мудрости ступенька». Звук и буква «А»

Воспитание внимательного отношения к словам.

Формирование умения искать и самостоятельно находить ответы на предложенные проблемные вопросы.

Обогащение словаря пословицами и поговорками, упражнение в поиске «зерен смысла» в малых текстах народной мудрости. Знакомство с буквами русского алфавита.

Развитие мелкой моторики

2

«Аз да буки — вот и все науки». Звук и буква «0»

Расширение кругозора путем «погружения» в историю возникновения письменности. Продолжение обогащения словаря пословицами и поговорками, упражнение в поиске «зерен смысла» в малых текстах народной мудрости. Развитие фонематического слуха. Знакомство с буквой «0». Развитие мелкой моторики и ориентировки на листе бумаги

3

«Ученье — путь к уменью». Звук и буква «У»

Активизация словаря.

Формирование умения рассуждать, четко выражая свои мысли. Развитие артикуляции и фонематического слуха.

Знакомство с буквой «У».

Развитие мелкой моторики и ориентировки на листе бумаги

4

Октябрь

Звук и буква «И».

Звуковой анализ слова «игла»

Расширение представления детей о профессиях.

Формирование умения рассуждать, четко выражая свои мысли. Развитие артикуляции и фонематического слуха.

Знакомство с буквой «И».

Развитие мелкой моторики.

Упражнение в проведении звукового анализа слова

5

Звук и буква «Э».

Звуковой анализ слова «лист»

Продолжение расширения представления о профессиях. Формирование умения рассуждать, четко выражая свои мысли. Развитие артикуляции и фонематического слуха.

Знакомство с буквой «Э».

Развитие мелкой моторики.

Упражнение в проведении звукового анализа слова

6

Звук и буква «Ы».

Беседа по содержанию сказки «Крыса Дылда и Пых-Пых»

Развитие артикуляции и правильного фонационного дыхания. Активизация словаря.

Формирование умения рассуждать, четко выражая свои мысли. Знакомство с буквой «Ы».

Развитие мелкой моторики, глазомера, творческого воображения, памяти

7

Слог. Слогообразующая роль гласных.

Звуковой анализ слова «камыш»

Формирование умения понимать переносное значение слов и выражений, которые в зависимости от словосочетаний меняют значение.

Формирование умения рассуждать, четко выражая свои мысли. Знакомство со слогообразующей ролью гласных, закрепление представления о слоге.

Развитие мелкой моторики и ориентировки на листе бумаги

8

Ноябрь

Согласный звук [м]—[м'], буква «М».

Звуковой анализ слова «малыш»

Формирование умения понимать переносное значение слов и выражений, которые в зависимости от словосочетаний меняют значение.

Формирование умения рассуждать, четко выражая свои мысли. Знакомство с буквой «М».

Упражнение в проведении звукового анализа слова.

Развитие мелкой моторики

9

Согласный звук [н]—[н'], буква «Н». Звуковой анализ слова «насос»

Формирование умения понимать переносное значение слов и выражений, которые в зависимости от словосочетаний меняют значение.

Формирование умения подбирать слова, противоположные по смыслу.

Развитие фонематического восприятия через нахождение слов со звуками [н]—[н'].

Знакомство с буквой «Н».

Упражнение в проведении звукового анализа слова.

Развитие мелкой моторики

10

Согласный звук [р]—-[р'1, буква «Р». Введение понятия «ударение»

Формирование умения подбирать слова, близкие по смыслу, используя разные степени имен прилагательных; образовывать новые слова (имена прилагательные) с помощью суффиксов -еньк (-оньк); -оват (-еват); -ущ (-ющ); -енн (-ейш). Формирование умения рассуждать, четко выражая свои мысли. Знакомство с буквой «Р».

Знакомство с ударением; формирование умения разбивать слова на слоги, выделять ударный слог.

Развитие мелкой моторики и ориентировки на листе бумаги

11

Согласный звук [с]—[с'], буква «С». Ударение

Формирование умения точно называть предмет, его качества и 1 действия.

Формирование умения рассуждать, четко выражая свои мысли. Знакомство с буквой «С».

Продолжение знакомства с ударением; формирование умения разбивать слова на слоги, выделять ударный слог.

Развитие мелкой моторики и ориентировки на листе бумаги

12

Декабрь

Согласный звук [л]—[л'], буква «Л». Предложение.

Звуковой анализ слова «лампа»

Формирование умения точно обозначать ситуацию, подбирать синонимы и антонимы.

