Мои методические разработки ( Конспекты занятий)
план-конспект занятия по обучению грамоте

 Тихонова Н.И. учитель-логопед, г.  Новосибирск, МБДОУ д/с 333

В последние годы наблюдается резкое увеличение числа детей с различными речевыми нарушениями. Особенно распростра­ненными являются нарушения письма и чтения.Нарушения чтения у детей изучаются давно, но и поныне это одна из самых актуальных проблем логопедии. Коррекция данных видов нарушений требует целенаправленной и кропотливой работы педагогов, логопеда, родителей. Чтобы этот процесс был интересным, познавательным и нескучным для обучающихся, необходимо разнообразить работу различными играми и упражнениями, которые сломали бы стереотипное представление о чтении, как скучном занятии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект интегрированного занятия учителя – логопеда и психолога

                                   «Путешествие в мир предлогов»

Цели урока: познакомить учащихся с предлогами в, из.

Задачи урока: 

  • научить пользоваться в устной речи предлогами В, ИЗ;
  • различать их по пространственным значениям;
  • формировать у детей представление о смысловом (семантическом) значении предлогов, о предлоге, как об отдельном слове;
  • научить детей правильно произносить и писать предлоги;
  • развивать психические процессы: внимание, память, мышление.
  • воспитывать взаимопомощь.

Оборудование: 

  • картинки: цветы в вазе, вода в стакане, цыплёнок в скорлупе, яблоки в корзине, шарик в руке, девочка в шапке, рыбки в аквариуме;
  • карточки-схемы предлогов;
  • картинки с прорезями с изображением корзины, коробки, гнезда, чашки, вазы, шифоньера;
  • маленькие картинки: мяч, тапочки, яйцо, ложка, цветок, галстук;
  • карточки: помидор – банка, сорока – гнездо, девочка – трамвай, мясо – холодильник, мальчик – дом, карандаш – портфель;
  • разрезные картинки 15x20 с изображением русских народных сказок;
  • карточки с предложениями для индивидуальной работы. 

ХОД УРОКА

I. Организационный момент (проводит психолог)

Приветствие.

1) Игра «Запомни слова» (на развитие зрительного восприятия и объёма зрительной памяти).

Психолог показывает ученикам картинки:

– Что нарисовано на картинках? (Цветы в вазе, вода в стакане, цыплёнок в скорлупе, яблоки в корзине, шарик в руке, девочка в шапке, рыбки в аквариуме). 

Психолог даёт установку на запоминание, после чего картинки убираются. Опрос с самого слабого ученика:

– Назови, что запомнил!
– Назови картинки из первого столбика!
– Назови картинки из второго столбика!
– Назови живые предметы!
– Назови неживые предметы!

Психолог подводит итог работы.

2) Игра «Небылицы» (на развитие слухового восприятия и объёма памяти).

Психолог произносит словосочетания:

– Хлеб из дерева, стол из шерсти, варежки из пластилина, телефон из кожи, сумка из муки.
– Что здесь неверно? А как нужно произносить правильно?
(1 – хлеб из муки, 2 – стол из дерева, 3 – варежки из шерсти, 4 – телефон из пластмассы, 5 – сумка из кожи).
– Давайте вспомним, что у нас получилось?

Опрос с самого слабого ученика:

– Помогайте мне: хлеб – из муки... и т.д.

Опрос с самого слабого ученика по степени сложности:

– А сейчас мы узнаем, кто как запомнил!
– ..., что ты запомнил?
– …, что мы говорили о варежках и столе?
– …, что мы говорили о хлебе и телефоне?
– ..., назови первое и последнее словосочетание.
– ..., назови 3-е и 4-е словосочетание.

Психолог подводит итог работы.

III. Изучение нового материала (проводит логопед)

1) Игра "Задания".

