игра "Садовая азбука"
методическая разработка по обучению грамоте (старшая, подготовительная группа) на тему
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Как быстрее всего выучить буквы с ребенком? Самый простой способ - это повесить плакат с алфавитом на стену и регулярно озвучивать его ребенку… Но… не для всех детей такой метод работает! К сожалению, многим деткам очень быстро становится скучно, и они просто "сбегают" от таких занятий.
Если вы попали в такую ситуацию – не отчаивайтесь! Существует множество веселых игр на изучение букв, которые обязательно понравятся ребенку! А главное игру всегда можно сделать своими руками.
Перед началом изучения букв важно не забыть:
Большинство педагогов-дошкольников сходятся в том, что, лучше всего учить с детьми «звуковую» интерпретацию букв (не «Ка» а «К», не «Бэ», а «Б» и т.д.).
Это делается для того, чтобы впоследствии ребенку было намного легче учиться складывать слоги.
Сравните, в каком случае ребенку будет легче «сообразить» как составить слог:
Звуковой вариант: «Б» + «А» = «БА»
Буквенный вариант: «Бэ» + «А» = ????? - по логике вещей детям часто хочется в этом месте сказать «БэА», и вот тут-то и возникает основная проблема, с которой сталкиваются многие дети – при чтении слогов ребенку трудно мысленно отбросить от «Ка» звук «а», от «Вэ» - звук «э» и т.п. (им хочется читать не «ВА», а «ВЭА», не «БУ», а «БэУ» и т.п.)
И эта сложность становится серьезным препятствием для обучения ребенка навыку соединения отдельных букв в слоги.
Поэтому изучение «звуковой» интерпретации букв будет намного предпочтительней.
Данный способ обучения буквам совсем не означает, что ребенок не должен знать, что буква и звук - разные понятия, что согласная буква может обозначать два звука - твердый и мягкий. Но все эти понятия недаром входят в программу обучения грамоте в первом классе: для их усвоения нужны достаточно зрелые функции мышления - анализ, синтез, обобщение, абстрагирование. А ребенок дошкольного возраста владеет этими мыслительными операциями только на элементарном уровне. Придет время и ваш малыш усвоит знания по фонетике языка, выучит названия букв по алфавиту. А пока он может учиться читать и без этих знаний.
Итак, предоставляем вам интересную игру для изучения букв и слогов.
Составили: воспитатели:
Васильева Е.В.
Биктимирова С.В.
Игра «Садовая азбука»
Цель: знакомство со звуком и буквой
Задачи:
Знакомить с артикуляционным укладом при произношении звука
Формировать навык определять место звука(буквы) в слове
Развивать мелкую моторику, зрительное и слуховое внимание
Развивать умение делать буквенный синтез, слоговой анализ
Варианты игры.
1. Знакомство с игрой.
Педагог загадывает ребенку загадки :
В саду на дереве растёт
Красивый, вкусный, сочный плод.
Я подскажу: на букву "Я"
Он начинается, друзья.
(Яблоко)
Средь фруктовых муз она,
Выделяется всегда.
Любит красоваться в синем,
Сарафан зеленый скинет.
Догадайтесь, что за дива?
Ну, конечно, это…
После того, как ребенок отгадал загадки, просит показать, на каком дереве растут яблоки, а на каком сливы. Для общего развития можно спросить чего больше (меньше)- яблок на яблоне или слив на сливовом дереве.?
Далее педагог объясняет, что деревья эти волшебные, под своими плодами они что-то прячут и предлагает ребенку взять яблоко или сливу, затем спрашивает, что ребенок увидел под яблоком (сливой).
2. Называем буквы.
Сначала педагог объясняет ребенку, что существуют буквы гласные и согласные. Гласные обозначаются красным цветом, а согласные-синим. Ребенку предлагается отгадать, на каком дереве спрятаны гласные, а на каком согласные буквы
В процессе изучения алфавита важное значение имеет процесс повторения. Еще бы! Ведь пока дойдешь до "Я" – надо постараться букву "А" не забыть .Процесс повторения уже усвоенного материала будет веселее с игрой «Половинки»! Вырежьте красивые карточки с буквами, разрежьте их на две и более части, перемешайте. Предложите ребенку «сложить» буквы из частей
Очень полезное занятие – лепить буквы из цветного теста или пластилина. А если соединить лепку с прослушиванием песенок Екатерины Железновой из альбома «Музыкальный букварь» (в которых очень интересно «пропевается» весь процесс лепки) – то лепить будет еще веселее
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Занимательная азбука дошколят"
Пальчиковый игротренинг помогает приобщить родителей к образовательногму процессу, ознакомлению их с нетрадиционными методами и приемами по развитию мелкой моторики детей дошкольного возраста. Создани...
Планирование пректной деятельности,используя ФГТ. Проект "Дорожная азбука"
Планирование проекной деятельности,используя ФГТ...
Конспект НОД " Азбука безопасности" .Конспект НОД: Тема «Азбука безопасности» Составила : Рахимова Зарифа Тахировна. К конспекту прилагается презентация.
Составила : Рахимова Зарифа Тахировна.Цель: Обобщить и систематизировать знания о безопасности в доме.Задачи:Образовательные:— Формировать умения видеть вокруг себя потенциальные опасности в доме...
Презентация "Азбука за азбукой"
Презентация составлена для ознакомления детей с буквами, дополняя традиционный подход оригинальным способом ввиде занимательных стишков, и носит развлекательный характер, что должно доставить детям ра...
Информационно-дидактическое пособие «Экологическая северная Азбука» АЗБУКА ПРИРОДЫ РЕСПУБЛИКИ КОМИ
Информационно-дидактическое пособие включает в себя краткое описания растительного и животного мира республики Коми, а так же сведения о памятниках природы родного края....
Отчет по проекту «Азбука жизни» раздел «Азбука экономики» 2019г. гр. «Солнышко» ГБУСОН РО «СРЦ» г.Волгодонска воспитателя Балковской Лилии Дмитриевны.
Отчет по проекту «Азбука жизни» раздел «Азбука экономики» 2019г. гр. «Солнышко» ГБУСОН РО «СРЦ» г.Волгодонска воспитателя Балков...
Методические разработки к занятиям. Школьное лесничество "Бурундучок" программам "Азбука леса" и "Азбука выживания в лесу"
материал к занятиям по программе "Азбука выживания в лесу"...