Продолжение знакомства с предложением; формирование умения графически «записывать» предложения в тетради, ориентироваться на листе бумаги.

Развитие фонематического слуха.

Закрепление соотношения «звук-буква».

Знакомство с буквой «Л».

Развитие мелкой моторики и ориентировки на листе бумаги

13

Согласный звук [х]—[х'], буква «X». Предложение.

Звуковой анализ слова «сахар»

Формирование умения находить слова, точно оценивающие ситуацию.

Формирование умения рассуждать, четко выражая свои мысли. Закрепление умения графически «записывать» предложения в тетради, ориентироваться на листе бумаги.

Знакомство с буквой «X».

Знакомство с ударением; формирование умения разбивать слова на слоги, выделять ударный слог; обозначать знак ударения на схеме.

Развитие мелкой моторики

14

Согласный звук [ш], буква «Ш». Работа со штампами

Упражнение в образовании множественного числа и правильном употреблении слов в родительном падеже.

Формирование умения подбирать к словам определения и слова, обозначающие действие; определять количество слогов и выделять ударный слог, подбирать слова, сходные по звучанию. Знакомство с буквой «Ш».

Формирование правильного распределения мышечной нагрузки руки

15

Многозначные слова.

Согласный звук [к]-—[к'], буква «К». Введение понятия «глухой согласный звук»

Формирование представления о разных значениях многозначного слова.

Формирование умения подбирать признаки и действия к заданным словам.

Формирование умения определять количество слогов в словах, сходных по звучанию.

Знакомство с понятием «глухой согласный звук».

Знакомство с буквой «К».

Развитие мелкой моторики и ориентировки на листе бумаги

16

Январь

Составление предложений с заданными словами.

Согласный звук [п]—[n'j, буква «П». Закрепление понятия «глухой согласный звук»

Формирование умения различать предметы, которые называются одним словом, закреплять представление о многозначном слове. Формирование умения составлять предложения с заданными словами.

Развитие фонематического слуха, закрепление понятия «глухой согласный звук».

Знакомство с буквой «П».

Развитие мелкой моторики и ориентировки на листе бумаги

17

Звуковой анализ слова «кошка». Согласный звук [т]—[т/], буква «Т». Закрепление понятия «глухой согласный звук»

Формирование умения сопоставлять название животного и его движения.

Формирование умения подбирать признаки и действия к заданным словам.

Закрепление умения определять количество слогов и выделять ударный слог.

Уточнение артикуляции звуков [т] и [т'], упражнение в их дифференциации.

Знакомство с буквой «Т».

Формирование правильного захвата орудия письма (щепоть). Развитие мелкой моторики и ориентировки на листе бумаги

18

Согласный звук [з]—[з'], буква «3». Введение понятия «звонкий согласный звук»

Формирование умения сопоставлять предметы и находить слова, противоположные по смыслу.

Знакомство с разными значениями слова «идти».

Формирование умения находить слова с противоположным значением; заканчивать простые и сложные предложения. Формирование умения подбирать признаки и действия к заданным словам.

Знакомство с понятием «звонкий согласный звук». Формирование умения определять количество слогов в словах, сходных по звучанию, и выделять ударный слог.

Знакомство с буквой «3».

Развитие мелкой моторики и ориентировки на листе бумаги

19

Февраль

Согласный звук [в]—[в'], буква «В». Закрепление понятия «звонкий согласный звук».

Звуковой анализ слова «волки»

Формирование умения подбирать слова, противоположные по смыслу, и определения к заданным словам.

Расширение представления о разных значениях многозначного слова (глагола).

Уточнение артикуляции звуков [в] и [в'].

Формирование умения определять количество слогов в словах, сходных по звучанию.

Знакомство с буквой «В».

Развитие мелкой моторики и ориентировки на листе бумаги. Формирование правильного захвата орудия письма

20

«Летит пулей» — что бы это значило?

Согласный звук [ж], буква «Ж». Схемы предложений

Знакомство с разными значениями многозначных глаголов и имен существительных.

Знакомство с многозначным глаголом «лететь»; формирование умения правильно употреблять в устной речи устойчивые словосочетания (фразеологизмы).

Развитие фонематического слуха.

Закрепление умения определять количество слов в предложении, составлять схему предложения.

Знакомство с буквой «Ж».

Развитие мелкой моторики и ориентировки на листе бумаги

21

Согласный звук [б]—[б'], буква «Б». Многозначные слова.