– Что помогает нам понять положение предметов в пространстве? (Предлог).
– Что такое предлог?
(Маленькое слово)
– Давайте, поиграем в игру «Задания». Я буду вам давать задания, а вы их выполнять. Слушайте внимательно!
– Возьмите ручку. Положите её
в коробку. Где лежит ручка? (В коробке)
– Возьмите ручку
в руку! Где сейчас ручка? (В руке)
– Положите ручку
в тетрадь! Где ручка? (В тетради)
– Какое маленькое слово вы произносили в своих ответах?
(В)
– Когда предмет находится внутри чего-то, мы произносим маленькое слово "В".

Демонстрируется карточка со схемой предлога "В". Дети рассматривают и запоминают изображение. 

– Посмотрите, откуда я достала мяч? (Из стола)
– Ручку?
(Из стакана)
– Какое маленькое слово, какой предлог вы говорили?
(ИЗ)
– А сейчас слушайте внимательно! Если предметы находятся внутри чего-то и оттуда движутся или их достают, мы говорим маленькое слово – предлог
ИЗ.

Демонстрируется карточка со схемой предлога ИЗ. Дети рассматривают и запоминают изображение. 

2) Игра «Куда спрятался?» 

У каждого ребёнка одна большая картинка с изображением КОРЗИНЫ, КОРОБКИ, ГНЕЗДА, ЧАШКИ, ВАЗЫ, ШИФОНЬЕРА. В больших картинках сделаны прорези, в которые дети вставляют маленькие картинки: МЯЧ, ТАПОЧКИ, ЯЙЦО, ЛОЖКА, ЦВЕТОК, ГАЛСТУК.
Дети помещают маленький предмет В ..., ИЗ ... Каждый раз логопед спрашивает: ГДЕ? (В ШКАФУ, ИЗ ШКАФА и т. д.).
Логопед подводит итог работы.

IV. Закрепление изученного материала (проводит логопед)

1) Игра «Составь предложение»

У каждого ученика по одной карточке с двумя наклеенными картинками и 2 маленьких карточки-схемы предлогов В и ИЗ.
Карточки: помидор – банка, сорока – гнездо, девочка – трамвай, мясо – холодильник, мальчик – дом, карандаш – портфель.
Логопед подводит итог работы.

2) Физкультминутка (проводит психолог)

Учащиеся выходят к доске и встают в круг. Каждому персонально даются команды-задания:

... встанет посередине кабинета,
..встанет
перед ...,
...встанет
за ...,
... встанет
между ... и ...,
а ... встанет
перед ....

– А сейчас мы будем лепить снежки!

Раз, два, три, четыре,
Мы с тобой комок слепили.
Круглый, крепкий, очень гладкий
И совсем – совсем не сладкий.
Раз – подбросим,
Два – поймаем,
Три – уроним и сломаем.

3) Игра«Собери сказку» на развитие мыслительных операций (проводит психолог)

Большие картинки из разных сказок разрезаны на части по типу пазлов по степени сложности для каждого ребёнка. Учащиеся собирают свои картинки, рассматривают их. Опрос по-очереди, начиная с самого слабого ученика.

– Из какой сказки твоя картинка?

Психолог подводит итог работы.

4) Гимнастика для глаз (проводит логопед)

5) Пальчиковая гимнастика

Этот пальчик маленький,
Мизинчик удаленький.
Безымянный кольцо носит,
Никогда его не бросит.
Ну, а этот – средний, длинный,
Он как раз посередине.
Этот – указательный,
Пальчик замечательный.
Большой палец, хоть не длинный,
Среди пальцев самый сильный.

Сжатые пальчики разгибать по-одному
в соответствии с текстом.
 

Пальчики не ссорятся.
Вместе дело спорится

Сжать пальцы в кулак и разжать и
разжать их.

6) Работа с графическими схемами предложений (проводит логопед)

Дети вслух читают своё предложение, вставляют маленькое слово-предлог, называют маленькое слово, выкладывают схему (у каждого ученика своё предложение,
которое написано на карточке). Предложения подобраны по степени сложности.

