Программа кружка "По дороге к азбуке"
методическая разработка по обучению грамоте (старшая, подготовительная группа) на тему
Программа кружка по обучению детей старшего возраста расчитана на два года.Общая цель программы – подготовить в ходе дошкольного и школьного развивающего обучения функционально грамотную личность как показатель качественного обучения. Актуальность: программа ориентирована на развитие устной речи детей, подготовку к обучению грамоте в начальной школе и предупреждение ошибок в чтении и письме. Цель программы: развитие и коррекция умений говорения и слушания, обогащение активного, пассивного и потенциального словаря ребенка, развитие грамматического строя речи, умений связной речи, фонетико-фонематических представлений с опорой на речевой опыт ребенка — носителя языка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
no12_programma_kruzhka_po_doroge_k_azbuke.doc | 317 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка-детский сад №28»
Утверждаю _____________________
Директор МКДОУ «Центр развития ребенка-
детский сад №28» Нечуйкова В.Н.
Программа дополнительного образования по образовательной области «Речевое развитие» для детей 5 - 7 лет с учетом федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования
«По дороге к азбуке»
Воспитатель: Братишко Д.Л.
г.Михайловск
2015-2017 учебный год
Пояснительная записка
Курс развития речи и обучения грамоте для дошкольников 5 - 7 лет является начальным звеном непрерывного курса «обучение грамоте – русский язык – чтение и литература» для 1-11 классов, который создается в рамках программы «Школа 2100». Общая цель программы – подготовить в ходе дошкольного и школьного развивающего обучения функционально грамотную личность как показатель качественного обучения.
Дошкольный курс развития речи и подготовки к обучению грамоте призван обеспечить качественную подготовку детей к обучению в начальной школе.
Актуальность: программа ориентирована на развитие устной речи детей, подготовку к обучению грамоте в начальной школе и предупреждение ошибок в чтении и письме.
Цель программы: развитие и коррекция умений говорения и слушания, обогащение активного, пассивного и потенциального словаря ребенка, развитие грамматического строя речи, умений связной речи, фонетико-фонематических представлений с опорой на речевой опыт ребенка — носителя языка.
Задачи:
- формирование мотивации учения и интереса к самому процессу обучения;
- развитие наглядно-образного и формирование словесно-логического мышления, умения делать выводы, обосновывать свои суждения;
- формирование приемов умственных действий: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, исключения, моделирования, конструирования;
- развитие памяти, внимания, творческих способностей, воображения, вариативности мышления;
- развитие учебных умений: умений работать в коллективе и взаимодействовать, доводить начатое до конца, работать внимательно и сосредоточенно, планировать и контролировать свои действия;
- развитие умений общения со взрослыми и сверстниками, умений видеть мир глазами другого человека;
- развитие умения говорения и слушания (5-6 лет); говорения, слушания и чтения (6-7 лет);
- развитие интереса и внимания к слову, к собственной речи и речи окружающих;
- обогащение активного, пассивного, потенциального словаря; развитие и коррекция грамматического строя речи, связной речи с опорой на речевой опыт ребенка;
- развитие умений оперировать единицами языка: звуком, слогом, словом, словосочетанием, предложением;
- развитие звуковой культуры речи;
- расширение представлений об окружающем мире, явлениях действительности с опорой на жизненный опыт ребенка.
Решение этих задач осуществляется в процессе занятий по развитию речи и подготовке к обучению грамоте с детьми 5-6 лет (первый год обучения) и по развитию речи и подготовке к обучению грамоте с детьми 6-7 лет (второй год обучения). Занятия разработаны на основе программы дошкольного курса развития речи и подготовки к обучению грамоте Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, Т.Р.Кисловой.
Данная программа рассчитана на два года обучения. Занятия в старшей группе (первый год обучения) проводятся один раз в неделю (вторник) во второй половине дня не более 25 минут. Количество занятий в 2015 – 2016 учебном году – 29.
Содержание образовательной деятельности для первого года обучения (5-6 лет)
- Лексическая работа:
-наблюдение за лексическим значением слов — название предметов, признаков, действий; за многозначными словами, словами с противоположным значением в речи;
-обогащение словарного запаса детей словами тематических групп в соответствии с темами бесед;
-развитие умения делить слова на тематические группы по смыслу, группировать слова;
-создание условий для употребления новых слов в собственной речи.
- Развитие грамматического строя речи:
-наблюдение за образованием слов приставочным и суффиксальным способами по определенным моделям, упражнение в образовании слов по образцу;
-наблюдение за однокоренными словами, выделение их из группы слов, подбор однокоренных слов;
-формирование навыка образования и употребления форм слов, согласования прилагательных с существительными в роде, числе, падеже;
-практическое знакомство со словосочетанием и предложением;
-знакомство с предлогами; развитие умения выделять предлоги из словосочетания и предложения, подбор предлогов к словам, исправление ошибок и употребление предлогов.