Звуковой анализ слова «батон»

Знакомство с новыми многозначными словами; формирование умения подбирать слова, сходные по звучанию.

Расширение представления о многозначных глаголах; формирование умения правильно употреблять в речи фразеологизмы. Продолжение работы по звуковому анализу слова. Формирование умения выделять ударный слог и обозначать его на схеме.

Знакомство с буквой «Б».

Развитие мелкой моторики и ориентировки на листе бумага

22

Согласный звук [г]—[г'], буква «Г». Звуковой анализ слова «голуби»

Формирование умения различать смысловые оттенки имен существительных с ласкательно-уменьшительным значением, глаголов, образованных аффиксальным способом, и прилагательных, образованных суффиксальным способом. Продолжение работы по звуковому анализу слова. Формирование умения выделять ударный слог и обозначать его на схеме.

Знакомство с буквой «Г».

Развитие мелкой моторики и ориентировки на листе бумаги

23

Март

Согласный звук [д]—[д'1, буква «Д». Многозначные слова. Звуковой анализ слова «дымок»

Формирование умения объяснять оттенки значений глаголов и имен прилагательных, близких по смыслу, понимать переносное значение слов.

Обогащение словарного запаса.

Продолжение работы по составлению схем коротких предложений.

Знакомство с буквой «Д».

Развитие мелкой моторики и ориентировки на листе бумаги

24

Согласный звук [ц], буква «Ц». Звуковой анализ слова «курица». Смысловая законченность предложения

Формирование умения различать правильное и возможное сочетание слов по смыслу.

Формирование умения образовывать слова с разными смысловыми оттенками.

Продолжение работы по звуковому анализу слова. Формирование умения выделять ударный слог и обозначать его на модели.

Акцентирование внимания на смысловую законченность предложения

Знакомство с буквой «Ц»; развитие умения узнавать графический образ буквы.

Развитие мелкой моторики и ориентировки на листе бумаги

25

Согласный звук [ч], буква «Ч». Звуковой анализ слова «часики». Чистоговорки

Формирование умения использовать в предложении приставочный глагол противоположного значения.

Расширение представления о многозначных глаголах, формирование умения правильно употреблять в речи фразеологизмы. Продолжение работы по звуковому анализу слова. Формирование умения выделять ударный слог и обозначать его на схеме.

Обращение внимания на смысловую законченность предложения.

Отработка четкой артикуляции.

Знакомство с буквой «Ч».

Развитие мелкой моторики и ориентировки на листе бумаги

26

Согласный звук [щ], буква «Щ». Нахождение буквы в письменном тексте.

Работа с текстом

Формирование умения подбирать близкие и противоположные по значению слова разных частей речи к заданной ситуации. Уточнение артикуляции звука [щ].

Знакомство с буквой «Щ».

Формирование умения находить в отдельных словах и предложениях заданную букву.

Развитие мелкой моторики и ориентировки на листе бумаги. Развитие коммуникативных способностей на основе общения

27

Апрель

Согласный звук [ф]—[ф'], буква «Ф».

Звуковой анализ слова «фиалки»

Развитие точности словоупотребления в связных повествовательных рассказах.

Продолжение работы по звуковому анализу слова. Формирование умения выделять ударный слог и обозначать его на схеме.

Развитие фонематического слуха.

Знакомство с буквой «Ф».

Формирование правильного захвата орудия письма.

Развитие мелкой моторики и ориентировки на листе бумаги

28

Согласный звук [й], буква «Й». Звуковой анализ слова «чайник»

Развитие точности словоупотребления в связных повествовательных рассказах.

Формирование развития внимания и фонематического слуха детей.

Продолжение работы по звуковому анализу слова. Формирование умения выделять ударный слог и обозначать его на схеме.

Развитие фонематического слуха.

Знакомство с буквой «Й».

Формирование правильного захвата орудия письма.

Развитие мелкой моторики и ориентировки на листе бумаги

29

Сочетание звуков [йэ], буква «Е». Звуковой анализ слова «лента»

Развитие точности словоупотребления в связных повествовательных рассказах.

Формирование умения слышать при произнесении сочетание звуков [йэ].

Продолжение работы по звуковому анализу слова. Формирование умения выделять ударный слог и обозначать его на схеме.

Развитие фонематического слуха.

Знакомство с буквой «Е».

Формирование правильного захвата орудия письма.