1. Из крана капает вода.
2.
В лесу громко поют птицы.
З. Мама поставила цветы
в вазу.
4. Машина быстро выехала
из ворот.
5. Нитки лежат
в большой синей коробке.
6. Мальчик достал учебники
из портфеля.

Логопед подводит итог работы.

7) Работа в тетрадях и на доске (проводит логопед)

Учащиеся слушают предложение, после чего чертят схему предложения. Предложения подобраны по степени сложности для каждого ребёнка.

1. Белка спала в дупле.
2. Никита слепил зайца
из пластилина.
З.
Из магазина дети принесли продукты.
4. Высоко
в горах лежит белый снег.
5.
В кустах прячутся трусливые зайчишки.
6. Мама привела малыша
из детского сада.

Логопед подводит итог работы.

V. Итог урока (проводит логопед)

Скакими предлогами мы сегодня познакомились?
– Что такое предлоги? Для чего они нужны?

Психолог подводит итог работы детей: у кого было больше правильных ответов, кто был самым активным, внимательным и лучше запоминал.



Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска «Детский сад № 333 «Теремок»

Пожалуйста, запишите номер Вашей заявки: 461243

Конспект НОД по обучению грамоте

с использованием системно-деятельностного подхода.

( Технология « Ситуация»)

подготовительная к школе группа с ТНР.

подготовила:

Тихонова Наталья Ивановна

учитель-логопед  I категории

Новосибирск, 2022.

Цель: формирование предпосылок читательской грамотности через развитие навыков в звуковом анализе слов с использованием технологии « Ситуация»

Задачи:

  1. Мотивировать детей на включение в деятельность, актуализировать знания в области речевого развития
  2. Актуализировать знания детей о звуках, закреплять умение дифференцировать гласные /согласные.
  3. Создать мотивационную ситуацию для преодоления затруднения;
  4. Формировать опыт фиксации затруднения и понимания его причины под руководством учителя – логопеда.
  5. Формировать интерес детей к решению проблемной ситуации,  формировать опыт открытия нового знания и опыт преодоления затруднения способом «придумать новый способ действия».
  6. Формировать опыт самостоятельного открытия.
  7. Закреплять умение читать слоги, слова.
  8. Восстановить в памяти детей то, что они делали, создать ситуацию успеха.

Материалы: 

Артикуляционная гимнастика:

1. Улыбочка

2. Дыхательное упражнение

3. Дудочка

4. Улыбочка

5. Лошадка

Дидактическая игры: «Найди свой замок», « Подбери звуковую схему к слову», «Звуковой анализ слова»

Графическое изображение буквы.

Характеристика звука с использованием символов.

Фонетическая ритмика со звуком З

Чтение слогов с буквой Зэ

Чтение слов с буквой Зэ.

Этапы занятий « Открытия» нового знания в технологии « Ситуация»

Этапы технологии

Дидактическая задача

Время

Содержание

Дидактическая игра

1. Введение в ситуацию.

(беседа, связанная с жизненным опытом)

Мотивировать детей на включение в деятельность, актуализировать знания в области речевого развития.

3 мин

Психологический настрой на совместную деятельность:

-Дружно улыбнемся,

За руки возьмемся.

Друг другу руки мы протянем,

Тепло сердец своих подарим.

-Ребята, давайте улыбнёмся друг другу и вспомним с каким хорошим настроением мы шли в наш детский сад. А когда шли, вдыхали свежий аромат осени. Потом мы маму поцеловали, улыбнулись и пошли  в группу.

 -Ребята, расскажите, когда вы шли в детский сад что вы видели вокруг?(ответы детей)

 - Правильно на улице много домов, а какие вам встречались дома?