- Развитие связной устной речи:
-обучение ответам на вопросы, диалогической речи;
-обучение составлению предложений, распространению предложений, добавлению недостающих слов;
-обучение подробному пересказу текста;
-обучение составлению устной загадки-описания, рассказа-описания, рассказа по сюжетной картине, по серии картинок, по опорным словам и т.д.
- Развитие простых форм звукового анализа:
-знакомство со звуками; гласные и согласные звуки; выделение звука в начале слова; твердые и мягкие согласные звуки.
Перспективный план кружковой работы в старшей группе
№ занятия | Тема | ||
1 | Осень. Звуки. | ||
2 | Овощи-фрукты. Звуки [А], [О], [Э]. | ||
3-4 | Геометрические фигуры. Звуки [Ы], [У], [И]. | ||
5-6 | Дом. Семья. Согласные звуки. | ||
7-8 | Посуда. Звуки [М], [М`]. | ||
9-10 | Рабочие инструменты. | ||
11 | Одежда. Обувь. Головные уборы. | ||
12 | Звуки [П], [П`]. | ||
13 | Зима. Звуки [Н], [Н`]. | ||
14 | Звери. Звуки [Л], [Л`]. | ||
15 16 | Домашние животные. Звуки [В], [В`] | ||
17 | Птицы. Звуки [Т], [Т`] | ||
Содержание образовательной деятельности для второго года обучения (6-7 лет)
Основная цель — работа над звуковой культурой речи детей, а основное содержание — звуко-слоговой анализ слов. Работа по звуко-слоговому анализу слов сочетается с работой по развитию речи.
- Звуки:
-понятие «звук»; органы артикуляции, способы произнесения звука, его условное обозначение;
-акустические характеристики звука: согласные и гласные звуки; твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные;
-выделение в слове гласных звуков, согласных звуков, твердых или мягких, звонких или глухих согласных;
-выделение звука в начале, конце, середине, определение положения звука в слове;
-звуковой анализ состава слогов и слов;
-«чтение» и составление слогов и слов с помощью условных звуковых обозначений.
- Слоги:
-понятие «слог», слоговой анализ слов;
-подбор слов на заданное количество слогов;
-выделение в словах первого и последнего слогов;
-подбор слов на заданный слог;
-составление прямых и обратных слогов.
- Слова:
-выявление различий в звуковом (слоговом) составе двух слов;
-составление слова из звуков и слогов, из первых (последних) звуков или слогов в названии картинок;
-изменение слов путем замены, перестановки, добавления, исключения звуков или слогов;
-выявление повторяющихся в словах слогов с последующим их добавлением к другим словам;
-восстановление нарушенной последовательности звуков или слогов в структуре слова;
-последовательное преобразование слова в другие слова путем неоднократного изменения его звукового или слогового состава.
- Буквы:
-знакомство с буквами;
-дифференциация понятий «звук» и «буква»;
-согласные и гласные буквы;
-соотнесение букв и звуков.
- Связная устная речь:
-обучение ответам на вопросы диалогической речи;
-обучение составлению предложений, распространению предложений, добавлению недостающих слов;
-обучение подробному пересказу текста;
-обучение составлению рассказа-описания, рассказа по сюжетной картине, по серии картинок, творческих рассказов.
Перспективный план кружковой работы в подготовительной группе
№ занятия | Тема |
1 | Звуки, буквы, слова. |
2 | Гласные звуки и их дифференциация. |
3 | Звуки [М] и [М`]. Согласные звуки. Слоги. |
4 | Звуки [Н] и [Н`]. Твёрдые и мягкие согласные. |
5 | Звуки [П] и [П`]. Рассказ по сюжетной картине. |
6 | Звуки [Т]и [Т`] |
7 | Звуки [К] и [К`] |
8 | Звуки [Х] и [Х`] |
9 | Звуки [Ф] и [Ф`].Пересказ текста. |
10 | Звук [Й]. комбинированный рассказ. |
11 | Звуки [ЙО], [ЙУ], [ЙА], [ЙЭ] – дружные звуки. |
12 | Звук [Л] и [Л`]. |
13 | Дифференциация звуков [Л] и [Й]. |
14 | Звуки [В] и [В`]. Рассказ по сюжетной картине. |
15 | Дифференциация звуков [В]- [Ф], [В`] - [Ф`]. |
16 | Звонкие и глухие согласные. |
17 | Звук [Ч`]. |
18 | Звук [Щ`]. Дифференциация звуков [Ч`] - [Щ`]. |
19 | Звуки [Б] и [Б`]. |
20 | Дифференциация звуков [Б] - [П], [Б`] - [П`]. |
21 | Звуки [Д] и [Д`]. |
22 | Дифференциация звуков [Д] - [Т], [Д`]- [Т`]. |
23 | Звуки [С] и [С`]. Рассказ по сюжетной картине. |
24 | Звук [Ц]. |
25 | Дифференциация звуков [Ц] - [С], [Ц] - [Ч]. |
26 | Звуки [Г] и [Г`]. |
27 | Дифференциация звуков [Г] - [К], [Г`] - [К`]. |
28 | Звуки [З] и [З`]. Комбинированный рассказ. |
29 | Дифференциация звуков [С] - [З], [С`] - [З`]. |
30 | Звук [Ш]. |
31 | Дифференциация звуков [Ш] - [С], [Ш] - [Щ`]. |
32 | Звук [Ж]. Пересказ текста. |
33 | Дифференциация звуков [Ж] - [Ш], [Ж] - [З]. |
34 | Звуки [Р] и [Р`]. |
35 | Дифференциация звуков [Р] - [Л], [Р`] - [Л`]. |
36 | Страна АЗБУКА (итоговое занятие). |
Оценка индивидуального развития ребенка.