Развитие мелкой моторики и ориентировки на листе бумаги

30

Сочетание звуков [йа], буква «Я». Звуковой анализ слова «няня»

Развитие точности словоупотребления в связных повествовательных рассказах.

Закрепление знания о гласных звуках и ударении; развитие фонематического слуха.

Формирование умения слышать при произнесении сочетание звуков [йа].

Продолжение работы по звуковому анализу слова.

Формирование умения выделять ударный слог и обозначать его на схеме.

Знакомство с буквой «Я».

Формирование правильного захвата орудия письма.

Развитие мелкой моторики и ориентировки на листе бумаги

31

Май

Сочетание звуков [йу], буква [Ю]. Звуковой анализ слова «клюшка»

Акцентирование внимания на то, что некоторые слова не изменяются в речи.

Упражнение в образовании форм глагола «хотеть» (хочу — хочет, хотим — хотят).

Формирование умения слышать при произнесении сочетание звуков [йу].

Продолжение работы по звуковому анализу слова. Формирование умения выделять ударный слог и обозначать его на схеме.

Развитие фонематического слуха.

Знакомство с буквой «Ю».

Формирование правильного захвата орудия письма.

Развитие мелкой моторики и ориентировки на листе бумаги

32

Сочетание звуков [йо], буква [Ё]. Звуковой анализ слова «звёзды»

Упражнение в составлении распространенных предложений. Упражнение в употреблении трудных форм родительного падежа множественного числа имен существительных (ботинок, чулок, носков, тапочек, рукавичек).

Формирование умения слышать при произнесении сочетание звуков [йо].

Продолжение работы по звуковому анализу слова. Формирование умения выделять ударный слог и обозначать его на схеме.

Развитие фонематического слуха.

Знакомство с буквой «Ё».

Формирование правильного захвата орудия письма.

Развитие мелкой моторики и ориентировки на листе бумаги

33

Буквы «Ь» и «Ъ» (мягкий и твердый знаки).

Звуковой анализ слова «день»

Развитие точности словоупотребления в связных повествовательных рассказах.

Повторение в ходе игры временных категорий.

Знакомство с последними буквами алфавита, которые не обозначают звуков.

Упражнение в нахождении этих букв в словах и тексте.

Развитие фонематического слуха.

Развитие мелкой моторики и ориентировки на листе бумаги

34

Алфавит.

Закрепление пройденного материала по основным единицам речи: звуку, слову, предложению

Закрепление представления о слове как единице языка (слово звучит; есть длинные и короткие по звучанию слова). Формирование умения произносить чистоговорку в разном темпе, с разной силой голоса.

Формирование умения самостоятельно составлять короткие загадки-описания, принимать участие в сочинении. Формирование умения самостоятельно составлять предложения. Знакомство с понятием «алфавит».

Развитие фонематического слуха.

Закрепление образов букв.

Развитие тактильных ощущений


Диагностика проводится по 4 разделам

* Определение понятий: звук, буква, слог, слово, предложение.  

* Фонематический слух, анализ и синтез слов.

* Знание знаковой системы языка (букв), опознание буквы в ее связи со звуком.

* Слияние в слог нескольких букв, слияние нескольких слогов в слово.

 Показатели уровня овладения детьми программы:

«-»  - при выполнении заданий нуждается в помощи

«+» - задания выполняет самостоятельно

«*» -  быстро осмысливает и выполняет задания,  проявляет инициативу и творческую активность


Ф.И. ребенка

Анализ предложения и графическая запись

Различать гласные и согласные (мягкие и твердые) звуки

Определение понятий: звук, буква, слог, слово, предложение.

Фонематический слух, анализ и синтез слов.

Знание знаковой системы языка (букв), опознание буквы в ее связи со звуком.

Слияние в слог нескольких букв, слияние нескольких слогов в слово.

Начало года

Конец года


Работа с родителями

Для всестороннего развития и успешного воспитания детей взаимодействие семьи и дошкольного учреждения просто необходимо. Поэтому необходимо  в группе  установить деловой доверительный контакт с родителями, привлекая их к воспитанию, развитию своих детей и к активному участию в жизни группы.