- А как можно назвать все ваши дома? (многоэтажные)

- А в каких ещё домах живут люди? (изба, коттедж, дворец, замок и тд)

Показ трёх замков красного, синего и зелёного цвета.

- Вы знаете, кто живёт в этих домиках?

 (Буквы).

- И вы сможете поселить в эти замки жильцов? Хотите?

Артикуляционная гимнастика:

1. Улыбочка

2. Дыхательное упражнение

3. Дудочка

4. Улыбочка

5. Лошадка

2. Актуализация знаний и умений.

(знания и опыт необходимый для нового открытия)

Актуализировать знания детей о звуках, закреплять умение дифференцировать гласные /согласные

7 мин

 ( дети за тремя столами различают буквы и прикрепляют к соответствующему домику)

 - Ребята, почему вы поселили эти буквы в красный домик?

(потому-что они гласные)

-А почему в этот домик с разноцветной крышей?

( потому-что они согласные)

- А в этом домике кто живёт?

( мягкие согласные)

- А в этом домике кто живёт?

( твердые согласные)

  - Ребята, подскажите мне, как можно различить, гласную  букву от согласной?

(ответы детей)

  - Ребята, вот вы сейчас говорите

 « Звуки», « Буквы», а чем они различаются?

( звуки мы произносим и слышим, а буквы пишем и читаем)

Дидактическая игра

«Найди свой замок».

3. Затруднение в ситуации.

( сталкиваются с затруднением , чтобы открыть новое знание)

1. Создать мотивационную ситуацию для преодоления затруднения;

2. Формировать опыт фиксации затруднения и понимания его причины под руководством учителя – логопеда.

3 мин

- Ребята, приготовила таблицы для звукового анализа, и  картинки. Но они перемешались, и  теперь не знаю, какую куда прикрепить. Вы сможете это сделать?

( дети коллективно ищут нужную схему к картинке)

Дидактическая игра:

« Подбери звуковую схему к слову»

4. « Открытие»  нового знания.

(организация нового знания)

Формировать интерес детей к решению проблемной ситуации,  формировать опыт открытия нового знания и опыт преодоления затруднения способом «придумать новый способ действия».

6 мин

- ребята, почему у нас не получается?

( потому что  мы не знаем,  какая буква должна быть в окошке)

- ребята, какой звук встречается чаще всего в этих картинках?

( звук З)

 - Правильно давайте мы его произнесём.

Приложите ладошку  к губам, звук свободно выходит из ротика)

( нет)

- значит, какой он?

( согласный)

 - закройте ушки, звенит в ушах?

( нет)

- Значит, какой он?

(звонкий)

 - Он боится злых волшебниц?

( Да)

 - Значит, какой он может быть?

( твёрдым и мягким)

 - Ребята, посмотрите, как будет выглядеть буква Зэ

 - Из скольких элементов она состоит?

( из двух)

  - Назовите элементы, из которых состоит буква З.

( две полоски в форме полуовала)

 -Ребята, я вам предлагаю написать букву Зэ, но для этого нужно размять наши пальчики.

(пальчиковая гимнастика.

За-за-за - ходит по двору коза.

Зы-зы-зы - злые глазки у козы.

Зы-зы-зы - остры рожки у козы.)

 - теперь наши пальчики готовы и что мы будем сейчас делать?

( писать букву)

 - Как мы будем выполнять это действие?

(писать букву несколькими способами)

 - Которые придумаете сами: с помощью мела и доски, но обратите внимание, здесь лежит губка, как вы думаете, для чего она нужна?

( чтобы стирать букву)

 - давайте вы выберите себе пару и сами определитесь, кто будет писать букву, а кто стирать её.

( дети выполняют, проговаривая: Я написал букву Зэ, а я стёр букву Зэ)

 - Молодцы ребята , а сейчас давайте, мы  полностью опишем звук З с помощью схемы, кто готов?

- Ребята, но на доске написана буква Зэ, что нужно сделать чтобы на письме обозначить звук З?