Оценка индивидуального развития ребенка поможет получить представление о возможностях ребенка, посещающего кружок, и в соответствии с полученными данными в дальнейшем выстраивать индивидуальный маршрут развития дошкольника.
Оценка проводится два раза в год: в начале учебного года и после окончания курса кружка.
Мониторинг образовательного процесса проводится педагогами, ведущими занятия с дошкольниками. Данные о результатах мониторинга заносятся в диагностическую карту.
Карта индивидуального развития ребенка. ФИ ребенка. Дата рождения Группа Воспитатель | ||
Психологическое развитие | Начало года | Конец года |
Внимание (устойчивое, неустойчивое, рассеянное) | ||
Работоспособность (стабильная, нестабильная, отмечается быстрая утомляемость, повышенная утомляемость) | ||
Познавательное развитие | ||
Определяет последовательность действий | ||
Умеет складывать разрезные картинки | ||
Умеет выявлять логические несоответствия | ||
Находит 2 – 3 отличия | ||
Умеет выделить лишнее | ||
Разъясняет значение слов | ||
Речевое развитие | ||
Темп речи (равномерный, ускоренный, замедленный, неравномерный) | ||
Интонация (речь эмоциональная, недостаточно интонированная, монотонная) | ||
Звукопроизношение (речь чистая, нарушено произношение отдельных звуков, речь неразборчивая) | ||
Фонематический слух (норма, снижен) | ||
Многосложные слова (искажает, не искажает) | ||
Словарь (обширный, соответствует норме, ограниченный, крайне ограниченный) | ||
Словообразование и словоизменение (успешно, допускает отдельные ошибки, затруднительно) | ||
Грамматический строй речи (речь правильная, незначительные аграмматизмы, большое количество аграмматизмов) | ||
Употребление предлогов (правильно, неправильно) | ||
Связная речь (сформирована, вызывает затруднения, не сформирована) |
Документация.
- Программа.
- Карты индивидуального развития
- Журнал посещаемости.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Развитие речи детей старшего дошкольного возраста по курсу «По дороге к азбуке». Комплексная программа воспитания и развития «Детский сад 2100»
Мы знаем, что большое значение в развитии ребёнка имеет речь. Основная цель работы в данном направлении - формирование правильной, грамотной речи, развитие которой осуществляется в различных вид...
Консультация для воспитателей. Тема: Развитие речи детей старшего дошкольного возраста по курсу «По дороге к азбуке», программа «Школа 2100»
Развитие речи детей старшего дошкольного возраста по курсу «По дороге к азбуке», программа «Школа 2100»...
Конспект открытого занятия «По дороге к Азбуке» Комплексная программа «Школа 2100» Занятие № 45 (старшая группа) Тема: Звук [С\']
За основу взят конспект из методички "По дороге к Азбуке", но я добавила свои разработки, игры, задания....
Дополнительная общеразвивающая программа "По дороге к Азбуке"
Своевременная работа по подготовке детей к школе является актуальной и важной задачей, стоящей перед педагогом. Данная программа способствует развитию активной мыслительной деятельности, работоспособн...
Рабочая программа по обучению грамоте (чтение) . Адаптация детей к школе. (Детский сад 2100. Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, Т.Р. Кислова. «По дороге к азбуке». 3 и 4 части)
Обучение грамоте (чтение)30 занятий в год – 1 занятие в неделю(Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, Т.Р. Кислова. «По дороге к азбуке». 3 и 4 части) Программа составлена на основе Комплек...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «По дороге к Азбуке» для детей 6-7 лет
Подготовка детей к чтению...
Рабочая программа кружка дополнительного образования дошкольников по обучению правилам дорожного движения и безопасному поведению на дороге «Дорожная Азбука»
Данная программа разработана в силу особой актуальности проблемы обеспечения безопасности дошкольников на дорогах и улицах.Статистические данные об участии детей в ДТП, а также отсутствие качест...