Что касается раздела «Развитие ориентировки в звуковой стороне речи и овладение произвольными движениями рук», то  предполагается следующая работа:

  1. Знакомство родителей с программными задачами на учебный год на родительских собраниях[1];
  2. Беседы с родителями об индивидуальном развитии  их ребенка по этому разделу;
  3. Проведение   консультаций   по   определенной    развивающей    задаче  (н/р, «Интонационное выделение звука» и т.п.);
  4. Тематические    материалы    в    папках-передвижках    (иногда    по    желанию родителей (н/р, «Пальчиковые игры», «Словесные игры» и т.п.);
  5. Выставки книг по подготовке детей к грамоте;
  6. Выставки дидактических игр по грамоте;

7. Консультации по подбору развивающих дидактических игр для детей дошкольного возраста по грамоте (развитие фонематического слуха, закрепление букв русского алфавита и т.п.).

Оформление предметно-пространственной среды

  1. Программно-методическое  обеспечение;
  2. Учебные  групповые  помещения;
  3. Оборудование:

-   для  подготовки   первоначальных основ  грамоты,

-   пропедевтики  руки  к  письму.

Важным аспектом работы в детском саду является  правильно организованная развивающая предметно-пространственная  среда.

  • предметными картинками;
  • дидактическим пособием «Звуковые  часы» со сменными картинками;
  • атрибутикой для игр: «Детский мир», «Магазин», «Зоопарк», «В лесу» и т.д.;
  • ширмой;
  • музыкальными инструментами;
  • игрушками, фишками-игрушками, стихами, картотекой чистоговорок, потешек;
  • дидактической игрой «Найди слова - «друзья»;
  • рабочими листами по развитию фонематического слуха;
  • карандашами, фломастерами;
  • карточками-схемами (для звукового анализа слова: по звукам, по слогам).

Все эти материалы доступны для детей, постоянно меняются и достаточно эмоционально привлекательны.

В окружении ребенка должен  находиться   стимулирующий его развитие материал трех типов:

  • во-первых, использовавшийся   в процессе специально организованного обучения;
  • во-вторых, иной, но похожий материал;
  • в-третьих, «свободный», то есть позволяющий ребенку применять усвоенные средства и способы познания в других обстоятельствах.

     Выступая в роли посредника между ребенком и окружающей его средой, педагог должен  быть  не пассивным наблюдателем, а активным участником, партнером детей.

Расписание

Название кружка

День недели

Время

«АБВГДей-ка»

вторник

15.30-16.00

        

 

ЛИТЕРАТУРА

  1. Волина В.В. Занимательное азбуковедение. – М., 1989.
  2. Глинка Г.А. Буду говорить, читать, писать правильно. – С.-Пб., 2008
  3. Жукова Н.С. Домашний букварь. –Екатеренбург, 2011.
  4. Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи – М., 2005
  5. Программыа «Развитие речи и подготовка к обучению грамоте » (авторы Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, Т.Р. Кислова)

Приложение 

Анкета для родителей для выявления уровня знаний детей 5 - 7 лет по обучению грамоте

Уважаемые родители! Вашему вниманию предлагается анкета по оценке знаний Вашего ребенка. Выберите наиболее подходящий, с Вашей точки зрения, вариант ответа. Постарайтесь максимально адекватно оценить знания Вашего ребенка. Это поможет педагогам группы в планировании работы с детьми в будущем учебном году. А проведение маленьких диагностических заданий позволит Вам лучше узнать своего ребенка.

1. Может ли Ваш ребенок подобрать слова с заданным звуком? Назови слова, в которых есть звук …..

- Может самостоятельно подобрать 10 и более слов.

- Может самостоятельно подобрать 6 – 9 слов.

- Может назвать самостоятельно 3-5 слов.

 - Называет 1-2 слова.

- Выделяет звук в словах только при помощи взрослого, называет слова наводящим вопросам.

2. Может ли Ваш ребенок определить место звука в слове: начало, середина, конец.

- Может, выполняет задание самостоятельно.

- Определяет при помощи взрослого.

- Не понимает задание.

3. Умеет ли Ваш ребенок давать характеристику звуков русского языка? А – гласный, Б - согласный, звонкий, твердый.

- Умеет, самостоятельно выполняет задание.

- Может самостоятельно дать характеристику некоторых звуков.

- Дает характеристику под руководством взрослого

- не понимает задание

4. Соотносит ли Ваш ребенок звуки русского языка с квадратами – символами их обозначающими?

- Соотносит, может объяснить, почему именно этот квадрат. (Б – синий с колокольчиком. Синий потому что твердый, с колокольчиком потому что звонкий; А – красный, потому что гласный)

- Соотносит только гласные звуки.

- Соотносит, но объяснить не может или ошибается в объяснениях

- не понимает задания.