( нужно поставить квадратные скобочки)

 - А теперь давайте опишем его, используя символы.

( согласный, звонкий, бывает твердый и мягкий, обозначается синим и зелёным цветом)

Дидактическая игра:

1.«Звуковой анализ слова»

2. Графическое изображение буквы.

3. Характеристика звука с использованием символов.

5. Включение нового знания в систему знаний ребёнка.

(новое знание  используется совместно с освоенными ранее)

1. Формировать опыт самостоятельного открытия.

2.Закреплять умение читать слоги, слова.

8 мин

 - ребята,  давайте вернёмся к нашим картинкам и звуковым схемам. Посмотрите на свою схему, какой звук не обозначен в ней?

( звук З)

 - в первой схеме, где находится звук?

(в начале слова)

-Какая картинка подходит к этой схеме?

( Замок)

( дети по аналогии выполняют действия с другими картинками)

- Ребята, что мы можем сделать с буквой Зэ?

( мы можем читать слоги с буквой.)

- Ребята давайте  прочитаем вот эти слоги и произнесём их с движениями.

( Дети читают слог на букву З, и выполняют соответствующее движение по фонетической ритмике.)

 - А еще что мы можем сделать с буквой Зэ?

(читать слова)

- Ребята выберите каждый тот конверт картинка которого вам понравилась, и определите по картинке, где находится звук З?

(ответы детей)

 - Кокой это звук, твёрдый или мягкий?

 - Почему?

 - А теперь, откройте  конверты, что там лежит?

( таблички со словами)

- Прочитайте их.

( дети читаю)

- соответствуют ли прочитанные таблички с картинкой на конверте?

( нет)

1. Фонетическая ритмика со звуком З

2. Чтение слогов с буквой Зэ

3.Чтение слов с буквой Зэ.

6. Осмысление.

Восстановить в памяти детей то, что они делали, создать ситуацию успеха.

3 мин

- так для чего нам нужно уметь читать и писать? –

( чтобы быть грамотными)

-Какие вы молодцы!

- Как вы думаете, зачем нам нужно различать, слышать и называть звуки?

( чтобы правильно говорить, читать и писать)

Где нам это пригодится?

( в школе)

 - Ребята, какие задания вам понравились сегодня на занятии?

- Какие задания были для вас трудными?

- А с какими заданиями вы справились легко?

Кто кому помог сегодня на занятии?

 - Кто подружился с буквой и звуком З - похлопайте, а кому она не понравилась  - потопайте.

- Всем спасибо за отличную работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка:Конспект занятия для средней группы "Золотая осень"

Данное занятие ставит своей целью научить ребят сравнивать и описывать природу в сентябре и октябре, учить слушать музыкальные произведения, развивать умение работать с витражными красками....

Методические разработки: Конспект занятия по ПДД «ТОРОПЫЖКА НА УЛИЦАХ ГОРОДА» с использованием современных образовательных технологий

Цель: Продолжать знакомить детей с ПДД. Совершенствование знаний и умений по основам безопасного поведения на дорогах города....

Методическая разработка "Конспект занятия по игровому стретчингу для детей старшей группы"

Конспект физкультурно-оздоровительного занятия с [[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"3226459","attributes":{"alt":"","class":"media-image","style":"width: 200px; height: 150px; "}}...

методическая разработка: конспект занятия с использованием Современно Образовательных Технологий «ДОМАШНИЕ ПТИЦЫ»

Конспект совместной деятельности взрослого и детей старшего дошкольного возраста с использованием технологии моделирования и  позновательно-исследовательских технологий....

Методическая разработка.Конспект занятия.Коллективная аппликация.

Коллекивная аппликация"Зимующие птички у кормушки"...

Методическая разработка.Конспект занятия. Формирование целостной картины мира.Расширение кругозора.

Конспект занятия по экологическому воспитанию  Дикие животные"Волк"...