5. Умеет ли Ваш ребенок выполнять звуковой анализ 3-х, 4-х звуковых слов: назвать звуки в слове по порядку, обозначить каждый звук квадратом – символом, составить схему слова?

- Да умеет и самостоятельно делает.

- Может выполнить при небольшой помощи взрослого

- Допускает ошибки, требуется дополнительное объяснение и повторение.

- не понимает задания.

6. Умеет ли Ваш ребенок делить слова на слоги?

- Да умеет, делит на слоги слова любой сложности

- Да умеет, правильно делит слова с простыми слогами (машина, кошка, черепаха), затрудняется в словах со стечением согласных (тигр, крошка, строчка и т.д.)

- Делит на слоги короткие слова из 1-2 слогов, более длинные затрудняется.

- не умеет делить слова на слоги.

7. Может ли Ваш ребенок подобрать слово с заданным количеством слогов? Придумай слово из 2 (1, 3) слогов.

- может, легко называет 3-5 слов

- может придумать 1 слово

- ошибается с количеством слогов, но может исправиться сам после предложения  подумать.

- не может подобрать слова.

8. Может ли Ваш ребенок придумать предложение с заданным словом? Придумай предложение со словом ДОМ.

- Может, легко придумывает 3-5 предложений и более

- Может придумать 1-2

- не может придумать

9. Может ли Ваш ребенок придумать предложение с заданным количеством слов? Придумай предложение, в котором 3 слова.

- Придумывает 3-5 предложений и более, не допускает ошибок в количестве слов, предлоги считает, как отдельные слова.

- Может придумать предложения, ошибается в счете слов в предложениях, в которых есть предлоги, не считает их отдельным словом.

- Придумывает предложения по образцу взрослого

- не понимает задания.

10. Знает ли Ваш ребенок буквы, умеет правильно их писать?

- Знает почти все буквы, правильно пишет.

- Знает почти все буквы, на письме допускает ошибки (может писать не в ту сторону)

- Знает буквы, с которыми знакомились на занятиях в детском саду, правильно их пишет

- Знает некоторые буквы.

- Буквами не интересуется.

11. Умеет ли Ваш ребенок читать?

- Да умеет, легко читает небольшие тексты, понимает смысл прочитанного.

- Да, читает слова любой сложности и длины, понимает смысл прочитанного.

- Да умеет, читает слова из 1-2 слогов, понимает смысл прочитанного

- Да умеет, читает слоги со знакомыми буквами

- Знает все буквы, но не читает

12.Ваши предложения по дальнейшему обучению детей


[1] Приложение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружка « АБВГД-ейка» Раздел «Обучение дошкольников грамоте» для детей старшей группы (5-6 лет)

Цель: формирование всех сторон речи, подготовка детей к освоению грамоты, обучение навыкам чтения. Задачи: Развивающие:·         Развивать жела...

Рабочая программа по дополнительным образовательным услугам «АБВГД – ка» и перспективное планирование

Деятельность педагога с детьми  по обучению грамоте дополняет деятельность  по развитию речи, расширяет развивающие задачи, приводит к системности и последовательности знаний, получаемых дет...

Свидетельство о прохождении редакционной экспертизы программы "АБВГД-йка"

Свидетельство о прохождении редакционной экспертизы программы "АБВГД-йка"...

Рабочая программа логопедического кружка " АБВГДей-ка"

Неумение  читать  является серьезной проблемой при обучении ребенка в школе. Кроме того, семилетнему ребенку труднее овладеть чтением, чем шестилетнему. Но прежде чем начать читать, ре...

Рабочая программа педагога с детьми дошкольного возраста (4-5 лет) группы АБВГД-ка на 2021-2022 учебный год

Рабочая программа группы общеразвивающей направленности по развитию детей дошкольного возраста с 4 до 5  лет "АБВГД-ка" разработана в соответствии с федеральным государственным образова...

Рабочая программа группы общеразвивающей направленности с 5 до 6 лет «АБВГД-ка» на 2022-2023 учебный год

Рабочая программа группы общеразвивающей направленности по развитию детей дошкольного возраста с 5 до 6 лет "АБВГД-ка" разработана в соответствии с федеральным государственным образовательны...

Дополнительная образовательная программа "АБВГД-ка" (6-7 лет)

Помимо применения классического фонетического метода обучения чтению, в программу включены упражнения различных авторов из нейропсихологии и логопедической коррекции речи детей дошкольного возра...